Скит Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря
Храмы скита:
Церковь Троицы Живоначальной
Часовня иконы Божией Матери "Знамение"
Часовня Сергия Радонежского
С высокого холма неожиданно открывается живописный вид на северо-восток, где напоминающая чашу долина уступами спускается к морю. Скит расположен на невысокой гряде между Троицкой губой Белого моря и Святым озером. Море и озеро соединяются каналом, вырытым монахами в XVII веке. Такое расположение Свято-Троицкого скита в точности повторяет расположение Спасо-Преображенского монастыря на Большом Соловецком острове.
До основания Соловецкого монастыря остров Анзер был необитаем и лишь иногда служил пристанищем для судов беломорских купцов и промысловиков. После основания обители здесь временами проживали монастырские трудники и иноки, занимавшиеся рыбным и звериным промыслами.
В Соловецком патерике упоминается, что в XV–XVI веках на Анзер удалялись из монастыря иноки, искавшие пустынного жительства. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни с двумя црвенами – громадными сковородами для выпарки соли. Работало здесь в то время более семидесяти человек. В 1583 году для солеваров переносят из монастыря деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Однако в конце XVI века солеварни были закрыты, остров снова опустел. Предложение соловецкого игумена Иакова основать на Анзере отдельный монастырь было отклонено грамотой царя Феодора Иоанновича в 1596 году.
Осенью 1615 года на острове поселился соловецкий инок Елеазар. Слава о подвигах отшельника привлекала к нему монахов из Соловецкого монастыря и мирских людей, селившихся поблизости от его келии.
В 1620 году патриарх Филарет повелел основать на острове Анзер скит во имя Живоначальной Троицы. Место для скита выбирал соловецкий игумен Иринарх, и выбрал не случайно: однажды монастырские трудники, ловившие рыбу, видели на берегу Троицкой губы знамение – «столп огнен, до небес восходящ». Именно там в 1621 году была построена деревянная двупрестольная церковь во имя Живоначальной Троицы и преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя царя Михаила Феодоровича Романова). Из столицы была прислана богатая церковная утварь. Указом государя Михаила Феодоровича предписывалось начальствовать в скиту священноиноку, находившемуся в подчинении у Соловецкого монастыря. Братии, числом двенадцать человек, было определено государево ружное жалованье. Жить должны были они, по примеру древних скитских отцов, «пустынным обычаем». Повелел государь, «чтоб к церкви Божией приходили и о нашем государском здоровье, и отца нашего святейшего Филарета Никитича, и матери нашей инокини Марфы Ивановны о душевном спасении и телесном здравии» молились пустынники, сколько хватит сил.
Строителем скита со временем был назначен инок Елеазар, который, посоветовавшись с братией, просил игумена дать скиту устав, «как в Синайской горе Иерусалима, и на Афонской горе, и у нас на Руси в старом ските Ниловском». Устав был составлен соловецким старцем Дионисием Греком, который долго жил в палестинских и афонских обителях, был уставщиком Кирилло-Белозерского монастыря. По обычаю древних иноков, «каждый пустынник имел особую келлию, на некотором расстоянии от других, пребывая в ней в посте и молитве, занимаясь каким-либо рукоделием для своего пропитания, никого не принимал к себе и сам не ходил, кроме собрания на общую молитву». Инок, знающий грамоту, обязан был исполнять ежедневное келейное правило: каноны Иисусу Христу, Богородице, ангелу-хранителю и соловецким чудотворцам, повечерие, полунощницу, четыре кафизмы, часы, шестьсот Иисусовых молитв, сто молитв Богородице, молитвы за царя, воинство, священство, братию и всех христиан, триста земных поклонов. Неграмотный же инок должен был ежедневно творить три тысячи Иисусовых молитв, триста Богородице, молитвы за царя и всех христиан, триста земных поклонов.
После недельного затвора, труда и молитв по келлиям иноки собирались на общую службу в храме. В субботу вечером, в положенное время, пономарь брал благословение у строителя и священника и благовестил в повседневный большой колокол четверть часа, а потом звонил во все колокола к вечерне. Строитель и братия собирались в церкви, и священник начинал вечерню. В конце вечерни совершался чин прощения: священник «поклонится братии и творит прощение. И братия такоже поклоняются ему и прощаются у него. Ходят по чину, по два, глаголят прощение единогласно и отшед поклоняются до земли вкупе, поклонившись друг другу, и расходятся с молчанием по келлиям». На вечерне братия исповедовали свои грехи и помыслы духовнику. Остальные службы (повечерие и полунощницу) монахи правили в своих келлиях. Если предстояло всенощное бдение, в ночи вновь раздавался благовест, и пустынники возвращались в церковь. Воскресным утром, после уставных молитв, совершалась литургия. По окончании литургии на аналой посреди церкви возлагалась икона Пресвятой Богородицы с предстоящими Соловецкими чудотворцами. Братия подходили по двое и с поясными поклонами прикладывались к образу, а затем получали антидор. Совершив чин прощения, иноки в молчании расходились по келлиям. В храм монахи собирались «на пять великих бдений на Великий пост и на всю Светлую седмицу, и всех служб церковных в год сто семьдесят».
