ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Екатеринбург. Кафедральный собор Троицы Живоначальной.

Свято-Троицкий собор (Рязановская церковь)


Екатеринбург. Кафедральный собор Троицы Живоначальной
Собор. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1814 и 1854. 1850-1854 (колокольня).
Архитектор:М.П. Малахов
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
620026, г.Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 57.

Координаты: 56.82745, 60.61403
Проезд:Тролл. 1, 2, 4, 5, 6, 9, 11; трам. 4, 10, 14, 21, 25, 32 до ост. "Куйбышева".



Сортировка:

Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Вид с северо-востока<br>, Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
6 июля 2023
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Вид с СЗ<br>, Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
Вид с СЗ
Сергей Зубарь
15 октября 2021
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Вид с северо-востока<br>, Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
13 сентября 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
333
4 января 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
333
4 января 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
26 сентября 2008
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
Алексей Кротов
15 сентября 2006
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
7 августа 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
7 августа 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Западный фасад<br>, Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
Западный фасад
333
4 января 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
artysta343
2 сентября 2013
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
Алексей Кротов
15 сентября 2006
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
JuNe
1 ноября 2003
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
JuNe
1 ноября 2003
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Западная стена. "Страшный Суд"<br>, Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
Западная стена. "Страшный Суд"
Павел В. Воробьев
24 апреля 2023
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
artysta343
7 июля 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
artysta343
7 июля 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
artysta343
7 июля 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Екатеринбургская православная духовная семинария в комплексе собора<br>, Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
Екатеринбургская православная духовная семинария в комплексе собора
artysta343
15 марта 2013
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
Т.
1 августа 2007
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, 1900-м год<br>, Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
1900-м год
Алексей Кротов
1 июля 1900
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Ворота и ограда. Источник: «Информация о Свердловской области и Урале»<br>, Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
Ворота и ограда. Источник: «Информация о Свердловской области и Урале»
Елена Григорьева
??
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, В память о принесении Честной десницы святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в епархии Русской Православной Церкви<br>, Екатеринбург, Екатеринбург (МО город Екатеринбург), Свердловская область
В память о принесении Честной десницы святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в епархии Русской Православной Церкви
Alexander Myasnikov
23 июня 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  24 марта 2008

Екатеринбургские старообрядцы принадлежали к тому направлению, которое принимало священство и признавало три чина Церковной иерархии и все таинства Православной церкви. Путь к единоверию начала небольшая группа екатеринбургских купцов во главе с Яковом Филипповичем Толстиковым. Однако основная масса екатеринбургских "раскольников" не желала переходить в единоверие. Причин тому было несколько: во-первых, у екатеринбургских староверов не было проблем с нехваткой священников — прочные связи с Москвой, Рогожским кладбищем, Стародубьем и Иргизом позволяли обеспечивать необходимые службы и требы исправленными священниками, наместниками и уставщиками. По воспоминаниям Мельникова, в Екатеринбурге было по пяти и более иргизских попов в одно время. Священников хватало и на молитвенный дом во имя Святителя Николая (Николаевская часовня), и на три часовни, и на женские скиты, располагавшиеся на Шарташе. В своём послании министру духовных дел князю Голицину в 1819 году екатеринбургские старообрядцы уверяли, что главная причина неуспеха единоверия заключалась в том, что они не получили просимого ими архиерея и оставлены были под властью православного епархиального начальства. Зависимость по духовным делам от епископа, признававшего древние обряды неверными, была противна их совести, поэтому присоединение к Православной церкви на условиях единоверия они считали отступничеством от тех убеждений, за которые их отцы и деды терпели пытки и ссылки и всякого рода преследования. Это послание сохранилось до наших дней и свидетельствует о начале того грандиозного дела, которое возглавили в те годы старшины екатеринбургского старообрядчества Яким Меркурьевич Рязанов и Фома Федотович Казанцев.

В то время это были всесильные люди, и именно им принадлежала идея строительства самого большого старообрядческого храма в России. 27 мая 1810 года Рязанов отправил прошение на имя Императора Александра I. Старообрядческое общество города Екатеринбурга находило приличным и сообразным со всеми обстоятельствами вместо ветхого выстроить "каменный с покрытием железом и с приличным украшением храм длиною до 20-ти, а поперек — 9 сажень в виде состоящих в Москве и Казани таковых же старообрядческих молитвенных храмов по плану вниз по течению реки Исети..."

