Летний храм Дюдиково-Пустынского прихода. Кирпичный храм, построенный в 1653 г., был первым в ряду вологодских храмов XVII в. и представлял собой двустолпный пятиглавый трехапсидный четверик с шатровой колокольней у юго-западного угла, с западной папертью и крыльцами. В алтаре были устроены приделы Нила Столобенского (1790 г.) и Кирилла Новоезерского (1843 г.). Закрыт в 1929 г., снесен в 1932 г. В XVI-XVII вв. тут существовал мужской монастырь Дюдикова Пустынь, упразднённый в 1651 г.
Церковь Иоанна Предтечи, что в Дюдикове пустыни, в Вологде. // Вологодские епархиальные ведомости. Вологда, 1866, N 19, с. 729-738.
Холодная церковь Иоанна Предтечи – главный храм находившейся на левом берегу реки Вологды до середины XVII века Дюдиковой пустыни, владения Свято-Никольского Угрешского монастыря (располагался в местечке Угреша - современный подмосковный город Дзержинский).
Впервые Дюдиково-Предтеченская пустынь с несколькими монашескими кельями и деревянной церковью Иоанна Предтечи упоминается в документах XVI столетия, однако ряд исследователей считает, что обитель могла возникнуть раньше. Пустынь имела важное стратегическое значение: она располагалась ровно в середине водного пути между Вологодским городищем (городом) и Спасо-Прилуцким монастырем. Документы XVII столетия содержат информацию о том, что в 1612 году обитель была разорена шайкой бродячих поляков, после чего не восстанавливалась. Оставшаяся в живых братия расселилась по другим монастырям.
В 1651 году грамотой царя Алексея Михайловича Дюдикова пустынь передана во владение городу, а церковь Иоанна Предтечи обращена в приходскую. Два года спустя, в 1653 году, деревянная церковь заменена каменной. Она стала вторым после Софийского собора каменным церковным сооружением Вологды. Каменное исполнение – свидетельство богатства и значения Дюдиково-Пустынского прихода. В 1690 году приход насчитывал 100 дворов. Он приносил наибольший доход в архиерейскую казну по сравнению со всеми другими приходами Вологды. В конце XVII века земли в Дюдиковой пустыни принадлежали торговому гостю Гаврииле Фетиеву, а после его смерти перешли к его зятю Якову Манейлову. Название «Дюдикова пустынь» употреблялось среди вологжан вплоть до XX века.
Вот как описывает архитектурные особенности храма Иоанна Предтечи в Дюдикове Г.К. Лукомский в своей монографии «Вологда в ее старине»: «Архитектурный остов церкви в типе храмов XVI столетия: величавый, пятиглавый куб с тремя полукружиями закомар, барабаны глав убраны полукруглыми колонками, переходящими в арочный пояс. В полукружиях закомар поздняя живопись. Три апсиды покрыты общею крышею. С западной стороны к храму примыкает уютный, позднейшей кладки (конца XVII в.) пирамидальный шатер колокольни, переходящей в восьмерик, поставленный на четырехгранное основание. Рядом с колокольнею крылечко – из двух круглых дорических столбов, перекрытых четырехскатной крышей, на которую поставлен шлемообразный купол. Вход в церковь позднейший: он убран арочками с подвешенной тонкой гирькой, но обработка самого портала старинная: она состоит из гуртов и колонок. Общий силуэт храма живописен». «В храме хороший старинный пол из каменных плит: это редкий остаток старины – почти повсюду в свое время (особенно в Николаевскую эпоху) каменные плиты заменены были чугунными (а в нынешнее безвкусное время чугунные плиты заменяют Метлахскими плитками)». «В общем церковь Иоанна Предтечи, расположенная на окраине города, неподалеку от берега реки Вологды занимает довольно живописное положение и является одним из привлекательных памятников архитектуры Вологды. Интерес к ея художественному значению увеличивается особенно благодаря тому, что в храме находится много древнейших и прекрасных по письму и краскам икон, более древних даже, чем самый храм».
Архитектура храма была типична для церковного зодчества XVI-XVII веков: двустолпный пятиглавый трехапсидный четверик. Храм имел большое сходство с вологодским Софийским собором, однако значительно уступал ему в размерах. Архитектурные истоки церкви Иоанна Предтечи, судя по происхождению его заказчика, «москвитина, гостя гостиной сотни» С. Казакова, ведут в столицу, где эта своеобразная архитектурно-конструктивная форма в культовых зданиях получила в XVII веке довольно широкое распространение. В церкви были устроены два придела – Нила Столобенского (1790 г.) и Кирилла Новоезерского (1843 г.). Пятиярусный иконостас датировался концом XVII столетия. Среди икон храма наиболее замечательными были: местный образ Вседержителя (на образе серебряный чеканный венец, жемчужное ожерелье с разноцветными камнями, серебряная кованая риза. Поля иконы покрыты золоченою басмою); храмовой образ св. Иоанна Предтечи, писанный, по преданию, преподобным Дионисием Глушицким; образ «Сошествие Спасителя во ад»; образ Владимирской Божией Матери.
Церковь Иоанна Предтечи закрыли 21 марта 1929 года под предлогом острого дефицита в городе помещений для общественных и хозяйственных организаций. В августе-октябре того же года Иоанно-Предтеченский Пустынский храм был передан артполку Х стрелковой дивизии для использования под культурно-спортивные и хозяйственные надобности. Церковь разрушена до основания в 1932 году.
От строений, составлявших когда-то Дюдикову пустынь, до наших дней сохранились лишь остатки каменного трехэтажного дома, построенного купцом Немировым. Здесь до 1917 года помещалась Немировская богадельня для престарелых граждан города. А в советское и постсоветское время – воинские учреждения.
http://cultinfo.ru/infoproject/temples/index.php?id=38