Строитель Елеазар собственноручно записал все эти правила в «Устав скитский обители Святыя и Живоначальныя Троицы и преподобного отца нашего Михаила Малеина пустыни сущей во отоце окияна-моря Ванзерскаго острова», который с 1626 года хранился в ризнице Свято-Троицкого скита и служил руководством для иноков. Устав скита содержал и чин пострижения в монахи, и чин погребения усопшего инока, и другие правила пустынножительства.
Летом 1633 года по указу царя скит был отписан от Соловецкого монастыря и получил самостоятельность. Ружное и денежное жалованье приказано было отправлять прямо на Анзер. В начале 1630-х годов в скит поступил священник Никита Минов, будущий патриарх Никон. Он вложил собственноручную лепту в украшение пустынного храма: под руководством преподобного Елеазара написал на холсте красками Нерукотворный образ Спасителя. К 1636 году число насельников Троицкого скита увеличилось до двадцати, в старой деревянной церкви стало тесно, и преподобный Елеазар начал собирать средства для строительства нового храма.
В январе 1638 года по прошению старца Елеазара государь повелел игумену Варфоломею и соловецкой братии выстроить в Анзерском скиту каменную церковь «Знамения» Пресвятой Богородицы с трапезной. Из Москвы был прислан мастер каменных дел Трефил Шарутин, незадолго до этого возводивший царский дворец в Кремле. Однако игумен Варфоломей доложил в столицу, что храм на Анзере строится большего размера, нежели предписано, после чего указом патриарха Иоасафа строительство было остановлено. По вступлении на престол царя Алексея Михайловича, в 1646 году вновь приказано было соловецкому игумену поставить на Анзере каменную церковь. В бытность свою в Москве преподобный Елеазар получил царскую грамоту и о прибавлении ружного жалованья скиту – воска и меда на церковные нужды. Но соловецкие монахи не спешили со строительством храма, хотя деньги им на это были выделены. Братия не желала помогать Анзерскому скиту, получившему независимость от Соловецкого монастыря.
Лишь после нескольких указов государя и грамот патриарха Никона князь Григорий Ромодановский, двинский воевода, принудил игумена Илию начать строительство церкви. В ней были сооружены три престола: Святой Троицы, преподобного Михаила Малеина и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». По кончине преподобного Елеазара (13 января 1656 года) Анзерским скитом несколько лет управлял его ученик, старец Никодим, а после него – иеромонах Игнатий.
Смута, связанная с исправлением богослужебных книг, охватившая Соловецкий монастырь в 1668–1676 годах, коснулась и Анзера. Есть свидетельства, что во время многолетней осады Соловецкого монастыря царским войском анзерские иноки тайно поддерживали соловчан. Год спустя после взятия монастыря, по смерти старца Никодима, соловецкий архимандрит Макарий решил навести порядок на Анзере. «Егда убо супротивных в Соловецком острове учинися в вере смущение, и устройся от них монастырю запорное укрепление: в те же времена бысть и Анзерскому скиту от начальствующих тогда велие разорение и конечное ему сотворися запустение. Живущие же ту пустынники до единого со отока разогнаны бежаша, и храмы Божий обраны, токмо стены едины в них осташа...» – вспоминал о том времени анзерский летописец Макарий. Весной 1677 года по указу патриарха Иоакима из Анзерского скита были вывезены на хранение в Соловецкий монастырь иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованные грамоты и деньги.
В 1678 году скитоначальник старец Роман обратился к государю с челобитной, в которой писал, что анзерские иноки жалованья не получают, храмы стоят без службы, церковное имущество из Соловецкого монастыря не возвращено, монахи вконец погибают. Государь Феодор Алексеевич повелел все отобранное возвратить. Была подтверждена и самостоятельность Анзерского скита.
