«…Замечательное собрание архитектурных типов и музейное богатство представляет собой ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря. Время, когда произошло основание монастыря, летописец назвал «великой тишиной», наступившей с вокняжения Ивана Калиты в 1328 году и длившейся целое сорокалетие. Но для суздальских князей это была пора отчаянной борьбы - с Москвой и между собой. Монастырь, построенный на северной окраине Суздаля, на высоком, как дозорная башня, берегу Каменки, должен был стать форпостом Суздальско-Нижегородского княжества. Основателем его считается Борис Константинович, а годом основания 1352-й.
Первым игуменом обители стал преподобный Евфимий, принадлежавший к кругу духовных собеседников Сергия Радонежского. Именно при Сергии возникает целая сеть монастырей в северных и центральных областях Руси, высоко поднявших духовное значение подвига иночества. В число этих обителей входит и Спасский монастырь. Через столетие после смерти Евфимия (1404) были обретены его нетленные мощи (1507) и утвердилось местное, а затем и общерусское почитание (1549); монастырь стал называться Спасо-Евфимиевым. Покровительство суздальских и московских князей обеспечивало обители богатые земельные владения и многие привилегии. Среди его усердных вкладчиков были и князья Пожарские. К концу XVII века монастырь стал одним из богатейших на Руси.
Первый этап формирования каменного ансамбля монастыря относится к XVI столетию. В начале века, при Василии III, построена звонница, во второй половине - собор, в конце века трапезная палата с Успенской церковью, Благовещенская надвратная церковь. В следующем столетии появились Архимандритский дом, Братский корпус, Никольская больничная церковь. В конце XVII века сооружена крепостная стена протяжённостью 1160 метров, с 12-ю башнями, опоздавшая сослужить свою оборонительную службу, так как после литовского разорения настоятельной нужды в ней не было. Начало же XVII века ознаменовалось для монастыря бедствиями Смуты и грабежами от войск польского полковника пана Лисовского, но также и славою Дмитрия Михайловича Пожарского, вставшего во главе народного ополчения 1612 года.
К ХVІІІ веку сложился тот величественный, многоверхий, богатый по силуэту и колориту ансамбль, о котором суздальский историк Анания Фёдоров сказал: «...стоит, красуяся своим строением, яко град». Действительно, панорама Спасского монастыря производит сильное, захватывающее впечатление. Снизу, со стороны реки, грозно нависает высокий, изрезанный берег; по самой кромке, вторя береговой линии, далеко тянется кирпичная стена, устроенная по всем правилам фортификации. Над ней выступают церковные главы и главки то теснясь, то вразбежку, перемежаясь с плавными горизонтальными кровлями. Невольно проясняется мысль, что таким и должен быть идеальный город – «Град Небесный». С приближением к монастырю ощущение грозной силы, стерегущей покой за стенами, нарастает. А на фоне кирпичной ограды горделиво расправил плечи суздальский герой: в сквере перед Спасским монастырём установлен бронзовый бюст Д.М. Пожарского.
Главное здание в монастырском ансамбле Спасо-Преображенский собор. Стоит он не в центре, а в глубине монастыря, но это не может обмануть: значение храма безошибочно угадывается. Высокий, массивный, многоглавый, с геометрически ясными формами, он невольно заставляет вспомнить собор Рождества Богородицы в кремле. Похожесть увеличивают килевидные закомары, широкий колончатый пояс и другие детали. Большое сходство в архитектурных мотивах обнаруживается и с Покровским собором.
Документальная дата храма неизвестна, однако новейшие исследования убеждают в связи архитектурного замысла здания с общерусским прославлением местных святых на церковных соборах 1547 и 1549 годов. Вскоре после этого во многих русских монастырях обновляются старые или создаются новые храмы над мощами святых. Возможно, существующий каменный собор уже третий по счёту на том же месте. Согласно «Житию преподобного Евфимия», составленному в XVI веке, каменным было уже первоначальное здание собора. В 1507 году, при Василии III, старая церковь стала «ветха и мала», вероятно, её разобрали и построили новую, «великую». Но и эта стояла недолго. Спустя некоторое время после общецерковной канонизации возводится новый огромный собор с особым приделом для святых мощей. Подобное произошло и в других монастырях в 1560-х годах. Очевидно, в это время сооружён и наш Спасо-Преображенский собор. Во всяком случае, южный придельный храмик со своей особой главкой появился одновременно с собором. В XIX веке в симметрию ему с северной стороны пристроили придел во имя Сергия Радонежского. Нижний ярус собора окружает галерея-паперть.
