ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Соловецкий. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Соловецкий. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1552 и 1557.
Адрес:
Архангельская область, Соловецкий район, поселок Соловецкий.

Координаты: 65.025065, 35.710915
Проезд:Находится на территории монастыря





Сортировка:

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь и трапезная палата<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
церковь и трапезная палата
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, трапезная палата, пристроенная к церкви (западный фасад)<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
трапезная палата, пристроенная к церкви (западный фасад)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, трапезная палата, пристроенная к церкви (западный фасад)<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
трапезная палата, пристроенная к церкви (западный фасад)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Олег Гусаров
14 августа 2005
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Олег Гусаров
14 августа 2005
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Успения Пресвятой Богородицы 		      <br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Людмила Хлопкина
26 июля 2004
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Портал<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Портал
Михаил Владимиров
31 августа 2012
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Михаил Владимиров
31 августа 2012
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, южный фасад, вид из галереи<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
южный фасад, вид из галереи
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 августа 2011
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Олег Гусаров
14 августа 2005
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, трапезная палата (интерьер)<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
трапезная палата (интерьер)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, трапезная палата (интерьер)<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
трапезная палата (интерьер)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, внутри церкви<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
внутри церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Иконостас<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Иконостас
Михаил Владимиров
31 августа 2012
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Иконостас часовни Рождества Пресвятой Богородицы, воссозданной в одном из подклетов Трапезной палаты, на месте одноименной церкви, а впоследствии - Богородице-Рождественского придела Успенской церкви.<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Иконостас часовни Рождества Пресвятой Богородицы, воссозданной в одном из подклетов Трапезной палаты, на месте одноименной церкви, а впоследствии - Богородице-Рождественского придела Успенской церкви.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 августа 2011
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, печь в подклете Успенской церкви<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
печь в подклете Успенской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 августа 2011
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, в Трапезной палате<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
в Трапезной палате
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 августа 2011
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, столп<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
столп
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 августа 2011
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Трапезная палата, северо-восточная часть со входом в Келарскую палату<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Трапезная палата, северо-восточная часть со входом в Келарскую палату
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 августа 2011
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Трапезная палата<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Трапезная палата
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 августа 2011
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Олег Гусаров
14 августа 2005
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Олег Гусаров
14 августа 2005
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, в подклете, б. Богородице-Рождественском приделе Успенской церкви<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
в подклете, б. Богородице-Рождественском приделе Успенской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 августа 2011
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Общий вид с юго-востока. Фото Александрова А. А. 1962 г. из коллекции ГНИМА. (ГК №42477217)<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Общий вид с юго-востока. Фото Александрова А. А. 1962 г. из коллекции ГНИМА. (ГК №42477217)
Дмитрий Волохов
1 августа 1962
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с юго-запада. Фото Александрова А. А. 1962 г. из коллекции ГНИМА. (ГК №42477236)<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Вид с юго-запада. Фото Александрова А. А. 1962 г. из коллекции ГНИМА. (ГК №42477236)
Дмитрий Волохов
1 августа 1962
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Рис. из журнала "Нива"<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1895
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, из фотоальбома подаренного Управлением Соловецких лагерей особого назначения С.М.Кирову, первому секретарю Ленинградского обкома ВКП(б)<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
из фотоальбома подаренного Управлением Соловецких лагерей особого назначения С.М.Кирову, первому секретарю Ленинградского обкома ВКП(б)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Гусаров  9 июня 2007

Первое каменное сооружение Соловецкого кремля - трехглавая Успенская церковь с трапезной и келарской палатами - была воздвигнута в 1552-1557 годах новгородскими мастерами. В настоящее время реставрируется.

По материалам сайта http://www.solovki.ru/


Марина Зуйкова  24 июня 2016

Успенский Трапезный комплекс возводился в 1552–1557 годах. С его сооружения началось каменное строительство в Соловецком монастыре. Ни одной постройки первых деревянных ансамблей монастыря не сохранилось – они были уничтожены пожарами, от которых не раз страдала обитель. Особенно разрушительными были пожары 1485 и 1538 годов. В 1485 году сгорела Успенская церковь с Трапезной палатой и всеми хранившимися в ней припасами. Возобновили ее вновь деревянной. В 1538 году монастырь выгорел полностью.

Пожары послужили главной причиной каменного строительства. К его началу долго готовились. Недалеко от монастыря устроили кирпичный завод, из материковых вотчин везли строевой лес, слюду, железо и известь. Гашеная известь была связующим материалом при устройстве каменных и кирпичных кладок. Широко применялся при строительстве местный строительный материал валун. Возводился комплекс во время игуменства святителя Филиппа. Зодчими были приглашенные новгородские мастера Игнатий Салка и Столыпа.

Основную часть здания занимает Трапезная палата, с юга-востока к ней примыкает церковь Успения Пресвятой Богородицы, а с северо-востока – Келарская палата. Все эти помещения находятся на втором ярусе. Под ними, в подклете, располагались хозяйственные службы: хлебня с мукосейней, хлебный и квасной погреба, просфоренная служба, а также печи, обогревающие здание. Как в северном русском доме все здесь находилось под одной крышей. В случае нападения врага братия могла за мощными стенами выдержать долгую осаду, имея под рукой все необходимое.

Храм Успения имеет второй ярус, там были устроены приделы, посвященные Усекновению честной Главы пророка Иоанна Предтечи и великомученику Димитрию Солунскому. Внешний вид здания предельно прост. Его фасады практически лишены декора. Стены, как и в соборе, выложены с уклоном внутрь. Здание сурово и величественно.