В 1683 году указом архиепископа Холмогорского Афанасия архимандриту Илариону было велено принять Анзерский скит в ведение Соловецкого монастыря. В 1699 году царь Петр I приказал строителю анзерскому с братией (семнадцати человекам) выдавать жалованье на питание и церковные нужды – чуть более ста сорока пяти рублей ежегодно. Денег этих на содержание скита не хватало, насельники нуждались. Летописец Макарий, составитель жития преподобного Елеазара, жаловался, что память об основателе скита почти изгладилась, гробница его мало посещается. Однако, несмотря на все лишения, иноки не поддавались унынию. Из уст в уста передавали они рассказ о видении, бывшем некоему честному старцу. После молитвы в келлии он задремал и увидел Пресвятую Богородицу, стоящую над скитом на облаке, простирающую руки к Богу и молящуюся: «Владыко Вседержителю и Господи! Призри с высоты святыя славы Твоея скит Анзерский, и посети, и, человеколюбия ради Твоего, помилуй живущия в нем». И, как гром, с небес в ответ послышался голос: «Послан будет человек в скит Анзерский, который прославит его».
Осенью 1702 года такой человек на Анзере появился. Это был иеромонах Иов (в схиме Иисус), в миру священник Иоанн Иоаннов из Москвы, бывший царский духовник. Чуть раньше, летом 1702 года, монахи Свято-Троицкого скита встречали царя Петра I, останавливавшегося с эскадрой боевых кораблей у Анзера. «В пришествие великого государя куплено в поднос два сафьяна да двадцать лестовок (четок)». В 1704 году по благословению соловецкого архимандрита Фирса священноинок Иов был избран строителем Свято-Троицкого скита. Под его руководством был возобновлен строгий скитский устав, начат ремонт ветхих строений, приобретались необходимые хозяйственные припасы, восстанавливалась библиотека пустыни.
Ревнители благочестия особо выделяли Свято-Троицкий скит из множества русских монастырей, существовавших в начале XVIII века. Иеродиакон Дамаскин из Чудова монастыря отмечал: «На Соловецком острове, когда был я там, нашел один скит не на том же Соловецком, но на другом, близ его острове, называемом Анзер. В нем есть церковь каменная и семнадцать келлий братских кругом церкви поблизости, и, кажется, монастырю тут быть, а не скиту: все заведено там по монастырскому обычаю, а не по скитскому, и в близости друг к другу живут, и в церковь ходят все каждый день ко всякому церковному правилу, и благовест и звон – все по монастырскому чину бывает, и часы на колокольне, и строитель, который управляет всем братством. И сие место у нас есть славное и дивное, от мира весьма удаленное и беспопечительное о внешних. На все телесныя потребы иноков дается милостыня довольная от великого государя, выезжает строитель каждый год в город и привозит на всю братию, чем кому питаться и одеваться: и такого пустынного места другого во всей России не сыскать. И один только сей скит Анзерский обретается близ Соловецкого монастыря».
В 1709 году по завещанию преподобного Елеазара на Анзер были доставлены две иконы, которыми благословили угодника Божия его родители при расставании. Их привез из Кеми родственник преподобного Иоаким Дмитриевич Севрюков.
В 1713 году преподобный Иов (в схиме Иисус) основал новый Голгофо-Распятский скит. Строителем Свято-Троицкого скита в 1714 году стал иеромонах Паисий. После смерти преподобного Иова в 1720 году скитский строитель Спиридон неправедно объявил, будто Иов при своей кончине приказал деньги и материалы, заготовленные для строительства каменной церкви на Голгофе, передать в Свято-Троицкий скит на сооружение теплого храма. Новая деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была вскоре построена за алтарем Троицкого храма. Но в 1741 году эта церковь, на которую были употреблены «кирпич и известь голгофская на деньги иеросхимонаха Иисуса, неправильно присвоенные по смерти его, гневом Божиим сгорела». Как видно из отводных книг Троицкого скита, при пожаре сгорели и иконы, принадлежавшие прежде преподобному Елеазару.
В 1740–1743 годах, при строителе Глебе, был обновлен каменный храм во имя Пресвятой Троицы, сооружена новая колокольня, отремонтирована кровля над трапезной и приделом во имя преподобного Михаила Малеина. Над могилой преподобного Елеазара была построена новая деревянная часовня. Летом 1757 года эта часовня перестраивалась; при сооружении фундамента были обнаружены четыре гроба. В трех из них останки истлели, в четвертом же, найденном посредине часовни напротив алтарного окна, оказались «глава, руки и ноги, и все члены тверды, только одежда на мощах истлела и кости темно-желтого цвета, и от всего исходит благоухание». Так были обретены святые мощи преподобного Елеазара. Архангелогородский владыка Варсонофий благословил захоронить честные останки преподобного под каменным сводом, над могилой поставить железную раку и возвести каменную часовню.
