Софийский собор - первое каменное здание Вологды. По замыслу Ивана Грозного, вокруг него должны были вырасти стены кремля, а самой Вологде предстояло стать опричной столицей. Замыслы не сбылись. А Софийский собор сбылся. Не будет преувеличением сказать, что история Вологды - той Вологды, какой мы знаем её, - началась строительством Софийского собора. До второй половины ХVI века, когда на Вологду обратил милостивое внимание Иван Грозный, центр её находился в совершенно другом месте - там, где сейчас пролегает улица Бурмагиных. Строения в древней Вологде были сплошь деревянными, благо леса вокруг росло предостаточно. Конечно, с течением времени каменные храмы и дома так или иначе появились бы в Вологде, но, несомненно, процесс этот отличался бы гораздо большей постепенностью, если б не учреждение на Руси опричнины.
По замыслу Ивана Грозного, Вологде, являвшейся исходным пунктом на пути к Белому морю (по Сухоне и Северной Двине), через которое осуществлялись в то время основные торговые контакты с западноевропейскими странами, предстояло сделаться опричной столицей. Значение города в экономическом и военном отношении, по достоинству оценённое царём, должно было обрести зримую форму в новых постройках - великолепном соборном храме и каменных укреплениях. "Карой Божией за грехи бояр" называл простой вологодский люд опричнину. Тем не менее в Вологде в это время рос кремль, и в нём - красавец-собор. В 1566 году, согласно летописным свидетельствам, царь "повелел заложить град каменной, и его, великого государя, повелением заложен град апреля 28 день, на памяти святых апостол Иасона и Сосипатра. Нецыи же глаголют, якобы наречен бысть град во имя апостола Иассона". Непривычное для русского слуха имя Иассон впоследствии трансформировалось в "Насон", и саму Вологду часто называли "Насон-город".
Вскоре - в 1568 году - приступили и к строительству соборного храма ("Царь Иван Васильевич повелел соборную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы поставить внутри города у архирейского дому", - говорит летописец). Образцом для него был избран Успенский собор Московского Кремля, послуживший эталоном для многих соборов того времени. Строительство собора завершилось вчерне в 1570 году. Царь, часто бывая в Вологде, лично наблюдал за тем, как растут каменные стены его детища (строительство под государевым присмотром велось весьма тщательно - даже кладку, сделанную за день, на ночь укрывали лубьём и рогожами, дабы здание было "крепко на разселины"). Посетил он соборный храм и в начале 1571 года, после окончания основных работ. А вслед за тем спешно уехал из города, остановив возведение собора и кремля. Летописцы не дают согласных объяснений столь скорому отъезду царя. В одних источниках говорится, что в Вологде в описываемую пору был "мор велик", и "того ради великий государь изволил итти в царствующий град Москву, и тогда Вологды строение преста". Другие рассказывают, что, "егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся". Вариант этого предания также рассказывал в своей "Четвёртой Вологде" Варлам Шаламов. Что бы там ни случилось с царём в 1571 году в Вологде, однако после его отъезда отделка собора остановилась на долгие годы, а каменный кремль, который должен был затмить - по крайней мере, своими размерами - Московский, не достроили вовсе. Лишь при сыне Ивана Грозного, Фёдоре Иоанновиче, приступили к завершению собора, причём и тогда окончить работы не удалось.
В 1587 году епископ Вологодский Антоний освятил только южный придел собора - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, тезоименитого святого Ивана Грозного. Вероятно, сделано это было во исполнение воли царя Феодора Иоанновича, желавшего таким образом почтить память отца. Иоанновский придел существовал в соборе вплоть до его капитального ремонта, предпринятого в середине ХIХ столетии. Следующие по времени документальные свидетельства о Софийском соборе относятся уже к 1613 году. Что же следует предполагать о его существовании в этот, с лишком двадцатилетний, промежуток? Летописец, сообщивший об освящении южного придела в 1587 году, о судьбе основного соборного помещения выразился неопределённо: "А соборная церковь еще в то время была не освящена; но последи чрез несколько времени учинена в освящении". Даёт ли эта фраза основание полагать, что ХVII столетие собор всё-таки встретил освящённым? Осенью 1612 года отряды Лжедмитрия II захватили и разграбили Вологду. Архиепископ Вологодский Сильвестр так писал спустя год об этом драматичном событии: "Польские и литовские люди и черкасы и казаки и русские воры пришли на Вологду безвестно изгоном и город Вологду взяли и людей всяких посекли и церкви Божия поругали и город и посады выжгли до основания..." Наряду с прочими храмами подвергся осквернению в те несчатные дни и Софийский собор, так что в декабре 1612 года архиепископ Сильвестр вынужден был заново (или всё же впервые?) освящать его.
