Слюдяной девятишатровый выносной фонарь из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское»
В собрании музея-заповедника «Коломенское» хранятся три выносных фонаря: два «о девяти шатрах» и один – меньших размеров – «о семи шатрах». В данной статье речь преимущественно пойдет о первых двух. Один из девятишатровых фонарей был передан в музей по акту от 4/II – 1929 года (КП-1138/О-1059) из фондов Государственного Исторического музея. По этому же акту, согласно записи в Книге поступлений, в музейное собрание был принят фонарь меньших размеров и увенчанный семью шатрами (КП-1139/О-1352). Происхождение обоих фонарей эта запись не уточняет. Второй девятишатровый фонарь (КП-2581/О-1058) поступил в музей-заповедник «Коломенское» из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря по акту № 114 от 15/IV – 1941 года. Во время научно-реставрационных работ, проведенных с фонарями в 1970-е годы, специалисты высказали предположение, что оба фонаря с девятью шатрами навершия имеют одинаковое происхождение [1].
Этому предположению не противоречит история поступления фонарей в музейное собрание. В 1920-е годы по инициативе Музейного отдела Наркомпроса была предпринята попытка взять под охрану государства и поставить на музейный учет памятники архитектуры, декоративно-прикладного искусства и письменности Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря [2]. Тогда же начались попытки создания в обители (с целью ее сохранения после закрытия) музейного комплекса. Первым с этим предложением выступил Петр Дмитриевич Барановский. Свой проект он предоставил для обсуждения в 1922 году. В это же время деятельности представителей Главнауки начали активно противодействовать комиссии Помгола, без всякого исследования изымающие произведения церковного искусства в монастыре. Для более эффективной охраны и изучения памятников старины Наркомпрос направил на Соловки дополнительную комиссию под председательством заведующего отделом памятников Московского Кремля Николая Николаевича Померанцева. Кроме него, в нее вошли П.Д. Барановский, Д.Д. Иванов (директор Оружейной палаты) и А.В. Лядов [3]. Надежды специалистов на организацию музейного комплекса в монастыре не осуществились, но, благодаря их усилиям, значительную часть икон, книг и церковной утвари удалось сохранить и переправить в собрания Московского Кремля и Государственного Исторического музея.
В 1923 году Петр Дмитриевич Барановский начинает работу по созданию музея-заповедника «Коломенское». Проделанная им гигантская работа по реставрации памятников архитектуры усадьбы и созданию в них первых экспозиций уже неоднократно становилась предметом научного исследования [4]. Для нас представляют интерес первые выставки музея. В частности, в начале 1930-х годов в отреставрированном храме Вознесения (1532 год) открылась выставка, посвященная русскому шатровому зодчеству [5]. На ней демонстрировались и предметы, украшенные слюдой: уникальная девятишатровая надпрестольная сень из храма во имя Гребневской иконы Божией Матери в Москве и слюдяной выносной фонарь. Впоследствии материалы выставки планировалось использовать как отдельный комплекс в пятом отделении большой экспозиции «Предметы из железа, слюды, стекла и олово» в помещениях Сытного двора «История русской архитектуры [6]. Нужно отметить, что незадолго до этого – в марте 1928 года музей-заповедник «Коломенское» получил статус отделения Государственного Исторического музея, который он сохранял до 1971 года [7]. Во время подготовки в музее-заповеднике новых экспозиций ему неоднократно передавались на хранение музейные предметы из собрания Исторического музея. Среди них, как это уже было указано, числился и слюдяной фонарь.
