ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Кафедральный собор Рождества Христова.

Соборный Храм Христа Спасителя


Собор. Действует.  
Престолы:Рождества Христова, Николая Чудотворца, Александра Невского
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1994 и 1997.
Архитектор:на основе проекта К.А.Тона, 1832 года
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, г. Москва, ул. Волхонка, д. 15

Координаты:55.744539, 37.6053
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская"




Добавить фотографию
Сортировка:


Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
13 сентября 2011
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Flash rockin' man
13 августа 2011
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Храм Христа Спасителя. Вид с прогулочного теплохода. Пасмурная погода.
Кондратьев Денис
2 июля 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
26 марта 2016
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Flash rockin' man
1 января 2015
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
17 декабря 2013
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
20 июля 2013
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
evg.izmailov
31 августа 2011
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
evg.izmailov
31 августа 2011
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Храм Христа Спасителя. г.Москва.
Дронов Михаил Иванович
4 сентября 2007
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
12 июля 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вид с Москва-реки
Кондратьев Денис
2 июля 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вид с Москва-реки
Кондратьев Денис
2 июля 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вид с Москва-реки
Кондратьев Денис
2 июля 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
27 июня 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
27 июня 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
27 июня 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Еще без скульптур
Андрей Агафонов
1 июля 1999
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
28 августа 2015
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
HD
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
28 августа 2015
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
oldboy
21 февраля 2015
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
20 июля 2013
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Алексей Александров
11 августа 2009
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Манита Оксана
19 июля 2008
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
27 июня 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
27 июня 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
27 июня 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
27 июня 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
27 июня 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
27 июня 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
27 июня 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
27 июня 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
27 июня 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
27 июня 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Горельев с храма Христа в Москве. Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар 1380 год. Скульптор А.В.Логановский 1847-49 г.г. Мрамор. Находится в Донском монастыре.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
14 июля 2008
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Горельеф с храма Христа в Москве. Встреча Давида, победившего Голиафа (библейский сюжет). Скульптор А.В.Логановский 1847-49 г.г. Мрамор. Находится в Донском монастыре.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
14 июля 2008
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Горельеф с храма Христа в Москве. Мариам - библейская героиня, воспевающая победу своего народа над врагами. Скульптор А.В.Логановский 1847-49 г.г. Мрамор. Находится в Донском монастыре.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
14 июля 2008
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
дарьЯ несмелая
20 сентября 2006
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фрагмент убранства Храма Христа Спасителя, сохранившегося в Донском монастыре.
Юлия
25 ноября 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фрагменты скульптурного убранства Храма Христа Спасителя, сохранившиеся в Донском монастыре.
Юлия
25 ноября 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
18 сентября 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Сорокин Денис
6 июня 2012
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
evg.izmailov
19 февраля 2012
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Alex
2 апреля 2005
Кафедральный собор Рождества Христова - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Alex
9 мая 2003




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  22 января 2014

Самый большой собор Русской Православной Церкви, вмещающий до 10 тысяч человек. В плане собор представлял собой равноконечный крест шириной свыше 85 м. Высота нижнего блока - около 37 м, высота барабана – 28 м, высота купола с крестом – 35 м. Общая высота сооружения – 103 м, внутреннего пространства - 79 м. Толщина стен - до 3,2 м. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф.П. Толстого.

Здание было восстановлено максимально близко к оригиналу. При строительстве использовались эскизы и чертежи прошлого века. Однако имеются и отличия. На месте холма-основания построена стилобатная часть высотой 17 м, где расположена церковь Преображения Господня, трапезные палаты и вспомогательные службы. Здесь также находятся залы Церковных Соборов и совещаний Священного Синода. Для въезда построен пандус. В колоннах и в стилобатной части установлены лифты. Для отделки использовался мрамор из Челябинской области и красный гранит, привезенный из Финляндии.