В 1764 году Анзерский Свято-Троицкий скит был окончательно приписан к Соловецкому монастырю с назначением в нем строителя и двенадцати монашествующих. В 1801–1803 годах Троицкий храм был отремонтирован, к нему пристроили каменный двухэтажный братский корпус. Строительство велось под руководством соловецкого казначея иеромонаха Аввакума на средства, собранные братией Соловецкого монастыря. В храме на деньги купца из Вереи Алексея Заонегина был сооружен новый иконостас.
В 1829 году был построен двухэтажный деревянный корпус для трудников и паломников, в 1837 году – валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее над каналом была возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». В первой половине XIX века в число иноков Свято-Троицкой пустыни входили известные соловецкие подвижники старец Наум и иеросхимонах Иероним.
17 июня 1844 года Свято-Троицкий скит посетил великий князь Константин Николаевич. В начале лета 1847 года около двух тысяч богомольцев отправилось из Архангельска морем в Соловецкий монастырь. Их карбасы были остановлены льдами, с большим трудом добрались потерпевшие до Анзерского острова. Через три дня, за которые истощился весь годовой запас хлеба в скиту, паломники на монастырских судах были перевезены на Соловецкий остров. В июле 1864 года, во время Крымской войны, к Анзеру подошла английская эскадра. «С фрегатов была отправлена к острову лодка за пресной водой. Доморощенные стрелки, дав высадиться с лодки неприятелю, выстрелили в них. Англичане поспешно удалились».
В 1880–1884 годах по проекту архангельского архитектора Введенского производилась последняя перестройка Свято-Троицкого храма, причем могила преподобного Елеазара Анзерского оказалась внутри храма.
В «Историческом описании Свято-Троицкого Анзерского скита», которое вышло в 1914 году, отмечалось: «По заведенному обыкновению и ныне в Анзерский скит отходят на время с благословения настоятеля Соловецкого монастыря испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдаленном уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и в безмолвии, внимая своему спасению, беседовать с единым Богом. Здесь богомыслящие отшельники занимаются вседневной службой по уставу и чиноположению церковному. Кроме сего богослужения всякий из них имеет и особое келейное правило, с поклонами и молитвой Иисусовой, и рукоделие. Многие из посетителей Соловецкого монастыря в летнее время путешествуют в Анзерский скит».
В 1924 году, после закрытия Соловецкого монастыря, на Анзере было создано IV отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Скит стал административным центром анзерского отделения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство. В 1929–1931 годах в келейном корпусе скита находились в заключении инокини разных монастырей. В 1939 году Соловецкая тюрьма особого назначения была упразднена. Скит был заброшен.
После Второй Мировой войны строения Свято-Троицкого скита временами использовались с хозяйственными целями. Колхозники из села Золотицы, с Летнего берега Белого моря, заготавливали на Анзере сено и выпасали скот.
В 1967 году все здания и сооружения скита перешли в ведение Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. С 1994 года в скиту ведутся противоаварийные работы. С 1990 года, после возобновления Соловецкого монастыря, в престольный праздник – день Святой Троицы, в храме Свято-Троицкого Анзерского скита отправляются церковные службы.
Анзер и его святыни. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. 2002. С. 9-20
Анзер - второй по величине остров архипелага - отделен от Большого Соловецкого пятикилометровым проливом. В ранний период существования Соловецкого монастыря на этот остров удалялись иноки для пустынножительства, в XVI веке здесь были устроены монастырские солеварни и рыболовные тони, а в 1583 году для нужд работных людей на остров из монастыря перенесли деревянную церковь во имя святителя Николая.
В 1620 году на острове, на берегу длинного узкого морского залива, получившего название Троицкая губа, был основан Свято-Троицкий скит. Его основателем был постриженик Соловецкого монастыря Елеазар († 13 января 1656), прославившийся как строгий подвижник и аскет, духовный наставник и учитель, образованный человек, иконописец, переписчик книг и автор нескольких аскетических произведений. Родился он в Козельске, в купеческой семье Севрюковых, в молодом возрасте ушел в Соловецкий монастырь, в игуменство преподобного Иринарха принял постриг. По благословению игумена в 1614-1615 годах монах Елеазар удалился на остров Анзер и стал жить отшельником. Слава о его духовных подвигах распространилась далеко за пределами Поморья, к подвижнику стали стекаться люди, ищущие уединения. Так был основан скит.
В первые годы его существования преподобный Елеазар был только духовным руководителем братии, но в 1624 году ему пришлось взять на себя и бремя управления скитом. Правила иноческой жизни для насельников были составлены самим Елеазаром, ориентировавшимся на древние образцы монашеских наставлений. Особое внимание уделялось правилам для молодых монахов и их отношениях с опытными старцами-наставниками. Вначале насельники скита жили каждый в отдельной келье, построенной своими руками, на расстоянии примерно одной версты друг от друга, трудились и собирались вместе сначала раз, затем два раза в неделю для общей молитвы. Так продолжалось до 1646 года, когда собираться стали ежедневно. В Троицкий скит около 1636 года пришел священник Никита Минов, будущий патриарх Никон, и принял здесь монашеский постриг. Он прожил на Анзере около трех лет.
