ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит.


Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит
Скит. Действует.  
Год основания:1714.
Адрес:
Россия, Архангельская область, Соловецкий административный район, Анзерский остров

Координаты: 65.146949, 36.040221
Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом "Капитан Косяков" 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта "Васьково" (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер.





Сортировка:

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, , Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
1 августа 2019
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, Голгофо-Распятский скит<br>, Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Голгофо-Распятский скит
Ирина
4 августа 2005
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, келейный корпус скита<br>, Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
келейный корпус скита
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
25 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, , Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
25 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, , Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
25 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, , Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Solovki.info
1 августа 2005
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, , Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
25 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, , Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
25 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, , Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
25 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, , Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
25 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, Трапезная Голгофо-Распятского скита.<br>, Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Трапезная Голгофо-Распятского скита.
Анатолий Вениаминов
12 августа 2017
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, Известнейшая крестообразная береза на подъеме к храму<br>, Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Известнейшая крестообразная береза на подъеме к храму
Мелехова Настя
19 июля 2007
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, Вид с горы с поклонным крестом <br>, Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Вид с горы с поклонным крестом
Мелехова Настя
19 июля 2007
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, Вид на Голгофо-Распятский скит от подножия горы, 1900 г.<br>, Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Вид на Голгофо-Распятский скит от подножия горы, 1900 г.
Елена Григорьева
1900
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, Фото из коллекции Д. Лодыгина<br>, Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Фото из коллекции Д. Лодыгина
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит, Рис. из журнала "Нива"<br>, Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1884



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  17 июня 2016

На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники. В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь.

Скитская жизнь постепенно налаживалась, но в 1718 году на скит напали разбойники и, избив братию, разграбили все имущество. 6 марта 1720 года преподобный Иов в возрасте 85 лет преставился ко Господу и был погребен у входа в церковь. Над могилой поставили небольшую деревянную часовню. Вскоре скит совсем запустел, и сюда лишь удалялись – поодиночке или по двое – на безмолвие насельники Соловецкого монастыря и Свято-Троицкого скита.

В начале XIX века настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Досифей (Немчинов) решил возобновить Голгофо-Распятский скит и с просьбой об этом обратился в Святейший Синод. Разрешение было получено, и в 1828 году начались работы. За одно лето проложили хорошую дорогу от Свято-Троицкого скита, а на горе возвели большой двухъярусный пятиглавый храм в честь Распятия Господня с папертью, сенями и кельями. В следующие два лета завершено было внутреннее убранство храма и построена колокольня. 13 сентября 1830 года храм был освящен, в том же году завершили его отделку, а 24 октября освятили престол каменного теплого придела в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вслед за церковью, в 1831 году, на северном склоне горы была построена первая гостиница, а в 1833 году, на южном склоне, – двухэтажный каменный корпус с тремя кельями и кухней внизу и трапезной на втором этаже. В том же году старая деревянная церковь с горы была перенесена на то самое место, где когда-то стояла келья Паисия и 14 июля 1835 года освящена в честь Воскресения Господня.

В скиту возобновилась иноческая жизнь. Устав скита составил архимандрит Досифей. Он напоминал братии, что в скиту при жизни преподобного Иова пища была самая постная, иноки никогда не вкушали рыбы и масла, но немощи ради разрешил рыбу и постное масло по праздникам. Согласно уставу «служба Божия должна отправляема быть не леностно, не скоро, но чинно, читать не торопясь, единогласно службу Божию исполнять, яко пред самим лицем Божиим».

К концу XIX века в скиту проживало 18 человек братии, летом приезжали паломники. 18 июня 1912 года торжественно, при большом стечении гостей, отметили 200-летие со дня основания скита.

