Колокольня Новодевичьего монастыря: архитектура, символика, колокола* (продолжение)
Во время правления царевны Софьи Алексеевны по ее повелению на колокольню отлили еще два благовестника с одинаковым шрифтом и текстом надписей. Один из них выполнил в 1688 (7?) году мастер Михаил Лодыгин (Ладыгин). По весу он почти равен колоколу Никифора Баранова (поэтому вместе они звучат крайне редко). Надпись на нем очень пространна: «Лета 7196 (5?) (1687 или 1688) Декабря 1 дня сей колокол вылит в похвалу и славу и честь Богу, в Троице славимому, и Пресвятей Богородицы и всем святым, в дом Ея Пресвятыя Богородицы явления иконы Смоленския, Одигитрии нарицаемой, Новодевичий монастырь, повелением благочестивейших великих государей и царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, общими же с ними великими государи изволением и согласием сестры их государския великия государыни благоверной царевны и великия княжны Софии Алексеевны всея Великия и Малыя и Белыя России, понеже она государыня того святаго дому из давних лет строительница, она великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна всея великия и малыя и белыя России, ныне наипаче имеет прилежное попечение ко устроению, как от всех видимо. Лил сей колокол мастер Михайла Ладыгин» [13,14,17-19]. Колокол размещен в северной арке. Сведений о Михаиле Матвеевиче Лодыгине сохранилось очень мало. Известно, что его семья в 1669 году уже жила в Москве (мать - Михаила - жена Матвея Емельяновича Лодыгина в этом году отдала Федору Моторину "в обучение" своего второго сына - Ивана [21]. Колокола, отлитые Михаилом Лодыгиным, относятся к промежутку с 1685 по 1693 (?) год. В «Списке русских литейщиков XV-XVII веков» годы работы Михаила Лодыгина приведены как 1685-1700 без ссылки на источник [22].
Его убранство весьма своеобразно. Уши орнаментированы переплетенным жгутом, вокруг сковороды проложен ряд жемчужника. Ниже идут три декоративных пояса и надпись. Над надписью - фриз из арабесок, в которые заключены гроздья винограда. Такие же гроздья входят и в рисунок второго пояса под литой надписью. Основу его составляют горизонтальные S-образные фигуры. С одной стороны каждой вылита гроздь, а с другой – голова фантастической птицы (возможно, орла). Фигуры эти соединены попарно и примыкают друг к другу виноградными гроздьями. Между фигурами птиц помещены львиные головы с крыльями – мотив довольно распространенный во второй половине XVII века. Третий пояс составляют фигуры ангелов со связками плодов. Таким образом, здесь мы видим символы почти всех евангелистов: святого Марка (лев), святого Иоанна Богослова (орел) и святого Матфея (ангел). Не хватает только изображения тельца – символа святого Луки. Основным мотивом Евангелия от Луки является искупительная жертва Спасителя. Она показана в виде виноградной грозди. Ее дополняет Голгофский крест, разделяющий текст. Над и под крестом вылиты миниатюрные изображения шестикрылых херувимов. Кроме нескольких самобытных элементов, в декоре очевидно сходство с колоколом 1683 года, на котором стоит имя прославленного мастера, родоначальника знаменитой династии – Федора Моторина. Он находился в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы что Кузнецком мосту, а в 1924 году поступил в музейное собрание храма Покрова на Рву [23].
