«…На берегах Троицкой губы, на 4 километра врезающейся с северной стороны в Анзерский остров, в XVI веке были устроены монастырские солеварни с двумя цренами - огромными сковородами для выпаривания соли. Летом здесь трудились около семидесяти человек иноков и мирских людей. Чтобы они не оставались долгое время без церковной службы, в 1583 году на Анзер была перенесена из монастыря деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, и на летнее время присылался из монастыря иеромонах.
Игумен Иаков надеялся, что со временем вокруг этого храма устроится скит или монастырь, и обращался к царю за поддержкой с прошением. Однако получил в 1596 году от царя Феодора Иоанновича грамоту с отказом, а в 1597 году был переведен в Костромской Ипатьевский монастырь. В конце XVI века из-за нехватки дров солеварни на Анзере были закрыты, и посещали его только рыболовы и звероловы во время промысла. По преданию там селились отшельники, имена которых известны только Богу.
Первым пустынножителем, который поселился на Анзерском острове по благословению игумена, стал преподобный Елеазар.
По желанию родителей царя Михаила Федоровича, патриарха Филарета и инокини Марфы, в 1620 году община пустынников, подвизавшихся под руководством преподобного Елеазара, приобрела статус скита. Согласно царской грамоте в скиту полагалось жить 12 инокам, которым отпускалось государственное жалованье, чтобы они в хозяйственные дела Соловецкого монастыря «не вступались», а молились, сколько хватит сил, о душевном спасении и телесном здравии государя и его родителей, а также о благоустроении всего мира. Грамотой Патриарха Филарета от 18 марта 1620 года Соловецкому игумену Иринарху было предписано послать в скит плотников и срубить для пустынников клетской храм в честь Святой Троицы с приделом преподобного Михаила Малеина.
Деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы была построена и освящена в 1621 году. От Соловецкого игумена был определен в Анзерский скит строителем (скитоначальником) иеромонах Варлаам, а в 1624 году строителем был назначен преподобный Елеазар.
31 июля 1633 года царской грамотой Анзерский скит был отписан от монастыря: пустынникам разрешалось избирать строителей из своей среды, иметь братии 12 человек и 2 мирян для рубки дров.
В «Своеручной хартии преподобного отца нашего Елеазара Анзерского бывших ему видениях и откровениях» упоминается о явлении ему Пресвятой Богородицы, держащей Предвечного Младенца на левой руке, которая повелела: «Елеазар, имейте смирение и любовь между собой по заповеди Христовой и во имя Мое поставьте святую церковь». Ссылаясь на это видение, преподобный Елеазар в 1636 году обратился к царю с просьбой поспособствовать в строительстве каменного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».
Учитывая, что прежняя церковь стала тесной для умножающейся братии, царь 1638 году повелел «вместо малой трехсаженной деревянной церкви, выстроить каменную, поземную, внутри пяти саженей, с трапезою, во имя Знамения Пресвятыя Богородицы».
Царь велел Двинскому воеводе князю Львову послать мастеров для строительства на Анзере каменной церкви. Соловецкому же игумену Варфоломею в грамоте 12 января 1638 года было приказано дать с монастырского завода для предполагаемого строения кирпич и известь, с платою из сумм, принадлежащих Анзерскому скиту, т. е. пожалованных царем и имеющихся в соборе. Государь Михаил Федорович дал на строение 200 рублей с тем, чтобы Анзерские пустынники молились Богу за упокой души его родителя патриарха Филарета, и послал В Москвы своего придворного зодчего Трефила Шарутина. Соловецкому игумену Варфоломею не нравилось дело, задуманное Елеазаром, а потому он донес в Москву, что Анзерский строитель начинает церковное строение не по средствам и что в монастыре нет готовых материалов. Хотя Варфоломей в следующем году оставил настоятельство, но строение каменной церкви замедлилось на неопределенное время. В конце 40-х годов недостроенный храм разобрали и впоследствии из этих кирпичей поставили церковь Святой Троицы.
Только через восемь лет преподобный Елеазар нашел возможность возобновить строительство. Алексей Михайлович, вступив на престол после кончины своего родителя, вспомнил об Анзерском пустыннике, предсказавшем его рождение, и пожелал видеть его. Преподобный, несмотря на старческую дряхлость, отправился столицу и был милостиво принят государем. 11 февраля 1646 года царь вручил ему подтвердительную грамоту (т.к. первая в монастыре исчезла) о правах и независимости Анзерского скита и о строительстве каменной церкви. Соловецкому игумену Илии государь повелел по предложенной мере выстроить в скиту каменную церковь и донести в приказ большого дворца боярину князю Львову, во что обойдется строение. Теперь, казалось, все препятствия были устранены; тем не менее игумен Илия не приступал к постройке, пока не получил подтверждения о царской воле от двинского воеводы, князя Ромодановского. Между тем, негодуя на Елеазара. он успел подержать его некоторое время в Соловецком монастыре в заключении.
