ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Соловецкий. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня.


Соловецкий. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня
Колокольня. Действует.  
Год постройки:Между 1776 и 1777.
Адрес:
Россия, Архангельская область, Соловецкий район, поселок Соловецкий

Координаты: 65.02484, 35.71015





Сортировка:

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня
inkosm137
26 мая 2024
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
16 августа 2021
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
sasa_1941
10 августа 2018
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня, Вид на собор<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Вид на собор
George
4 июня 2011
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
16 августа 2021
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня, реставрация колокольни (изнутри)<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
реставрация колокольни (изнутри)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня, ход на колокольню<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
ход на колокольню
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Колокольня, С. М. Прокудин-Горский. Соловецкий монастырь. 1916 год. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=1108<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
С. М. Прокудин-Горский. Соловецкий монастырь. 1916 год. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=1108
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1916



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  24 июня 2016

Рядом с Никольским храмом находится колокольня. Высота ее – 50 метров. Это самое высокое здание монастыря. Современная колокольня возведена в 1777 году на валунном основании прежней трехшатровой звонницы.

В описи 1676 года о звоннице говорится так: «В Соловецком же монастыре колокольня о семи столпах камена, три столпа из земли, а прочие столпы на сводах церковных». Каменной звоннице, в свою очередь, предшествовала деревянная.

Здание колокольни оформлено под влиянием западноевропейского барокко, его отличают легкость и нарядность. Стены украшают межъярусные карнизы и живописные колонны-контрфорсы. Под высокой восьмигранной кровлей находятся круглой формы окна, которые называются люкарнами, над кровлей – двухъярусный барабан сложной формы. Венчающий здание шпиль был устроен в 1846 году. На двух верхних ярусах колокольни размещались колокола, на нижнем – в 1798 году была устроена книгохранительная палата (библиотека).

В начале XX века на соловецкой колокольне насчитывалось 35 колоколов. Судьба старых звонов неизвестна – после закрытия обители ни одного из них в монастыре не сохранилось.

Колокола на Соловках вновь зазвучали 20 августа 1992 года. Праздничным звоном они встречали вернувшиеся в монастырь мощи Зосимы, Савватия и Германа. Звонили они и в честь Святейшего Патриарха Алексия II, который в тот день впервые прибыл на Соловецкие острова. Перед знаменательным днем на колокольню подняли 15 колоколов: 3 новых звона и 12, переданных монастырю из фондов Соловецкого музея-заповедника.

В 2007 году в Соловецкий монастырь доставили новый набор из 23 колоколов, отлитых на средства благотворителей на Воронежском колокололитейном заводе. Для них устроили временную звонницу вблизи Трапезной палаты. В августе 2011 года 13 новых колоколов подняли на колокольню, предварительно сняв оттуда старые звоны. Остальные разместят на колокольне после того, как завершится ее реставрации.

http://solovki-monastyr.ru/abbey/development/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 августа 2024

«…Нет сомнения, что первая звонница появилась в Соловецком монастыре тогда же, когда были построены первые деревянные церкви. Она, по-видимому, была невысокой, или примыкавшей к зданию церкви, или стоявшей отдельно.

В XVI веке звонницы при церквах и монастырях, помимо своего прямого назначения, начали играть роль самостоятельной архитектурной единицы: они представляли собою в общем ансамбле вертикаль, организующую весь силуэт; строились высокие многоярусные (позднее шатровые), богато декорированные колокольни.

О времени сооружения первой каменной колокольни в Соловецком монастыре документы ничего не говорят. Скорее всего, она была построена в XVII веке; на всех гравюрах, начиная с 1710 года, колокольня эта изображается совершенно одинаково. Есть упоминания о том, что архитектура ее была не свободна от некоторого влияния готики. Это была трехъярусная колокольня, построенная, как и соборы, “на погребах”; по углам каждого из ярусов, поднимавшихся вверх небольшими уступами, стояли парные колонны, проем первого яруса имел килевидный рисунок, проемы остальных — полуциркульные. Над третьим ярусом находились часы (об этом упоминает в своих путевых заметках, относящихся к 1752 году, Я. Я. Мордвинов). Колокольня была увенчана круглой беседкой, над которой поднимался фигурный шпиль.

В 1776 году эта колокольня, пришедшая в ветхость, была разобрана, и вместо нее на том же месте и, в основном, по тому же образцу было начато строительство новой — той, что дошла до нас. В сентябре 1777 года она была закончена и на нее подняли колокола.

