ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Фаустово (Красный холм). Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь.

Соловецкое подворье


Фаустово (Красный холм). Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1654.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Московская область, Воскресенский район, Фаустово (Красный холм)

Координаты: 55.437178, 38.479823
Проезд:с Казанского вокзала до ст. «Фаустово» (время в пути 1,5 часа)





Сортировка:

Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, Общий вид пустыни с северо-запада. <br>, Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
Общий вид пустыни с северо-запада.
Александр Викторович Шипилин
10 сентября 2004
Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, Общий вид с юго-запада<br>, Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
Общий вид с юго-запада
Александр Фурсов
5 апреля 2023
Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, , Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
KONDORFOTO
23 января 2016
Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, , Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
KONDORFOTO
23 января 2016
Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, , Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
Маресев Юрий
10 марта 2013
Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, вид с юго-запада<br>, Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2011
Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, , Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
Владимир А.
8 августа 2007
Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, , Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 сентября 1998
Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, Часовня-усыпальница к востоку от Зосимо-Савватьевской церкви<br>, Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
Часовня-усыпальница к востоку от Зосимо-Савватьевской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2011
Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, , Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 сентября 1998
Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, Майолика часовни<br>, Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
Майолика часовни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, Крест часовни<br>, Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
Крест часовни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, съёмка с вертолёта с высоты около 100 м<br>, Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
съёмка с вертолёта с высоты около 100 м
Александр Cахаров
7 июня 1997
Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, ансамбль подворья с высоты птичьего полёта<br>, Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
ансамбль подворья с высоты птичьего полёта
Александр Cахаров
7 июня 1997
Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, ансамбль подворья с высоты птичьего полёта<br>, Фаустово (Красный холм), Воскресенский городской округ, Московская область
ансамбль подворья с высоты птичьего полёта
Александр Cахаров
7 июня 1997



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Пустынь известна с середины XVII в., в 1764 г. она была упразднена, а ее храмы обращены в приходские. Из монастырских построек уцелели две церкви, обладающие выдающими художественными достоинствами: Троицкая соборная церковь сооружена из кирпича в 1696-1698 гг. Композиционные приемы, характерные для середины XVII в., сочетаются здесь с убранством в стиле московского барокко. Двустолпный пятиглавый храм поставлен на высокий подклет и перекрыт системой лотковых сводов. В подклете в свое время помещалась трапезная палата со своей церковью. Собор с трех сторон окружали галереи-гульбища на аркадах, сохранившиеся ныне только с вдоль южного и западного фасадов. Парапет гульбища украшен полихромными изразцами. Облик храма искажен устройством покрытий над гульбищами, скрывших нижний ярус здания. Колокольня пристроена в XIXв. В интерьере сохранилась масляная живопись 1910 г.

Кирпичная церковь Зосимы и Савватия выстроена на рубеже XVII-XVIII вв. в формах московского барокко. Бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом одноглавый храм с равновеликими объемами апсиды и притвора поставлен на открытой террасе над южными воротами монастыря, массив которых служит монументальным стилобатом. Гульбище вокруг церкви огорожено парапетом. Ярусная композиция сооружения симметрична и уравновешена. В декоративном убранстве встречаются элементы ордерных форм. Несмотря на статус памятника архитектуры, церкви сильно пострадали в советское время. В настоящее время переданы верующим и возрождаются.


Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в селе Фаустово Московской области учреждено в 1995 году Указом Святейшего Патриарха Алексия II. В настоящее время настоятелем подворья является иеромонах Василий (Чавчанидзе). Подворье находится на месте существовавшей до 1764 года Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни.

Начало монашеской жизни в Марчугах, по некоторым историческим источникам, относится к концу XV века. Соловецкая пустынь в Марчугах основана в 1654 году указом царя Алексия Михайловича и благословением патриарха Никона. Монастырское предание связывает основание пустыни с избавлением царской семьи от мора, свирепствовавшего в этом году по всей Русской земле. Место, удаленное от Москвы на 60 километров, от Соловков – на 1635, исторически именовалось Замосковским Раменцом и входило в состав дворцовой Гвоздненской волости Московского уезда.

Основателем и ктитором Соловецкой пустыни в Марчугах исторические источники называют протопопа Кремлевского Благовещенского собора Стефана Нифонтова. Устроение обители было возложено на братию Cоловецкого подворья в Москве.