В силу известных трагических обстоятельств многие проекты по созданию экспозиций и реставрации зданий усадьбы Петр Дмитриевич Барановский не смог осуществить. Не была реализована идея о создании большой экспозиции в Сытном дворе. В Соловецком монастыре реставратору тоже больше не довелось побывать. После возвращения из ссылки с 1936 по 1942 год он работал архитектором-консультантом в Историческом музее и принимал участие в формировании новых экспозиций в музее-усадьбе «Коломенское» [8]. Подготовка к большой реэкспозиции в нем началась в 1939 году. В этот же период, после ликвидации ГУЛАГа, вновь возникла угроза вывоза и последующей реализации музейных ценностей, все еще сохранявшихся в монастыре. Петр Дмитриевич направил директору Исторического музея письмо, в котором приводился подробный перечень предметов прикладного искусства XVI-XVII веков, которые необходимо было передать в собрание музея в «Коломенском» [9]. Так в музейных коллекциях появились и поныне являются их гордостью царские врата из Благовещенской церкви Соловецкого монастыря, выполненные в 1633 году резчиком Троице-Сергиевого монастыря Львом Ивановым по заказу келаря того же монастыря Александра Булатникова; резная восьмигранная надпрестольная сень из Спасо-Преображенского собора, изготовленная в 1677 году резчиками из числа нового штата братии [10], слюдяной фонарь и ряд икон из праздничного чина иконостаса Благовещенской церкви «Уверение Фомы» (XVI век); «Свв. Зосима и Савватий с видом Соловецкого монастыря» (XVII век), «Св. Григорий Богослов» (XVI век) и другие. Список предметов, переданный музею-заповеднику «Коломенское» фигурирует в акте о состоянии фондов за апрель 1941года [11].
Такова история появления выносных фонарей в музее-заповеднике «Коломенское». Как мы видели, она не опровергает версию о происхождении двух больших выносных фонарей из Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Тем не менее, прямыми доказательствами этому факту мы тоже не располагаем. Интересно, что выносной фонарь с декором, аналогичным фонарю из Соловецкого монастыря, помещен на одной фотографии с надпрестольной сенью из храма во имя Гребневской иконы Божией Матери в Москве в издании А.А. Бобринского [12]. Однако его происхождение и здесь не указано.
Обратимся теперь к самому общему исследованию истории, конструкции и декора самих фонарей. Использование выносных слюдяных фонарей, носимых на деревянных шестах перед крестным ходом и символизирующих свет евангельской истины, восходит к первым векам христианства [13]. Время их появления в Древней Руси пока не установлено. По всей вероятности, их изготовление началось вскоре после открытия Большого Северного пути в 1553 году, когда установились активные торговые сношения с Англией. Одной из важных составляющих импорта стал ввоз на Русь олова. В Северных районах (Соловецкие острова, Холмогоры, Прионежская область, Великий Устюг и т.д.) с этого времени большое распространение получают художественные промыслы, характерной чертой которых становится соединение в декоре ажурных литых накладок из олова и «мусковита» - слюды. Позднее к ним стали добавлять и цветную фольгу, или окрашивать саму слюду. Так украшали киоты, зеркала, прорезные замки, надпрестольные сени. Скорее всего, к этому списку изделий можно добавить и выносные фонари. Первые упоминания о больших слюдяных фонарях относятся ко второй половине XVI века.
Подробное их описание мы находим в «Книге церковной Благовещения Пресвятой Владычицы нашея Богородицы соборного храма и приделов его у Соли Вычегодской на посаде и что у собора Богородицы под колоколы… лета 7088 (1579) сентября в 1 день». «Фонарь болшей о девяти верхах и о девяти поденников, о двадцати стенах, слудяной, железом немецким белым обит. Другой фонарь слудяной же о девяти верхах и о девяти поденников, о шестнадцати стенах. Третий фонарь о пяти верхах и о пяти поденников, о двенадцати стенах. Четвертый фонарь слудяной же о девяти верхах и о девяти поденников, о осми стенах. Пятой фонарь фонарь слудяной же четвертной об одном верху. Положение пяти фонарей слудяных Никиты Григорьева сына Строганова» [14]. В «Книге…» не испльзуется термин «шатер», но, так как слово «верх» при описании архитектурных форм в Древней Руси чаще всего обозначало именно шатровую форму (в противном случае использовалось слово «глава»), то можно допустить, что здесь имелись ввиду фонари, сходные по конструкции с фонарями из собрания музея-заповедника «Коломенское».