Здесь уместно сказать о некоторой "непоследовательности" в освящении собора. Изначально, как о том говорится в письменных источниках, предполагалось посвятить храм Успению Пресвятой Богородицы. И это было бы "правильно": весьма многие соборные храмы московского периода - будь то в монастырях или в городах - были Успенскими. Однако в 1612 году собор освятили во имя Софии, Премудрости Божией, поставив, таким образом, вологодский собор в один ряд с соборами Киева и Новгорода, наследовавшими, в свою очередь, византийской традиции. Надо полагать, что Вологда, давний "вассал" Новгорода, тем самым утверждала свою независимость от него. В 1589 году она стала центром Вологодско-Великопермской епархии и имела теперь все основания именовать себя - как и Великий Новгород - Домом Святой Софии. Престольным праздником вологодского Софийского собора стало всё же Успение Божией Матери. Воля Иоанна Грозного, так или иначе, исполнилась. В 1621-1622 годах был капитально отреставрирован (или же полностью обновлён) соборный иконостас. В 1622 году при соборе поставили деревянную колокольню-восьмерик, в 1624-1625 годах главы соборного храма покрыли железом, в 1638-м - для колокольни приобрели боевые часы... 1642 год ознаменовался написанием для собора иконы Божией Матери Одигитрии, следующий за ним, 1643-й, - покупкой для соборной колокольни новых колоколов.
Своего пика усердие вологжан к собору Софии достигло в 1686-1688 годах, когда его стены были сплошь покрыты фресками. Работы над стенными росписями начались при архиепископе Гаврииле, занявшем Вологодскую кафедру в 1685 году. Их поручили ярославскому иконописцу Дмитрию Плеханову "со товарищи" (в количестве 30-ти человек), "гонорар" составил 1500 рублей, огромные по тем временам деньги. По сей день в соборе сохраняется "автограф" мастера - написанный крупной вязью, он опоясал три стены храма "... Начата бысть сия святая соборная и апостольская церковь Софии Премудрости Слова Божия стенным писанием при державе благочестивейших великих государей, царей и великих князей, Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, при великом святейшем Иоакиме, патриархе Московском и всея России, благословением и снисканием благолепия в дому Божии господина нашего преосвященнейшаго Гавриила, архиепископа Вологодскаго и Белоезерскаго, в лето от создания мира 7194, месяца июлия в 20 день, на память пророка Божия Илии, и во второе лето Боговрученнаго ему святительства, и совершися 7196 года". В 1724 году, после очередного опустошительного вологодского пожара, нанёсшего значительные повреждения главному соборному иконостасу, был сооружён ещё более благолепный - он сохранился доныне.
При епископе Иосифе, прозванном Золотым, в Софийском соборе "вкладом боголюбивых граждан" устроили чугунный пол, снаружи стены храма заново побелили, а звонница обогатилась новыми колоколами. Значительному переустройству собор подвергся в середине ХIХ века. Тогда он получил плоскую кровлю (окрашенную зелёной краской) взамен позакомарного покрытия, к южному и северному входу были "прикладены" притворы, а узкие окна - растесаны ради беспрепятственного доступа света. Все эти новшества спустя столетие пришлось исправлять реставраторам. Вот только Софийский собор к этому времени уже был не действующим. В 1923 году его передали краеведческому музею под размещение атеистической экспозиции. Имелся здесь с 1929 года свой маятник Фуко, под стать питерскому, установленному примерно в это же время в Исаакиевском соборе.
В 1960-е годы храм был реставрирован под руководством архитектора В. С. Баниге, реставрировавшего также здания Ростовского кремля после страшного урагана 1953 года. В ходе реставрационных работ Софийскому собору вернули тот облик, который он имел в ХVII веке. Одновременно началась расчистка и укрепление старинных фресок, скрытых под позднейшими записями. Последняя реставрация памятника осуществлялась в 1999-2007 годах.
Службы в Софийском соборе проходят крайне редко, вне какой-либо регулярной основы. 17 июня 2007 года, в день памяти Собора Вологодских святых, у верующих вологжан был двойной праздник: торжественную литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К началу богослужения к собору подошли крестные ходы из всех десяти действующих тогда церквей Вологды. Желающих помолиться за патриаршей службой было так много, что собор не смог вместить всех. Многие молились на улице, благо стоял тёплый летний день. Богослужения здесь проходят пока ещё очень редко, но и в молчании собора есть особая назидательность.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №12, 2012 г.