ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Владимир. Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы..


Владимир. Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Раннемосковский
Год постройки:приблизительно 1490 - 1510. 1960 г.: И. А. Столетов (реконструкция).
Адрес:
г. Владимир, поселок Воровского, 37а

Координаты: 56.13172, 40.39923
Входит в коллекцию:Домонгольские храмы Древней Руси
Проезд:Исторический центр Владимира, территория Свято-Успенского Княгинина женского монастыря





Сортировка:

Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Dmitry N.
3 октября 2020
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
3 октября 2020
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
3 октября 2020
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Altaets
18 апреля 2020
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Altaets
18 апреля 2020
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Ole Lukoye
11 мая 2019
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., Вид с юго-запада<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 апреля 2018
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., Вид с юга<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 апреля 2018
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., Вид с запада<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 апреля 2018
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., вид с юга<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 января 2012
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., вид с севера<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
7 февраля 2009
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Вид с территории монастыря.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Вид с территории монастыря.
Олег и Светлана Кузьмичевы
3 января 2008
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
JuNe
15 июля 2005
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
JuNe
15 июля 2005
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., Южный фасад<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Южный фасад
Олег Щёлоков
24 марта 2005
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
3 октября 2020
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
3 октября 2020
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 апреля 2018
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 апреля 2018
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 января 2012
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 января 2012
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Ole Lukoye
11 мая 2019
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Ole Lukoye
11 мая 2019
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
masterbibigon
10 мая 2015
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
masterbibigon
10 мая 2015
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., паникадило<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
паникадило
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., входной портал в храмовую часть<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
входной портал в храмовую часть
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий Моченов
12 января 2019
Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы., Успенский собор Княгинина монастыря до реставрации.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Успенский собор Княгинина монастыря до реставрации.
Сергей Ковров



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  13 февраля 2006

Супруга великого князя Всеволода III княгиня Мария Шварновна у северо-западной стены Среднего города на высоком берегу Лыбеди основала женский княжеский монастырь, получивший название Княгинина. В центре монастырского двора в 1200-1201 гг. был возведён Успенский собор. Здание храма не сохранилось, а существующий собор строился на месте древнего на рубеже XV-XVI вв. При строительстве были использованы оставшиеся части стен старого сооружения. 

Нынешний Успенский собор Княгинина монастыря представляет собой большой кирпичный храм с двумя приделами, галереей и мощной главой. Наружные стены завершены закомарами, над которыми возвышаются два яруса килевидных кокошников, ставших основанием для светового барабана. В нижней части стены здания можно увидеть границу перехода от старых стен древнего собора к более поздней части. Древний кирпич был тонким, замешанным на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки. В храм входили через порталы, а при раскопках были найдены цветные майоликовые плитки, которыми был выложен пол в древнем храме.

По свидетельству летописцев, можно судить о погребении в XIII в. в стенах храма княгини Марии, основательницы монастыря, её сестры Анны и дочери великого князя Александра Невского. Гробницы находятся в наружных стенах боковых фасадов, а это означает, что в старину к восточным углам храма примыкали специальные приделы-усыпальницы. Кроме княжеских погребений, в Успенском соборе существует гробница некоего купца Авраамия. По преданию, этот человек добывал для владимирского князя сведения о замыслах волжских булгар. Они схватили смелого купца и казнили, а его останки выдали русской стороне. В 1230 г. мощи этого купца-страстотерпца были торжественно привезены во Владимир и с великими почестями захоронены в одном из приделов Успенского собора. 

Во внутреннем интерьере собора о его древнем предшественнике напоминают полукружия апсид, кресчатые столбы и небольшой аркосолий в северной стене. И всё же характер существующего интерьера несёт на себе отпечаток рубежа XV-XVI вв. Пространство храма наполнено простором и светом, широкая гладь стен создаёт впечатление единого пространства. Арки, на которых покоится купол, расположены ступенями по отношению к сводам боковых нефов. Это создаёт ещё лучшие условия для освещения сквозь окна барабана. Исследователи предполагают, что строители всё же пытались воспроизвести внешний облик древнего храма, так как особенности этого здания прослеживаются в сооружениях домонгольской Руси. Стены собора полностью покрыты фресковой росписью, которая была расчищена реставраторами уже при советской власти. Роспись была выполнена по заказу русского патриарха Иосифа в середине XVII в. В храме работали московские художники, «государевы иконописцы». Во главе артели стоял известный мастер Марк Матвеев, кисти которого принадлежат многие фрески в Успенском соборе Московского кремля.