Своеобразным украшением Трапезной была колокольня с часами и двумя колоколами над ее западным фасадом. Свое восхищение от посещения Трапезной палаты выразил неизвестный автор XVII века, написав: «А Трапезная каменная об одном столпе чудна, светла и превелика». Соловецкая Трапезная – вторая по величине одностолпная палата Древней Руси. Площадь ее 483 кв. м., что немногим уступает площади Грановитой палаты Московского Кремля, которая и считается самым крупным одностолпным сооружением.

Своды опираются на массивный столп диаметром 4 метра, сложенный из тесаного известкового камня. Необычна форма окон палаты. Их глубокие внутренние ниши закруглены в углах, что позволяет мягко и ровно освещать помещение. На восточной стене палаты находятся два портала, ведущих в Успенскую церковь и в Трапезную палату. Портал в церковь богато оформлен, вход в Келарскую более скромен.

Для отопления палаты в подклете была устроена печь, от которой в стенах проложены ходы. По ним теплый воздух поднимался на второй этаж. В 1800 году печь устроили непосредственно в Трапезной, она сменила древнюю систему отопления. Интерьер Трапезной неоднократно подвергался изменениям.

В 1745 году, как сообщает «Летописец Соловецкий», «в братской Успенской Трапезной и Келарской сделаны большие окна и вместо слюдяных окончин вставлены стекольчатые». В 1800 году портал в церковь растесали и устроили арку прямоугольной формы, чтобы находящимся в Трапезной было видно помещение храма. В 1826 году Трапезная была расписана. Реставрация Трапезной палаты проводилась в 60–70-х годах XX века. Это один из первых отреставрированных памятников на Соловках. Палата воссоздана в своих первоначальных формах XVI века, такой она была до начала перестроек.

На одном ярусе с Трапезной палатой находятся церковь Успения Пресвятой Богородицы и Келарская палата.

Помещение Успенской церкви невелико. Алтарная преграда с тремя арками отделяет основную часть храма от алтаря. В южной стене устроена внутристенная камера, а в западной – лестница, ведущая в верхние приделы. Как и Трапезная палата, Успенская церковь в начале XIX века претерпела значительные изменения: камера и лестница были уничтожены, частично вырублены своды с распалубками, перестраивалась арка алтарной преграды. По историческим документам и натурным остаткам храм был полностью восстановлен в 1970-х годах в первоначальных формах XVI века.

Келарская палата по своим размерам больше церкви. Она имеет много общего с Трапезной палатой. Обе они одностолпные, но столп в Келарской восьмигранный. Окна и в той, и в другой палатах имеют одинаковую форму. В толще стены Келарской устроены ниши и камеры для хранения имущества. Здесь так же, как и в Успенской церкви, есть внутристенная лестница, она ведет вниз, в хлебню (пекарню). Печи пекарни отапливали Келарскую палату, теплый воздух от них поднимался по воздуховодам вверх. Выходы воздуховодов сохранились в нишах ее южной стены. Келарская палата предназначалась для келаря. Её размер, необычное обустройство, богатое убранство соответствовали положению келаря в монастырской иерархии. В круг обязанностей келаря входило: управление монастырскими службами, денежными доходами, ризницей, вотчинами, продовольственными припасами, переписка с государственными органами по хозяйственным вопросам, прием гостей обители.

Рядом с Трапезной в монастырях традиционно находились поварни, хлебни, квасоварни с погребами, амбарами и ледниками. Так и на Соловках рядом с Трапезной сформировался подобный комплекс служб и хозяйственных помещений. По соседству с ней находились поварня и квасоварня, напротив – рыбный амбар в Рухлядном корпусе. В Просфорном корпусе были кладовые для муки, дрожжей и выпеченных просфор. А под самой Трапезной, как выше упоминалось, располагались хлебня с мукосейней, квасной и хлебный погреба.

В конце XVIII века от поварни к Трапезному комплексу был устроен переход, по которому пищу приносили сначала в Келарскую палату, а затем разносили на столы в Трапезной. В комплекс соловецких помещений, связанных с приемом и приготовлением пищи, входила еще одна трапезная – Общая, построенная в 1798 году напротив Келарской. Она предназначалась «для приезжающих богомольцев».

http://solovki-monastyr.ru/abbey/development/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 августа 2024

«…Возведение первых и самых грандиозных каменных сооружений монастыря связано с именем его настоятеля - Филиппа, выходца из богатого новгородского рода Колычевых.

В 1552-1557 годах по его инициативе строится знаменитая соловецкая трапезная, превышающая по своим размерам все известные нам трапезные палаты XV - XVI веков.

Этот тип сооружения был широко распространен в монастырском строительстве на Руси. Собор и трапезная с малой церковью при ней являлись главными и, как правило, первыми сооружениями, определенными уставом монастырского общежития. Они образовывали композиционное ядро, вокруг которого формировалась вся последующая застройка.

Для трапезных палат XVI века характерно наличие трех архитектурно объединенных, но четко выраженных в плане помещений: собственно трапезной, церкви и келарской палаты. Первая имеет чаще всего одностолпную конструкцию со сводами, которые опираются на стены и на центральный столб. Здание возводилось, как правило, на подклете, использовавшемся под хозяйственные нужды.

Из общего объема выделялась только церковь: она возвышалась над кровлями палат и увенчивалась главой. Фасады, расчлененные лопатками, часто украшались неширокой лентой орнамента, узорным пояском или декоративным фризом. При большом сходстве, обусловленном одинаковым функциональным назначением, общностью бытовавших строительных приемов и художественных вкусов времени, монастырские трапезные XV-XVI веков составляют группу многообразных памятников, различных по своей архитектурно-плановой композиции и художественному облику.