Она покоится на мощном цоколе, сложенном из семи ровных слоев дикого камня, — огромные булыжные блоки, скрепленные известковым раствором. Верхний край цоколя находится на уровне второго этажа галереи. Над этим цоколем поднимаются три выложенных из кирпича яруса самой колокольни, квадратных в плане. Первый ярус занят обширной сводчатой палатой, которая в 1797 году была оборудована для размещения монастырской библиотеки. Над ним уступом идет второй ярус, имеющий на каждую сторону по одному полуциркульному проему; высота этого яруса 7,2 метра, снаружи он обработан пилястрами на углах и по краям каждого из проемов. Третий ярус (его высота до основания главы 12,3 метра) по площади значительно меньше второго; сильный уступ скрадывается 12-ю колоннами квадратного сечения, стоящими (по три) на каждом из углов и вверху смыкающимися с кладкой стены. По краю этого яруса снаружи идет открытый ход, причем пространство между стеной яруса и колоннами оформлено в виде арочек. Над четырьмя широкими проемами этого яруса размещены круглые проемы, над которыми выступают архитектурно обработанные слуховые окна. Крутая четырехскатная кровля подходит к четырехгранному (со срезанными ребрами) глухому основанию главы; шейка главы обрамлена декоративным пояском, а над нею — чешуйчатый купол со шпилем. Общая высота колокольни (со шпилем) — 27 сажен (57,5 метра).

В 1846 году (одновременно с такими же переделками в соседней часовой башне) ветхая деревянная кровля колокольни была заменена железной и выкрашена в зеленый цвет, а также был сделан из железа и покрыт золоченой медью новый шпиль с яблоком и крестом.

Во время существования монастыря на втором и третьем ярусах этой колокольни было размещено 35 колоколов разных размеров. Древнейший колокол Соловецкого монастыря, о котором мы имеем сведения, был отлит в 1545 году и получил имя “благовестный плакун”.

В 1560 году, по-видимому, в связи со строительством Преображенского собора Иван IV “пожаловал” монастырю два малых “зазвонных” колокола (весом по 25 пудов) и 720 рублей специально на “строение” новых колоколов. На эту сумму монастырь вскоре приобрел три колокола, отлитых во Пскове “старанием” князя А. И. Воротынского. Один из этих колоколов (“Преподобнический”), весом 173 1/2 пуда, был отлит в июле 1557 года “мастерами псковскими запсковского конца Матвеем Григорьевым сыном да Кузьмой Михайловым сыном”; они же изготовили в 1559 году в том же “преименитом граде Пскове” второй из этих колоколов, весом 30 пудов. Третий колокол весом 80 пудов 14 фунтов отлил в 1547 году “мастер Трофим Оскарев Псковитин”.

Отлитый во Пскове в 1587 году “Иваном Матвеевым сыном; Псковитином” 150-пудовый колокол был подарен монастырю боярином Д. И; Годуновым. Вскоре к нему прибавился также поступивший в дар колокол, изготовленный новгородскими литейщиками в 1597 году, и большой (995 пудов) колокол, отлитый “старцем Сергием” в 1600 году в Соловецком монастыре и названный “Борисовичем”, так как на него пошли 500 пудов меди и 100 пудов олова, специально присланные от царя Бориса Годунова. В декабре 1719 года мастер Василий Осипов отлил в самом монастыре 80-пудовый колокол, названный, как гласила надпись на нем, “Заес” (заяц).

В 1762 году старый “Борисович” был перелит в новый колокол весом 1000 пудов, названный “Преображенским”. Но ему не повезло: в 1774 году он раскололся и был вновь перелит мастером Евдокимовым, причем была добавлена медь, и новый колокол стал весить уже 1100 пудов (17,6 тонны); в последний раз этот же колокол, наибольший из всех соловецких колоколов, был перелит в 1888 году, после чего вес его составлял уже 1147 пудов.

Знаменитый петербургский колокольный мастер Петр Евдокимов, работавший в 1770-х гг. в Соловецком монастыре, отлил здесь, кроме “Преображенского”, еще три колокола. Все эти колокола были подняты на новую монастырскую колокольню.

В настоящее время в Соловецком Кремле сохраняется два колокола. Один из них, “благовестник” (вес 72 пуда), был отлит в 1856 году на литейном заводе Чарышникова в Ярославле в память обороны Соловецкого монастыря от англичан в 1854 году — на колоколе изображен монастырь во время неприятельского обстрела. Любопытно, что материалом для этого колокола послужили украшения, которые были в Петропавловском соборе Петербурга во время похорон Николая I. Доставленный в Соловки в 1860 году, колокол этот на колокольню не поднимался, а висел в специально устроенной беседке, которая находилась посреди монастырской территории, между Святыми воротами и галереей.

