«…От Савватиева скита хорошо видна церковь на вершине Секирной горы, названной так в память об ангелах, высекших жену рыбака.
Это место обжито в середине XIX века, тогда же у подножия Секирной горы был поставлен камень с надписью: «На Чудову гору вход женскому полу возбранен по тому случаю, когда преподобные Савватий и Герман жили на сем месте, рыболовы, проживая летом с женами под горою, оскорбляли преподобных, чтобы изгнать их из острова. Перст Божий явил чудо. Ангелы в виде двух светозарных юношей изгнали рыболова жену прутьями из горы. На крик ея пришел преподобный Савватий «согласно житию – Герман», коему жена сказала, что ангелы, изгоняя ея говорили: "Сей остров назначен Богом для иноков". Это чудо заставило рыболовов оставить остров и благоговеть к преподобным, а женский пол не бывает на этой горе по таинственному страху». Памятуя о том, как ангелы высекли жену рыбака, гору прозвали Секирной. После устроения на горе Свято-Вознесенского скита паломницам разрешено было бывать здесь.
Окрестности скита были хорошо обустроены и ухожены: на южном склоне устроены ягодники и огороды, дорожки выложены булыжниками, на крутом склоне с западной стороны в сторону Савватиева устроена лестница, насчитывающая 294 ступени.
На середине восточного склона горы, по которому к скиту ведет пологая дорога, сохранилась валунная баня XIX века, рядом с ней колодец.
«Часовня во имя святого архангела Михаила Чуда в Хонех, каменная, восьмиугольная, с деревянным круглым фонарем, построенная на юго-восточной стороне подле горы Секирной в память бывшего чуда от ангелов, бивших жену, при жизни при Савватия и Германа», не сохранилась. Внутри часовни был с восточной стороны одноярусный иконостас «столярной работы». В нем иконы: Спасителя сидящего на престоле, по сторонам от Него - иконы Иоанна Предтечи и Пресвятой Богородицы в рост, и, с южной стороны, иконы «Чуда Архистратига Михаила, по сторонам преподобные Савватий и Герман, а по углам в клеймах житие 33х28 вершков (147х124 см)», а с северной - Благовещения Пресвятой Богородицы. Икона «Чудо Архистратига Михаила» после закрытия монастыря была вывезена в музей- усадьбу «Коломенское», а в 1993 году возвращена Соловецкому монастырю и находится теперь на алтарной стене над правым клиросом в верхнем храме.
Свято-Вознесенский скит в первые же лагерные годы был превращен в штрафной изолятор, куда направляли проштрафившихся на островах, пойманных беглецов с Кемперпункта и с материковых командировок УСЛОНа. В штрафной изолятор заключали на срок от 1 месяца до 1 года за побеги и подготовку к ним, за отказ от работы, за самоувечье и за «контрреволюционную агитацию в лагере».
Вокруг церкви поставили 3 сторожевые будки. Храм превратили в тюремный замок, каждый ярус которого был разделен на 3 отделения: общая камера, одиночные и «особые» - за взятки для привилегированных заключенных, а в келейном корпусе помещалась охрана из СОП (Соловецкого особого полка). В воспоминаниях И. М. Зайцева на рисунке с планом скита надпись: «Гора Секирная. Здесь был монастырский скит и высокочтимый храм. Прежде место горячих молений и душевных успокоений, а теперь место коммунистического ада». Иван Матвеевич писал: «Штраф-изолятор помещается в большом двухэтажном здании на горе Секирной. В этом здании прежде, в славное время процветания Соловецкой обители, были два монастырских храма. Прежние боковые алтари переделаны в карцеры, где теперь происходят избиения строптивых и обезумевших от кошмарного режима штрафников и бесчеловечное насильственное одевание на них смирительных рубах. В верхнем этаже, где в храме был расположен Святой Жертвенник, теперь стоит огромная "параша" для большой нужды ("параша" большая кадка с положенной на ней доской для ног). Различие между этажами в суровости режима. Заключенные в "нижнем изоляторе" имеют некоторые облегчения в сравнении со штрафниками "верхнего изолятора".
Сначала все прибывающие на Секирную новички заточаются в "верхний штраф-изолятор". По прошествии более или менее продолжительного времени, когда администрация "изолятора" убедится, что заключенный "перевоспитан" - это по-чекистски, а по-человечески - морально убит, то его снимают в нижний изолятор.
Штрафники верхнего изолятора содержатся в невыносимо кошмарной обстановке... Главною сугубо-суровою особенностью содержания заточенных в верхнем изоляторе является та бесчеловечная пытка, что штрафники должны сидеть полуголыми. Каждый может иметь на себе лишь нижнюю рубашку и кальсоны. Все сидят босые с непокрытой головой. Абсолютно все вещи отбираются у ни на все время заточения. У многих из уголовников вместо рубашек и кальсон висят одни лохмотья. У всех мнимое белье приняло от давности пепельно-земельный цвет. Нужно лишь представить себе, что несчастные узники сидят в таком виде в холодном каменном, не отапливаемом здании, притом громадной высоты, которое они должны согревать своей теплотой. И это в холодную приполярную зиму. Я сидел в верхнем изоляторе с 20 сентября по 10 декабря. В это время на Соловках была довольно суровая зима. Правда, в конце ноября (1926 г.), вследствие массовых простудных заболеваний и благодаря настойчивым ежедневным слезным мольбам, начальник IV отделения (это изолятор) Кучма разрешил поставить железную печку (времянку), которую топили лишь на ночь с 20 до 24 часов. Теплоту ощущали лишь близлежащие к печке арестанты.
