Церковь святителей Афанасия и Кирилла стоит при пересечении сегодняшней набережной VI Армии и ул. Гоголя. Здание сильно пострадало в годы советской власти. Искусствовед Г.К. Лукомский, заставший здание до постигших его утрат, в 1914 году описал церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла как "удлинённый корпус, предалтарная часть которого возвышается в виде продолговатого четверика, покрытого крышею барочного профиля. Стены этой подымающейся части обработаны арочками и пилястрами. Но самая интересная часть храма не эти стены, хотя они и украшены богатыми, тоже барочными, наличниками окон, а глухой фонарь, стоящий на куполе. Его архитектура очень курьёзна и изображает пятикупольный храмик в миниатюрном виде". Фасад церкви украшала фреска с изображением великомученика Георгия. В интерьере своды были украшены лепными орнаментами, в храме находился небольшой иконостас барочной архитектуры.
В паспорте церкви дано нижеследующее развёрнутое описание: "Одноэтажная на подклете церковь, сооружённая в традициях вологодского зодчества своего времени, сложена из кирпича, покрыта снаружи известковой обмазкой и побелена. Здание имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма с апсидой и трапезной с папертью. Массивный, ориентированный по поперечной оси, односветный четверик храма завершен пучинистой крышей. Прямоугольная в плане апсида и квадратная трапезная, воспринимающаяся вместе с папертью как единый протяжённый объём, по ширине равны четверику храма, а по высоте значительно уступают ему.
Оформление фасадов, выполненное с использованием тёсаного и лекального кирпича, характеризуется сдержанной трактовкой декоративных форм. Фасады равномерно расчленены в простенках между окнами тонкими пилястрами, по которым раскрепованы междуэтажный и венчающие карнизы, обладающие упрощённым рисунком. Фасады четверика храма – северный и южный в два прясла, восточный и западный в три – завершены большими ложными закомарами, придающими зданию несколько архаичный для своего времени облик. В основании ложных закомар проходит тонкий профиль, а боковые фасады четверика разделены карнизом на два яруса.
В основном этаже на боковых фасадах храма размещено по два окна, на апсиде – по одному, а на её восточном фасаде – три. Боковые фасады трапезной и паперти имеют симметричные композиции с тремя оконными проёмами. На западном фасаде, завершённом в центре треугольным щипцом, по сторонам дверного проёма находятся два окна. В подклете расположено несколько разновременных проёмов. Прямоугольные окна основного этажа заключены в массивные рамочные наличники, являющиеся наиболее разработанным элементом фасадного декора здания. Каннелированные пилястры наличников, опирающиеся на небольшие кронштейны, украшены стилизованными ионическими капителями, над которыми раскрепованы многообломные профили широкого горизонтального навершия. Широкий с лучковой перемычкой дверной проём на западном фасаде имеет плоское килевидное обрамление.
В интерьере в основном этаже храм объединяется с апсидой тремя широкими арочными проходами. Трапезная представляет собой одностолпную палату, из которой в паперть ведут три дверных проёма. В паперти по сторонам центральной части, в которой находилась широкая лестница, с юга расположено одно большое помещение, с севера – два. Апсида перекрыта лотковым сводом с распалубками. В паперти одно помещение перекрыто полулотковым сводом, остальные помещения – коробовыми сводами. В подклете помещение под апсидой перекрыто полулотковым сводом с распалубками, под храмом – монастырским сводом, под папертью – коробовыми сводами. В одностолпной палате под трапезной первоначальное перекрытие не сохранилось. От прежней декоративной отделки интерьера на откосах некоторых окон основного этажа уцелели остатки штукатурных панелей".
В 2019 году началось восстановление храма. Проект комплексной реставрации здания выполнен под руководством профессора ВоГУ, кандидата архитектуры Ирины Константиновны Белоярской. Реставрационные работы, которые стартовали в апреле 2020 года, предполагается завершить в 2025 году; они ведутся ООО "БизнесКонсалт" под руководством архитектора-реставратора Владимира Николаевича Лукина.
После закрытия в 1918 году Скулябинской богадельни вновь был создан Георгиевский приход. В июне 1929 года закрыли тёплую церковь, а в январе 1930 года – холодную. Оба здания были отданы под производственные нужды: в холодном храме расположилась валяльная мастерская, а в тёплом – столярная фабрика. Несмотря на архитектурную и историческую ценность, в 1936 году Георгиевскую церковь разобрали на кирпич. В 1951 году при разборе цокольной части церкви Георгия рабочие обнаружили огромный клад монетного серебра XVII века, включавший свыше 46 тысяч монет копеечного достоинства и 22 серебряных талера, переданный в Вологодский государственный музей. Несколько десятилетий этот клад являлся самым многочисленным из найденных на территории России.
В тёплой церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла с 1940 года работала мастерская артели "Венстул", позже реоганизованная в артель "Мебельщик" (с 1954 г.); участок №3 Вологодской мебельной фабрики, Вологодского мебельного комбината (с 1963 гю); цех №3 (затем фабрика №3) Вологодского производственно-мебельного объединения "Прогресс" (с 1964 г.).
В 2015 году на смежной территории началось строительство жилого комплекса "Георгиевский" и инициативная группа граждан решила возродить в храме приходскую жизнь и восстановить его. Богоявленская церковь несколько лет была приписана к Лазаревскому приходу, а в марте 2018 года образован самостоятельный приход. На средства благотворителей и грантов ведутся реставрационные работы, в которых активное участие принимают волонтёры.
https://vologda-okn.ru/object/czerkov-georgievskaya,-xviii-v