Немного позднее упоминается «фонарь выносный слюдный, с жестью» в Описи 1602 года церкви Архангела Михаила в селе Микулино Тверской области. Слюдяные выносные фонари названы в Описи казны Успенского собора за 1623-1627 и в Описи Патриаршего приказа 1630 года [15]. В описи домовой казны патриарха Никона 1658 года вновь встречается описание устройства фонаря: «фонарь большой слюденой, походный о семи верхах, слюденой в столпцах деревянных и в жести» [16]. Наконец, церковное предание относит к самому началу XVII века создание единственного в своем роде выносного фонаря с одиннадцатью шатрами. Его принесли в 1613 году послы, пришедшие возвестить Михаилу Феодоровичу Романову об избрании его на царство по решению Земского собора. Фонарь до настоящего времени хранится в собрании Костромского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре. Логично предположить, что для создания таких сложных конструкций мастера уже должны были иметь немалый опыт.
Таким образом, общепринятое мнение о том, что многошатровые выносные фонари получают распространение на Руси только во второй половине XVII века, представляется очень сомнительным. Так же вызывает сомнения и утверждение о возникновении этой формы под воздействием архитектуры многошатровых деревянных храмов Русского Севера. Здесь уместны два соображения. Во-первых, самые ранние (не сохранившиеся) деревянные храмы под несколькими шатрами известны нам только с 1619 - 1631 годов. Это, например, Никольский храм на Шунгском погосте и Георгиевская церковь в остроге Толвуйского погоста [17]. Во-вторых, заставляет задуматься обиходное название таких фонарей – Иерусалимы. Так же называли и собор Покрова на Рву на Красной площади (1555-1561 годы). Вполне допустимым является предположение, что именно этот собор послужил импульсом для создания родственных малых архитектурных форм. Не исключено также и влияние западноевропейского искусства.
На протяжении последней трети XVI и в течение всего XVII века самым любимым видом выносного фонаря в монастырях и наиболее почитаемых храмах продолжал оставаться именно тот, характерным примером которого являются фонари из собрания музея-заповедника «Коломенское». В основе конструкции таких фонарей – призма с гранями, заполненными слюдой. Число граней может быть различно. У фонарей из собрания ГМОМЗ «Коломенское» это восемь граней. По утверждению исследователей такое число было самым привычным: «Преобладающая форма церковного фонаря XVII века – шестигранная и восьмигранная, увенчанная шатровым верхом о четырех, пяти и семи главах. Низ конусообразный, иногда выгнутый, оканчивающийся деревянным точеным шатром» [18]. Однако конструкция фонаря, как мы это уже видели, могла быть и сложнее. В частности, согласно описанию слюдяных фонарей из вклада Никиты Григорьевича Строганова, фонари могли иметь корпус «о двенадцати», «о шестнадцати» и даже «о двадцати» стенах [19].Уже упоминавшийся фонарь из костромского Ипатьевского Свято-Троицкого монастыря имеет десять граней. По всей вероятности, более древние фонари имели каким-то образом (возможно, декоративными средствами), более миниатюрное деление створок.
Тем не менее, чаще всего в XVII столетии использовалась восьмигранная и шестигранная конструкция под, соответственно семью или девятью шатрами. Кроме интересующих нас фонарей, она характерна для большинства «светильников» из собрания Государственного Исторического музея (замечательные их образцы можно видеть в соборе Покрова на Рву на Красной площади). Такую же форму имел семишатровый фонарь из храма святителя Николая в Хамовниках и фонари в Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре и Успенском монастыре города Александрова (Александровой слободе) ), а также фонари в коллекциях барона Штиглица и С.П. Рябушинского и в собрании Императорского Общества Поощрения Художеств[20]. Девятишатровые фонари хранятся в Кирилло-Белозерском монастыре под Вологдой и Успенском Горицком монастыре в Переславле-Залесском. Такой фонарь мы видим на фотографии С.М. Прокудина-Горского (в церкви Рождества Христова в посаде Крохино Белозерского уезда у истока Шексны, № 21060. 1909 год). Были они распространены и в Архангельской области, как это можно увидеть на фотографиях и в собрании музея архитектуры им. А.В. Щусева [21]. Один из них (из церкви святого Климента XVII века в посаде Уна) «о девяти шатрах» упоминает в своих «Путевых заметках» Владимир Васильевич Суслов [22]. Несколько фонарей работы архангельских мастеров хранятся в собрании Государственного Эрмитажа [23]. Дополнительную нарядность им придают ажурные накладки из олова (иногда позолоченного). Они не только украшают шатры и слюдяные грани, но и подчеркивают грани, дверцы и т.п. К ним мы еще вернемся чуть ниже.