Этот же мастер в 1684 году отлил самый тяжелый благовестник Новодевичьего монастыря, вес которого более пятисот пудов. Он расположен в глубине яруса. Его убранство столь же пышно, как и на колоколе Михаила Лодыгина. Текст надписи почти повторяет предыдущий колокол: «Лета 7192 (1684) месяца Августа в 3 день сей колокол вылит в похвалу и славу и честь Богу, в Троице славимому и Пресвятей Богородицы и всем святым в дом Ея Пресвятыя Богородицы явления иконы Смоленския, Одигитрии нарицаемой, Новодевичий монастырь, повелением благочестивейших великих государей наших царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержцев, общими же с ними великими государи изволением и согласием сестры их государския великия государыни, благоверныя царевны и великия княжны Софии Алексеевны всея великия и малыя и белыя России; понеже она государыня того святаго дому издавних лет строительница, а ныне наипаче имеет прилежное попечение к устроению, как от всех видимо, весу в нем 540 пуд. Лил сей колокол мастер Федор Моторин» [13,14,17-20.1].
Декор этого колокола тоже состоит из трех орнаментальных поясов. Верхний пояс – арабески обычного для того времени рисунка. Второй пояс под надписью невероятно сложен. Он состоит из нескольких переплетающихся раппортов. Основные их мотивы - это два типа вазонов с цветами. От них отходят две симметричные пары завитков. В верхние завитки заключены птицы, прикусывающие стебли с цветами и плодами. Нижние пары - это причудливо изогнутые рога изобилия тоже с цветами и плодами. Рисунок этот столь прихотлив, что в нем даже сложно уловить какой-либо ритм. Под фризом проходит пояс из уже знакомых нам фигур ангелов с плодовыми гроздьями. На поле помещен картуш с именем мастера. В его обрамление включены существа геральдического характера: единороги, обнаженные крылатые фигуры в рост и двуглавый орел, впервые появившиеся в колокольном декоре. Неожиданными для него являются и птицы-«папагаи», до этого известные только в резьбе по дереву и изразечном деле.
Многие из сюжетов, использованных Федором Моториным и Михаилом Лодыгиным: рог изобилия, ангелы со связками плодов, крылатые львиные головы (здесь сказалось и немецкая литейная традиция), пришли в русское литейное дело во второй половине XVII века под влиянием изразцов 1660-х годов, созданных в Иверском Валдайском и Новоиерусалимском монастырях. Над ними трудились польские и белорусские мастера, приглашенные патриархом Никоном. В эти же годы в Иверском монастыре работал и Федор Моторин, видимо изучавший сложные и нарядные орнаменты. Эти мотивы имели глубокий смысл. Так, крылатый лев обозначал святого апостола Марка и, одновременно, царственное достоинство Спасителя, которое являлось главным аспектом Евангелия от Марка. Связки цветов и плодов (особенно винограда) - это излюбленный символ Небесного Иерусалима и Райского сада, изогнутый рог изобилия - ветхозаветный атрибут царя Давида, помазанника Божия (Пс. 88: 18, 25). Чуть позже, на одном из колоколов сына Федора Моторина – Ивана («Набатный» колокол 1714 года) эти элементы еще раз сложатся в единую систему. Львиные головы с ангельскими крыльями, в обрамлении изогнутых рогов изобилия, дополненные фризом из фигур ангелов со связками плодов, станут еще одной сложной аллюзией на евангельскую проповедь и символом Нового Давида – Царя Небесного – Господа Иисуса Христа.
О других колоколах подбора этой эпохи сохранились только самые общие сведения, так как в ХХ столетии он претерпел наиболее трагические изменения. Известно, что в 1910 году на третьем ярусе колокольни было 14 колоколов. Игуменья Леонида ходатайствовала о разрешении «перелить разбитые колокола в количестве шесть, весом первый - 30 пудов; второй - 20 пудов, третий - 15 пудов; четвертый - 12 пудов; пятый - 10 пудов и шестой - 4 пуда», так как они портили звон. Кроме того, она писала, что: «на колокольне восемь цельных колоколов: один в 560 пуд. [работы Федора Моторина], другой - 300 пуд. [работы Михаила Ладыгина], третий - 200 пуд [работы Никифора Баранова], четвертый - 40 пуд., пятый - 20 пуд., шестой - 12 пуд., седьмой - 3 пуда и восьмой - два пуда» [24]. Немного позднее настоятельница испросила разрешения на отливку 12 новых колоколов для более гармоничного звучания всего подбора [5].
