«…В 1702 году в Анзерском скиту появился инок, которому было суждено не только собственным духовным подвигом восстановить традиции пустынножительства, но и стать основателем нового скита на горе Голгофа. Этим иноком был преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский.
В рукописи ХVIII века говорится, что иеромонах Иов, будучи строителем Анзерского скита, проходил житие благое и непорочное, ревностно подражая основателю скита преподобному Елеазару, и твердо намеревался пребывать на том месте до конца дней своих. Под его руководством подвизались еще два ученика-пустынника, и он посещал их келии ради духовного наставления и беседы.
Один из них, иеродиакон Паисий, иконописец, жил как отшельник в пяти верстах к востоку от Троицкого скита у подножия высокой конусообразной горы с юго-западной стороны. В рукописи утверждается, что именно на этой горе и жил сначала преподобный Елеазар, когда он «во Анзерский остров един жити вселися, и первее поживе на самом верху высокия святыя горы, иже обретается посреде морскаго того оттока... По летех убо многих водворися под тою горою Паисий отшельник и живяше ту».
Итак, в среду 18 июня 1712 года после Божественной Литургии преподобный Иов пришел в свою келию и по обычаю вкусил «муки ячменныя, растворенныя варом (кипятком), и воды мало. Такую пищу он имел всегда, с тех пор как поселился в Анзерском скиту, и ту принимал в меру, только полфунта (200 г) в день, лишь бы не умереть от голода, хлеба же никогда на огне не пек, следуя сказанному пророком: постом и воздержанием смиряя душу свою, и питие свое с плачем растворяя. Посевая семя в век грядущий (заботясь о плодах жизни вечной), преподобный и сна позволял себе мало, подолгу пребывая в бдении».
В тот день он оставался в скитской келии, собираясь немного поспать. Но едва задремал, как внезапно был восхищен духом и оказался в келии отца Паисия, который писал образ преподобного Елеазара по благословению преосвященного Рафаила, архиепископа Холмогорского и Важеского. Тут же преподобный Иов увидел и второго своего духовного сына и, удивляясь происходящему, начал, как обычно, беседовать с учениками. Неожиданно «предста ему преподобный Елеазар, и ничто же к нему глагола». Отец Иов удивился явлению святого и, прекратив беседу, прилежно смотрел то на честные седины преподобного, то на его живописное изображение, стоявшее рядом, и поражался сходству. Преподобный стал невидим, но вскоре предстал ему второй раз, и снова отец Иов замолчал, а преподобный скрылся.
Представ же в третий раз, преподобный Елеазар, сказал: «Господине, честный отче и брате, что скрываеши беседу твою, не таи убо от мене ничтоже, аз вем намерение ваше доброе, с вами всегда пребываю и слышу благое учение твое, и совет поучений твоих, яже между собой о святом житии вашем в ревности тщаливно располагаете. Аз же елико могу испросити у Пресвятыя Троицы и Пресвятыя Богородицы, то во всем помогаю вашему преподобию и правде».
