«…Место для возведения Вознесенского храма было предуготовано Богом по крайней мере за 150 лет до начала строительства. В 1696 году 12 марта высокопреосвященный Игнатий I, митрополит Тобольский и всея Сибири бил челом Архимандриту Фирсу с братией: «Молю ваше Преподобие о прежде бывшем моем прошении во еже на горе святого Савватия, еже просторечием на Секирной вараке, построити церковь святого Вознесения Господня, а вверху в подглавии, сиречь в шее церковной, церковь святых апостолов Петра и Павла, по образу церкви творения Святейшего Никона Патриарха, что на Истре на лугу у Воскресенского монастыря, егоже нарицают царие Новый Иерусалим, в ней же пустыньке и Святейший Никон живяше, а тот образец ведает каменщик наш Трофим; прошу любовь вашу, постройте, а во что станет, мы со многою любовию по письму вашему к вам деньги пришлем».
Через год митрополит Игнатий написал еще одну грамоту, упоминая, что послал уже 100 рублей и посылает еще 50 рублей своих келейных денег. Он просил, чтобы начинали сооружение храма, который он дал обет построить, когда возглавлял Московское подворье Соловецкого монастыря. Однако строительство храма было начато только спустя 150 лет при архимандрите Александре и завершено в 1862 году при архимандрите Порфирии.
Столпообразный храм возведен по проекту архитектора А. П. Шахларева по типу «иже под колоколы», то есть, над церковным объемом расположена колокольня, которая первоначально имела четыре открытых проема, впоследствии застекленных. Купол над колокольней покрыт сохранившимся с монастырских времен деревянным лемехом, окрашенным красной краской. Внутри купола - деревянная лестница, ведущая к маячному фонарю, для ее освещения в куполе с северной стороны сделаны маленькие окошки.
Храм двухпрестольный. Нижний (теплый) храм освящен 30 июня 1863 года в память чуда архистратига Михаила в Хонех, верхний (холодный) освящен 30 июля 1863 года в честь Вознесения Господня.
В оформлении фасадов сочетаются черты древнерусского и классического зодчества. Для традиционной древнерусской архитектуры характерны: основной объем в форме восьмерика, наличники окон с килевидным завершением, карнизы с рядами сухариков, горизонтальные тяги. К элементам классического стиля можно отнести высокие полуциркульные окна и угловые пилястры, которыми оформлены грани восьмерика. Сочетание мощного валунного цоколя и беленых кирпичных стен характерно для средневековой соловецкой архитектуры.
Алтарь храма ориентирован на север, что, по-видимому, связано с рельефом горы и требованиями симметрии. С южной стороны церковь связана галереей с деревянным келейным корпусом, в котором проживают иеромонах-скитоначальник и несколько человек братии. Корпус, построенный в 1862 году, практически сохранил внутреннюю планировку и печи. С балкончика на западном фасаде открывается хороший обзор, видны острова Кузова.
Свято-Вознесенский храм поставлен на вершине одной из самых высоких гор на Большом Соловецком острове, высота Секирной горы - 74 м. Когда храм был уже почти завершен, помощник начальника Гидрографической части в Архангельске штабс-капитан Зарубин обратился к настоятелю Соловецкого монастыря архимандриту Порфирию с предложением устроить маяк на куполе строящегося храма. В это время архимандрит Порфирий изыскивал возможности для монастыря обзавестись собственными пароходами для перевозки богомольцев, поэтому вполне оценил пользу от наличия маяка на Соловецком острове для безопасности мореплавания.
Несмотря на то, что нужно было перестраивать уже законченное завершение храма, архимандрит Порфирий не только дал согласие на устройство маяка, но и предложил обслуживать его за счет монастыря. В 1861 году он писал: «Монастырь готов дать у купола колокольни приделать фонарь и прочее, что следует для освещения, и таким образом казна будет иметь весьма полезный мореплаванию маяк без расходов постройки кроме одного фонаря; за тем монастырь может принять на себя самое освещение присылаемыми от казны материалами, но чтоб один знающий для освещения маячный служитель был прислан от казны».
