«…Успенская церковь с трапезной и келарской палатами. Внешний вид трапезного комплекса.
Общежительный устав Соловецкого монастыря предполагал общую трапезу для всей братии и настоятеля, поэтому, когда братия умножилась к середине XVI века, появилась необходимость в строительстве новой трапезной с церковью при ней.
В 1552 году игумен Филипп благословил закладку Трапезной палаты, объединенной с Келарской палатой и Успенской церковью. Летописец записал: «Начаты строением каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезою и келарскою в одной стопе, со сводами на погребах». Строительством руководили новгородские мастера Игнатий Салка и Столыпа. Сооружение Трапезного комплекса было завершено за шесть летних сезонов в 1557 году в день престольного праздника Успенская церковь была освящена игуменом Филиппом.
Материалы для строительства использовались местные: основание Трапезного комплекса сложено из гранитных плит, стены - из кирпича местного производства, только известь для приготовления скрепляющего раствора была привозная. Известковый камень ломали под Орлецами на Северной Двине и лодьями доставляли на Соловки. Здесь его обжигали, а готовую известь гасили в течение 10-12 лет в ямах с водой. После отвердевания раствор набирал высокую прочность и огнестойкость. Лиственницу, сосну, осину для кровли заготавливали на материке, в Кемской и Сумской волостях.
При игумене Филиппе были внесены усовершенствования в технику строительного дела. Если раньше глину на кирпич копали и мяли вручную, то теперь это стали делать с помощью лошадей и волов. Лошади и волы использовались и при подъеме тяжестей (кирпича, леса и т.п.) во время строительства.
С северной стороны трапезный комплекс представляется двухъярусным. На первом ярусе, в подклетах, располагались хозяйственные службы: под Трапезной «погреба хлебный да квасной»; под Келарской - «хлебопекаренная и мукосейная службы»; под церковью - «просвиренные службы». Там же, в подклетах, находились и печи, обогревавшие здание. На втором ярусе расположены сами палаты и церковь. Если обойти трапезный комплекс с восточной стороны, мы окажемся в уютном дворике, куда выходит южный фасад трапезной и Успенской церкви. Отсюда видно, что церковь имеет два придела на третьем ярусе.
Одновременно с Успенской церковью был построен и освящен придел в память Усекновения главы Иоанна Крестителя. Престольный праздник этого придела совпадает с днем тезоименитства главного ктитора монастыря царя Иоанна Васильевича Грозного, и предполагалось, что до конца времен здесь будут возноситься молитвы о спасении его души.
В 1605 году алтарная часть третьего яруса была расширена в восточную сторону до размеров главного алтаря на втором ярусе. Тогда на третьем ярусе было устроено два придела: северный сохранил посвящение в память Усекновения главы Иоанна Крестителя, а южный был освящен в память Димитрия Солунского - святого покровителя царевича Димитрия, убитого в Угличе.
В связи с появлением самозванцев - Лжедмитриев - в монастыре решили обратиться с молитвой к великомученику Димитрию, чтобы он указал, кто по праву носит его имя. Интересно, что прекращение смуты в 1612 году связано с именем князя Димитрия Пожарского, святым покровителем которого также был священномученик Димитрий. Престол придела был освящен в 1717 году в честь святого покровителя «Димитрия Пожарского, как благотворителя обители».
Полюбовавшись южным фасадом трапезного комплекса, можно пройти под аркой галереи переходов и подняться на галерею по лестнице с западной стороны. Оттуда хорошо видна многоскатная щипцовая кровля Успенской церкви с тремя луковичными главками, крытыми деревянной чешуей — лемехом, на круглых шейках-барабанах без окон. На южный и северный фасады выходят по три сомкнутых щипца, на западный и восточный - по пять. В XVIII-XIX веках щипцовая кровля была заменена простым четырехскатным покрытием, как сейчас на Благовещенской церкви, а над Трапезной палатой кровля была устроена полукруглая с часовой башней с западной стороны.
