ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Владимир. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах.


Владимир. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах
Церковь. Не действует.  
Престолы:Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне)
Год постройки:Между 1795 и 1810.
Адрес:
Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, Золотые ворота

Координаты: 56.12674, 40.39705
Входит в коллекцию:Домонгольские храмы Древней Руси
Проезд:На автомобиле по трассе М7 - от Москвы въезд в город по указателю "Центр" 4км по главной никуда не сворачивая, от Нижнего Новгорода - 9км по главной никуда не сворачивая. Пешком от ж/д вокзала ст.Владимир и Автовокзала - 300м вверх по лестнице на ул. Б.Нижегородская, далее любым общественным транспортом направлением "к центру" 2 остановки.



Сортировка:

Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Altaets
18 апреля 2021
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Altaets
17 апреля 2021
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
3 октября 2020
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
20 августа 2020
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Панорам с юга, с Козлова вала<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Панорам с юга, с Козлова вала
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 апреля 2018
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
24 января 2015
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Вид с оборонительного вала<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Вид с оборонительного вала
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
14 мая 2014
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
19 ноября 2013
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
17 февраля 2013
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Виктор ГУРЬЕВ
28 июля 2009
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Вид с запада, с ул. Студёная Гора<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Вид с запада, с ул. Студёная Гора
Олег Щёлоков
17 февраля 2007
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
JuNe
15 июля 2005
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Золотые ворота<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Золотые ворота
Ирина
15 октября 2004
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, общий вид с Запада, с улицы Дворянской<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
общий вид с Запада, с улицы Дворянской
Олег Щёлоков
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
20 августа 2020
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
20 августа 2020
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Виктор ГУРЬЕВ
28 июля 2009
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 марта 2022
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 марта 2022
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Современное состояние свода храма.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Современное состояние свода храма.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
3 октября 2020
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Современное состояние превращённого в музей храма. На переднем плане диорама «Решающий штурм Владимира войсками хана Батыя 7 февраля 1238 года».<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Современное состояние превращённого в музей храма. На переднем плане диорама «Решающий штурм Владимира войсками хана Батыя 7 февраля 1238 года».
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
3 октября 2020
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
3 октября 2020
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
20 августа 2020
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Городской оборонительный вал<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Городской оборонительный вал
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 марта 2022
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Музейная экспозиция - диарама "Взятие Владимира татаро-монгольским войском"<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Музейная экспозиция - диарама "Взятие Владимира татаро-монгольским войском"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 марта 2022
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 марта 2022
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 марта 2022
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, вид с обзорной площадки музея "Старый Владимир"<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
вид с обзорной площадки музея "Старый Владимир"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
21 июля 2012
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, панорама Золотых ворот<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
панорама Золотых ворот
Ирина
15 октября 2004
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Вид с ЮЗ. Фотограф Герман Гроссман<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Вид с ЮЗ. Фотограф Герман Гроссман
Олег Щёлоков
1 июня 1958
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Вид с запада. Фотограф Герман Гроссман<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Вид с запада. Фотограф Герман Гроссман
Олег Щёлоков
1 июня 1958
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, 1958 год. Фото Германа Гроссмана<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
1958 год. Фото Германа Гроссмана
Сергей Ковров
1958
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Фотоколлекция Российского Этнографического музея<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фотоколлекция Российского Этнографического музея
Матвеев Владимир
01.01.1952 - 01.01.1970
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Почтовая открытка нач. ХХ века<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Почтовая открытка нач. ХХ века
Алексей Кротов
01.07.1910 - 01.07.1916
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Олег Щёлоков
01.01.1900 - 01.01.1917
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Олег Щёлоков
01.01.1900 - 01.01.1917
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Почтовая карточка<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Почтовая карточка
Алексей Кротов
01.01.1900 - 01.01.1917
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1917 гг.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1917 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1917 гг.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1917 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1917 гг.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1917 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1917 гг.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1917 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, "Пчела" Щербина Н.Ф. Спб1882<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
"Пчела" Щербина Н.Ф. Спб1882
Андрей Агафонов
1882
Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий Моченов
22 февраля 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 февраля 2004

В 60-е годы XII века н.э. во Владимире были построены торжественные въездные ворота города - Золотые ворота. Эти ворота даже своим названием должны были демонстрировать, что стольный город Северо-Восточной Руси - Владимир - ни в чем не уступает Киеву. В конце XVIII в. всвязи с осуществлением новой регулярной планировки города валы, примыкавшие к стенам Золотых ворот, были срыты. Это ослабило конструкции воротных опор. Для укрепления ворот по углам были пристроены контрфорсы, заключенные в круглые башни. В это же время были переложены из старого камня своды ворот, а на них возведена новая церковь из кирпича. В настоящее время подлинным является лишь основной кубический объем ворот с проездом; надвратная же церковь была полностью перестроена, и ее первоначальные формы неизвестны.

Золотые ворота - памятник древнерусской фортификации. Построены из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости сохранились одни - Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы - миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой.

С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых сохранился почти без изменений до конца XVIII - начала XIX вв., однако надвратная церковь "стояла без пения праздна многие лета". Только в губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г.