Другой из сохраняемых ныне колоколов — очень древний. Он украшен восемью расположенными попарно великолепными по мастерству исполнения рельефными изображениями коронованных особ, священника, простолюдинов и тонким орнаментом с геральдическими элементами; по венцу колокола идет круговая готическая надпись. Возможно, именно он упоминается в монастырской описи 1676 года как “старый колокол немецкого литья”…»

Источник: Богуславский Г.А. Острова Соловецкие. Архангельск, 1978.

http://www.rusarch.ru/boguslavsky_g1.htm


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 августа 2024

«…В ХVІІІ веке за ветхостью была разобрана трехшатровая звонница в древнерусском стиле. Вместо нее в 1777 году была возведена колокольня в стиле барокко высотой до креста около 50 метров с двумя ярусами звонов/ Верхний ярус колокольни перекрыт купольным сводом и увенчан глухим восьмигранным двухъярусным барабаном с крытыми медью главкой шпилем. В верхнем ярусе колокольни была устроена обходная площадка с рустованными колоннами-контрфорсами. Над арками верхнего яруса для света добавлены круглые застекленные окна - люкарны.

В конце ХІХ века на двух ярусах колокольни имелось 29 колоколов. На нижнем ярусе находилось 14 ко локолов и среди них самый большой колокол обители - Преображенский весом 1120 пудов (около 17,9 т), перелитый в 1888 году при архимандрите Мелетии. Следующие по величине колокола на том же ярусе существенно меньшего веса: безымянный (1775 г.) - 300 пудов и полиелейный (1771 г.) - 284 пуда. Самым большим колоколом на верхнем ярусе был литийный, отлитый в 1777 году, весом 527 пудов. Он хорошо виден на фотографии. Язык этого колокола раскачивал отдельный помощник, в то время как сам звонарь управлялся с остальными 14 колоколами.

О звонаре, изображенном на фотографии 1895 г., сохранились воспоминания паломника К. Коковцова, посетившего монастырь в 1901 году. Он писал: «Я направился на колокольню, с высоты которой уже раздавался благовест. Меня привлекал туда слепой звонарь, о котором мне, между прочим, говорил о. Иоанникий. По мере восхождения по ступеням довольно крутой лестницы, устроенной в стене, гул постепенно возрастал. Раздельные звуки то сливались в один общий мощный аккорд, то распадались на более или менее сложные гармонические сочетания. За последним поворотом звон достиг своего предела; масса звуков, врываясь в узкий проход, казалось, обладала механической силой. На верхней площадке моему взору представилась следующая картина. В деревянной будке сидел слепец-монах; на вид ему можно было дать не более 35 лет. Одетыми в черные перчатки руками он держал веревки, идущие от четырех малых колоколов; веревки от остальных двух колоколов, подвешенных на одной балке с первыми, охватывали его руки выше локтей. Три колокола, несколько большей величины, помещенные в наружной арке позади звонаря, приводились им одновременно в действие ножной педалью. Более глубокое нажатие ее заставляло колебаться языки двух других колоколов, еще больших размеров, укрепленных в нише по левую сторону будки.

Управляя таким способом одиннадцатью колоколами, звонарь должен был строго соблюдать ритм, чтобы согласоваться с ударами самого большого, двенадцатого колокола, висящего в третьей амбразуре; в него звонил молодой послушник. Движения его были до того правильно соразмерены, что как промежутки между ударами, так и сила звука оставались постоянными. При внимательном взгляде, высокая стройная фигура юного звонаря поражала какой-то странной безжизненностью. Я подошел ближе: передо мной стоял - слепец...

Звон кончился. Старший монах, видимо напрягавший свои слабые силы, в изнеможении прислонился к стене будки; его вдохновенное лицо покрылось матовой бледностью; он снял перчатки, вынул платок и отер скатившуюся слезу; потом, позвав помощника, взял свою трость и быстрыми шагами начал спускаться. За ним невозможно было поспеть; когда я сошел вниз, звонарь успел уже скрыться».

По послужным спискам удалось установить имя и биографические данные звонаря. «Монах Самуил (Негодяев Степан Васильевич, р. 1837). Из крестьян Архангельской губернии. Холост. Неграмотен и слеп. Проживал в монастыре с 1860 года. 24 апреля 1867 года определен в число послушников. 24 мая 1876 года пострижен в монашество. В 1897 году послушание проходил в должности звонаря в монастыре. Очень хороших качеств, благочестивого настроения, искусный и всегда исправный звонарь».

Помогать ему мог либо послушник Александр Михайлович Агапитов (р- 1871, в монастыре с 1889, определен в послушники 27 июня 1896), либо послушник Максим Михайлович Киселев (р. 1872, в монастыре с 1889, определен в послушники 19 сентября 1902). Александр был звонарем с 1899 по 1905 год, а Максим сначала был его помощником, а после 1905 года значился звонарем. В характеристике 1915 года о нем сказано «исправный звонарь».