После закрытия монастыря скиты острова Анзер вначале перешли в ведение совхоза, а в 1923 году – в распоряжение Соловецкого лагеря особого назначения и стали его VI отделением. Туда в основном посылали больных и слабосильных заключенных. В 1925 году были вскрыты и вывезены в музей Соловецкого общества краеведения святые мощи преподобного Елеазара. Во время эпидемии тифа, во второй половине 1920-х годов, в Голгофо-Распятском скиту был устроен один из тифозных карантинов. Только за восемь месяцев 1929-1930 годов здесь умерло 979 человек. На Голгофе скончались и священномученики Петр (Зверев; †7 февраля 1929) и Владимир (Введенский; † 3 апреля 1931). В 1937 году после реорганизации СЛОНа в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, остров Анзер стал IV отделением тюрьмы. В военные и послевоенные годы остров использовался как сенокосные угодья. Еще в середине 1960-х годов остров Анзер был объявлен заказником, в 1970-е – «особо охраняемой территорией», и въезд на него был ограничен.

3 июля 1994 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, архимандритом Иосифом (Братищевым) с Соловецкой братией у подножия горы Голгофы был установлен девятиметровый поклонный крест в память Новомучеников Соловецких. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году при Синодальной комиссии была создана рабочая группа по канонизации святых под руководством игумена (тогда иеромонаха) Дамаскина (Орлова) и игумена Германа (Чеботаря). 17 июня 1999 года за алтарем храма Воскресения Христова на острове Анзер были обретены мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского и Задонского, скончавшегося на горе Голгофе от тифа 7 февраля 1929 года. Сначала мощи были перенесены в Воскресенскую церковь. Епископ Петр был прославлен в лике Святых в августе 2000 года.

11 июня 2000 года в Успенском приделе Распятского храма на горе Голгофе были обретены находившиеся под спудом мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского. На юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем 13-16 августа, установлено общецерковное почитание преподобного Иова. Тогда же, вместе с владыкой Петром, свыше 30 соловецких узников и страдальцев были причислены к лику святых. Среди них бывшие насельники Соловецкого монастыря - преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов), иеромонах Никифор (Кучин), монах Моисей (Кожин) и священномученик Василий (Виноградов). К началу 2010 года число прославленных новомучеников и исповедников Соловецких возросло до 60-ти. В обители был установлен новый праздник – Собор новомучеников и исповедников Соловецких, который отмечается 23 августа.

В течение лета в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер были завершены начавшиеся в 1995 году работы по реставрации деревянного храма Воскресения Христова XVIII века. Работы проводились на средства архангельского предпринимателя В.З. Анциферова. Его стараниями к северу от Воскресенской церкви тем же летом был сооружен из бруса новый келейный корпус для проживания монашествующей братии. На праздник Успения Пресвятой Богородицы иеромонах Евлогий вместе с игуменом Германом по благословению священноначалия монастыря совершили в этом храме праздничное всенощное бдение и Божественную литургию.

В феврале 2000 года Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни на острове Анзер. 15 марта Святейший Патриарх подписал указ о назначении иеромонаха (ныне игумена) Евлогия (Стручалина) скитоначальником возобновляемого анзерского Голгофо-Распятского скита. В мае 2001 года распоряжением Министерства культуры и Министерства госимущества РФ постройки скитов острова Анзер переданы монастырю в безвозмездное пользование сроком на 49 лет. В течение лета 2002 года в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, на месте погребения священномученика Петра (Зверева), была сооружена деревянная часовня. В ней находятся икона священномученика и деревянное надгробие.

Летом 2005 года на острове Анзер были завершены основные реставрационные работы в южном братском корпусе на вершине горы Голгофы, после чего он начал заселяться братией Голгофо-Распятского скита, а в пустыни преподобного Елеазара воссоздана в прежнем облике (по старинным рисункам и фотографиям) деревянная часовня. В этом же году в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, к северо-востоку от церкви Воскресения Христова, на скитском кладбище был установлен поклонный крест.

В октябре 2007 года были освящены и подняты колокола на колокольню церкви Распятия Господня. Колокола были отлиты на средства благотворителей. В воскресенье, 24 августа 2008 года, совершилось долгожданное событие, к которому насельники скита готовились несколько лет - Великое освящение храма Распятия Господня. К этому дню здание церкви полностью отреставрировали, иконостас украсили заново написанными иконами. По благословению священноархимандрита Соловецкой обители, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, чин освящения храма Распятия Господня совершил Высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский. Храм, реставрация которого началась в 2002 году, был к тому времени полностью восстановлен, создан новый иконостас, звонница украсилась новыми колоколами.

Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один с изображением Распятия – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы.

Воссозданы часовни преп. Кирилла Новоезерского в Кирилловой губе, Покрова Пресвятой Богородицы в Капорской губе, преп. Елеазара в одноименной пустыни. Освящены и установлены поклонные кресты в Кирилловой губе, Капорской губе, на Троицкой Спасательной станции, на мысе Кеньга, в Елеазаровой пустыни, на Братском кладбище, в посёлках на Летнем берегу – «Золотице» и «Пушлохте».

http://solovki-monastyr.ru/spp/golgofo-raspiatskij-skit/


Сергей Ковров   28 августа 2018

1712 г. Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, пребывая в пустынной келье у высокой горы посредине острова, в тонком сне увидел Пресвятую Богородицу и преподобного Елеазара Анзерского, и услышал обращенные к нему слова Царицы Небесной: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит, который назовется Распятским, и соберется к тебе множество монахов, и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать ту гору и пребуду с вами во веки».

1713 г. По благословению владыки Варнавы, епископа Холмогорского и Важского, на Анзере было разрешено устроить скит с наименованием его Распятским, а горы — Голгофою. Преподобный Иисус покидает Свято-Троицкий скит и переселяется с учениками на Голгофу. Устав скита был самым строгим на Соловках, даже в праздники насельники скита обязаны были принимать только постную пищу.

1715 г. На вершине горы Голгофы построена маленькая деревянная церковь, которая освящена в честь Распятия Господня.

1720 г. Преподобный Иов (в схиме Иисус) отошел ко Господу и был похоронен у церкви на вершине горы. Ученики его разошлись, скит пришел в запустение.

1827 г. Архимандрит Досифей II получил от Святейшего Правительствующего Синода благословение на строительство нового храма в Голгофо-Распятском скиту.

1828-1831 гг. На Голгофе построена каменная церковь Распятия Господня с колокольней, трапезной и приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм является высочайшей точкой архипелага и виден в открытом море за десятки километров.

1831-1833 гг. Вокруг храма возводятся келейные и хозяйственные постройки, конюшня с жильем для трудников.

1833-1835 гг. Старая деревянная церковь переносится вниз, на монастырское кладбище, и освящается в честь Воскресения Христова. В Голгофо-Распятском скиту возобновилась иноческая жизнь.

1923 г. После упразднения Соловецкого монастыря в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения. Общее число заключенных достигало трехсот человек, обращение с ними отличалось особой жестокостью.

07.02.1929 г. В больничном отделении (храме в честь Распятия Господня) скончался от тифа священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский и Задонский. Похоронен он был у подножия Голгофы.

02.07.1994 г. В годовщину явления Пресвятой Богородицы преподобному Иову иноки Соловецкого монастыря совершили в храме Распятия Господня всенощное бдение и Божественную литургию — впервые после возобновления монастыря.

1999 г. Возобновилась монашеская жизнь в скиту. Скитоначальником назначен иеромонах (ныне игумен) Евлогий (Стручалин). У подножия горы Голгофы обретены мощи священномученика Петра (Зверева) и обнаружены массовые захоронения узников Соловецкого лагеря.

2000 г. Подняты из-под спуда святые мощи преподобного Иова Анзерского.

2005 г. Воссоздан иконостас храма в честь Воскресения Христова, часовней отмечено место захоронения священномученика Петра.

2007 г. Восстановлен каменный келейный корпус на южном склоне горы Голгофы.

2008 г. После восстановления интерьеров и иконостаса храма в честь Распятия Господня его освящение архиерейским чином совершил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий.

По материалам Редакционно-издательского отдела Соловецкой обители


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 августа 2024

«…В 1702 году в Анзерском скиту появился инок, которому было суждено не только собственным духовным подвигом восстановить традиции пустынножительства, но и стать основателем нового скита на горе Голгофа. Этим иноком был преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский.