После пожаров 1923 и 1932 годов здание оказалось почти разрушенным. В результате реставрационных работ, проведенных в 1970-80-х годах по проекту архитектора О. Д. Савицкой, Успенская трапезная церковь восстановлена в том виде, в котором она была задумана и выстроена игуменом Филиппом. Изломанный узор щипцовой кровли над церковью, плавные очертания луковичных глав, тени тесовой кровли на беленых стенах восполняют отсутствие каменного декора и придают нарядный вид суровому в своей простоте сооружению Трапезного комплекса.
Трапезная палата
Стены Трапезного комплекса выложены с уклоном внутрь. Они разделены по вертикали массивными прямоугольными выступами - лопатками, которые усиливают конструкцию стены в тех местах, на которые приходится основная нагрузка (пяты арок и сводов). Поэтому по расположению лопаток на фасаде легко представить внутреннюю структуру сводов. Некоторые лопатки обрываются по высоте или обходят оконные проемы за счет уменьшения ширины.
Все оконные и дверные проемы имеют арочную форму, но отличаются по размерам в зависимости от назначения. Основной вход в Трапезную палату устроен с западной стороны через паперть, которая в течение XVII-XIX веков неоднократно перестраивалась. Считается, что первоначально она была деревянной на столбах. В 1602 году при строительстве галереи была сооружена каменная лестница, которая ныне полностью восстановлена.
Северная часть паперти оставлена такой, какой она была в начале ХХ века. Первоначально в XVI веке западная стена Трапезной палаты была выше кровли, и в ее верхней части по новгородской традиции была устроена звонница: колокола были подвешены в арочных проемах.
Келарская палата имела свой вход, о котором говорится в описи 1705 года «Из той келарской на западной стене дверь, на крыльце в тое двери затвор деревянной, с того крыльца лесница каменная всходная, то крыльцо и лесница покрыты тесом». Каменная лестница и крыльцо безвозвратно утрачены, подняться в Келарскую палату можно по восстановленной в 1989 году реставраторами деревянной лестнице.
Трапезная Соловецкого монастыря превосходит по размерам все аналогичные одностолпные монастырские трапезные палаты XV-XVI веков, ее площадь составляет 483 кв. метра. Лишь площадь одностолпной Грановитой палаты в Московском Кремле, где царь принимал иностранных послов, на 13 кв. метров больше. Палата перекрыта цилиндрическими сводами, опирающимися на стены толщиной до трех метров и на центральный столп, диаметр которого составляет около четырех метров. Нижняя часть столпа сложена из тесаного белого камня, а верхняя, переходящая в своды, - из кирпича. Первоначально пол в Трапезной палате был выложен из поливной керамической плитки. На фотографиях XIX века виден паркетный пол.
К этому времени изменилась и система отопления. Вместо печи в подклете, от которой теплый воздух распространялся по воздуховодам, фрагмент одного из которых можно и теперь видеть в северной стене, были устроены три печи прямо в трапезной. В описи 1866 года указано: «в западной стене трапезы выложена из кирпича печь, которая топится из паперти, и две печи находятся в трапезе в углах при западной же стене. Обиты листовым железом и раскрашены масляными красками».
Входы из Трапезной в Успенскую церковь и в Келарскую палату были оформлены перспективными порталами. Тот, что ведет в церковь, частично реконструирован: богатое обрамление дверного проема было образовано уступами круглых и прямоугольных тяг с декоративными вставками в виде «дынек». Вход в Келарскую украшен скромнее - он имеет в обрамлении только один уступ и круглую тягу.
Палату освещают восемь окон - по четыре с южной и северной сторон. Окна были растесаны сначала в 1747, а затем в 1800 годах, чтобы увеличить световой поток. В 70-80-е годы ХХ века была восстановлена арочная форма окон с откосами, расширяющимися внутрь палаты. Нынешние оконные переплеты имитируют металлические оконницы, в которые вставлялась слюда.