Трудно в несколько строк уместить описание росписи храма, поэтому на страницах книги внимание уделено лишь нескольким сюжетам. Одна из самых больших композиций расположена в своде алтарной апсиды. Она отражает сюжет, раскрывающий главное таинство: превращение хлеба и вина в плоть и кровь Спасителя. Процессия ангелов несёт святые дары. Наверное поэтому красочное множество образов дало композиции название Великого выхода. Слева и справа на стене апсиды расположена композиция на сюжет Причащения апостолов Христом (Евхаристии). Фреска на лицевой плоскости алтарной арки представляет обширную картину на сюжет Успения Богородицы. Рассказ о деяниях Богородицы продолжен и в росписи на южной стене храма. Он представлен серией символических изображений чудес, связанных с жизнью и посмертными явлениями Богородицы.

Исследователи отметили наличие в росписи стен храма изображений владимирских князей, в том числе и Андрея Боголюбского. В угловых крестовых сводах представлены огромные изображения Христа, Богоматери и Саваофа. Но самое сильнео впечатление производит изображение сцены Страшного суда, расположенное на западной стене собора. В отличие от Дмитриевского и Успенского соборов, где подобная композиция делилась на части и была написана на сводах, арках и столбах, в этом храме художникам представилась возможность использовать обширную поверхность гладкой стены. Композиция «Страшный суд» выполнена мастерски. Художники умело преодолели сложность сюжета и создали ясную, многосоставную композицию, хорошо понятную зрителям. Эта огромная фреска привлекала внимание и художественностью исполнения. Колорит росписи наполнен вишнёво-красными, пурпурно-фиолетовыми, зеленовато-голубыми и золотистыми тонами. Формы изображений отточены, фантастические и реальные существа выглядят хрупкими и изящными. Люди и небожители выглядят слегка встревоженными. Гармонируя с интерьером храма, роспись создает радостное настроение несмотря на мрачную суть сюжета.

Из книги: Ермакова С.О. Владимир и Суздаль. – М.: Вече, 2005. Стр. 91-94


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  8 апреля 2017

Исходя из того, что второй каменный собор строили в Княгинином монастыре на фундаменте его предшественника, принимая во внимание косвенные свидетельства, некоторые исследователи предполагают, что этот храм во многом повторял формы древнего собора, который, в свою очередь, строили с оглядкой на Димитриевский собор города Владимира. В самом деле, если закрыть глаза на ступенчатый верх Успенского собора, формируемый двумя рядами килевидных кокошников (одна из главных отличительных особенностей "раннемосковского зодчества"), и на отсутствие белокаменной резьбы на его фасадах, а также мысленно убрать опоясывающую его галерею с приделами, то придётся признать: Успенский собор весьма похож на Димитриевский - примерно те же пропорции, то же членение фасадов, те же чуть пониженные относительно высоты основного объёма апсиды, тот же барабан со шлемовидной главой и т.д. Ближайшие "истоки" раннемосковского зодчества находились здесь, во Владимиро-Суздальской земле, поэтому именно здешняя архитектурная парадигма легла в основу зарождавшегося московского зодчества. В случае с Успенским собором Княгинина монастыря интересна географическая "закольцованность" этого культурологического сюжета, выражением которого стало возрожение древних владимирских традиций именно во Владимире. Вот и в Успенском соборе ступенчатый верх храма выполнен в новых московских традициях. Прясла фасадов завершаются закомарами (с южной, западной и северной сторон они снабжены ложными "древнерусскими" окнами), над которыми уступами возвышаются два яруса кокошников: нижний квадратный в плане и верхний, в основании барабана, круглый. Такая структура визуально подчёркивает устремлённость постройки вверх - на последнее работает и большая, по сравнению с закомарами, заострённость "килей" кокошников.