Максим Михайлович Киселев был пострижен в монашество с именем Михей 22 июня 1918 года. О нем упоминается в «Соловецком цветнике»: «Монах Михей (слепец) двадцать три года был звонарем. Вот что он сам о себе рассказывал. "Когда был послушником, читал Псалтирь, враг на меня полчищами нападал. А во сне то зверем бегал, то бесноватым. А когда поучения или псалмы читал. то бесы повторяли сии песни громко. И это еще что! А вот когда нечистые явно с койки сбросят. Боялся я в келии спать так около двух лет и страдал. По молитвам о. Филарета избавился от искушений "Живый в помощи Вышняго" читал, дверь крестил и ту и другую...

До пожара 1923 года на трапезе была икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". После вечерней трапезы приложился к устам Ее. И вижу во сне Владычицу - Как ты мог на иконе к Моим устам приложиться?! - Царица Небесная, прости меня, по неведению приложился, как слепой приложился. Вся затрепетала, засияла как огонь... Такое видение было... Когда поступил, все плакал и просил себе исцеления. Пришел во сне к преподобному Зосиме. Он сидит, одних благословляет, других отводит. Я подошел. Он нахмурился.

- Ты что же просишь? Прозреть. А где лучше видеть, как думаешь, там или здесь? - Как не там.

- Ну, если Бог посетил тебя, так и живи.

И благословил... Вскоре по вступлении своем в монастырь я любил ходить в свободные часы на службы в церковь. Из старшей братии я никого и не знал еще. Вдруг подходит ко мне старичок-батюшка и говорит:

- Ты будешь монахом, и тебя из монастыря не вывезут.

А были у меня думушки о том, что, по слабости здоровья моего, настоятель меня держать в послушниках не будет, а как сказал он мне это, я в сердце своем сложил и хранил, а сам тотчас спросил кого-то из братии:

- А как зовут этого батюшку?

- Это иеросхимонах Иоанн".

Прошли годы. Наступило время занятия монастыря сперва сельхозом, а затем лагерем ОГПУ. И что же? Несмотря на целые десятки высланных на материк инвалидов-монахов, о. Михей, хотя и слепец, остался на месте. И ныне исполнились в точности слова старца о. Иоанна, что о. Михея из монастыря не вывезут. Стало понятно, почему он уверенно сказал о. Михею о том, что он будет монахом. Дабы сперва надлежало быть первому, а затем утвердиться второму». Имя монаха Михея упоминается в списке отказавшихся от освидетельствования на инвалидность в 1921 г., в списке работников совхоза за 1922 г. и списке монахов, остававшихся на Соловках в 1929 г.

В советское время на колокольне была установлена металлическая пятиконечная звезда, которую сняли во время реставрации в середине 80-х годов. В 1985 году в главку колокольни ударила молния, и в результате возникшего пожара сгорела главка и деревянное покрытие свода. Реставрационные работы затянулись на 30 лет. Тем не менее, к августу 1992 года на колокольню были подняты 15 колоколов (12 из фондов СГИАПМЗ и 3 пожертвованных благотворителями). 20 августа 1992 года впервые после долгого перерыва зазвучал над Соловками колокольный звон, созывая прихожан и гостей на встречу святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, которые в тот день вернулись в основанную ими обитель в сопровождении Святейшего Патриарха Алексия и 300 паломников. Всенощное бдение и Божественная Литургия на праздник перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа сопровождались праздничным колокольным звоном.

19 августа 2007 года во время праздничного крестного хода после окончания Божественной Литургии владыка Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский, освятил новые колокола, подвешенные на временной звоннице у северного фа- сада Трапезной палаты. 23 колокола общим весом около 32 тонн были отлиты на Воронежском колокололитейном заводе ООО «Вера» на пожертвования благотворителей. Колокола украшены рельефными изображениями икон престольных праздников Соловецкого монастыря и Соловецких святых. В память о трагической истории Соловков один из поясков на больших колоколах-благовестниках имеет вид тернового венца. Вес самого большого колокола 880 пудов - чуть больше 14 тонн. Звук колокола красивый, бархатистый. В летописных строках больших колоколов навечно запечатлены имена благотворителей и мастеров, приложивших свои старания к их созданию. В 2012 году на верхний ярус колокольни были подняты 14 легких и средних колоколов, которые в настоящее время и участвуют в звонах. Осенью 2016 года колокольня наконец освободилась от лесов…»

Из книги: Никона (Осипенко), монахиня. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника / [Никона (Осипенко), монахиня]; Спасо-Преображен. Соловец. ставропиг. муж. монастырь. - Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2017, стр. 464-467.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.