В рукописи ХVIII века говорится, что иеромонах Иов, будучи строителем Анзерского скита, проходил житие благое и непорочное, ревностно подражая основателю скита преподобному Елеазару, и твердо намеревался пребывать на том месте до конца дней своих. Под его руководством подвизались еще два ученика-пустынника, и он посещал их келии ради духовного наставления и беседы.

Один из них, иеродиакон Паисий, иконописец, жил как отшельник в пяти верстах к востоку от Троицкого скита у подножия высокой конусообразной горы с юго-западной стороны. В рукописи утверждается, что именно на этой горе и жил сначала преподобный Елеазар, когда он «во Анзерский остров един жити вселися, и первее поживе на самом верху высокия святыя горы, иже обретается посреде морскаго того оттока... По летех убо многих водворися под тою горою Паисий отшельник и живяше ту».

Итак, в среду 18 июня 1712 года после Божественной Литургии преподобный Иов пришел в свою келию и по обычаю вкусил «муки ячменныя, растворенныя варом (кипятком), и воды мало. Такую пищу он имел всегда, с тех пор как поселился в Анзерском скиту, и ту принимал в меру, только полфунта (200 г) в день, лишь бы не умереть от голода, хлеба же никогда на огне не пек, следуя сказанному пророком: постом и воздержанием смиряя душу свою, и питие свое с плачем растворяя. Посевая семя в век грядущий (заботясь о плодах жизни вечной), преподобный и сна позволял себе мало, подолгу пребывая в бдении».

В тот день он оставался в скитской келии, собираясь немного поспать. Но едва задремал, как внезапно был восхищен духом и оказался в келии отца Паисия, который писал образ преподобного Елеазара по благословению преосвященного Рафаила, архиепископа Холмогорского и Важеского. Тут же преподобный Иов увидел и второго своего духовного сына и, удивляясь происходящему, начал, как обычно, беседовать с учениками. Неожиданно «предста ему преподобный Елеазар, и ничто же к нему глагола». Отец Иов удивился явлению святого и, прекратив беседу, прилежно смотрел то на честные седины преподобного, то на его живописное изображение, стоявшее рядом, и поражался сходству. Преподобный стал невидим, но вскоре предстал ему второй раз, и снова отец Иов замолчал, а преподобный скрылся.

Представ же в третий раз, преподобный Елеазар, сказал: «Господине, честный отче и брате, что скрываеши беседу твою, не таи убо от мене ничтоже, аз вем намерение ваше доброе, с вами всегда пребываю и слышу благое учение твое, и совет поучений твоих, яже между собой о святом житии вашем в ревности тщаливно располагаете. Аз же елико могу испросити у Пресвятыя Троицы и Пресвятыя Богородицы, то во всем помогаю вашему преподобию и правде».