Деревянный храм, стоявший на берегу Москвы-реки, пострадал от половодья в 1655 году. В следующем году обитель была переведена в Фаустово на возвышенное место, именуемое Красный холм. В царствование Феодора Алексеевича пустынь находилась в ведении приказа Большого дворца. Именно в это время, в 1670-1680 годы проводилось строительство каменных храмов.

Соборный храм Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, надвратная церковь – в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Обитель была обнесена деревянными стенами с четырьмя башнями.

В 1699 году по указу царя Петра I пустынь с вотчинами и угодьями была приписана к Соловецкому монастырю. При императрице Екатерине II в 1764 году пустынь выведена из подчинения Соловецкому монастырю. Храмы были переданы в ведение Московской епархии.

По материалам Официального сайта Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  4 апреля 2024

В Воскресенском районе в пятнадцати минутах ходьбы от станции Фаустово находится Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь – подворье Соловецкого монастыря на Белом море. Подмосковную обитель основал духовник царя Алексея Михайловича и предтеча реформатора Никона протопоп Стефан Вонифатьев. Петр I приписал пустынь в Фаустово к северному монастырю после поездки на Соловки и спасения от гибели на море. У алтаря Троицкого собора в Фаустово сохранилась могила священника Александра Зверева – отца двух новомучеников XX века. В 1694 году Петр I впервые побывал в Соловецком монастыре на Белом море. Царь прибыл в Архангельск, а оттуда на яхте «Святой Петр» отправился к Соловецкому архипелагу. В море поднялась буря, и корабль с царем на борту ждала гибель. Историк Сергей Соловьев писал: «Петр приобщился уже святых тайн из рук сопровождавшего его архиепископа Афанасия: к счастью нашелся искусный кормчий Антон Тимофеев, который успел ввести яхту в Унскую губу, и они стали на якоре близ Пертоминского монастыря».

Пертоминский монастырь располагался на том месте, где в XVI веке погибли два соловецких монаха Вассиан и Иона. Петр поклонился мощам этих иноков и в благодарность Богу за спасение сделал крест в три метра высотой. Царь установил крест на том месте, где вышел на сушу. Он оставил надпись на голландском и русском языках: «Сей крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694». Спустя шесть лет после спасения на Белом море Петр I подарил пустынь и подмосковное село Фаустово «с вотчинами и со крестьяны и с бобыли и угодьи» Соловецкому монастырю. В жалованной грамоте царя архимандриту Фирсу указывалось: «Соловецкий монастырь де маловотчинный, стоит в самом дальнем расстоянии, и к тому монастырю не только монастырей или пустынь, но и вотчин подмосковных в приписке ничего нет». Подмосковная пустынь и земля приносили дополнительный доход северной обители. Так Петр отблагодарил соловецких преподобных Зосиму и Савватия, Вассиана и Иону за спасение. 

Марчуговскую обитель на Москве-реке основал в 1653 году протопоп Благовещенского собора Московского кремля и духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. Протопоп Стефан родился в селе Городищи под Каширой. Такое предположение сделал Дмитрий Иванович Скворцов в книге о церковном расколе. Историк приводит в доказательство синодик 1653 года, который когда-то хранился в этом селе. В синодике указывалось, что благовещенский протопоп Стефан Вонифатьев сделал в церкви села Городище вклад в вечное поминовение родителей.

Еще до церковных реформ Никона, которые привели к расколу, вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева собрался кружок священников и мирян, которые хотели преобразований в богослужении и исправления церковных книг. В кружок входили образованные протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил Костромской, епископ Павел Коломенский, боярин-просветитель Федор Михайлович Ртищев и некоторые другие «ревнители». Сочувствовал идеям кружка и новгородский архиепископ Никон.

В 1652 году в Москве готовились выборы нового патриарха, и на высокий сан претендовал царский духовник и глава кружка Стефан. Однако по смирению Вонифатьев уступил патриаршество Никону. Этот властный иерарх стал проводить церковные реформы по-своему, вызвав неприятие большей части кружка. Аввакум, Неронов и другие протопопы объявили реформы Никона ересью и возглавили церковный раскол, а Стефан Вонифатьев и Федор Ртищев поддержали нового патриарха.