В 1800 году в стене, отделяющей палату от Успенской церкви, была сделана арка, «открывающая, - писал архимандрит Досифей, - все внутреннее церковное благолепие». Таким образом, молитвенное пространство храма было расширено за счет помещения Трапезной. Появилась возможность совершать богослужения в Успенской церкви для большого количества молящихся, например, в престольный праздник. В 1825 году стены и своды трапезной были расписаны маслом картинами из библейской истории с изображением разных святых. Роспись была утрачена во время пожара 1923 года. В 70-е годы XX века в Трапезной палате были проведены масштабные реставрационные работы: укреплены своды, заложена арка, восстановлен перспективный портал, обрамляющий вход в Успенскую церковь, и внутристенная лестница в верхние приделы. Теперь интерьер Трапезной палаты выдержан в стиле XVI века, не решен, однако, вопрос отопления.
В Трапезной палате питалась монастырская братия, гости обители и «чистая публика». Вот как описывал братскую трапезу священник-паломник отец Николай Емельянов в 1892 году: «Это громадная комната со сводами, которые поддерживаются необыкновенной толщины колонной, расположенной посередине. По сводам и по стенам она вся расписана живописью. В передней части трапезной, против главного ее входа, помещается церковь во имя Успения Божией Матери. Повсюду у стен расставлены длинные столы с чистыми белыми скатертями и приборами, состоящими из тарелки, ложки, вилки, ножа и салфетки. Вся монастырская братия располагается за столы по чинам. Иеромонахи во главе с игуменом и наместником занимают передний стол у восточной стены. Далее вдоль правой стены, близ окон, тянутся столы до самого входа, за которые садятся иеродиаконы и рясофорные монахи; на левой стороне у стены расположены столы для послушников, у задней стены столы предназначены для богомольцев, одетых почище. Крестьяне обедают с служителями; женщины же отдельно от всех. В большинстве случаев публику различают по платью. Мне отцы иеромонахи предложили занять почетное место против настоятеля монастыря. За обедом или ужином соблюдается такой порядок. Сначала все, стоя у своих мест, ждут удара колокола, который висит с протянутым шнурком близ настоятельского стула. При первом ударе в колокол настоятелем все молятся и садятся. В это время в дверях, идущих с кухни в трапезную, в ожидании второго звонка стоят более 50-ти человек послушников с закрытыми мисками и блюдами в руках. Раздался второй удар колокола, и все послушники целой волной поспешно входят в трапезную... и в один момент расставляют свою ношу по столам. Но есть еще не начинают. Лишь при третьем ударе колокола ложки опускаются в миски. Таким же образом и третья перемена блюд возвещается колоколом. Ужин прошел тихо и безмолвно; разговоров никто себе не позволял. Все время ужина монах, стоя среди трапезной на особом возвышении в виде кафедры, читал Священное Писание. На ужине при мне было подано: соленая сельдь, окрошка из соленой трески с капустою и картофелем, суп из палтуса, просовая каша со скоромным маслом и кислое молоко. Кроме того перед каждым лежал огромный ломоть черного хлеба весом приблизительно в 1,5 фунта (около 0,6 кг). Ужин кончился, раздался звонок, все встали из-за стола и началось чтение вечерних молитв». В день престольного праздника Святой Троицы «на обед были поданы холодное из вареной семги с квасом, суп из семги, уха из свежей трески, каша просовая со скоромным маслом и свежее молоко с булкою».
После праздничных богослужений на трапезу торжественно шли из храма с чином о Панагии (несли впереди большую богородичную просфору, которую в конце трапезы разрезали и раздавали присутствующим). «В конце трапезы разносились кусочки просфоры, или богородичного хлеба, освященные в конце пением и разрезанного при том же пении и тогда же. Певчие пели потом молитвы и от- пуст, и затем все расходились».
Полный набор столовых приборов полагался только за игуменским столом. На других столах каждому едоку предназначалась деревянная ложка и оловянная тарелка. Суповая миска полагалась одна на четырех человек. К. Коковцев, посещавший Соловки летом 1900 года, писал, что, хотя непривычно было есть суп из общей миски, чувства брезгливости он не испытывал. «Здесь, в далекой пустыне Соловецкой обители, среди людей, связанных одной общей идеальной целью, с особенной силой проникает в душу сознание единения, сознание братства людей во Христе».
