ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вологда. Собор Софии, Премудрости Божией.

Софийский собор


Вологда. Собор Софии, Премудрости Божией
Собор. Действует.  
Престолы:Софии, Премудрости Божией, Феодора Стратилата, Усекновения главы Иоанна Предтечи
Год постройки:Между 1568 и 1570.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Вологодская область, г. Вологда, Кремлевская площадь

Координаты: 59.224471, 39.882451



Сортировка:

Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
МОРПЕХ879
8 августа 2023
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Вадим Павлов
5 августа 2023
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
KotelnikovR.
17 августа 2019
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Матишо
31 августа 2014
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Матишо
31 августа 2014
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
25 августа 2012
Собор Софии, Премудрости Божией, вид от Известной горы<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
вид от Известной горы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
12 мая 2012
Собор Софии, Премудрости Божией, Вид с колокольни, fish-eye<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Вид с колокольни, fish-eye
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
18 июля 2011
Собор Софии, Премудрости Божией, Вид с востока<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Вид с востока
Иванов Дмитрий
1 июля 2011
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Александр Шутов
13 августа 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Иванов Дмитрий
22 января 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, Ансамбль Соборной площади с Софийским собором<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Ансамбль Соборной площади с Софийским собором
Сидоров Григорий
1 мая 2008
Собор Софии, Премудрости Божией, красота<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
красота
blood
25 апреля 2008
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Илья Смирнов
16 июля 2006
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Игорь Монаков
10 марта 1997
Собор Софии, Премудрости Божией, Вечерний вид со смотровой площаки 800 летия Вологды<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Вечерний вид со смотровой площаки 800 летия Вологды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 мая 2016
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 февраля 2013
Собор Софии, Премудрости Божией, Нижний ярус колокольни<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Нижний ярус колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
8 ноября 2012
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
8 ноября 2012
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
25 августа 2012
Собор Софии, Премудрости Божией, Вид с севера<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Вид с севера
Иванов Дмитрий
1 июля 2011
Собор Софии, Премудрости Божией, Северный фасад колокольни<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Северный фасад колокольни
Иванов Дмитрий
1 июля 2011
Собор Софии, Премудрости Божией, Завершение<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Завершение
Иванов Дмитрий
1 июля 2011
Собор Софии, Премудрости Божией, Крест на колокольне<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Крест на колокольне
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
5 августа 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Иванов Дмитрий
22 января 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, Вход<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Вход
Наталия
12 августа 2008
Собор Софии, Премудрости Божией, Колокольня<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Колокольня
Наталия
12 августа 2008
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Алек Сандер
7 мая 2006
Собор Софии, Премудрости Божией, Постройки Архиерейского двора<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Постройки Архиерейского двора
Ярослав
1 января 2005
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
МОРПЕХ879
8 августа 2023
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
МОРПЕХ879
8 августа 2023
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
KotelnikovR.
17 августа 2019
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
KotelnikovR.
17 августа 2019
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
8 августа 2019
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
8 августа 2019
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Илья Смирнов
24 июня 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Илья Смирнов
24 июня 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Илья Смирнов
24 июня 2018
Собор Софии, Премудрости Божией, Роспись сводов - Преображение Господне<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Роспись сводов - Преображение Господне
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 августа 2013
Собор Софии, Премудрости Божией, Роспись сводов западного крыльца - Древо Апостольское<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Роспись сводов западного крыльца - Древо Апостольское
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 августа 2013
Собор Софии, Премудрости Божией, Роспись сводов - Вознесение Господне<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Роспись сводов - Вознесение Господне
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 августа 2013
Собор Софии, Премудрости Божией, Царские врата иконостаса<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Царские врата иконостаса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 августа 2013
Собор Софии, Премудрости Божией, Северная сторона основного объема<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Северная сторона основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 августа 2013
Собор Софии, Премудрости Божией, Южная сторона основного объема<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Южная сторона основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
1 августа 2013
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
den40736
30 октября 2011
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
den40736
30 октября 2011
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
den40736
30 октября 2011
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
den40736
30 октября 2011
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
27 октября 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
27 октября 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
27 октября 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
27 октября 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
27 октября 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
27 октября 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
27 октября 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, Фрагмент фрески "Страшный Суд" (западная стена)<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Фрагмент фрески "Страшный Суд" (западная стена)
Михаил
2 мая 2009
Собор Софии, Премудрости Божией, Лестница на колокольню<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Лестница на колокольню
Иванов Дмитрий
1 июля 2011
Собор Софии, Премудрости Божией, Сохранившаяся роспись южного входа собора.<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Сохранившаяся роспись южного входа собора.
Иванов Дмитрий
1 июля 2011
Собор Софии, Премудрости Божией, Реставрация фасадов и глав. Фото конца 1950-х годов из собрания ВГИАХМЗ<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Реставрация фасадов и глав. Фото конца 1950-х годов из собрания ВГИАХМЗ
Алексей Кротов
1 июля 1959
Собор Софии, Премудрости Божией, Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1915
Собор Софии, Премудрости Божией, Фото из журнала "Зодчий"<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1914
Собор Софии, Премудрости Божией, Собор Софии, Премудрости Божией. Архивное фото.<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Собор Софии, Премудрости Божией. Архивное фото.
Елена Григорьева
??
Собор Софии, Премудрости Божией, Фотоснимок с дореволюционной почтовой фотокарточки нач. ХХ века.<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Фотоснимок с дореволюционной почтовой фотокарточки нач. ХХ века.
Алексей Кротов
??
Собор Софии, Премудрости Божией, Нач. ХХ века.<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Нач. ХХ века.
Алексей Кротов
??
Собор Софии, Премудрости Божией, Вид соборной площади с востока. Видна старинная колокольня. Литография 1845 года из книги И.И. Пушкарева "Описание Вологодской губернии".<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Вид соборной площади с востока. Видна старинная колокольня. Литография 1845 года из книги И.И. Пушкарева "Описание Вологодской губернии".
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
1 января 1845
Собор Софии, Премудрости Божией, Ночной вид от памятника Батюшкову<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Ночной вид от памятника Батюшкову
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
5 января 2022
Собор Софии, Премудрости Божией, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Владимир Архипов
14 октября 2020
Собор Софии, Премудрости Божией, Вечерний вид. <br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Вечерний вид.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 мая 2016
Собор Софии, Премудрости Божией, Ночной вид со смотровой площаки 800 летия Вологды<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Ночной вид со смотровой площаки 800 летия Вологды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 мая 2016
Собор Софии, Премудрости Божией, Вечер на Соборной площади<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Вечер на Соборной площади
Александр Фурсов
24 февраля 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Gretman  19 августа 2009

Древнейшее каменное здание – Софийский собор - памятник архитектуры XVI века. Его строительство связано с именем Ивана IV Грозного, по приказу которого с 1565 по 1570 гг. в Вологде разворачивается грандиозное строительство кремля-крепости площадью 56 га. В 1570 г. собор в основном был закончен, но затем работы по приказу царя, принявшего падение кирпича со свода при входе его в храм за плохое предзнаменование, были прекращены. Собор простоял неотделанным 17 лет и был освящен уже после смерти Ивана IV. В 1612 г., когда Вологда была сожжена, собор лишился крыши и глав, но уже в 1615-1616 гг. он был отремонтирован, а в 1624-1625 гг. деревянное покрытие глав заменено железным; спустя 27 лет все кровли собора были покрыты железом. В 1635 г. к западному входу пристроили деревянное крыльцо - паперть.