Преподобный Елеазар «богомудренно помолился, воссылая молитву свою на небо, и был вокруг келии отшельника как бы шум ветра, и покров хижины его отверзся, и свет явился необычный, и лучи возблистали многие, келия же показалась пространна зело, и устроилась в подобие неба, и окрест нея стояли облака многие, и <сияние> дивного оного света божественного, яко молния скоро изыде. И предстала в келии чудная Царица Небесная всего мира Заступница, Пресвятая Владычица наша Богородица, в ризах багряных и премудростию великого Бога позлащенных и весьма человеческими умы необыменная, иже всякими пестротами учиненная; и отнюд несказанный с нею же Царицею Небесною снизшел и девственных иноков полк, во облацех носим и как бы в небе стоящий. Лица же иноков, взирающих из облаков к Богоматери были прекрасны и благообразны как лица ангелов, одни из них были видны по пояс, другие же до персей, а у иных были видны только главы. Священный же скитский отец <преподобный Иов>, зря сия чудная видения, премного удивлялся о преславном к нему пришествии и милостивом посещении Пресвятой Богородицы, радуяся духом и сердцем веселяся от видения Небесной Царицы, и, пав на землю, поклонися ей. Яко совершен знаменоносец, но плотию своею от безмерного света ея облистания зело ужасеся и весь вострепета. Пречистая убо Богоматерь глагола ему: "Не бойся, возлюбленный угодниче Сына моего и Бога!" И отверзе оконце внутренния келии и показа ему божественным своим перстом: "Зри высокую гору сию, иже нарицается Голгофа, и будет утверждение твое наверху горы сия, и вселишися на ней жити со двема ученики твоими". И по сем слыша глас божественный глаголющий к нему: "Освяти гору сию Голгофу, и поставь на ней крест, иже зде устроится церковь Распятия Христова, и скит Распятский прозовется, и превознесется паче ливана плод Его, и процветет ограда яко трава земная". И со гласом Господним в мгновение ока вси обретошася на верху горы тоя, и паки глагола Пресвятая Богородица к священному мужу к служителю своему: "Се заповедь вам трем полагаю, еже в пребывании своем, егда на горе сей церковь созиждется, и тогда ничтоже ни с кем глаголати повелеваю, но точию между собою совет творити спасительный и ради нужных дел расположение вещати. Аще кто от великих людей приидет посетить вас, еже видети жилища ваша и возжелает глаголати с вами пользы ради, тогда, веры ради его, писмены ответ ему чините, а усты и языком ничтоже к нему не глаголите. Пищу же себе притяжавати и одежды устроявати от своих трудов, и на птицы небесныя взирати, и на Промысл Божий попечение о себе возлагати. Женам же зде на гору сию отнюд пришествия да не будет. Аще кто от вас отидет к Богу в жизнь будущую, тогда в наставниково место или в число двух учеников его избирати искусного мужа духовна из таковых, кто во всем во благой ревности вашему спасительному житию последовати будет, и окрест сея святыя горы Голгофы по иным холмам селитися имать, да всегда явится троичное ваше число исполнено". В тот же час Господним велением и действием Святаго Духа, иже везде сый пребывает и своею божественною силою вся исполняет, яко на освящение все принесено бысть на гору: святый крест Христов и многоявленная икона, на ней же образ Пресвятыя Богородицы Тихвинския, яже и прежде сего в чудотворениих своих явися Ему скитскому отцу, и тогда во действии Божии небесныя силы на горе святей Голгофе устрояху, иже ту утвердиша столец, и на нем поставлена в чаше вода и круг ея у святыя иконы свещам многим горящим. Еще же ими и кадило в руку священного того знаменоносца вложено быша, и обретеся в ризах и каждаше и по-яше над водою тропарь: "Спаси Господи люди Твоя..." и прочая. И честным крестом осеняя воду, и освящая гору Голгофу, нарицаемую от Господа. И вокруг ея по верху хождаше и водою кропяше, и возглашая тропарь: «Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже...» и прочая. И в сем пении очутися в келии своей скитской, идеже живяше, и размышляя в себе от Пресвятыя Богоматери бывшее чудное явление, и умом колебася, аще истина есть видение».
Пока преподобный Иов с опасением размышлял, истинное ли было это видение, последовало второе явление Пресвятой Богородицы с преподобным Елеазаром, и Дух Божий, действуя устами и языком праведника, понудил его петь тропари: «Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на кресте пречистыя руце Твои простерл еси, собирая вси языки, зовущия, Господи, слава Тебе», после него: «Нас ради Распятаго придите вси воспоим, того бо виде Мария во гробе и глаголаше, аще и распятие терпиши, Сыне и Боже мой», а в конце стихиру: «Днесь висит на древе...», которая заканчивается трижды торжественно повторяемыми словами: «Поклоняемся страстем Твоим, Христе!» Тогда богоблаженный отец признал виденное истинным проявлением Божественного действия, повелевающего ему вселиться на святой горе Голгофе и там поставить церковь Христова, а не в старой Троицкой пустыни.