В настоящее время Золотые ворота входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Если немного углубиться в историю, то более чем за 8 веков своего существования Золотые ворота видели немало. Они были построены в тот славный период, когда Владимир был столицей Северо-Восточной Руси. Здесь, встречали Александра Невского, а много позднее - Екатерину II, карета которой застряла в створе, в результате чего оборонительные валы были срыты, а у памятника древнерусской архитектуры появилась новая деталь - два контр-форса (их мы и видим по сегодняшний день). Были около Золотых и российские президенты, и патриарх, и московский мэр.

После татаро-монгольского нашествия он был сильно поврежден и со временем пришел в запустение. Первое «финансирование» ворота получили от древнерусских князей, потом за их содержание отвечала государственная власть. В советский период здесь были магазины, располагался архив, жили несколько семей (в северной части здания, с окнами на университет), в 50-х гг. размещался «Гражданпроект». И только в 1956 г., в честь приближения 850-летия Владимира, Золотые ворота были преобразованы в музей.

До середины 1960-х помещение отапливалось «по-черному»: стояли четыре печки, в которые служащие подкладывали дрова (4-х вязанок хватало для обогрева), потом перешли на уголь. И только в начале 70-х здание подключили к ТЭЦ. Время от времени древнерусский памятник переживал легкий косметический ремонт. Белили ворота каждый год, что и помогло сохранить их от разрушения (чего нельзя сказать о Дмитриевском соборе). На большее же не хватало денег. Поэтому с годами штукатурка вся облетела, появились другие «дефекты». Только недавно А.И. Аксеновой удалось заполучить необходимую сумму денег, и был сделан капитальный ремонт Золотых ворот с применением новейших технологий. Так, например, красили ворота немецкой краской с удивительными свойствами: она позволяет камню «дышать», и в то же время с нее легко смывать городскую пыль и грязь.

Огромную работу по белому камню в части ХII века провела реставрационная мастерская во главе с директором А.Г. Скворцовым. Они осуществили антисептирование, гидрофабизацию белого камня и его побелку. Был укреплен бутовый камень. Также провели работу по штукатурке памятника, ремонту кровли, замене дверных полотен и оконных рам. Во внутреннем помещении музея установлена современная система вентиляции, несколько преобразована знаменитая диарама, которая была установлена в 1971 г., и все механизмы-переключатели, световые эффекты за 30 лет устарели. С помощью ВлГУ управление диарамой поставили на должный уровень. Вся работа по реставрации проведена за 3,5 месяца. При всем этом в Золотых воротах ни на день не прекращалось проведение экскурсий.

Владимирская епархия мечтает заполучить готовый объект, но, как заявила А.И. Аксенова: «Золотые ворота и их надвратная Ризоположенская церковь никогда не принадлежали епархии. И никаких разговоров о передаче ей исторического памятника быть не может».


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  5 июня 2004

Золотые ворота с Надвратной церковью Положения риз Богородицы во Владимире редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые.

Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы - миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Помимо оборонных целей ворота имели и триумфальный характер. Они оформляли парадный въезд в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Под их сводами проходили княжеские дружины, возвращавшиеся из походов. Владимирцы отмечали здесь торжественный въезд на великое княжение Александра Невского и Дмитрия Донского, здесь они не раз провожали своих воинов на защиту Родины. Боевая башня, триумфальная арка, церковь - все сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот - главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском.

С двух сторон башню с Надвратной церковью сжимала земляная насыпь городской крепости. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых ворот сохранился почти без изменений до конца XVIII - начала XIX вв., однако Надвратная церковь "стояла без пения праздна многие лета". Только в губернское время здание было серьезно перестроено. Валы по бокам для удобства проезда в город были отняты, сама башня окружена полукруглыми пристройками, скрывающими контрфорсы, поддерживающие арку вместо убранных валов. Надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г. В это же самое время Золотые ворота счастливо избежали погибельной участи быть городской водонапорной башней, отдельное строение для этого специально было выстроено неподалеку, на еще более высокой точке древних оборонительных валов.

В настоящее время Золотые ворота используются как музей военной славы Владимирцев, входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Под сводом Надвратной церкви в ее помещении устроена большая историческая диорама взятия города татаро-монгольскими ордами, страшной битвы, которая началась ранним утром 7 февраля 1238 года.

В последние годы Золотые ворота качественно и полностью отреставрированы. Фасады из белого камня вручную очищены от копоти и сажи, покрыты невидимым защитным водоотталкивающим составом, укреплены известковым раствором, с них полностью убраны какие-либо крепежные детали подвески контактной городской троллейбусной сети. Кровли устроены из меди, купол вновь позолочен. Над центральной аркой написана икона Владимирской Богоматери. По специальному проекту разработана и смонтирована ночная подсветка.

Во Владимире сложилась традиция свадебных кортежей с молодоженами под звуки клаксонов троекратно объезжать кругом Золотые ворота, а женихам проносить невесту на руках сквозь арку. Золотые ворота так же один из центров городских праздников.