Статью добавил(а): Сергей Сол,  2 июня 2016

Замысел строительства грандиозного храма, посвящённого победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, родился ещё в те дни, когда последние французы удирали из пределов Руси. Но только спустя пять лет, 12 октября 1817 года, на Воробьёвых горах состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. По замыслу автора первого проекта храма, архитектора Витберга. Храм, расположенный в самом высоком месте Москвы, должен был быть виден из любой точки города. Проект храма предусматривал возведение на Воробьёвых горах монументального ансамбля, выдержанного в строгих несколько тяжеловесных формах ампира. Ансамбль, кроме собственно храма, включал в себя огромные колоннады, спуски к Москве-реке, каменную набережную. Но осуществление этого замысла оказалось невозможным – почва на склонах Воробьёвых гор «плыла», грозя оползнями из-за близости грунтовых вод. Кроме того, Витберг оказался отвратительным организатором и руководителем работ, строительство неоправданно затянулось, вскоре специально организованная комиссия вынуждена была озвучить многочисленные злоупотребления на строительстве храма. Витберг, швед, был обвинён в казнокрадстве, его имущество было отписано в казну, а сам он был сослан в Вятку.

Строительство храма на долгие годы прервалось. К тому времени в зодчестве уже появились новые веяния. Эпоха классицизма уходила. В 1834 году главный зодчий Москвы М.Д. Быковский прочёл на торжественном акте в Архитектурном училище «Речь о неосновательности мнения, что архитектура греческая или греко-римская может быть всеобщею и что красоты архитектуры основывается на пяти чиноположениях» - по существу это было заявление против абсолютизации классицизма. Возникновение романтического направления в русском зодчестве на рубеже 18-19 веков объяснялось вначале простым подражанием вкусам западной Западной Европы. Русские зодчие всё чаще стали строить «в готическом вкусе», но затем это увлечение переросло в попытку создать русский стиль. Первые шаги в этом направлении сделал ещё Михаил Фёдорович Казаков. Идея русского стиля подхватил и попытался воплотить в жизнь зодчий К.А. Тон. Многие его сооружения, включая храм Христа Спасителя, являются «фасадической» попыткой «одеть» формы классицизма в древнерусском стиле. Это направление получило в зодчестве название «эклектики» (подлинно русский стиль появился только на рубеже 19-20 веков, у его истоков стоял А.М. Горностаев, много строивший на Валааме).

Император Николай I Павлович поставил условие, чтобы храм Христа Спасителя был создан непременно в древнерусском духе. 10 апреля 1832 года он утвердил новый проект храма, составленный К.А. Тоном. В 1839 году храм был заложен на новом месте, на берегу Москвы-реки. Здесь стоял древний Алексеевский монастырь, который был переведён в Сокольники, а его постройки были снесены под постройку храма Христа Спасителя. На месте закладки храма в знак преемственности был заложен камень первого храма, который строился на Воробьёвых горах, а Николай I Павлович собственноручно уложил закладную доску. Храм Христа Спасителя строился почти 40 лет. В 1846 году был возведён свод главного купола. Три года спустя завершили работы по облицовке и начали устанавливать металлическую кровлю и главы. В 1860 году строительные леса были разобраны и храм явился перед москвичами во всём своём величии. Ещё двадцать лет ушли на роспись и отделку храма. Для сооружения храма использовался плотный белый известняк, добывавшийся в окрестностях Коломны. Из него же были изваяны горельефы, украшавшие стены храма. Для облицовки снаружи и внутри были использованы тёмно-зелёный лабрадорит, розовый шокшинский кварцит, разноцветные мраморы. Храм расписывали выдающиеся художники того времени – Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, В.В. Верещагин, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, П.С. Сорокин, А.И. Корзухин, М.Д. Быковский и другие. Знаменитые горельефы храма были исполнены скульпторами П.К. Клодтом, А.В. Логановским, Н.А. Рамазановым. Местоположение храма очень выгодно, его мощные золотые купола неожиданно открываются со многих видовых точек. Здание поражает своими размерами. Но отнюдь не богатством замысла. В храме Христа Спасителя древнерусские формы, заимствованные из построек небольшого размера, были механически увеличены в несколько раз, что привело к их утяжелению и немасштабности всего сооружение. Высота его настолько огромна, что в нём свободно может поместиться колокольня Ивана Великого.

В плане храм представляет собой равноконечный крест. Его высота составляла 103,5 м, площадь 6805 кв.м, диметр главного купола – 25,5 м. Во время богослужения в нём одновременно могло находиться 10000 человек. Правый придел храма был посвящён Николаю Чудотворцу, а левый Александру Невскому. На четырёх колокольнях, поставленных по углам храма, имелось 14 колоколов, самый большой из которых весил 1654 пуда.