Преподобный Елеазар «богомудренно помолился, воссылая молитву свою на небо, и был вокруг келии отшельника как бы шум ветра, и покров хижины его отверзся, и свет явился необычный, и лучи возблистали многие, келия же показалась пространна зело, и устроилась в подобие неба, и окрест нея стояли облака многие, и <сияние> дивного оного света божественного, яко молния скоро изыде. И предстала в келии чудная Царица Небесная всего мира Заступница, Пресвятая Владычица наша Богородица, в ризах багряных и премудростию великого Бога позлащенных и весьма человеческими умы необыменная, иже всякими пестротами учиненная; и отнюд несказанный с нею же Царицею Небесною снизшел и девственных иноков полк, во облацех носим и как бы в небе стоящий. Лица же иноков, взирающих из облаков к Богоматери были прекрасны и благообразны как лица ангелов, одни из них были видны по пояс, другие же до персей, а у иных были видны только главы. Священный же скитский отец <преподобный Иов>, зря сия чудная видения, премного удивлялся о преславном к нему пришествии и милостивом посещении Пресвятой Богородицы, радуяся духом и сердцем веселяся от видения Небесной Царицы, и, пав на землю, поклонися ей. Яко совершен знаменоносец, но плотию своею от безмерного света ея облистания зело ужасеся и весь вострепета. Пречистая убо Богоматерь глагола ему: "Не бойся, возлюбленный угодниче Сына моего и Бога!" И отверзе оконце внутренния келии и показа ему божественным своим перстом: "Зри высокую гору сию, иже нарицается Голгофа, и будет утверждение твое наверху горы сия, и вселишися на ней жити со двема ученики твоими". И по сем слыша глас божественный глаголющий к нему: "Освяти гору сию Голгофу, и поставь на ней крест, иже зде устроится церковь Распятия Христова, и скит Распятский прозовется, и превознесется паче ливана плод Его, и процветет ограда яко трава земная". И со гласом Господним в мгновение ока вси обретошася на верху горы тоя, и паки глагола Пресвятая Богородица к священному мужу к служителю своему: "Се заповедь вам трем полагаю, еже в пребывании своем, егда на горе сей церковь созиждется, и тогда ничтоже ни с кем глаголати повелеваю, но точию между собою совет творити спасительный и ради нужных дел расположение вещати. Аще кто от великих людей приидет посетить вас, еже видети жилища ваша и возжелает глаголати с вами пользы ради, тогда, веры ради его, писмены ответ ему чините, а усты и языком ничтоже к нему не глаголите. Пищу же себе притяжавати и одежды устроявати от своих трудов, и на птицы небесныя взирати, и на Промысл Божий попечение о себе возлагати. Женам же зде на гору сию отнюд пришествия да не будет. Аще кто от вас отидет к Богу в жизнь будущую, тогда в наставниково место или в число двух учеников его избирати искусного мужа духовна из таковых, кто во всем во благой ревности вашему спасительному житию последовати будет, и окрест сея святыя горы Голгофы по иным холмам селитися имать, да всегда явится троичное ваше число исполнено". В тот же час Господним велением и действием Святаго Духа, иже везде сый пребывает и своею божественною силою вся исполняет, яко на освящение все принесено бысть на гору: святый крест Христов и многоявленная икона, на ней же образ Пресвятыя Богородицы Тихвинския, яже и прежде сего в чудотворениих своих явися Ему скитскому отцу, и тогда во действии Божии небесныя силы на горе святей Голгофе устрояху, иже ту утвердиша столец, и на нем поставлена в чаше вода и круг ея у святыя иконы свещам многим горящим. Еще же ими и кадило в руку священного того знаменоносца вложено быша, и обретеся в ризах и каждаше и по-яше над водою тропарь: "Спаси Господи люди Твоя..." и прочая. И честным крестом осеняя воду, и освящая гору Голгофу, нарицаемую от Господа. И вокруг ея по верху хождаше и водою кропяше, и возглашая тропарь: «Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже...» и прочая. И в сем пении очутися в келии своей скитской, идеже живяше, и размышляя в себе от Пресвятыя Богоматери бывшее чудное явление, и умом колебася, аще истина есть видение».

Пока преподобный Иов с опасением размышлял, истинное ли было это видение, последовало второе явление Пресвятой Богородицы с преподобным Елеазаром, и Дух Божий, действуя устами и языком праведника, понудил его петь тропари: «Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на кресте пречистыя руце Твои простерл еси, собирая вси языки, зовущия, Господи, слава Тебе», после него: «Нас ради Распятаго придите вси воспоим, того бо виде Мария во гробе и глаголаше, аще и распятие терпиши, Сыне и Боже мой», а в конце стихиру: «Днесь висит на древе...», которая заканчивается трижды торжественно повторяемыми словами: «Поклоняемся страстем Твоим, Христе!» Тогда богоблаженный отец признал виденное истинным проявлением Божественного действия, повелевающего ему вселиться на святой горе Голгофе и там поставить церковь Христова, а не в старой Троицкой пустыни.

29 июня в воскресный день и в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла после Божественной литургии преподобный Иов взял с собой ученика, которого видел во время явления, и пошел с ним в пустыню к другому ученику, отшельнику. Они взошли на гору, названную Голгофой, поставили на самом верху ее четвероконечный крест и, поклонившись честному и животворящему кресту, освятили по чину церковному воду и кропили освященной водой гору с каждением благовонными фимиамами и с пением тропарей.

