ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Владимир. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская (Богородицкая) церковь


Владимир. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:1649.
Адрес:
Россия, Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, 106-А

Координаты: 56.133514, 40.422741
Проезд:Исторический центр Владимира



Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Altaets
18 апреля 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Северный фасад, панорама из 4-х кадров с верхнего этажа здания ЦОК<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Северный фасад, панорама из 4-х кадров с верхнего этажа здания ЦОК
Великанов Андрей Павлович
11 марта 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 		      <br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
20 августа 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Общий вид с Северо-Востока<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Общий вид с Северо-Востока
Олег Щёлоков
28 марта 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Алексей Кротов
10 апреля 2025
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Алексей Кротов
10 апреля 2025
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Алексей Кротов
10 апреля 2025
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Алексей Кротов
10 апреля 2025
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 марта 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Altaets
18 апреля 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Altaets
18 апреля 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, западный фасад (фрагмент)<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
западный фасад (фрагмент)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
21 июля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, изразец (западный фасад)<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
изразец (западный фасад)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
21 июля 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Завершение основного объема<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Завершение основного объема
Олег Щёлоков
28 марта 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Северная галерея и крыльцо<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Северная галерея и крыльцо
Олег Щёлоков
28 марта 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фрагмент фасада<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фрагмент фасада
Олег Щёлоков
28 марта 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Завершение колокольни<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Завершение колокольни
Олег Щёлоков
28 марта 2005
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фотография с видом Успенской церкви (чуть правее), выполненная в нач. ХХ века<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фотография с видом Успенской церкви (чуть правее), выполненная в нач. ХХ века
Алексей Кротов
01.06.1900 - 01.06.1910
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фотография 1890-х гг.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фотография 1890-х гг.
Алексей Кротов
1890
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта pastvu.ru .Фото 1900-1917 гг.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru .Фото 1900-1917 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид на крыльцо и северный вход в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Фотограф Борщевский<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Вид на крыльцо и северный вход в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Фотограф Борщевский
Сергей Ковров



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  13 февраля 2006

Церковь Успения Богородицы

Храм был одним из нескольких, окружавших когда-то центральную площадь древнего посада. У входа в церковь лежит камень с высеченной на нём надписью, гласящей, что построена церковь в 1649 г. «тщанием и трудами Владимирцев гостиной сотни Патрикея, Андрея, Григорья Денисовых детей Родионова с своими племянники, да володимерцев посадских людей Василия Обросимова сына Хмылова, Семиона сына Сомова в вечные блага…» Согласно архивным данным, это были разбогатевшие ремесленники и мелкие торговцы, ставшие родоначальниками купеческих династий Владимира. Церковь Успения дает возможность представить, какими были вкусы заказчиков и мастерство исполнителей. Храм возвышается на той же кромке городских ворот, что и белокаменные соборы зодчих XII в. Богородицкая церковь отличается высокими пропорциями и пятью луковичными главами. Её хорошо видно с Клязьмы и из Среднего города.

Храм был простроен со своей трапезной и колокольней. Под железной кровлей сохранились первоначально созданные ярусы кокошников, придающие храму нарядный вид. Главы церкви были покрыты деревянным чешуйчатым лемехом, приобретавшим со временем серебристый цвет. Открытая аркада паперти окружала храм с северной и западной сторон. Самое нарядное крыльцо выходило на северную сторону, а глава трапезной была крыта зелёной черепицей.

Храм был построен очень талантливым зодчим, особенно ярко его дарование проявилось в композиции церковной колокольни. Ярус звона задуман исключительно изысканно: вытянутые узкие оконца, изящные арки и своеобразные диагональные грани отличают шатёр колокольни, служащий прекрасным резонатором звона. При церкви долгие годы существовал небольшой монастырь, что способствовало обрастанию здания храма различными постройками, группировавшимися вокруг него. Всё вместе создавало неповторимый живописный ансамбль с серебристыми и зелёными навершиями построек, которые так любили древнерусские мастера. Согласно старинной описи, интерьер храма был весьма наряден и красочен. Стены паперти покрывала цветистая роспись. Возле северного и западного входов сохранились её фрагменты. В трапезной красовались две печи, искусно облицованные нарядными узорчатыми изразцами. Внутренне помещение храма было тоже просторным и светлым. Образа иконостаса обрамляли ленты тиснёного серебра, а резные Царские врата были украшены сусальным золотом и отделаны серебром.