Дореволюционные фотографии Успенского собора печально удивляют несоразмерностью здания, которая возникла после его надстройки дополнительным высоким барабаном с луковичной главкой. Четырёхскатная крыша, скрывшая два яруса кокошников, и вовсе превращает храм в своеобразный "сундук". В 1920-х и 1959-1960 годах все эти наслоения были убраны, и собор вернул себе удивительную стройность. Три апсиды, из которых центральная превышает своими размерами боковые, поднимаются почти на высоту основного четверика. В них прорезаны щелевидные окна-бойницы; верх украшен профилированным карнизом и типичным декоративным поясом, "рифмующимся" с декоративным поясом барабана. Это один из основных (если не основной) элементов скупого и вместе с тем стилистически изысканного оформления храма. Симметрия южного и северного приделов Успенского собора весьма приблизительна. "Общая" их форма почти совпадает, но в своих архитектурных линиях южный придел более разнообразен. В 1820-х годах приделы были соединены обширной западной папертью-притвором. В основной объём собора ведут три входа: центральный - из притвора; и боковые - из приделов. Все входы оформлены хорошо знакомыми нам по архитектуре ХV- ХVII веков мощными перспективными порталами, украшенными многоцветной живописью и выразительными архитектурными деталями (вроде традиционных "дынек"). Эти порталы служат своеобразным предисловием к красочному фресковому ансамблю, сплошным пышным ковром покрывающему храм внутри. Особенности его внутренней планировке выглядят следующим образом: четыре столпа разбивают пространство на три продольных нефа. К восточной паре столпов с запада примыкает невысокий двухъярусный иконостас - разумеется, новейшего происхождения. За ним - алтарная часть. Над центральным квадратом - световой барабан с куполом, который установлен на столпы с помощью подкупольных арок и парусов. Подкупольные арки находятся выше сводов боковых нефов, что отвечает внешней структуре верхней части здания, где переход от фасадов к завершению устроен "ступенями", в качестве которых выступают пояса кокошников.

Самые интересные композиции находятся на южной, западной и северной стенах. Отсутствие лопаток и хоров позволили авторам развернуть на просторной глади стен целые многофигурные повествования в красках. Живопись храма отличается чистотой красок, тонко отрисованными и подробно выписанными фигурами, чьи эмоциональные характеристики передаются жестами, наконец удивительно нарядными одеждами. Вообще, "нарядность" - один из главных признаков этого фрескового ансамбля, по общему мнению искусствоведов перекликающегося с росписями Успенского собора Московского Кремля.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №180, 2016 г.


Сергей Ковров   29 марта 2018

Восстановленный памятник — Успенский собор Княгинина монастыря (XV-XVI вв.). Монастырь основан на рубеже XII-XIII вв. женой Всеволода III Марией Шварновной (отсюда название — Княгинин). В 1200-1201 гг. здесь был построен Успенский собор, от которого сохранился лишь фундамент. На этом основании древнего здания в конце XV — начале XVI века был сооружен новый собор в характерных для того времени формах: без скульптурного декора, но завершенный живописной короной из двух ярусов кокошников. Интерьер храма сохраняет полный комплекс фресок XVII века, созданных московскими живописцами во главе с крупным мастером Марком Матвеевым. В последующие годы перестройки исказили внешний вид строения.

Архитектурная реконструкция здания осуществлена в 1960 году по проекту И.А. Столетова, восстановлен его прежний облик. После завершения реставрационных работ по укреплению росписей Успенский собор Княгинина монастыря станет интереснейшим музейным объектом.

Источник: Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973.
http://book33.ru/arxitekturnye-pamyatniki-goroda-vladimira/uspenskij-sobor-knyaginina-monastyrya-gorod-vladimir-istoricheskij-oblik.html


Лидия Басманова
 
Лидия Басманова  15 июля 2018

На территории Княгинина монастыря Владимира вот уже более пяти веков (историки беспомощно разводят руками и не могут установить точный возраст, ибо при польско-литовских набегах в начале XVII века погибли архивы – при датировках ориентируются лишь на аналоги), стоит прекрасный архитектурный памятник – Собор Успения Пресвятой Богородицы. Нынешний его облик складывался в течение нескольких веков.

Первый каменный храм, сложенный из плинфы, появился здесь еще в 1202 году – но был разрушен, как и многие его архитектурные современники, в ходе татарских набегов 1238 и 1411 годов, когда, по словам летописца, “пришедше безбожии татарове изгоном к Володимиру и граду много зла твориша, и церковь сборную разграбиша, а град пожгоша, и от того огня колокола разлияшася, а людей много изсекоша, а иных в полон поведоша” От первого храма уцелели лишь фундамент и остатки разрушенных стен, рассыпавшиеся фрагменты которых сохранились в культурном слое почвы вокруг храма – они были обнаружены в ходе научно-исследовательских работ, предварявших последнюю реставрацию 1958-1960-х годов. Из раскопов тогда было поднято, кроме множества плинфяных деталей, значительное число лекальных кирпичей, обломков полуколонок, ступенчатых пилястр, подтвердивших догадку о богатом декоративном убранстве не дошедшего до наших дней храма. На первоначальном фундаменте в первой половине XVI века был возведен новый, уже кирпичный, собор, причем нижняя часть его стен выложена из той самой древней плинфы – пригодилась.