Однако Главная контора екатеринбургских заводов через Екатеринбургскую управу благочиния активно противодействовала этому начинанию, требуя предъявить проект, согласованный с Синодом. Через три года Рязанов вновь обращается с прошением к Императору, представляя на утверждение "два фасада". Первый — по образцу каменной часовни, имеющий вид церкви в городе Казани, второй образец — "за подписом моим, по которому екатеринбургское старообрядческое общество строить располагает". В результате этих прошений старообрядческое общество начало строительство храма, игнорируя и Синод, и Екатеринбургскую управу благочиния, мотивируя начавшееся строительство желанием: "переместить Богослужения вместо ветхого — в новое прочное и приличное истинному значению строение", и тем, что "место прошено, отведено и план дан, и строение сие не в начине, а к окончанию приводится; и стоит по приготовлениям не менее 50 тыс. рублей..." ("Объяснение Екатеринбургской управе благочиния от 14 июня 1815 года"). Таким образом, можно предположить, что начало строительства храма, которому Рязанов и его сподвижники уготовили выдающуюся роль в своём деле, началось в 1814 году. Вторая часть дела была не менее масштабной. Получив поддержку у Пермского архиерея, старообрядческие старшины то вместе, то порознь зачастили в Санкт-Петербург и Москву. Они ходатайствовали о даровании старообрядцам независимого священства (а в перспективе — и архиерея) и об учреждении в городе Екатеринбурге старообрядческой духовной конторы, подчинявшейся правительству на принципах полной независимости старообрядчества от духовенства Православной церкви. 30 апреля 1818 года в Екатеринбурге состоялось собрание старообрядцев, на нем было 1370 выборных из разных мест Пермской, Оренбургской и Тобольской губерний. Они (учинив общий совет) дополнили известные "Правила единоверия" своими просьбами, приложили записку о притеснениях, делаемых приходским духовенством и дали одиннадцать доверенностей за 1370 подписями Якиму Меркурьевичу Рязанову на ходатайство по делам екатеринбургских и сибирских старообрядцев перед правительством и Святейшим Синодом. Принципиально новыми пунктами были те, в которых заключались просьбы „Высочайше дозволить обществу старообрядцев Сибирского края иметь по духовным делам собственное начальство под именем "кантора", а священникам и дьяконам подчиняться только этой "канторе", которая доносит о них министру духовных дел, т.е. министру правительства, а не Священному Синоду. Через полгода, отвечая на просьбу екатеринбургских старообрядцев, князь Голицин отвечал Якиму Меркурьевичу Рязанову: "Вам следовало бы в прямом духе Христовом соединиться на основании Правил Платоновых (единоверия), а я предлагаю Вам более снисхождение, ибо, будучи только под Синодом, влияние его не может быть на внутренние дела Ваши, а только в том, где может быть нужда духовная…". Рязанов не ответил на это письмо, а правительство не согласилось на предложение екатеринбургских старообрядцев. Ожидая прибытия в город Екатеринбург Императора Александра I, они подготовили прошение на Его имя.
"Всемилостивый Государь! Приими не лестную, но чистую дань благодарности от всех губерний, чем воздадим за вся дивная вечными молитвами об Особе Твоей, всего Царского Дома, воинства и боярах. Дозволенный свершить храм к прибытию столь важному, не готов потому только, что остановлен указом правительствующаго Сената, иначе мы бы, наверно, имели счастье видеть в нем Августейшего Монарха. Церковь дозволена нам та, которая существовала до лет Никона патриарха, но та имела и крест, и звон. У нас глава и крест под червонным золотом готовы. Повели, Всемилостивейший Государь, воздвигнуть оные, и иметь звон в память незабвенности пребывания Твоего здесь в отдаленнейшие роды родов наших".

29 сентября 1824 года горный начальник Екатеринбургских заводов Осипов уведомил старообрядческое общество, что "на построенной каменной часовне Его Величество дозволяет иметь Крест". Итак, вопреки желаниям Святейшего Синода, епархиального архиерея и Управы благочиния, окончание строительства, пусть не храма, а часовни (старообрядцам разрешено тогда было строить и освящать только часовни или молитвенные дома), было подтверждено Высочайшей монаршей милостью. Казалось, что благодаря своим связям и удивительной целеустремленности Рязанов достиг небывалого в истории старообрядчества успеха.

В 1824 году Я.М.Рязанов был оглашен несостоятельным должником, то есть банкротом "за неплатеж вступивших на него по взысканию частных и казенных взысканий". От больших неприятностей Якима Меркурьевича спас его племянник Аника, уплативший за него все частные долги. Но даже разорение Якима Меркурьевича и временный переход в низкое сословие не подорвали его авторитет у старообрядцев. Он продолжал упорно добиваться официального признания старообрядческих общин, приемлющих священство.

В 1826 году Рязанов был в Санкт-Петербурге и ходатайствовал перед Государем Николаем Павловичем о возвращении старообрядцам "беглых" попов. Государь просьбу отклонил и позволил иметь священников только от епархиального ведомства. Рушились надежды на то, что когда-нибудь Богослужения в новом храме будут открытыми, а не тайными и не будут иметь притеснений со стороны православного духовенства. Екатеринбургские старообрядцы просили Пермского губернатора, чтобы епархиальный архиерей не имел на выбранных ими священников никакого "влияния и заведования". Ссылаясь на "Высочайшее утвержденные Правила от 26 марта 1822 года", которые разрешали им иметь священников, "отлучившихся от епархиальных церквей и не совершивших уголовных преступлений", они дерзновенно напоминали об Императорском манифесте при вступлении на Всероссийский Престол, в котором Его Императорское Величество обещал следовать примеру вечной памяти Государя Императора Александра I и вселял надежду, что "царствование Его Величества будет продолжением только прежнего царствования". Представил ли губернатор прошение в министерство — неизвестно.

В сентябре 1828 года Рязанов и Казанцев просили "особым" письмом "всех православных христиан" прибыть в Екатеринбург на совет. Решение этого совета, к сожалению, тоже неизвестно, но в начале 1829 года Рязанов вновь отправился в Петербург ходатайствовать о "беглых" попах. Пермский губернатор просил министра внутренних дел выслать из Петербурга купца Рязанова, "ибо ожидание, — как писал он, — бесполезного успеха от его действий, как видно из сведений миссионеров, удерживает обращение раскольников к Православию". Об этом же была просьба и Преосвященного епископа Мелетия в Святейший Синод. Ничего не добившись, Рязанов выехал из Петербурга на родину, а в мае 1829 года он и Фома Казанцев сложили с себя звание старшин старообрядческого общества.