Имена зодчих и строителей храма увековечены в так называемых тощих свечах. Они представляют собой полые восковые цилиндры, стоящие на высоких белокаменных постаментах. На поверхность цилиндров горячим способом нанесены узоры цветным воском. Орнамент, выполненный рукой древнего мастера, поражает красотой и звонкостью цвета. По верху цилиндра славянской вязью вьётся надпись, прославляющая богатство «гостиных и промышленных людей». Архитектура и убранство Богородицкой церкви наглядно доказывают, что купечество провинциальных городов XVII в. не осталось в стороне от небывалого взлёта народного творчества, бившего ключом в крупнейших городах того времени.

Из книги Ермаковой С.О. Владимир и Суздаль. – М.: Вече, 2005. Стр. 96-97


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  4 июля 2007

«На западной стене церкви упразднённого Богородицкого монастыря во Владимире близь входных дверей вделана плита из белого камня с высеченною по краям каймою; на плите выпукло вырезана следующая надпись. «Лета 7152* Июля в 9-й день при державе Государя Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича вся Руси самодержца и при Благоверном царевиче Князе Алексее Михайловиче и при святейшем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси зачата сия церковь Успения Пресвятыя Богородицы а совершена сия церковь 157** Июля в 1-й день при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси самодержца и при Благоверном царевиче Князе Дмитрии Алексеевиче и при Святейшем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси тщанием и трудами Владимирцев Гостиной сотни Патрикея, Андрея, Григория Денисовых детей Родионова и своими племянниками да владимирских посадских людей Василия Обросимова сына Хмылова Семёнова Иванова сына Сомова в вечные блага». ***

Из книги Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. - Москва 1857г. стр. 50.

Прим. О.Щ.: * - 1644г.  ** - 1649г.  *** - Текст из книги приводится в современной транскрипции.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 января 2016

Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, известная в городе больше под именем «Богородицкой», находится в настоящее время во дворе духовной семинарии, на месте прежде бывшего Успенского женского монастыря. Относительно этого монастыря сохранилось только одно известие: по переписным книгам г. Владимира, составленным в 1715 г. ландратом князем Артем. Степ. Ухтомским, «на посаде в женском Богородицком монастыре было 15 монахинь». В 1725 г. Богородицкий монастырь за недостатком средств к содержанию был упразднен и бывшие в нем монахини переведены в Успенский княгинин монастырь, а прихожане – к Ильинской церкви.

В 1754 г. по распоряжению преосв. Платона, епископа Владимирского, в упраздненном монастыре открыта была духовная семинария и Успенская церковь стала семинарскою; до 1776 г. богослужение в ней отправляли иеромонахи из учителей семинарии. В 1776 г. к этой церкви был переведен причт упраздненной Зачатиевской церкви и приписаны были все принадлежавшие ей угодья. Таким образом при семинарской церкви оказался особый причт, хотя церковь по-прежнему служила местом молитвы воспитанников семинарии. Особый причт существовал до 1889 г. В этом году по распоряжению св. Синода церковь со всем своим имуществом передана в ведение духовной семинарии, настоятелем стал ее ректор, а доходами распоряжается Правление семинарии. Когда в первый раз на этом месте построена церковь, сведений о том не сохранилось, но в начале XVII ст. она уже существовала. В патриарших окладных книгах под 1628 г. значится «церковь Успения Пречистой Богородицы в ветчаном городе…». Эта церковь была деревянная.