За четыре века своего существования Софийский собор подвергался различным переделкам. Наиболее значительными из них являются растеска большинства оконных проемов в конце XVII в., устройство новых глав меньшего размера и четырехскатного покрытия вместо позакомарного. Западное деревянное крыльцо паперти заменено каменным; в 1850 г. пристроены притворы к северному и южному порталам. И все же, несмотря на переделки позднейшего времени, собор сохранил архитектурный облик монументального шестистолпного пятиглавого храма московской школы XVI в. Но в предельной лаконичности его форм, конструктивно-оправданной обработке глади стен фасадов пилястрами - лопатками и профильном обрамлении закомар чувствуется какая-то северная суровость, не свойственная московским храмам того времени.

http://www.vologdamuseum.ru/content?id=10


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 октября 2017

Первая звонница Софийского собора сгорела в Смутное время, вторая - в 1636 году, пожара третьей решили не ждать. В 1654-1659 годах выстроили шатровую восьмигранную каменную колокольню с использованием кирпича, сохранившегося от недостроенного кремля Ивана Грозного. В 1870 году при архиепископе Палладии, впоследствии возглавившем Санкт-Петербургскую епархию, а затем ставшего экзархом грузинской православной церкви, под руководством губернского архитектора В.Н. Шильдкнехта колокольня подверглась реконструкции. Шатровый верх был снят, и восьмерик основания надстроен выше прежнего уровня на 15 саженей. Колокольня стала самой высокой в епархии - 78,5 метров, но на 5 метров ниже Ивана Великого в Москве.

Следуя моде, Владимир Николаевич придал своему творению черты готического стиля, элементы которого проглядывают почти везде. Условно здание состоит из пяти ярусов. В восьмигранном, усиленном контрфорсами основании колокольни мы видим ложный стрельчатый портал, на соседней грани - углубление в форме четырёхконечного "латинского" креста. Во втором ярусе контрфорсы переходят в пилястры, увенчанные небольшими кровлями с тремя щипцами. Третий ярус - "оконный". Окна то узкие, то стрельчатые, то круглые. Здесь вспоминается, что во многих готических соборах Европы над входом имеется большое круглое окно - "роза", привнесёная на Русскую землю в качестве элемента украшения в псевдоготических сооружениях. Ряд граней колокольни в этом ярусе завершается аркатурами. Ярус звона оформлен стрельчатыми арками, также не характерными для русского зодчества. Необычно и применение увенчанных крестами башенок-пинаклей, окружающих ярус звона. Древняя Русь проглядывает лишь в последнем, пятом ярусе: ложные кокошники опоясывают постепенно суживающееся тело колокольни на уровне циферблатов часов. Высокий цилиндр-барабана с узкими окнами поддерживает большую луковичную главу, в последний раз позолоченную в 1985 году. Год до этого реставраторы сооружали деревянный фонарь и год накладывали листы золотой фольги. На 250 квадратных метров позолачиваемых поверхностей ушло всего 1400 граммов драгметалла. Когда летом, туристы поднимаясь по трём сотням ступенек на обзорную площадку, задеря голову вверх, убеждаются, что купол не такой уж и маленький. Некоторые вологжане находят, что основание креста главы очень напоминает шапку того самого грозного царя.

Сквозь времена петровской перестройки и лихолетья сталинских 30-х дошёл до нас уникальный набор из 24-х колоколов ХVII-ХIХ веков работы западноевропейских и русских мастеров. Полностью сохранить исторически сложившийся комплект колоколов удалось только в кремлях Ростова Великого и Москвы. Самый тяжёлый колокол - Праздничный - весит 462 пуда, то есть более 7,5 тонн. Интересно, что когда в 1701 году Пётр I, неоднократно бывавший в Вологде, издал указ о сборе 1/4 части колокольной меди на военные нужды, хозяйственные вологжане колокола снимать не стали, а отправили битые, добавив от себя сверх плана 200 пудов меди. Усердие горожан было отмечено царской грамотой, а год спустя - двумя колоколами такого же веса, один из которых - Большой Лебедь - был отлит десятилетием раньше Иваном Моториным, автором знаменитого Царя-колокола. Лишь в 1989 году, после полувекового перерыва, снова зазвучали колокола Софийской звонницы. Послезвучие самого басовитого колокола дрожало в воздухе ещё секунд сорок. В начале 1990-х годов на колокольне за счёт частных пожертвований были установлены новые куранты работы фирмы братьев Бутеноп (отметим, что первые в Вологде куранты стояли ещё на Спасской башне построенного Грозным кремля). Они действуют и сегодня. Хотя стилевой разнобой как в самой колокольне, так и её архитектуры по отношению к собору очевиден, роль высотной доминанты ансамбля она выполняет. Её устремлённый ввысь, похожий на ракету, силуэт подчёркивает основную идею вологодской Софии, и сама колокольня в сознании вологжан прочно слита с древним собором.

Из книги: Сазонов А.И. "Вологда. Каменная летопись". 2-е изд., испр. и доп., - Вологда: Древности Севера, 2011.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  26 октября 2017

В опричной столице и центре епархии первый русский царь приказал построить "церковь лепую соборную", не уступающую по красоте и величию главному храму государства - Успенскому собору Московского кремля, композиционное единство с которым не вызывает сомнений. Живя в деревянном дворце неподалёку от возводимого собора, царь имел возможность ежедневно наблюдать за ходом строительства. Под таким присмотром плохая работа полностью исключалась. Кладка, сделанная за день, на ночь укрывалась лубьём и рогожами, "дабы храм был крепок на расселины". В течение 1568-1570 годов храм был построен. По известной вологодской легенде, в ответственный момент "госприёмки", когда царь Иоанн ходил по храму, то ему прямо со свода на голову упал кусок плинфы. Упавшая ли плинфа, крымский ли хан, напавший на Москву, или мор в Вологде повлияли на решение Грозного царя срочно уехать из города - сказать трудно. Как бы то ни было, но с 1571 года Вологда стала не нужна царю ни как северная резиденция, ни как стартовая площадка для отъезда в Лондон (версия историка Р.Г. Скрынникова). Строительство собора надолго остановилось, и он освящён был уже после смерти Ивана IV, в 1588 году, и не как Успенский, а как Софийский: генетическая связь с Господином Великим Новгородом дала себя знать.

Собор делил с городом горе и радость. В 1612 году, когда Вологда подверглась нападению польско-литовских интервентов, в пламени общего пожара обгорел и собор. Зато в конце ХVII века вологжане дивились новому украшению храма. В 1686 году ярославец Дмитрий Плеханов с "30-ю товарищи" за 56 дней покрыл интерьер храма живописным ковром общей плошадью 5000 квадратных метров, с самой большой на Руси фреской "Страшный суд" на западной стене. Может быть поэтому одна из двух тем театрализованных действ ХVII века, проводившихся, кроме вологодской Софии, только в соборах Москвы и Новгорода, иллюстрировала именно этот библейский сюжет. В жизни собора были и пожары 1698 и 1724 годов, переделки куполов, кровли, пристройки крылец, ограды, растёски оконных проёмов, варварское "поновление" фресок ярославцем же Колчиным...