В связи с ростом числа насельников преподобный Елеазар занялся благоустройством скита. В 1650 была построена и освящена каменная Троицкая церковь с приделами в честь иконы Божией Матери «Знамение» и преподобного Михаила Малеина, недалеко от храма построены кельи. Преподобный Елеазар пользовался большим уважением царя Алексея Михайловича, в скит поступали щедрые пожертвования.
Особое внимание к анзерским пустынножителям проявлял и Александр (Булатников), выходец из знатного боярского рода, постриженик Соловецкого монастыря, с 1622 года - келарь Троице-Сергиева монастыря и восприемник от крестной купели царских детей. Вернувшись в 1642 году на Соловки, он даже решил поселиться на Анзере, построив там на свои деньги две кельи, но планы изменились, и Александр передал обе кельи в Троицкий скит.
Основатель скита преподобный Елеазар преставился 13 января 1656 года и был погребен к востоку от алтаря Троицкой церкви. Впоследствии рядом с ним были погребены два его любимых ученика Никодим и Никифор. В 1757 году состоялось открытие мощей преподобного Елеазара.
Вскоре после кончины преподобного Елеазара в истории скита произошли трагические события: сначала набеги грабителей, а потом и разорение за поддержку монастыря во время «Соловецкого сидения». В XVIIIвеке в скиту были произведены значительные перестройки. В XIX веке он становится местом массового паломничества.
До нашего времени не дошли древние постройки скита за исключением частично сохранившейся трапезной XVII века. Существующая каменная Троицкая церковь с приделом во имя преподобного Михаила Малеина, третья по счету, сооружена в 1880-1884 годах, она примыкает к двухэтажному келейному корпусу, построенному в 1803 году. Из деревянных построек сохранились бревенчатый двухэтажный дом для трудников, скотный двор, конюшни, амбары.
В километре от скита, по дороге на Троицкую спасательную станцию, находится источник. Рядом с источником - крест, установленный ровно за день до большевистского переворота, о чем гласит сделанная на нем надпись: «При строителе Пармене поставлен иеромонахом Ефремом 1917 года октября 24-го».
http://solovki-monastyr.ru/spp/andreevskij-skit/
1620 Скит с пустынножительным Афонским уставом основан преподобным Елеазаром Анзерским на берегу морской губы на месте старинных монастырских солеварен, по благословению преподобного игумена Иринарха, испросившего разрешение государя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета. Место размещения скита было выбрано самим игуменом Иринархом не случайно: однажды монастырские трудники, ловившие рыбу, увидели здесь знамение — «столп огнен, до небес восходящ».
1621 Построена первая деревянная церковь в честь Живоначальной Троицы с приделом преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя царя Михаила Феодоровича.
1628 Ко двору государя Михаила Феодоровича, не имевшего наследника мужского пола, был вызван преподобный Елеазар, по молитвам которого родился государь Алексей Михайлович (1629).
1635 В Свято-Троицком скиту принял монашеский постриг с именем Никон священник Никита Минов, будущий Патриарх всея Руси.
1633 Государь объявил Анзерский скит независимым от Соловецкого монастыря.
1655 В скиту воздвигнут первый каменный храм с тремя престолами: в честь Живоначальной Троицы, во имя преподобного Михаила Малеина и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».
1656 Преподобный Елеазар Анзерский мирно отошел ко Господу и был похоронен за алтарем храма.
1702-1713 В скиту подвизался и стал скитоначальником преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский.
1764 Свято-Троицкий скит окончательно приписан к Соловецкому монастырю.
1801-1803 Храм Живоначальной Троицы был обновлен, к нему пристроили каменный двухэтажный братский корпус.
1829-1837 Построены двухэтажный деревянный корпус для трудников и паломников, валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее над каналом была возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».
1880-1884 По проекту архангелогородского архитектора Введенского производилась последняя перестройка Свято-Троицкого храма, могила преподобного Елеазара Анзерского оказалась внутри храма у алтаря.
1924 После закрытия Соловецкой обители на Анзере было организовано IV отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Троицкий скит стал административным центром Анзерского отделения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство.
1929-1931 В келейном корпусе скита находились в заключении инокини разных монастырей.
1939 Соловецкая тюрьма ОГПУ упразднена, скит был заброшен.