26 мая 1883 года храм Христа Спасителя был освящён.

Созданный во имя увековечивания победы русского народа в Отечественной войне, он отчасти являлся и памятником-музеем. В стенах нижней части храма было помещено 177 мраморных плит, на которых в хронологическом порядке излагалось описание сражений 1812 года: время и место сражения, состав войск и командования, число убитых и раненых «нижних чинов», имена убитых и раненых офицеров. Имена отличившихся и получивших награды. На стенах храма можно было прочесть тексты приказов по армии и манифестов той эпохи – от рескрипта о вступлении неприятеля в пределы Руси до манифеста о взятии Парижа и заключения мира. В четырёх мраморных киотах располагались двенадцать икон, имевших особое значение и отношение к событиям 1812-1814 гг. А на площади, прилегающей к храму, планировалось установить бронзовые бюсты героев Отечественной войны, памятники Михаилу Илларионовичу Кутузову, Александру I Павловичу и основателю храма императору Николаю I Павловичу. С южной стороны у спуска к Москве-реке планировалось поставить два обелиска из захваченных у французов орудий: один – из орудий захваченных в 1812 году, а второй – из орудий, отбитых в заграничных кампаний 1813-1814 гг. Эти проекты так и не были осуществлены.

5 декабря 1931 храм Христа Спасителя был взорван.

В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение храма Христа Спасителя и обратился с просьбой разрешить его восстановление. А 5 мая 1995 года вышел указ главы России «О восстановлении храма Христа Спасителя в Москве».

Из кн. А.Ю. Низовского "Самые знаменитые монастыри и храмы России". 2000. Вече


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин,  8 июня 2016

133 года назад освятили Храм Христа Спасителя. Как пишут в путеводителе, в Храме может поместиться более 7 тысяч человек, на позолоту куполов пошло более 400 килограммов золота. Подробный путеводитель по храму здесь — http://dlib.rsl.ru/viewer/01006519468#?page=5

История создания Храма подробно описана: Описание храма во имя Христа Спасителя в Москве: путеводитель для посещающих в настоящее время храм Христа Спасителя. 1882 — http://dlib.rsl.ru/viewer/01003612830#?page=7

Храм Христа Спасителя в Москве: чтение для народа, составленное членом комиссии А.Н. Львовым. 1881 — http://dlib.rsl.ru/viewer/01003612132#?page=5

Сайт «Российская Государственная библиотека»


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  27 мая 2017

Идея создания в Москве храма в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года впервые была обнародована 25 декабря 1812 года в Вильне в особом манифесте императора Александра I: “В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, в верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа... Да простоит сей Храм многие века и да курится в нем пред святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков”.

На конкурсе, проведенном в 1815 году, первое место завоевал проект профессионального живописца А.Л. Витберга (1787-1855). Он самостоятельно ускоренным образом изучил архитектуру и представил проект величественного огромного ансамбля с Храмом-Пантеоном Славы, превосходящего своими размерами собор Святого Петра в Риме. По замыслу Витберга, три элемента ансамбля: линия, круг и крест, составлявшие гармоничное единство, должны были с высоты птичьего полета читаться как символический знак. Тем самым зодчий, по мнению Александра I, воплотил триединство Тела, Души и Духа. Главное здание предполагалось трехъярусным с галереями на нижнем ярусе, где на стенах намечалось поместить хронику войны 1812 года с именами всех до единого погибших воинов. По краям галереи планировалось установить памятники из отбитых у неприятеля пушек. Намечалось также устроить величественные спуски от храма к набережной вдоль Москвы-реки.

В конкурсе на проектирование храма Христа Спасителя участвовал выдающийся русский зодчий В.П. Стасов, предложивший соорудить мощное одноглавое здание со звонницами по углам второго яруса, окруженное с трех сторон мощными десятиколонными портиками. Хотя идея Стасова была отвергнута, зодчего назначили консультантом строительства храма, и Стасов посоветовал Витбергу, назначенному начальником строительства, выбрать для расположения памятника Воробьевы горы.