В 1960-х годах ему был возвращён близкий к первоначальному внешний и внутренний облик. Строителю Софийского собора (предположительно Розмыслу Петрову) удалось выполнить задачу-максимум: средствами зодчества выразить существенную черту эпохи - идею укрепления централизованной власти. Здесь уместно вспомнить Гегеля, определявшего красоту как "просвечивание идеи сквозь материю". При первом взгляде собор кажется вытесанным из единой громадной каменной глыбы. Но он не подавляет зрителя. Цельность, мощь и лёгкость удивительным образом сочетаются в облике вологодской Софии и вызывают гордость за державу и человека-созидателя. Подчинённый ясному единому замыслу, собор больше говорит о времени Иоанна Грозного, чем иной роман. А если шагнуть за его каменный порог и мысленно представить суровый мужской одноголосый распев стихир, сочинённых царём, то и вовсе можно почувствовать себя в ХVI веке.

Вологодский собор так же отличается от московского собрата, как тот от владимирского прототипа. Отличие это можно выразить в двух словах. С одной стороны - величественная монументальность, с другой - скромность, северная строгость, можно сказать, намеренный аскетизм в оформлении. Новгородцы, традиции которых вологжанам изначально должны были быть близки, также не любили украшательства. Вологжане как-то сказали о незадачливом зодчем: "Он построил богато, потому что не умел построить красиво". Строитель собора был мастером и искал красоту в самом трудном, но самом главном - в гармонии пропорции и строгой простоте силуэта. Собор имеет классический для русского зодчества крестово-купольный план, он шестистолпный, прямоугольный (25,56 Х 27,7 метра), имеет близкую к кубу форму, с выступающими полукружиями трёх алтарных апсид, разделённых полуколонками. Алтарь храма смотрит не на восток, как следовало бы по церковной традиции, а скорее на север, в сторону реки. Одно из возможных объяснений - алтарём к реке красивее, и что будто бы так приказал сам государь Иоанн Васильевич.

Возможно, пословица "До Бога высоко, до царя далеко" в данном случае дала осечку, и строители не посмели ослушаться царя. Стены здания покоятся на саженной толще из блоков белого камня, который, в свою очередь, лежит на более чем метровой глубины булыжном основании. В гладких стенах нет "никакой суетливости и мелочности, нет нигде мелких форм и ненужной назойливости орнаментации" (И. Грабарь). Плоские лопатки делят стены на широкие прясла, завершаемые полуциркульными закомарами простого профиля. Гладь стены, обращённой на площадь, прорезают два яруса узких окон. Торжественную монументальность собора ещё более усиливают пять огромных величавых глав на высоких барабанах. Высота куба храма примерно равна высоте барабанов и глав с крестами. Именно за счёт точно найденных пропорций пятиглавие словно тянет в небо весь массивный собор. Чем дальше отходишь от Софии вверх по течению реки, тем это заметнее. Первоначальные шлемовидные главы (как на Успенском соборе) были в ХVII веке заменены на луковичные. Завершаются главы крестами, выполненными в 1687 году по образцу крестов не существующей сейчас московской церкви Никола Большой Крест. Верхушка среднего креста в ХIХ веке возвышалась над уровнем не сохранившегося сейчас пола из чугунных плит на 59,64 метра - такая вот точность измерения.

Из книги Сазонов А.И. "Вологда. Каменная летопись". 2-е изд. Вологда: Древности Севера, 2011.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 ноября 2018

Софийский собор - первое каменное здание Вологды. По замыслу Ивана Грозного, вокруг него должны были вырасти стены кремля, а самой Вологде предстояло стать опричной столицей. Замыслы не сбылись. А Софийский собор сбылся. Не будет преувеличением сказать, что история Вологды - той Вологды, какой мы знаем её, - началась строительством Софийского собора. До второй половины ХVI века, когда на Вологду обратил милостивое внимание Иван Грозный, центр её находился в совершенно другом месте - там, где сейчас пролегает улица Бурмагиных. Строения в древней Вологде были сплошь деревянными, благо леса вокруг росло предостаточно. Конечно, с течением времени каменные храмы и дома так или иначе появились бы в Вологде, но, несомненно, процесс этот отличался бы гораздо большей постепенностью, если б не учреждение на Руси опричнины.

По замыслу Ивана Грозного, Вологде, являвшейся исходным пунктом на пути к Белому морю (по Сухоне и Северной Двине), через которое осуществлялись в то время основные торговые контакты с западноевропейскими странами, предстояло сделаться опричной столицей. Значение города в экономическом и военном отношении, по достоинству оценённое царём, должно было обрести зримую форму в новых постройках - великолепном соборном храме и каменных укреплениях. "Карой Божией за грехи бояр" называл простой вологодский люд опричнину. Тем не менее в Вологде в это время рос кремль, и в нём - красавец-собор. В 1566 году, согласно летописным свидетельствам, царь "повелел заложить град каменной, и его, великого государя, повелением заложен град апреля 28 день, на памяти святых апостол Иасона и Сосипатра. Нецыи же глаголют, якобы наречен бысть град во имя апостола Иассона". Непривычное для русского слуха имя Иассон впоследствии трансформировалось в "Насон", и саму Вологду часто называли "Насон-город".

Вскоре - в 1568 году - приступили и к строительству соборного храма ("Царь Иван Васильевич повелел соборную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы поставить внутри города у архирейского дому", - говорит летописец). Образцом для него был избран Успенский собор Московского Кремля, послуживший эталоном для многих соборов того времени. Строительство собора завершилось вчерне в 1570 году. Царь, часто бывая в Вологде, лично наблюдал за тем, как растут каменные стены его детища (строительство под государевым присмотром велось весьма тщательно - даже кладку, сделанную за день, на ночь укрывали лубьём и рогожами, дабы здание было "крепко на разселины"). Посетил он соборный храм и в начале 1571 года, после окончания основных работ. А вслед за тем спешно уехал из города, остановив возведение собора и кремля. Летописцы не дают согласных объяснений столь скорому отъезду царя. В одних источниках говорится, что в Вологде в описываемую пору был "мор велик", и "того ради великий государь изволил итти в царствующий град Москву, и тогда Вологды строение преста". Другие рассказывают, что, "егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся". Вариант этого предания также рассказывал в своей "Четвёртой Вологде" Варлам Шаламов. Что бы там ни случилось с царём в 1571 году в Вологде, однако после его отъезда отделка собора остановилась на долгие годы, а каменный кремль, который должен был затмить - по крайней мере, своими размерами - Московский, не достроили вовсе. Лишь при сыне Ивана Грозного, Фёдоре Иоанновиче, приступили к завершению собора, причём и тогда окончить работы не удалось.