Золотые ворота внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 января 2016

Церковь в честь положения ризы Господней помещается наверху так назыв. «Золотых ворот». Время первоначального основания ее относится к глубокой древности, ко времени вел. князя Андрея Боголюбского. Укрепив свой столичный город, вел. князь Андрей в проезде между валами, идущими по западной стороне, устроил высокую башню из белого камня с воротами для проезда в середине ее, назвав эту башню «Золотыми воротами». Когда работы по постройке этих ворот приходили уже к концу, когда леса и кружала были разобраны, от сырости извести, как объясняет составитель жития князя Андрея, своды ворот упали и засыпали 12 человек из владимирских граждан. Можно было думать, что несчастные были задавлены до смерти, но благочестивый князь Андрей обратился к небесной Заступнице с молитвой о сих несчастных. На место происшествия была принесена чудотворная Владимирская икона Богоматери, отправлено перед ней молебное пение, затем разобраны были камень и мусор от упавшего свода, и к удивлению всех засыпанные не только оказались живы, но даже ничем не поврежденные. Это событие изображено на иконе, находящейся на западной стороне Золотых ворот. В память этого события князь Андрей устроил над самыми воротами церковь в честь положения ризы Богоматери, которая и была освящена в 1164 г.

В 1238 г. во время татарского нашествия с Золотых ворот князья Всеволод и Мстислав Георгиевичи наблюдали за движениями подступавших к городу врагов и с болью в сердце видели, как татары растерзали бывшего в плену у них княжича Владимира Георгиевича. От Золотых ворот, между прочим, ворвалась татарская орда 7 февраля 1238 г. во Владимир. Конечно, и самые ворота и церковь жестоко пострадали от татарского разорения и долгое время были в полуразрушенном виде.

О возобновлении церкви над Золотыми воротами есть известие уже в XVII в.; возобновлена она в 1687 г. и освящена в 1691 г., как это видно из заметки в делах патриаршего казенного приказа. Во время пожара, бывшего во Владимире в 1778 г., Золотые ворота и церковь над ними сгорели и в полуразрушенном виде оставались до начала XIX ст. Возобновлен храм в 1810 г. усердием бывшего тогда во Владимире губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукова, затем отремонтирована в 1867 г. Престол в настоящее время в церкви один – в честь положения ризы Господней. Когда произошла перемена в наименовании престола, неизвестно; вероятно при возобновлении церкви в 1810 г.

На содержание церкви имеется билет в 73 руб. Причта положено: один священник. На содержание его и на наем церковника выдается городскою управою 240 руб. в год. Церковного дома для священника нет.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 декабря 2024

«…Золотые ворота Владимира - редчайший памятник русской военно-оборонительной архитектуры XII века. Они были построены в 1164 году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города. Здание дошло до нас в сильно искаженном виде. Первые повреждения ворота получили, видимо, во время штурма города татарами в 1238 году. В 1469 году надвратную церковь обновлял известный московский подрядчик и строитель В. Д. Ермолин.

Во время грозных военных событий начала XVII века ворота сильно пострадали, в связи с чем в 1641 году московский зодчий Антипа Константинов составлял смету на их починку и восстановление, произведенные лишь в конце XVII столетия вместе с общим восстановлением городских укреплений.

В конце XVIII - начале XIX века Золотые ворота потерпели последнюю переделку: в 1785 году были срыты примыкавшие с юга и севера к их стенам земляные валы, а к углам ворот были подведены контрфорсы, скрытые круглыми башнями, между которыми с севера были встроены жилые помещения, а с юга - новая лестница. Обветшавший свод здания был переложен и на нем поставлена новая кирпичная церковь.

Таким образом, от древнего здания 1164 года сохранилась лишь его основа - две мощные белокаменные стены. Они сложены в классической владимирской технике из прекрасно тесанного белого камня, составляющего мощную «коробку» стены, внутренность которой заполнена бутом на очень прочном известковом растворе (так называемая полубутовая кладка). Своды выкладывались из более легкого материала - пористого туфа. Стены ворот теперь вросли в землю на глубину около полутора метров; следовательно, первоначально здание было еще более высоким и стройным. С обеих сторон к башне вплотную примыкали земляные валы с рублеными крепостными стенами. Для связи насыпи с башней в ее наружных стенах устроены глубокие арочные ниши, хорошо видные над кровлями пристроек. Валы имели высоту около 9 м и ширину в основании 24 м. Снаружи их прикрывал ров глубиной более 8 м и шириной до 22 м. Остатки оплывшего вала и засыпанного рва сохранились к югу от Золотых ворот (Козлов вал).

Пролет Золотых ворот, как и теперь, был перекрыт огромным полуциркульным сводом на подпружных арках, опиравшихся на плоские лопатки, увенчанные строгими импостами. Высота проездной арки ворот делала чрезвычайно затруднительной их оборону. Поэтому примерно на середине их высоты была устроена арочная перемычка, к которой и примыкали огромные створы дубовых ворот. Снаружи они были обшиты листами золоченой меди. Вероятно, это была не просто золоченая медь, но «писанные золотом» медные листы, делавшие городские ворота подобными «златым вратам» владимирского и суздальского соборов. По этим пышным створам и все сооружение получило название Золотых ворот. По сторонам арки сохранились массивные кованые петли для навески тяжелых воротных полотнищ и глубокий паз для толстого бруса засова.