Для более полной картины следует отметить, что с конца XVII и на протяжении всего XVIII века появились и другие типы выносных фонарей. Распространение получают «ярусные» фонари. Их конструкция состоит из нескольких (чаще всего двух или трех) последовательно уменьшающихся призм с шестью или восемью гранями. Увенчивала ярусы декоративная церковная главка (при позднейших переделках ее иногда замеляя шатром или каким-либо иным навершием). Как примеры можно назвать некоторые из фонарей в собрании Исторического музея (они представлены в экспозиции филиала музея «Палаты бояр Романовых»), фонарь, использовавшийся в качестве подвесного на паперти Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры [24], и фонарь в Петропавловской церкви села Пучуга (1698 год, Верхне-Тоемский район Архангельской области). Он имеет любопытное описание: «В соборе города Сольвычегодска (на Вычегде) хранится слюдяной фонарь. Он служит для начала звона на Пасху. Фонарь церкви в Пучуге имеет уже необыкновенную конструкцию из двух восьмигранников, верхний из которых меньшего диаметра, а нижний имеет декоративное разделение из оловянного «карниза». Внизу фонарь завершается «шатром». Верх, возможно, поздний. Может быть, тоже был шатер – некий «зонтик» [25]. Ярусный фонарь с маленькими главками, украшавшими каждый ярус, хранился в церкви Успения Божией Матери в селе Девятины Олонецкой губернии Вытегорского уезда (фотография С.М. Прокудина-Горского, 1909 год. № 20962).
Происхождение таких фонарей принято было связывать с южнорусскими и украинскими храмами [26]. Эта версия представляется не вполне убедительной. Более логично связать эту малую архитектурную форму, как форму многошатровых фонарей, с развитием храмового зодчества. Среди деревянных храмов Средней Руси и Русского Севера с конца XVII века часто встречается аналогичная конструкция. Известны ярусные храмы с двумя восьмериками на четверике (церковь Иоанна Богослова на реке Ишне близ Ростова Великого, 1687 год). Немного позже появляются и церкви с тремя восьмериками (Тихвинская церковь в городе Торжке, 1717 год; церковь Николая Чудотворца из села Высокий Остров Новгородской области, 1765 год; Афанасьевская церковь в селе Верхняя Кокшеньга Архангельской области, 1798 год и т.д).
Существовал и третий тип выносных фонарей. Сюда можно условно отнести фонари, имевшие шести или восьмигранный корпус в основании, а то и просто «клеть». Украшены они могли быть по-разному: главками в один или два яруса, шатриками или какой-либо декоративной композицией. Форма их тяготела к двум вышеназванным типам фонарей, изготовленных профессиональными мастерами. Тем не менее, этим изделиям не хватало гармонии и изящества. Здесь явно сказывалось влияние народного искусства. Один из фонарей этой группы хранится из собрании Вологодского областного краеведческого музея. Он имеет форму слегка расширяющегося к верху куба, увенчанного миниатюрным деревянным шатром на восьмерике в окружении маленьких шатриков на деревянных бочках – любопытный пример использования мотивов деревянного зодчества в декоре «малых архитектурны форм».
Форму куба под навершием в виде усеченного шатра имеет фонарь в собрании Угличского музея. Он запечатлен на фотографии С.М. Прокудина-Горского 1910 года (№ 02365). Этот выносной фонарь, по преданию, сопровождал мощи царевича Димитрия в Москву в 1606 году. В этой же коллекции фотографий есть изображение выносного фонаря, который, по преданию, несли во время погребения св. Димитрия Ростовского в 1709 году (собрание музея в Ростове Великом. Фото № 02573, 1911 год). Он выполнен в форме вытянутого восьмигранника под навершием в виде маленького жестяного шатра в окружении восьми главок.
