ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Соловецкий. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Часовня Иринарха.


Соловецкий. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Часовня Иринарха
Часовня. Не действует.  
Год постройки:Между 1590 и 1628.
Адрес:
164070, Архангельская область, Соловецкий район, поселок Соловецкий.

Координаты: 65.024457, 35.711047
Проезд:Находится в подклете Троицкого собора





Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Часовня Иринарха, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
16 августа 2021
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Часовня Иринарха, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
16 августа 2021
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Часовня Иринарха, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Олег Гусаров
14 августа 2005
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Часовня Иринарха, внутри часовни<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
внутри часовни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 июля 2020
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Часовня Иринарха, Вид из часовни прп. Иринарха на усыпальницу Святителя Филиппа (Колычева, 1507-1569 г.г.).<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Вид из часовни прп. Иринарха на усыпальницу Святителя Филиппа (Колычева, 1507-1569 г.г.).
Анатолий Вениаминов
11 августа 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  24 июля 2020

За Германовской церковью, в подклетах Свято-Троицкого собора, находятся усыпальницы. Это также наиболее почетные для погребений места. Напротив входа в подклет расположена часовня-усыпальница преподобного Иринарха, где под спудом покоились его мощи. Каменная усыпальница, сменившая деревянную, была устроена в 1753 году. Игумен Иринарх руководил обителью с 1614 по 1626 гг. Он немало сделал для укрепления обороноспособности монастыря и его приграничных материковых вотчин, вступал в дипломатические переговоры со шведами, его стараниями было заключено перемирие с неприятелем. Игумен благословил преподобного Елеазара на пустынножительство на Анзере, а сам последние два года жизни провел в безмолвии в пустыни. Скончался преподобный Иринарх в 1628 году.

http://solovki-monastyr.ru/abbey/development/

Иринарх († 17.07.1628, Соловецкий мон-рь), прп. (пам. 17 июля, 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий, игум. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря в 1613-1626 гг.

В описях Соловецкого мон-ря 1632-1668 гг. нет сообщений о постройке гробницы над могилой И. Первое упоминание о таком сооружении содержится, по-видимому, во вкладной книге Соловецкого мон-ря, в записи о вкладе ученика И. священноинока Вассиана Суздальца, сделанном между 1669 и 1676 гг., «на чюлан Иринарху» - небольшую пристройку к Зосимо-Савватиевской ц. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 334 об. - 335). Впосл. Вассиан был погребен в часовне И. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 145. Л. 173), там же находилось надгробие соловецкого архим. Илии (1645-1659; Там же. Л. 173). Можно предположить, что рядом с И. был похоронен и его ученик Иоасаф Сороцкий († 1637); с ним, вероятнее всего, связано «надгробие неизвестного» в углу часовни (Буров В. А. Белокаменные надгробия Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв. // Рус. средневековое надгробие XIII-XVII вв.: Материалы к своду / Отв. ред., сост.: Л. А. Беляев. М., 2006. Вып. 1. С. 265-266).

Возможно, возведение часовни было связано с обретением мощей И., о к-ром сохранилось свидетельство протопопа Аввакума. Объясняя в «Книге толкований и нравоучений» изречение прор. Исаии: «Вместо же праха взыдет мирсина» (Ис 55. 13), Аввакум пишет: «И ныне явился новой святой - Илинарх в Соловецком монастыре... Зрите и разумейте: не прах ли был Илинарх-от, в земле лежал, кто ево знал, земля ино земля, а ныне, яко мирсина, взошел, зело завонял (заблагоухал. - О. П.) во всю Русскую землю» (РИБ. 1927. Т. 39. Стб. 522-523). Обретение мощей И. было истолковано Аввакумом как свидетельство Божией помощи находившимся в осаде соловецким насельникам и как обличение «никонианских» властей. Мощи И., по сообщению Аввакума, были обретены через 7 лет после начала осады Соловецкого монастыря, т. е. в 1675 г., вероятно 29 марта, поскольку этот день указан как день памяти И. в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. (РНБ. ОЛДП. F.110. Л. 35; Вяз. Q.87. Л. 97; Q.162. Л. 156 об.; Тит. № 94. Л. 152 об.; № 3117. Л. 133 об.; № 4765. Л. 161 об.; ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 140; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50; Маркелов. Святые Др. Руси. № 252. С. 135). По-видимому, мощи И. вскоре были вновь погребены, поскольку известно, что в 1678 г. они почивали под спудом, над могилой И. существовала деревянная часовня-усыпальница, в к-рой стояла рака. В 1753 г. деревянная часовня И. была заменена каменной, вместе с ней была перестроена и часовня прп. Германа. Работы выполнялись по инициативе архим. Геннадия (Дроздовского) холмогорскими каменщиками М. Авксентьевым «с товарищи». В 1856-1859 гг., во время строительства Троицкого собора с 2 приделами, часовня И. была вновь перестроена и оказалась в подклете собора.