Современная постройка Золотых ворот, запись «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери» рассказывает, как владимирцы собрались полюбоваться зданием и как вырвались не успевшие укрепиться в кладке петли и дубовые створы придавили двенадцать человек. Для защиты подступа к воротам в уровне арочной перемычки настилали деревянный помост, укладывавшийся на балках, заведенных в специально устроенные большие квадратные гнезда в кладке. Маленькие квадратные гнезда - след строительства здания: это гнезда для заводки «пальцев» лесов. Помост перекрывал всю площадь проезда - с него воины могли обстреливать противника, спускать на головы осаждающих камни и лить кипяток. В южной стене ворот существует крытая ползучим сводом каменная лестница. Ее первый марш подводил к арке выхода на боевой настил. На ее косяках сохранились любопытные процарапанные на камне надписи и изображения крестов XII -XIII веков. Видимо, подобная же арка была и с противоположной стороны для выхода с лестницы на городской вал. Верхний марш лестницы выводил бойцов на верхнюю боевую площадку ворот, огражденную примерно в уровне существующих новых окон зубчатым парапетом. Середину площадки занимала маленькая церковь Положения риз богоматери, завершенная сверкавшим золоченой медью куполом.

Строителями Золотых ворот были несомненно владимирские мастера, выросшие на предшествующих стройках 1158-1164 годов во Владимире и Ростове. На одном из камней южной ниши Золотых ворот высечен княжеский знак, говорящий о принадлежности строителей к составу княжеских людей. Под конец своей жизни князь Андрей думал послать «делателей», строивших Золотые ворота, в Киев для постройки на великом Ярославовом дворе прекрасного храма в память о владимирском «отечестве».

Золотые ворота Владимира не находят себе прямых аналогий в архитектуре европейского средневековья, которая знает лишь чисто крепостные башенные сооружения. Они выполняли две задачи: крепостной проездной башни и торжественных ворот столицы, стоящих на пути с юга и вводящих на главную улицу и в княжеско-боярскую часть города. С этим была связана и большая высота башни, и стройность и величественность арочного проема, имеющего характер триумфальной арки, и оковка золоченой медью гигантских полотнищ ворот и главы надвратного храма. В этом смысле Золотые ворота Владимира напоминали Золотые ворота Константинополя, также открывавшиеся на главную улицу, ведущую к Августейону, и в особенности Золотые ворота Киева, от которых шел путь к Софийскому собору и ансамблю созданных Ярославом Мудрым монастырей.

Во владимирских Золотых воротах с полной силой проявился демонстративный характер строительства князя Андрея Боголюбского, стремившегося всеми средствами поднять и укрепить значение своей новой столицы и доказать ее равноправие с «матерью градов русских» Киевом и самим «восточным Римом» - Царьградом. Но Золотые ворота Владимира оправдали себя и как боевое сооружение: в грозные дни татарской осады 1238 года враги сочли безнадежным прорыв главных городских ворот и предпочли организовать пролом стенобитными машинами городской стены к югу от ворот, против церкви Спаса…»

Источник: Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. - М., «Искусство», 1967

РусАрх


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 марта 2025

«…На глазах вырастал Владимир. В XII веке ему оказалось тесно в пределах крепости Мономаха строительство перекинулось на соседние холмы. На запад от Печернего города (его также называют кремлем или детинцем) Юрий Долгорукий велел воздвигнуть себе загородный дворец (в ХVІІІ веке на его фундаменте с использованием старого белого камня была построена Георгиевская церковь). Неподалеку от отца князь Андрей Боголюбский основал княжеский двор с белокаменной церковью Спаса - «толико чудна, якова не бывала и потом не будет» (в XVIII веке на ее месте появилась Спасо- Преображенская церковь). За честь считалось поселиться рядом с князем, потому быстро здесь появились рубленые боярские терема, дома дружинников. Многолюдный и обжитой западный холм стал частью Владимира, назвавшись Новым городом.

Ветшаный (ветхий) город, расположенный к востоку от детинца, не мог похвастаться белыми замками и дворцами. Там в бедных лачугах ютились «мизинные» люди ремесленники, зодчие, кузнецы.

Будь у человека крылья, поднимись он в небо, с высоты залюбовался бы растущей столицей: как принарядилась, приукрасилась она точно сказочное тридевятое царство! Как уверенно встала меж реками Клязьмой и Лыбедью ровным, словно по линейке вычерченным треугольником... Три части города казались словно пронзенными тонкой спицей главной улицей. Безошибочно эту ось распознали люди, определив, как удобнее и быстрее пройти весь Владимир. Шаг за шагом и протоптали главную городскую «магистраль» - параллельную Клязьме улицу Большую (ныне это улицы Большая Московская - Большая Нижегородская). Таким образом, уже в XII столетии сложился линейный характер застройки, определив облик Владимира вплоть до сегодняшнего дня. «Мера и красота» древним градостроителям «показали», как стихийную застройку превратить в блистательную столицу и неприступную крепость.

Князь Андрей Боголюбский прозорливо решил опоясать город оборонительными валами. Земляные укрепления были поистине грандиозными - 9 м высотой и 24 м шириной. Протяженность валов во Владимире достигала 7 км (заметим, что в Новгороде такое «кольцо» составляло в окружности 6 км, а в Киеве - 4). Сегодня сохранилось только несколько земляных насыпей. Один из таких памятников архитектуры ХІІ века - Козлов вал. Но за восемь веков он стал несколько ниже - 6 м. Поставили владимирцы по гребню насыпи дубовые башни и стены с бойницами. С наружной стороны валов выкопали глубокий, широкий ров, который дожди наполнили водой. В неприступный город попасть можно было только через ворота. Их во Владимире было пять. Волжские выходили к Клязьме, Оринины и Медные к Лыбеди. Парадные белокаменные Золотые и Серебряные ворота поставили на главной Большой улице с запада и с востока. Были во Владимире еще Торговые и Ивановские ворота, соединявшие детинец с новым и ветшаным городами (названия всех семи ворот упоминаются в летописях).