Внутреннее пространство храма высокое и просторное. Своды покоятся на четырёх столпах. В прошлом собор наполняли иконы и священные реликвии, серебряная церковная утварь и книги. Алтарную часть закрывал высокий иконостас. По счастью, в соборе сохранились замечательные росписи 1689 года работы костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина. Фрески роскошным красочным ковром покрывают стены, столпы и своды. По-новому засиявшие после длительной реставрации, они оставляют впечатление какой-то радостной полноты и духовного подъёма.
В сводах, парусах и главах изображена Церковь Небесная - «Отечество», архангелы, праотцы, евангелисты, апостолы. На столпах написаны святые, в том числе владимирские князья и «державные персоны» из дома Романовых. в алтаре поражает взор грандиозная композиция «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род» торжественный гимн Богородице. На стенах четырьмя регистрами сверху вниз разворачивается основной цикл росписей: повествование о земной жизни Спасителя. С большими подробностями переданы евангельские притчи «О блудном сыне», «О талантах», «О разумных и неразумных девах». С исчерпывающей полнотой показан страстной цикл от «Тайной вечери» до «Положения во гроб». Нижний ярус передаёт деяния апостолов.
В Евфимиевском приделе фрески иллюстрируют «Житие» преподобного. Одна из них изображает закладку кирпичного храма, которой руководит сам святой с чертежом в руках. Сложные по композиции, изобилующие бытовыми подробностями и деталями росписи вводят зрителя в мир наглядного богословия XVII века.
Снаружи, у соборного алтаря, когда-то лежали могильные плиты родовой усыпальницы князей Пожарских и Хованских усердных вкладчиков обители. В 1858-1885 годах на месте могилы Д.М. Пожарского по проекту архитектора, профессора Академии художеств А.М. Горностаева был сооружён резной мраморный мавзолей с мозаичными иконами, варварски разобранный в 1933 году. Фасадное мозаичное панно с образом Спасителя и несколько облицовочных мраморных плит вот и всё, что осталось от усыпальницы. Однако мавзолей народного героя удалось восстановить по сохранившимся чертежам и фотографиям так же, как он создавался: на народные пожертвования. 4 ноября 2009 года, в День народного единства, памятник был торжественно открыт.
На площади перед собором находится удивительный и редкий памятник зодчества - звонница. Первоначально, вероятно около 1530 года, появилась 9-гранная столпо-образная церковь Рождества Иоанна Предтечи «иже под колоколы», с главкой на барабане, по типу близкая покровской колокольне. В 1599 году к столпу пристроили ярус звона в виде арочного пролёта на подклете, в 1691 году к нему прибавилось ещё два арочных пролёта. Все вместе они составили галерею-звонницу, на которой можно было повесить большие колокола, пожертвованные боярином Черемисиновым, а затем Пожарским. Самый большой колокол на звоннице весил 560 пудов. Звонили в колокола необычным для нас способом, раскачивая не язык колокола, а его тулово, жёстко соединённое с деревянным валом, который подвижно укреплялся в стенах. К валу крепился шест (очеп), а к нему длинный ремень, за который и дёргали снизу. Такой способ называется «очепным». В годы борьбы с религией многие колокола погибли, «умолк сорокоустый звон». Но в 1980-х годах звоннице вернули её божественный голос, заново собрав и развесив 19 колоколов и обучив звонарей.
На звоннице, между столпом и галереей, сохранилась небольшая «часовенная палатка», в которой тоже когда-то висели колокола и отбивали время «боевые» часы. В 2004 году часы восстановлены. Правда, вместо гирь и колоколов поставлен кварцевый механизм. Двухметровый циферблат изготовлен из особого антикоррозийного сплава. Часы, как и в древности, имеют одну стрелку, отбивают час и четверть часа, а цифры на циферблате обозначены буквами - кириллицей.
