Иоанно-Предтеченская (Ивановская) церковь - одноэтажная каменная, с тремя приделами: срединным - св. Иоанна Предтечи северным - Святителя и Чудотворца Николая и южным - в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». Первоначально церковь была заложена как однопрестольная на средства екатеринбургского купца Е.А. Телегина 15 сентября 1846 г. и освящена епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 г. В 1886 г. с благословения епископа Екатеринбургского Нафанаила были заложены два пристроя с северной и южной стороны для двух приделов и двух подвальных под ними помещений, из которых одно предполагалось для склада церковного имущества, а другое «для сомнительных умерших». Левый Никольский придел был освящён 27 декабря 1886 г., правый, во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», был освящён 3 июня 1888 г. В 1915 г. с западной стороны к кладбищу была отведена дополнительная площадь для Братского кладбища (для погибших в войне 1914 г. и последующих годов). В 1925 г. произошел раскол староцерковного (Тихоновоского) направления на «Сергианское» и «Григорианское». Община Иоанно-Предтеченской церкви поддержала архиепископа Григория. Однако волею судеб в храме проводились службы не только григорианцев. В начале 1930 г. было принято решение о закрытии всех православных церквей Екатеринбурга, кроме Всехсвятской на Михайловском кладбище, оставленной обновленцам, и Иоанно-Предтеченской на Ивановском кладбище, оставленной староцерковникам, причем григорианцы занимали верхнюю часть церкви, а сергианцы были вынуждены занять левый подвал. Перед самой войной была закрыта и Всехсвятская церковь, после чего обновленцам пришлось разместиться в другом полуподвальном помещении Иоанно-Предтеченской церкви.
Сергианские архиереи, служившие в Иоанно-Предтеченской церкви до 1937г.: архиепископы Софроний (Арефьев), Макарий (Звездов), Серафим (Силычев), Симеон (Михайлов), Глеб (Покровский), епископ Пётр (Савельев). Из них епископ Петр был расстрелян в Свердловске 19 октября 1937 г., одновременно с григорианским архиепископом Петром (Холмогорцевым). Остальные были арестованы в 1937 г. в разных городах страны, их дальнейшая судьба неизвестна. В списках священнослужителей Екатеринбургской епархии, репрессированных в 1918-1944 гг. значится Лушников Василий Степанович (1872 г.р.) протодиакон Иоанно-Предтеченской церкви г.Свердловска. Приговорен 27 августа 1930 г. к расстрелу. К 1941 г. в единственной не закрытой в городе Иоанно-Предтеченской церкви на Ивановском кладбище не осталось ни одного священника. Последний в городе неарестованный священник о. Николай Андриевский из-за непосильных налогов оставил службу и ушел рабочим на фабрику, что открылась в бывшем здании Рязановской церкви. После начала войны 1941 года, когда на занятой германскими войсками территории началось восстановление церквей, а на свободной части страны население потянулось в церкви, власти начали проводить политику частичного восстановления церковной жизни. Священнику Николаю Андриевскому органами НКВД было предписано вернуться к исполнению своих обязанностей, в дальнейшем к нему были присланы еще несколько священнослужителей.
После того как в 1942 г. была восстановлена Свердловская епархия, Указом Патриарха Иоанно-Предтеченская церковь Свердловска получила статус кафедрального собора. А учитывая, что с 60-х годов XX века Свердловский архиерей возглавлял почти все Уральские епархии, то храм почти треть века был главным храмом Урала. В 1963 году по инициативе 1-го секретаря КПСС Н.С.Хрущева началась последняя крупная антирелигиозная кампания. Продолжалась безнравственная практика закрытия старых кладбищ, предполагавшая их последующее уничтожение. Ивановское кладбище оказалось закрытым. По счастью, кладбище не уничтожили. Около церкви были похоронены многие из последних екатеринбургских священников. На Ивановском кладбище сохранились от прошлого могилы открывателя способа добычи золота промыванием золотоносных песков, создавшего всю современную золотодобывающую промышленность, Л.И. Брусницына, строителя Крестовоздвиженской церкви городского головы купца В.В. Кривцова, строителя Иоанно-Предтеченской церкви купца Е.А. Телегина. Многие старинные памятники Ивановского кладбища не уступали лучшим образцам памятников столичных кладбищ.
Использованы материалы Екатеринбургской епархии, С.И. Ворошилин «Из истории церковного строительства в Екатеринбурге»