Золотые ворота - не только единственные, сохранившиеся во Владимире. Они единственные в мире! И прежде всего потому, что это не просто замечательная архитектурная постройка. Золотые ворота памятник-символ величия и славы Древней Руси и ее столицы Владимира. Так завещал Андрей Боголюбский: «Да будет память всему Отечеству моему!»

Подобных построек существовало три: в Киеве, Константинополе и Иерусалиме (все они изменены до неузнаваемости или разрушены). В Иерусалиме Золотыми назывались одни из четырех ворот.

Быть может, в утверждении величия, некоего права на «богоизбранность», в ожидании второго пришествия Христа древние правители строи ли Золотые ворота в Константинополе-Царьграде, Киеве, а позднее во Владимире? «Благую весть» христианства несло даже само их название. Золото обещает не только земные блага. Золото - это солнце: «... взойдет солнце правды». Золото обещает не только земные блага. Золото это солнце: «... взойдет солнце свет небесного мира: «Бог есть свет». Золото - символ царственности: Богомладенцу волхвы принесли золото... Наверное, и обо всем этом думал Андрей Боголюбский, когда во Владимире велел возвести Золотые ворота!

Сооружение Золотых ворот началось в 1158 году. Складывали их зодчие из белого камня, торопились: князь приказал закончить строительство к великому празднику. Тогда, как отмечено в летописи: «Народу многу сшедшуся зрети их красоты. Известь же мокра сущи и врата падошася, и двана десять человек камением засыпа». Но по заступничеству Пресвятой Богородицы все «засыпанные» остались в живых. И снова принялись мастера за дело, и в 1164 году на западной заставе Владимира встали Золотые ворота. Гости добрые теперь въезжали в город через парадную триумфальную арку. Но врагу опасно было меряться силой с могучим каменным стражем. Огромной толщины стены (до 6 м) наделяли постройку поистине богатырской мощью и статью. Арочный пролет, высотой в 14 м, закрывали дубовые тяжелые створы, окованные золоченой аравийской медью. Они крепились к каменной перемычке (железные петли до сих пор видны). К арке через ров, наполненный водой, вел деревянный настил. Если дозорный, стоящий на сторожевой башне, видел приближающееся к Владимиру вражеское войско, мост этот вспыхивал костром. Не отсюда ли пошло русское выражение «сжигать мосты»?

Над аркой под золотым куполом мастера владимирские «церковь постави Положения Ризы Пресвятые Богородицы», где могло поместиться более сотни человек. Вокруг церкви находилась главная боевая площадка. По внутренней лестнице в 64 ступени можно было подняться и в церковь, и на боевую площадку. Далеко было видно отсюда...

В арке, над перемычкой и створами, в минуту опасности появлялся деревянный настил. Не раз приходилось владимирцам спасать свой город от неприятеля. И летели с боевых площадок Золотых ворот стрелы во вражий стан, низвергались тяжелые камни, лилась расплавленная смола... Неприступным великаном на пути врага вставали Золотые ворота. Их не смогли одолеть даже монголо-татары в страшном 1238 году...»

Источник: Владимир. Боголюбово. Владимир: Издательство «КИТ», издатель А.В. Вохмин, 2007


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 мая 2025

«…Современный облик Золотых ворот.

Летописи ничего не сообщают о закладке Золотых ворот – надо полагать, что их начали строить одновременно с крепостью и Успенским собором, то есть в 1158 году: «Сверши же церковь пять верхов и все верхы золотом украси и створи в ней епископью и город Володимер заложи болий». Окончанием же постройки стало освящение надвратной церкви Положения Риз Богородицы в 1164 (1163) г. Главные ворота столичного Владимира, очевидно, во многом напоминали киевские. Они так же были встроены в крепостную линию валов и рубленых стен, так же имели боевые площадки и венчались надвратным храмом. Но материал их другой – тесаные блоки природного камня известняка.

Дважды на камнях Золотых ворот обнаружены так называемые княжеские знаки Рюриковичей – высеченные значки, похожие на литеры. У каждого князя или княжеской ветви был свой вариант знака. Возможно, один из этих двух знаков – в виде трезубца, обнаруженный в одной из ниш на южной стене башни, – принадлежит Юрию Долгорукому, а другой, более сложного рисунка – его старшему сыну Ростиславу-Николаю. Должно быть, обработанные блоки остались от прежних строительных заготовок галицкой артели Юрия Долгорукого. Так или иначе, связь Золотых ворот с постройками Юрия Долгорукого очевидна – слишком еще лаконичен и лапидарен, пластически сдержан и пространственно неразвит стиль этого здания. Впрочем, и само его крепостное назначение требовало аскетизма, воинственной мощи, и не слишком располагало к обилию резного узорочья.

