ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Прилуки. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря.


Прилуки. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:приблизительно 1576 - 1625.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Вологодская обл., Вологодский р-н, г. Вологда, пос. Прилуки, ул. Монастырская, 1

Координаты: 59.262259, 39.89074





Сортировка:

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, , Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
JohnIngham
20 июня 2014
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Вид с севера<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Вид с севера
Иванов Дмитрий
3 июля 2011
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, , Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
strusto
27 июля 1984
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, , Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Илья Смирнов
24 июня 2018
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, , Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Алексей Кротов
28 сентября 2017
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Вид с юго-запада<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
8 мая 2016
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, , Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
26 августа 2012
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, , Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Т.
27 июня 2010
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, запад церкви Александро-Куштского м-ря<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
запад церкви Александро-Куштского м-ря
Вадим Животовский
4 мая 2002
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, , Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
6 июня 1981
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, , Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 февраля 2013
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря.<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
8 ноября 2012
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Восточный фасад<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Восточный фасад
Иванов Дмитрий
3 июля 2011
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Вид с юго-запада<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Вид с юго-запада
Иванов Дмитрий
3 июля 2011
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Нижняя галерея храма<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Нижняя галерея храма
Иванов Дмитрий
3 июля 2011
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Большой купол апсиды<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Большой купол апсиды
Иванов Дмитрий
3 июля 2011
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Апсида<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Апсида
Иванов Дмитрий
3 июля 2011
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Фрагмент восточного фасада. Слева от храма видны храм-мавзолей Екатерины и Введенский храм, справа виден восточный фасад Преображенского собора.<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Фрагмент восточного фасада. Слева от храма видны храм-мавзолей Екатерины и Введенский храм, справа виден восточный фасад Преображенского собора.
Иванов Дмитрий
3 июля 2011
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Завершение храма<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Завершение храма
Иванов Дмитрий
3 июля 2011
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Фрагмент нижней части храма<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Фрагмент нижней части храма
Иванов Дмитрий
3 июля 2011
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Фрагмент северного фасада<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Фрагмент северного фасада
Иванов Дмитрий
3 июля 2011
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Откидное крыльцо, вид с запада<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Откидное крыльцо, вид с запада
Иванов Дмитрий
7 января 2010
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, , Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 июня 2009
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, , Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 июня 2009
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, , Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
JohnIngham
20 июня 2014
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, , Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
JohnIngham
20 июня 2014
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, , Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
JohnIngham
20 июня 2014
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Откидное крыльцо храма и могила писателя Батюшкова<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Откидное крыльцо храма и могила писателя Батюшкова
Иванов Дмитрий
7 января 2010
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Прилуки, Вологда, город, Вологодская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 апреля 2011

Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря (деревянная)

Александро-Куштский монастырь был основан около 1420 года монахом Спасо-Каменного монастыря Александром на берегу реки Кушты недалеко от Кубенского озера.

Александр построил церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деятельную поддержку новооснованной обители оказал владевший Заозерской вотчиной близ Кубенского оз. кн. Димитрий Васильевич, дав жалованные грамоты на несколько деревень, а также некий боярин Василий, пожертвовавший дер. Колябино. Княгиня Мария и после смерти князя передавала новому храму иконы и напрестольное Евангелие, продолжила благотворительствовать монастырю.

9 июня 1439 года в возрасте 68 лет преподобный Александр тихо преставился и был погребен в основанной им обители. Через год над его могилой выросло деревце рябины. Каждый праздник Успения Пресвятой Богородицы к монастырю стекалось множество богомольцев. Один мальчик, по имени Матфей, ради забавы отломал ветку от рябины и рука его тотчас распухла. Когда родители поняли причину его внезапной болезни, они немедленно привели мальчика к могиле преподобного, и по их молитве к святому ребенок тут же получил исцеление. С тех пор многие по вере получали облегчения от своих недугов, собирая целебные ягоды.