Соловецкая трапезная с Келарской палатой и Успенской церковью, обладая всеми типологическими признаками подобного рода сооружений, является их блестящим образцом. Сдержанность, чистота и ясность архитектурной композиции доведены здесь до высшей степени выразительности. Решительно отказавшись от всякого декора, пренебрегши столь логичными в архитектуре симметрией и четкой ритмикой композиционного построения, мастера сумели придать строительным конструкциям высокохудожественное воплощение. Здание, особенно его интерьер, оставляет неизгладимое впечатление. Зрителя охватывает в нем то неосознанное чувство внутреннего подъема, эстетической удовлетворенности, гармонии и покоя, которые ассоциируются с лучшими образцами архитектурной классики. Не заимствования, не влияния, не схожесть сближают с ними здание трапезной, а тонкое и точное чувство пропорций, конструктивная логика, ясность композиции, профессиональное мастерство и высокий вкус.

Зрелость зодчих, создавших этот памятник, замечательно проявилась в творческой самостоятельности, техническом мастерстве, свободе и широте использования ранее разработанных приемов. Письменные источники указывают на то, что зодчими были новгородцы: "Мастер же бысть у него из великого Новаграда именем Игнатей Салка, горазд и мудр церковному делу", "а делали трапезу - 7 лет, был мастер Столыпа, родом новгородец".

Соловецкая трапезная, как и все памятники монастыря, вследствие пожаров и грубых переделок XVIII-XIX веков в значительной степени утратила свой первоначальный облик. В 1717 году погорели главы и приделы церкви, которые были вскоре возобновлены. В последующее время были дважды переделаны все окна, растесаны порталы, срублены лопатки, утрачена звонница, перестроена паперть, изменены форма и конструкции покрытий, сломана лестница у келарской палаты. Разрушенне памятника довершили пожары 1923 и 1932 годов.

Исследования и реставрационные работы, проведенные по памятнику, позволили выявить утраченные детали конструкций и восстановить основной объем здания в первоначальных формах.

Внешний вид здания предельно прост. Фасады, лишенные декора, карнизов и горизонтальных тяг, решены в системе вертикальных членений, образованных массивными лопатками. Местами - там, где они совпадают с окнами - лопатки обрываются по высоте или обходят проем за счет уменьшения их по ширине. Ступенчатый цоколь из каменных плит достигает по западному фасаду двухметровой высоты, образуя могучий каменный постамент (в настоящее время скрыт более поздней пристройкой паперти). Наружные стены выложены с уклоном, ставшим в дальнейшем характерной чертой соловецких построек.

В сторону главного двора здание обращено западным торцовым фасадом трапезной, завершавшимся раньше не полукруглым фронтоном с небольшой звонницей. На первом плане выступает пониженный объем паперти, а в глубине, над кровлями палат, возвышается верхний ярус Успенской церкви, увенчанный многоскатной "пощипцовой" кровлей и тремя главами на глухих круглых барабанах. Узор щипцовой кровли над церковью, очертание луковичных глав, крыльца, звонница, лестницы и переходы смягчали суровое величие сооружения, а использованные в конструкциях дерево и камень создавали на фоне беленых стен яркий цветовой контраст.

В плане комплекс соловецкой трапезной с Успенской церковью представляет новую комбинацию, включающую не одну, как обычно, а две одностолпные палаты. Келарская, которая занимает северо-восточную часть здания, выступает на север, а церковь, расположенная в юго-восточном углу, вписана в общий абрис плана. Трапезной палате придано по отношению к церкви решительно большее значение. Ее площадь по внутреннему обмеру стен составляет 475 кв. м. при диаметре центрального круглого столба 4 м; высота - от пола до шелыги свода - 6,6-6,9 м.

Вход в трапезную палату и на лестницу к часовой звоннице ведет из западной паперти, которая дошла до нас в реконструкции XVII-XIX веков. Судя по всему, первоначально она была деревянной на столбах. но уже вскоре ее сменила некая не существующая теперь каменная (или дерево-каменная) пристройка на арках, сохранившихся в структуре современного объема паперти.

Следующая перестройка связана со строительством в 1602 году каменного перехода, ведущего к ней от большого собора. В примыкании к трапезной паперти он включал в себя монументальную каменную лестницу, контуры которой хорошо читаются и теперь на западном фасаде здания. Современный, далекий от первоначального, вид эта часть памятника приобрела уже в результате поздних переделок XVIII-XIX веков. Во вторую келарскую палату вел "всход", о котором упоминает опись 1705 года. "Ис той келарской на западной стене дверь, на крыльце в тои двери затвор древяной, с того крыльца лесница каменная всходная к поварни, то крыльцо и лесница покрыты тесом". Фрагмент восстановленного теперь дверного проема был найден в натуре, но каменная лестница и крыльцо практически невосполнимы.

Трапезная сообщается с келарской и церковью двумя порталами, являющимися единственным украшением интерьера большой палаты. Тот, что ведет в церковь, сделан в форме так называемого "перспективного" портала. Богатое обрамление его проема образовано уступами круглых и прямоугольных тяг с декоративными каменными вставками в виде "дынек". Вход в келарскую несколько упрощен, он имеет только один уступ и круглую тягу в обрамлении. Зато слева его дополняет также оконтуренная валом декоративная нишка.

Окна в главных помещениях одинаковы по форме, но различаются между собой в размерах. Их глубокие внутренние ниши закруглены в углах - маленькая, но необычная деталь, придающая, как и круглая форма столба в большой палате, особое звучание архитектуре интерьеров. Рефлексирующие поверхности сводов, а также смягчающее границы светотеней скругление углов создают ровную и спокойную освещенность помещений, придавая особую пластичность его конструкциям.