В 1832 году умер сподвижник и соратник Рязанова Фома Федотович Казанцев. Его смерть повлияла на ход дальнейших событий. В 1837 году Рязанов предпринял последнее усилие и подал прошение Главному начальнику горных заводов генералу Глинке о том, чтобы иметь независимых от епархиального ведомства священников, с подчинением их Главному начальнику горных заводов Уральского хребта. Несмотря на столь неожиданную идею, генерал-лейтенант Глинка поддержал прошение Рязанова, однако в мае 1838 года Государь Император соизволил повелеть: "Поручить Главному начальнику сделать лично внушение просителям, что просьба их, как неоднократно отвергнутая, не может быть и ныне удовлетворена; но что от них самих зависти войти в общий порядок, для всех верноподданных учрежденный, как то уже и сделали более пятидесяти тысяч душ их собратий испрошением для себя священства на правилах единоверия; ибо вся разница в отправлениях их Богослужений с единоверцами состоит в том, что у последних совершают Богослужения правильные священники, а раскольников — беглые попы по тем же старинным книгам, а потому у единоверцев оно делается в учрежденном порядке, а раскольников — беззаконно. Затем обязать просителей подписками, чтобы они впредь не осмеливались утруждать начальство подобными просьбами". В этом же году Рязанов, видя неудавшимися свои ходатайства, обратился к Православию на условиях единоверия. Вместе с ним письмо подписали купцы — Иван Харитонов, Дмитрий Чирьев, Михаил Егоров, Моисей Ерусалимов, Константин Якушев с сыном Иваном, а позднее и сыновья самого Рязанова: Яков, Иван и Александр и внук Евгений Яковлевич. Остальные же купцы-староверы отказались поддержать инициативу Якима Меркурьевича, несмотря на то, что многие условия старообрядцев были выполнены вплоть до выбора общиной "своего священника", который, формально находясь в подчинении епархии, мог вести богослужение по старопечатным книгам и древнему уставу. Первым таким священником стал Парамон Лебедев, перешедший из старообрядчества в единоверие в Верхнейвинске в 1838 году. 12 ноября 1839 года он освятил престол во имя святителя Иоанна Златоустого, в той самой огромной церкви, которая была построена еще в 1824 году тщанием старообрядческого общества. Осуществилась наконец эта часть грандиозного дела, более тридцати лет ждавшая своего часа. Улица, ведущая к храму, с тех пор стала именоваться Златоустовской, а храм неофициально "Рязановским".

Церковь была второй по величине из числа восьми, выстроенных в XIX веке в стиле классицизма культовых зданий, "каменная, крепкая, покрытая железом и окрашенная малахитом, а купол и пять глав покрыты белым заграничным железом, обнесена каменной оградой с железными по ней решетками, поставленными между чугунными столбами".
В 1845 году Яким Меркурьевич Рязанов тяжело заболел, перенес инсульт и стал страдать забывчивостью. Дела по дальнейшему строительству храма были переданы сыну Ивану и Гавриилу Казанцеву, сыну соратника и сподвижника Фомы Казанцева. Возможно, что болезнь дяди привела в единоверческий храм на праздник Святой Живоначальной Троицы Анику Терентьевича Рязанова; чуть позже к единоверию присоединились Харитоновы, Блохины, Баландины, Расторгуевы.

13 декабря 1849 года, не дожидаясь праздника, был освящен престол на северной стороне во имя Святителя Николая Чудотворца, а 14 декабря, на следующий день, умер бывший старшина старообрядческого общества, главный строитель храма — Яким Меркурьевич Рязанов. Велики заслуги этого удивительного мудрого человека перед Богом и людьми. Еще в 1840 году Яким Меркурьевич был награжден золотой медалью на Владимирской ленте за усердие и содействие, оказываемое им к обращению раскольников на путь истинный и "особенное попечение об устройстве в городе Екатеринбурге единоверческой церкви". Несмотря на банкротство, городское купечество в 1841 году избрало его городским головой, а в 1843 году генерал-губернатор Восточной Сибири ходатайствовал перед правительством о награждении купца 1-й гильдии Я. М. Рязанова "за особые заслуги среди купеческого сословия" званием коммерции советника. Однако для старообрядческого общества, которое не принимало никаких компромиссов, он стал отступником от "чистой веры". Судя по тем публикациям и мнениям современных исследователей, можно только предполагать, как оценивали причины его перехода в единоверие. К сожалению, одним из самых популярных мнений, которое существует по этому поводу по сей день, является предположение об угрозе генерала Глинки лишить Рязанова золотых приисков.

После его смерти Аника Терентьевич и Иван Иоакимович Рязановы вместе с Казанцевым и многочисленными прихожанами-купцами объединили свои усилия по завершению строительства храма. 18 мая 1852 года был освящен главный престол во имя Святой Живоначальной Троицы, а в 1854 году пристроена колокольня. С этого времени храм и получил название Свято-Троицкой (Рязановской) единоверческой церкви.
Его длина, считая колокольню, составляла 58,7 метра, наибольшая ширина — 18,1 метра, а высота до верха карниза — 11,7 метра. Колокольня была в три яруса, высотой до верха карниза 37,3 метра; на ней имелось десять колоколов весом от 348 пудов до 19 фунтов.
Церковь украшали семь глав с золочеными крестами. Она отапливалась четырьмя кирпичными голландскими печами. Иконостас в главном храме был пятиярусный, длиной 16,3 метра, высотой 13,5 метра. В приделах устроены иконостасы в два яруса: длиной 10,3 метра и высотой 3,2 метра. В числе икон были две особо чтимые: образ Казанской Божьей Матери в серебряной позлащенной ризе с венцом из чистого золота, украшенный 132-мя бриллиантами, и образ Святителя Николая Чудотворца в серебряной позлащенной ризе. Таким образом, "единеми усты и единим сердцем" была дана возможность прославлять Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа многим староверам-екатеринбуржцам, напрасно уклонившимся от Православной церкви.