В 1650 году состоялось освящение трехглавой каменной Троицкой церкви на Анзерском острове, но постройка была завершена лишь к 1654 году, а полностью освящена уже после кончины преподобного Елеазара (†13 января 1656 г.). В церкви было освящено три престола: во имя Святой Троицы, преподобного Михаила Малеина и иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». При постройке церкви было соблюдено традиционное расположение келий, характерное для монастырской застройки - вокруг храма. Ранее «келии <...> расположены были одна от другой расстоянием на одну версту». Таким образом, вокруг церкви возник маленький монастырь, или скит для пустынников. Из бревен старой церкви рядом была построена колокольня.
В житии преподобного Елеазара упоминается, что хотя в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» был устроен небольшой придел, а не храм, но в нем непременно совершалась Божественная литургия в богородичные праздники «И было некое преславное знамение. Ибо внутри святого алтаря пол был плинфеный (вымощенный кирпичем), и за самым престолом божественным пред образов Знамения же, также как показан был Моисею на Синайской горе в купине образ боговоплощения, и здесь показано было подобное знамение: из помоста твердого сухого и безводного выросли купины (кусты) три леторасли (годовые побеги). А над ними образ Пресвятой Богородицы Знамение утверждается на месте своем. И многие считают, что через сие удивительное дело показуется благодать и милость Пресвятой Богородицы, привлекаемая к месту святому сему».
После кончины преподобного Елеазара скитом в течение 21 года управлял иеромонах Никодим в духе своего учителя. Денежное и ружное жалованье, о котором извещал скитян патриарх Никон в 1655 году, было подтверждено царской грамотой 1662 года. Однако в результате смуты, возникшей в Соловецком монастыре по поводу исправления богослужебных книг, Анзерский скит был разоре «от начальствующих» за поддержку мятежной Соловецкой обители. В 1677 год по указу Патриарха Иоасафа в Анзерском скиту были отобраны иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованные грамоты и денег 494 рубля. В этом же году скончался строитель Никодим.
Однако отшельники Анзер не покинули, и в 1680 году царь Феодор Алексеевич именным указом назначил строителем скита отшельника Романа (1680-1685 гг.), велел все отобранное возвратить и продолжать выдачу ружного и денежного жалования на скит. Была подтверждена и самостоятельность Анзерского скита.
В 1681 году «Святейший Патриарх Никон прислал святых книг: Псалтирь толковую на виршах, книгу Триодь Святаго Великаго поста, книгу Житие Иоасафа царевича великия Индии - все новоисправленные». Будучи тяжелобольным в заточении и предчувствуя скорую встречу с вечностью, Святейший Никон пожелал хотя бы через книги еще раз поклониться месту своего обещания, Анзерскому скиту, прося молитв о водворении души своей в небесные кровы со всеми угодившими Богу. В 1682 году указом архиепископа холмогорскаго Афанасия скит был отдан в ведение Соловецкого архимандрита, которому повелевалось иметь строжайшее наблюдение за пустынниками и распоряжаться всем по усмотрению.
Составитель жития преподобного Елеазара летописец Макарий пишет, что к началу ХVІІІ века скит уже «не был в цветущем положении... память об основателе скита почти изгладилась, и гробница его мало посещается». По словам того же летописца, «неизвестно, чем бы кончилось такое положение скита, если бы не явился муж, который восстановил пустынную жизнь в Анзерском ските, оживил память об основателе его и положил начало новому приюту пустынников на горе Голгофе».
Таковым замечательным мужем был иеромонах Иов, пожелавший перейти из Соловецкого монастыря в Анзерский скит в 1702 году. Через два года по благословению Соловецкого архимандрита Фирса он стал строителем Свято-Троицкого скита. Скитоначальник возобновил строгий скитский устав, пополнил хозяйственные припасы, начал ремонт ветхих строений, восстановление библиотеки. Когда в 1714 году преподобный Иов перешел на жительство в новоустроенный им на Анзере Голгофо-Распятский скит, строителем Свято-Троицкого скита стал иеромонах Паисий.