Ныне Золотые ворота выглядят суровой богатырской башней прямоугольной формы, вросшей в землю, по археологическим наблюдениям, на 1,5 м. Стремительную стройность и впечатление собранной силы, присущие ей изначально, меняют поздние – круглые, со шпилями – пристройки по бокам. Массив здания прорезает прекрасный, упругой формы, арочный свод с перемычкой. Верх башни завершают окна крытой галереи-паперти, над которыми возвышается надвратная церковь с одинаково решенными западным и восточным фасадами и выпуклой кровлей.

Уже на первый взгляд понятно, что здание понесло серьезные утраты и перестройки и далеко от первоначального облика, – и все же уцелело достаточно, чтобы осталось волнующее впечатление величия и подлинности древнего зодчества. Прежде всего, сохраняется могучий холм древней земляной насыпи – Козлов вал. Подлинна в основе своей сама белокаменная башня: прямоугольная в плане, образованная двумя пилонами – южным и северным. Между ними – проезд с полуциркульным арочным сводом высотой почти 14 м и шириной 5,30 м. Внутренние стены проезда профилированы шестью лопатками с простым карнизом, выше которого лопатки продолжаются на своде. Примерно посредине арочного проезда, ближе к западу, ритмично перекинута перемычка таких же очертаний; в основании ее сохранились подставы для навески на петлях воротных полотнищ; тут же сохранились глубокие врубки в камне – для засова.

По бокам башни, на южном и северном наружных фасадах, заметны арочные ниши разной ширины и высоты. Назначение их неясно, так как с боков башню сжимала земляная насыпь, и ниши, вероятно, были засыпаны землей. Возможно, это усиливало прочность конструкции. Над перемычкой в белокаменной кладке стен внутри пролета заметны неглубокие квадратные врубки двух форматов – меньшие от так называемых пальцев строительных лесов и побольше – для бревен, на которые настилался тес для боевой площадки над створами ворот. Эти створы – дубовые, окованные золоченой медью, могли быть расписаны роскошной золотой наводкой по гравированному рисунку, подобно суздальским золотым дверям Богородице-Рождественского собора. «Житие Андрея Боголюбского» упоминает о небывалых «красотах» Золотых ворот, на которые сошлось полюбоваться множество народа, имея в виду, вероятно, убранство самих створ: «Тамо же созда великий князь Андрей и Златые врата граду каменные и на них церковь построи Положения Ризы Пресвятыя Богородицы: и тогда народу многу сшедшуся зрети их красоты».

Далее в «Житии Андрея Боголюбского» повествуется о падении только что построенных врат: «известь же мокра сущи и врата падошася, и под ними дванадесять человек каменьем засыпа». Эту катастрофу передает миниатюра Лицевого летописного свода XVI века (ил. 6). Однако упали скорее всего не своды, как рисует миниатюра, а створы, как о том повествует «Сказание о чудесах иконы Владимирской Богоматери»: «Бе бо не суха известь во вратех, абие же внезапу истергшися от стен врата и падоша на люди <…> и взяша врата, и видеша сущих под враты живых и здоровых».

Над этими створами и помещался боевой настил. Интересно, что на уровне перемычки с южной стороны сохранился арочный дверной проем – выход на эту площадку изнутри башни. В южном пилоне со стороны города прорезан ход наверх – 64 крутые ступени белокаменной внутристенной лестницы под коробовым ступенчатым сводом. Арочный проем – вход на лестницу – очевидно, закрывался дверью с засовом, от которого остались небольшие, но глубокие квадратные врубки в белом камне. Посредине лестница прерывается, образуя небольшую площадку. Справа виден выход наружу, на боевой настил над перемычкой, к которой крепились створы ворот, а слева в стене – кирпичная закладка второго арочного проема. Если здесь и был выход наружу, то он попал бы в толщу земляного вала. Тем не менее раструб белокаменных стен на средней площадке, теперь выровненный кирпичом, свидетельствует, что здесь скрещивались два людских потока.

Справа, в косяке дверного проема в сторону боевого настила, сохранились граффити – процарапанные на белом камне значки, по преимуществу в виде крестиков. Но среди них читается слово – «Гюргич» (Георгиевич). Возможно, это память трагических событий осады Владимира монголо-татарами в феврале 1238 года, когда защитники города увидели с Золотых ворот среди завоевателей плененного московского князя – Владимира Георгиевича, сына владимирского князя Георгия Всеволодовича. Об этом рассказывает Лаврентьевская летопись: «Володимирцы пустиша по стреле на татары, и татарове тако же пустиша по стреле на Золотые ворота… Всеволод же и Мстислав стояста на Золотых воротах и познаста брата своего Володимера». Однако возможно и другое прочтение: «Гюрги пса», то есть писал. На лестнице, ниже дверного проема, теперь застекленного как окно, можно видеть полубутовую кладку белокаменной стены: снята часть облицовки, и обнажена забутовка.

Оборону Золотых ворот можно было вести на двух уровнях: с настила над створами и с боевой площадки наверху башни, куда ведет верхний марш лестницы. Возможно, лестница освещалась в этой части окном – подобно тому, как изображено на миниатюре Лицевого летописного свода XVI века в сцене падения Золотых ворот. В древности наверху была открытая галерея по периметру башни, огражденная зубчатым парапетом. На миниатюре Лицевого свода зубчатый парапет, снабженный машикулями, несколько выступает над стеной. Иллюстрации Радзивилловской летописи XV века также чаще изображают Золотые ворота с нависающим зубчатым парапетом или бруствером. На «чертеже» 1715 года наверху башни перед надвратной церковью также заметен выступающий двухступенчатый парапет. Выяснить, каков в действительности был верх башни и как выглядели боевые площадки, вряд ли когда-нибудь удастся, поскольку верх перестроен из кирпича и превращен в закрытую галерею с небольшими окнами вместо открытой площадки с зубчатым бруствером.