В конце жизни протопоп Стефан Вонифатьев принял монашество и основал два монастыря: Марчуговскую пустынь в Подмосковье и Покровскую обитель в Москве, которая в XX веке стал местом паломничества к мощам блаженной Матроны Московской. Пустынь получила свое имя, потому что сначала находилась в селе Марчуги вблизи современного Воскресенска. В 1655 году из-за половодья Москвы-реки, смывшего постройки, обитель перевели на более высокое место в Фаустово. Стефан почитал соловецких чудотворцев Зосиму и Савватия, поэтому принял монашеский постриг в честь одного из них. Стефан-Савватий был погребен в Покровском монастыре в Москве.

У алтаря Троицкого собора Марчуговской Ново-Соловецкой пустыни сохранилось несколько старинных надгробий. Одно из них сразу бросается в глаза – оно сделано в виде каменного аналоя с покрывалом и раскрытой книгой. Надгробия такой формы ставили в XIX веке либо жертвователям, либо священникам. В Фаустово под камнем-аналоем погребен протоиерей Александр Григорьевич Зверев, который служил в Троицкой церкви 38 лет с 1870 по 1908 год. Рядом находится могила его брата доктора Владимира Григорьевича Зверева. Два сына фаустовского священника Александра Григорьевича Зверева стали новомучениками в XX веке. Родной сын Александр Александрович Зверев был расстрелян в 1937 году, а приемный сын Иоанн Березкин умер в лагере в начале 1940-х.

Протоиерей Александр Александрович Зверев родился в Фаустово. В Троицкой церкви служили и отец, и дед мальчика. Однако сам Александр после окончания Духовной академии стал священником в Сергиевом Посаде. После революции отец Александр переехал в Москву, где служил в церкви Николая Чудотворца в Звонарях. В 1933 году накануне Пасхи его арестовали и по решению суда отправили в Каргополь. Через три года священник вернулся из ссылки и поселился в селе Возмищи под Волоколамском. Он служил в местной церкви Рождества Богородицы с 1936 по 1937 год. 22 сентября 1937 года Александра Александровича Зверева вместе с группой других священников и монахинь арестовали и приговорили к смертной казни. Священника расстреляли 16 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.

Новомученик Иоанн Березкин был сыном дьякона Троицкой церкви в Фаустово. Он рано потерял родителей, поэтому его фактически усыновил настоятель храма Александр Григорьевич Зверев. Потом Иоанн Березкин женился на дочери приемного отца. Став священников, Иоанн Березкин служил в Серпухове, а после революции в Москве. В 1934 году его выслали из столицы в Рузу, где он проводил службы в кладбищенской церкви. В 1937 году протоиерея Иоанна Березкина арестовали и приговорили к десяти годам лагерей. Новомученик скончался в 1942 или 1943 году в лагере под Куйбышевым. В 1937 году храмы Краснохолмского Ново-Соловецкого подворья были закрыты и приспособлены под совхозные хозяйственные склады.

В середине 1970-х годов, перед Олимпиадой, обезглавленные храм Троицы Живоначальной и надвратная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких попали в государственную реставрационную программу и были подняты практически из руин. Реставрацией обоих памятников архитектуры занимался в 1976-1977-х годах архитектор-реставратор Сергей Васильевич Демидов с командой высококвалифицированных специалистов. Но поскольку они не использовался по назначению и были закрыты, то вскоре вновь обветшали...

Основной двухэтажный пятиглавый храм бывшего монастырского подворья (с верхней церковью во имя Живоначальной Троицы и Благовещенской церковью в подклете) к 1990-м годам находился в критическом состоянии – ему грозило обрушение. В 1993 году брошенные на произвол судьбы храмы, были переданы местными властями РПЦ. Тогда в селе Фаустово образовалась православная община. С Божией помощью и при деятельном участии неравнодушных людей были проведены сложные противоаварийные работы. В середине 1990-х годов восстановлены колокольня, на средства благотворителей приобретены колокола, воссозданы все купола с крестами на Троицком храме, приведено в порядок гульбище и настлана новая кровли. Затем был восстановлен нижний Благовещенский храм, а чуть позже установлен новый иконостас, после чего в нём начались богослужения.

В 1993 году после многолетнего перерыва открыли для богослужений в определённые праздники и храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких села Фаустово. А 14 мая 1996 года указом Святейшего Патриарха Алексия II вновь учреждено подворье Соловецкого монастыря в селе Фаустово Воскресенского района Московской области. Подворью присвоено его историческое название – Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь. Сегодня Марчуговская Ново-Соловецкая пустынь представляет собой ансамбль из колокольни и двух церквей: большого Троицкого собора с нижним храмом Благовещения и отдельной церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких возвышающийся на берегу старого русла Москвы-реки. Эти храмы построили примерно в то время, когда Петр передал Фаустово Соловецкому монастырю. Внешне они не похожи на Соловецкие храмы, хотя исследователь архитектуры Н. А. Мерзлютина заметила одну общую деталь в облике пятиглавия Троицкой церкви в Фаустово и Преображенского собора на Соловках. Барабан центрального купола обоих соборов граненый, а четыре боковые – округлые.