29 июня в воскресный день и в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла после Божественной литургии преподобный Иов взял с собой ученика, которого видел во время явления, и пошел с ним в пустыню к другому ученику, отшельнику. Они взошли на гору, названную Голгофой, поставили на самом верху ее четвероконечный крест и, поклонившись честному и животворящему кресту, освятили по чину церковному воду и кропили освященной водой гору с каждением благовонными фимиамами и с пением тропарей.
«Святый же крест, егоже постави блаженный отец по Божественному гласу и по явлению Пресвятыя Богородицы, и днесь на горе той обретается во истинное уверение и полезное людем спасение, и приходящим человеком в поклонение. Святая же гора Голгофа в самой середине Анзерского острова обретается, и там ныне новое наше спасение устрояет Господь... Того ради и Дух Святый пояше усты праведнаго сего тропари: "Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже...»
Еще же к сему ведению большее исполнение открыл ему Господь. 4 июля в пяток в девятый час дня явился ему в тонком сне троекратно великий Божественный Креститель и Предтеча Христов Иоанн в одеждах верблюжьих и учил носить власяныя и грубые одежды, а мягких и дорогих риз повелел удаляться, ибо такие одеяния слабые и бесчинные монахи по малодушию привыкли носить и народ соблазнять. После же слышен был, как гром, сходящий с неба, голос от Господа повелевающий так: "Се полагаю вам завет спасительный, да будут живущие здесь иноки в пище, и в питии, и в одеждах подражать пустынному житию Предтечеву - вина и сикера не будут пить. И да обновятся ныне ваши Древние монашеские законы, и всякий правый путь уставится во обычай полезный, ибо слабостью бесчинных монахов уклад нынешнего жития растлился, исказился и многим небрежением развратился и мерзок явился" С Божественным же пророком Иоанном священный той отец видел стоящую при святой горе Голгофе матерь его святую праведную Елизавету и поклонился ей с благодарением, восклицая: "Блаженна ты еси в женах, прежде бывшая неплодной, родившая нам великого во пророках, святого Крестителя и Предтечу Господня Иоанна - монашескому пустынному житию первого законоположника". И от того дня, ради бывших ему божественных откровений, преподобный Иов покинул Анзерский скит и вселился на верху святой горы, называемой Голгофой. Во-первых, построил келию, а потом, по проречению Пресвятыя Богородицы, и церковь во имя Распятия Христова создашася, дабы славити и воспевати в ней Владыку и Господа всяческих и Пречистую Его Матерь».
Краткое повествование об этом чудесном событии было вырезано иеродиаконом Паисием на запрестольном деревянном позолоченном кресте, сделанном руками иеросхимонаха Иисуса. Первоначально крест стоял в алтаре деревянного храма на вершине горы Голгофы, а после устроения каменного храма «находится на стене в Успенском приделе каменной Голгофской церкви в стеклянном футляре, над гробницей иеросхимонаха Иисуса.
Надпись на кресте гласит: "Лета 1712 июния 18 дня в среду, у иеродиакона Паисия в келлии в тонце сне явися Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром Богоблаженному отцу Иисусу распятскому и глагола ему: "Сия гора нарицается Голгофа, на ней же имать быти церковь Распятия Господня и устроится вселение твое, со двема ученики своими, на верху горы сея и скит Распятский построится; слыши глас Божий, освяти гору сию Голгофу и постави на ней крест Господень". Иисус взем с собою два ученика своя, их же в явлении виде, и шед с ними в неделю по литургии, в память святых Апостол Петра и Павла, и освяти воду по показанному ему образу, и пояше тропари, и кадяше и кропяше гору, и постави сей крест по изволению Пресвятыя Богородицы во уверение и в поклонение"
В 1713 году, по челобитной иеросхимонаха Иисуса, преосвященный Варнава, архиепископ Холмогорский и Важский, грамотою своею благословил Во имя Распятия построить на горе две каменные церкви: одну на вершине, Господня, другую - на месте явления Пресвятыя Богородицы во имя Ея Успения; горе именоваться Голгофою, а скиту - Распятским, и быть ему в управлении иеросхимонаха Иисуса.