Но сомневающихся и упорствующих было столь много, что сам Яким Рязанов в письме к епископу Екатеринбургскому Евлампию "сожалел о своих присных, что они всё еще колеблются вне решимости своей". Дело в том, что переход в единоверие всех членов купеческой семьи был простым: официальную подписку давал только глава семьи, от женщин и детей формально этого не требовалось, поэтому многие домочадцы еще долгое время жили по старым духовным правилам. Например, когда в 1846 году, пока Аника Терентьевич вместе со своей женой находились в Ирбите, умерла его пятнадцатилетняя дочь Олимпиада. Домочадцы же в продолжение болезни оставили её без напутствия Святой Церкви "чрез своего благословеннаго иерея ни прощением грехов, ни приобщением Тела и Крови Христовой". Выражая своё искреннее соболезнование родителям, Архиепископ Пермский Аркадий пишет: "Где после сего искать нам утешения в скорбной утрате? В тебе… и, может быть, в тебе одном, родитель почившей! Ты взошел в ковчег Церкви… ты по вере Святой молитвы о умершей приносишь и к Олтарю Господню; купно со Святыми возлагаешь ты свои приношения и моления на престол Спасителя, Который умерый за нас, внемлет сим приношениям и молениям, особенно когда Кафолическая и Апостольская Церковь чрез своих священнослужителей приносит безкровную жертву за Божественной Литургией… Утешься, мой родимой Аникий Терентьевич, утешься: и олтарь Пермскаго Кафедральнаго Собора, за жертву твою ему по вере твоей, по единению твоему с Церквию Божиею, будет слышать во времена свои сию молитву: помяни, Господи, душу усопшия рабы Твоея отроковицы Олимпиады". Обращаясь же к жене Рязанова, архиепископ пишет: "Супруга почтеннейшаго супруга! Новое тебе призывание — приитти в Церковь: призывание уже не ума, не сердца, а смерти… Вот какого, наконец, увещателя послал тебе Господь, Премилосердый Господь, к тебе и к детям твоим Милостивый Господь: последуй примеру супруга, который один только и есть теперь молитвенник об умершей дщери, молитвенник благонадежный по благодатному соединению с Церковию, которая Едина имеет ключи Царствия Небеснаго".

В 1857 году умер племянник Якима Меркурьевича Аника Терентьевич Рязанов, купец первой гильдии, коммерции советник; умер в самом рассвете своей славы. Дважды (в 1832—1835 и 1847—1850 годах) он занимал пост городского главы, оставаясь несомненным лидером не только среди екатеринбургского купечества, но и общины старообрядцев раскольников. Его заслуги столь же велики, как и дяди: 11 февраля 1835 года ему было пожаловано потомственное почетное гражданство, в 1836 году его наградили золотой медалью на Владимирской ленте "за усердие к пользе края и к развитию горной промышленности". За два года до смерти Аника Терентьевич ходатайствовал об устройстве в Екатеринбурге женской богадельни на принадлежащей ему земле. Он обязался выстроить за свой счет приют "для призрения убогих, увечных и престарелых, не имеющих пропитания, вдов и сирот, в Екатеринбурге находящихся", однако открыть богадельню ему не удалось. После его смерти в 1864 году на этом же месте была открыта Рязановская больница, которая содержалась на средства его вдовы Анны Семеновны.

После смерти Аники Терентьевича Рязанова главным попечителем Свято-Троицкой церкви становится Гавриил Фомич Казанцев, который, перейдя в единоверие, получил в 1848 году звание потомственного гражданина и был дважды городским главой (1850—1853, 1857—1860). Еще в 1840 году, не быв единоверцем, он по приглашению Рязанова Иоакима Меркурьевича пожертвовал на устроение Иоанно-Златоустовского придела единоверческой церкви 1500 рублей ассигнациями; за несколько лет он передал на устройство этой церкви 7000 рублей серебром, пожертвовал приобретенные им дорогие иконы и старопечатные книги. В 1845 году он вместе с Иоакимом Меркурьевичем и Аникой Терентьевичем Рязановым, Зотовым и другими екатеринбургскими купцами-единоверцами участвовал в пожертвовании крупной суммы на сооружение новой серебряной раки для мощей святого праведного Симеона Верхотурского в Свято-Николаевской Верхотурской обители. Став лидером екатеринбургских купцов-единоверцев, Гавриил Фомич продолжил дело Рязанова, который всю жизнь посвятил строительству храма и обретения епископа, который служил бы по старым книгам и древнему уставу. 

В 50-х годах XIX столетия возникла Белокриницкая епархия старообрядцев-раскольников; в Екатеринбурге им удалось перестроить одноэтажный каменный особняк-усадьбу в церковь (молитвенный дом) и освятить его во имя Святой Живоначальной Троицы.  Церковь имела три придела: главный — Свято-Троицкий, северный — во имя Святителя Николая Чудотворца, южный — Успения Божией Матери. Церковь не имела никаких внешних признаков, кроме крестов над воротами при въезде в усадьбу. В 1913 году к зданию пристроили трехъярусную колокольню. Эта церковь находилась недалеко от Царского моста по Александровскому проспекту в конце улицы Златоустовской, почти в трехстах метрах от Свято-Троицкой Рязановской единоверческой церкви. В этот период единоверцы России объединились в попытке через Московского митрополита Филарета и Святейший Синод в интересах церкви противопоставить появившемуся лжеепископству подлинную старообрядческую иерархию. Святейший Синод направил запрос всем епархиальным епископам: какими средствами и на какой основе можно объединить староверов, приемлющих священство Православной церквью. О возможном создании единоверческой иерархии в этом запросе не упоминалось, и все-таки многие епископы в своих ответах затронули этот вопрос. Одиннадцать епархиальных архиереев были против назначения особого епископа, даже если бы он подчинялся Святейшему Синоду; десять епископов заявили, что для поощрения единоверия надо разрешить епископа, подчинявшегося Синоду; остальные не затронули этого вопроса, и поэтому их следует определить к группе противников единоверческой иерархии; они считали единоверие возможным только при его подчинении местному православному епископу. После того как стала ясна позиция епископов, этот вопрос был отложен, однако после отмены крепостного права в ходе начавшихся реформ екатеринбургские единоверцы в июле 1864 года подали прошение Императору Александру II о назначении викарного епископа-единоверца на Пермскую кафедру. Прошение подписали Казанцев Гавриил Фомич, Иван Якимович Рязанов, Евгений Яковлевич Рязанов, Расторгуев и другие екатеринбургские купцы. Три месяца спустя с аналогичной просьбой к Императору обратились уже московские староверы-поповцы. Министр внутренних дел П. А. Валуев в декабре 1864 года направил пермскому губернатору предписание с предложением разъяснить екатеринбуржцам невозможность подобных просьб.

