ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове.


Москва. Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Похвалы Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Нарышкинский, Узорочье
Год постройки:Между 1629 и 1705.
Год утраты:1932
Адрес:
Москва, Пречистенская наб. у д. 45/1, стр. 1, угол Всехсвятского пр.

Координаты: 55.745635, 37.607853
Проезд:метро Кропоткинская



Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове, 1931 год.фото Уильям Осгуд Филд.  с https://humus.dreamwidth.org/9628951.html?mode=reply<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
1931 год.фото Уильям Осгуд Филд. с https://humus.dreamwidth.org/9628951.html?mode=reply
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1931
Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове, 1930 год с сайта http://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=14251<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
1930 год с сайта http://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=14251
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1930
Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове, Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1930
Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове, Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1930
Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове, Источник: Архив ЦИГИ. 1927-1929 годами (направление съемки — восток) Фото с 
http://oldmos.ru/old/photo/view/61437<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Источник: Архив ЦИГИ. 1927-1929 годами (направление съемки — восток) Фото с http://oldmos.ru/old/photo/view/61437
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1929
Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове, 1925 год с сайта http://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=783<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
1925 год с сайта http://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=783
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1925
Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове, Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1920
Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове, Фото 1912-1917 год Источник http://oldmos.ru/old/photo/view/66686<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото 1912-1917 год Источник http://oldmos.ru/old/photo/view/66686
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове, Фото из журнала "Памятники Отечества" 1989 2<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из журнала "Памятники Отечества" 1989 2
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове, Раскрашенный черно-белый снимок фотографии Иосифа Дациаро (г.Москва, Кузнецкий мост). «Бумажные сокровища»  https://www.facebook.com/ruspapers/photos/a.324989170895586.78145.324986120895891/975696269158203/?type=3&theater<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Раскрашенный черно-белый снимок фотографии Иосифа Дациаро (г.Москва, Кузнецкий мост). «Бумажные сокровища» https://www.facebook.com/ruspapers/photos/a.324989170895586.78145.324986120895891/975696269158203/?type=3&theater
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
1 июня 1881
Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове, Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, N 24<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, N 24
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1881
Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове, 1880 с https://p.dreamwidth.org/<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
1880 с https://p.dreamwidth.org/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1880



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 апреля 2015

Не сохранившаяся до наших дней единственная московская церковь, освященная во имя праздника Похвалы Богородицы, стояла на Волхонке, на Алексеевском холме близ храма Христа Спасителя. Она разделила его участь и была разрушена большевиками вместе с ним. Эта церковь оставила свой след в истории Москвы и тем, что подарила первопрестольной замечательное, но давно забытое старомосковское название местности "Башмачки" - по фамилии перестроившего храм в конце XVII века столетия думного дворянина Башмакова.

Первая деревянная церковь Похвалы на этом месте упоминается в исторических документах еще в 1475 году - задолго до основания здесь Алексеевского монастыря. В ней находилась чудотворная икона св. Николая - так, что по чтимому образу иногда даже всю церковь именовали Никольской. От этой иконы произошло одно из древних названий московской церкви Похвалы - "старая проща". Дело в том, что в старину человека, исцелившегося от чудотворной иконы, называли прощенником - "Бог его простил". И потому, когда прощей называли храм, то это значило, что в нем находится чудотворная икона, дарующая исцеление. Таким и был образ св. Николая Чудотворца в церкви Похвалы Богородицы. Кроме нее, в старой Москве было еще два храма-прощи - Николы Явленного на Арбате, названного по явленному от его иконы чуда, и Параскевы Пятницы в Замоскворечье. В отголосках московской истории сохранилось и еще одно древнее именование церкви - "в Старых Рощах". Возможно, конечно, что это было искаженное от "старой прощи". А может быть, здесь действительно когда-то шумели деревья.

Деревянная церковь сгорела в 1629 году и затем была выстроена каменной. В самом конце XVII столетия думный дворянин и печатник Дементий Башмаков на свои средства и на пожертвование, завещанное подьячим Шандиным, перестроил ее в том основном образе, в котором она и дожила до революции. Высокая, пятиглавая, "старинной готической архитектуры", - описывал ее один старинный краевед, - "и с готической архитектуры колокольней". В ней был не традиционный для большинства русских и московских церквей пятиярусный иконостас, а иконостас в шесть ярусов.

