ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках.


Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Алексия, митрополита Московского, "Споручница грешных" иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:Между 1679 и 1682.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
119021, Москва, ул. Льва Толстого, 2 (метро "Парк культуры")

Координаты:55.732147, 37.591667


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Москва. Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
20 апреля 2014
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
20 апреля 2014
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
5 марта 2014
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
20 февраля 2008
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
20 апреля 2014
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Юрий Школьников
9 марта 2014
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
5 марта 2014
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
evg.izmailov
4 июля 2012
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Печурин Николай
9 сентября 2008
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Дионисий
27 апреля 2006
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1989
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1985
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
oldboy
22 февраля 2015
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
20 апреля 2014
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Alex
1 февраля 2003
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Alex
1 февраля 2003
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Alex
1 февраля 2003
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Alex
1 февраля 2003
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
20 апреля 2014
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Врата церковной ограды.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
5 апреля 2014
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Храмовая постройка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
3 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
evg.izmailov
4 июля 2012
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
3 июля 2005
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Церковь Николы в Хамовниках с Хамовнического плаца.Источник: Собрание Э. В. Готье-Дюфайе.1913 году (направление съемки — северо-восток) Фото с сайта http://oldmos.ru/old/photo/view/9775
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1913
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Церковь Святителя Николая в Хамовниках.1900-1910 годами (направление съемки — восток)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1910
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
фото И.Ф.Барщевского. с сайта https://pastvu.com/p/79633
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1896
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Альбом Найденова
Андрей Агафонов
??
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Анонимный участник,  31 июля 2005

Первое упоминание о деревянном храме, находившемся в слободе ткачей, относится к 1625 г. Известно, что в 1657 г. он был уже каменный, а в 1677 г. церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен». Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 г. при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682 г. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее. Население Хамовной слободы росло. Это требовало расширения церкви очень чтимого святого. Поэтому церковь была расширена пристройкой придела Димитрия Ростовского.

Во время нашествия французов в 1812 году пострадал интерьер церкви, но к 1849 г. он был восстановлен с заменой значительной части внутреннего убранства. В 1872 году был устроен и 5 ноября этого года освящен придел во имя Божией Матери - «Споручницы грешных». Тогда же были обновлены паникадила и иконостас. Настенная роспись в интерьере церкви датируется 1845 г.

Храм не закрывался. В 1949 г. производился ремонт церкви, а в 1972 г. - ее реставрация с восстановлением всего керамического убранства и подлинной раскраски фасадов.


Статью добавил(а): Юлия,  8 декабря 2005

Главной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери "Споручница Грешных". В 1847-1848 гг. в России свирепствовала эпидемия холеры. В г.Одрине в монастыре находилась чудотворная икона "Споручница Грешных", к ней то и стекались верующие, моля об избавлении от заразы. Молва об иконе дошла и до Москвы, список с нее и привез в Хамовнический храм один из богатых купцов. Вскоре народ стал замечать каждое утро исходящий от иконы свет. Чудеса множились: исцелялись слепые, глухие, страдающие пьянством и другими болезнями. В 1872 г. левый придел храма в Хамовниках, где на аналое пребывала чудотворная икона, был переосвящен в ее честь. По желанию дарителя образ никогда не украшался ризами, чтобы не скрывать истечение благодати.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  25 августа 2017

Местность, где сейчас стоит храм Николая Чудотворца, изначально принадлежала кремлёвскому Чудову монастырю. Здесь за границами Земляного города, располагались митрополичьи конюшни, а соседствующая с ним слобода называлась Чудовкой. Но в начале ХVII века вместо конюшен появляется хамовная слобода. Хамовников, то есть ткачей, выделывающих хамовное (а попросту белое) полотно и скатерти для царского двора, перевели сюда из тверской деревни Константиново - поближе к заказчику. Новое поселение росло очень быстро: уже через двенадцать лет после этого основания, в 1638 году, в нём, согласно переписи, насчитывалось 38 дворов, а ещё через пятнадцать лет - почти сто. Объяснить столь бурный рост несложно - у ткачей было множество льгот, ведь слобода являлась одним из центров текстильного производства. К концу столетия здесь обосновался также царский Суконный двор, а к началу ХVIII века появилась казённая полотняная фабрика, ещё позже голландский предприниматель Тамес открыл весьма крупное по тем временам предприятие на 77 станков - фабрику "парусиных, лентовых и прочих" материалов.