В 1587 году епископ Вологодский Антоний освятил только южный придел собора - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, тезоименитого святого Ивана Грозного. Вероятно, сделано это было во исполнение воли царя Феодора Иоанновича, желавшего таким образом почтить память отца. Иоанновский придел существовал в соборе вплоть до его капитального ремонта, предпринятого в середине ХIХ столетии. Следующие по времени документальные свидетельства о Софийском соборе относятся уже к 1613 году. Что же следует предполагать о его существовании в этот, с лишком двадцатилетний, промежуток? Летописец, сообщивший об освящении южного придела в 1587 году, о судьбе основного соборного помещения выразился неопределённо: "А соборная церковь еще в то время была не освящена; но последи чрез несколько времени учинена в освящении". Даёт ли эта фраза основание полагать, что ХVII столетие собор всё-таки встретил освящённым? Осенью 1612 года отряды Лжедмитрия II захватили и разграбили Вологду. Архиепископ Вологодский Сильвестр так писал спустя год об этом драматичном событии: "Польские и литовские люди и черкасы и казаки и русские воры пришли на Вологду безвестно изгоном и город Вологду взяли и людей всяких посекли и церкви Божия поругали и город и посады выжгли до основания..." Наряду с прочими храмами подвергся осквернению в те несчатные дни и Софийский собор, так что в декабре 1612 года архиепископ Сильвестр вынужден был заново (или всё же впервые?) освящать его.

Здесь уместно сказать о некоторой "непоследовательности" в освящении собора. Изначально, как о том говорится в письменных источниках, предполагалось посвятить храм Успению Пресвятой Богородицы. И это было бы "правильно": весьма многие соборные храмы московского периода - будь то в монастырях или в городах - были Успенскими. Однако в 1612 году собор освятили во имя Софии, Премудрости Божией, поставив, таким образом, вологодский собор в один ряд с соборами Киева и Новгорода, наследовавшими, в свою очередь, византийской традиции. Надо полагать, что Вологда, давний "вассал" Новгорода, тем самым утверждала свою независимость от него. В 1589 году она стала центром Вологодско-Великопермской епархии и имела теперь все основания именовать себя - как и Великий Новгород - Домом Святой Софии. Престольным праздником вологодского Софийского собора стало всё же Успение Божией Матери. Воля Иоанна Грозного, так или иначе, исполнилась. В 1621-1622 годах был капитально отреставрирован (или же полностью обновлён) соборный иконостас. В 1622 году при соборе поставили деревянную колокольню-восьмерик, в 1624-1625 годах главы соборного храма покрыли железом, в 1638-м - для колокольни приобрели боевые часы... 1642 год ознаменовался написанием для собора иконы Божией Матери Одигитрии, следующий за ним, 1643-й, - покупкой для соборной колокольни новых колоколов.

Своего пика усердие вологжан к собору Софии достигло в 1686-1688 годах, когда его стены были сплошь покрыты фресками. Работы над стенными росписями начались при архиепископе Гаврииле, занявшем Вологодскую кафедру в 1685 году. Их поручили ярославскому иконописцу Дмитрию Плеханову "со товарищи" (в количестве 30-ти человек), "гонорар" составил 1500 рублей, огромные по тем временам деньги. По сей день в соборе сохраняется "автограф" мастера - написанный крупной вязью, он опоясал три стены храма "... Начата бысть сия святая соборная и апостольская церковь Софии Премудрости Слова Божия стенным писанием при державе благочестивейших великих государей, царей и великих князей, Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, при великом святейшем Иоакиме, патриархе Московском и всея России, благословением и снисканием благолепия в дому Божии господина нашего преосвященнейшаго Гавриила, архиепископа Вологодскаго и Белоезерскаго, в лето от создания мира 7194, месяца июлия в 20 день, на память пророка Божия Илии, и во второе лето Боговрученнаго ему святительства, и совершися 7196 года". В 1724 году, после очередного опустошительного вологодского пожара, нанёсшего значительные повреждения главному соборному иконостасу, был сооружён ещё более благолепный - он сохранился доныне.

При епископе Иосифе, прозванном Золотым, в Софийском соборе "вкладом боголюбивых граждан" устроили чугунный пол, снаружи стены храма заново побелили, а звонница обогатилась новыми колоколами. Значительному переустройству собор подвергся в середине ХIХ века. Тогда он получил плоскую кровлю (окрашенную зелёной краской) взамен позакомарного покрытия, к южному и северному входу были "прикладены" притворы, а узкие окна - растесаны ради беспрепятственного доступа света. Все эти новшества спустя столетие пришлось исправлять реставраторам. Вот только Софийский собор к этому времени уже был не действующим. В 1923 году его передали краеведческому музею под размещение атеистической экспозиции. Имелся здесь с 1929 года свой маятник Фуко, под стать питерскому, установленному примерно в это же время в Исаакиевском соборе.

В 1960-е годы храм был реставрирован под руководством архитектора В. С. Баниге, реставрировавшего также здания Ростовского кремля после страшного урагана 1953 года. В ходе реставрационных работ Софийскому собору вернули тот облик, который он имел в ХVII веке. Одновременно началась расчистка и укрепление старинных фресок, скрытых под позднейшими записями. Последняя реставрация памятника осуществлялась в 1999-2007 годах.

Службы в Софийском соборе проходят крайне редко, вне какой-либо регулярной основы. 17 июня 2007 года, в день памяти Собора Вологодских святых, у верующих вологжан был двойной праздник: торжественную литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К началу богослужения к собору подошли крестные ходы из всех десяти действующих тогда церквей Вологды. Желающих помолиться за патриаршей службой было так много, что собор не смог вместить всех. Многие молились на улице, благо стоял тёплый летний день. Богослужения здесь проходят пока ещё очень редко, но и в молчании собора есть особая назидательность.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №12, 2012 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 ноября 2018

Образцом для Софийского собора в Вологде Иван Грозный избрал Успенский собор Московского Кремля. Но не только московские влияния можно увидеть в Софийском соборе. Близок он во многом и новгородским храмам. Стоит только внимательно посмотреть: основной объём собора решён очень просто, с тем однако, чтобы подчеркнуть его массивность и одновременно устремлённость ввысь. Мы не найдём здесь аркатурно-колончатых поясков, горизонтально членящих плоскости стен (что характерно для Успенского собора). Выделяются лишь лопатки, обозначающие границы прясел. Известную декоративную роль играют также узкие окна, врезанные в толщу стен. Расположение окон в целом близко "официальному" образчику - Успенскому собору, хотя окна Софийского собора несколько меньше по высоте. В оконные переплёты при постройке собора были вставлены пластины слюды, широко использовавшиеся вплоть до середины ХVIII века в оконницах. Впоследствии окна растесали и застеклили. Теперь они сужены до первоначальной величины, но, конечно, в рамы вставлено обычное оконное стекло.

Монументальному кубическому объёму собора соответствует величественное пятиглавие. Главы - луковичной формы, но таковыми они стали лишь в ХVII-ХVIII веках, а изначально были, по всей видимости, подобны шлемовидным куполам московского Успенского собора. И кровля, и главы имели деревянное покрытие. Кресты, тоже деревянные, были обшиты белым железом и укреплены цепями. Но довольствоваться деревянными главами Софийскому собору пришлось не так долго: уже в 1624-1625 годах вологжане нашли возможность покрыть их железом.

