Со стороны центрального двора Соловецкого монастыря сквозь арку перехода, соединяющую паперть Спасо-Преображенского собора с монастырской ризницей, проглядывает маленькая культовая постройка. Ее низкая двухскатная кровля увенчана небольшой покрытой медью главкой с крестом. Западная стена с двумя прямоугольниками зарешеченных окон и арочным дверным проемом слегка выдается из подклета Троицкого собора. Так сегодня после недавней реставрации фасада выглядит церковь прп. Германа, возведенная в 1859 г. и освященная на следующий год 24 мая. Исследователи соловецкого зодчества обошли вниманием это внешне невзрачное здание. Между тем, в историческом аспекте перед нами один из важнейших сакральных объектов обители — усыпальница, где в границах несуществующих разобранных древних часовен ХVI–ХVIII вв. располагались могилы трех соловецких святых: Савватия (†1435), Германа (†1484) и Маркелла (†1663). История данной церкви возвращает нас к первым страницам некрополя Соловецкого монастыря. «В лето 7130 при игумене Иринархе было обретение мощей преподобнаго аввы Германа». Вовсе не случайно последующие описи Соловецкого монастыря 1632, 1640 и 1645 гг. упоминают деревянную «гробницу Германа» над его могилой. Это свидетельство начала почитания Германа на Соловках как местного святого. В описи монастыря 1668 г. вместо гробницы отмечена «часовня прп. Германа». Все это происходило задолго до официального прославления Германа, состоявшегося только в 1690 г. по грамоте архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия.
В середине XVIII в. часовня прп. Германа представляла собой небольшую прямоугольную в плане бревенчатую постройку с двухскатной деревянной кровлей, увенчанной небольшой главкой, и с прямоугольником окна в центре западной стены. В 1753 г. на месте деревянной часовни зодчим из Холмогор была выстроена каменная, о чем подробно сообщает Соловецкий летописец конца ХVIII в.: «Построена часовня каменная четыреугольная с осмериком вместо прежней деревянной, где погребен был преподобный Савватий и где преподобный Герман почивает и архиепископ Вологодский Маркелл. От северной стены сделаны надписи две на каменных плитах с написанием». Одновременно рядом была выстроена часовня прп. Иринарха. Часовня Германа сохраняла свой облик в следующем столетии. Изображение каменной часовни имеется на ряде гравюр. Четверик покрыт четырехскатной крышей. На четверике — восьмерик со световыми окнами. Венчает его барабан с главкой. Вход в усыпальницу расположен с запада, дверь прямоугольной формы. В 1859 г. часовню ХVIII в. сменило существующее здание церкви, которое оказалось в подклете построенного одновременно с ней Троицкого собора. В описях 1866 и 1899 гг. о церкви прп. Германа сказано: «... с западной части выдается на пять три четверти аршин, кровля ее на два ската, на ней одна глава малая покрыта железом и окрашена кобальтом, крест деревянный восьмиконечный вызолочен червонным золотом на мардане». Помещение церкви было вытянуто: «Внутри церковь длиною 15, алтарь 6,5 аршин, шириною 7 аршин 2 вершка». Первая опись этой церкви 1866 г. отмечает четыре окна в алтаре (одно заложено) и пять в самой церкви. Во всех — решетки. Входные двери с запада — деревянные. Снаружи их дополняли решетчатые железные двери. В церкви имелся иконостас. Интерьер церкви Германа этого времени запечатлела единственная фотография, выполненная в конце ХIХ в. Яковом Лейцингером. Пол побеленного сводчатого помещения выстлан квадратными белокаменными плитами. Вдали одноступенчатая солея. К ней и царским дверям ведет ковровая дорожка. Иконостас достаточно скромный. На южной стене в межоконных просветах — по иконе. С потолка свисает изящное паникадило с 12 свечами. Окна с летними рамами забраны железными фигурными решетками. У южной стены напротив мемориальной доски установлена рака прп. Германа на невысоком каменном постаменте.
В советский период, во время существования на Соловках концлагеря (1923-1939 гг.), Германовская церковь была полностью разорена, ее интерьер уничтожен, хотя и не сразу. В 1923 г., когда создававшийся на Соловках концлагерь стал активно осваивать здания упраздненного монастыря, ее удалось отстоять. Прибывшая на Соловки комиссия Наркомпроса в составе П.Д. Барановского, Н.Н. Померанцева, Е.И. Силина отметила, что «церковь пр. Германа как типичный памятник своего времени остается полностью за отделом музеев» Наркомпроса. Такой оценке немало способствовало то обстоятельство, что это была одна из немногих построек, не пострадавших во время мощного пожара 1923 г. При концлагере в церкви прп. Германа располагался продуктовый ларек для заключенных. В 1998 г. Германовская церковь представляла собой пустое помещение с земляным полом. Только при входе сохранилось два-три ряда белокаменных плит. В юго-западном углу, при входе, на одной плите имелось небольшое заглубление, оставленное молившимися коленопреклоненными людьми. Моление могло совершаться перед гробницей преподобного.
Владимир Буров. Альманах «Соловецкое море». № 4. 2005 г.