Двухстолпный Троицкий собор отличает сочетание монастырской суровости с вкраплениями дробного декора нарышкинского барокко. Эта двойственность обусловлена, видимо, долгими сроками строительства. Ближайший аналог Троицкого храма среди монастырских храмов Подмосковья — Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря. Четверик покрыт лотковыми сводами с пятью главами (из которых световой оставлена лишь центральная). Первоначально собор был с трёх сторон обстроен открытыми обходными галереями («гульбищами») с изразцовым декором. Северная галерея была позднее разобрана, над оставшимися — устроены покрытия, скрывшие от глаз часть декора. В интерьере некогда доминировал резной пятиярусный иконостас; отдельные иконы приписывались кисти Симона Ушакова. В 1910 году храм был расписан.

Одновременно с собором, в 1680-х годах в стиле московского барокко, возведены Святые ворота — бесстолпная одноглавая церковь Соловецких Чудотворцев, более близкая по своему облику к барочной традиции, также с гульбищем. Шатровая колокольня в 1870 году была заменена новой, которая стилизована под допетровское зодчество. Заметные отличительные черты храмов Ново-Соловецкой пустыни – это длинные галереи «гульбища» вокруг стен церквей и керамические вставки на стенах с растительными орнаментами, двуглавыми орлами и птицами.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Подмосковные Соловки в Фаустово.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  4 апреля 2024

Неподалеку от железнодорожной платформы Фаустово Казанского направления располагается древнее село Фаустово, украшением которого служат два каменных храма, сохранившиеся от построек Марчуговской Соловецкой пустыни. Троицкий собор и надвратная церковь Зосимы и Савватия возведены в последние десятилетия XVII в. и образуют стилистически единый комплекс с характерными чертами нарышкинского стиля. Архитектурные особенности этого монастырского ансамбля заслуживают отдельного исследования.

Некоторые историки относят основание Марчуговской Соловецкой пустыни к концу XV века. По другим источникам обитель была основана в середине XVII века. Наиболее полные сведения о ранней истории монастыря мы находим у архимандрита Досифея, который сообщает, что Соловецкая пустынь была основана в память об избавлении бывшего в Москве морового поветрия, а свое название получила "...по произволению основателя протоиерея Кремлевского Благовещенского собора Стефана Нифонтова и по именному повелению царя Алексея Михайловича". Первоначальное место обители находилось в соседнем селе Марчуги Вохонинской десятины у Красного холма на берегу Москвы-реки. После того как находящийся на иждивении ктитора монастырь размыло половодьем, по жалованной грамоте от 20 февраля 1655 г. и царскому указу от 1657 г. он был перенесен на высокий берег Москвы-реки в деревню Фаустово на Красном Холме.

Историк А. Ратшин сообщает, что в XVII веке (до 1678 года) Марчуговская Соловецкая пустынь была приписной к подмосковному Андреевскому монастырю в "Пленницах" у подножия Воробьёвых гор. Обитель продолжала пользоваться покровительством царского дома. Государь Федор Алексеевич в 1678 г. пожаловал в обитель напрестольный серебряный крест с мощами свв. Пантелеймона и Артемона, а в 1679 г. - большое чеканное блюдо для вынесения креста и серебряное кадило. По Указу 1699 г. царя Петра I пустынь была приписана к Соловецкому монастырю, в ведении которого находилась до своего упразднения в 1764 г. Жалованная грамота на владение пустынью была дана соловецкому архимандриту Фирсу 30 декабря 1700 г. В ней находятся наиболее ранние свидетельства о монастырских постройках, взятые из описных книг приказа Большого дворца. В монастыре имелись "верхняя церковь Троицы, под нею церковь Благовещения с трапезною, к церкви приделана колокольня, на колокольне часы и колокола... да к трапезе приделана келарская с сенми, поварня, хлебня, под ними ледник, все каменное. Около монастыря городьба деревянная, передние ворота... да две кельи каменные, три кельи деревянные... за монастырем двор конюшенный и двор скотный". Храмы после 1764 года были переданы в ведение Московской епархии.