И именно эта, вторая по счету, версия Успенского собора дошла до наших дней, правда, изменившись до неузнаваемости. Многочисленные коррективы вносились поэтапно – в несколько приёмов была совершенно видоизменена первоначальная паперть с приделами, позакомарное покрытие сменилось на четырехскатное, а самой нелепой в череде перестроек стала трансформация в 1781 году главы собора (разобрана П. Д. Барановским в 1924 году).

В описи Княгинина монастыря 1665 года читаем: ”В монастыре церковь Успения Пресвятой Богородицы каменная, покрыта вновь тесом, и на той церкви глава вновь сделана древяная большая, покрыта по тёсу чешуёю осиновою; алтарь и закомары покрыты тёсом; на той же церкви на стене на южной стране от святых ворот киот древяная покрыта чешуёю же, в киоте писано стенное письмо: образ Успения Пресвятой Богородицы. У той же церкви два придела, на них главы крыты чешуёю древяною, алтарь и паперти крыты тёсом же”.

Понятное дело, ни осинового лемеха, ни тесовых кровель мы сейчас не увидим – а жаль, было бы очень колоритно. И сразу возникает вопрос – а есть ли сейчас у нас в стране хоть где-нибудь каменные храмы, крыты тёсом и чешуёю древяною?

Согласно архивным описям монастыря, первоначально в XVI веке Успенский собор имел единственный, южный Благовещенский придел, позакомарное покрытие которого вторило нарядному покрытию четверика собора - этот вывод был сделан также в ходе исследований 1958-1960-х годов. Высота придела была чуть ниже высоты южной апсиды. В конце следующего столетия галерея вокруг собора, вероятно, серьёзно пострадав во время одного из пожаров, кардинально перестраивается – верхняя часть придела с живописными закомарами разбирается, его высота уменьшается вдвое, а упростившееся покрытие становится посводным. С севера примерно в это же время симметрично пристраивается Христорождественский придел. На архитектурно-исторический период указывает характерный декор дошедших до наших дней окошек приделов.

“Ходовыя паперти” (т. е. галереи) перестраивались еще не раз. В середине того же XVII века к их юго-западной части была пристроена шатровая колокольня. В той же описи Княгинина монастыря от 1665 года читаем:”…колокольня каменная вновь сделана и покрыта белым железом и на колокольне два колокола больших благовестных вновь поставлены, да на той же колокольне старых колоколов: благовестный колокол да шесть зазвонных”. А в более поздней монастырской описи 1697 года дополнение: ”У соборныя церкви колокольница каменная шатровая, на ней крест железный, да на той же колокольнице часы боевые”.

И где же теперь наша шатровая колокольня с часами? В 1792 году её верхнюю часть разобрали, а спустя четыре года над южными монастырскими вратами возвели новую мощную трехъярусную колокольню, не чета прежней, шатровой. Опись монастыря второй половины XIX века гласит: ”Над святыми вратами с южной стороны устроена в начале нынешнего столетия новая колокольня, а прежняя, шатровая, строение патриарха Иосифа, бывшая при Успенской церкви, разобрана”. На тот момент паперть до поры до времени пока еще прежняя, но и ей недолго осталось.

В 1820-х годах в монастыре были осуществлены очередные перестройки, в ходе которых подверглись кардинальной реконструкции старые галереи XVII века, в обновленную конструкцию которых был включён сохранившийся нижний ярус шатровой колокольни XVII века.

В 1781 году было решено ”благообразно приукрасить” и “оживить в духе времени” архитектуру древнего собора - над барабаном был надстроен восьмерик, луковичная глава которого возвышалась над зданием вплоть до реставрации 1920-х годов. В тех же 1780-х годах живописное позакомарное завершение собора вместе с кокошниками было частично разобрано, для обустройства четырехскатной “досадной новой железной крыши”.

После исторического перелома 1917 года, добротные каменные постройки монастыря не могли не привлечь внимания новых городских властей. После полного опустошения храмов (даже позолоту с иконостасов соскребали) в упраздненном монастыре расположился ”поселок имени Воровского” – все помещения, за исключением двух монастырских храмов, были отданы под жильё. Храмы перешли в собственность Владимирского губмузея, колокольню и окружавшие монастырь стены разобрали в 1932 году (кирпич пошёл на строительство 50-квартирного дома). До 1929 года Успенский собор использовался в качестве склада музейного имущества, после – как зернохранилище.