Интересна пространственная ориентация Софийского собора. В то время как обычно алтарь православного храма обращён на восток, в данном случае ориентация алтаря - северо-восток. С чем связано отступление от правил? Иногда высказывается предложение, что таково было желание Ивана Грозного, выступавшего "заказчиком" строительства, Будто бы царь хотел, чтобы собор был повёрнут к реке. Однако вряд ли бы он, несмотря на свою грозность, стал попирать храмоздательные каноны (известна сугубая набожность царя, потрясающим образом сочетавшаяся в нём с жестокостью). Скорее всего, необычная ориентация оси "главный вход - алтарь" связана с тем, что при закладке собора строители "нацелили" его не на восток, а на восход солнца. А солнце восходит - в зависимости от времени года - не строго на востоке. Софийский собор имеет три полукруглые высокие апсиды, практически лишённые какого бы то ни было декора. Обратим внимание, что окна средней апсиды несколько больше, чем окна боковых апсид. Покрытие собора изначально было позакомарным. Впоследствии закомары скрыла плоская четырёхскатная кровля (обычный ремонтный манёвр в ХIХ столетии).

В 1960-е годы реставраторы восстановили позакомарное покрытие, вернув Софийскому собору тот вид, который он имел в ХVII веке. Существующие ныне купольные кресты Софийского собора выполнены московскими мастерами по образу крестов Николо-Явленской церкви в Москве на Арбате (не сохранилась). Они относятся к распространённому типу "процветших" крестов, когда из основания креста исходят две ветви (в процессе стилизаций уподобившиеся полумесяцу). Процветший крест является символом вечной жизни, а также "иллюстрирует" слова Христа, сказанные Им ученикам: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего".

Собор имеет три входа. Западный (главный) оформлен каменным крыльцом. Северный и южный - перспективными порталами. Южный сохранил остатки фресок. Ещё и теперь можно видеть, что по сторонам дверей изображены два ангела, а над дверями - образ Божией Матери "Неопалимая Купина". На этой иконе Пресвятая Богородица изображается через один из Своих ветхозаветных прообразов - горящий и несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею. Этот прообраз символизирует непорочное зачатие Девы Марии ("в Рождестве девство сохранила еси"). Внутреннее пространство собора разделено на три нефа шестью квадратными (или, точнее, крестчатыми) столпами, поддерживающими высокие крестовые своды. Два восточных столпа скрыты от глаз посетителей собора пятиярусным барочным иконостасом. Первоначальный иконостас до наших дней не сохранился.

Известно, что в 1695 году резчики Троице-Сергиевой обители выполнили для вологодского собора новый, по образцу иконостаса своего Успенского собора. Иконы для него писали мастера-вологжане. Но и этот иконостас не сохранился. Спустя менее чем пятьдесят лет, в 1733-1741 годах, его сменил ныне существующий. Причиной тому послужил пожар, сильно повредивший в 1724 году северную сторону иконостаса. Писать иконы для нового иконостаса был приглашён изограф польского происхождения Максим Искрицкий, хорошо владевший приёмами западноевропейской светской живописи, властно вторгшейся в церковное искусство. Искрицкий не завершил работу: в 1738 году его выслали из Вологды за промедление в писании икон. Образа местного ряда (кроме нескольких более старых икон) писали вологодские мастера. Помимо иконостаса, внимание в соборе привлекают фрески работы ярославских изографов. Руководил ими Дмитрий Плеханов, приглашённый архиепископом Вологодским Гавриилом. В 1852 году интерьер собора капитально "поновили", почти полностью переписав все фрески. Эти записи, исказившие первоначальный авторский замысел, удалось снять в процессе реставрационных работ, проводившихся начиная с 1960-х годов.

Кропотливой реставрации подвергся и соборный иконостас, также пострадавший от позднейших записей. Фрески покрывают "внутренность" собора сплошь, подобно некоему многоцветному ковру. Плоскости стен и откосы, алтарь и своды - всё расписано в характерной для ярославской школы ХVII века дробной, узорчатой манере. Площадь росписей, покрывающих стены собора, - около 5000 квадратых метров. Длина Софийского собора составляет - 38,5 м (с апсидами), ширина - 25,6 м. Общая высота - 59 м, высота до сводов - 38,4 м.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №12, 2012 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 декабря 2023

Каменная соборная колокольня была построена в 1654–1659 годах, однако её история начинается раньше. Первая деревянная колокольня Софийского собора была построена, очевидно, вместе с собором: недавно опубликована купчая грамота, датированная 12 августа 1577 года, в которой идёт речь о продаже двора в Вологде «Карпу Гаврилову сыну, софийскому звонарю», что красноречиво свидетельствует о наличии при соборе какой-то звонницы. О первоначальной колокольне достоверно известно лишь то, что она сгорела во время захвата Вологды польско-литовскими интервентами 22 сентября 1612 года. Погибли и колокола, поскольку тогда для Софийского собора временно взяли благовестный колокол из Спасо-Прилуцкого монастыря.

В дальнейшем колокольня Софийского собора упоминается в 1622 году: «наняты плотники... колокольницу рубити о осьми стенах». Известно, что помимо 11 колоколов на ней имелись редкие в то время на Руси часы. В 1636 году постройки Архиерейского дома сильно пострадали от пожара, и вместо сгоревшей колокольни было установлено временное сооружение для подвески колоколов: «поставили столбы» (в другом документе сооружение названо «козлами»).

В 1641–1642 годах построили новую колокольню, водрузив на неё ещё несколько колоколов и установив новые, купленные в 1638 году, «боевые с перечасьем» часы, отбивавшие четверти часа и имевшие «указной круг». Уже в 1653 году архиепископ Маркелл так характеризовал в челобитной царю состояние этой постройки: «а колокольня, государь, деревянная ветха, и брёвна из стен идут вон», – и просил разрешения использовать для строительства каменной колокольни припасы недостроенной крепости времен Ивана Грозного.

Разрешение было получено, и в 1654–1659 годах возводится первое каменное здание колокольни. Высокий восьмигранный столп с лопатками и открытым верхним ярусом звона увенчал стройный шатёр с небольшой главкой с крестом.

На каменной колокольне также были размещены часы с "указным колесом" и боем. Известно, что в 1659 году «Кириллова монастыря старец Михайло починивал боевые часы, делал шестерни новые и перенёс на новую колокольницу каменную, и указное колесо зделал, и бой к колоколам привёл». Полный час отбивал большой колокол-благовестник, а «перечасья», то есть четверти часа, играли шесть зазвонных и призвонных колоколов. В 1671 году были установлены новые часы. Судя по изображениям, циферблат часов размещался выше яруса звона в люкарне, устроенной на северной грани шатра, обращённой к реке. Часы действовали на колокольне до начала 1830-х годов, а затем их механизм встал и не возобновлялся.

В 1703 году колокольню повредило ударом молнии. Сгоревшие кровля и главка вскоре были восстановлены, но каменный шатёр не удавалось исправить около двадцати лет. Эту затяжку связывают с дефицитом каменщиков, мобилизованных на строительство Санкт-Петербурга, и введённым Петром I в связи с нуждами этой грандиозной стройки запретом на каменное строительство в провинции.

В 1868 году при подготовке к празднованию 300-летия Софийского собора епископ Павел решил надстроить колокольню, которая, по мнению современников, «не соответствовала достоинству прочих зданий». Губернский архитектор А.И. Иваницкий составил обмерный чертёж старой колокольни и как минимум два разностильных проекта её перестройки, имевших целью значительно увеличить высоту здания. В 1869–1870 годах под наблюдением А.И. Иваницкоого (исполнявшего с 1868 года уже обязанности губернского инженера) был реализован проект перестройки в неоготическом стиле, однако в некоторых деталях постройки ощущаются и веяния зодчества Древней Руси.