По заключению Комиссии по сохранению древних памятников, сделанному Иваном Павловичем Машковым, среди предназначенных к переплавке колоколов один (весом в 12 пудов) датировался 1630 годом (возможно, это колокол, вложенный государыней старицей Марфой Ивановной), а другой (весом в 10 пудов) – 1673 годом (вероятно, это колокол западноевропейского литья). По его настоянию, из шести разбитых колоколов пять быть переданы в собрание Исторического музея [24]. Кроме двух упомянутых, в музее сейчас находится еще колокол, отлитый на средства стрельцов полка Темира Засецкого (см. выше).
Двенадцать новых колоколов для Новодевичьего монастыря в 1910 году изготовил завод братьев Усачевых в городе Валдае [5]. К 1919 году подбор третьего яруса состоял из 19 колоколов. Он требовал большого штата звонарей. По данным XIX века, в 1880-е годы в ней трудились восемь «звонарниц» (в 1760-е - шесть) [17]. На пятом ярусе, как уже упоминалось, было семь часовых колоколов [5].
Колокольный звон в монастыре замолчал в 1922 году, когда закрыли все его храмы, и в их стенах разместился «Музей раскрепощенных женщин», а затем Историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1919 году от игуменьи потребовали предоставить данные о количестве и весе колоколов в обители [5]. Чуть позднее, несмотря на сопротивление музейных сотрудников, колокольня лишилась почти всех колоколов малого и среднего веса. Вновь в монастыре зазвучали колокола только после 1945 года, когда верующим вернули трапезный Успенский храм. Из исторического подбора к этому времени уцелели только три благовестника, колокол 1551 года и часовой Кирилла Самойлова. Сюда же, по всей вероятности, перенесли и три четвертных колокола с пятого яруса. Остальной подбор, необходимый для звона, в монастырь передали из собрания Государственного Исторического музея в Москве. В 1964 году на колокольне было 13 целых колоколов [5]. Сейчас их 15. Два колокола (1709 года из села Виноградово и один безымянный в северо-восточной арке) в звонах уже долгое время не используются. Подробнее о них будет рассказано ниже.
О наиболее старинном из них 1551 года уже шла речь выше. Второй, украшенный поясом кринов, по рисунку близких орнаментам Андрея Чохова и Кирилла Самойлова, и надписью, датирован 1627 годом. Сейчас он является подзвонным и находится в южной арке. Литой текст на нем занимает три строки: «Божиею милостию повелением великого гдря цря и великаго кнзя Михаила Федоровича всея Руси и благословением отца ево гдря стейшаго патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси и по обещанию великие гдрне инокини Марфы Ивановны слит колокол Покрову Прсвтыя Бцы в село Рупцово лета ЗРЛЕ (7135 – 1627 год) г (году) сентября в ДI (14) д.». Этот колокол был парным другому, изготовленному в том же году и тоже 14 сентября, с почти идентичной надписью, но с именем мастера – Филипп Григорьев. Он сейчас находится в подборе колокольни Троице-Сергиевой Лавры. Существовал еще и третий колокол с надписью «Покрову в село Рупцово, сентября в 14 день». «Пушечный и колокольный литец и медяной плавильщик» Филипп Григорьев работал на Государевом Пушечном дворе в 1600-е – 1620-е годы. Как и Кирилл Самойлов, он учился у Андрея Чохова [19, 20.1, 25].