В 1644 г. «по челобитью гостиной сотни Ивана Денисова и владимирца Ильи Иванова» разрешено было патриархом построить каменный храм на три престола: Успения Пречистой Богородицы, Нерукотворенного Спаса и св. апост. Петра и Павла. В 1649 г. эта церковь была выстроена, как это можно видеть из надписи, вырезанной на белокаменной плите в западной стене храма: «лета 1644 г. июля в 9 день при державе государя царя … Михаила Федоровича… зачата сия церковь Успения Пресвятой Богородицы, а совершена сия церковь 1649 г. июля 1 день при державе государя царя и вел. князя Алексея Михайловича…». Эта каменная церковь без существенных изменений со вне сохранилась до настоящего времени, представляя собою интересный памятник церковного зодчества XVII в.

Церковь квадратная, одноэтажная; с двух сторон ее северной и западной крытые переходы с пролетами; алтарь с тремя полукружиями. Наружные гладкие стены разделены каждая на три отделения лопатками, сведенными к верху в три арки, образующие собою углубления. Кровля на церкви дуговая на 4 ската, а на трапезе двускатная, с прорезными у спусков подзорами. Над церковью посередине пять фонарей глухих с колонками и карнизами в виде поясков. Фонари выходят из кружал, обставленных теремками в виде кокошников с валиками. Главы луковичные; на них кресты железные прорезные, 4-конечные, с полулуниями внизу. Окна в церкви с отливами внутрь; наличники в них состоят из мысообразных теремков. Входные двери в церковь с трех сторон; при них крытые паперти при четырехгранных столбах. В связи с церковью и одновременно с нею устроена каменная с шатровым верхом колокольня. На ней прежде был достойный замечания звон, собранный по ноте, но два колокола впоследствии разбились и звон теперь расстроился. На большом колоколе надпись: «лета 7158 (1650 г.) марта 25 при державе благоверного государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии… приложили сей колокол церкви Успению Пресвятой Богородицы … гостиной сотни Патрикей да Андрей да Григорий Денисовы дети Родионовы с племянники своими по своих душах и родителей и сродников своих». На втором колоколе надпись: «лета 7155 (1647 г.) марта в 20 день при державе государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии… поставил сей колокол в Володимере к церкви Успению Пречистой Богородицы… володимерец посадский человек Петр Афанасьев сын Богородицкий по своей душе и своих родителей в вечный покой».

При Богородицкой церкви в XVIII в. была особая теплая каменная церковь во имя Богоявления Господня; она стояла по середине монастыря и существовала еще в 1761 г., как это видно из Топографического описания провинциального г. Владимира 1761 г. Когда эта церковь уничтожена – неизвестно.

Во внутренности церкви к настоящему времени произошли значительные изменения. В XVIII ст. в церкви было три престола: в честь Успения Пресвятой Богородицы, Нерукотворенного образа и св. апост. Петра и Павла. В 1803 г. в трапезе, обращенной в теплую церковь, устроен по благословению епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта на правой стороне алтарь с престолом в честь Богоотец Иоакима и Анны, а существовавшие дотоле престолы в честь Нерукотворенного образа и св. апост. Петра и Павла были упразднены. В настоящее время в церкви два престола: главный престол – в честь Успения Божией Матери, другой престол – в честь Зачатия правед. Анны устроен в северной галерее, соединенной ныне с церковью. Внутри церковные стены расписаны в 1855 г. священными изображениями. В иконостасе главной церкви сохранилось немало икон древнего письма.

Земли при Богородицкой церкви 17 дес. 71 кв. саж., на эту землю план и межевая книга имеются. Кроме того, церкви принадлежит мельница «Елховка» на реке Рпени и капитал 2560 руб. Все церковные доходы поступают в распоряжение Правления духовной семинарии.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.