Отдельного упоминания заслуживают выносные фонари, характерные только для владимиро-суздальских земель. Они изготовлялись в виде массивных «тощих свечей» со слюдяными корпусами, украшенными декоративным переплетом из олова, и увенчанными одной или несколькими металлическими главками на своеобразных «сводах». Фотографии таких фонарей хранятся в собрании музея архитектуры им. А.В. Щусева. Самым известным и характерным примером можно назвать выносной слюдяной светильник, за огромные размеры получивший название «Царь-фонарь», в собрании Владимиро-Суздальского музея. Это один из немногих сохранившихся предметов ризницы собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Он был «устроен» в 1682 года по заказу митрополита суздальского Иллариона для городских крестных ходов [27]. Сейчас он экспонируется в Спасо-Евфимиевом монастыре, в помещении Архиерейских палат.
Выносные слюдяные фонари, как правило, были пышно декорированы. Особенной пышностью отличался декор «иерусалимов» с многошатровым завершением в конце XVII века. В какой-то мере в это объясняется воздействием западноевропейского декоративно-прикладного искусства, мотивы которого можно найти в рисунке оловянных накладок (иногда позолоченных) на фонарях, изготовленных в самых разнообразных центрах. Например, грани шатров и створок почти повсеместно были украшены ажурными полосами в виде вьющейся ветви с листьями и бутонами. В углах граней корпуса чаще всего помещали изображения бутонов, часто использовались и круглые накладки с геометрическим орнаментом. Литые розетки в виде многолепестковых цветов украшали грани «зонтика» в нижней части фонаря. В полной мере это относится ко всем трем фонарям из собрания музея-заповедника «Коломенское». Такие накладки использовали мастера, изготовившие фонари, хранящиеся в музее «Собор Покрова на Рву на Красной площади», его же мы видим на знаменитом одиннадцатишатровом фонаре в музее «Ипатьевский монастырь в Костроме. Некоторые фонари (например, в собрании собора Покрова на Рву на Красной площади в Москве) в нижней части украшены просечными оловянными вазонами с изогнутыми листьями цветов. Иногда под такие накладки помещали полосы цветной фольги, что усиливало декоративный эффект. Так было сделано и в декоре интересующих нас фонарей.
Шатры навершия всех трех фонарей из музея-заповедника «Коломенское» в настоящее время соединены литыми киотами. Они представляют собой изображение Голгофского креста с орудиями страстей и стеной Иерусалима под многолопастной аркой с пятью главками. Этот мотив имеет очень сложную символику «Небесного Иерусалима» и полностью соответствует символике самих фонарей. Такие киоты могли отличаться деталями композиции. Например, на фотографии А.А. Бобринского в средокрестии Голгофского Креста изображен терновый венец [28], а киоты фонаря из Костромского Троицкого Ипатьевского монастыря имеют дополнительный ажурный декор в виде вьющихся ветвей на поле киота.
Литые киоты были очень распространенным, но не единственным вариантом соединительных деталей между шатрами. Другим видом такого украшения являются деревянные изображения херувимов. Они пока известны только на одном примере. На фотографии одного из выносных фонарей Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря (возможно, ныне хранящегося в собрании ГМОМЗ «Коломенское») хорошо видны фигурки четырехкрылых херувимов между шатрами навершия фонаря. К сожалению, фигурки эти не сохранились, а качество фотографии не позволяет составить о них более полное представление [29].
Еще одним элементом, придающим особую изысканность выносным фонарям, была роспись по слюде «через поле» (свинцовым суриком и зеленой ярью-медянкой, разведенными на сыром льняном масле или вареной олифе – Е.Ю. Елькова, хранитель отдела металла ГИМа). Уже В.В. Мансветов упоминает в своей работе об это элементе декора: «Слюда на боковых сторонах и внизу иногда раскрашена, почти исключительно в зеленый и красный цвета, или покрыта орнаментальной живописью» [30]. Мы не имеем возможности сколько-нибудь полно судить об этих орнаментах. Слюда сохраняется очень плохо и, по большей части заменяется реставраторами на сохранившиеся однородные фрагменты (в лучшем случае). Вот фрагмент из отчета о реставрации фонаря: «Единственный кусок подлинной слюды находится на найденной створке корпуса. По ее размерам были склеены все остальные из мелкой слюды» [31]. В некоторых же случаях ее просто заменяют прозрачной пленкой. Пожалуй, единственный нам случай сохранившейся росписи по слюде – это декор выносного фонаря из собрания Вологодского областного краеведческого музея. Грани нижней части этого фонаря расписаны тонким травным орнаментом. Рисунок смотрится особенно изыскано на подложке из золотистой фольги.