Из всех строений Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни, среди которых тогда были деревянные постройки, до нашего времени сохранились только каменные храмы.

Доминирующий в монастырском ансамбле Троицкий собор представляет собой поднятый на подклет, окруженный галереями-гульбищами, вытянутый по вертикали кубический объем, увенчанный пятью главами. В декоративном убранстве памятника использован белый камень, поливные изразцы и живописная имитация белокаменной резьбы. В подклетном этаже помещалась теплая Благовещенская церковь, в верхнем - летняя Троицкая. У северо-западного угла собора находится шатровая колокольня, перестроенная в 1870 г. в псевдорусском стиле.

Подклетный этаж архитектор А. С. Фуфаев датировал 1660 - 1670-ми гг., верхнюю церковь - 1690-ми гг. Исследования знаменитого архитектора-реставратора Сергея Васильевича Демидова, автора проекта реставрации храмов в Фаустово в 1976-77 годах, позволили установить, что подклет на протяжении XVII в. подвергался переделкам. В частности, изменена форма оконных наличников, усилены столбы и арки подклета, возведены галереи. По-видимому, строительство соборного храма, начатое в 1670-е гг., затянулось на два десятилетия, что обусловило сочетание в облике памятника композиционных и декоративных приемов московского узорочья и нарышкинского стиля. Подклетный этаж представляет собой кубический объем с помещенными в центре двумя мощными столбами. Трехчастный алтарь нижнего храма вынесен к востоку, что придает зданию пирамидальную композицию с восточной стороны. Нижняя Благовещенская церковь, по-видимому, была освящена в конце 1670-х гг. Косвенными свидетельствами этому служат царские вклады ценной утвари.

Об архитектуре 60-70-х гг. XVII в. говорят сохранившиеся порталы подклетного яруса. Южный перспективный портал выполнен из наборного кирпича и завершен архивольтом. Особый интерес представляет западный портал. Он обрамлен сдвоенными рядами из кирпичного жгута и был, очеввдно, фланкирован полуколонками, от которых сохранились лишь филенчатые постаменты с базами и капители. В верхней части портал завершается крупным кокошником, выполненным из кирпича и белого камня. Окна подклетного яруса завершались про-стыми треугольными фронтонами. В ходе исследований, проводимых С. В. Демидовым, в своде нижнего храма обнаружены керамические сосуды светло-коричневого цвета, располагающиеся вверх донцами. Размещение сосудов объясняется автором исследований как попытка облегчить нагрузку на свод подклетного этажа.

Возведение верхнего Троицкого храма было закончено к 1698 г. В Книге Антиминсов имеется запись за 7207 г. (1698 г.) о выдаче антиминса на освящение храма: "Сентября в 2 день по благословенной грамоте дан антиминс к освящению новопостроеныя церкви Живоначальные Троицы Московского уезда в Соловецкую Пустынь что в Марчугах на Красном Холме а взял антиминс Козлова Города Троицкого монастыря черный поп Никита и расписался". Верхний Троицкий храм представляет собой вытянутый с запада на восток двусветный четверик, увенчанный пятиглавием, в котором лишь центральная глава - световая. Каждый фасад завершается тремя крупными кокошниками, имитирующими закомары. Трехчастное членение фасадов продолжено тремя окнами верхнего света. Внешний облик храма не связан с его внутренней конструкцией и напоминает четырехстолпные соборы этого времени. Ближе всего по образу к исследуемому памятнику Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря (1688-1692 гг.) и Успенский собор в Астрахани (1698-1710 гг.). В интерьере Троицкого собора в Фаустово расположены лишь два квадратных в плане столба. Только смешение порталов к востоку на боковых фасадах выдает двустолпную конструкцию храма. От столбов на стены перекинуты арки. Граненый барабан световой главы расположен строго между столбами. Переход к нему осуществляется через плоские паруса без дополнительных арок. Центральный неф и угловые компартименты перекрыты полулотковыми сводами, с расположением лотков при переходе восточной и западной стен в своды. В верхней части стен и столбов в 3-4 ряда расположены голосники. Трехчастный алтарь перекрыт коробовыми сводами, в основании конх помещен фриз из кирпичных ширинок. В этих ширинках ранее располагались иконки. На восточной стене первоначально имелся резной пятиярусный иконостас с иконами конца XVII в., в том числе письма Симона Ушакова.