Но это потом. А пока, в 1625 году, в окладных книгах Патриаршего казённого приказа упоминается деревянная церковь Николая Чудотворца. Спустя четверть века о храме уже пишут как о каменном, а в 1677 году его называют храмом "Николая Чудотворца у митропольичьих конюшен". По данным, которые приводит в своей книге "Сорок сороков" известный исследователь Пётр Паламарчук, "нынешнее здание строилось при царе Фёдоре Алексеевиче, заложено 21 мая 1679 года, освящено 25 июня 1682 года. Одностолпная трапезная с подклетом и колокольнею пристроены несколько позднее: антиминс на престол св. Алексия выдан 17 декабря 1694 года. 15 сентября 1757 года дозволено слева в трапезной устроить придел Дмитрия Ростовского. 5 ноября 1872 года на его месте устроен придел Богоматери "Споручница грешных". Среди изографов, писавших иконы для храма, известно имя мастера Ивана Максимова. Он - автор иконы святителя Алексия, митрополита Московского, которая датируется 1686 годом, на ней есть изображение Московского Кремля со Спасскими воротами. Храм Николая Чудотворца в Хамовниках, с одной стороны, вполне типичен для московских посадских церквей - построен из кирпича, с применением белого камня, украшен поливными изразцами, основной объём с трапезной и шатровой колокольней расположены по одной оси... Московское барокко, да не совсем. Очень многое здешние зодчие заимствовали у ярославских мастеров узорочья: яркие россыпи уже упоминавшихся изразцов, жизнерадостная красно-зелёная раскраска самой церкви на фоне белой штукатурки...

Неоднозначно оценивают исследователи древней архитектуры и сам храм и колокольню. Так Михаил Красовский высказывался в несколько неожиданном ключе. Он считал, что "в это время начинает уже чувствоваться упадок самобытного стиля... Первый признак - вычурность и излишнее богатство деталей - виден на колокольне церкви Николы в Хамовниках... остаются прежние прекрасные пропорции, но от былого спокойствия и благородства мотивов не осталось почти ничего". С другой стороны, есть и версия, "оправдывающая" эту "вычурность", - согласно ей, под яркой раскраской колокольни и храма мастера просто решили "спрятать" некоторые промахи ремонтников, допущенные во время одного из поновлений, или использовать её просто для выделения архитектурных деталей, как предполагал автор путеводителя начала двадцатого века "По Москве".

Отдельно хочется сказать про колокола Никольского храма. Ещё в описаниях ХIХ века приводились сведения о надписях на двух из них. Первая гласила: "Лета 1685 году вылит сей колокол, лил сей колокол мастер Михайла Ладыгин". Вторая надпись сообщала, что "общим старанием и рачением приходских людей 1784 году мая 1 дня вылит сей колокол к церкви Николая Чудотворца, что в Хамовниках, лит на заводе Никифора Калинина, весу 300 пуд, лил мастер Яков Завьялов". Кроме того, отмечался и интересный подбор других колоколов и "необычность" храмовой колокольни. В дореволюционном путеводителе, в главе "По дворянской Москве", можно познакомиться с вот таким наблюдением: "Мы недаром в государевой хамовной слободе. Напоминанием о ХVII веке служит прелестнейший храм св. Николая Чудотворца в Хамовниках. Великолепна его высокая шатровая колокольня... Под "звоном" введён лишний этаж; это повышает саму колокольню и очень важно для распространения колокольного звука...".

Никольская церковь в Хамовниках принадлежит к числу тех "счастливых" московских храмов, которые избежали в ХХ веке закрытия. Более того, её регулярно реставрировали. Даже далёкая от религии власть признала в этом храме как минимум ценный памятник архитектуры. Церковь всегда оставалась действующей. Впрочем, потери храм всё-таки понёс - в безбожные 1930-е годы его лишили колоколов. Уникальный ладыгинский колокол чудом удалось спасти - долгое время он оставался в коллекции Государственного Исторического музея. Среди колоколов церковной звонницы он был вторым по весу - весил более ста пудов. Потом, в 1990-е годы, когда Церкви стали возвращать её святыни, колокол снова занял своё прежнее место. В советское время храм реставрировали, при этом никаких архитектурных изменений не вносили, только ограду передвинули немного ближе к зданию самой церкви, когда расширяли Комсомольский проспект. Кроме того, тогда же, в 1970-е годы, специалисты востановили керамическое убранство храма и подлинную раскраску фасада. В последний раз церковь поновляли совсем недавно - заново побелили, а яркие элементы декора покрыли новым слоем краски.