Тот же Кучма допустил и другое послабление: он разрешил выдавать на ночь штрафникам по одному предмету из верхнего одеяния, - или пальто, у кого есть, или пиджак. Большинство "шпаны" не имели никакого верхнего одеяния, и они проводили все время в полуголом виде, и так пребывали несколько месяцев...
B сильные холода некоторые дежурные по отделению разрешали составлять группы для согревания. Это делалось таким образом: четыре человека, сидя на нарах, прижимались спинами плотно один к другому, наружную часть тела согревали, хлопая ладонями по плечам, бокам и ногам. У нас были даже выработаны приемы, как бы групповой гимнастики - все делали по команде; приемы выполнялись по счету, и выходило хорошо... Это гораздо удобнее, чем каждый отдельно будет хлопать себя и беспокоить других...
Под Секирной горой, где начинается дорога на Савватиево, в 1992 году в присутствии Святейшего Патриарха Алексия архимандритом Иосифом с братией установлен поклонный крест в память всех здесь пострадавших. Лестница рядом с крестом напоминает о том, что Крест - «небесная лествица, ступеням святыни наставниче, Христова высота и слава, Божий образ назнаменателен, миру невидимому же и видимому единочестне».
В 2003 году восстановлен девятиметровый поклонный крест с восточной стороны горы. Надпись 1837-1937 на перекладине креста напоминает о том, что крест был изготовлен в 1836 году в память четырехсотлетия прихода на Соловки преподобных Зосимы и Германа, воздвигнут - в 1837 году и простоял сто лет до 1937 года, когда был спилен и вместе с заготовленным лесом отправлен на материк.
С 2003 года в Свято-Вознесенском скиту на Секирной горе возобновилась монашеская жизнь: совершаются регулярные богослужения, на которых скитоначальник иеромонах Матфей с братией возносят молитвы о всех убиенных и замученных в штрафном изоляторе СЛОНа.
В июле 2006 года на юго-западном склоне горы было обнаружено около 60 могильных ям, из них вскрыто 9. Их обследование показало, что в самой большой яме покоятся останки 26 человек, причем 22 из них убиты выстрелами в голову, а четверо - в грудь. У всех погибших перед расстрелом были связаны руки. Найденные в яме пули и гильзы указывают на то, что расстрел производился прямо на месте. На всех обнаруженных могилах ныне установлены кресты, возле которых братия монастыря и паломнические группы совершают панихиды и литии.
21 ноября 2007 года у тропы, ведущей на мемориальное кладбище, была освящена часовня в память Собора новомучеников и исповедников Соловецких, построенная братией скита. В часовне поставлен большой кипарисовый крест, вырезанный одним из насельников скита, и икона Собора новомучеников и исповедников Соловецких.
21 августа 2008 года рядом с часовней был воздвигнут шестиметровый поклонный крест в память всех пострадавших в годы гонений. Отличительной особенностью этого креста стало укрупненное изображение символов страданий Спасителя - большого тернового венца вокруг перекрестья и четырех гвоздей - по два на самой длинной поперечной и нижней косой перекладинах с надписью «Сей гвоздь Господень». Красный цвет креста ассоциируется в церковном предании не только со страданиями мучеников, но и Пасхальными торжествами с воскресением в жизнь вечную.
10 февраля 2013 года в воскресный день, в который совершалась память Собора новомучеников и исповедников Российских, состоялось освящение престола в нижнем храме Свято-Вознесенского скита в честь чуда святого архистратига Михаила в Хонех. Чин освящения храма и первую божественную Литургию в новоосвященном храме совершил преосвященный Феогност (Гузиков), архиепископ Сергиево-Посадский при сослужении наместника и игумена Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия (Шутова), скитоначальника иеромонаха Матфея и прочей братии.
В 2013 году исполнилось 150 лет со времени первого освящения престола этого храма, которое было совершено 30 июня/12 июля 1863 г. при архимандрите Порфирии (Карабиневиче), 90 лет со времени организации СЛОНа и 10 лет с начала возобновления монашеской жизни в Свято-Вознесенском скиту. Когда на эти совпадения обратили внимание владыки Феогноста, он прокомментировал: «В действии Промысла Божия ошибок не бывает».
В том же 2013 году 18 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения верхнего храма Вознесения Господня. В проповеди после Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл сказал: «10 лет прошло с тех пор, как возобновилась здесь монашеская жизнь... И я хотел бы выразить сердечную благодарность Вам, отец Матфей, за то, что Вы были первым монахом, который прибыл на Секирную гору в качестве смотрителя этого маяка и этого храма, в то время оскверненного, и здесь началось Ваше подвижническое служение по восстановлению скита на Секирной горе... Сегодня мы вспоминали всех тех, кто был невинно погублен на Секирной горе, отдавая дань силе веры людей, а также и силе монашеского подвига, который процветал здесь, особенно в веке ХІХ, и который явил себя и в веках ХХ и ХХІ. Радуемся, что трудами монашествующих возрождена здесь скитская жизнь, возрождены храмы».
Патриарх Кирилл вручил братии Свято-Вознесенского скита Иверскую икону Божией Матери, которую он получил в качестве подарка на Святой горе Афон…»
Из книги: Никона (Осипенко), монахиня. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника / [Никона (Осипенко), монахиня]; Спасо-Преображен. Соловец. ставропиг. муж. монастырь. - Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2017, стр. 564-576.