«…Церковь во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, известная больше под именем Никитской, находится в северо-западной части древняго земляного города близ р. Лыбеди.
Время первоначальнаго основания церкви на этом месте нужно относить к глубокой древности.
В киевской летописи по Ипатьевскому списку под 1174 г. в сказании об убиении великаго князя Андрея Боголюбскаго упоминается Арсений Игумен «св. Кузьмы и Демьяна», который пришел в Боголюбов на третий день после совершившагося там события и сказал боголюбовским клирошанам: «долго нам зревшим на старейшия игумены и долго сему князю лежати, отомкните ботницу, да отпою над ним». Естественно предположить, что этот игумен пришел из г. Владимира, где и действительно были и другие монастыри, например Георгиевский, Спасский-Златовратский, следовательно были и другие игумены; а так как в Предтеченской церкви издавна существует престол во имя св. Космы и Домиана, в других же Владимирских церквах такого престола нет и не было, то и можно думать, что на месте нынешней Предтеченской церкви и был вышеупомянутый Козмодамьянский монастырь. Но что это был за монастырь и долго-ли он существовал, об этом не имеется никаких сведений, и судьба церкви на этом месте до XVII в. остается совершенно неизвестной. В ХVІІ же веке церковь занесена в патриаршия окладныя книги, в которых под 136 (1628) г. значится «церковь великаго Христова мученика Никиты в земляном городе... дани восемнадцать алтын 4 деньги наместничьих и заезда гривна».
В 1633 г., как это видно из сохранившагося в церкви антиминса, освящена была церковь во имя св. великомученика Никиты, а в 1656 г. — в честь Рождества Пресвятыя Богородицы. Но остается неизвестным, были-ли это две отдельныя церкви, или были только два придела в одной церкви; не известно, по какому случаю оне были выстроены, были-ли оне каменныя или деревянныя и как долго оне существовали. В 1656 г. — по дозору Семена Извольскаго - церковь стала платить дани рубль 22 алтына с деньгою. В конце XVII столетия при царях Иоанне и Петре Алексеевичах Никитская церковь была ружною, как это видно из надписи на сохранившемся от того времени кресте; из этой же надписи видно, что главный престол тогда был во имя св. Иоанна Предтечи. В 1710 году при Никитской церкви был священник; так же и в 1715 году, как видно из патриарших данных книг. В 1746 г. церковь платила дани два рубля 6½ коп.
Затем в Топографическом описании провинциальнаго г. Владимира 1761 года мы находим о Никитской церкви следующее известие: «церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи и при ней придел св. великомученика Никиты каменные построены в давних годах, а издревле по писцовым книгам оная церковь пишется по приделу во имя великомученика Никиты».
Вместо этой каменной церкви, вероятно по ея ветхости, в 1762 г. на средства Владимирскаго купца Семена Лазарева начата была постройкою новая каменная церковь; освящена она была в 1765 г. Владимирским епископом Павлом. Церковь была выстроена трехэтажная, имела форму продолговатаго четыреугольника; престолы ея были расположены в трех этажах: внизу в теплой церкви во имя св. Козмы и Дамиана, в среднем этаже во имя св. Иоанна Предтечи, а в третьем этаже во имя св. великомученика Никиты.
В таком виде церковь оставалась до 1849 г. В этом году на средства Владимирскаго купца П. В. Козлова с северной и южной стороны храма сделаны были пристройки в уровень с карнизом втораго этажа церкви. Окна были сделаны только на уровне втораго этажа, внизу же не было.
Для соединения пристроек с нижнею теплою церковью в стенах ея пробиты были арки. Внизу, кроме средняго, прежняго престола было устроено еще два престола, — в правой стороне во имя св. апостолов Петра и Павла, и в левой во имя св. великомученика Никиты; последний был устроен вместо упраздненнаго престола в 3-м этаже церкви. Эта пристройка делала неудобной и верхнюю и нижнюю церкви, ибо ни той, ни другой не давала достаточно света; поэтому в 1869 г. на средства Владимирскаго купца Н. Л. Философова произведены были новыя переделки: в нижнем этаже пристроек пробиты были окна; приделы разделены на два этажа и в верхнем этаже соединены с верхнею церковию большими арками. В 1887 г. в верхнем этаже пристройки с правой стороны устроен на средства прихожанина П. А. Козлова иконостас и престол в честь Рождества Пресвятыя Богородицы, очевидно, в память когда-то бывшаго здесь таковаго-же придела.
После всех этих перестроек в настоящее время церковь получила вид креста, продольную линию коего составляет прежняя церковь, построенная в прошлом столетии, а поперечную— пристройки 1849 г. Главный алтарь церкви полукруглый. На наружных стенах храма обращают на себя внимание наличники на окнах: на верхней части наличников третьяго этажа сделан лепной трехгранный выступ и на нем лепной лик архангела. Крест на церковной главе четвероконечный прорезной, на вершине его корона, которую держат два ангела; внизу креста полумесяц.
При церкви довольно высокая каменная колокольня, построена одновременно с нею. У подножия креста колокольни прикреплен вращающийся ангел.