Нельзя не отметить, что одним из знаменитых прихожан хамовнической церкви святителя Николая Мирликийского был писатель Лев Толстой. Он жил по соседству и нередко заходил в храм. Другим знаменитым человеком, который бывал в храме, был Патриарх Алексий II. Известно, что на следующий же день после своей интронизации Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приехал в Хамовники, чтобы помолиться перед главной святыней храма - иконой Божией Матери "Споручница грешных".

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - выдающийся памятник русской архитектуры, находящейся на стыке двух стилей: уходящего русского узорочья и набирающего обороты так называемого "нарышкинского" (или "московского") барокко. Композиция храма традиционна для церквей того времени и соотносится с известной концепцией храма-корабля, выстроенного с запада на восток по линии: колокольня - трапезная - основной объём - алтарь. Необычным и запоминающимся храм делает его яркая раскраска. По белым стенам стелется пёстрый ковёр красно-зелёных декоративных элементов. Белый цвет смотрится необычно, в остальном же "буйство красок" - это художественный приём узорочья, "нарышкинское барокко" играло больше белокаменной резьбой на красном фоне стен. А такой резьбы, кстати, на церкви Николы в Хамовниках почти и нет. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, аркатурно-колончатые пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной - всё тут геометрически правильно. Наличники хамовнического храма попроще тех, что делали мастера узорочья, и главное в них - не столько изящество белокаменной резьбы, сколько цвет. Центральные наличники второго света на южном и северных фасадах, в отличие от всех остальных, выполнены в виде короны. Поливные изразцы Никольской церкви не образуют сплошные фризы, а как бы разбросаны по фасадам отдельными акцентами. Маленькие плитки под кокошниками выступают за линию стен. На колокольне, напротив, изразцы образуют фактически сплошной орнамент восьмерика, расчленены его гранями и глубоко утоплены в стены.

Построенная чуть позднее шатровая колокольня - тоже, казалось бы, дань традициям: восьмерик на четверике, увенчанный шатром. Но как выполнен этот четверик! Как дерзко он поднимается над землёй! Мало того, что он выше восьмерика, ещё и крыльца, лепестками расходящиеся в разные стороны, как бы сообщают сооружению дополнительный ярус. Кстати, и восьмерик-то удваивается, на самом деле мы видим два больших восьмерика, объединённых между собой. В отличие от конструтивно упрощённой церкви, зодчие, работая над колокольней, явно не искали лёгких путей и создавали сложную вертикаль - провозвестницу изощрённых силуэтов барокко! На примере яруса слуха видно, что зодчие старались максимально усложнить колокольню. Окошек-слухов на ней тридцать два, каждое со своим наличником, и расположены они тремя ярусами (попарно в нижнем и среднем, по одному в верхнем). Бросается в глаза большой, богато украшенный крест центральной главы. Здесь мы видим целый набор символов: традиционная косая перекладина (подножие, чаша весов Страшного Суда), сильно развитые трилистники как напоминание о Святой Троицы, венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа) и полумесяц у основания, символизирующий чашу.

"Внутри храма почти не осталось старины", - сетовали дореволюционные путеводители по Москве. Неудивительно, если вспомнить, что в пожар 1812 года церковь практически полностью выгорела. Вход в храм - традиционно через подколокольное помещение. Из трапезной раскрывается внутреннее пространство, которое, впрочем, не кажется столь же высоким внутри, сколь и снаружи. Наверное, дело в относительно низком расположении оконного ряда второго света - все окна храма располагаются визуально ближе к полу, нежели к потолку. Возможно, это оптическая иллюзия, создаваемая кривизной свода и тем, что свод этот - глухой: находясь внутри понимаешь, что барабаны главы церкви - чисто декоративные, участия в организации внутреннего объёма они не принимают. Сформированный в силу этого конструктивного решения сплошной купол, как и стены, необыкновенно богато расписаны. Росписи в храме встречаются везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым резным орнаментом. Позолоченнный иконостас храма - четырёхъярусный (без праотеческого чина). Он современен росписям и золотисто-голубыми тонами прекрасно гармонирует с ними. Венчает иконостас Распятие.

Приделы храма освящены во имя святителя Алексия митрополита Московского, и в честь хранящейся в храме чтимой иконы Божией Матери "Споручицы грешных". Они достаточно просторны и светлы, их стены также сплошь украшены яркими фресками. Храм реставрировался в 1896 (не вполне удачно), 1949 и 1972 годах. Советские реставраторы вернули церкви её первоначальный внешний вид.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №61, 2013 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.