Золотые ворота в оборонительной системе города были, по существу, стенной башней. Ее массив выдвигался вперед за линию валов и позволял держать под фланговым обстрелом с верхней площадки значительные участки стен и рва по бокам. Через ров настилался деревянный мост, который при необходимости мог просто сжигаться. В Западной Европе башни средневековых замков и крепостей были устроены иначе: они не имели такого огромного арочного проема, в низком своде помещалась падающая решетка-герс, а через ров опускался подъемный мост. Оригинальность Золотых ворот как фортификационного сооружения, глубоко отличного и от византийских, и от западно-европейских аналогов как инженерно-техническим решением, так и назначением, очевидна даже сейчас, когда облик здания далек от первоначального.

Реконструкция надвратной церкви.

Наиболее сложно обстоит дело с реконструкцией надвратной церкви. Существующее здание лишь восполняет впечатление древнего ярусного сооружения, мало напоминая формы белокаменного зодчества XII века. Очевидно, первые утраты и повреждения могли произойти при осаде татарами и сопутствующих пожарах. Последующие чинки и ремонты насколько возможно поддерживали ветшающую древнюю конструкцию, и лишь в начале XIX века верх башни и в особенности надвратная церковь подверглись радикальной перестройке.

Анализ архитектурных, графических и документальных материалов дал возможность владимирскому архитектору-реставратору А.В. Столетову выполнить проект реконструкции надвратной Ризположенской церкви и всего здания Золотых ворот. Без сомнения, по материалу, стилю и пропорциям церковь полностью принадлежала традициям владимиро-суздальского зодчества с его аристократизмом, гармонией форм, точным следованием социальному заказу. Надвратный храм главной крепостной башни имел, очевидно, по преимуществу символическое значение; возможно, что церковная служба в нем не была ежедневной и носила скорее экстренный характер – как молебен в случаях общего бедствия. Согласно проекту А.В. Столетова, церковь представляла собой обычный для этой поры крестово-купольный тип конструкции, где две пары внутренних столпов, соединенных арками, поддерживают купол и арочные своды, образуя внутренний объем в виде пространственного креста. Четыре крестчатых в плане столпа составляли подкупольный квадрат строго геометрической формы. План всего здания тоже был близок к квадрату, с востока углубленному тремя алтарными нишами-апсидами. Расстояние между столпами в два раза превышало расстояние между столпами и стенами (т.е. ширину бокового нефа).

Согласно исследованиям А.В. Столетова, для размерения храма зодчему послужила мерная маховая сажень – 176,4 см, четвертая часть которой – локоть – равен 44,1 см. Два локтя составили толщину стены и столпа, четыре локтя – ширину боковых нефов, а восемь локтей – сторону подкупольного квадрата и одновременно диаметр купола. Наружная ширина надвратной церкви равна двойной ширине арочного пролета. Простыми ясными пропорциями плана определяются и вертикальные размеры объема и фасада. Высота храма от пола до барабана совпадала с наружной шириной (или длиной без апсид). По такой простой, несколько статичной формуле строились храмы Юрия Долгорукого.

В западной части здания, по мнению А.В. Столетова, помещался балкон-хоры – «восходние полати», как в других белокаменных храмах. Ход на хоры мог быть таким, как в церкви Бориса и Глеба в Кидекше: по деревянной лестнице через проем в северной части свода хор. Барабан со шлемом поднимался на высоту, равную его диаметру, то есть стороне подкупольного квадрата. При этом общая высота храма до верха купола достигала 17 м. Внутрь церкви вели три портала. Наружных пластических украшений было, вероятно, немного – лишь пояс геометрического орнамента на барабане. Относительно зубчатого парапета церковь располагалась асимметрично: была несколько сдвинута к востоку, внутрь города, освобождая место для боевой площадки.

Внутреннее убранство белокаменных храмов обычно складывалось из невысокой алтарной преграды с деисусом, полихромных настенных фресок, поливных плиток пола, икон, драгоценной утвари и тканей. Вблизи Золотых ворот при благоустройстве территории удалось найти фрагмент поливной плитки с петлевидным орнаментом, но, судя по всему, не середины, а конца XII в.

Рационально решалась сложная инженерно-конструктивная задача: тяжесть надвратной церкви, передающая силы распора на пилоны, погашалась плотно примыкавшими с обеих сторон массами земляной насыпи. Это позволяло как можно выше и просторней раскрыть арочный свод. Неожиданную находку сделали в 1989 году владимирские художники-реставраторы на своде арочного проезда Золотых ворот. При расчистке белокаменной поверхности здесь были обнаружены остатки древней фресковой росписи. Фрагментов этих, хотя и небольших, оказалось двенадцать, причем в тех местах кладки, которые считались переложенными: при переходе стены в свод и едва ли не в самой шелыге свода. На некоторых фрагментах можно было разглядеть желто-серые штрихи, напоминающие перья ангельских крыльев либо латы воинского доспеха.

