ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Елеазарова пустынь.


Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Елеазарова пустынь
Скит. Действует.  
Год основания:1615.
Адрес:
Архангельская область, Соловецкий район, Соловецкие острова, остров Анзерский

Координаты: 65.1494, 36.019





Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Елеазарова пустынь, , Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
25 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Елеазарова пустынь, , Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
25 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Елеазарова пустынь, Елеазарова пустынь. Поклонный крест.<br>, Анзерский, остров, Соловецкий район, Архангельская область
Елеазарова пустынь. Поклонный крест.
Анатолий Вениаминов
12 августа 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  6 января 2022

Елеазарова пустынь основана в конце XVIII века на месте поселения на Анзерском острове преподобного Елеазара Анзерского. Сохранились фундамент келейного корпуса XIX века, фундамент часовни во имя прп. Елеазара Анзерского. Там же находятся фрагменты колодца, деревянной лестницы и Поклонного Креста.

http://www.solovki.ca/monastery/skit_eleazar.php

Пустынь названа в честь основателя Свято-Троицкого скита, преподобного Елеазара Анзерского. В 1615 году соловецкий инок Елеазар удалился из монастыря на Анзер. Он поселился на горе около озера, которое ныне называется Большое Елеазарово. Инок воздвиг крест, поставил келью. Он прожил на этом месте четыре года и переселился на берег морской губы, позднее названной Троицкая. К подвижнику стали приходить люди, ищущие безмолвия и уединения. Преподобный Елеазар ввел древний порядок пустынножительства. Так начиналось устроение Свято-Троицкого скита.

Пустынь преподобного Елеазара была на долгое время позабыта. В начале XIX века анзерский иеросхимонах Иосиф обнаружил крест на том месте, где жил подвижник, и поставил келью. В 1825 году была построена небольшая деревянная часовня во имя преподобного Елеазара Анзерского, в которой хранились его Псалтирь и ряса. Сохранились сведения о трех редких иконах, находившихся в часовне: святитель Филипп с преподобными Елеазаром и Иринархом, явление Божией Матери преподобному Иову, явление Пресвятой Богородицы преподобному Елеазару. В середине XIX века на этом месте жил подвижник Феодор (в схиме Филипп).

Во времена Соловецкого лагеря в Елеазаровой часовне размещался пикет охранников. Пустынь была разорена и на долгие годы забыта.

В 1996-1998 годах здесь проводились археологические работы, был расчищен фундамент кельи. От часовни остались только первый венец сруба и дверь. В 2006 году на старом фундаменте выстроена новая деревянная часовня. 

http://svyato.info/arkhangelskaja-oblast/soloveckie-ostrova-arkhangelskaja-oblast/ostrov-anzer/4913-eleazarova-pustyn.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 июля 2024

«…Пустынь расположена посреди Анзерского острова на вершине холма, возвышающегося на берегу озера Большое Елеазарово, которое прежде именовалось Круглое. Здесь в 1615 году на праздник Покрова поселился преподобный Елеазар. Он поставил сделанный своими руками деревянный крест, устроил убогую келию и прожил в безмолвии четыре года.

В первые месяцы он особенно страдал от бесовских страхований, но был утешен явлением Пресвятой Богородицы, которая вручила ему посох и четки и повелела написать на стене келии слова: «Христос с нами уставися». Это явление изображено на иконе, писанной в мастерской Никиты Нужного в 2008 году для часовни в Елеазаровой пустыни.

После переселения преподобного Елеазара к Троицкой губе место его пустынного пребывания позабылось. В начале XIX века анзерский иеросхимонах Иосиф обрел крест на месте, где прежде жил преподобный, и поставил там келию для безмолвствующих. В 1825 году рядом была сооружена часовня во имя преподобного Елеазара Анзерского.

В середине XІX века здесь поселился схимонах Федор. Он служил прежде в Преображенском полку и однажды по простоте сердца высказал Государю свое желание стать Соловецким монахом. Через два дня будущий инок получил увольнение и деньги на дорогу в обитель, где принял постриг с именем Филипп. Жизнь в многолюдном братстве не вполне соответствовала его пламенному стремлению к монашескому подвигу, поэтому, испросив благословения, он удалился первоначально на Заяцкий остров - «место дикое и угрюмое», куда обычно ссылали провинившихся. Вскоре подвижник перешел в пустынь преподобного Елеазара. В глубокой старости он принял схиму с именем Феодор. По немощи естества ему пришлось оставить пустынь и перейти в Троицкий скит, где он мирно почил и был погребен на скитском кладбище.

Паломник-священник отец Николай писал о посещении пустыни в 1892 году: «На половине пути <между Троицким и Голгофским скитами> мы посетили часовню преподобного Елеазара и его домик, выстроенный им, в котором он жил в уединении. Небольшой домик его, еще не ветхий, срубленный из толстого леса, с двумя окошечками и сенцами, расположен на высоком откосе, по правую сторону дороги, среди леса; тут же неподалеку и часовня. Внутренность домика напоминает убогую избушку бедняка-мужика, с лавками и большою русскою битою печью и печурками, с приложенными с боку двумя деревянными ступеньками. На лавке лежала деревянная лапотная колодка преподобного».