2001 После возобновления обители в Свято-Троицком скиту стали совершаться регулярные богослужения.
2007-2009 В скиту ведутся противоаварийные и реставрационные работы.
2009 Воссоздана часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» над каналом.
http://www.patriarchia.ru
«…В конце XIX – начале XX века в скиту проживало 15 человек братии под управлением иеромонаха-строителя. В «Историческом описании Свято-Троицкого Анзерского скита», которое вышло в 1914 году, говорилось, что в Анзерский скит уходят по благословению настоятеля Соловецкого монастыря «испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдаленном уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и в безмолвии, внимая своему спасению, беседовать с единым Богом».
Вот каким увидел Троицкий скит священник отец Николай в 1892 году: «Анзерский скит расположен на равнине. Местоположение со стороны дороги не живописно. Издали скит кажется как будто селом с церковью и стоящими около нее домиками и усадьбами. Сама церковь с прилежащим к ней каменным корпусом обнесена деревянной оградой, внутри которой разбит, как заметно, еще недавно сад. Мы прошли в Троицкую церковь, где покоятся мощи преподобного Елеазара под спудом. В церкви нас встретил иеромонах о. Мисаил, строитель скита, и показал нам все достопримечательности скита. Обходился он с нами с предупредительной внимательностью и уважением, в которых слышалась искренняя душевная доброта, желание услужить и сделать посетителям, сколько возможно, пребывание в скиту приятным. Отслужив перед ракою преподобного Елеазара молебен, мы посетили и другой придел во имя преподобного Михаила Малеина. При выходе из скита, нас сопровождал о. Мисаил до самых скитских ворот и простился с нами глубоким поклоном с пожеланием нам счастливого и благополучного пути. Добрый человек! Память о нем останется у меня навсегда. По распоряжению о. Мисаила, нам была подана пара лошадей, запряженная в долгушку, для дальнейшего путешествия. Расстояние от Анзерского скита до Голгофского 4 версты».
Иеромонах Мисаил (Кулюбакин Михаил Гермагенович, р. 1839) управлял Свято-Троицким скитом в течение 10 лет (14 апреля 1888 г. - 18 марта 1898 г.). До этого он 8 лет проходил послушание ревизора книг монастырских и скитских послушаний. По отзыву настоятеля архимандрита Иоанникия: «К начальственной должности очень способен, хозяин заботливый и разумно распорядительный». Впоследствии до 1900 года иеромонах Мисаил был строителем Спасо-Вознесенского скита на Секирной горе. Здесь к предыдущей характеристике добавилось слово «обходительный». В 1900 году ему исполнился 61 год, в списке 1901 года иеромонах Мисаил уже не числился.
После него строителем Свято-Троицкого скита был иеромонах Вениамин (Резников Василий Павлович, р. 1833 - † 26 февраля 1900). О встрече с ним в 1899 году с восхищением вспоминал инспектор МДА архимандрит Евдоким: «Из всей братии, живущей здесь, я успел только сосредоточить немного внимания на о. строителе. Ему 67 лет. Пустынно место, не сложны начальнические обязанности, но, несмотря на это, о. строитель давно уже просится в схимонахи. Очевидно, человеку хочется еще глубже уйти в себя, более погрузиться в созерцание тайн Божиих, разлитых всюду в неисчерпаемом количестве. "Бываете ли вы на Голгофе", – спросил я его. "Нет, – отвечал он. – Зачем ходить, когда не нужно?" Оказывается, в течение трех лет он ни одного разу не побывал на Голгофе. Так не любят здесь иноки ходить без дела. И понятно – почему. Когда внутренняя жизнь полна глубокого смысла, когда свет Христов непрестанно озаряет душу, когда мир ни на минуту не оставляет человека, тогда нет ему нужды скитаться по людям и искать спасения у них. Такой человек спасение свое носит с собой и ни в чем от других не нуждается. И северный полюс не страшен ему». Это впечатление гостя совпадает с мнением настоятеля: «отличных качеств жизни очень воздержной, к управлению скитом способен, ревностен в исполнении своих обязанностей».
В 1924 году, после закрытия Соловецкого монастыря, на Анзере было создано VІ отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Скит стал административным центром анзерского отделения. Здесь содержали духовенство и политзаключенных. В 1929-1931 годах в келейном корпусе скита находились в заключении инокини из разных монастырей. В келейном корпусе была устроена кустарная мастерская, которой в 1929-1930 годах заведовала Ольга Викторовна Второва-Яфа, осужденная на три года по делу религиозно-философского кружка «Воскресение». Она назвала свои воспоминания «Авгуровы острова», имея в виду, что люди, окружавшие ее на Соловках, под маской нового советского человека-винтика в отлаженной машине СЛОНа умудрялись свято хранить в глубине сердечной образ Божий, освящающий и просвещающий их жизнь. Ольга Викторовна рассказала о праздновании на Троицкой командировке Первого мая совпавшего в тот год с Пасхальным торжеством.