Двухстолпная конструкция верхнего Троицкого храма заслуживает особого внимания. Исследованию двустолпия в русской архитектуре посвящен ряд научных трудов. Ценитель и изнаток архитектуры В. П. Выголов разделил двустолпные храмы на два основных варианта: памятники, у которых центральный барабан сдвинут к востоку (т. н. "ложное" двухстолпие), и памятники с центральным барабаном, расположенным по оси столбов (т. н. "истинное" двухстолпие). Второй вариант двухстолпия, к которому принадлежит исследуемый памятник, впервые появляется в Благовещенском соборе Сольвычегодска, возведенном в 1560-1574 гг. известнейшей купеческой фамилией Строгановых в своей вотчине. Собор увенчан световым пятиглавием. "Истинный", или "развитый", двустолпный тип получает широкое распространение в XVII в., особенно в костромских, вологодских землях и центральной России. Причем, наряду с храмами, имеющими пять световых глав (церковь Лазаря в Суздале 1667 г., храм Николы во Владычной слободе в Вологде 1669 г., церковь Макария Макариево-Унженского Троицкого монастыря 1677 г., Воскресенский собор Деревяницкого монастыря в Новгороде 1698-1700 гг. и т. д.), появляются двустолпные пятиглавые (реже одноглавые) храмы, имеющие лишь центральную световую главу. Наиболее ранний пример - не дошедшая до наших дней церковь Троицы в Костроме 1645-1650 гг.

Большинство этих храмов были возведены как монастырские соборы. География памятников показывает, что к последней четверти XVII в. развитое двустолпие распространилось уже по всей стране. Система лотковых (или полулотковых) сводов и пятиглавие с одной световой главой, имеющиеся в Троицком соборе села Фаустово, встречаются лишь в соборе Сретенского монастыря, храме Рождества Богородицы в Устюжне-Железнопольской и Успенской церкви в Воронеже.

На сам выбор двустолпной конструкции для монастырского собора Соловецкой пустыни могла отчасти повлиять архитектура Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря (1556-1566 гг.). На первый взгляд монументальность памятника, смещение центральной главы к востоку, лаконичность и скупость форм его убранства имеют мало общего с архитектурой исследуемого храма. В то же время мы можем наблюдать сходство отдельных деталей архитектурной композиции. Так в Соловецком соборе центральный барабан имел граненую форму, а боковые барабаны глав, помещенные над палатками второго этажа, имели круглые барабаны. О том, что эта особенность была замечена зодчими конца XVII в., говорят нам и другие примеры. По мнению всё того же В. П. Выголова, подобное решение пятиглавия послужило образцом при возведении бесстолпного Спасо-Преображенского собора одноименного женского монастыря в Великом Устюге 1689-1696 гг..

Барабаны боковых глав Троицкого собора в Фаустово имеют круглую форму и украшены характерной для "узорочья" аркатурой, в то время как барабан центральной световой главы имеет граненую форму и декорирован филенками и полуколонками на углах. Это крайне редкое сочетание для памятников нарышкинского стиля связано, на наш взгляд, с влиянием соловецкого собора, столбы которого, как и столбы храма в Фаустово, имеют квадратную форму. Таким образом, в интерьере наблюдается сочетание двух квадратных столбов и одного светового граненого барабана. Важно также обратить внимание на тот факт, что в Соловецком монастыре существовала еще одна двустолпная церковь. В 1577-1584 гг. центральный комплекс сооружений был дополнен Никольским храмом, разобранным по указу монастырских властей в 1830 г.

Наличие в одном монастыре двух двустолпных храмов могло восприниматься выходцами с Соловков в конце XVII в. как отличительная архитектурная особенность этого монастыря. В этой связи интересна информация, имеющаяся в Жалованной грамоте 1700 г., о том, что уже 3 июля 7204 г. (1696 г.) Петром I был издан Именной Указ о приписке пустыни к Соловецкому монастырю и об управлении обителью строителями Соловецкого монастыря: "...и в прошлом 7204 году июля в 3 день, по Нашему Именному указу велено тое Соловецкую пустынь, что в Марчугах, приписать к Большому Соловецкому монастырю, а надзирать Московские их службы строителю, и чтоб в той пустыне инокам пред прежним прибывало, а не малилось..."