Храмоздатель Дементий Башмаков, скончавшийся в 1705 году, был похоронен в приходе церкви Похвалы вместе с матерью и дочерью. И не он один. С местными захоронениями связана одна из самых интересных и таинственных загадок не только этого храма, но и всей русской истории. Речь идет о могиле Малюты Скуратова. Как известно, старинные московские предания связывали с именем главного опричника соседнюю Берсеневку на противоположном берегу Москвы-реки. Красные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова долгое время считали его домом. Писали о подземных ходах, ведущих в Кремль, многочисленных подвалах с пыточными тисками, зарытых сокровищах и таинственных погребениях - серебряные монеты времен Ивана Грозного и человеческие скелеты были действительно обнаружены на Берсеневке еще в 1906 году при строительстве там электростанции.

Древняя Никольская церковь на Берсеневке была прежде соборным храмом замосквореченского Никольского монастыря. И молва слагала легенды о том, как здесь, поблизости от дома мучителя, будто бы томился митрополит Филипп, убиенный потом Скуратовым, а у стен толпился народ, прославляя мученика. И хотя на самом деле опального митрополита заточили в Богоявленском монастыре в Китай-городе, в этой легенде есть отголоски легенды о московском доме Малюты Скуратова именно на Берсеневке. У этой версии были сторонники и противники. К числу последних принадлежал известнейший историк Москвы П. Сытин. А уже после революции при строительстве Дворца Советов на том месте, где стояла церковь Похвалы, во время археологических работ была обнаружена надгробная плита с могилы Малюты Скуратова. Надпись на ней гласила, что здесь лежит убитый в Ливонской войне Малюта Скуратов. Историки сочли это несомненным доказательством, что двор Малюты Скуратова был точно на этом месте, то есть на левом берегу Москвы-реки, прямо напротив Берсеневки, так как в старину всех умерших хоронили при приходской церкви. Для Малюты Скуратова приходской и была церковь Похвалы Богородицы. А строительство метро в 1930-х годах еще доказало невозможность прокладки подземного хода под Москвой-рекой при средневековых технических средствах. Однако и это утверждение было в свою очередь подвергнуто сомнению - подземный ход, ведущий от Берсеневки в сторону Москвы-реки, был найден в тех же тридцатых годах, но тогда не обследован. Он был настолько узким, что обнаружившие его мальчишки, жильцы нового Дома на Набережной, не смогли пройти вглубь. К тому же сообщение у Н.М. Карамзина, что Малюта Скуратов был похоронен в Иосифо-Волоцком монастыре, также опровергла находка надгробия. Ведь Карамзин не знал об этой плите, и его версия, не подкрепленная позднейшими археологическими данными, опиралась на другие доказательства. Эта могильная плита не была обнаружена ранее, при строительстве храма Христа Спасителя и сносе соседней с ним Всехсвятской церкви в 1838 году, видимо, потому, что она находилась в приделе рядом стоявшей церкви Похвалы, которую не тронули. Находка состоялась после революции и стала исторической сенсацией. Однако она все же не опровергла полностью старинную молву о Берсеневке. И если Малюта действительно жил в приходе церкви Похвалы на левом берегу реки, то, например, он мог иметь свою опричную или тайную "резиденцию" напротив, тем более, что подземный ход, видимо, действительно существовал. Из местных же церквей, связанных с этим проклятым местом, упоминаемых в старинных легендах, уцелела лишь Никольская церковь на Берсеневке. А церковь Похвалы была сломана в 1932 году для строительства Дворца Советов.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-pohvala.htm


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 ноября 2016

Похвалы Богородицы в Башмакове церковь (уничтожена).

Недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки, в Занеглименье стоял один из красивейших храмов Москвы – Похвалы Пресвятой Богородицы. В древности эта местность называлась Чертольем. Здесь находился храм, о котором упоминается в 1475 г. в Никоновской летописи. Он имел широко известную среди москвичей чудотворную икону святителя Николая Мирликийского и назывался в народе «Старая проща». Человека, исцелившегося от чудотворной иконы, называли «прощеник», так как его Бог простил, а храм, где происходили неоднократно исцеления, – «проща». По сведениям П.В. Сытина, основанным на изучении «Петрова чертежа» (плана Москвы 1597 г.), храмов в этом районе было два: Никольский и Похвалы Богородицы. Либо в Смутное время, либо несколько позднее, они, будучи деревянными, сгорели. Возобновили только один из них – в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, и в него перенесли чудотворную икону святителя Николая. Поэтому храм Похвалы Богородицы стал называться «Старая проща». Во времена царя Ивана IV Грозного район Чертолья был занят дворами опричников, здесь же, согласно преданию, находился и двор знаменитого Малюты Скуратова.

Точная дата постройки храма Похвалы Богородицы неизвестна. Возможно, что он, как и Никольский, был построен в конце XV века. Именно в это время в Москве появился первый престол в честь этого праздника – южный придел Успенского собора Кремля. В древней Москве чтили и любили Богоматерь, о чем говорят множество храмов, Ей посвященных, и один из них – Похвалы в Башмакове. Новый каменный храм на этом месте решили построить в 1689 г., когда умер подьячий А. Шандин и завещал большие деньги на строительство церкви. Интересно, что в памяти людей осталось не его имя, а Башмакова. Думный дьяк Дементий Минич Башмаков был одним из приближенных ко двору чиновников при царе Алексее Михайловиче и его сыновьях. Известно, что он вместе с А.С. Матвеевым выполнял царские поручения особой важности.

Когда встал вопрос о строительстве нового храма, Башмаков отдал для этого часть принадлежавшей ему территории. Вероятно, старый храм был гораздо меньше и не имел должного размера двора. Дом Башмакова находился рядом, по набережной несколько ближе к Кремлю. Этот дом, перестроенный в XVIII веке и известный как дом Пашкова, был снесен одновременно с церковью. Думного дьяка похоронили при храме, о чем сохранялась каменная резная надпись, также в храме имелся потир, вложенный Башмаковым в 1705 г. Вероятнее, что церковь была готова вскоре после 1694 г., но по клировым ведомостям значилось, что постройка закончена в 1705 г. Архитектура здания, на первый взгляд, кажется традиционной: оно построено, как и многие приходские церкви, кораблем, то есть по одной линии расположены колокольня, трапезная, главный четверик и алтарные апсиды. Но пропорции храма несколько вытянутые, очень утонченно-изящны. Восьмигранные ярусы колокольни напоминают звонницу Новодевичьего монастыря, а основной объем храма похож на Преображенскую надвратную церковь той же обители. Обе эти постройки созданы в 1680-е гг. по заказу царевны Софьи. Некоторые нововведения, как широкие лестницы, ведущие к южному входу в основной храм, восьмигранное окно на том же фасаде и вытянутые маковки куполов, были внесены позднее, уже в 1690-е гг.

Храм стоял на довольно высоком месте, и около него проходили остатки вала XV в., а от Москвы-реки его отгораживала стена Белого города. Он был прекрасно виден из-за стены, а после ее сноса в 1780-е гг. стал главной доминантой на набережной. После строительства рядом огромного храма Христа Спасителя Похвальский храм не потерялся, а своим изящным силуэтом подчеркивал монументальность нового церковного здания. В церкви сохранялись чтимая храмовая икона Похвалы Божией Матери, перенесенный из раннего храма образ святой Параскевы начала XVII века и древний чудотворный образ святителя Николая в приделе его имени. Главный иконостас эпохи московского барокко был ровесником храму. В нем насчитывалось шесть ярусов, верхний – Страсти Христовы. Этот чин стал распространенным в конце XVII века. Иконы для иконостаса написал царский иконописец Кирилл Уланов – глава иконописной мастерской Оружейной палаты, что еще раз подчеркивает близость заказчиков храма к царскому двору.

Церковь Похвалы Богородицы снесли несколько позднее храма Христа Спасителя – в начале 1932 г. Сейчас на ее месте автомобильная стоянка и нет даже памятного знака.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.