«Лед еще лежал на заливе, и окрестные холмы были покрыты сугробами снега, но, ввиду приближающегося Первого мая, уже шли подготовительные работы для достойной встречи великого пролетарского праздника. У древних белокаменных монастырских ворот плотники сооружали триумфальную арку фантастической архитектуры, женщины вязали гирлянды из ельника, в живописном цехе выводили белилами по кумачу очередные лозунги, а на сохранившемся еще амвоне, служившем эстрадой для антирелигиозных постановок, шли спевки лагерного хора, репетировавшего революционные песни. Оставалось еще одно необходимое дело: очистить от снега площадь пере зданием бывшего скита, на которой должен был происходить первомайский митинг, и усыпать его песком...
И вот, как раз в Великий Четверг – день этот, по-видимому, был выбран не случайно – с Троицкой спасательной станции, отдаленного и засекреченного пункта в котором было сосредоточено духовенство высших иерархий, затребованы были в Анзер все находившиеся там в то время православные и католические епископы. И они пришли – и старые, и еще сравнительно молодые, но все одинаково изнуренные, одинаково неприспособленные к грубой физической работе и в сосредоточенном, спокойном молчании принялись за дело: скалывали железными ломами утоптанный, слоями слежавшийся и заледенелый снег, складывали его в тачки и носилки и сбрасывали в овраг, соединявший озеро с заливом. Потом внизу, у нагорного берега, брали из-под откоса желтый чистый песок и, нагрузив им телегу, общими усилиями с невероятным трудом втаскивали ее вверх, на расчищенную перед домом площадку. В сельхозе были и лошади, и даже волы для перевозки тяжестей, но использование их на этот раз, видимо, рассматривалось... как идеологически неуместное облегчение.
У всех двадцати семи окон второго этажа стояли люди и смотрели, как четырнадцать слабосильных мужчин в рясах, надрываясь, втаскивали в гору большую, нагруженную песком телегу: одни тянули ее за оглобли, другие, навалившись на воз, толкали его сзади, остальные поддерживали телегу с боков. Соединившись в одном усилии, шли рядом еще молодой, видимо, очень близорукий католический епископ, бритый, в круглых роговых очках, и сухонький изможденный старичок с белой бородой, православный епископ – ветхий денми, но сильный духом, с неослабным старанием напиравший на воз.
В женской кустарке все побросали работу и столпились у окон; монашки плакали и причитали: "Господи, Господи! И это в Великий Четверг!.. Им бы теперь как раз участвовать в торжественной службе омовения ног – а они вместо того чем занимаются!" Я тоже смотрела – и тоже плакала. Мне казалось, что страницы Четьих Миней ожили перед нашими глазами. Эти четырнадцать епископов не были сейчас в подобающем их сану облачении и не находились в храме, не участвовали в обряде омовения ног – этой ежегодно повторяющейся мистерии, символизирующей подвиг смирения; но для меня было ясно: то, что происходит сейчас перед нами, – гораздо больше и выше, ибо это уже не условный символ, не обряд, а подлинный подвиг смирения истинных пастырей Церкви, самоотверженно и до конца твердо отстаивающих веру Христову "противу учений мира сего".
И вот Бог сподобил нас, недостойных маловеров, быть самим очевидцами мученических подвигов этих новых страстотерпцев – безымянных и "неявленных", но от этого не менее достойных "славу многу от Бога принять", как говорится в каноне всем святым, в земле Российстей просиявшим...
К вечеру работа была выполнена. Площадь перед фасадом скита была выровнена и густо усыпана золотисто-желтым песком. И они ушли – все четырнадцать – усталые, не евшие целый день, – по лесной дороге на Троицкую. И думалось, что, вернувшись, они не лягут отдыхать, а станут, наверное, читать Двенадцать Евангелий. С залива потянуло холодным ветром, стало пасмурно – и вскоре густой и обильный снег повалил на землю и шел, не переставая, всю ночь, покрывая пушистой пеленой лед на заливе, прибрежные холмы, лесные дороги, крышу скита и только что расчищенную перед ним площадь. Утром взошедшее солнце осветило сверкающие девственной белизной анзерские просторы.