Начало XX века было ознаменовано особым событием для всех старообрядцев, принявших единоверие. В "Екатеринбургских епархиальных ведомостях" №1 за 1 ноября 1900 года сообщалось: "27 Октября — день знаменательный в истории Единоверия, — как известно из газетных сообщений, торжественно праздновался во всех епархиях, где имеются единоверческие приходы. Так, напр., С.-Петербургские единоверцы просили Высокопреосвященнейшего митрополита Антония совершить по этому случаю в ближайший воскресный день (29 октября) в одном из единоверческих храмов столицы торжественное Богослужение. В Москве в день торжества Владыка митрополит имел совершить торжественно, в сослужении обоих викариев, Божественную литургию во вновь отремонтированном Троицком единоверческом храме, а накануне предположено было совершить заупокойное Богослужение по первым борцам за единоверие, духовным лицам и благотворителям". Екатеринбургские единоверцы также торжественно отпраздновали день столетней годовщины со дня учреждения единоверия. 25 октября состоялось собрание прихожан обеих единоверческих церквей Екатеринбурга, Свято-Троицкой и Спасской, на котором было решено по случаю исполняющегося 27 октября столетия со дня учреждения единоверия независимо от торжественного Богослужения в это число в обоих храмах просить Его Преосвященство совершить в один из воскресных дней Божественную литургию в Свято-Троицком храме по древнему "Чиновнику", а также учредить при Свято-Троицкой церкви церковно-приходскую школу, на которую тут же на совещании было собрано по подписке 600 рублей, а почетный прихожанин Свято-Троицкого храма городской глава Гавриил Гаврилович Казанцев заявил, что он дает в своём доме для школы на первое время квартиру с отоплением и прислугою. Прекрасный придумали единоверцы способ ознаменовать столетие со дня учреждения единоверия. Дай Бог, чтобы проектированная школа при Божией помощи устроилась, окрепла и, широко разливая свет христианского церковного просвещения, привлекала в лоно церкви Христовой заблудших чад ея.

Накануне юбилейного дня совершены были в обеих единоверческих церквях Екатеринбурга торжественные всенощные бдения, а в самый день юбилея — Литургии и молебны с возглашением, кроме установленных многолетий, вечной памяти Императору Павлу I, митрополиту Платону и всем борцам и деятелям единоверия. За Богослужениями раздавалось народу отпечатанное, по распоряжению Его Преосвященства, отдельною брошюрою слово митрополита Московского Сергия "О значении единоверия". По окончании Богослужения к Его Преосвященству явились почетные прихожане единоверческой Свято-Троицкой церкви и, доложив ему о состоявшемся 25 октября решении единоверцев, просили Владыку совершить в их храме Божественную литургию в один из воскресных дней, на что архипастырь выразил полную готовность. Весьма важно и отрадно, что единоверцы екатеринбургские, до того времени стоявшие особняком от православных архипастырей, возымели желание видеть в своём храме архиерейское Богослужение, пример для Екатеринбурга небывалый, несмотря на то что один из единоверческих храмов существует уже чуть ли не целое столетие, а в другом уже более шестидесяти лет совершается богослужение священниками единоверческий церкви. 29 октября, в воскресение, Его Преосвященством в Крестовой церкви архиерейского дома в присутствии почетных представителей екатеринбургских единоверцев и большого числа молящихся была совершена Божественная литургия и после неё благодарственный молебен Господу Богу по случаю исполнившегося столетия со дня учреждения единоверия. В Литургии кафедральным протоиереем было произнесено слово о значении единоверия и его отношении к Православию; все литургийные песнопения были исполнены по древнему напеву. В служении молебна приняло участие городское духовенство. После возглашенных протодиаконом обычных многолетий архипастырь сам возгласил многолетие единоверцам своей паствы в следующих выражениях: "Возлюбленным чадам православной церкви, единоверцам екатеринбургской паствы — многая лета".
В следующем году "Ведомости" подтверждали, что "единоверие окончательно и вполне вошло в греко-российскую церковь как равноправная часть. Подтверждений этому немало было в конце прошлого года, когда праздновалось столетие единоверия, подтверждением этому служит и состоявшее на празднике Святой Пасхи посещение нашим архипастырем городской Свято-Троицкой единоверческой церкви, посещение, как известно, уже не первое".

6 апреля 1901 года в Пяток Светлой седмицы Владыка Ириней (Орда) прибыл в Свято-Троицкую церковь к началу вечерни; духовенство встретило архипастыря со святым крестом, после чего Преосвященнейший последовал в святой алтарь. По окончании вечерни Владыка обратился к прихожанам со словами: "Радость моя была бы не полна, если бы в Святую Пасху я не повидал и вас, возлюбленные мои чада, не приветствовал вас словами "Христос воскресе!" и не получил бы от вас радостного ответа "Воистину воскресе!". Помолившись вместе с вами и видя ваш чин и утверждение вашей веры, радуюсь тому, что вы стоите в истине, как писал святой апостол Иоанн Богослов в третьем своём послании, находясь в единении со святой соборной и апостольской церквью, вы — по правде православные христиане; вы стоите в сущей истине, а истина есть сам Христос. На вас же, возлюбленные мои чада, да почиет Божие благословение". После этих слов Его Преосвященство благословил собравшихся в значительном числе прихожан и христосовался с мужчинами, благословляя двуперстным сложением каждого отдельно; женщинам также Преосвященнейший преподал благословение каждой. При пении "Христос воскресе!" Владыка отбыл из церкви, провожаемый духовенством и прихожанами до ворот храма".

