«…Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы над Святыми вратами была заложена в 1596 году, а 1 октября 1601 года в праздник Покрова освящена игуменом Исидором. Первоначально она была в плане квадратная, покрытая тремя ярусами щипцов «вперебежку» (изображение щипцовой кровли сохранилось на иконе Преображения XVII века). В 1794 году щипцовая кровля была заменена четырехскатной крышей из листового железа, а в конце 1830-х годов церковь была «распространена» - ветхие деревянные притвор и галереи заменили каменными, над западным входом появились хоры. Церковь венчает одна глава, крытая лемехом - «деревянною чешуею и окрашена медянкою, на ней крест деревянный осьмиконечный, окрашен желтою краскою на масле», - повествует опись 1866 года. Это единственная сохранившаяся с дореволюционных времен глава. Крест был снят, а глава уцелела.
С северной стороны к церкви примыкали покои настоятеля монастыря, поэтому она всегда использовалась как домовая церковь настоятеля, в ней совершались монашеские постриги, в ней же новопостриженные пребывали безвыходно в течение недели в молитвах и благодарении, приобщаясь ежедневно Святых Таин. Здесь же совершалось неусыпаемое чтение Псалтири с поминовением о здравии и упокоении имен братии и благотворителей монастыря. Во второй половине XIX века в церкви ежедневно отправлялась ранняя литургия в 6 часов утра.
Во время СЛОНа в церкви был устроен антирелигиозный музей, благодаря чему в ней единственной частично сохранился интерьер. Росписи были сделаны, по-видимому, при архимандрите Иоанникии, так как на южной стене вблизи алтаря изображен его святой покровитель. На северной стене сохранились изображения двух духовных друзей: игумена Иринарха и его ученика преподобного Елеазара Анзерского. Достойно удивления, что при совершенно различных образах служения Господу (Иринарх возглавлял огромное монастырское хозяйство: около 400 монахов, 400 трудников и 1000 стрельцов, а Елеазар жил в безмолвии, угождая Господу постом и молитвами), они сохранили поразительное единодушие и взаимную любовь, так что при кончине преподобного Иринарха знали о происходящем, находясь на расстоянии в 30 верст.
Главная тема росписей - Благовещение. В арке перед иконостасом изображены Дева Мария и архангел Гавриил с цветком лилии (символом чистоты), возвестивший Деве: «Радуйся Благодатная, Господь с тобою! И се зачнешь во чреве, родишь Сына, и наречешь имя ему Иисус. Сей будет велик, и Сын Вышнего наречется». Мария недоумевала, как все это может быть, если она дала обет Богу сохранить свое девство. И архангел отвечал ей: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышнего осенит тя... Вот уже шестой месяц, как родственница твоя Елизавета, называемая неплодной, зачала сына в старости, яко сильно у Бога всякое слово». Мария отвечала: «Се, раба Господня, буди мне по глаголу твоему». Архангел был послан к деве Марии в Назарет в дом Иосифа Обручника. И оттуда Мария отправилась одна в 180-километровый путь по пустыне в селение Горнее вблизи Иерусалима, чтобы повидать Елизавету и убедиться, что архангел открыл ей тайну Промысла Божия.
Над аркой на стене слева - встреча Девы Марии с Елизаветой - матерью Иоанна Крестителя. Когда Елизавета увидела Марию, взыграл младенец во чреве ее, и, исполнившись Духа Святого, она воскликнула: «Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего. И откуда мне сие, да придет мати Господа мое го ко мне». Так Мария получила подтверждение благовестия из уст Елизаветы во укрепление своей веры.
Справа - ангельский хор, воспевающий «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». На северной стене написан ветхозаветный образ Пресвятой Богородицы - лестница, которую видел во сне патриарх Иаков. В акафисте Благовещению поется: «Радуйся, лествице небесная, ею же сниде Бог». Богородица сравнивается с лестницей, ибо через нее Господь пришел с неба на землю - воплотился, и ее молитвами мы надеемся достичь Царства Небесного.
Роспись на южной стене церкви - пророк Моисей на фоне горы Синай, предстоящий горящему и несгорающему кусту, из которого к нему обращается сам Господь, - напоминает о другом образе Богородицы из того же акафиста: «Радуйся, купино6 неопалимая». Как куст горел и не сгорал, так Мария родила своего Божественного Сына и осталась чистой Приснодевой. Мария первая из земнородных приняла в себя огонь Божества и не была им попалена. А мы, готовясь к принятию Святых Таин, молимся: «Радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся, трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопально горящи». То есть, мы словами Симеона Нового Богослова себя сравниваем с неопалимой купиной.
Эти росписи можно рассматривать и как иллюстрации ветхозаветных историй (паремий), читаемых во время вечерни на Благовещение. На клиросе на северной стене роспись «Гедеоново руно», также образ Богородицы, а на западной стене - огненное восхождение пророка Илии. На «небе» над основным объемом церкви изображен крест в таком виде, как он явится в небесах перед вторым пришествием Христовым. «Небо» над алтарной частью расписано изображениями ангельских сил, окружающих потир - чашу для причастия.
Настенные росписи реставрировались в 1980-е: укреплялся грунт, шпаклевались утраты и заделывались трещины в нем, укреплялся красочный слой, живопись расчищалась от поверхностных загрязнений и от поздних записей. Утраченные участки восполнялись с помощью тонировок. Эти работы проводились силами студентов реставрационного отделения Московского Художественного училища им. 1905 года. Руководитель работ реставратор Ю. М. Егоров.