Мощи Александра Куштского покоились под спудом в приделе его имени, над ним медная рака. В древнем рукописном житии преподобного Александра содержится запись многочисленных чудес, совершившихся при его гробе. Особенно прославился святой Александр чудесной помощью больным, одержимым различными душевными болезнями. В построенном по завещанию игумена храме многие видели преподобного Александра вместе со святителем Николаем молящимися и кадящими храм. Служба святому составлена около 1575 года.

В 1519 г. монастырь весь выгорел но затем вновь был отстроен с двумя церквами Успенской и Николая Чудотворца. Монастырь в 1764г. был упразднен, а в 1833г. восстановлен и тогда же приписан к Спасо-Каменному монастырю.

К началу XX в. в монастыре было 2 храма: деревянный в честь Успения Пресвятой Богородицы (XVI в.) и двухэтажный (верхний - во имя прп. Александра Куштского, нижний - во имя свт. Николая Чудотворца, где у левого клироса под спудом покоились мощи прп. Александра Куштского).

Успенская церковь была построена вскоре после пожара 1519 года. Деревянная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы одна из старейших в России. Крестчатый сруб храма завершен восьмериком под шатром с главкой, с запада окружен галереей на консолях. Рукава креста завершены кровлей бочкой. Перевезена в Спасо-Прилуцкий монастырь в 1960-х годах. Для богослужений не используется.

Сохранился праздничный резной золоченый иконостас (ок. 1718) из Успенского храма с иконами вологодских мастеров XVI-XVIII вв., находящийся в Вологодском областном краеведческом музее.

Использовалась информация из православной энциклопедии


Азарова Ольга
 
Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 августа 2012

К вопросу о датировке храма Успения Пречистой Богородицы, находившейся в Александро-Куштском монастыре

Успенская церковь Александро-Куштского монастыря относится к числу тех деревянных храмов Русского Севера, которые, к сожалению, до сих пор не стали объектом специального научного исследования. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в известных источниках она датируется 1519 годом. Датировка эта основана на сопоставлении с храмами, также не имеющими твердо обоснованной даты возведения. До настоящего времени во внимание не принимался тот факт, что храм 1519 года мог впоследствии быть перестроен или возведен заново, например, вследствие пожара или ветхости. Такие примеры известны во множестве в истории русского северного зодчества. Ряд особенностей облика Успенской церкви наводят на мысль о несколько более позднем времени возведения. Сходное предположение высказывал архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский, изучавший храм в 1922 году. Он датировал его рубежом XVI-XVII веков, произвел обмеры и составил проект реставрации [1].

Обратимся к наиболее характерным особенностям архитектуры этого храма. Он обладает достаточно большой высотой центрального сруба-восьмерика с повалом в верхней части. Шатер, которому он служит основанием, напротив не очень высок, но имеет вытянутые пропорции. С четырех сторон церковь окружают прирубы, перекрытые бочками с полицами, имеющими большой вынос. И шатер, и бочки покрыты лемехом очень тонкой резьбы. Подобная крестообразная композиция с четырьмя прирубами по сторонам света появилась в деревянном зодчестве Русского Севера только в середине-второй половине XVII века. Точно датированными аналогами Успенскому храму в этом плане (учитывая и указанные пропорции) являются храмы Спаса Преображения в Кокшеньге (1683 год) и Воскресенский храм в селе Селецкое (1673 год) Архангельской области (разница во втором случае заключается лишь в том, что два прируба Воскресенской церкви увенчаны не бочкой, а шатрами). Впоследствии подобная композиция будет использоваться и в XVIII веке. Примером этому являются храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Заостровье Архангельской области (1726 год) [2,3] и Вознесенская церковь села Конецгорье (1752 год) Архангельской области [4].

Еще одна особенность конструкции Успенской церкви свидетельствует о ее принадлежности к более позднему, нежели 1519 год, времени. С западной стороны она окружена галереей на консолях. Этот конструктивный прием – выпуски бревен, служившие основой для галереи, довольно часто встречается как в зодчестве Русского Севера, так и среди деревянных церквей среднерусских земель.