Сергей Ковров   3 марта 2018

XII в. - князь Андрей Боголюбский основал здесь Успенский монастырь.
1644 г. – «челобитье гостинныя сотни Ивана Денисова да володимерца Ильи Иванова» на строительство храма Успения Пресвятой Богородицы. Разрешение патриарха.
1694 г. – выстроен каменный храм на средства богатых владимирских купцов Денисовых и Сомовых с тремя престолами: Успения Пречистой Богородицы, Спаса, Петра и Павла. Храм пятиглавый, с шатровой колокольней – памятник зодчества XVII века.
1725 г. – упразднен Успенский женский монастырь, существовавший на этом месте. 15 оставшихся монахинь перевели в Успенский Княгинин монастырь.
1754 г. – домовый храм Владимирской духовной семинарии.
1854 г. – была открыта духовная семинария и церковь становится семинарской.
1855 г. – церковь была расписана. Церковь славилась своими древними иконами и колокольными звонами.
1923 г. – церковь внесена в список исторических храмов, принята на учет и таким образом была сохранена от разрушения.
1928-1929 гг. – уничтожение колоколов церкви. Закрытие храма.
1955-1981 гг. – реставрация церкви по проекту архитектора А.В. Столетова советское время - храм служил хранилищем фондов Владимире-Суздальского музея-заповедника.
Нач. 1990-х гг. - храм передали общине старообрядцев.
9 июля 1995 г. – освящение храма главой русской старообрядческой церкви архиепископом Алимпием.

Памятник архитектуры федерального значения.

http://vladimirblg.ru/hramy/nedeistvuyuschie-hramy/bogorodickaja-cerkov.html


Сергей Ковров   29 марта 2018

Богородицкая церковь (город Владимир, исторический облик)

Богородицкая церковь (1645-1649) - один из лучших памятников архитектуры XVII века. В богатейшем архитектурном наследии города Владимира она образно олицетворяет значительный период русской культуры, отмеченный расцветом ярких и самобытных национальных черт. В ее убранстве отразились народные вкусы в архитектуре, традиционные узоры, нарядность, а в изумительно стройном силуэте - тонкое понимание народными мастерами законов красоты и гармонии. Храм реставрирован в 1961 году А.В. и И.А. Столетовыми.

Источник: Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973.
http://book33.ru/arxitekturnye-pamyatniki-goroda-vladimira/bogorodickaya-cerkov-gorod-vladimir-istoricheskij-oblik.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 декабря 2024

«…Пройдем по улице III Интернационала вдоль Ветчаного города до большого здания бывшей духовной семинарии. Здесь был центр древнего посада, и вокруг небольшой площади группировалось несколько деревянных церквей, высокие силуэты которых оживляли картину застроенного деревянными избами района. В XVII—XVIII веках на месте деревянных храмов возникли каменные. Лучший из них сохранился до нашего времени.

Как гласит резная на камне надпись у входа, церковь Успения Богородицы построена в 1649 году «тщанием и трудами владимирцев гостиной сотни Патрикея, Андрея, Григорья Денисовых детей Родионова с своими племянники, да володимерцов посадских людей Василия Обросимова сына Хмылова, Семиона сына Сомова в вечные блага...» Это были разбогатевшие выходцы из среды посадского люда, торговцы, родоначальники купеческих фамилий дореволюционного Владимира. Сохранившийся храм и старые его описания позволяют составить представление о вкусах владимирского «третьего сословия» XVII века и мастерстве строителей и художников этой поры последнего расцвета древнерусского искусства.

Храм (реставрирован в 1961 г. А. В. и И.А. Столетовыми) очень красиво поставлен на той же южной кромке городских высот, на которой воздвигали свои белокаменные соборы зодчие XII века. Богородицкая церковь и завершает восточное крыло южного «фасада» древнего города. Может быть, это ее положение и пониженность рельефа по сравнению с городским центром и продиктовали выбор зодчими ее высоких пропорций и ее увенчание пучком больших, тесно поставленных пяти луковичных глав; церковь не потерялась в городской панораме и была прекрасно видна как из-за реки, так и из Среднего города.