Напротив звонницы перед собором радует взор Успенская трапезная церковь ещё один замечательный образец древнерусского зодчества. Это тоже столпообразный храм, но увенчанный не главкой, а шатром, поднятым на два яруса кокошников. К площади обращена гранёная алтарная апсида. С другой стороны к церкви примыкает обширная двухъярусная трапезная палата с высокой тесовой кровлей. Дата сооружения трапезной церкви неизвестна. Но сам факт архитектурно выраженного храма при трапезной палате, да ещё с шатром, указывает на вторую половину ХVІ века. В это же время жил и государев стольник Демид Черемисинов, с ктиторством которого связывают малый Диомидовский придел рядом с алтарём. Весь микроансамбль трапезной церкви удивительно красив и гармоничен. Его разнообразные формы шатёр, главка, круглые и килевидные арки, выступы и нишки всё как-то неожиданно собирается в стройное целое и вместе с собором и звонницей образует ансамбль соборной площади монастыря - архитектурное и событийное средоточие иноческого бытия. Здесь совершались литургия с колокольным звоном, молебен святому, общая трапеза.
В помещении трапезной церкви и палаты открыта экспозиция «Музей наивного искусства России» живописные произведения непрофессиональных, но от природы одарённых художников, которые сумели приобрести широкую известность. К трапезной примыкает Архимандритский корпус - Г-образный в плане, двухэтажный, с открытой деревянной галереей на столбах. Построено это здание в ХVІІ веке. Первоначально его занимали приказные, казённые палаты и канцелярия монастыря. Архимандрит поселился здесь в конце XVIII века. Поздние искажения и переделки не смогли бесследно уничтожить черты древнерусского «хоромного строения», которые и восстановлены реставраторами.
Оба этажа Архимандритского корпуса занимают экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Внизу, как бы в продолжение «Древнерусской живописи», что в кремле, показаны иконы поздней поры, XVIII - начала ХХ века, которые обогащают представление о русской иконе: её стилях, сюжетах, бытовании, мастерах.
На втором этаже находится обширная экспозиция «Книга шести столетий» (XV-XX веков): древние рукописные и старопечатные книги, особо интересные и ценные образцы оформления, редкие и прижизненные издания известных учёных и писателей богатство, способное привести в восторг и вызвать зависть знатока старинной книги.
По другую сторону соборной площади зданиям трапезной церкви и Архимандритского дома противостоит ещё одна гражданская постройка Братский корпус. В ХVІІ веке монастырь населяло 118 человек братии. Они и занимали этот огромный корпус, далеко вытянувшийся одним крылом вдоль монастыря. Верхний этаж его полностью перестроен в XIX веке. Другое, короткое крыло, придающее плану Г-образную форму, сохранило оба этажа. Подлинность и своеобразие придают Братскому корпусу небольшие арочные окна с наличниками, деревянные крылечки, высокая кровля малого крыла черты жилого зодчества, от которых вест теплотой и уютом.
Внизу сохранились небольшие сводчатые помещения келий, которые занимает экспозиция «Из истории суздаль ских монастырей». Помимо витрин с экспонатами, в которых отразились материальные и художественные богатства монастырей, здесь воссозданы два интерьера: келья Андрей Тарковский (справа) и Тонино Гуэрра с женой Лорой
В малом крыле Братского корпуса ещё одна экспозиция - «Сплетение судеб». О чём она? О причудливых поворотах исторической и личной судьбы. В 1943-1946 годах Спасский монастырь служил лагерем для итальянских военнопленных. Один из них, Джакомо Дузини, спустя десятилетия стал мэром города Клес. Другой итальянец, сценарист Тонино Гуэрра, работал с Андреем Тарковским над фильмом «Ностальгия» и от него узнал о Суздале, где. Тарковский в 1966 году снимал под стенами Спасского монастыря эпизоды фильма «Андрей Рублёв». Эти сюжеты, неожиданно связавшие Суздаль с Италией, стали канвой экспозиции.
Позади Братского корпуса построена по храмозданной грамоте 1669 года Никольская церковь с больничной палатой. В её формах и убранстве по-своему сочетаются новые и уже известные суздальским зодчим приёмы и мотивы. Высокий четверик под четырёхскатной кровлей венчает луковичная главка. Убор фасада сдержан: карниз, отделяющий ложные закомары, единственное окно посредине, перспективный портал с двумя оконцами по бокам. Снаружи храм высокий, а внутреннее помещение перекрыто гораздо более низким сводом, над которым возведён ещё второй свод. Это увеличивает высоту храма, но экономно уменьшает тёплое помещение. В больничных палатах тоже есть интересная особенность: внутристенная лестница на второй этаж.
Никольская церковь и больничные палаты теперь играют роль своеобразной музейной ризницы. Их занимает экспозиция «Золотая кладовая» произведения прикладного церковного искусства из драгоценных металлов и камней: нагрудные иконки и кресты, ювелирные изделия, серебряная утварь, драгоценные оклады икон, золотное шитьё.