В те времена приход Свято-Троицкого храма содержал двух священников, одного дьякона и трех псаломщиков, обеспечивая их жильем, дровами и хорошим денежным содержанием. До закрытия храма в 1930 году в Свято-Троицкой Рязановской церкви служили священники: Парамон Лебедев — 1839-1848, Иоанн Колосов — 1857-1866, Иоанн Алексеев — 1857, Андрей Колосов — 1866, Антоний Колосов — 1876-1901, Петр Иванов — 1879, Аристарх Коровин — 1879-1889, Иоанн Колосов — 1882-1885, Николай Карпинский — 1889-1914, Варсонофий Пономарев — 1902-1906, Андрей Новиков — 1908-1925, Александр Сисин — 1912-1919, Николай Нарцисов — 1913-1919, Артемий Ведерников — 1913-1919 и другие, и диакона: Григорий Берников — 1882, Иоанн Новиков — 1903-1909, Владимир Бирюков — 1909-1912, Леонид Мощевитин — 1912, Прохоров Иоанн.

Источник: Книга "Свято-Троицкий кафедральный собор" Издательство «ОМТА», 2004г.


Анонимный участник  24 марта 2008

Церковное здание строилось на деньги богатого купца и золотопромышленника Якима Рязанова. Вначале предполагалось, что будет оно семейным молитвенным домом купеческой семьи, но дело повернулось так, что церковь эта, названная именем Животворной Святой Троицы, стала одной из самых почитаемых и богатых в Екатеринбурге.

В Рязановской церкви - так ее еще называли в просторечии - хранились особо чтимые иконы: образ Казанской Божией Матери в серебряном позолоченном окладе с венцом из чистого золота, украшенный драгоценными камнями, и образ святого Николая Чудотворца, также в позолоченном окладе. Имелись там древнее Евангелие и дарохранительница весом около тринадцати килограммов из чистого золота и украшенная драгоценными самоцветами.

В тридцатые годы XX столетия церковь была, как и многие другие, закрыта, но, слава Богу, не порушена. Ее вначале приспособили под кинотеатр, потом, в сороковые годы, под фабрику шинельного сукна, позднее разместили Дом культуры «Автомобилист», а в конце девяностых здание вновь вернулось в лоно Церкви. 

Источник: «Православная газета» Екатеринбургской епархии


Свято-Троицкая единоверческая церковь была спроектирована 1814 году по инициативе и на средства екатеринбургского купца Якима Меркурьевича Рязанова, который в течение многих лет был главой екатеринбургских старообрядцев и всех прилежащих Сибирских заводов, число которых определялось в 150 000 человек мужского пола. 
Раньше здание было почти на треть короче существующего и не имело колокольни. Оно было украшено с трёх сторон классическими портиками и увенчивалось огромным куполом, высота которого в 1,35 раз превышала высоту самого здания, и который увеличивал высоту здания в 2,35 раза. Здание 'молельного дома' (раньше старообрядцы, не являющиеся единоверцами, ничего другого иметь не могли) было выстроено в 1824 г, но Горное начальство не разрешило поднять на нём крест и освятить, чтобы можно было начать служить в нём. Рязанов обратился с жалобой к Александру I, после чего крест поставили, но здание было всё равно опечатанным. Яким Меркурьевич с 1817 по 1838 год многократно обращался в Министерство вероисповеданий, и к самому Императору с просьбой подчинить священнослужителей-старообрядцев не местным архиереям, а Правительству. Но прошения не были удовлетворены, так как требовалось непосредственное подчинение хотя бы Священному Синоду, то есть присоединение к единоверию. В 1838 году Рязанов вынужден был примкнуть к единоверию, после чего храм достроили, и в нём служили как в единоверческом. В 1839 году был освящен южный Златоустовский придел, в 1849 году - северный Никольский придел. 14 декабря 1849 года скончался Рязанов, и лишь в 1852 году освятили главный храм. В 1854 г. была достроена колокольня, вследствие чего здание сильно удлинилось. Церковь имела главный 5-ярусный иконостас и 2-ярусные иконостасы в боковых приделах.
После революции Свято-Троицкую единоверческую церковь постигла та же участь, что и тысячи храмов в России - церковь осквернили и оставили в полуразрушенном состоянии. Только намного позже здание отремонтировали и сделали из него ДК Автомобилистов. Внешний вид иконостаса не восстановить, так как он был уничтожен революционерами, а иконостасы в то время не фотографировали.

http://stkse.orthodoxy.ru/nid613.htm


Каменный, однопрестольный. Заложен в 1818 г. как единоверческая трехпрестольная церковь. Построен на средства купца Я. В. Рязанова в стиле классицизма. Правый придел во имя свт. Иоанна Златоуста, патр. Константинопольского, освящен 12 ноября 1839 г. Левый придел во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, освящен 13 октября 1849 г. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен 13 мая 1852 г. В 1854 г. пристроена каменная колокольня.

В 1922 г. изъято 10 пудов 26 фунтов 5 золотников серебра (174,4 кг.). С 1928 г. до закрытия в храме находились частицы мощей четырех святых: прор. Иоанна Предтечи, первомуч. Стефана, вмч. Иакова Персянина, мч. Меркурия Смоленского, вложенные в металлическую раку. Закрыт в 1930 г., единоверческой и сергиевской ориентации. Снесены купола и колокольня.

Возвращен в 1996 г. В 1997 г. увеличена алтарная апсида. В 1998-1999 гг. заново возведены купольные барабаны. В 2000 г. заново возведена колокольня. Освящен Патриархом Алексием II 24 сентября 2000г.

Источник информации - http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/temples/action/at171


Церковь строилась долго и стилистически (в частности, наличием крупных люкарн в основании купола) предвосхитила Успенскую церковь Верх-Исетского завода, хотя была построена (без колокольни) почти одновременно с ней. Молитвенный дом старообрядческого общества (часть будущей церкви) был возведен еще до 1824 года. Церковь представляла собой однокупольный храм с просторной, квадратной в плане, трапезной. В 1838 году встал вопрос о ее достройке, но окончательный вид она приобрела лишь в 1854 году.