Тип здания знаком нам по церкви Николы в Галеях — это храм с трапезной и колокольней на ее торце. Расчлененный лопатками стройный четверик завершается сочным карнизом с глубокими впадинами килевидных кокошников, над которыми поднимается нарядное и затейливое завершение храма из ярусов кокошников «в перебежку». Над ними на обработанных маленькими кокошничками с кровельками из луженого «белого» железа постаментах высятся пять луковичных глав, крытых первоначально деревянным чешуйчатым лемехом, приобретавшим серебристый цвет. С северной и западной сторон храм окружает открытая аркада паперти. К входам подводят крыльца. На северную сторону, к главной улице, выходит особенно нарядное крыльцо. Главка трапезной сверкала зеленой черепицей.

Незаурядный талант зодчего сказался особенно ярко в композиции колокольни. Ее нижний четверик был использован для устройства первого яруса звона и был прорезан широкими полукруглыми арками. В отличие от обычного типа колоколен, где над четвериком возвышался высокий «столп» восьмерика, поднимающий ярус звона, зодчий опустил восьмерик, но зато сделал ярус звона исключительно изысканным. Он очень вытянут, его диагональные грани и арки уже граней и арок по осям постройки. Так же вытянуты и утончены оконца — слухи шатра, служившего резонатором звона и крытого луженым «белым» железом.

При церкви был небольшой монастырек, так что она была окружена служебными и жилыми зданиями и оградой, в которой было двое каменных ворот; двухпролетные Святые ворота завершались двумя шатрами с зелеными черепичными главками. С живым образцом подобных ворот мы встретимся в Суздале. Таким образом церковь включалась в живописный ансамбль группировавшихся вокруг нее деревянных и каменных построек с их серебристыми и зелеными верхами, к которым древнерусские мастера всегда питали особую любовь.

Древний интерьер храма был, по словам его старой описи, столь же красочен и наряден. Стены паперти были покрыты цветистой росписью; ее фрагменты сохранились около северного и западного входов; слева от последнего в резном белокаменном киоте с двумя кокошниками и помещена резная запись о постройке храма владимирскими богатеями. В трапезной стояли две печи, облицованные зелеными узорчатыми изразцами. Высокое и светлое помещение храма было также украшено росписью; зодчие позаботились об его акустике, устроив в стенах резонаторы-голосники. Образа иконостаса были окаймлены лентами тисненого серебра, а царские двери и шатровая надпрестольная сень — «писаны по вырезу сусальным золотом, серебром и краски».

Об узорчатости и радостной цветистости декоративной обработки интерьера дают представление хранящиеся во Владимирском музее «тощие свечи» из Богородицкой церкви. Это полые внутри, стоящие на белокаменных постаментах восковые цилиндры, на поверхность которых горячим цветным воском нанесен поразительный по красоте и звонкости цвета орнамент. И здесь именитые строители храма не упустили случая увековечить свои имена в идущей по верху цилиндра узорчатой «вязевой» надписи: сооружение каменного храма и его украшение было не только даром божеству, «помогавшему» владимирским богатеям в их стяжательстве, но и служило делу прославления богатства «гостиных и промышленных людей».

В искусстве посадских верхов русского города XVII века с необычайной силой выступают вкусы народа, из толщи которого поднималось купечество. Богородицкая церковь, характер которой мы попытались обрисовать, пользуясь скупыми словами старой описи, интересна для нас потому, что она показывает, что и Владимир, захолустный город XVII века, не остался в стороне от того бурного развития народного творчества, которое било ключом в Москве, городах Поволжья — Ярославле, Костроме и других крупнейших центрах экономической и культурной жизни этой поры…»

Источник: Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. - М., «Искусство», 1967.

http://www.rusarch.ru/voronin1.htm



Комментарии и обсуждение


С дополнительным историческим материалом о церкви, включая фотографии начала XX в., можно ознакомиться по ссылке http://vgv.avo.ru/1/1/220/106_2_50.HTM

21 апреля 2006, Олег Щёлоков.

Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под книгохранилище областной библиотеки [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 244].

27 марта 2013, Андрей Ершов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.