Колокольня является высотной доминантой всего исторического центра Вологды и ансамбля Вологодского архиерейского дома (Вологодского кремля). Семидесятитрёхметровая колокольня до сих пор является самой высокой в епархии. Она находится к юго-востоку от Софийского собора, к ней примыкает участок Восточной стены кремля. Восьмигранный столп колокольни, окружённый контрфорсами, заканчивается площадкой звонов, арки которой имеют стрельчатое завершение, а расположенные между арками трёхчетвертные каннелированные колонны оформлены как башенки-пинакли, увенчанные золочёными крестами. Выше, над ярусом кокошников, над карнизом расположен вытянутый барабан с четырьмя узкими окнами, окружённый кованой решёткой открытой смотровой площадки. Детали оформления фасадов колокольни (контрфорсы, окна и ниши со стрельчатым завершением, башенки-пинакли, элементы декора стен) позаимствованы преимущественно из арсенала готической архитектуры. Здание увенчано крупной золочёной луковичной главой с большим крестом. Стены столпа колокольни у основания имеют тольщину 1,5 м. В основании колокольни с момента её закладки находится приземистое помещение подклета, перекрытое лотковым сводом, вход в которое устроен изнутри кремля, с юго-востока. Вход в столп колокольни находится снаружи кремлёвской стены, с западной стороны. Внутри колокольни располагается неокрашенная деревянная лестница: широкая, состоящая из 16 маршей, с несколькими площадками, опирающаяся на деревянные балки, идущая внутри столпа по спирали вдоль стен. Лестница имеет 216 ступеней. Лестница имеет деревянное ограждение из перил с точёным балясником. Выше яруса звона лестница сменяется винтовой, также деревянной.

Ниже основания главы в центре колокольни в деревянной частично остеклённой квадратной деревянной палатке находится действующий часовой механизм курантов фирмы «Братья Бутеноп», установленных в декабре 1871 года. Часовой механизм, приводимый в действие гирями, опускающимися на тросах, заводится раз в неделю. Часы с помощью приводимых через тросы и блоки молотков отбивают: в Часовой колокол часы (от 1 до 12 ударов), и каждую четверть часа отбивают перебором в четыре малых колокола, специально установленных на ярусе звона.

На ярусе звона колокольни сохранился уникальный исторически сложившийся действующий набор из 24 колоколов XVII–XIX веков. Над ярусом звона на четырёх сторонах колокольни расположены циферблаты действующих часов с золочёными стрелками и римскими цифрами. После надстройки в 1870 году вид колокольни практически не изменялся, исключая последовавшую в конце XIX века смену на белую окраски её стен (первоначально они имели светло-розовый цвет). Из числе переделок можно назвать закладку двух дверных проёмов, находившихся в интерьере на втором ярусе, на уровне верха крепостной стены, через которые осуществлялся проход сквозь колокольню из архиерейских покоев в Воскресенский собор. В 1980-е годы на ярусе звона была устроена деревянная решётка, ограждающая винтовую лестницу, ведущую на смотровую площадку, ограничивающая доступ к колоколам.

В 1958 году главу колокольни заново вызолотили, золото для этих целей было выделено согласно Распоряжению Совета Министров РСФСР № 3445-р от 20 августа 1956 г. «О выделении для реставрации позолоты купола колокольни Софийского собора в г. Вологде 408 книжек сусального золота».

В 1967 году отремонтированы и вновь запущены бездействовавшие длительное время куранты.

В 1980–1981 годах главу вновь вызолотили сусальным золотом, потратив 1 кг 200 г драгоценного металла.

В 2001 году проведены реставрационные работы, связанные с ремонтом фасада.

В 2018 году были проведены наружные противоаварийные реставрационные работы на барабане и крестах колокольни, произведена смена настила на площадке колокольного звона, заменён ряд деревянных элементов конструкций.

В 2019–2020 годах реставрировались интерьеры колокольни: окрашены стены в интерьере, отремонтированы основная и винтовая лестница и рамы окон, палатка с действующим часовым механизмом сделана доступной для осмотра. В 2021 году за проект реставрации и приспособления колокольни на IV Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие 2021» авторский коллектив АУК ВО «Вологдареставрация» награждён Бронзовым дипломомфестиваля в номинации «Реализация».

В 2023 году выполнена комплексная реставрация фасадов, ремонт оконнных рам, элементов лестниц. Предполагается обустройство пустующего помещения подклета колокольни для использования в качестве билетной кассы. На деньги вологжан В.А. Засецкой и её наследника А.П. Набалова в Москве в фирме «Братья Бутеноп» (той же, что изготовила знаменитые куранты для Спасской башни Московского Кремля) были приобретены и в 1871 году установлены новые куранты с четырьмя циферблатами. В 1967 году долгое время бездействовавший из-за износа частей механизм курантов восстановил часовой мастер музея В.А. Корольков и бригадир слесарей завода «Северный коммунар» Б.Н. Сосин.

На колокольне сохранилась уникальная коллекция из 24 колоколов XVII–XIX веков. Многие колокола имеют названия: Большой (Праздничный), Архангельский, Большая Лебедь, Малая Лебедь, Часовой, Великопостный, Юбилейный... В 1701 году, во время изъятия по всей России по указу царя Петра I четвёртой части всей «колоколенной меди» на военные нужды, с Софийской колокольни не было снято ни одного колокола. Более того, на звоннице появились два новых колокола, присланные из Москвы за сданный архиепископом Гавриилом сверх нормы лом цветных металлов; больший из этих колоколов отлит одним из создателей Царь-колокола Иваном Моториным. В советское время колокольный звон после передачи колокольни музею в 1924 году не производился. Звон соборной колокольни вернулся в уклад города лишь летом 1988 года, когда по инициативе директора музея-заповедника Г.М. Новожиловой, звонарей-энтузиастов В.В. Лоханского, Р.В. Сенникова, И.В. Папина при музее был создан ансамбль колокольной музыки.

С 1960 года колокольня охраняется государством в составе ансамбля Вологодского кремля как памятник государственного значения. Согласно приказу Министерства культуры РФ от 2 июня 2015 года №493-р объект культурного наследия федерального значения «Колокольня», входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Вологодского кремля», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под отдельным регистрационным номером.

С сайта: ОКН Вологды – Колокольня, XVI-XIX вв. (vologda-okn.ru)


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 декабря 2023

Софийский собор возведен на средства царя Ивана Грозного в 1568–1570 годах. Построению собора предшествовало закладка в Вологде в 1566 году по воле и под личным надзором царя Ивана Грозного каменной крепости. Поскольку прежний деревянный Воскресенский собор оказывался за пределами новых укреплений, царь решил строить новый собор и архиерейский двор на новом месте – внутри кремля. Строительство собора интенсивно велось в 1568–1570 годах. Материалом для собора послужили материалы, заготовленные для строительства стен города: привезённый издалека булыжный и белый камень, кирпич. Летописец свидетельствует, что работали с особой тщательностью, на ночь кладка закрывалась лубьём для предохранения от дождя и холода. К 1571 году собор был достроен, но внимание Ивана Грозного оказалось отвлечено от работ в Вологде: в это время на Руси разразилась эпидемия, а на Москву напал крымский хан Девлет-Гирей. Последовавшая отмена опричнины полностью изменила замыслы царя в отношении своей северной резиденции. Существует ещё одна версия: согласно записанному в XVIII веке народному преданию, гнев царя будто бы вызвал кирпич, упавший на него из свода собора.