Перестройка скитской церкви в 1740 году зафиксирована в «Переписных книгах»:
1676 г. - «Церковь каменная с трапезою и с папертью. Церковь и трапеза крыта в два теса, три главы, а на главах кресты древяные главы же обиты чешуею. В церкве Живоначальныя Троицы Царьские двери, сени и столбцы писаны на золоте.... Да в той же церкви с южную сторону под однем тяблом в ряд придел Знамения пречистыя Богородицы, Царьские двери, сени и столбцы писаны краски... Да в той же церкви с северной страны в ряду под однем тяблом придел Михаила Малеина, Царьские двери, сени и столбцы писаны краски...
1735 г. - Соборная церковь Живоначальныя Троицы с трапезою и притвором каменные о трех главах с кресты и бочки и в ней три престола с южную страну Знамение Пресвятыя Богородицы а с северную преподобного Михаила Малеина все три престола без перегороды. В трапезном притворе к северной стране построена книгохранительница. Над притвором церковным ризница, и казенной чулан...
1741 г. - Церковь соборная Живоначальныя Троицы с трапезою и притвором каменная, в ней по странам два престола, первой с южной страны Знамение Пресвятыя Богородицы, второй с северную страну преподобного отца Михаила Малеина все три престола в церкви о одной стране без перегороду; токмо оная каменная церковь и олтари в прошлом 1740 году зачата перестраивати и сломана. Всего в 1741 году над всеми трем олтари своды сведены, а церковь еще строитца, а до сводов церковных строения будет немалое время; из оной церкви и престолов церковная утварь книги и ризы и образы святые все вынесено вон, а трапеза с притвором стоит вся в целости...
1764 г. - Церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы с трапезою каменная из прежней переделанная со главою осмеричною и к ней пристроена палатка с папертью каменная осмигранная над трапезою церковною сделана ризница под стропило и оная церковь и колокольня и главы крыты на стропила тесовою кровлею на них кресты железныя».
Еще в 1729 году архиепископ Холмогорский Варнава дал соловецкому архимандриту Варсонофию грамоту с разрешением на перестройку в Анзерском скиту каменной Троицкой церкви и переносе из нее престолов Знамения Богоматери и Михаила Малеина в новую деревянную.
В 1735 году приделы оставались на месте. А к 1740 году в Троицком скиту была выстроена деревянная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия, в которую «за теснотою» были перенесены приделы Михаила Малеина и Знамения Богородицы. В 1740-1743 годах приезжие каменщики Федосей Иванов и Яков Прокофьев с товарищами разобрали обветшавший храм Святой Троицы и на его месте возвели новый с восьмигранным барабаном. Восьмигранную форму получила и каменная колокольня поставленная над папертью перед старой трапезной. Над местом погребения преподобного Елеазара была построена новая деревянная часовня, которая впоследстви была заменена каменной. Позднее в трапезной был устроен придел Михаила Малеина тщанием Архангелогородского епископа Варсонофия. Придел Знамения не возобновлялся, оставалась только чудотворная икона, писанная преподобным Елеазаром
В 1762 году Архангелогородский епископ Иоасаф побывал в Анзерском скиту, произвел строителя Мельхиседека в игумена и установил ежедневное чтение акафиста Божией Матери перед чудотворной иконой «Знамение», а в праздничные дни - отправление молебна перед чудотворной иконой Святой Троицы. В 1764 году при учреждении штатов Анзерский скит был приписан к Соловецком монастырю, с назначением в нем строителя и 12 монашествующих.
Архимандрит Досифей писал, что в 1803 году была поправлена церковь во имя Живоначальной Троицы, в паперти которой находился теплый придел преподобного Михаила Малеина. В том же году над братскими келиями, находящимися в связи с церковью, была выстроена каменная колокольня. На ней было 6 колоколов: два большие весом от 40 до 90 пудов с немецкими надписями, средний - надписью на латыни «Ассвер Костер сделал меня в Амстердаме; слава единому Богу», надписи на двух малых двухпудовых колоколах свидетельствовали о том, что отлиты они были 1 сентября 1624 года по заказу келаря Троице-Сергиевой Лавры старца Александра Булатникова, надпись на подобном малом колоколе 1572 года - голландская. В 1830-х годах за алтарем церкви была уже каменная часовня, в которой почивали под спудом мощи преподобного Елеазара Анзерского Чудотворца, а по сторонам - мощи двух его угодивших Богу учеников - монахов Никодима и Никифора.