До настоящего времени не удается связать происхождение даже наиболее известных слюдяных фонарей с каким-либо конкретным производственным центром. Исследователи выявили несколько художественных центров в Поморье (в Великом Устюге, Холмогорах, Сольвычегодске, Онеге) и в Москве (в списках XVII века упоминаются «оловянишники патриаршего двора, дворцовые мастера оловянного дела», а также торговые ряды, где работали мастера-«фонарщики» [32]. Возможно, были такие мастерские и в Ярославле.
Можно предположить, что наиболее значительные по размерам и нарядные по убранству фонари следует все-таки отнести к столичной школе. Уникальный фонарь из Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме, скорее всего, был изготовлен в «государевой мастерской» и подарен обители в качестве богатого вклада. И фонарь из собрания ГМОМЗ «Коломенское» (тот, который происходит из собора Спасо-Преображенского монастыря) вполне мог быть таким же вкладом в чтимый царской семьей монастырь. Тем не менее, следует иметь в виду и другую версию. В XVII-XVIII веках в Соловецком монастыре существовал промысел по добыче слюды в местечке Кереть на Карельском берегу Белого моря (вотчина Соловецкого монастыря здесь известна уже в XVI веке). Слюда использовалась преимущественно для ремонта и изготовления окончин [33]. Упоминаний о создании местными мастерами выносных фонарей пока не обнаружено, но такую возможность нельзя исключить полностью.
Что же касается второго девятишатрового фонаря, то установить его происхождение пока не удается. Почти полная идентичность конструкции, декора и размеров не является решающим аргументом. Как мы видели, накладки почти одинакового рисунка использовали мастера разных центров. Подобная конструкция тоже была распространена повсеместно. Тем не менее, можно высказать осторожное предположение, что оба фонаря были изготовлены в одной мастерской (возможно московской). Второй фонарь мог быть вложен в какой-либо из московских храмов, почитаемых царской семьей и уничтоженных в 1920-е – 1930-е годы. Перед сносом храма его, скорее всего, удалось передать Историческому музею.
[1] Научный архив ГМОМЗ «Коломенское». Реставрационный паспорт № 672 Объединение «Реставрация». Межобластная специальная научно-реставрационная производственная мастерская (МСНРПМ). Отчет о проведенных работах по выносному фонарю XVII века из музея-заповедника «Коломенское». М., 1983. Л.1.
[2] Елена Моршакова, Татьяна Тутова, фото Вадима Гипенрейтера. «Соловецкие святыни в Московском Кремле» // Наше наследие. 2001. №№ 59-60.
[3] Там же.
[4] Ильина М.Н. Деятельность П.Д. Барановского по созданию и становлению музея в Коломенском // Коломенское: Материалы и исследования. М., 2002. Вып.7. С.: 60-102
[5] Там же. С.: 71.
[6] План экспозиции «История русской архитектуры» // Архив ГМОМЗ «Коломенское». Опись №1. Дело № 199. Л.: 16-25
[7] Ильина М.Н. Деятельность П.Д. Барановского по созданию и становлению музея в Коломенском // Коломенское: Материалы и исследования. М., 2002. Вып.7. С.: 70
[8] Там же. С.: 91-92
[9] Планы и отчеты за 1920-1956 годы: Переписка П.Д. Барановского, план экспозиционных работ в «Коломенском» // Архив ГМОМЗ «Коломенское». Опись №1. Дело № 213. Л.: 1-22; Л. 51
[10] Левина Т.В. Надпрестольная сень из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря // Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль": Материалы и исследования. Вып. XVII: «Сохраненные святыни Соловецкого монастыря». М., 2003. С.: 123-130. (kreml.ru)
[11] Акты о состоянии фондов музея-заповедника «Коломенское». Дело №124. Опись №1. Л: 73
[12] Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия. Спб., 1914. Вып. XII. Табл. 176.