В северной архитектуре наиболее ранний известный нам случай его использования – редкой красоты храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы из села Передки (между 1531 и 1539 год). В музей деревянного зодчества «Витославлицы» Великого Новгорода его перевезли из Передского Рождественского монастыря. Центральный объем храма окружен четырьмя прирубами, крытыми на два ската. Шатер и малые шатры северного и южного прирубов образуют живописную композицию, которую дополняет крытая галерея на консольных выступах-помочах, охватывающая храм с трех сторон. С запада к ней примыкает крыльцо с двумя всходами на срубе. Датировка храма основана на косвенных данных и, вполне вероятно, что она относится только к центральному объему. Есть данные, позволяющие отнести сооружение боковых приделов к XVII столетию. Эту версию подтверждает и сама композиция храма, так как первые многошатровые церкви в России, судя по данным Писцовых книг, появляются не ранее 1619-1630-х годов (Никольский храм на Шунгском погосте и Георгиевская церковь в остроге Толвуйского погоста). Следует отметить, что эти храмы не были многопридельными, как храм Рождества Пресвятой Богородицы [5]. В 1699 году церковь «перебрали», и именно тогда ее композицию дополнили боковые приделы, шатры, крыльцо и галерея. Во время реставрации, проведенной в 1968-1971 годы, ей возвратили облик конца XVII века.

Следующий по времени пример - это галерея Георгиевского храма в селе Вершины (1672 год) Архангельской области. В 1960 году его перевезли в музей Малые Корелы. В 1969 году была выполнена ее реставрация под руководством В.А. Крохина. Проведенные в ходе работ исследования позволили восстановить обходную галерею на консольных выступах и высокое крыльцо [6]. Очень близка по конструкции его обходной галерее такая же галерея, с севера, запада и юга окружающая нижний ярус уникального храма Рождества Иоанна Предтечи Ширкова погоста (1694 год), что в Тверской области.

В центральных районах России наиболее характерными примерами использования консольных выступов под галереей можно назвать, например, церковь Иоанна Богослова на Ишне под Ростовом Великим (1682 год) и храм во имя Собора Пресвятой Богородицы в селе Холм Галичского уезда (сейчас она находится в музее деревянного зодчества в Костроме). Наиболее ранние упоминания о последнем относятся к 1552 году [8]. Впоследствии церковь неоднократно поновляли и перестраивали (в 1652 году, затем - в XVIII столетии), поэтому точно определить время, когда были сооружены галереи на консолях, пока не представляется возможным [4].

В XVIII столетии использование опор-консолей мы во множестве встречаем в оформлении церквей Архангельской и Олонецкой губерний: уже упоминавшейся Вознесенской церкви села Конецгорье (1752 год), Введенского храма села Ростовское Архангельской области (1755 год), Успенской церкви в Кондопоге (1774 год) и многих других.

Приведенные примеры позволяют датировать храм Успения Пресвятой Богородицы Александро-Куштского монастыря не ранее второй половины XVI века, а, скорее всего, не менее чем на столетие позже, т.е. второй половиной XVII века. Возможно, дальнейшие исследования позволят обнаружить документы, которые позволят более точно определить время строительства этого интереснейшего храма Вологодской области.

Библиография:

[1] Петр Барановский: Труды, воспоминания современников. М., 1996. С.: 114

[2] Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1910. Т.1. С.: 379-385

[3] Красовский М.В. История русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1911. С.: 216

[4] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942.

[5] Орфинский В.П. Собор Покрова на Рву и его аналоги. С.: 64-65, 79 // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С.: 47-85

[6] Крохин В.А. Система построения формы в древнерусском деревянном зодчестве XVI-XVIII веков. С.: 197-246 // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. Вып.4. С.: 204

[7] Известия императорской Археологической комиссии. Спб., 1909. Т. 31. С.: 160-161

[8] http://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/wooden-architecture/vitoslavlici/churches/christmases-virgin/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.