Затем архимандрит Досифей подробно описал сохранившийся до сих пор каменный двухэтажный братский корпус, пристроенный с западной стороны к Свято-Троицкому храму в 1801-1803 годах. Общая длина корпуса - около 40 м, ширина около 13 м. В нижнем этаже, перекрытом сводами, были расположены братские келии с трапезой и поварней. В коридоре первого этажа сделаны зимний и летний погреба для припасов, а в верхнем этаже устроены настоятельская и братские келии, оштукатуренные и выбеленные, с накатными потолками.
Крыша корпуса была тесовая, фасады украшены тремя фронтонами. В 1827 году поставлен деревянный двухэтажный гостиный корпус для трудников и паломников. Комнаты в нем оштукатурены алебастром. В 1837 году построена валунная баня и портомойня, упоминаются и другие деревянные хозяйственные постройки: изба для рабочих, конюшенный сарай, амбары. Несколько позднее была срублена над каналом деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», куда совершались крестные ходы из Анзерского скита для освящения воды. Чудотворная икона «Знамение» находилась в 1836 году на левой стороне паперти в иконостасе. В 1859 году эта икона, написанная преподобным Елеазаром, была перенесена на Соловецкий остров в придел Знамения Пресвятой Богородицы, устроенный над церковью в честь святителя Филиппа.
Нынешний Свято-Троицкий храм был заново отстроен за три года по проекту архангельского архитектора Введенского при архимандрите Мелетии и освящен 30 июля 1884 года. Храм возведен на искусственном подсыпном холме, укрепленном с севера и запада валунной подпорной стенкой. На этом месте стояла прежде надгробная часовня преподобного Елеазара. Отвечая мемориальному назначению, основной объем храма решен в виде восьмигранной призмы на невысоком цоколе. Декор фасадов выполнен в древнерусском стиле. Каждая грань увенчана закомарой с кокошником, углы акцентированы лопатками. В кокошниках - символическое изображение Святой Троицы - треугольник с «сиянием». Под кокошниками фигурный карниз, а под ним - узорный пояс, выложенный из кирпича. Шатер кровли на половине высоты прерывается восьмигранным поясом, в грани которого вставлены полукруглые окна. Эта цилиндрическая часть покрыта верхним шатром с высокими слуховыми окнами. Шатер увенчан небольшим барабаном и луковичной главкой.
Внутреннее пространство храма перекрыто сомкнутым сводом. Полы храма были выложены белокаменными плитами, стены украшены масляными росписями по штукатурке, пятиярусный иконостас с колоннами покрывала позолота. К западной стене храма были пристроены хоры на железных кронштейнах с опорой на деревянные колонны; вход на них был сделан прямо со второго этажа келейного корпуса. На стене над дверью на хоры было написано изображение Божией Матери «Знамение» с предстоящими перед Ней в коленопреклоненном молении Зосимой и Савватием Соловецкими чудотворцами. Снизу из храма на хоры вела деревянная винтовая лестница.
С запада к церкви примыкала небольшая паперть, органично соединяющая храм со старым келейным корпусом, в ней помещались ризница и библиотека Вход в церковь сейчас расположен с северной стороны. Прежде вход был с западной стороны - через паперть. Теперь на этом месте провал. Под папертью размещался подвал.
Западнее паперти находилась сводчатая трапезная XVII века с приделом во имя преподобного Михаила Малеина. Свято-Троицкий храм был летний - холодный. Теплая зимняя церковь во имя преподобного Михаила Малеина располагалась в восточной части трапезной. Одноярусный иконостас голубого цвета с позолотой включал в себя 15 икон. Стены трапезной были украшены росписями с растительным орнаментом и медальонами. Северо-западный угол занимала печь, облицованная бело-голубыми изразцами с орнаментом из виноградных кистей и изображениями единорогов и сказочных птиц. Общая площадь трапезной - составляла приблизительно 60 кв. м. Трапезная была перекрыта сомкнутым сводом с распалубками на каждой стене над окнами и дверями. Максимальная высота свода в трапезной - 3,5 м. На втором этаже находились покои настоятеля. У колокольни, примыкавшей к трапезной с западной стороны, было изменено завершение по подобию завершения новой Троицкой церкви: добавлены кокошники и поставлена главка вместо шпиля…»
Из книги: Никона (Осипенко), монахиня. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника / [Никона (Осипенко), монахиня]; Спасо-Преображен. Соловец. ставропиг. муж. монастырь. - Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2017, стр. 531-539.