К великому счастью, в 1924 году во Владимире, в качестве ответственного представителя Академического центра Наркомпроса, работал специалист Главнауки, архитектор Петр Дмитриевич Барановский, изыскавший в те непростые годы возможность для обследования и частичной реставрации Успенского собора Княгинина монастыря и подтвердивший его историко-архитектурную ценность и необходимость присвоения памятнику статуса музея. В течение 1924-1925 годов были выполнены работы по разборке жуткого, надстроенного в 1781 году, барабана и расчистке остатков позакомарных сводов, о восстановлении которых в то время не могло быть и речи.

С 1945 года в Успенском соборе расположилась Владимирская реставрационная мастерская, а в 1958-1960-х годах её специалистами были осуществлены как разносторонние научные исследования, так и полноценная реставрация архитектурного памятника. Авторами проекта реставрации являются Александр Васильевич и Игорь Александрович Столетовы, представители владимирской династии архитекторов-реставраторов. В результате основному объему собора был возвращен исходный облик (на XVI век): четверик с трехъярусным завершением, пилястры фасадов, барабан со шлемовидной главой, размеры узких высоких окон – всё соответствует замыслу древних зодчих. А вот первоначальную паперть решили не восстанавливать – подремонтировали ту, что была построена в 1823 году, её и оставили. Кроме того, что немаловажно, были устранены опасные трещины и обновлены фрагменты кирпичной кладки стен полутораметровой толщины и сводов, а также восстановлены разрушенные металлические связи.

Облик Успенского собора, таким образом, на сегодняшний день представляет собой симбиоз архитектурных форм нескольких эпох.

Разумеется, самая колоритная восстановленная деталь собора – это кокошники с закомарами, которые пришлось выкладывать заново, ориентируясь на уцелевшие остатки древних оригиналов. Силуэт восстановленного здания ”заиграл” именно благодаря их возвращению – своей живописностью они компенсируют весьма лаконичную отделку стен четверика, ограничивающуюся тройным членением фасадов пилястрами. 12 нижних закомар, плюс 12 на верхнем невысоком четверике, плюс 8 кокошников, образующих восьмигранник у подножия барабана.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 августа 2024

«…В центре Владимира, неподалеку от Золотых ворот, расположена не очень известная для обывателей обитель Свято-Успенский Княгинин монастырь. Между тем именно здесь находится знаменитая чудотворная икона «Богородица Боголюбивая», явившаяся во сне князю Андрею Боголюбскому и написанная затем по его повелению. Эту женскую княжескую обитель основала у северо-западной стены Среднего города, на высоком берегу Лыбеди, супруга великого князя Всеволода III княгиня Мария.

В центре монастырского двора в 1200-1201 гг. был возведен Успенский собор. Здание храма не сохранилось, а существующий собор строился на месте древнего на рубеже XV-XVI вв. При строительстве были использованы оставшиеся части стен старого сооружения, рассказывает С. О. Ермакова в книге «Владимир и Суздаль» (М.: Вече, 2005).

Нынешний Успенский собор Княгинина монастыря представляет собой большой кирпичный храм с двумя приделами, галереей и мощной главой. Наружные стены завершены закомарами, над которыми возвышаются два яруса килевидных кокошников, ставших основанием для светового барабана. В нижней части стены здания можно увидеть границу перехода от старых стен древнего собора к более поздней части. Древний кирпич был тонким, замешанным на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки. В храм входили через порталы, а при раскопках были найдены цветные майоликовые плитки, которыми был выложен пол в древнем храме.

По свидетельству летописцев, можно судить о погребении в ХІІІ в. в стенах храма княгини Марии, основательницы монастыря, ее сестры Анны и дочери великого князя Александра Невского. Гробницы находятся в наружных стенах боковых фасадов, а это означает, что в старину к восточным углам храма примыкали специальные приделы-усыпальницы. Кроме княжеских погребений, в Успенском соборе существует гробница некоего купца Авраамия. По преданию, этот человек добывал для владимирского князя сведения о замыслах волжских булгар. Они схватили смелого купца и казнили, а его останки выдали русской стороне. В 1230 г. мощи этого купца-страстотерпца были торжественно привезены во Владимир и с великими почестями захоронены в одном из приделов Успенского собора.

Во внутреннем интерьере собора о его древнем предшественнике напоминают полукружия апсид, кресчатые столбы и небольшой аркосолий в северной стене. И все же характер существующего интерьера несет на себе отпечаток рубежа XV-XVI вв. Пространство храма наполнено простором и светом, широкая гладь стен создает впечатление единого пространства. Арки, на которых покоится купол, расположены ступенями по отношению к сводам боковых нефов. Это создает еще лучшие условия для освещения сквозь окна барабана.