«Святый же крест, егоже постави блаженный отец по Божественному гласу и по явлению Пресвятыя Богородицы, и днесь на горе той обретается во истинное уверение и полезное людем спасение, и приходящим человеком в поклонение. Святая же гора Голгофа в самой середине Анзерского острова обретается, и там ныне новое наше спасение устрояет Господь... Того ради и Дух Святый пояше усты праведнаго сего тропари: "Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже...»

Еще же к сему ведению большее исполнение открыл ему Господь. 4 июля в пяток в девятый час дня явился ему в тонком сне троекратно великий Божественный Креститель и Предтеча Христов Иоанн в одеждах верблюжьих и учил носить власяныя и грубые одежды, а мягких и дорогих риз повелел удаляться, ибо такие одеяния слабые и бесчинные монахи по малодушию привыкли носить и народ соблазнять. После же слышен был, как гром, сходящий с неба, голос от Господа повелевающий так: "Се полагаю вам завет спасительный, да будут живущие здесь иноки в пище, и в питии, и в одеждах подражать пустынному житию Предтечеву - вина и сикера не будут пить. И да обновятся ныне ваши Древние монашеские законы, и всякий правый путь уставится во обычай полезный, ибо слабостью бесчинных монахов уклад нынешнего жития растлился, исказился и многим небрежением развратился и мерзок явился" С Божественным же пророком Иоанном священный той отец видел стоящую при святой горе Голгофе матерь его святую праведную Елизавету и поклонился ей с благодарением, восклицая: "Блаженна ты еси в женах, прежде бывшая неплодной, родившая нам великого во пророках, святого Крестителя и Предтечу Господня Иоанна - монашескому пустынному житию первого законоположника". И от того дня, ради бывших ему божественных откровений, преподобный Иов покинул Анзерский скит и вселился на верху святой горы, называемой Голгофой. Во-первых, построил келию, а потом, по проречению Пресвятыя Богородицы, и церковь во имя Распятия Христова создашася, дабы славити и воспевати в ней Владыку и Господа всяческих и Пречистую Его Матерь».

Краткое повествование об этом чудесном событии было вырезано иеродиаконом Паисием на запрестольном деревянном позолоченном кресте, сделанном руками иеросхимонаха Иисуса. Первоначально крест стоял в алтаре деревянного храма на вершине горы Голгофы, а после устроения каменного храма «находится на стене в Успенском приделе каменной Голгофской церкви в стеклянном футляре, над гробницей иеросхимонаха Иисуса.

Надпись на кресте гласит: "Лета 1712 июния 18 дня в среду, у иеродиакона Паисия в келлии в тонце сне явися Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром Богоблаженному отцу Иисусу распятскому и глагола ему: "Сия гора нарицается Голгофа, на ней же имать быти церковь Распятия Господня и устроится вселение твое, со двема ученики своими, на верху горы сея и скит Распятский построится; слыши глас Божий, освяти гору сию Голгофу и постави на ней крест Господень". Иисус взем с собою два ученика своя, их же в явлении виде, и шед с ними в неделю по литургии, в память святых Апостол Петра и Павла, и освяти воду по показанному ему образу, и пояше тропари, и кадяше и кропяше гору, и постави сей крест по изволению Пресвятыя Богородицы во уверение и в поклонение"

В 1713 году, по челобитной иеросхимонаха Иисуса, преосвященный Варнава, архиепископ Холмогорский и Важский, грамотою своею благословил Во имя Распятия построить на горе две каменные церкви: одну на вершине, Господня, другую - на месте явления Пресвятыя Богородицы во имя Ея Успения; горе именоваться Голгофою, а скиту - Распятским, и быть ему в управлении иеросхимонаха Иисуса.

Но к сооружению каменных церквей встретилось много затруднений и препятствий, и только в 1715 году освящена деревянная церковь во имя Распятия Господня, построенная на вершине горы руками скитской братии. 6-го марта 1720 года иеросхимонах Иисус мирно отошел ко Господу».