Благодаря большим площадям и возможности широкого зрительного охвата каждая конструктивно необходимая деталь воспринимается как элемент цельной архитектурно-художественной композиции. Арочная лента распалубок опоясывает стены нависающим широким фризом, а круглый приземистый столб, плавно переходящий в своды и как будто распускающийся в них, подобен огромному каменному цветку. Трапезная церковь, образующая юго-восточную часть здания - бесстолпная с одночастным прямоугольным в плане алтарем, равноценным по площади самой церкви, от которой он отделен алтарной преградой с тремя разновеликими арками. Обе части перекрыты цилиндрическими сводами с распалубками.

Высота Успенской церкви оказалась сильно заниженной из-за редкого для трапезных храмов деления внутреннего пространства на два этажа, не считая подклета. Ее верхний ярус образован удлиненным в плане помещением с двухлотковым сводом перекрытия на распалубках. Здесь размещались два придела - Усекновения главы Иоанна Предтечи и Дмитрия Солунского. Последний был устроен позже и освящен только в 1605 году. Существующая теперь алтарная пристройка к ним не одновременна древнему объему здания. Она появилась позже, доказательством чему служат заложенные теперь окна в восточной стене верхнего этажа церкви и некоторые мелкие детали архитектуры. Пристроенная часть образована двумя помещениями с цилиндрическими сводами, перекрытыми двускатными спаренными кровлями.

Этажи сообщаются между собой внутристенными лестницами, расположенными в стене между трапезной и церковью. Одна из них ведет из келарской палаты в подклет, другая из Успенской церкви в верхние приделы. По третьей внутристенной лестнице в западной стене трапезной палаты можно попасть на звонницу и на чердак. В толще стен обнаружено, кроме того, большое количество внутристенных освещенных "чуланов", ниш, тепловых камер, каналов и дымоходов.

Целый ряд признаков, не характерных для аналогичных сооружений XVI века, но повторенных в том или ином из последующих сооружений монастыря, делает рассматриваемый комплекс трапезной палаты постройкой, положившей начало особому кругу памятников "соловецкой" архитектурной школы. Традиционным стал и общий живописный строй архитектурно-художественной композиции фасадов с уступчатыми или прерывающимися лопатками, арочной папертью, звонницей и прямоугольной пристройкой алтаря…»

Источник: Савицкая О.Д. Архитектура Соловецкого монастыря. В кн.: Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. - М., 1980.

http://www.rusarch.ru/savitskaya1.htm


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 августа 2024

«…Огромный блок каменных зданий, включающий Успенскую церковь с примыкающими к ней с севера келарской и с запада трапезной палатами - был сооружен за пять с небольшим лет (1552-1557 гг.). Об именах строителей и организации строительных работ нам ничего не известно, но нет сомнений, что возглавляли строительство не неопытные в этих делах соловецкие монахи, а приглашенные, причем первоклассные, мастера (в “Соловецком патерике” говорится, что Филипп призвал искусных зодчих из Новгорода). В рабочей силе монастырь недостатка не ощущал: он владел на поморском берегу большим количеством деревень, откуда и были согнаны крестьяне.

Успенская церковь с трапезной и келарской производят поразительное, неизгладимое впечатление. Чувствуется ясный замысел зодчих, смелые пропорции, восхищает качество строительных работ. Особенно внушительна эта постройка со двора, из-под арки — со стороны, где она меньше искажена позднейшими переделками и пристройками (трехэтажное здание иконописной палаты пристроено с севера к келарской в 1860-х гг., крытая паперть трапезной, соединенная с галереей, также сильно изменила первоначальный внешний вид здания). Отсюда, со двора, сооружение это воспринимается эпически грандиозным, строгим и цельным...

Здания построены на высоком подклете (“на сухих погребах”), где располагались хлебопекарня и мукосейня (под келарской), просфорная пекарня (под церковью) и хлебная и квасная службы (под трапезной). Такое использование этих помещений сохранялось без изменений еще и в середине XVIII века.

Успенская церковь невелика. Это не парадный храм для торжественных богослужений, а скромная “вседневная” церковь; она была “теплой”, приспособленной для богослужений в зимнее время. Алтарь отделен от основного помещения каменной алтарной преградой с низкими арочными проемами. В 1795 году на этой стене установлен “гладкий столярный иконостас”, который в 1843 году был позолочен.

Очень необычно расположены три главы Успенской церкви (на их глухих барабанах раньше были чешуйчатые купола с железными крестами, в 1783 году обитыми медью). В XVI веке церкви сооружались чаще одноглавыми и пятиглавыми (одна центральная глава и четыре меньших по углам); трехглавие встречается значительно реже, притом главы, обычно сдвинутые к востоку, располагались не в один ряд, а в два ряда: две и отдельно третья. Главы же Успенского собора вытянуты в одну линию: две меньшие главки, тесно подступая к центральной, как бы подкрепляют, усиливают ее.

Внешнее оформление Успенской церкви очень просто. Ее северная стена скрыта зданием келарской, западная — трапезной. Южная стена церкви (со стороны двора) обработана простыми лопатками (две по углам и одна, сдвинутая от центра к востоку, — на самой стене).

Над основным помещением Успенской церкви, в третьем ярусе, помещались два придела: придел “усекновение главы, Иоанна Предтечи”, созданный одновременно с постройкой церкви, и придел Дмитрия Солунского, открытый в 1605 году.