Но к сооружению каменных церквей встретилось много затруднений и препятствий, и только в 1715 году освящена деревянная церковь во имя Распятия Господня, построенная на вершине горы руками скитской братии. 6-го марта 1720 года иеросхимонах Иисус мирно отошел ко Господу».
После кончины преподобного Иова одни иноки перешли в Троицкий скит, другие - в Соловецкий монастырь, так что в 1721 году на Голгофе осталось только два пустыннолюбца, поэтому в 1723 году Голгофо-Распятский скит был приписан к Троицкому. В 1764 году, по утверждении Духовных штатов, оба скита были приписаны навсегда к Соловецкому монастырю. В 1826 году настоятель монастыря архимандрит Досифей испросил благословения Святейшего Синода на возобновление Распятского скита, «как места священного и способного к провождению безмолвной жизни иноков». Получив в следующем году указное дозволение на строительство новой каменной церкви во имя Распятия Господня, архимандрит Досифей принялся за сооружение широкой и пологой дороги, винтообразно поднимающейся к вершине горы, затем началось возведение каменных зданий.
13 сентября 1830 года была освящена сооруженная на вершине горы каменная церковь в честь Распятия Господня с теплым приделом Успения Богородицы, в котором под спудом находились мощи преподобного Иова. Прежняя деревянная церковь была перенесена в 1833 году к подошве горы на место явления Царицы Небесной (место келии иеродиакона Паисия). 14 июля 1835 года этот древний храм был освящен в честь Воскресения Христова.
В ХІХ - начале ХХ века в скит назначался по усмотрению Соловецкого архимандрита опытный в иноческой жизни монах, в должности строителя, и десять иноков под его ведение. Все они «отправляются туда по собственному желанию к препровождению воздержнейшей и безмолвной жизни: ибо ... в сем скиту воспрещено употребление рыбы и молочной пищи, <...> и установлено неусыпное чтение Псалтири» в поминовение живых и умерших благотворителей монастыря. Ради немощи братии архимандрит Досифей благословил вкушение рыбы в субботы, воскресенья и другие Господские и торжественные праздники.
Таким образом, в XIX веке Анзерские скиты приобрели благоустроенный вид. В них были построены каменные келейные корпуса, заведено свое хозяйство, по острову были проложены дороги, для паломников были построены гостиницы. Однако молитвенному деланию это не мешало.
18 июня 1912 года состоялось торжественное празднование по случаю 200-летнего существования Голгофо-Распятского скита. От Московской Синодальной Конторы было дано разрешение на следующий порядок празднования: «17 июня отслужить соборно Всенощное бдение в каменном храме Распятия на самой горе и в деревянном храме Воскресения, находящемся у подошвы горы на месте явления Божией Матери, 18-го утром отслужить раннюю обедню в храме Воскресения, и оттуда крестным ходом идти на вершину горы в храм Распятия. Здесь отслужить позднюю Литургию торжественным служением. На литургии сказать приличное торжеству слово, по окончании Литургии петь молебен Божией Матери с возглашением многолетия. Церковное торжество завершить целодневным звоном». Всем богомольцам были розданы специально напечатанные брошюры с краткой историей скита и житием преподобного Иова.
28 июня 1923 года все постройки Голгофо-Распятского скита были переданы представителями совхоза «Соловки», большинство которых составляли бывшие насельники монастыря, Управлению Северных лагерей ОГПУ.
В конце 1928 - начале 1929 года, когда в СЛОНе свирепствовала эпидемия тифа, в Голгофо-Распятском скиту был устроен стационар медчасти Соловецкого лагеря особого назначения, в котором умерли тысячи заключенных. Сбылось предсказание Божией Матери преподобному Иову о том, что «придет время, верующие на этой горе будут падать от страданий как мухи».