После кончины преподобного Иова одни иноки перешли в Троицкий скит, другие - в Соловецкий монастырь, так что в 1721 году на Голгофе осталось только два пустыннолюбца, поэтому в 1723 году Голгофо-Распятский скит был приписан к Троицкому. В 1764 году, по утверждении Духовных штатов, оба скита были приписаны навсегда к Соловецкому монастырю. В 1826 году настоятель монастыря архимандрит Досифей испросил благословения Святейшего Синода на возобновление Распятского скита, «как места священного и способного к провождению безмолвной жизни иноков». Получив в следующем году указное дозволение на строительство новой каменной церкви во имя Распятия Господня, архимандрит Досифей принялся за сооружение широкой и пологой дороги, винтообразно поднимающейся к вершине горы, затем началось возведение каменных зданий.

13 сентября 1830 года была освящена сооруженная на вершине горы каменная церковь в честь Распятия Господня с теплым приделом Успения Богородицы, в котором под спудом находились мощи преподобного Иова. Прежняя деревянная церковь была перенесена в 1833 году к подошве горы на место явления Царицы Небесной (место келии иеродиакона Паисия). 14 июля 1835 года этот древний храм был освящен в честь Воскресения Христова.

В ХІХ - начале ХХ века в скит назначался по усмотрению Соловецкого архимандрита опытный в иноческой жизни монах, в должности строителя, и десять иноков под его ведение. Все они «отправляются туда по собственному желанию к препровождению воздержнейшей и безмолвной жизни: ибо ... в сем скиту воспрещено употребление рыбы и молочной пищи, <...> и установлено неусыпное чтение Псалтири» в поминовение живых и умерших благотворителей монастыря. Ради немощи братии архимандрит Досифей благословил вкушение рыбы в субботы, воскресенья и другие Господские и торжественные праздники.

Таким образом, в XIX веке Анзерские скиты приобрели благоустроенный вид. В них были построены каменные келейные корпуса, заведено свое хозяйство, по острову были проложены дороги, для паломников были построены гостиницы. Однако молитвенному деланию это не мешало.

18 июня 1912 года состоялось торжественное празднование по случаю 200-летнего существования Голгофо-Распятского скита. От Московской Синодальной Конторы было дано разрешение на следующий порядок празднования: «17 июня отслужить соборно Всенощное бдение в каменном храме Распятия на самой горе и в деревянном храме Воскресения, находящемся у подошвы горы на месте явления Божией Матери, 18-го утром отслужить раннюю обедню в храме Воскресения, и оттуда крестным ходом идти на вершину горы в храм Распятия. Здесь отслужить позднюю Литургию торжественным служением. На литургии сказать приличное торжеству слово, по окончании Литургии петь молебен Божией Матери с возглашением многолетия. Церковное торжество завершить целодневным звоном». Всем богомольцам были розданы специально напечатанные брошюры с краткой историей скита и житием преподобного Иова.

28 июня 1923 года все постройки Голгофо-Распятского скита были переданы представителями совхоза «Соловки», большинство которых составляли бывшие насельники монастыря, Управлению Северных лагерей ОГПУ.

В конце 1928 - начале 1929 года, когда в СЛОНе свирепствовала эпидемия тифа, в Голгофо-Распятском скиту был устроен стационар медчасти Соловецкого лагеря особого назначения, в котором умерли тысячи заключенных. Сбылось предсказание Божией Матери преподобному Иову о том, что «придет время, верующие на этой горе будут падать от страданий как мухи».

Ко дню явления Божией Матери преподобному Иову гора Голгофа покрывается крупными синими незабудками: по преданию они особенно пышно цветут там, где ступали стопочки Пресвятой Богородицы. И в этом природном явлении усматривается подтверждение обещания Божией Матери «вовеки пребывать на месте сем».