Престолов в настоящее время в церкви пять: в средине верхняго этажа во имя св. Иоанна Предтечи, с правой стороны его в честь Рождества Пресвятыя Богородицы; в нижней церкви в средине в честь св. Космы и Дамиана, а по бокам в честь св. апостолов Петра и Павла и в честь св. великомученика Никиты.
Иконостас Предтеченскаго храма работы прошлаго века; на царских вратах резное изображение Благовещения Пресвятыя Богородицы; над престолом устроена деревянная сень.
В иконостасе Предтеченскаго храма сохранилось несколько икон древняго письма. В церковной ризнице сохранились два старинных антиминса 1633 и 1656 г. г. На первом (из грубаго холста, мерою в 4 вершка) надпись: «освятися от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа святаго славнаго великомученика Христова Никиты. Освящена бысть сия церковь в лето августа ко дню при Благоверном Государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче всея Руссии и при его Благоверной царице и великой княгине Евдокие Лукьяновне и при их Благородных чадех и при Святейшем Иасафе патриархе Московском и всея Русии. На другом антиминсе написано: «освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа въ церкви Пресвятыя Богородицы чеснаго Ея Рожества. Священа бысть церковь сия влето ноября в 1 день на память святых апостол Ераста олимба и родиона и прочих. При Благоверном Государе царе и великом князе Алексие Михайловиче всея великия и малыя и белыя Росии Самодержце при Его благоверной царице Марие Ильиничне и при благоверном царевиче князе Алексие Алексиевиче и при благоверных царевнах и при великом Государе святейшем Никоне патриархе Московском всея великия и малыя и белыя Росии».
Сохранились также старинные оловянные сосуды — потир, лжица и ковш (надписей на них никаких нет), крест серебряный вызолоченный с 33 частицами св. мощей и следующей надписью: «мощи св. животворящаго древа Господня, кровь св. Иоанна Предтечи, младенцев от Ирода избиенных, Лазаря четверодневнаго, Богапраматере Анны, апостола Андрея Первозваннаго, апостола и евангелиста Матфея, Луки, Марка, апостола Филиппа, первомученика и архидиакона Стефана, великомученика Георгия (далее перечисляются другие угодники)... Сей животворящий крест Господень со св. мощами построен града Владимира в ружную церковь Иоанна Предтечи и великомученика Никиты Благовещенскаго собора, что у великих Государей на сенях, ключарем Иоанном Владимирцем во славу Пресвятыя Троицы и Пресвятыя Богородицы и всех святых и во освящение притекающих к нему и лобзающих его, в поминовение рода моего и моего недостойнаго лица. 7202 (1694) марта 30 дня». — В церковной библиотеке сохранились 12 книг месячных миней с надписью по листам в виде скрепы «Благовещенскаго собора, что у великих Государей, ключарь Иоанн Афанасьев сын Владимирец приложил есм в церковь св. славнаго пророка и крестителя Господня Иоанна и св. великомученика Никиты, яже во граде Владимире, во славу Пречестныя Троицы Отца и Сына и Св. Духа и в честь Богородицы и во славу всех святых Божиих и в вечное спасение души моея грешныя и всех православных христиан».
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1812 г., исповедныя росписи с 1829 г.
Причта по штату положено - священник и псаломщик. Содержание его составляют: проценты с капитала 4035 р., пожертвованнаго разными лицами на вечное поминовение, доходы от служб и требоисправлений и арендная плата за принадлежащия церкви сенокосныя пожни — всего до 1400 р. в год.
Земли при церкви усадебной, на коей выстроены церковные дома, 600 кв. саж., и сенокосной у Дудорова озера 2 десятины 421 кв. саж, и под деревнею Ладогою 2 дес. 877 кв. с. На первую пожню имеются план и межевая книга, а на вторую только духовное завещание жертвовательницы.
Причт помещается в церковном каменном доме, выстроенном на средства купца Философова в 1876 г.
Приход Никитской церкви в 1780 г. был небольшой и состоял большею частию из крестьян деревни Семязина и ямщиков, которые жили близ церкви за земляным валом на нынешней Мещанской улице. В 1794 г. числилось дворов: купеческих 3, мещанских 4, ямщиков 11, крестьянских в дерев. Семязине 32, а в полусельце Тельмячееве 3, разночинцев 7, в них было 136 д. м. п. В 1876 году д. Семязино приписана к Казанской церкви Ямской слободы, часть сельца Тельмячеева - к Сретенской церкви, что в Солдатской слободе. В настоящее время в приходе по клировым ведомостям числится 193 д. м. п. и 231 ж. п.; все православные и живут в гор. Владимире.
При Предтеченской церкви имеется церковно-приходская школа, которая помещается в особом доме, построенном в 1887 г. на средства купца Н. Л. Философова…»
Источник: Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии / сост. В. Добронравов; [В. Березин]. - Владимир: Типолитография В.А. Паркова, 1893-1898.; 22 см . - 5 т. Вып. 1: Владимир и Владимирский уезд. – 1893, стр. 79-84
ГПИБ