Вологодский кремль долго оставался недостроенным. Неизвестно, когда именно был освящён главный престол собора. На основании сообщений летописца Ивана Слободского считалось даже, что собор долго стоял неосвящённым, но недавно опубликована купчая грамота, датированная 12 августа 1577 года, в которой идёт речь о продаже двора в Вологде «Карпу Гаврилову сыну, софийскому звонарю» косвенно, но красноречиво свидетельствует о наличии при соборе звонницы и, соответственно, нормальном ведении служб в соборе уже вскоре после окончания его строительства. Главный престол собора был посвящён Софии – Премудрости Слова Божия. 1 октября 1587 года, через три года после смерти Ивана Грозного, святителем Антонием, епископом Вологодским и Великопермским, был освящён придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи – небесного патрона Ивана Грозного; царь отмечал свои именины именно в день этого праздника. Таким образом собор стал своеобразным памятником своему создателю, единственно возможным для того времени. Третий престол собора позже был освящён в честь Феодора Стратилата – святого, на день памяти которого приходились именины царствовавшего тогда Фёдора Иоанновича.

Архитектурные особенности (описание) объекта

Эта старейшая каменная постройка города принадлежит к числу больших русских пятиглавых шестистолпных соборов, прототипом которых является Успенский собор Московского Кремля – главный храм Московской Руси. Вологодский собор отличается экономностью декора и достигнутой за счёт этого почти скульптурной целостностью облика. Софийский собор играет определяющую роль в ансамбле исторического центра Вологды. Он находится к северу от Архиерейского двора и расположен недалеко от реки Вологды. Необычной особенностью Софийского собора является его ориентировка в направлении юг–север, которую восприняли и строители всех соседних храмов. Это принято связывать с топографическими особенностями местности и изначальной включённостью собора в план ориентированной таким же образом крепости. Размеры собора впечатляют: длина – 38,5 м, ширина – 25,9 м, высота до верха сводов – 38,4 м, высота до вершины креста центральной главы – 59,65 м. Гладкие белёные стены собора практически лишены декора. Стены делятся мощными лопатками простого профиля на широкие гладкие прясла, завершённые полуциркульными закомарами. Собор имеет три входа: это перспективные порталы с характерным для северной архитектуры килевидным завершением. Пространство храма выглядит необычно для своего времени, как единый зал: это впечатление достигнуто устройством крестовых сводчатых перекрытий на одном уровне и отсутствием в интерьере членений стен карнизами и лопатками. Освещение храма осуществляется через узкие высокие окна, расположенные на втором и третьем ярусах собора строго по осям прясел; окна третьего яруса находятся в закомарах. Три алтарные апсиды освещаются узкими окнами во втором ярусе. Кровля собора позакомарная. Мощные луковичные главы установлены на высоких цилиндрических барабанах, центральный барабан шире и выше четырёх остальных. В  каждом из барабанов имеется по восемь высоких узких окон.

В 1686–1688 годах в соборе выпонено «стенное писание» в технике фрески с дополнительной прописью посуху (в частности, ликов) в технике темперной живописи. Эту работу осуществил за два года знаменитый ярославский иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов с тридцатью помощниками. Масштабные росписи исполнены в декоративной манере, свойственной ярославской стенописи второй половины XVII века. В куполах изображены Пантократор, Богоматерь Знамение, Иоанн Предтеча, Отечество; в барабанах – праотцы. Западную стену занимает «Страшный суд». На сводах и разделённых на шесть ярусов северной и южной стенах помещены росписи с евангельскими сюжетами и изображениями Вселенских соборов. На столпах изображены святые воины и князья. Стенопись алтаря состоит из четырёх ярусов.

В соборе сохранился третий по счёту иконостас, построенный в 1729–1736 годах мастером польского происхождения Арсением Борщевским, монахом Спасо-Прилуцкого монастыря. Это монументальное пятиярусное сооружение в стиле барокко завершено Распятием с предстоящими. С обратной стороны иконостаса устроены два скрытых деревянных клироса для размещения двух мужских хоров, входы на которые устроены по деревянным лестницам со стороны алтаря. Большая часть икон для нового иконостаса написана в 1736–1738 годах годах в технике масляной живописи на деревянных досках польским иконописцем Максимом Калининым сыном Искрицким (Skrzycki – Скрицкий, точная транскрипция – Скшицкий), меньшая часть икон была выполнена вологодскими мастерами. В местном ряду были оставлены чтимые древние образа. Среди икон местного ряда иконостаса выделялись художественными достоинствами хранящиеся ныне в Вологодском государственном музее-заповеднике крупные иконы «София Премудрость Божия» (Ждан Дементьев, Василий Новгородец, 1618 год) и «Христос Вседержитель с предстоящими и припадающими святыми» (1657 год).

Перестройки, утраты, реставрационные работы

Софийский собор восстанавливался в 1613–1616 годах после губительного пожара, произошедшего в дни Вологодского разорения в сентябре 1612 года. В 1688 году собор снаружи был отремонтирован, на главы собора установлены железные прорезные кресты, выкованные мастером Ульяном Омельяновым по образцу креста знаменитой в своё время, но не сохранившейся до наших дней церкви Николы Явленного в Москве.

После пожара 1698  года, уничтожившего кровлю и шлемовидные завершения глав, новые купола для собора были увеличены и сделаны уже в форме луковиц. Так они выглядят и сегодня: считается, что эта новация, заметно изменившая облик храма, пришлась собору «к  лицу».

В ходе ремонтов XVIII–XIX веков собор окружили невысокой каменной оградой с кованой решёткой, позакомарное покрытие заменили на тяжеловесную четырёхскатную кровлю, ко всем входам пристроили тамбуры, растесали некоторые окна. Эти перестройки сделали силуэт собора приземистым. В 1765 году в соборе поверх кирпичного пола насыпали песчаную прослойку и настелили пол из чугунных плит. В интерьере собора по обе стороны южных дверей тогда же в стены были вделаны две чугунные плиты, скромно украшенные орнаментом. На одной отлито начало записи: «1765 года сей чугунный пол сделан тщанием Преосвященного Иосифа, епископа Вологодского и Белозерского», а на другой – продолжение: «вкладом боголюбивых сего града граждан и других доброхотных дателей. Весу в нём 5497 пуд. Лит на Терменском железном заводе содержателя Фёдора Колесова». В 1929 году чугунный пол был заменен деревянным. Несколько плиток чугунного пола сохранились на своих местах до наших дней: они расположены на солее, под иконостасом.

Иконы XVIII века в иконостасе собора неоднократно поновлялись: в 1766 году устюжанином Е.П. Шушниных, в 1825 году, в 1849–1850 годах – ярославцем А.М. Колчиным. В 1849–1850 годах поля иконостаса перекрашены из голубого в тёмно-зелёный цвет, а детали вновь вызолочены калязинцем Г.И. Шишкиным. В ходе ремонта 1848–1851 годов Предтеченский придел собора был упразднён. В 1852 году ярославский иконописец А.М. Колчин с артелью «поновил» стенопись, написав поверх фрески новую стенопись масляными красками.