У тропинки, спускающейся от алтаря храма по восточному склону горы Голгофы, ниже восстанавливающегося келейного корпуса, выросла береза-крест. В советские годы все кресты уничтожались, но Голгофа без креста остаться не могла. Господь сотворил чудо: выросла береза в форме креста. Считая годовые кольца на рядом расположенном пне, оставшемся от березы приблизительно такой же толщины, мы оценили возраст ее около 110 лет.

3 июля 1994 года в праздник Всех святых архимандрит Иосиф с братией возрождающегося монастыря установили у подножия горы Голгофы поклонный крест в память новомучеников и всех пострадавших на Соловках в годы гонений. В 1999 году на склонах горы Голгофы были найдены массовые захоронения лагерного периода, на месте погребений были поставлены могильные кресты и стали регулярно совершаться заупокойные богослужения. 17 июня 1999 года за алтарем Воскресенского храма были обретены мощи священномученика Петра, архиепископа Воронежского. Мощи были перенесены в Соловецкую обитель, а на месте их обретения в 2002 году поставлена деревянная часовня.

К концу лета 1999 года были закончены работы по реставрации деревянного храма в честь Воскресения Христова. На праздник Успения Божией Матери в этом храме впервые после долгого перерыва игумен Герман (Чеботарь) и иеромонах Евлогий (Стручалин) совершили всенощное бдение и Божественную литургию. В это же лето к северу от церкви был построен небольшой келейный корпус, в котором впервые остались на зимовку четыре насельника монастыря.

15 марта 2000 года в день празднования иконы Божией Матери «Державная» Святейший Патриарх Алексий издал указ о возобновлении иноческой жизни в Голгофо-Распятском скиту и назначил скитоначальником иеромонаха (ныне игумена) Евлогия (Стручалина).

11 июня 2000 года в трапезной части церкви Распятия Господня на четырехметровой глубине были обретены мощи основателя скита преподобного Иова Анзерского. В том же году на Юбилейном Архиерейском соборе совершилось общецерковное прославление преподобного Иова. Паломники обычно совершают молебен преподобному Иову и прикладываются к его честным мощам, которые поставлены справа на солее у храмового образа в церкви Распятия Господня.

Церковь Распятия Господня, простояв более полувека без кровли, была почти в руинах: главы и верхняя часть колокольни снесены, деревянные келии под колокольней разрушены, своды над алтарем и над трапезной частью провалились, по стенам змеились трещины. Восстановительные работы были начаты в 2002 году и продолжались в течение шести лет. За это время были полностью восстановлены церковь и колокольня, написан новый иконостас в московской мастерской Никиты Нужного, отлит полный набор колоколов.

24 августа 2008 года в воскресный день архиепископ Орехово-Зуевский Алексий совершил великое освящение храма Распятия Господня. Ему сослужали исполняющий обязанности наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий, благочинный игумен Ианнуарий, настоятель Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий, московские священники: ректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета прот. Владимир Воробьёв, прот. Димитрий Смирнов, прот. Александр Салтыков, другие клирики Московской епархии. По завершении чина освящения церкви была торжественно совершена первая Божественная литургия, за которой причастились около 150 человек.

17 августа 2014 года Святейший Патриарх Кирилл прибыл как паломник на Анзерский остров, чтобы совершить Божественную Литургию в храме в честь Распятия Господня. В проповеди по окончании богослужения Его Святейшество отметил, что впервые по милости Божией на этом святом месте была совершена Божественная Литургия Патриархом в сослужении целого сонма архиереев…»

Из книги: Никона (Осипенко), монахиня. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника / [Никона (Осипенко), монахиня]; Спасо-Преображен. Соловец. ставропиг. муж. монастырь. - Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2017, стр. 544-559.



Комментарии и обсуждение


Голгофо-Распятский скит был основан преподобным Иовом (в схиме Иисусом) Анзерским в 1713г. после видения ему Пресвятой Богородицы, которая велела подвижнику основать скит в честь Страстей Сына Ее. На склоне горы Голгофа можно найти березу, выросшую в форме креста, на месте страданий и смерти многих узников, пострадавших за веру в годы гонений.

21 сентября 2007, Наташа Кожухова.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.