Исследователи предполагают, что строители все же пытались воспроизвести внешний облик древнего храма, так как особенности этого здания прослеживаются в сооружениях домонгольской Руси. Стены собора полностью покрыты фресковой росписью, которая была расчищена реставраторами уже при Советской власти. Роспись была выполнена по заказу русского патриарха Иосифа в середине XVII в. В храме работали московские художники, «государевы иконописцы». Во главе артели стоял известный мастер Марк Матвеев, кисти которого принадлежат многие фрески в Успенском соборе Московского Кремля.

Одна из самых больших композиций расположена в своде алтарной апсиды. Она отражает сюжет, раскрывающий главное таинство: превращение хлеба и вина в Плоть и Кровь Спасителя. Процессия ангелов несет Святые Дары. Наверное, поэтому красочное множество образов дало композиции название Великого выхода. Слева и справа на стене апсиды расположена композиция на сюжет Причащения апостолов Христом (Евхаристии). Фреска на лицевой плоскости алтарной арки представляет обширную картину на сюжет Успения Богородицы.

Рассказ о деяниях Богородицы продолжен и в росписи на южной стене храма. Он представлен серией символических изображений чудес, связанных с жизнью и посмертными явлениями Богородицы. В росписи стен храма есть изображения владимирских князей, в том числе и Андрея Боголюбского. В угловых крестовых сводах представлены огромные изображения Христа, Богоматери и Саваофа. Но самое сильное впечатление производит изображение сцены Страшного суда, расположенное на западной стене собора. В отличие от Димитриевского и Успенского соборов, где подобная композиция делилась на части и была написана на сводах, арках и столбах, в этом храме художникам представилась возможность использовать обширную поверхность гладкой стены.

Композиция «Страшный суд» выполнена мастерски. Художники умело преодолели сложность сюжета и создали ясную, многосоставную композицию, хорошо понятную зрителям. Эта огромная фреска привлекала внимание и художественностью исполнения. Колорит росписи наполнен вишнево-красными, пурпурно-фиолетовыми, зеленовато-голубыми и золотистыми тонами. Формы изображений отточены, фантастические и реальные существа выглядят хрупкими и изящными. Люди и небожители - слегка встревоженными. Гармонируя с интерьером храма, роспись создает светлое, торжественное настроение, несмотря на мрачную суть сюжета…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 435-436


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 декабря 2024

«…На рубеже XII—XIII веков жена Всеволода III княгиня Мария Шварновна основала в северо-западном углу Нового города женский княжеский Успенский монастырь, названный поэтому Княгининым. Подобно детинцу и Рождественскому монастырю, и этот монастырь был как бы «городком» внутри города, маленькой крепостью внутри большой четырехстолпный одноглавый кирпичный храм с широким членением фасадов, тремя мощными алтарными апсидами, двумя приделами. Особенно интересна система древнего верха храма (реставрирован в 1960 г. И.А. Столетовым). Над его фасадными закомарами возвышается прямоугольный постамент, в свою очередь обработанный килевидными кокошниками; венок меньших кокошников положен в основании барабана главы. Таким образом, верх храма имел характерную для XV—XVI веков ярусную композицию, а его низ был, возможно, опоясан галереей.

В ее центре в 1200—1201 годах был построен Успенский собор. О его судьбах в последующие столетия мы почти ничего не знаем, но существующее здание является постройкой рубежа XV—XVI веков. Это большой четырехстолпный одноглавый кирпичный храм с широким членением фасадов, тремя мощными алтарными апсидами, двумя приделами. Особенно интересна система древнего верха храма (реставрирован в 1960 г. И.А. Столетовым). Над его фасадными закомарами возвышается прямоугольный постамент, в свою очередь обработанный килевидными кокошниками; венок меньших кокошников положен в основании барабана главы. Таким образом, верх храма имел характерную для XV—XVI веков ярусную композицию, а его низ был, возможно, опоясан галереей. В последующее время, вероятно в XVI—XVII веках, были перестроены угловые приделы собора, в XVIII веке были растесаны алтарные окна, а в 1823 году здание окружила новая паперть, в состав которой вошла нижняя часть стоявшей у юго-западного угла собора колокольни XVII века.