Объединение храмов с трапезными в едином блоке сложилось в монастырском строительстве довольно давно; вначале храм не выделялся как самостоятельная часть в плане и объеме здания, а представлял собою одно из небольших помещений при трапезной. Позднее, однако, храмы стали отдельными объемами, (примыкающими к трапезной обязательно с восточной стороны. Любопытно, что до конца XVI века храмы при монастырских трапезных строились без апсид (наружных алтарных выступов) и имели преимущественно шатровое покрытие. Успенская церковь Соловецкого Кремля представляет редкое исключение как наличием апсид, так и своим оригинальным трехглав нем. <…>

Грандиозная постройка Успенской церкви с келарской и трапезной палатами — первенец каменного строительства в Соловецком монастыре — была закончена летом 1557 года. 15 августа этого года Успенская церковь была освящена. В феврале 1717 года в Успенской церкви возник пожар: сгорели верхние приделы, одна из трех церковных глав и крыша над трапезной. Но в том же году повреждения были восстановлены. В 1753 году деревянные перекрытия паперти, примыкающей к трапезной с запада и соединенной с галереей, были заменены сводчатыми из кирпича. В течение XIX века неоднократно производились различные внешние и внутренние переделки этого комплекса; некоторые из них исказили, испортили его внешний облик (пристройка к келарской с севера трехэтажного здания, изменение формы крыши и т. д.).

Но и в несколько измененном виде этот памятник русской архитектуры XVI века не перестает удивлять и восхищать нас своей монументальностью, своим величием, достигнутыми весьма простыми средствами, бесхитростной мудростью древних зодчих…»

Источник: Богуславский Г.А. Острова Соловецкие. - Архангельск, 1978.

http://www.rusarch.ru/boguslavsky_g1.htm


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 августа 2024

«…Успенская церковь с трапезной и келарской палатами. Внешний вид трапезного комплекса.

Общежительный устав Соловецкого монастыря предполагал общую трапезу для всей братии и настоятеля, поэтому, когда братия умножилась к середине XVI века, появилась необходимость в строительстве новой трапезной с церковью при ней.

В 1552 году игумен Филипп благословил закладку Трапезной палаты, объединенной с Келарской палатой и Успенской церковью. Летописец записал: «Начаты строением каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезою и келарскою в одной стопе, со сводами на погребах». Строительством руководили новгородские мастера Игнатий Салка и Столыпа. Сооружение Трапезного комплекса было завершено за шесть летних сезонов в 1557 году в день престольного праздника Успенская церковь была освящена игуменом Филиппом.

Материалы для строительства использовались местные: основание Трапезного комплекса сложено из гранитных плит, стены - из кирпича местного производства, только известь для приготовления скрепляющего раствора была привозная. Известковый камень ломали под Орлецами на Северной Двине и лодьями доставляли на Соловки. Здесь его обжигали, а готовую известь гасили в течение 10-12 лет в ямах с водой. После отвердевания раствор набирал высокую прочность и огнестойкость. Лиственницу, сосну, осину для кровли заготавливали на материке, в Кемской и Сумской волостях.

При игумене Филиппе были внесены усовершенствования в технику строительного дела. Если раньше глину на кирпич копали и мяли вручную, то теперь это стали делать с помощью лошадей и волов. Лошади и волы использовались и при подъеме тяжестей (кирпича, леса и т.п.) во время строительства.

С северной стороны трапезный комплекс представляется двухъярусным. На первом ярусе, в подклетах, располагались хозяйственные службы: под Трапезной «погреба хлебный да квасной»; под Келарской - «хлебопекаренная и мукосейная службы»; под церковью - «просвиренные службы». Там же, в подклетах, находились и печи, обогревавшие здание. На втором ярусе расположены сами палаты и церковь. Если обойти трапезный комплекс с восточной стороны, мы окажемся в уютном дворике, куда выходит южный фасад трапезной и Успенской церкви. Отсюда видно, что церковь имеет два придела на третьем ярусе.

Одновременно с Успенской церковью был построен и освящен придел в память Усекновения главы Иоанна Крестителя. Престольный праздник этого придела совпадает с днем тезоименитства главного ктитора монастыря царя Иоанна Васильевича Грозного, и предполагалось, что до конца времен здесь будут возноситься молитвы о спасении его души.

В 1605 году алтарная часть третьего яруса была расширена в восточную сторону до размеров главного алтаря на втором ярусе. Тогда на третьем ярусе было устроено два придела: северный сохранил посвящение в память Усекновения главы Иоанна Крестителя, а южный был освящен в память Димитрия Солунского - святого покровителя царевича Димитрия, убитого в Угличе.

В связи с появлением самозванцев - Лжедмитриев - в монастыре решили обратиться с молитвой к великомученику Димитрию, чтобы он указал, кто по праву носит его имя. Интересно, что прекращение смуты в 1612 году связано с именем князя Димитрия Пожарского, святым покровителем которого также был священномученик Димитрий. Престол придела был освящен в 1717 году в честь святого покровителя «Димитрия Пожарского, как благотворителя обители».

Полюбовавшись южным фасадом трапезного комплекса, можно пройти под аркой галереи переходов и подняться на галерею по лестнице с западной стороны. Оттуда хорошо видна многоскатная щипцовая кровля Успенской церкви с тремя луковичными главками, крытыми деревянной чешуей — лемехом, на круглых шейках-барабанах без окон. На южный и северный фасады выходят по три сомкнутых щипца, на западный и восточный - по пять. В XVIII-XIX веках щипцовая кровля была заменена простым четырехскатным покрытием, как сейчас на Благовещенской церкви, а над Трапезной палатой кровля была устроена полукруглая с часовой башней с западной стороны.