[13] Снегирев И.М. Памятники древнего художества в России. Спб., 1851. Вып. 3-6. С.: 49-50. Рис. 27 и 28
[14] Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор по надписи на них. Записка П.И. Савваитова // Памятники древней письменности и искусства. Спб., 1886. Вып. 61. С.: 78
[15] Снегирев И.М. Памятники древнего художества в России. Спб., 1851. Вып. 3-6. С.: 49; Мансветов В. Выносные церковные фонари XVII века. М., 1916. С.: 7.
[16] Там же.
[17] Орфинский В.П.Собор Покрова на Рву и его аналоги. С.: 64-65, 79 // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С.: 47-85
[18] Мансветов В. Выносные церковные фонари XVII века. М., 1916. С.: 6.
[19] Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор по надписи на них. Записка П.И. Савваитова // Памятники древней письменности и искусства. Спб., 1886. Вып. 61. С.: 78
[20] Снегирев И.М. Памятники древнего художества в России. Спб., 1851. Вып. 3-6. С.: 49-50. Рис.27; Древности Российского государства. М.,1849. Отд. I. С.: 108 (№44). Альбом - № 74; Древности Российского государства. М.,1853. Отд.VI. С.: 105-110 (№26). Альбом - №39; Выставка Древне-русского искусства Императорского Московского Археологического института им. Императора Николая II. М., 1913; Художественные сокровища России. СПб, 1901. № 75
[21] 1. Выносной фонарь храма в селе Большая Шалга (Каргопольский район Архангельской области). Негатив № 11605, коллекция V – фонарь хранится в коллекции музея. 2. Выносной девятишатровый фонарь из собора Благовещения Пресвятой Богородицы Каргополя. Негатив № 5495, коллекция I. 3. Семишатровый выносной фонарь из Покрово-Власьевской церкви Лядинского погоста (Каргопольский район Архангельской области). Негатив № 11604, коллекция V – фонарь хранится в коллекции музея. 4. Выносной девятишатровый фонарь из церкви св. Климента в посаде Уна (Приморский район Архангельской области). Негатив № 28770, коллекция XVIII.
[22] Суслов В.В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии. Спб., 1888. С.: 40, 41
[23] Косцова А.С. Художественное олово в России XVII века из собрания Эрмитажа: Научный каталог. М., 1982. С.: 12, 16.
[24] Снегирев И.М. Памятники древнего художества в России. Спб., 1851. Вып. 3-6. С.: 49-50. Рис. 28
[25] Виноградов Н.Д. Русское северное искусство (поездка на Север). М., 1913. С.: 2.
[26] Мансветов В. Выносные церковные фонари XVII века. М., 1916. С.: 11
[27] Георгиевский В. Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский. Спб., 1913. С.: 39, 43
[28] Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия. Спб., 1914. Вып. XII. Табл. 176.
[29] Известия Имперторской археологической комиссии. Спб., 1911. Т.39. С.: 158
[30] Мансветов В.В. Выносные церковные фонари XVII века. М., 1916. С.: 6.
[31] Научный архив ГМОМЗ «Коломенское». Реставрационный паспорт № 735. Объединение «Реставрация». Межобластная специальная научно-реставрационная производственная мастерская (МСНРПМ). Отчет о проведенных работах по выносному фонарю (семиглавому) XVII века из музея-заповедника «Коломенское». М., 1984. Л.10.
[32] Косцова А.С. Художественное олово в России XVII века из собрания Эрмитажа: Научный каталог. М., 1982. С.: 9, 17.
[33] Буров В. А. Итоги археологического исследования в Новобратском корпусе Соловецкого монастыря. С.: 191-192 // Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль": Материалы и исследования. Вып. XVII: «Сохраненные святыни Соловецкого монастыря». М., 2003. С.: 174-193
[34] Елькова Е.Ю. Художественное олово в контексте русской культуры XVII-XVIII вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2004