12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Вскоре началось само строительство. Его осложнили различные административно-хозяйственные неурядицы, а также инженерные проблемы. Строители, например, не позаботились своевременно укрепить склоны Воробьевых гор, подверженных оползням. В 1827 году строительство было прекращено. Витберга, обвинив в халатности и казнокрадстве, сослали в Вятку, где зодчий близко сошелся с находившимся там же в ссылке А. И. Герценом. И хотя проект Витберга был признан практически неосуществимым, а избранное место неподходящим для строительства монументальных зданий, архитектор продолжал работать над Храмом-Пантеоном, устраняя допущенные просчеты.

В 1829 году снова возник вопрос о строительстве в Москве храма в память 1812 года. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил проект архитектора К.А. Тона — автора многочисленных сооружений в обеих столицах, в том числе Большого Кремлевского дворца в Москве. Для строительства храма было выбрано новое место на берегу Москвы-реки с тем, чтобы включить новое здание в историческую ткань города для непосредственной переклички с Кремлем — историческим и градостроительным центром Москвы. Прототипами храма Христа Спасителя послужили Успенский и Архангельский соборы в Кремле. Но в то же время здание не стало их копией. Храм Христа Спасителя был задуман крестообразным в плане зданием с центральным большим куполом, опирающимся на четыре столба, и колокольнями-куполами по углам. 10 сентября 1839 года в присутствии царствующего императора Николая 1 и будущего — Александра II была произведена торжественная закладка нового храма. С Воробьевых гор доставили закладную доску, а также большой камень. К ним присоединили крестообразную вызолоченную плиту с надлежащей записью о закладке нового здания и мраморные плитки с именами высоких гостей, кроме того, 30 золотых полуимпериалов, 24 пятизолотника, 60 четвертаков и столько же двугривенных, пятиалтынных и гривенников.

Огромное здание потребовало устройства надлежащего фундамента. Для того, чтобы подготовить котлован, пришлось углубиться на 10—13 метров и вынуть почти 107 тысяч кубометров грунта. Бутовый камень доставляли из села Григорова в окрестностях Москвы и укладывали слоями. Для наружных стен толщиной в 302 сантиметра и внутренних в 142 сантиметра израсходовали 40 миллионов кирпичей. Примерно 27,3 тысячи квадратных метров поверхности стен облицевали светлым камнем из села Протопопова Коломенского уезда. Этот подмосковный мрамор отличался однородностью, плотностью, твердостью и ровным изломом. Цокольную часть здания облицевали мелкозернистым финским гранитом темно-красного цвета. Из такого же гранита были сделаны крыльца с четырех сторон храма. Устройство главного купола диаметром свыше 25 метров закончилось в 1849 году. Высота барабана с крестом составила более 38 метров. Главный купол, как и другие главы храма, одели красной медью и позолотили с помощью гальванопластики, на что ушло свыше 400 килограммов золота. Собор получил 14 колоколов общим весом 424,8 тонны. Главный колокол диаметром свыше 3,55 метра весил свыше 2,6 тонны. В 1860 году со здания были сняты наружные леса. В сооружении храма, кроме Тона, участвовали также архитекторы А.И. Резанов, А.С. Каминский, С.В. Дмитриев, В.А. Коссов, Д.И. Гримм, Л.В. Даль и другие. Возведение храма стало своеобразной школой мастерства, где проходили практику многие молодые живописцы и зодчие. По периметру фасадов храма на уровне порталов был устроен мраморный горельефный пояс с изображением сцен из священной и русской истории — всего 48 наружных горельефов. Кроме того, в дверных арках поместили 34, а на самих дверях — 17 горельефов. К 1881 году устроили набережную, на площади возле храма установили фонари и закончили внутреннюю отделку здания. Несколько ранее новому храму было присвоено наименование “Кафедральный во имя Христа Спасителя собор”.