Не случайно В. В. Зверинский указывал 1695 год как дату приписки пустыни к Соловецкому монастырю. Приписка Марчуговской пустыни к Соловецкому монастырю произошла после посещения Петром I Соловецкой обители в 1694 г. В это же время к Соловкам отошла и Чухломская Авраамиева пустынь с землею и крестьянами. Таким образом, соловецкие строители появились в Марчугах, по-видимому, уже в середине 90-х гг. XVII в. Приводя список настоятелей Марчуговской пустыни, архимандрит Досифей указывает, что до приписки Соловецкому монастырю настоятелями были строители, подчиненные ведению Строителей большого Московского Соловецкого подворья. После же этой приписки Марчуговской пустынью управляли Соловецкие строители, зависимые от архимандритов Соловецких и избираемые из соловецкого братства. Вероятно, в этот период возобновляется прерванное строительство собора, завершенное к 1698 г. При этом вариант двухстолпия собора в Фаустово характерен для памятников второй половины XVII в.

Редкой особенностью архитектуры Троицкого собора является сочетание двухстолпия и нарышкинского декора. Специалистами по нарышкинскому стилю уже не раз отмечался тот факт, что декоративное убранство памятников в конце XVII в. выполнялось отдельной артелью, подчас не связанной с артелью зодчих. Причем нарышкинский декор использовался на фасадах разных по типологии храмов, стилистически их уравнивая. В то же время над украшением одного памятника могли работать разные артели резчиков. В архитектуре 1690-х гг. - периода расцвета нарышкинского стиля - есть примеры украшения храмов крестово-купольной системы новым декором, самый яркий из которых - шестистолпный Успенский собор в Рязани (1693-1699 гг.).

Кроме исследуемого фаустовского памятника, в зодчестве конца XVII в. встречаются примеры сочетания развитого или симметричного двустолпия с использованием отдельных нарышкинских деталей (Воскресенский собор Деревяницкого монастыря в Новгороде 1698-1700 гг., увенчанный световым пятиглавием, или Архангельский собор в Чебоксарах 1702 г.). Белокаменное убранство Троицкого собора в Фаустово выполнено наиболее последовательно. Мы имеем дело с уникальным сочетанием развитого двустолпия в интерьере и развитого нарышкинского декора. Фасады памятника завершены ярусом декоративных закомар, отрезанных от поля стены трехчастным карнизом. Зрительно закомары опираются на консоли из обрывающихся парных полуколонок. Углы четверика в уровне верхнего света фланкированы встроенными трехчетвертными колоннами с белокаменными капителями, причем основаниями для угловых колонн, чуть больших в диаметре, служат белокаменные постаменты - "дыньки" (редкая декоративная деталь). Окна и порталы верхней Троицкой церкви имели развитые бело-каменные наличники с приставными колонками на кронштейнах и характерными разорванньши фронтонами. В нижнем ярусе света их каменные формы были дополнены с боков нарисованными фигурными картушами. Обрамления порталов, кроме западного, утрачены. В их верхней части помещены резные белокаменные кресты. Перекрытия галерей гульбища первоначально были деревянными, а его парапет украшали полихромные раппорты из четырех изразцов с изображением птицы, сидящей на букете из цветов и фруктов. Такие же раппорты использованы в декоре галереи собора Иосифо-Волоколамского монастыря (1688-1692 гг.). Таким образом, собор в Фаустово представляет собой двухстолпную конструкцию, выбор которой может быть связан с архитектурными памятниками Соловецкого монастыря. В то же время храм возведен в формах, характерных для своего времени и представляет собой интересный пример сочетания развитого двухстолпия и декоративного белокаменного убранства нарышкинского стиля.

Церковь Зосимы и Савватия, расположенная над Святыми во-ротами монастыря, возведена в конце 90-х гг. XVII в. Датировка памятника уточняется находившейся в иконостасе храмовой иконой, написанной в 1699 г.. Посвящение храма соловецким чудотворцам подчеркивает связь обители с Соловецким монастырем. Здание сооружено из кирпича с использованием в декоративном убранстве белого камня и изразцов. Памятник представляет собой вытянутый по оси запад-восток двухэтажный объем. Нижний ярус, больший по площади, прорезан проездом Святых ворот и восточной калиткой, по сторонам которой расположены кладовые палаты. Во втором ярусе располагается одноглавый храм с примыкающими к нему с востока и запада равновеликими объемами трехчастной абсиды и притвора. Храм окружен открытой галереей-гульбищем, огражденной кирпичным парапетом. На галерею можно подняться по кирпичной лестнице у северо-западного угла здания. Двусветный бесстолпный четверик храма перекрыт глухим сомкнутым сводом, а остальные помещения - полулотковыми пологими сводами. Притвор сообщается с основным пространством храма центральным проходом и двумя окнами.