21 сент. 1925 г. мощи И. были вскрыты комиссией, к-рой руководил зав. историко-археологическим отделом музея Соловецкого лагеря А. П. Иванов (в тот же день были вскрыты мощи прп. Германа, 22 сент.- мощи преподобных Зосимы и Савватия). В акте вскрытия указано, что под верхним слоем земли была найдена надгробная плита с надписью: «Здесь покоится тело преподобного Иринарха, Соловецкого чудотворца», под плитой находились мощи И. (Иванов А. П. Соловецкие мощи // Карело-Мурманский край. Л., 1927. № 4. С. 7-9). Составив акт о том, что «нетленных тел» не обнаружено, комиссия передала мощи в историко-археологический отдел музея, находившийся в Благовещенской ц.; там св. останки И. были выставлены в застекленном деревянном ящике (Иванов А. П. Памятники Соловецкой древности до XVII в. // Мат-лы Соловецкого отд. Архангельского об-ва краеведения. Соловки, 1926. Вып. 1. С. 31). 19 янв. 1940 г., после закрытия Соловецкого лагеря, мощи Соловецких святых были увезены в Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Москве, в 1946 г., после закрытия ЦАМ, переданы в Гос. музей истории религии и атеизма в Ленинграде (ныне Гос. музей истории религии). Неизвестно, находились ли среди этих святынь мощи И.

http://www.pravenc.ru/text/673965.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 августа 2024

«…Вход в усыпальницу святителя Филиппа, располагающуюся теперь в подклете Троицкого собора, находится с южной стороны от церкви преподобного Германа. Сначала входящий видит вход в часовню преподобного Иринарха, а правее, через открытую арку, видна усыпальница святителя Филиппа. На этом месте у северного входа в подклет Спасо-Преображенского собора святитель завещал себя похоронить.

Исполняя его волю, игумен Иаков с братией в 1584 году перенесли мощи святителя Филиппа из Тверского Отроч монастыря и погребли рядом с могилой старца и восприемного отца святителя Филиппа Ионы Шамина. Там они почивали до 31 мая/13 июня 1646 года, когда по прославлении святителя Филиппа его честные мощи были поставлены в арке в южной стене собора. На месте захоронения была положена памятная плита с надписью. На плите лежала икона святителя Филиппа. У ног святителя Филиппа пожелал быть погребенным его ученик игумен Иаков. На южной стене усыпальницы укреплена полуразбитая белокаменная доска с надписью о том, что здесь погребено тело 27 игумена Соловецкого Иакова, тщанием (усердием) которого мощи святителя Филиппа были перенесены из Твери на Соловки.

По предположению В. А. Бурова белокаменная надгробная плита со сбитой надписью, ориентированная по линии север-юг, указывает место погребения игумена Иакова. Однако дата кончины, оставшаяся на фрагменте этой плиты, хранящемся в фондах СГИАПМЗ - 18 апреля 1622 года - не совпадает с приведенной у С. К. Севастьяновой - 1614 год. Соответственно, не исключено, что эта плита относится к другому захоронению. В этой же усыпальнице у арки в северной стене находится место погребения игумена Антония (†1612) с надгробной плитой.

В часовне преподобного Иринарха мощи его почивали под спудом, а над ними была поставлена массивная деревянная рака (75х200х82 см), украшенная с трех сторон голубой парчой с красными букетами, золотыми травами и крестами. Поверх была положена икона преподобного Иринарха размером во всю крышку раки. Его икона была также в иконостасе часовни, в котором, кроме того, находились икона Божией Матери «Знамение» и икона преподобного Елеазара.

Обе усыпальницы были устроены в 1859 году. Между стеной часовни преподобного Иринарха и церковью преподобного Германа сделан перекрытый арочным сводом проход к усыпальнице, в которой хоронили настоятелей после 1860 года. Там были погребены архимандрит Порфирий (†26 июня 1865 г.), архимандрит Феофан (†21 августа 1871 г.), архимандрит Варлаам (†16 декабря 1894 г.) и, по-видимому, архимандрит Иоанникий (†6/19 июня 1921 г.)…»

Из книги: Никона (Осипенко), монахиня. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника / [Никона (Осипенко), монахиня]; Спасо-Преображен. Соловец. ставропиг. муж. монастырь. - Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2017, стр. 453-454.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.