Первоначально фонарь Маяка представлял собой деревянную будку с тремя застекленными окнами и освещался тремя масляными лампами. В 1904 году деревянный фонарь был заменен железным, каркас для него, линза Френеля, выполненная из горного хрусталя, и керосиновые лампы были изготовлены в Париже и установлены специалистами. В таком виде маяк и существует до сих пор, только керосиновые лампы заменены электрическими. Маяк находится на стопятиметровой высоте и свет его виден на расстоянии до 23 морских миль (43 км). Работал маяк с 1 августа по 16 ноября (ст. стиль).
В настоящее время маяк находится в ведении Гидрографической службы Северного Флота, его ежедневное обслуживание осуществляет братия скита. Он работает с 28 июля по 16 декабря. Мощность лампы маяка - 6 Вт, она работает от аккумуляторов, которые подзаряжаются от солнечных батарей, дизель-генератора или ветряка
Это единственная на Русской земле церковь-маяк. Свет маяка, увенчанного крестом, указывает путь плавающим, путешествующим, терпящим бедствие на море так же, как Крест Христов указывает путь спасения людям, утопающим в волнах моря житейского.
Посвящение нижнего храма ангельским силам - Чуду архистратига Михаила в Хонех (6/19 сентября) - связано со следующей историей. В IV веке у одного из жителей города Лаодикии, находящегося во Фригии в юго-западной части Малой Азии, была немая дочь. В сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым крещением, явился архистратиг Михаил и открыл, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника, расположенного неподалеку близ го рода Колоссы. Девица действительно получила исцеление при источнике и начала говорить. После этого чуда отец и все семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого архистратига Михаила.
К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники. В храме святого архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Архистратиги Божии Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
Этот сюжет изображен в росписи алтарной стены над правым клиросом в нижнем храме. Росписи выполнены в конце XIX - начале XX века масляной краской по сухой штукатурке. В алтаре изображены Пресвятая Троица, слева и справа от нее - святители Феодосий Черниговский и Григорий Двоеслов.
На своде храма - собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Изображены семь предводителей небесного воинства - Архангелы, имена которых известны из Священного Писания и апокрифов: Михаил («Кто яко Бог»), Салафиил («Молитва к Богу»), Варахиил («Благословение Божие»), Гавриил («Сила Божия»), Рафаил («Исцеление Божие»), Иегудиил («Хвала Божия») и Уриил («Огонь и свет Божий»). В арках изображены ангелы хранители, а в нефах - апокалиптические ангелы с трубами, возвещающие второе Христово пришествие.
На алтарной стене с западной стороны представлено явление архангела Михаила Иисусу Навину перед вторжением иудейского войска в Землю Обетованную близ Иерихона. На столпах изображены святители Николай Мирликийский (справа) и Порфирий Газский (слева).
Святитель Порфирий был небесным покровителем настоятеля монастыря, архимандрита Порфирия, при котором был построен и освящен храм. В сохранившихся росписях присутствуют также изображения святых покровителей архимандрита Александра, который был инициатором строительства храма (с восточной стороны на стене изображен благоверный князь Александр Невский) и архимандрита Иоанникия, во время управления которого были выполнены росписи (изображение Иоанники Великого встречает нас при входе справа).
Скитоначальником в 1911-1914 годах был иеромонах Владимир (Котов возможно, поэтому с западной стороны на стене изображен равноапостольный князь Владимир. Изображения святых благоверных князей Михаила Тверского Михаила Черниговского, по-видимому, указывают на то, что их святым покрователем был архистратиг Михаил.
На западной стене над входом в храм изображена икона Пресвято Богородицы «Знамение» с предстоящими преподобными Савватием и Германом. Во время нападения англичан в 1854 году икона «Знамение», находящаяся над папертью Спасо-Преображенского Собора, приняла на себя удар пушечного ядра противника, после чего она считалась особой покровительницей монастыря. Слева и справа от входа изображены великомученик Феодор Тирон, святой Алексий, человек Божий и святой благоверный царевич Димитрий Угличский.