Ко дню явления Божией Матери преподобному Иову гора Голгофа покрывается крупными синими незабудками: по преданию они особенно пышно цветут там, где ступали стопочки Пресвятой Богородицы. И в этом природном явлении усматривается подтверждение обещания Божией Матери «вовеки пребывать на месте сем».
У тропинки, спускающейся от алтаря храма по восточному склону горы Голгофы, ниже восстанавливающегося келейного корпуса, выросла береза-крест. В советские годы все кресты уничтожались, но Голгофа без креста остаться не могла. Господь сотворил чудо: выросла береза в форме креста. Считая годовые кольца на рядом расположенном пне, оставшемся от березы приблизительно такой же толщины, мы оценили возраст ее около 110 лет.
3 июля 1994 года в праздник Всех святых архимандрит Иосиф с братией возрождающегося монастыря установили у подножия горы Голгофы поклонный крест в память новомучеников и всех пострадавших на Соловках в годы гонений. В 1999 году на склонах горы Голгофы были найдены массовые захоронения лагерного периода, на месте погребений были поставлены могильные кресты и стали регулярно совершаться заупокойные богослужения. 17 июня 1999 года за алтарем Воскресенского храма были обретены мощи священномученика Петра, архиепископа Воронежского. Мощи были перенесены в Соловецкую обитель, а на месте их обретения в 2002 году поставлена деревянная часовня.
К концу лета 1999 года были закончены работы по реставрации деревянного храма в честь Воскресения Христова. На праздник Успения Божией Матери в этом храме впервые после долгого перерыва игумен Герман (Чеботарь) и иеромонах Евлогий (Стручалин) совершили всенощное бдение и Божественную литургию. В это же лето к северу от церкви был построен небольшой келейный корпус, в котором впервые остались на зимовку четыре насельника монастыря.
15 марта 2000 года в день празднования иконы Божией Матери «Державная» Святейший Патриарх Алексий издал указ о возобновлении иноческой жизни в Голгофо-Распятском скиту и назначил скитоначальником иеромонаха (ныне игумена) Евлогия (Стручалина).
11 июня 2000 года в трапезной части церкви Распятия Господня на четырехметровой глубине были обретены мощи основателя скита преподобного Иова Анзерского. В том же году на Юбилейном Архиерейском соборе совершилось общецерковное прославление преподобного Иова. Паломники обычно совершают молебен преподобному Иову и прикладываются к его честным мощам, которые поставлены справа на солее у храмового образа в церкви Распятия Господня.
Церковь Распятия Господня, простояв более полувека без кровли, была почти в руинах: главы и верхняя часть колокольни снесены, деревянные келии под колокольней разрушены, своды над алтарем и над трапезной частью провалились, по стенам змеились трещины. Восстановительные работы были начаты в 2002 году и продолжались в течение шести лет. За это время были полностью восстановлены церковь и колокольня, написан новый иконостас в московской мастерской Никиты Нужного, отлит полный набор колоколов.
24 августа 2008 года в воскресный день архиепископ Орехово-Зуевский Алексий совершил великое освящение храма Распятия Господня. Ему сослужали исполняющий обязанности наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий, благочинный игумен Ианнуарий, настоятель Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий, московские священники: ректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета прот. Владимир Воробьёв, прот. Димитрий Смирнов, прот. Александр Салтыков, другие клирики Московской епархии. По завершении чина освящения церкви была торжественно совершена первая Божественная литургия, за которой причастились около 150 человек.
17 августа 2014 года Святейший Патриарх Кирилл прибыл как паломник на Анзерский остров, чтобы совершить Божественную Литургию в храме в честь Распятия Господня. В проповеди по окончании богослужения Его Святейшество отметил, что впервые по милости Божией на этом святом месте была совершена Божественная Литургия Патриархом в сослужении целого сонма архиереев…»
Из книги: Никона (Осипенко), монахиня. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника / [Никона (Осипенко), монахиня]; Спасо-Преображен. Соловец. ставропиг. муж. монастырь. - Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2017, стр. 544-559.