26 мая 1883 года произошло освящение храма в присутствии императора Александра III. Процессия из нового здания направилась в Успенский собор, затем вернулась назад и обошла с крестным ходом вокруг храма Христа Спасителя в сопровождении ружейно-пушечного салюта, оркестровой музыки и колокольного звона по всей Москве. В тот же день был обнародован манифест, где, в частности, возвещалось: “...Да будет сей храм во все грядущие роды памятником милосердного промысла Божия о возлюбленном Отечестве нашем в годину тяжкого испытания, памятником мира после жестокой брани предпринятой... не для завоеваний, но для защиты Отечества от угрожающего завоевателя...”

Центральная часть храма посвящалась Рождеству Христа Спасителя. Левый северный придел храма — князю Александру Невскому. Правый южный придел — святителю и чудотворцу Николаю. Западное крыло храма посвящалось деятелям русской церкви, распространявшим и укреплявшим православную веру в России. Во внутрь храма вели 12 дверей. Помещение освещалось 60 окнами. Общий внутренний объем храма составлял 102,5 тысячи кубометров. Внутренняя отделка храма отличалась гармоничным сочетанием орнамента, живописи, мраморной облицовки и бронзового литья. Главный иконостас храма представлял собой беломраморную восьмигранную часовню с орнаментом и инкрустацией разных пород мрамора. Часовня венчалась сужающимся кверху бронзовым вызолоченным шатром. Шесть живописных работ для алтарной части выполнил В.П. Верещагин, однофамилец известного русского баталиста. Кроме того, в алтарной нише находилась огромная картина “Тайная вечеря” Г.И. Семирадского. Нижнюю часть центрального купола расписывал Ф.А. Бруни. Здесь же в центральной части находились работы А.И. Корзухина. 3 фрески для южного и западного приделов исполнил К.Е. Маковский. Для этих же приделов четыре фрески создал И.М. Прянишников. Тема четырех живописных работ В.И. Сурикова в западном приделе — первые четыре Вселенских православных собора. Интерьер собора украшали несколько сотен живописных работ известных художников того времени. Уцелело менее десятка этих произведений, которые хранятся в запасниках Третьяковской галереи и Исторического музея. Боковые коридоры здания были облицованы 177 мраморными плитами со сведениями о всех сражениях и боевых эпизодах Отечественной войны 1812 года, с именами всех убитых, раненых и награжденных воинов, а также с приказами по армиям.

В составе Совета строительства Дворца Советов, высказавшегося за снос храма Христа Спасителя, были многие видные архитекторы того времени. Когда решение о сносе храма было утверждено высшими инстанциями, в стенах и в теле внутренних колонн здания специалисты “Союзвзрыв-прома” подготовили шпуры, начинили их взрывчаткой, к которой подвели электрические детонирующие шнуры. Вокруг храма поставили высокий забор с защитным козырьком. Из близлежащих кварталов выселили людей в другие дома. Установили сейсмографические приборы для регистрации силы взрыва и возможных колебаний почвы. В субботу 5 декабря 1931 года в 12 часов дня был произведен первый взрыв, которым удалось подорвать лишь одну колонну. Остальные три столба по-прежнему поддерживали купол. Через полчаса произвели более мощный взрыв, который разрушил еще одну колонну, стоявшую по диагонали к уже взорванному столбу. Две же оставшиеся колонны продолжали удерживать купол. После второго взрыва руководителям “Союзвзрывпрома” позвонил один из членов правительства, лично наблюдавший за ликвидацией храма в бинокль с Боровицкого холма, и пригрозил строгой карой за неудачи. Техник, который произвел два первых взрыва, сославшись на нездоровье, поспешил восвояси. Третий, самый сильный и последний для главного купола взрыв поручили выполнить случайно подвернувшемуся молодому рабочему, который не ведая, что творит, повернул ручку взрывной машинки.

nj.narod.ru/1980_/nj8901/B/nj8901_2b.htm .

Комментарии и обсуждение

Интересный факт: в 1994 году в России была выпущена почтовая марка с изображением Храма Христа Спасителя в Москве.
Ещё один интересный факт: в 2008 году в России был выпущен почтовый блок, посвященный российскому императору Николаю I, на котором изображен Храм Христа Спасителя.
2 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.

Ещё один интересный факт: в 2012 году в России была выпущена почтовая марка из серии "Кавалеры Ордена Святого апостола Андрея Первозванного", посвященная патриарху Алексию II, который изображен на фоне Храма Христа Спасителя.

4 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.