Во время Соловецкого лагеря в келии, где была печь, размещался пикет охраны, а в неотапливаемой Елеазаровой часовне - карцер. Сохранились воспоминания о том, как ссыльная монахиня Вероника провела тридцать суток в карцере за то, что отказалась вышить карикатуру антирелигиозного содержания по заказу начальника Троицкой командировки. Сначала мать Вероника даже обрадовалась этому наказанию, так как втайне мечтала провести хоть одну ночь в древних стенах, освященных молитвами преподобного Елеазара, но скоро ее настроение изменилось. «Несмотря на то, что теперь ей никто не мешал молиться, хотя бы и по 24 часа в сутки, она часто не находила в себе необходимого душевного спокойствия и равновесия, чтобы сосредоточить все свои помыслы и чувства на устремленности к Богу. Ряд внешних условий и обстоятельств, с виду незначительных и не достойных внимания, препятствовал этому: начались заморозки, и в карцере, который не отапливался, становилось с каждым днем все холоднее, а она и не подумала захватить с собой сюда ни одеяла, ни теплой одежды; горячую пищу давали через сутки, да и ту она не всегда находила возможным есть, т. к. шел Филиппов пост, и она ни за что не согласилась бы нарушить монастырский устав, разрешив себе есть в эти дни рыбное или пищу, заправленную "елеем", т. е. растительным маслом; поэтому она часто по нескольку дней кряду жила лишь на хлебе и воде.

Голод и холод, оказалось, имели над нею гораздо больше власти, чем она могла это себе представить, и она страдала не только от того, что мерзла днем и ночью и непрерывно, до дурноты, хотела есть, но и от того унизительного в ее глазах сознания, что ее душевное состояние оказалось в такой рабской зависимости от чисто Физических и таких, в сущности, ничтожных лишений. Ей казалось, что если бы на ее долю выпали пытки, которым подвергались христианские мученики первых веков, у нее хватило бы силы принять их с радостью, но ведь то, что испытывала она сейчас, было таким распространенным, прозаическим, бытовым явлением, которое было уделом многих самых обыкновенных людей - а ей хотелось ореола мученицы... На плаху - хоть сейчас пошла бы с радостью, а вот померзнуть немного, поголодать - и сил нет! <...> Ей вспомнились слова евангелистки в ДПЗ:

- В вас нет смирения и терпимости. Нет внимательного и бережного подхода к людям. Вы слишком самоуверенны, слишком строги к другим и всегда воинственно настроены.

Да, она всегда была готова в бой за чистоту православия, за целомудрие и неподкупную честность. Но не была ли она и правда слишком опрометчива и прямолинейна, слишком безапелляционна в своих суждениях о людях?»

Мать Вероника провела в келии преподобного Елеазара двадцать девять суток. За это время душа ее совершенно переменилась. Она испытала собственное бессилие, когда, будучи не в силах справиться с прозаическими обстоятельствами голода и холода, впала в безразличное оцепенение и не могла даже со вниманием произнести про себя слова молитвы. Она осознала, что, обличая немощи окружающих, она видела лишь соринки в их глазах, не замечая бревна в своих. Когда Рождественский сочельник заведующий карцером передал ей сочиво и белую булку от монашек, которых она прежде гневно осуждала, она приняла их приношение даже просила благодарить и поздравить с наступающим праздником. Гнев и обида остались далеко в прошлом. С тихой и радостной душой встречала она Рождество. «Мать Вероника мысленно, по памяти, прочла Евангелие, читаемое на этой службе, и запела рождественский тропарь... и все рождественские песнопения, такие трогательные, с детства любимые! "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение..." И она сейчас всем существом своим испытывала это "благоволение"... А за окном теперь, охватив полнеба, гигантским веером раскинулась над горизонтом лучистая корона северного сияния. В первый раз в жизни видела мать Вероника это величественное и таинственное явление. Как завороженная, смотрела и пела, и молилась, и плакала слезами радости и умиления». И ей казалось, что рядом возносит хвалу Богу сам преподобный Елеазар.

После вывода заключенных с Анзера пустынь была заброшена, и местонахождение ее забыто. В 1996-1998 годах здесь производились археологические работы был расчищен фундамент келий, обнаружены остатки деревянной лестницы на вершину холма и место поклонного креста у дороги. В 2005 году была восстановлена часовня, а к 2008 году установлен поклонный крест у поворота на тропинку, ведущую с дороги к часовне, и восстановлена лестница на крутом склоне холма…»

Из книги: Никона (Осипенко), монахиня. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника / [Никона (Осипенко), монахиня]; Спасо-Преображен. Соловец. ставропиг. муж. монастырь. - Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2017, стр. 528-530.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.