После пожаров 1923 и 1932 годов здание оказалось почти разрушенным. В результате реставрационных работ, проведенных в 1970-80-х годах по проекту архитектора О. Д. Савицкой, Успенская трапезная церковь восстановлена в том виде, в котором она была задумана и выстроена игуменом Филиппом. Изломанный узор щипцовой кровли над церковью, плавные очертания луковичных глав, тени тесовой кровли на беленых стенах восполняют отсутствие каменного декора и придают нарядный вид суровому в своей простоте сооружению Трапезного комплекса.

Трапезная палата

Стены Трапезного комплекса выложены с уклоном внутрь. Они разделены по вертикали массивными прямоугольными выступами - лопатками, которые усиливают конструкцию стены в тех местах, на которые приходится основная нагрузка (пяты арок и сводов). Поэтому по расположению лопаток на фасаде легко представить внутреннюю структуру сводов. Некоторые лопатки обрываются по высоте или обходят оконные проемы за счет уменьшения ширины.

Все оконные и дверные проемы имеют арочную форму, но отличаются по размерам в зависимости от назначения. Основной вход в Трапезную палату устроен с западной стороны через паперть, которая в течение XVII-XIX веков неоднократно перестраивалась. Считается, что первоначально она была деревянной на столбах. В 1602 году при строительстве галереи была сооружена каменная лестница, которая ныне полностью восстановлена.

Северная часть паперти оставлена такой, какой она была в начале ХХ века. Первоначально в XVI веке западная стена Трапезной палаты была выше кровли, и в ее верхней части по новгородской традиции была устроена звонница: колокола были подвешены в арочных проемах.

Келарская палата имела свой вход, о котором говорится в описи 1705 года «Из той келарской на западной стене дверь, на крыльце в тое двери затвор деревянной, с того крыльца лесница каменная всходная, то крыльцо и лесница покрыты тесом». Каменная лестница и крыльцо безвозвратно утрачены, подняться в Келарскую палату можно по восстановленной в 1989 году реставраторами деревянной лестнице.

Трапезная Соловецкого монастыря превосходит по размерам все аналогичные одностолпные монастырские трапезные палаты XV-XVI веков, ее площадь составляет 483 кв. метра. Лишь площадь одностолпной Грановитой палаты в Московском Кремле, где царь принимал иностранных послов, на 13 кв. метров больше. Палата перекрыта цилиндрическими сводами, опирающимися на стены толщиной до трех метров и на центральный столп, диаметр которого составляет около четырех метров. Нижняя часть столпа сложена из тесаного белого камня, а верхняя, переходящая в своды, - из кирпича. Первоначально пол в Трапезной палате был выложен из поливной керамической плитки. На фотографиях XIX века виден паркетный пол.

К этому времени изменилась и система отопления. Вместо печи в подклете, от которой теплый воздух распространялся по воздуховодам, фрагмент одного из которых можно и теперь видеть в северной стене, были устроены три печи прямо в трапезной. В описи 1866 года указано: «в западной стене трапезы выложена из кирпича печь, которая топится из паперти, и две печи находятся в трапезе в углах при западной же стене. Обиты листовым железом и раскрашены масляными красками».

Входы из Трапезной в Успенскую церковь и в Келарскую палату были оформлены перспективными порталами. Тот, что ведет в церковь, частично реконструирован: богатое обрамление дверного проема было образовано уступами круглых и прямоугольных тяг с декоративными вставками в виде «дынек». Вход в Келарскую украшен скромнее - он имеет в обрамлении только один уступ и круглую тягу.

Палату освещают восемь окон - по четыре с южной и северной сторон. Окна были растесаны сначала в 1747, а затем в 1800 годах, чтобы увеличить световой поток. В 70-80-е годы ХХ века была восстановлена арочная форма окон с откосами, расширяющимися внутрь палаты. Нынешние оконные переплеты имитируют металлические оконницы, в которые вставлялась слюда.

В 1800 году в стене, отделяющей палату от Успенской церкви, была сделана арка, «открывающая, - писал архимандрит Досифей, - все внутреннее церковное благолепие». Таким образом, молитвенное пространство храма было расширено за счет помещения Трапезной. Появилась возможность совершать богослужения в Успенской церкви для большого количества молящихся, например, в престольный праздник. В 1825 году стены и своды трапезной были расписаны маслом картинами из библейской истории с изображением разных святых. Роспись была утрачена во время пожара 1923 года. В 70-е годы XX века в Трапезной палате были проведены масштабные реставрационные работы: укреплены своды, заложена арка, восстановлен перспективный портал, обрамляющий вход в Успенскую церковь, и внутристенная лестница в верхние приделы. Теперь интерьер Трапезной палаты выдержан в стиле XVI века, не решен, однако, вопрос отопления.