Резной позолоченный иконостас XIX века был восстановлен реставраторами в 1996-1999 годах по сохранившимся фрагментам. Царские врата - аналог врат, подаренных келарем Троице-Сергиевой лавры Александром Булатниковым, но вместо росписи красками врата полностью покрыты позолотой. Современный вид иконостаса полностью соответствует дореволюционному. Иконы все новописаные (праздничный ряд и деисусный чин - копии икон, бывших в иконостасе и хранящихся в музее «Коломенское») за исключением Нерукотворного образа Спасителя ХІХ века в верхней части иконостаса.
Икона «Спас на убрусе» размером 150х132 см была написана в 1882 году послушником Соловецкого монастыря иконописцем Иосифом Агафоновым маслом по дереву. Икона находилась в центре верхнего ряда иконостаса церкви Благовещения Пресвятой Богородицы до 1939 года, когда она была вывезена в музей «Коломенское», а затем передана в действующую церковь иконы Божией Матери Казанской. Там этот образ Спасителя почитался как чудотворный, и перед ним служили молебны о здравии. 4 августа 1993 года икона была возвращена Соловецкому монастырю и установлена на прежнее место. В нижнем ряду иконостаса на северной стене - икона «Преподобный Онуфрий Великий» - список храмового образа из местного ряда иконостаса кладбищенской церкви во имя преподобного Онуфрия.
Церковь была отреставрирована и передана в пользование Спасо- Преображенскому Соловецкому монастырю. С 25 марта/7 апреля 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия в храме совершаются богослужения. 22 августа 1992 года церковь Благовещения была освящена чином Великого освящения и Святейший Патриарх Алексий совершил в ней первую литургию. В надвратной Благовещенской церкви справа на солее находились святые мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, и совершалось ежедневное монастырское богослужение до 2001 года.
Вход в церковь Благовещения с западной стороны устроен через паперть, являющуюся одновременно и частью галереи крепостной стены. На паперти помещена икона, на которой изображено водружение поклонного креста преподобными Савватием и Германом на месте первого их поселения. Савватий и Герман пришли на Соловецкий остров в 1429 году на «малом кораблеце». Путь их по Белому морю от устья реки Выг занял три дня. Утлое суденышко во власти волн (изображенное в правом углу иконы) - что это, как не образ человеческой жизни, подвластной стихиям бурного моря житейского. Твердь земная посреди моря воспринималась как земля обетованная - остров спасения. А Крест - главное орудие нашего спасения («Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой».), и знак силы Божией, ограждающей нас в нашем странствии. Кресты на местах монашеских поселений ставили в знак того, что эти места находятся под особым покровительством Божиим. Икона на писана, по-видимому, в XIX веке соловецким живописцем с множеством узнаваемых деталей: крест поставлен в срубе, так как вкопать его в каменистую почву невозможно; в руках у преподобного Германа деревянная лопата с металлическим краем; штормовое море также изображено натуралистично, воздетые к Богу рук мореплавателя - иллюстрация поморской поговорки: «Кто в море не бывал, тот горя не видал, тот Бога не маливал».
Эта икона была чудесным образом обретена в 1992 году. Ожидая возвращения мощей Преподобных на Соловки, решили покрасить дверь на паперти храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда стали счищать слои старой краски обнаружилась живопись замечательной сохранности. Пришлось восстановить только правый верхний угол: когда иконную доску превратили в дверь, в ней было выпилено отверстие для кошки. Снаружи на восточной стене алтаря над вратами, как и прежде, находится икона Благовещения Пресвятой Богородицы в деревянной крашеной раме.
Примечания.
К главному входу в обитель вела мощеная дорожка от царской пристани. Над Святыми вратами сохранился кирпичный кивот, в котором до закрытия монастыря находился чудотворный образ Спаса Нерукотворного, написанный преподобным Елеазаром Анзерским в 1621 году. Помимо двустворчатых деревянных, обитых железными полосами ворот, вход перекрывался еще опускной решеткой - герсой. В XVII веке к вратам была пристроена аркада, восстановленная в 2006-2009 гг. (от прежней остались только опорные столбы с фрагментами росписи). По обе стороны от входной арки размещались торговые лавки для богомольцев.
В летописи упоминается, что в ночь на 11 февраля 1745 года «погорела церковь Благовещения Пречистыя Богородицы и кельи архимандричьи. Архимандрита (Геннадия) тогда в монастыре не было, и оная церковь им же, архимандритом, построена и освящена того ж году октября дня, и кельи архимандричьи построены». В каком виде церковь была перестроена, не известно, возможно, что четырехскатная крыша появилась уже тогда.
«В алтаре на северной стороне в настоятельские келии двери деревянные, до половины со стеклами, а за ними дверь деревянная глухая, с внутренним замком, окрашены масляною краскою».
Рядом с прп. Иоанникием изображены северные святые прп. Антоний Сийский и прп. Никодим Кожеезерский, а также прп. Сергий Радонежский.
Рядом с ними ближе к алтарю изображение прп. Германа Соловецкого, а с другой стороны - прп. Трифона Печенгского.
Купина - куст по-древнеславянски.
Работы велись под руководством В. И. Николашина НИиПК «Палата» по проекту Т. М. Афанасьевой…»
Из книги: Никона (Осипенко), монахиня. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника / [Никона (Осипенко), монахиня]; Спасо-Преображен. Соловец. ставропиг. муж. монастырь. - Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2017, стр. 430-434.