Для многочисленных богомольцев из простого народа имелась так называемая нижняя трапезная 1%, женщины питались в отдельном помещении. Все три дня богомольцы пользовались трапезной бесплатно. Желающие сделать какое- либо пожертвование на содержание трапезной опускали его в находившиеся там кружки.
Обычно богомольцы были довольны трапезой: «Весьма хорошо в Соловецком монастыре для странных людей: хотя 1000 человек, всех накормят и напоят. И что братия кушают, то и трудники одну пищу употребляют. За поздней обедней поставляют братии 8 перемен кушаний: 1-е кушание - холодные сельди хорошие с луком и деревянным маслом, 2-е кушание - щи с грибами, капуста белая как снег, 3-е кушание - суп с картошки и с лавровым листом, и с перцем, от одного запаха сыт будешь, 4-е кушание - картошка жареная с маслом, 5-е - макароны, 6-е - рыба белужина, 7-е - каша с маслом, ежели постный день, с постным, а ежели скором- ный, то со скоромным и подают молоко, 8-е - булки чистые и по укруху хлеба житного. Квас - настоящее питие хорошее». Помимо трапезы, из съестного в монастыре можно было купить хлеб, булки, соленую рыбу, заказать пирог с рыбой.
Пищу готовили в Поваренном корпусе и доставляли в Келарскую палату по переходам, которые были устроены в 1799 году на проездной арке. Келарская одностолпная палата с архитектурной точки зрения подобна Трапезной, только меньшего масштаба, а функционально она в XIX веке выполняла роль сервировочной, где хранилась в шкафах посуда, и пища раскладывалась по мискам и блюдам перед подачей на столы.
Трапезная палата была также местом общего собрания всей монастырской братии - большого черного собора. Соборы созывались для решения хозяйственных и церковных вопросов, для выбора настоятелей.
Церковь Успения Божией Матери
Успенская церковь в плане квадратная, небольшая, она отапливалась от печей пекарни и просфорни. По площади алтарь и помещение для молящихся почти одинаковы. Они перекрыты одинаковыми цилиндрическими сводами, которые опираются соответственно на восточную и западную стены и на алтарную преграду, в которой три арки соответствуют царским, северным и южным вратам иконостаса.
К алтарной преграде крепился иконостас. В XIX веке он был «столярной работы, о двух ярусах, вместо краски обложен свинцом, с колоннами и резьбою вызолоченными червонным золотом, на полимент». Над царскими вратами «в сиянии вызолоченном на полимент» находилась икона Успения Пресвятой Богородицы, по размерам (29х42 см) и письму - точная копия чудотворной Киево-Печерской иконы. Икона была пожертвована в 1715 году царевной Марией Алексеевной в Голгофский скит. Серебряная с позолотой чеканной работы риза была устроена монастырским иждивением в 1854 году. В местном ряду иконостаса сохранились большие древние иконы в сребропозлащенных ризах: справа - поясное изображение Спасителя, сидящего на херувимах, и Успения Пресвятой Богородицы, Иверской Божией Матери, оклад которой был пожертвован в 1798 году П. И. Кальнишевским, и Пресвятой Троицы с библейскими историями в клеймах.
К настоящему времени интерьер храма в архитектурном отношении восстановлен. На примере Успенского храма можно видеть характерную особенность сооружений ХVІ века - наличие внутристенных камер и ниш, которые предназначались для хранения церковной утвари и обогрева помещения. В Успенской церкви две небольшие внутристенные комнаты расположены в южной стене: в одной из них хранились церковные облачения, в другой - богослужебные книги. В северной стене устроены три ниши: самая большая служила книжным шкафчиком для клироса (в кладке даже остались пазы для деревянных полок), небольшая верхняя ниша служила для обогрева (в ней осталось отверстие для горячего воздуха, поднимавшегося от печи пекарни, и вентиляционное отверстие; остались также вделанные в кладку железные крюки для дверцы, которой закрывалась ниша). В толще западной стены устроена лестница, ведущая наверх, в приделы. Арочное окно в южной стене закрыто металлической оконницей, в которую вставлена слюда (прозрачный слоистый минерал, который в монастырские времена добывался на материке в районе села Кереть).