В Трапезной палате питалась монастырская братия, гости обители и «чистая публика». Вот как описывал братскую трапезу священник-паломник отец Николай Емельянов в 1892 году: «Это громадная комната со сводами, которые поддерживаются необыкновенной толщины колонной, расположенной посередине. По сводам и по стенам она вся расписана живописью. В передней части трапезной, против главного ее входа, помещается церковь во имя Успения Божией Матери. Повсюду у стен расставлены длинные столы с чистыми белыми скатертями и приборами, состоящими из тарелки, ложки, вилки, ножа и салфетки. Вся монастырская братия располагается за столы по чинам. Иеромонахи во главе с игуменом и наместником занимают передний стол у восточной стены. Далее вдоль правой стены, близ окон, тянутся столы до самого входа, за которые садятся иеродиаконы и рясофорные монахи; на левой стороне у стены расположены столы для послушников, у задней стены столы предназначены для богомольцев, одетых почище. Крестьяне обедают с служителями; женщины же отдельно от всех. В большинстве случаев публику различают по платью. Мне отцы иеромонахи предложили занять почетное место против настоятеля монастыря. За обедом или ужином соблюдается такой порядок. Сначала все, стоя у своих мест, ждут удара колокола, который висит с протянутым шнурком близ настоятельского стула. При первом ударе в колокол настоятелем все молятся и садятся. В это время в дверях, идущих с кухни в трапезную, в ожидании второго звонка стоят более 50-ти человек послушников с закрытыми мисками и блюдами в руках. Раздался второй удар колокола, и все послушники целой волной поспешно входят в трапезную... и в один момент расставляют свою ношу по столам. Но есть еще не начинают. Лишь при третьем ударе колокола ложки опускаются в миски. Таким же образом и третья перемена блюд возвещается колоколом. Ужин прошел тихо и безмолвно; разговоров никто себе не позволял. Все время ужина монах, стоя среди трапезной на особом возвышении в виде кафедры, читал Священное Писание. На ужине при мне было подано: соленая сельдь, окрошка из соленой трески с капустою и картофелем, суп из палтуса, просовая каша со скоромным маслом и кислое молоко. Кроме того перед каждым лежал огромный ломоть черного хлеба весом приблизительно в 1,5 фунта (около 0,6 кг). Ужин кончился, раздался звонок, все встали из-за стола и началось чтение вечерних молитв». В день престольного праздника Святой Троицы «на обед были поданы холодное из вареной семги с квасом, суп из семги, уха из свежей трески, каша просовая со скоромным маслом и свежее молоко с булкою».

После праздничных богослужений на трапезу торжественно шли из храма с чином о Панагии (несли впереди большую богородичную просфору, которую в конце трапезы разрезали и раздавали присутствующим). «В конце трапезы разносились кусочки просфоры, или богородичного хлеба, освященные в конце пением и разрезанного при том же пении и тогда же. Певчие пели потом молитвы и от- пуст, и затем все расходились».

Полный набор столовых приборов полагался только за игуменским столом. На других столах каждому едоку предназначалась деревянная ложка и оловянная тарелка. Суповая миска полагалась одна на четырех человек. К. Коковцев, посещавший Соловки летом 1900 года, писал, что, хотя непривычно было есть суп из общей миски, чувства брезгливости он не испытывал. «Здесь, в далекой пустыне Соловецкой обители, среди людей, связанных одной общей идеальной целью, с особенной силой проникает в душу сознание единения, сознание братства людей во Христе».

Для многочисленных богомольцев из простого народа имелась так называемая нижняя трапезная 1%, женщины питались в отдельном помещении. Все три дня богомольцы пользовались трапезной бесплатно. Желающие сделать какое- либо пожертвование на содержание трапезной опускали его в находившиеся там кружки.

Обычно богомольцы были довольны трапезой: «Весьма хорошо в Соловецком монастыре для странных людей: хотя 1000 человек, всех накормят и напоят. И что братия кушают, то и трудники одну пищу употребляют. За поздней обедней поставляют братии 8 перемен кушаний: 1-е кушание - холодные сельди хорошие с луком и деревянным маслом, 2-е кушание - щи с грибами, капуста белая как снег, 3-е кушание - суп с картошки и с лавровым листом, и с перцем, от одного запаха сыт будешь, 4-е кушание - картошка жареная с маслом, 5-е - макароны, 6-е - рыба белужина, 7-е - каша с маслом, ежели постный день, с постным, а ежели скором- ный, то со скоромным и подают молоко, 8-е - булки чистые и по укруху хлеба житного. Квас - настоящее питие хорошее». Помимо трапезы, из съестного в монастыре можно было купить хлеб, булки, соленую рыбу, заказать пирог с рыбой.

Пищу готовили в Поваренном корпусе и доставляли в Келарскую палату по переходам, которые были устроены в 1799 году на проездной арке. Келарская одностолпная палата с архитектурной точки зрения подобна Трапезной, только меньшего масштаба, а функционально она в XIX веке выполняла роль сервировочной, где хранилась в шкафах посуда, и пища раскладывалась по мискам и блюдам перед подачей на столы.

Трапезная палата была также местом общего собрания всей монастырской братии - большого черного собора. Соборы созывались для решения хозяйственных и церковных вопросов, для выбора настоятелей.

Церковь Успения Божией Матери

Успенская церковь в плане квадратная, небольшая, она отапливалась от печей пекарни и просфорни. По площади алтарь и помещение для молящихся почти одинаковы. Они перекрыты одинаковыми цилиндрическими сводами, которые опираются соответственно на восточную и западную стены и на алтарную преграду, в которой три арки соответствуют царским, северным и южным вратам иконостаса.

К алтарной преграде крепился иконостас. В XIX веке он был «столярной работы, о двух ярусах, вместо краски обложен свинцом, с колоннами и резьбою вызолоченными червонным золотом, на полимент». Над царскими вратами «в сиянии вызолоченном на полимент» находилась икона Успения Пресвятой Богородицы, по размерам (29х42 см) и письму - точная копия чудотворной Киево-Печерской иконы. Икона была пожертвована в 1715 году царевной Марией Алексеевной в Голгофский скит. Серебряная с позолотой чеканной работы риза была устроена монастырским иждивением в 1854 году. В местном ряду иконостаса сохранились большие древние иконы в сребропозлащенных ризах: справа - поясное изображение Спасителя, сидящего на херувимах, и Успения Пресвятой Богородицы, Иверской Божией Матери, оклад которой был пожертвован в 1798 году П. И. Кальнишевским, и Пресвятой Троицы с библейскими историями в клеймах.