Археологические исследования здания показали, что оно почти точно поставлено на основаниях храма 1200—1201 годов, повторяя его план, близкий плану Димитриевского собора. Но стены древней постройки были сложены не из белого камня, а из тонкого кирпича-плинфы на прочном известковом растворе с примесью кирпичной крошки: владимирские строители на рубеже XII—XIII веков вновь начали применять кирпич. При раскопках были найдены блоки такой кладки разрушенных верхних частей здания и, что особенно важно, — лекальные кирпичи от перспективных порталов и сложных «пучковых» фасадных пилястр. Подобные пилястры в зданиях конца XII — начала XIII столетия обычно связаны с разрабатывавшейся в эту пору русскими зодчими высотной композицией крестово-купольного храма, завершавшегося поднятой на ярусном основании главой. Это было передовое направление в архитектуре той поры, связанное с ростом городской культуры, переоценкой старых и поисками новых национальных форм культового здания.

Есть все основания думать, что Княгинин собор был одним из памятников этого течения. Возможно также, что ярусный верх существующего храма в какой-то мере воспроизводил сложную форму верха первоначального здания 1200—1201 годов. Однако оно, видимо, совершенно не имело каких-либо элементов скульптурного убора. Это был строгий монастырский собор, родственный в этом Успенскому епископскому и монастырскому Рождественскому собору.

Из летописей известно о погребении в Княгинином соборе в XIII веке его строительницы княгини Марии, ее сестры Анны, второй жены Всеволода III, жены и дочери Александра Невского. Но любопытно, что аркосолии с их погребениями находятся ныне в наружных восточных членениях боковых фасадов существующего храма (аркосолии теперь заложены). Следовательно, к древнему собору примыкали какие-то пристройки. Археологические разведки установили, что действительно храм изначально был окружен с трех сторон неширокой галереей, украшенной, как и сам собор, нарядным полом из цветных майоликовых плиток. Возможно, что восточные участки галереи занимали приделы — Благовещенский с юга и Христорождественский с севера. Здесь, в наиболее почетном месте, и находились погребения княгинь. Низкие галереи создавали ступенчатость силуэта здания, как бы предварявшую ярусность его верха.

С Княгининым собором связана интересная история с «мощами» некоего купца Авраамия, который вел разведку в земле волжских болгар в пользу владимирского князя, был в 1229 году схвачен ими и убит. Вокруг этого происшествия возникло шумное политическое дело: останки этого ловкого торговца в 1230 году были торжественно привезены во Владимир и с почестями положены в монастырском соборе как «мощи» нового «страстотерпца». В обстановке напряженной борьбы с восточными соседями эта новая «святыня» играла немалую политическую роль.

Войдем внутрь собора. Здесь о его связи с древним храмом напоминают крестчатые столбы, величественные полукружия апсид и маленький аркосолий в северной стене. Но весь облик интерьера принадлежит зданию конца XV — начала XVI века. Пространство храма характеризуется необычайной свободой и воздушностью. Стены не расчленены лопатками, их широкая гладь усиливает впечатление единства пространства; подпружные арки опираются на вделанные в стены профилированные консоли и широкие двухъярусные карнизы столбов. Арки, несущие купол, ступенчато повышены по отношению к сводам боковых нефов, создавая движение пространства кверху и лучшие условия для его освещения светом окон барабана. Эта система сводов и нашла свое выражение в ступенчатом, ярусном верхе здания, о котором мы говорили выше.

Интерьер собора сейчас особенно прекрасен благодаря его хорошо сохранившейся и расчищенной советскими реставраторами фресковой росписи (нераскрытой осталась роспись сводов). Она была исполнена по заказу патриарха Иосифа в 1647—1648 годах московскими «государевыми иконописцами» во главе с крупным мастером Марком Матвеевым, работавшим до того над росписью московского Успенского собора. Это один из ранних русских монументальных ансамблей, где с большой силой и яркостью проявляются новые художественные вкусы XVII века с их любовью к жизнерадостной красочности живописи, интересом к многосложной повествовательной подробности композиций, к реальным бытовым деталям, заимствованным из окружающей жизни. Вместе с тем в сложности росписи сказывается знакомство художников с разнообразной богословской литературой.

Портал западного входа, покрытый цветистой орнаментальной росписью, как бы предваряет художественный эффект живописного ансамбля. Роспись расположена в несколько ярусов, разделенных на отдельные «клейма». Изложить в кратком рассказе ее содержание нет возможности. Поэтому обратим внимание лишь на ее главные сюжеты. В конхе алтарной апсиды помещена большая композиция «Да молчит всякая плоть человеча», изображающая в очень сложном истолковании главное «таинство» — «Превращение» хлеба и вина в плоть и кровь Христа. Эти «святые дары» несет процессия ангелов, почему данная композиция называется также «великим выходом». Художник использовал эту тему для показа красочного и многолюдного зрелища. Ниже на стене апсиды, слева и справа, помещена композиция Евхаристия (причащение Христом апостолов).