Предполагается, что храм расписывал иеромонах Флавиан, который 1911-1912 годах исполнял череду богослужений в Спасо-Вознесенском скиту был по отзыву настоятеля: «очень хороших качеств и способностей». До этого он в 1902-1905 годах состоял строителем Голгофо-Распятского скита. В 1907-1910 годах исполнял череду богослужений в Троицком Анзерском ските. Возможно, эти перемещения были связаны с участием иеромонаха Флавиана в росписи скитских храмов. По крайней мере, практически одинаковые по композиции и письму росписи на западной стене Распятского и Вознесенского храмов вполне могли быть написаны одним художником. Сведений о других иконописцах, длительное время проживавших в скитах, в послужных списках не встречается.
В 1913 году отец Флавиан потерял слух настолько, что не мог совершать богослужения, и с этого времени он исполнял синодичное послушание и заведовал маяком в качестве смотрителя. Он оставался на своем посту и при советской власти. 27 февраля 1921 года отец Флавиан поставил свою подпись под договором о передаче Управлением Соловецкими островами монашеской общине церквей и часовен в бессрочное бесплатное пользование. Он подписался «Смотритель маяка Иеромонах Флавиан - Иван Абросимов». Он скончался 26 марта (ст. стиль), по крайней мере, до 1927 года и был похорон с левой стороны на монастырском кладбище.
В руках митрополита Мануила (Лемешевского), находившегося в Соловецком лагере особого назначения в 1924-1928 годах, оказалась принадлежавшая иеромонаху Флавиану книга «Правило молитвенное готовящимся ко Св. Причащению» (М., 1893), которая по его кончине поступила на братское пользование в Онуфриевскую церковь. На заглавном листе книги рукой отца Флавиана была записана молитва: «Господи Иисусе Христе, Боже мой, посещаяй тварь Свою, Емуже явленны страсти моя, и немощь естества нашего человеческаго, и крепость супостата нашего. Ты Сам покрый мя от злобы его, зане сила его крепка, естество же наше страстно, и сила наша немощна. Ты убо, о Благий! Ведый немощь нашу и носяй неудобство бессилия нашего, сохрани мя от смущения помыслов и потопа страстей: и достойна сотвори мя сея службы Твоея святыя, да не како в страстех Моих растлю сладость ее, и обрящуся безстуден пред Тобою и дерзостив: Господи, Пресладкий мой Иисусе, помилуй и спаси мя».
В лагерное время росписи забелили известкой, поверх побелки написали советские лозунги, вколотили гвозди, на которые повесили плакаты. Долгие годы храм практически не отапливался, зимой смотрители маяка даже убирали снег из помещения. Все это нанесло невосполнимый ущерб живописи, многие сюжеты почти не читались. В августе 2005 года на средства благотворителей скита началась реставрация живописи. Исполнителем работ стал художник-реставратор Евгений Николаевич Чебак. В 2005 году живопись была раскрыта из-под нескольких слоев побелки, укреплен красочный слой, выполнено тонирование и реконструкция живописи в местах утрат масляными художественными красками. Чтобы соблюсти температурный режим, необходимый для сохранения росписей, в 2004 году в церкви Чуда Архистратига были восстановлены две цилиндрические кирпичные печи с металлическими кожухами.
Верхний храм посвящен Вознесению Господню, он летний (толщина стен заметно меньше, стены не расписаны), поэтому богослужения в нем совершаются от Вознесения до Покрова. Расположение этого храма между небом и землей особенно способствует отрешению от всякого житейского попечения и сосредоточению на молитве…»
Из книги: Никона (Осипенко), монахиня. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника / [Никона (Осипенко), монахиня]; Спасо-Преображен. Соловец. ставропиг. муж. монастырь. - Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2017, стр. 564-569.