Традиция, приписывающая авторство проекта Троицкой церкви архитектору М.П. Малахову, весьма сомнительна, хотя некоторые черты его почерка, особенно в подкупольной части интерьера, присутствуют. Существуют документальные свидетельства нежелания Малахова участвовать в достройке церкви, что было бы маловероятным, если бы архитектор был автором ее первоначального проекта. Возможно, М.П. Малахов лишь корректировал проект и контролировал первый этап строительства. Сопоставление различных факторов (как стилистических, так и временных) говорит о наиболее вероятном участии в достройке церкви А. Гартмана. Манера мастера наиболее ярко проявляется в архитектуре четырех малых главок и боковых четырехколонных ионических портиков. В последнюю очередь по проекту архитектора К.Г. Турского была воздвигнута колокольня, завершившая сложный путь формирования облика Свято-Троицкой церкви.

Источник информации - http://www.rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=183269


Сергей Ковров   24 августа 2018

Собор возвели в классическом стиле в 1818-1839 годах. Изначально планировалось, что храм будет отдан старообрядцам, но в итоге он остался за Православной Церковью. В 1854 году к собору пристроили колокольню. В 1930 году правительство области закрыло Свято-Троицкий храм. Внутри была проведена перепланировка, в здании находились разные учреждения: кинотеатр, клуб и т.д. В нем даже проходили фестивали. В 1998-1999 гг. церковь отреставрировали и вернули верующим. С 2003 года собор получил кафедральный статус.

http://krasivye-mesta.ru/hramy-ekaterinburga


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 апреля 2020

История создания Свято-Троицкой (Рязановской) церкви уходит своими корнями в далекое прошлое. Она оказалась на долгие годы связана с купеческим родом Рязановых, игравших заметную роль как в торгово-промышленных, так и в общественных делах. Родоначальником Екатеринбургской ветви этого рода был купец Меркурий Степанович Рязанов (1741-1814), занимавшийся разнообразными торгово-промышленными операциями и общественной деятельностью. Его потомки, сын - Яким (Иоаким) Меркурьевич (1774-1849) и внук Аника (Иоанникий) Терентьевич (1800-1857), прославились как выдающиеся предприниматели и строители Свято-Троицкой (Рязановской) церкви.

Свято-Троицкая (Рязановская) единоверческая церковь была заложена в 1814 г. Автором проекта был известный на Урале архитектор М.П. Малахов. К 1824 г., благодаря усилиям Якима Меркурьевича и его единомышленников, значительная часть её была уже построена.

Судьба новой церкви оказалась весьма не простой. Долгое время она была недействующей, так как екатеринбургские старообрядцы не имели разрешения властей освятить церковь и установить на ее куполе крест. В конце 1824 г. Яким Рязанов всё-таки получил соответствующее разрешение от императора Александра I, которое не было претворено в жизнь. При императоре Николае I взаимоотношения между властями и старообрядцами заметно осложнились. Одним из проявлений этого стало опечатывание здания церкви.

В течение долгого времени Яким Меркурьевич Рязанов и екатеринбургские старообрядцы не решались сделать выбор между новой и старой верой. В июне 1838 г. Рязанов сделал важный шаг, согласившись перейти из старообрядчества в единоверие. В 1839 г. с разрешения властей состоялось освящение южного Иоанно-Златоустовского придела перешедшим в единоверие священником Парамоном Лебедевым, и единоверческая церковь начала действовать.

По мере увеличения численности прихожан возникла необходимость в расширении Иоанно-Златоустовской церкви. При материальной поддержке племянника Я.М. Рязанова – Аники Терентьевича и др. купцов, в 1849 г. был построен Никольский придел, а также началось сооружение главного храма в честь Святой и Живоначальной Троицы. Освящение главного храма состоялось в 1852 г., а колокольня была пристроена в 1854 г. Таким образом, к середине 1850-х г.г. церковь приобрела законченный вид, получив официальное название Свято-Троицкой. Она являлась второй по величине из числа восьми выстроенных в 19 веке в стиле классицизма культовых зданий. Её длина, считая колокольню, составляла 58,7 м (27,5 сажень), наибольшая ширина - 18,1 м (8,5 сажень), а высота до верха карниза - 11,7 м (5,5 сажень). Колокольня была в три яруса высотою до верха карниза 37,3 м (17,5 сажень).

К концу XIX – началу XX в.в. состав прихожан Свято-Троицкой церкви изменился. Фамилии представителей старых купеческих родов (Рязановых, Казанцевых и др.) стали встречаться все реже. На смену им пришли представители новой предпринимательской волны, прежде всего из числа купцов-мукомолов: Борчаниновы, Брагины, Малиновцевы, Первушины. Но основную массу прихожан составляли мещане и крестьяне. По данным на 1899 г., число постоянных прихожан составляло 1945 человек.

27 октября 1899 г. широко праздновалось по всей России столетие единоверия. В Санкт-Петербурге митрополит Антоний совершил Божественную литургию в единоверческом храме, в Москве митрополит Сергий совершил заупокойное Богослужение по первым борцам за единоверие, духовным лицам и благотворителям. В Екатеринбурге единоверцы просили Его Преосвященство совершить Божественную Литургию в Свято-Троицком храме по древнему «Чиновнику», а также благословения на устройство при храме церковно-приходской школы. Впервые екатеринбургские единоверцы, доселе стоявшие особняком от православных архипастырей, возымели желание видеть в своем храме Архиерея. Первую Божественную литургию в Свято-Троицком храме служил Владыка Ириней (Орда) 13 мая 1901 г., благословляя «двуперстным сложением каждого прихожанина отдельно», а церковно-приходская школа была открыта в этом же году иждивением семьи Казанцевых.