Ещё один памятник зодчества XVI-XVII веков - святые ворота с надвратной Благовещенской церковью. Нижний ярус более ранний здесь проходила граница монастыря в ХVІ веке. Затем территория расширилась, здание оказалось внутри и неоднократно перестраивалось. Оно представляет собой небольшой бесстолпный одноглавый храм с четырёхскатной кровлей, с массивной алтарной частью и папертью. Сохранились проездная и проходная арки. Набор декоративных мотивов обыгран здесь, как и в других храмах, на свой лад. Экспозиция в надвратной церкви посвящена герою народного ополчения 1612 года Дмитрию Михайловичу Пожарскому.
Позади Спасо-Преображенского собора часть территории огорожена особой стеной: за ней притаился тюремный корпус. В 1766 году в монастыре открылась «тюрьма для безумствующих колодников», просуществовавшая до 1905 года и известная на всю Россию. Сначала колодников со держали в помещении больничных палат, а в 1825 году специально для тюрьмы перестроили келейный корпус. В 1829 году узником тюрьмы стал декабрист Фёдор Шаховской, похороненный на тюремном кладбище. Среди узников духовной тюрьмы известный ныне предсказатель монах Авель, старообрядческие епископы, сектанты, православные священники-расстриги.
В ХХ веке идея тюрьмы надолго утвердилась в этих древних стенах. Монастырь, закрытый в 1923 году, поступил в ведение ОГПУ и превратился в политизолятор - нечто среднее между тюрьмой и концлагерем. В числе его новых узников были учёные с мировыми именами - экономист Н.Д. Кондратьев, биолог А.Г. Дояренко. В 1940-1941 годах тюрьму сменил лагерь для интернированного Чешского легиона, затем, в 1943-1946 годах, лагерь для военнопленных. Несколько месяцев провёл здесь фельдмаршал Ф. Паулюс, который вступил в образованное в лагере отделение антифашистского Союза немецких офицеров, а затем в национальный комитет «Свободная Германия». Среди пленных больше всех оказалось итальянцев по преимуществу офицеров, принимавших участие в битве под Сталинградом. Было и несколько итальянских генералов. Один из итальянцев, Джузеппе Басси, запечатлел в замечательно точных рисунках как облик монастыря, так и события лагерной жизни. Итальянцы работали поварами, переводчиками. Пленные пользовались правом переписки. Здешние врачи и медперсонал, боровшиеся с эпидемиями тифа и других болезней, многим спасли жизнь. Несмотря на суровые условия всё-таки лагерь военнопленных! - заключённые сохранили тёплые и благодарные воспоминания о человечности и милосердии русских людей. Ныне эти чувства приводят их в далёкую северную страну, где прошло несколько нелёгких лет жизни. После войны в монастыре открылась колония для малолетних нарушителей - сначала мужская, затем женская. Об этой жестокой исторической правде рассказывает экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».
Сама крепость монастыря ограда с башнями является памятником оборонительного зодчества. Построена она В 1664 году взамен деревянной. Главная башня крепости обращена на юг, к городу. В отличие от прочих, гранёных и круглых, она прямоугольная, очень высокая 22 метра! Эпическая монументальность крепости и практический смысл проездных и проходных ворот-арок сочетаются в ней с густым кирпичным узорочьем посадских церквей, Башня и увенчана как бы церковной главкой, только вместо креста на ней стонущий на ветру флюгер.
Не вся территория монастыря отдана архитектуре. Позади церковных и жилых зданий, между ними и оградой ещё остаётся обширное пространство для хозяйственных служб, кладбища, огорода и сада. До сих пор сохраняются остатки настоятельского сада. Когда-то были и огороды, овощной и аптекарский, и цветники, и колодец. Сейчас рядом с фруктовым садом воссоздан аптекарский огород, где, как триста лет назад, цветут и благоухают мята, шалфей, ромашка, тысячелистник, розмарин.
Музейным владением монастырь стал после освобождения его от исправительных колоний. В 1967 году начались крупные реставрационные работы, и уже через несколько лет здания обрели новую музейную жизнь. Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря являет собой редкий пример согласованной реставрации и музеефикации памятников древнерусского зодчества, отмеченный в 1977 году Государственной премией РСФСР…»
Источник: Т.П. Тимофеева «Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Суздаль», ООО «Издательство ИНИКО», 2013.