«... Сразу же за мостом, на набережной, стоят две церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке — холодная и теплая (Набережная VI армии, 119а и 121). Расположенные на довольно низком наносном берегу реки, ранее обычно затопляемом в половодье, который издревле назывался «наволок», они образуют необычайно живописный храмовый ансамбль. Сооружение рядом двух храмов — более крупного холодного (летнего), предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, типично для русского Севера.
Предание связывает возникновение холодного храма с пребыванием в конце XIV в. в Вологде известного церковного деятеля Дмитрия Прилуцкого. После причисления Дмитрия к лику святых хозяин дома, в котором якобы он останавливался, основал неподалеку в честь него часовню, уступившую место сперва деревянному, а потом каменному храму. Этот холодный храм был построен, согласно документальным данным, около 1651 г. ярославскими зодчими, каменных дел подмастерьями Борисом Назаровым и Панкратом Тимофеевым. Вероятно, в 1710-1711 гг. с севера к зданию пристроили теплую придельную церковь, а с северо-запада от него возвели колокольню. В 1750-х гг. вместо разобранного придела «иждивением» вологодского купца А. Рыбникова построили маленькую отдельную теплую церковь, соединив ее с колокольней. В таком виде ансамбль дошел до настоящего времени.
Холодный храм Дмитрия Прилуцкого был одним из первых в каменном строительстве, возобновленном в середине XVII в. в Вологде после долгого, почти 80-летнего перерыва. Этот перерыв, очевидно, привел к оскудению собственных строительных кадров, и заказчики храма вынуждены были обратиться к широко известным тогда ярославским зодчим. Действительно, архитектура здания носит явные черты школы, к которой принадлежали его строители. Это — характерный для ярославского зодчества пятиглавый и четырехстолпный храм соборного типа, поставленный на традиционный подклет и по обыкновению лишенный трапезной. Его приземистый монументализированный объем, увенчанный непропорционально маленькими, широко расставленными главами, подчеркнуто строг. Фасадный декор, как это свойственно ярославским памятникам середины XVII в., еще довольно лаконичен: лопатки на углах, окна без наличников, пояс с круглыми нишками в ширинках под карнизом, три большие закомары с каждой стороны и простая аркатура на барабанах. Однако традиционные обходные галереи здесь отсутствуют; их место занимает пристроенная в 1781 г. с запада закрытая паперть с приделом, ризницей и лестницей-всходом в центре.
Внутри холодная церковь украшена настенной живописью. Сюжеты росписи, особенно на куполах и сводах, почти целиком повторяют фресковые композиции церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Однако такие сцены, как «Суд над Христом», «Сусанна и старцы», «Богоматерь — живоносный источник», в этой церкви появляются впервые и по сравнению с росписью Предтеченского храма являются иконографическим новшеством. Живопись Дмитриевского храма, вероятно, выполнена в 1721 г. (существует мнение, что дата ее — 1710 г.). Во главе артели стенописцев, по-видимому, стоял один из знаменщиков, работавших в церкви Благовещения в Ярославле, — либо Федор Игнатьев, либо Федор Федоров. Однако предпочтение надо отдать Федорову, поскольку фрески Дмитриевской церкви не только грубее предтеченской росписи, но и более экспрессивны, фигуры еще более изломаны, а пейзаж и архитектура еще более приближаются к «реальному», «живоподобному». К тому же эта стенопись уже целиком выдержана в духе барокко с его неудержимой фантазией, пренебрегающей законами тектоники и связью с архитектурой, что опять-таки более характерно для манеры Федорова.
Иной характер имеет архитектура теплой церкви, освященной во имя Успения. Ее низкий прямоугольный в плане объем, сильно вытянутый в длину, типичен для северных зимних храмов XVIII в. Здание сохранило свой изначальный вид со своеобразной двухъярусной главкой над восточной частью и характерным для местных памятников двухапсидным алтарем. Провинциальный барочный декор его фасадов состоит из простых пилястр и карнизов с зубчиками.
Наиболее выразительна среди этих сооружений колокольня, примыкающая к теплому храму с западной стороны. Над центром ее широкого нижнего яруса, который служит папертью, возвышается четверик и два поставленных друг на друга восьмерика, увенчанные главкой. И композиция, и барочное убранство колокольни в виде спаренных плоских пилястр, зубчатых карнизов и наличников окон с бровками характерны для первой трети XVIII в. и особенно близки декору надвратной церкви Горнего монастыря. Однако в ряде деталей — в перспективном портале и крупных ширинках под арками звона — еще чувствуется живая связь с зодчеством Древней Руси…»
Источник: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. - М., 1979.
РусАрх - Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск (rusarch.ru)