После октябрьского переворота в дни гонений со стороны богоборческой власти приход Свято-Троицкой (Рязановской) церкви вынужден был заключить договор с Екатеринбургским советом рабочих и крестьянских депутатов о безвозмездном пользовании здания церкви и богослужебными предметами по заверенной описи. Этот договор был нарушен в одностороннем порядке, когда 27–28 апреля 1922 г. уполномоченные от губернской комиссии изъяли церковное имущество. Всего было изъято 10 пудов 26 фунтов 5 золотников серебра (174, 4 кг) и все драгоценные камни. С этого времени взаимоотношения с властями ещё более усложнились. На каждое собрание прихода требовалось разрешение или ГПУ, или Свердловского окружкома в зависимости от значимости. В годы церковных нестроений и расколов единоверцы продолжали держаться старых обрядов, решительно отвергая обновленческие реформы.

16 февраля 1930 г. в президиум облисполкома городского совета г. Свердловска поступило требование трудящихся о закрытии церкви и использовании её под киноклуб. Было собрано около 9000 подписей. 5 апреля этого же года городская комиссия по закрытию церквей. постановила: «Считать целесообразной передачу церкви под клуб Автодора с тем, чтобы закончить ее переоборудование в 10-дневный срок». Вскоре в городе появился кинотеатр «Рот Фронт», просьба трудящихся была удовлетворена вполне. В годы Великой Отечественной войны кинотеатр был закрыт, в поруганном храме разместили оборудование ткацкой фабрики и мастерских по пошиву шинелей. Для храма это был самый тяжелый период, именно тогда он был окончательно разрушен и снаружи, и внутри, а затем долгое время пребывал в запустении. Лишь только в семидесятые годы началась его длительная реконструкция под Дворец культуры для того же «Автодора».

31 августа 1994 г. преосвященный Владыка Никон отправил прошение на имя главы администрации Свердловской области Страхова А.Л. с просьбой о возвращении Екатеринбургской епархии здания Свято-Троицкой (Рязановской) церкви. 13 февраля 1995 г., через 65 лет, вышло постановление №142 Свердловского областного комитета по управлению госимуществом «О передаче здания, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Р. Люксембург, 57, на баланс РПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области, а затем, после заключения соответствующих договоров, в безвозмездное пользование Екатеринбургской епархии». Понадобился почти год тяжелых переговоров и согласований.

6 мая 1996 г. Преосвященный Владыка Никон благословил в связи с передачей верующим Свято-Троицкой (Рязановской) церкви провести 31 мая 1996 года Крестный ход от храма Вознесения Господня до Свято-Троицкой (Рязановской) церкви. Состоялось 1-е богослужение в присутствии многих священников и сотен верующих. С этого дня начались ежедневные Богослужения и работа по восстановлению возвращенного храма. 

24 сентября 2000 г. Святейший Патриарх Московский Алексий II в сослужении сонма архиереев и священников и при большом стечении верующих совершил освящение храма. Указом Святейшего Патриарха №5691 от 3 ноября 2000 г. храму был дарован статус Свято-Троицкого Кафедрального Собора г. Екатеринбурга, главного собора Екатеринбургской епархии.

Информация с официального сайта храма, http://st-tks.ru/o-hrame-2/o-hrame/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 апреля 2020

Троицкая церковь, чаще именуемая Рязановской, была построена в юго-восточной части города на углу существовавшей тогда Сенной площади и Сибирского проспекта (ныне улица Куйбышева). Здание строилось с 1814 по 1854 год на средства главы екатеринбургской старообрядческой общины купца Я.М. Рязанова.

Один из значительных в городе памятников классицизма, церковь имеет трёхчастную композицию: колокольня, трапезная, сам храм с полукруглой апсидой. Над храмовой частью возвышается массивный барабан, увенчанный куполом с полукруглыми люкарнами. По углам четверика установлены малые декоративные купола.

Центр боковых фасадов храмовой части выделяют входные четырехколонные портики ионического ордера с фронтонами. Люкарны в основании купола и кубикулы на его барабане вводят дополнительный масштаб, увязывая храм с окружающей застройкой. Главный западный вход устроен в основании колокольни и выделен на фасаде портиком с двумя пилястрами. Трехъярусная колокольня увенчана куполом.

Объемно-пространственная композиция здания начала развиваться из кубического объема старообрядческого молельного дома. Автор проекта М.П. Малахов не только органично вписал новые архитектурные элементы в уже существующий объем дома, но и решил инженерную задачу передачи нагрузки от купола на стены. Массивные пилоны, стоящие по углам храмового четверика, пристроены изнутри к ранее выложенным стенам.

В интерьере паруса зрительно опираются на пилоны, но не являются конструктивным элементом. На самом деле опорное кольцо барабана поддерживают подпружные арки, работающие здесь, как тромпы. Таким способом решена возникшая в процессе изменения архитектурной идеи задача перекрытия куполом прежде построенного молельного дома.

Построенная в 1850-1854 годах архитектором К.Г. Турским колокольня «...не производит резкого диссонанса, но носит следы уже упадка николаевского времени, наивна разделка такого крупного сооружения филенками. Совсем худосочен портик входа из пилястр». Выполненные согласно последнему проекту боковые главки, так же, как и детали колокольни, несколько мелки по сравнению с величественным барабаном центрального купола.

В результате приспособления церкви под клуб в 1930-е годы памятник утратил купола и два верхних яруса колокольни. Существующие купольные завершения храма и колокольни, а также новая, не соответствующая масштабу храма алтарная апсида - результат некорректной реставрации и реконструкции памятника, проводившейся в 1990-е годы.

В интерьере здания зал трапезной перекрыт плоским подшивным потолком, закрытым в конце XX века ложным коробовым сводом. В самом храме сферический купол на декоративных парусах прорезан высокими окнами и ярусом люкарн. Украшающая интерьеры церкви утварь выполнена в конце XX - начале XXI веков.

По материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области». Т 1. – «Сократ», 2007.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.