В первый день Пасхи была чудесная погода, в воздухе впервые запахло весной, а к первому мая весь новый снег, выпавший на Страстной, растаял и, смешавшись на площади перед домом с обильным песком, превратился в жидкую грязь, в которой вязли ноги согнанных на митинг подневольных людей... Но перед глазами ослепительно блестел на солнце своей снежной пеленой морской залив, и над ним любовно склонялось северное бездонное небо, благое и безгрешное, говоря людям о вечной Правде и Красоте, в которых когда-нибудь растворятся все их временные, земные страдания».
Анзерское отделение Соловецкой тюрьмы просуществовало до 1939 г. После Великой Отечественной войны на острове располагались различные подразделения вооруженных сил. Строения Свято-Троицкого скита использовались в хозяйственных целях. Колхозники беломорского села Летняя Золотица заготавливали на Анзере сено. Заброшенный скит подвергался бесконтрольной и зачастую варварской эксплуатации. С 1967 года все здания и сооружения скита перешли в ведение Соловецкого государственного историко-архитектурного природного музея-заповедника. В 1994 году начались реставрационные работы под руководством В. В. Сошина.
После возрождения иноческой жизни в Соловецком монастыре Святейший Патриарх Алексий II благословил совершать Божественную литургию во всех со хранившихся храмах и приделах Соловецкого монастыря, его скитов и пустыней В престольный праздник Свято-Троицкого храма в 1992 году состоялось первое богослужение: Всенощное бдение и Божественная литургия.
В августе 2009 года при посещении Свято-Троицкого скита Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил насельника Соловецкой обители иеромонаха Георгия (Курдогло) возглавить работу по восстановления Свято-Троицкого скита. В 2010 году были продолжены работы по реставрации Троицкого храма, братского корпуса, «млечного дома». В 2011-2012 годах воссоздана валунная баня, проведена консервация амбара с квасоварней и ледником амбара для сушки сетей, каретника и скотного двора. В летнее время раз в месяц скитоначальник иеромонах Георгий дает возможность паломникам побывать праздничных богослужениях в скиту.
В день Святого Духа 4 июня 2012 года Божественную Литургию в скиту возглавил наместник монастыря архимандрит Порфирий. В проповеди после литургии он сказал: «Господь собрал нас сегодня в день Святого Духа - в день рождения Церкви - в Своем малом скиту, устроенном во имя Святой Троицы, для того, чтобы, как говорил преподобный Сергий, воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь века сего. Так и преподобный Елеазар три столетия спусти на этом святом месте по особому откровению Божию основал этот скит, посвятив его также Святой Троице. Сегодня мы здесь совершаем празднование и молимся возрождении этой святой обители. Сегодня мы слышали слова Господа: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Матф. 18:20). В этих коротких словах вся тайна Святой Церкви. Церкви не может быть там, где явился лишь один благочестивый человек. Господу нужно, чтобы соборное единство людей образовало ту общину, в которую Господь может войти и соединиться с нею. И сегодня Он дает наставление людям о том, как они должны, находясь в этой общин любить друг друга, чтобы быть угодными Богу, чтобы быть сосудом Господним для сошествия на них Святого Духа.
Во-первых, Он говорит, что нет воли Божией, чтобы погиб хотя бы один из малых сих (Мф. 18:14), то есть Господь призывает каждого человека, каким бы он ни был, к какому бы племени и роду ни относился. Все призваны в Царство Святого Духа, в Царство спасения. Во-вторых, Он предостерегает нас от того, чтобы пренебречь кем-либо из малых сих, то есть кем-либо из людей. Нельзя пренебречь решительно никем, каким бы незначительным он ни казался нам по нашему человеческому разумению. А в-третьих, Он дает великое правило о том, как следует восстанавливать наше единство. "Если же согрешит против тебя брат твой или сестра твоя, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, обличи при свидетелях; если же их не послушает, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь". (Мф. 18:15-17)
И сегодня мы, молящиеся здесь, являем как бы слепок нашей Церкви. Восстанавливать этот скит Святейший Патриарх, находясь здесь два года назад, назначил отца Георгия. Он из Молдавии, ваша группа из Закарпатья, матушки, которые сегодня пели, из Золотоноши. Вот мы здесь и собрались от всех племен нашей Святой Руси, чтобы помолиться о восстановлении этого места. Конечно, трудностей много, только через их преодоление можно привлечь благодать, почивавшую прежде на этом месте. В первую очередь не стены восстанавливаются, а душеспасительный уклад скитской жизни, чтобы было чем поделиться с паломниками и с приходящими из мира людьми. Чтобы скит стал как бы источником живой воды, из которого приходящие могли бы черпать силы…»
Из книги: Никона (Осипенко), монахиня. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника / [Никона (Осипенко), монахиня]; Спасо-Преображен. Соловец. ставропиг. муж. монастырь. - Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2017, стр. 539-543.