К настоящему времени интерьер храма в архитектурном отношении восстановлен. На примере Успенского храма можно видеть характерную особенность сооружений ХVІ века - наличие внутристенных камер и ниш, которые предназначались для хранения церковной утвари и обогрева помещения. В Успенской церкви две небольшие внутристенные комнаты расположены в южной стене: в одной из них хранились церковные облачения, в другой - богослужебные книги. В северной стене устроены три ниши: самая большая служила книжным шкафчиком для клироса (в кладке даже остались пазы для деревянных полок), небольшая верхняя ниша служила для обогрева (в ней осталось отверстие для горячего воздуха, поднимавшегося от печи пекарни, и вентиляционное отверстие; остались также вделанные в кладку железные крюки для дверцы, которой закрывалась ниша). В толще западной стены устроена лестница, ведущая наверх, в приделы. Арочное окно в южной стене закрыто металлической оконницей, в которую вставлена слюда (прозрачный слоистый минерал, который в монастырские времена добывался на материке в районе села Кереть).

В XIX веке стены и своды Успенской церкви одновременно с Трапезной палатой были расписаны сюжетами из Священного Писания и из Патериковых повестей. Например, на одной из картин можно было увидеть изображение кающегося грешника и схимника, приемлющего покаяние. Из уст кающегося выходили разные гады и, наконец, змея. К этой картине дано объяснение: «Сей грешник прииде ко схимнику, дабы покаяться во гресех своих. И виде схимник, что по наименованию грехов из гортани кающегося излетают гады и всяческая мерзость - скорпии и жабы, василиски и аспиды, хамелеоны и драконы крылатые, напоследок показалась оттуда глава змия погибельного. Но грешник не покаялся искренне, и змий обратно в гортани сокрыся. Из сего научитеся не таиться пред пастырем во дни покаянные». Наглядно, просто и поучительно.

Примечания

1. Келарь - второе, после настоятеля, лицо в монастырской иерархии в XVI-XIX веках. Он ведал хозяйством обители, поэтому палата была одновременно канцелярией и кладовой. В Х?ІІ веке в ней хранились книги, документы, посуда. Палата одностолпная, в плане квадратная, перекрыта перекрещивающимися цилиндрическими сводами. В северной и западной стенах сделаны внутренние камеры, в южной стене - лестница, ведущая в подклет.

2. В конце ХІХ в. в хлебопекарне выпекали хлеб в двух огромных печах, в каждой из которых помещалось по 150 хлебов по 25 фунтов (10,25 кг) весом. В хлебопекарне на лавке сохранялся «пятипудовый дикий камень, служивший возглавием для отдыха после трудов свт. Филиппу вместо подушки».

3. Через большую кованую дверь с северной стороны можно войти внутрь печи, обогревавшей трапезную. Окно с коваными ставнями слева - поддувало, которое открывалось во время топки. Оно расположено не внизу, как у обычной печи, а выше уровня закладки дров, чтобы обеспечить медленное сгорание. Дым поднимался вверх в дымоход, а горячий воздух расходился по воздуховодным каналам (слева и справа) в толще стен и под полом.

4. В настоящее время службы в приделе не совершаются, но в братском синодике поминается имя схимонаха Ионы, так как перед кончиной царь Иоанн IV принял схиму.

5. В Нижегородской земле существует предание, что в 1606 году князь Д. М. Пожарский привез из Соловецкого монастыря чудотворный Животворящий Крест Господень, который был поставлен «в монастырь Петровский ради избавления от морового поветрия и нашествия Гетман, который и до ныне стоит в церкви Преображения Господня и всем с верою приходящим подает неоскудно изцеления» (Гациский А. С. Нижегородский летописец. Н. Новгород, 2001. С. 419)

6. Коковцев К. Поездка в Соловецкий монастырь. С-Пб. 1901. С. 47.

7. Общая трапезная была построена в 1798 году к востоку от алтаря Успенской церкви на фундаменте старых келий. В первом ярусе здания находились кладовые для хранения продуктов, во втором - трапезная для богомольцев длиной 23 сажени (около 50 метров). Во времена Учебного Отряда Северного Флота в этом помещении был спортзал.

8. Поваренный корпус построен в конце XVI века. В 1796 году он реконструирован: сделаны большие окна, настлан кирпичный пол, устроен большой очаг с котлами и трубой. Из Святого озера проведена подземная труба в котел, где вода согревалась и через медные трубы выпуска- лась. В верхнем ярусе корпуса были келии для поваров.

9. Полимент - тип столярного лака…»

Из книги: Никона (Осипенко), монахиня. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника / [Никона (Осипенко), монахиня]; Спасо-Преображен. Соловец. ставропиг. муж. монастырь. - Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2017, стр. 405-415.



Комментарии и обсуждение


В настоящее время Трапезную палату и церковь Успения Пресвятой Богородицы показывают посетителям во время экскурсий по монастырю. В Трапезной несколько раз в году устраивают праздничные трапезы для гостей и братии. В помещении бывшей монастырской хлебни действует поселковая пекарня.

http://solovki-monastyr.ru/abbey/development/

8 июня 2016.

Как видно по работам художников В.А. Плотникова и А.И. Вахрамеева (1900-е гг.), центральная глава Успенской церкви Соловецкого монастыря имела голубую с позолоченными звёздами окраску.

2 октября 2024, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Егор Малышев.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.