Белокаменные храмы в древности имели защитное известковое покрытие; эту роль исполняла и фресковая роспись по штукатурке. Наружная фреска сохранилась в Успенском соборе Андреевского времени, украшала она и Всеволодовы галереи. В последующие века белый камень также старались защитить побелкой или окраской. Оставить на открытом воздухе уникальные фрески Золотых ворот не решились и для сохранности закрыли известковой побелкой.

За кажущейся ясностью форм, монолитностью белокаменной массы, лаконизмом художественного языка Золотых ворот скрывалось сложное многофункциональное сооружение, в котором зодчий с гениальной простотой сумел сочетать несочетаемое: эффективную в действии военно-оборонительную башню с двумя уровнями боя и надежной защитой, «триумфальную арку» для торжественных процессий и надвратную церковь.

Золотые ворота – свидетель многих важных городских событий прошлого. В 1177 году, по кончине князя Михалки, здесь присягали владимирцы его брату, Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо. В 1252 году во Владимир торжественно въехал Александр Ярославич Невский, признанный в Золотой Орде великим князем. Митрополит Кирилл, игумены, священники, бояре и все горожане встретили его у Золотых ворот. Вероятно, здесь же, в эти ворота, в 1723 году по повелению Петра I были вынесены останки этого святого князя, чтобы упокоиться в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга.

Праздник Положения Риз Богоматери.

Посвящение надвратной церкви Положению Риз Богородицы продолжало киевскую и константинопольскую традицию особого почитания Богородицы и ее реликвий – ризы и пояса. В предании об Успении Божией Матери сообщается, что через три дня после Успения гроб Богородицы был открыт, но вместо тела лежали только погребальные ризы. По другой версии, Богородица накануне Успения завещала свои ризы двум вдовицам, и те получили по части ее одежд. Кроме того, существует отдельное предание о поясе Богородицы, который она передала апостолу Фоме, ставшему свидетелем ее вознесения. Риза (покров) и головной плат (мафорион-омофор) иногда понимаются как одно целое или взаимозаменяются. Согласно большинству средневековых источников, местом хранения реликвий был Влахернский храм в Константинополе, куда они были торжественно перенесены из Иерусалима и положены в примыкавшую к Влахернской базилике ротонду Агиа Сорос.

Одеяниям Богоматери присваивалась градозащитная роль. В византийской литературе многократно повествуется о спасительном действии ее риз при нападении врагов на Константинополь. Так, например, в 626 году при нашествии аваров город был спасен с помощью ризы, которую вместе с образом Спаса Нерукотворного вынесли на городскую стену, после чего вражеские корабли погибли. Подобным образом описывается и нападение на Царьград русских дружин в 860 году, только при этом омофор погружали в воду. В византийском повествовании того же времени омофор Божией Матери, хранившийся во Влахернском храме, выносят в ковчеге, и он спасает Константинополь от врагов. В священных одеждах Богородицы виделась сама Богородица – защитница мира.

Праздник Положения Риз кажется особенно уместным для крепостного храма, так как в византийской традиции ризу выносят на городскую стену, и происходит чудо спасения от врагов в минуту военной опасности, а в надвратной церкви Золотых ворот риза как бы неотлучно пребывает с воинами гарнизона. Надвратная церковь Положения Риз становится главным и самым надежным оружием и щитом крепости в стольном граде Андрея Боголюбского…»

Источник: Тимофеева Т.П. Архитектура времени Андрея Боголюбского. В кн.: Памяти Андрея Боголюбского. Сб. статей. Москва – Владимир, 2009.

http://www.rusarch.ru/timofeeva15.htm



Комментарии и обсуждение


Тимофеева Т.П. Золотые ворота в XVIII–XX вв. В кн.: Материалы исследований ВСМЗ. Владимир, 2002. С. 86-93.

24 апреля 2006, Олег Щёлоков.

Интересный факт: в 1992 году в России была выпущена почтовая марка с изображением церкви Ризоположения в Золотых воротах. Позже марка выпускалась еще раз, в 1993 году на мелованной бумаге, другом цветовом оформлении и номиналом в 1500 раз больше. В СССР Золотые ворота во Владимире так же изображались на почтовых марках. В 1958 году к 850-летию Владимира была выпущена почтовая марка.

Во Владимире началась реставрация Золотых ворот и надвратного храма Ризоположения. 29 мая 2023 года проведён демонтаж военно-исторической экспозиции. Все предметы на время работ передадут в фонд музея-заповедника, а диораму законсервируют. Реставрационные работы проведёт тюменская компания "Дизаин-2000". Именно она выйграла торги, организованные Министерством культуры РФ. Ранее эта фирма реставрировала Спасскую церковь и Троицкий монастырь в Тюмени, Покровский собор в Тобольске и другие крупные объекты. Реставрация Золотых ворот по условиям контракта, займёт более двух лет. Работы должны завершиться к концу 2025 года, после чего предметы военно-исторической экспозиции вернутся на место, и Золотые ворота вновь начнут принимать посетителей.

С сайта: https://www.vladimir.kp.ru/online/news/5290560/Виктория Сухова. Во Владимире начинается реставрация Золотых ворот.

29 мая 2023, Алексей Кротов.

Заграевский С.В. К уточнению реконструкции Золотых ворот во Владимире. М., 2008.

23 января 2025, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.