Третий, судя по тексту гравированной надписи, создан в 1653 году для Высоко-Петровского монастыря: «Лета 7161 (1653 год) дан сей колокол в Петровской Высокой монастырь» [18,19]. Этот колокол тоже подзвонный, он один висит в юго-западной арке-проеме. Следует отметить и два колокола западноевропейского литья. Один из них не имеет никакого декора и может быть атрибутирован только благодаря характерным особенностям профиля и короны. На втором - 1901 года - отлиты сложный орнамент и надпись «PRZELANY 1901», а также картуш с надписью и фабричным знаком в виде колокола. Они свидетельствуют о том, что его изготовили в Польше. Оба они размещены в северо-восточной арке и являются зазвонными колоколами. Еще три колокола, возможно, изначально были четверными и находились на пятом ярусе. Один даже «отмечен» вмятинами от ударов молоточка. Все они украшены двумя рядами трилистника, характерного для второй половины XVII века. Один находится здесь же, северо-восточной арке, а остальные размещены на юго-востоке и востоке.
Особенно наряден колокол начала XVIII века, что следует из надписи: «ăψө (1709) году сей колокол выменил столник Иван Калинич Пушкин в вотчину свою Московскаго уезду село Виноградово к церкви Владимирской Богородицы весу з (7) пуд». Он соседствует с колоколом из храма Покрова в Рубцово. Любопытно, что аналогичный гравированный текст выполнен на колоколе в собрании храма Покрова на Рву. Таким образом, оба колокола входили в один подбор. Их верхний орнаментальный фриз одинаков – это пояс из трилистников удивительно изысканного рисунка. Второй пояс различен. На колоколе Покровского собора он состоит из цветочных побегов с двумя симметричными отростками. В каждый из них заключена голова фантастической птицы, прикусывающей стебель. На колоколе Новодевичьего монастыря нижний фриз представляет собой редкой красоты орнамент в виде вьющегося стебля с бутонами и цветами. По рисунку он очень близок уже упомянутым благовестникам звонницы Успенского собора в Ростове Великом (и двум небольшим колоколам из этого же подбора), а также двум колоколам второго и третьего яруса колокольни Ивана Великого. Сходство в их декоре очень велико, однако сам Филипп Андреев умер в 1688 году, поэтому здесь можно говорить об авторстве его сына Киприана. Здесь же уместно упомянуть и колокол 1676 года, отлитый Василием и Яковом Леонтьевыми для звонницы собора Святой Софии в Новгороде Великом. Данный орнамент весьма схож у всех этих мастеров, что наводит на мысль об одном и том же шаблоне. Из оставшихся не упомянутыми трех колоколов, два не имеют ни надписей, ни декора (их можно увидеть в северо-восточном проеме), а один – современной работы (он висит рядом с польским колоколом).
В 1980-е годы у стен Смоленского собора некоторое время стояли несколько колоколов, из тех, что были свезены в монастырь (к тому времени – уже музей) в 1920-е годы из некоторых разрушенных и закрытых церквей, а впоследствии переданные на колокольни московских храмов. Можно назвать два колокола, находящиеся сейчас на колокольне собора Покрова на Рву. Один из них - работы Семена Можжухина (1766 год), отлитый для церкви Святой Троицы в Пушкарях (снесена в 1935 году); а второй был отлит Иваном Федоровичем Моториным в 1692 году для храма во имя св. Иоанна Богослова в Бронной слободе. Здесь же некоторое время находились еще два благовестника, вернувшиеся сейчас на свои исторические места: один из них - мастера Михаила Лодыгина из подбора храма свт. Николая в Хамовниках – 1689 года, а второй, изготовленный на заводе Никифора Калинина для церкви свт. Григория Неокесарийского – 1797 года.
Создание школы колокольного звона в обители связано с именем замечательного звонаря Владимира Ивановича Машкова, служившего на колокольне Новодевичьего монастыря с 1964 по 2001 годы. За это время он подготовил многих звонарей, составивших ядро Московской школы колокольного звона. Он же создал нынешнюю систему управления колоколами во время звона. В 1980 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку со звонами Владимира Ивановича [16].