В росписи алтарной части иллюстрирован также ряд рассказов «пролога» — книги избранных чтений о жизни святых и назидательных новелл. На лицевой стороне алтарной арки развернута большая композиция «Успения Богородицы», которому посвящен храм. Рассказ о Богородице продолжается и в росписи южной стены, где, начиная с третьего яруса, иллюстрирован акафист (похвала) богоматери, представленный в серии символических композиций и изображений чудес. Здесь множество любопытных подробностей, говорящих о наивном понимании художниками своих сюжетов. В росписи столбов интересны изображения владимирских князей, в том числе Андрея Боголюбского (на северной стороне юго-западного столба). Угловые крестовые своды заняты крупными изображениями Христа, Саваофа и богоматери Знамения, а основные коробовые своды — изображениями «двунадесятых праздников».

Но наибольшее впечатление производит композиция «Страшный суд», помещенная на западной стене. Раньше мы видели фрагменты этой композиции в росписях XII и XV веков в Димитриевском и Успенском соборах. Там она членилась на отдельные части, расположенные на сводах хор, арках и столбах. Здесь хор нет, и художники получили в свое распоряжение огромную плоскость стены, на которой они могли свободно развернуть свою грандиозную тему. И нужно сказать, что они показали себя выдающимися мастерами-монументалистами, великолепно использовав представившуюся возможность. Под окном — в кругу из крылатых серафимов — судия-Христос, на роскошном троне. По его сторонам — окруженные клубящимися облаками апостолы на престолах с сонмом ангельского воинства. К ногам судии припадают «прародители» Адам и Ева, молящие за род человеческий, ниже — ангелы суда, а внизу, над самым дверным проемом, крошечная обнаженная фигурка — человеческая душа, затерявшаяся в грозном многолюдстве судилища.

В нижней части стены помещены сцены ада и рая. Огромный чешуйчатый змей извивается в правой половине картины, опутывая своими петлями толпу осужденных на вечную муку грешников. Среди них выделяется группа иноземцев в западноевропейских и восточных костюмах; это не только «иноверцы» — «треклятые люторы» и «агаряне», — но и опасные конкуренты русских купцов и промышленников, это и определяет их посмертную судьбу. Сзади — в круге — момент воскрешения мертвых. В противоположном левом углу у входа, также в диске — символы «четырех царств». Адская зонд вымежевана светлым контуром — здесь «огнь неугасимый» и в особых круглых медальонах со вкусом представлены разновидности адских мук. Само тонкое тело змея унизано белыми бумажными кольцами с именами грехов — «убийство», «грабление», «гнев» и пр., рассчитанными на прочтение их молящимися. Справа в углу — сам ад и множество крылатых дьяволов. В левой половине — группа праведников и уже знакомая нам картина рая, куда апостол Петр (внизу) ведет оправданных судом. Врата рая изображены в духе архитектуры XVII века — такие ворота с шатриками на углах известны у ряда сооружений этой поры. Над ними — в круге — Богоматерь на троне, с двумя ангелами. В углу «лоно Авраамово» и райский сад, растительность которого переходит и на подоконник.

Многосложность сюжета очень умело преодолена художниками, создавшими ясную и в то же время многосоставную композицию, смысл которой хорошо доходил до зрителя и был дополнительно комментирован многочисленными надписями. Эта огромная картина, как и роспись в целом, привлекала внимание и своими чисто художественными качествами. Особенно хорош изысканный колорит росписи с ее пурпурно-фиолетовыми, вишнево-красными, зеленовато-голубыми, золотистыми тонами. Цветовому богатству фресок вторит мастерство композиции и отточенность форм, узорчатая орнаментальность, изящество множества реальных и фантастических существ, хрупкость и некоторая манерность подвижных, как бы охваченных тревогой людей и небожителей. Роспись прекрасно гармонировала с просторным и светлым интерьером храма, создавая отнюдь не мрачное и монашеское, но радостное и «мирское» настроение…»

Источник: Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. - М., «Искусство», 1967.

http://www.rusarch.ru/voronin1.htm



Комментарии и обсуждение


Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. собор использовался под музей [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 240].

27 марта 2013, Андрей Ершов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.