В 1959–1970 годах по проекту архитектора В.С. Баниге произведена коплексная архитектурная реставрация собора. Удалены поздние пристройки-тамбуры к северному и южному входам и каменная ограда, восстановлено позакомарное покрытие собора и первоначальные размеры окон, восстановлен один упавший крест, главы обиты оцинкованным железом. В 1962–1978 годах под руководством художника-реставратора Н.В. Перцева группой специалистов произведена реставрация фресок собора и живописи иконостаса. В 1999–2007 годах проведена реставрация стен и кровли, для обеспечения сохранности стенописи проведён дренаж и нормализована температура и влажность путём устройства тёплого пола и регулируемой приточно-вытяжной вентиляции. В образовавшемся подпольном этаже были расчищены от земли и восстановлены кирпичные своды склепов 12 архиереев, а на новом полу в интерьере собора над ними установлены деревянные надгробия. В 2016–2017 годах на двух главах собора произведена полная замена деревянной опорной конструкции подкрестных столбов, выполнена реставрация крестов. В 2020-х годах ппроведены масштабные работы по реставрации стенописи и иконостаса.

События и лица, связанные с объектом

Софийский собор обладает мемориальной функцией, обусловленной упокоением в его стенах вологодских архиереев. Начало традиции было положено в XVI веке епископом Антонием. Он приказал перенести в Софийский собор из деревянной Воскресенской соборной церкви, что стояла в Вологде у старого архиерейского двора на Ленивом торгу, гроб с телом епископа Пермского и Вологодского Киприана. Киприан был торжественно перезахоронен внутри собора, у северной стены, рядом с северным входом. Вторым погребенным здесь архиереем (18 ноября 1587 года) стал скончавшийся вскоре сам Антоний, почитающийся с XVII века как святитель Антоний Вологодский. К середине XIX века в храме было двенадцать архиерейских захоронений. Захоронения производились в перекрытых цилиндрическим сводом кирпичных склепах, размещенных вдоль северной и южной стен в земле ниже уровня пола. Вдоль стен собора над склепами были устроены деревянные надгробия-раки. Захоронения располагались в описанном ниже порядке.

Вдоль северной стены собора (с востока на запад): Киприан, епископ Пермский и Вологодский (1547–1558, перезахоронен здесь в 1587 году); святитель Антоний, епископ Вологодский и Великопермский (правил в 1585–1587 годах, скончался 26 октября 1587 года); Иоасаф II, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1603–1609 годах, скончался 3 июня 1609 года); Корнилий, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1620–1625 годах, скончался 17 марта 1625 года); Нектарий, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1613–1617, 1625–1626 годах, скончался 3 июня 1626 года), похоронен на северной стороне последним.

Вдоль южной стены собора (с востока на запад): Гавриил (Кичигин), архиепископ Вологодский и Белозерский (правил в 1685–1707 годах, скончался 30 марта 1707 года); Павел, епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1716–1725 годах); Пимен II (Савелов), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1740–1753 годах, скончался 26 мая 1753 года); Серапион (Лятушевич), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1753–1761 годах, скончался 22 апреля 1762 года); Иосиф II (Золотой), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1761–1774 годах, скончался 25 декабря 1774 года); Ириней (Братанович), епископ Вологодский и Белозерский, с 1788 года – епископ Вологодский и Устюжский (правил в 1775–1796 годах, скончался 23 апреля 1796 года); Арсений (Тодорский), епископ Вологодский и Устюжский (правил в 1796–1802 годах, скончался 15 июня 1802 года).

22 сентября 1612 года на Вологду напали «польские и литовские люди, и черкасы, и козаки, и русские воры». В ходе Вологодского разорения город был разграблен и сожжён, сильно пострадал в огне и Софийский собор. Он восстанавливался на собранные с храмов епархии деньги в 1613–1616 годах. Главный престол собора был вновь освящён в декабре 1613 года, а Предтеченский придел – в июне 1614 года. В 1621–1622 годах был построен новый иконостас.

В соборе бывали приезжавшие в Вологду императоры Пётр I, Александр I и Александр II.

Советская власть, ставя задачу снижения роли Церкви в жизни общества, использовала любые поводы для закрытия храмов и поддержания противостояния внутри Церкви. 14 августа 1923 года постановлением губернского отдела управления договор на использование Софийского собора с общиной верующих патриаршего толка был расторгнут, и Софийский собор перешёл к общине обновленцев.

18 марта 1924 года храм был закрыт (поводом послужила неуплата общиной налогов) и передан Вологодскому объединённому музею. В соборе велись экскурсии и разместилась небольшая экспозиция, посвящённая истории религии и атеизма, центром которой несколько десятилетий являлся маятник Фуко, сооружённый в марте 1929 года в числе первых в СССР устройств такого рода и торжественно открытый 1 мая. Между тем устройство такой экспозиции гарантировало сохранение собора как объекта показа в условиях политики воинствующего атеизма. Так, в газете "Красный Север" за 1 мая 1929 года вслед за заметкой об открытии маятника Фуко было дано объявление "Госмузей в первомайские дни", где сообщалось, что "В эти дни будет открыт также быв[ший] Софийский собор для экскурсий и посещений к маятнику Фуко".

В 1923 году сооружения Вологодского архиерейского дома, где расположился музей, и действующий Софийский собор были включены в титульную ведомость учреждений и памятников архитектуры, находящихся в ведении и под охраной Главного управления научных и музейных учреждений Народного комиссариата просвещения.

В 1941–1942 годах собор (как и большая часть зданий кремля) был временно занят ветеринарным складом № 282 Народного комиссариата обороны.

В сентябре 1942 года в соборе возобновились экскурсии и была открыта выставка, посвящённая победам русского оружия. В дальнейшем до 1997 года собор использовался только музеем. Неотапливаемый собор открывался для посетителей в тёплое время года, здесь проводились экскурсии и устраивались концерты камерной хоровой капеллы.

В 1988 году в соборе после долгого перерыва начались праздничные службы. В августе 1992 года впервые в истории Вологды в соборе состоялось патриаршее богослужение. В июне 2007 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вновь служил в обновлённом соборе. С 1997 года собор совместно используется Вологодским государственным музеем-заповедником и Вологодской епархией (ныне – митрополией) Русской Православной Церкви. 15 октября 2014 года Патриарх Кирилл подписал указ о присвоении храму статуса кафедрального собора. Летом 2018 года Софийский Успенский кафедральный собор стал одним из объектов, которые посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

9 сентября 1998 года были обретены покоившиеся в Софийском соборе мощи святителя Антония и 26 сентября крестным ходом перенесены в действующую вологодскую городскую церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе. С 4 декабря 2016 года мощи святителя Антония пребывают в Воскресенском кафедральном соборе, возвращённом Церкви.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327 и в соответствии с Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года №176 собор стал объектом культурного наследия федерального значения в составе ансамбля Вологодского кремля. Согласно приказу Министерства культуры РФ от 2 июня 2015 года №477-р объект культурного наследия федерального значения «Софийский собор», XVI–XIX вв., входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Вологодского кремля», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под отдельным регистрационным номером.

С сайта: ОКН Вологды – Софийский собор, XVI-XIX вв. (vologda-okn.ru)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.