В архитектурной композиции памятника подчеркнута симметрия. Двухпролетные ворота в нижнем ярусе здания образуют на фасаде трехчастную композицию благодаря введению арочной ниши, имитирующей западную калитку, аналогичную восточной. Объем ворот расчленен пилястрами большого ордера на постаментах. Парапет гульбища украшен муравлеными изразца-ми. Общая пирамидальность композиции подчеркнута размещением порталов и окон на боковых фасадах. В уровне первого света помещено по два окна, расположенных по сторонам от портала, которым соответствуют лишь два окна второго света. В верхней части четверика, имеющего четырехскатное покрытие, вдет пояс декоративных кокошников, расположенных по три на фасадах. Окна декорированы в нарышкинском стиле. Они фланкированы полуколонками и увенчаны разорванными наличниками. Углы четверика закреплены полуколоннами, расположенными по одной на плоскости фасада.

Церковь Зосимы и Савватия относится к типу традиционных бесстолпных храмов нарышкинского стиля, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных одной главой. Первым примером подобных памятников является трапезная церковь Симонова монастыря (1683-1685 гг). Композиция Святых ворот, служащих постаментом для меньшего по объему и окруженного открытой галереей храма, также находит аналогии среди лучших памятников этого жанра: храмов над Святыми воротами Новодевичьего монастыря (1688 г.) и Троице-Сергиевой Лавры (1693-1699 гг.).

Как в отдельных архитектурных деталях композиции, так и в декоративном убранстве надвратного комплекса наблюдается сочетание новых и традиционных приемов. Нарышкинские детали, выполненные из лекального кирпича и белого камня, соседствуют с муравлеными изразцами, характерными для древнерусской архитектуры более раннего периода. Глухой барабан храма имеет круглую форму, характерную для памятников "узорочья". При этом он декорирован на нарышкинский манер (не аркатурой, а отдельными полуколонками, что создает ощущение характерной для стиля конца XVII в. граненой формы).

Святые ворота с церковью Зосимы и Савватия воспринимаются в основном с севера и с юга, откуда общая пирамидальность композиции читается наиболее четко. Это сближает образ надвратного комплекса с храмами типа "восьмерик на четверике", широко распространенными в конце XVII в., в том числе и среди надвратных церквей. Примером может служить надвратная церковь Зачатьевского монастыря в Москве 1696 г. и храм Рождества Иоанна Предтечи Солотчинского монастыря под Рязанью (1695-1698 гг.), в декоративном убранстве которого наряду с белым камнем также использованы и-разцы. В ширинках гульбища надвратной церкви Зосимы и Савватия помещены муравленые изразцы с изображением птиц и орнамента. Из описи 1741 г. мы узнаем, что глава надвратного храма была декорирована зеленой черепицей. В то же время, исследуя церковь над Святыми воротами Марчуговской Соловецкой пустыни, следует вновь обратиться к памятникам Соловецкого монастыря, где в 1596-1601 гг. над Святыми воротами была возведена Благовещенская церковь, представляющая собой бесстолпный четверик, увенчанный одной глухой главой. Позволим себе предположить, что при строительстве церкви Зосимы и Савватия Соловецкий монастырь также не был забыт.

Сохранившийся до наших дней монастырский комплекс с. Фаустово представляет собой замечательный образец архитектуры конца XVII в. Архитектурные особенности храмов и посвящение надвратной церкви говорят о том, что заказчик монастырского комплекса ориентировался на Соловецкий монастырь. Трудно ответить на вопрос, кто был автором идейного замысла соборного храма и надвратной церкви. Архитектурная программа могла быть разработана строителем Соловецкого монастыря, проживавшим на московском подворье. И Троицкий собор, и надвратная церковь Соловецкой пустыни принадлежат к традиционным типам русской архитектуры, при этом их декоративное убранство выполнено в новом нарышкинском стиле, расцвет которого выпадает на 1690-е гг. и для которого характерно сочетание нового и традиционного.

http://www.solovki-science.ru/mer1.htm/Н. А. Мерзлютина Архитектурные памятники села Фаустово/"Христианское зодчество. Новые материалы и исследования", - Москва, 2004 г./



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.