*Этот материал в несколько переработанном виде опубликован в сборнике статей ЦНРПМ:
Азарова О.В. Колокола Новодевичьего монастыря. История формирования подбора и его современное состояние // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 2016. Вып.8. С.: 74 - 86
Библиография:
[1] Игорь Бычков, иерей. Новодевичий монастырь и представители царских семей в нем. С.: 49-56 // Новодевичий монастырь в русской культуре: Труды ГИМ а 1995 год. М., 2001. Вып. 99. С.: 51, 52
[2] РГАДА. Оп. 17. Д. 28841. 1724 г. Л. 1 (автор благодарит архитектора-реставратора ЦНРПМ Царину Н.В. за указание на этот источник)
[3] Православные монастыри. № 23. 2004. С.: 16-18
[4] Маров В.Ф. Архитектура и градостроительство. Ярославль, 2000. С.: 61, 62, 68
[5] Маслова Ю.В. Колокольня Новодевичьего монастыря // Московский журнал. 2004. №9. С.: 25-28
[6] Кавельмахер В.В. Когда мог быть построен собор Смоленской Одигитрии Новодевичьего монастыря. С.: 154-180 // Новодевичий монастырь в русской культуре: Труды ГИМ за 1995 год. М., 2001. Вып. 99. С.: 164
[7] Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002. С.: 22
[8] Иоаннесян О.М. Храмы-ротонды в Древней Руси // Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С.: 101
[9] Корсунский Н.Н. Благовест. Ярославль, 1887. С.: 12
[10] Кириллин В.М. Символика чисел в литературе Древней Руси. (XI – XVI века). Спб., 2000. С., 230
[11] Машков И.П. Архитектура Новодевичьего монастыря. М., 1949. С.: 48, 52, 54
[12] Этингоф О.Е. Образ Богоматери. М., 2000. С.: 47-49
[13] Мартынов А.А., Снегирев И.М. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1857. Тетр. 15. С.: 158-159
[14] Снегирев И.М. Новодевичий монастырь в Москве. М., 1857. С.: 71-75
[15] Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1911. Т.2. С.: 449, 458
[16] Сорок сороков / П.М. Паламарчук. М., 2003. Т.1. С.: 276
[17] Токмаков И.Ф. Историческое описание московского Новодевичьего монастыря. М., 1885. С.: 33-34, 72-76
[18] Оловянишников Н.И. История Колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003 (репр. с изд. 1912 года). С.: 158-160; 165
[19] Мартынов А.А. Московские колокола // Русский архив. М.,1896. Вып. 3. С.: 398-400
[20] Бондаренко А.Ф. История колоколов в России XI-XVII веков. М., 2012. С.: 266-267, 279-280, 285; 315-316, 329-330; Она же. К вопросу об атрибуции трех колоколов XVII века из собрания Новодевичьего монастыря // Забелинские чтения – год 2006. ГИМ – энциклопедия отечественной истории и культуры // Труды ГИМ. М., 2007. Вып. 169. С.: 212-215; 217; 219-220; Москвичева Ю.В., Азарова О.В. Кирилл Самойлов // сайт http://www.zvon.ru
[21] Костина И.Д. Колокола XIV-XIX веков: Каталог собрания Государственного Историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». М., 2015. С.: 91
[22] Рубцов Н. История литейного дела в СССР. М., 1962. Ч.1. С.: 233
[23] Бондаренко А.Ф. Колокола династии Моториных конца XVII века в собрании Покровского собора. С.: 185-192 // Труды ГИМ. Вып. 100. М., 1998. С.: 186
[24] Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников. Т. IV. М., 1912. С.: 73, 78, 106
[25] Забелин И.Е. О металлическом производстве в России до конца XVII века // Записки Императорского археологического общества. Спб., 1853. Т.5. Вып.1. С.: 116; Рубцов Н.Н. История литейного дела в СССР. М, 1962. Часть 1. С.: 208
[26] Московский Новодевичий монастырь. М., 1999
[27] Новодевичий монастырь. М., 2003
[28] Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь: Православные монастыри. №23. 2009