В XIX веке стены и своды Успенской церкви одновременно с Трапезной палатой были расписаны сюжетами из Священного Писания и из Патериковых повестей. Например, на одной из картин можно было увидеть изображение кающегося грешника и схимника, приемлющего покаяние. Из уст кающегося выходили разные гады и, наконец, змея. К этой картине дано объяснение: «Сей грешник прииде ко схимнику, дабы покаяться во гресех своих. И виде схимник, что по наименованию грехов из гортани кающегося излетают гады и всяческая мерзость - скорпии и жабы, василиски и аспиды, хамелеоны и драконы крылатые, напоследок показалась оттуда глава змия погибельного. Но грешник не покаялся искренне, и змий обратно в гортани сокрыся. Из сего научитеся не таиться пред пастырем во дни покаянные». Наглядно, просто и поучительно.
Примечания
1. Келарь - второе, после настоятеля, лицо в монастырской иерархии в XVI-XIX веках. Он ведал хозяйством обители, поэтому палата была одновременно канцелярией и кладовой. В Х?ІІ веке в ней хранились книги, документы, посуда. Палата одностолпная, в плане квадратная, перекрыта перекрещивающимися цилиндрическими сводами. В северной и западной стенах сделаны внутренние камеры, в южной стене - лестница, ведущая в подклет.
2. В конце ХІХ в. в хлебопекарне выпекали хлеб в двух огромных печах, в каждой из которых помещалось по 150 хлебов по 25 фунтов (10,25 кг) весом. В хлебопекарне на лавке сохранялся «пятипудовый дикий камень, служивший возглавием для отдыха после трудов свт. Филиппу вместо подушки».
3. Через большую кованую дверь с северной стороны можно войти внутрь печи, обогревавшей трапезную. Окно с коваными ставнями слева - поддувало, которое открывалось во время топки. Оно расположено не внизу, как у обычной печи, а выше уровня закладки дров, чтобы обеспечить медленное сгорание. Дым поднимался вверх в дымоход, а горячий воздух расходился по воздуховодным каналам (слева и справа) в толще стен и под полом.
4. В настоящее время службы в приделе не совершаются, но в братском синодике поминается имя схимонаха Ионы, так как перед кончиной царь Иоанн IV принял схиму.
5. В Нижегородской земле существует предание, что в 1606 году князь Д. М. Пожарский привез из Соловецкого монастыря чудотворный Животворящий Крест Господень, который был поставлен «в монастырь Петровский ради избавления от морового поветрия и нашествия Гетман, который и до ныне стоит в церкви Преображения Господня и всем с верою приходящим подает неоскудно изцеления» (Гациский А. С. Нижегородский летописец. Н. Новгород, 2001. С. 419)
6. Коковцев К. Поездка в Соловецкий монастырь. С-Пб. 1901. С. 47.
7. Общая трапезная была построена в 1798 году к востоку от алтаря Успенской церкви на фундаменте старых келий. В первом ярусе здания находились кладовые для хранения продуктов, во втором - трапезная для богомольцев длиной 23 сажени (около 50 метров). Во времена Учебного Отряда Северного Флота в этом помещении был спортзал.
8. Поваренный корпус построен в конце XVI века. В 1796 году он реконструирован: сделаны большие окна, настлан кирпичный пол, устроен большой очаг с котлами и трубой. Из Святого озера проведена подземная труба в котел, где вода согревалась и через медные трубы выпуска- лась. В верхнем ярусе корпуса были келии для поваров.
9. Полимент - тип столярного лака…»
Из книги: Никона (Осипенко), монахиня. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника / [Никона (Осипенко), монахиня]; Спасо-Преображен. Соловец. ставропиг. муж. монастырь. - Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2017, стр. 405-415.