ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вологда. Церковь Константина и Елены.

Царевская церковь


Вологда. Церковь Константина и Елены
Церковь. Действует.  
Престолы:Константина и Елены, Димитрия Прилуцкого, Филиппа, митрополита Московского, Семи отроков Эфесских
Год постройки:1691.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Вологодская область, г. Вологда, проспект Победы, д. 85

Координаты: 59.224884, 39.868



Сортировка:

Церковь Константина и Елены, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 февраля 2013
Церковь Константина и Елены, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Иванов Дмитрий
22 марта 2012
Церковь Константина и Елены, Вид с востока<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Вид с востока
Иванов Дмитрий
28 января 2012
Церковь Константина и Елены, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Иванов Дмитрий
23 января 2009
Церковь Константина и Елены, с-в<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
с-в
Вадим Животовский
30 апреля 2002
Церковь Константина и Елены, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
KONDORFOTO
15 июля 2019
Церковь Константина и Елены, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
oldboy
20 мая 2018
Церковь Константина и Елены, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Алексей Полудницын
12 августа 2016
Церковь Константина и Елены, Вид с северо-запада<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
7 мая 2016
Церковь Константина и Елены, Основной объем храма, вид с запада<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Основной объем храма, вид с запада
Иванов Дмитрий
22 марта 2012
Церковь Константина и Елены, Восточный  фасад<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Восточный фасад
Иванов Дмитрий
23 января 2009
Церковь Константина и Елены, Северный  фасад<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Северный фасад
Иванов Дмитрий
23 января 2009
Церковь Константина и Елены, запад<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
запад
Вадим Животовский
30 апреля 2002
Церковь Константина и Елены, с-з<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
с-з
Вадим Животовский
30 апреля 2002
Церковь Константина и Елены, север<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
север
Вадим Животовский
30 апреля 2002
Церковь Константина и Елены, восток<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
восток
Вадим Животовский
30 апреля 2002
Церковь Константина и Елены, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
МОРПЕХ879
8 августа 2023
Церковь Константина и Елены, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
8 августа 2019
Церковь Константина и Елены, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 февраля 2013
Церковь Константина и Елены, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 февраля 2013
Церковь Константина и Елены, Колокольня<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Колокольня
Наталия
14 июля 2012
Церковь Константина и Елены, Фрагмент откидного крыльца<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Фрагмент откидного крыльца
Иванов Дмитрий
22 марта 2012
Церковь Константина и Елены, Фрагмент восточного фасада<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Фрагмент восточного фасада
Иванов Дмитрий
22 марта 2012
Церковь Константина и Елены, Южная часть апсиды<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Южная часть апсиды
Иванов Дмитрий
22 марта 2012
Церковь Константина и Елены, Северная часть апсиды<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Северная часть апсиды
Иванов Дмитрий
22 марта 2012
Церковь Константина и Елены, Фрагмент южного фасада<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Фрагмент южного фасада
Иванов Дмитрий
22 марта 2012
Церковь Константина и Елены, Окно апсиды<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Окно апсиды
Иванов Дмитрий
22 марта 2012
Церковь Константина и Елены, Окно основного объема храма<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Окно основного объема храма
Иванов Дмитрий
22 марта 2012
Церковь Константина и Елены, Откидное крыльцо<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Откидное крыльцо
Иванов Дмитрий
22 марта 2012
Церковь Константина и Елены, Верхний ярус колокольни<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Верхний ярус колокольни
Иванов Дмитрий
22 марта 2012
Церковь Константина и Елены, Завершение колокольни<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Завершение колокольни
Иванов Дмитрий
22 марта 2012
Церковь Константина и Елены, Купола основного объема<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Купола основного объема
Иванов Дмитрий
22 марта 2012
Церковь Константина и Елены, Крыльцо<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Крыльцо
Иванов Дмитрий
23 января 2009
Церковь Константина и Елены, Южный  фасад<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Южный фасад
Иванов Дмитрий
23 января 2009
Церковь Константина и Елены, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Иванов Дмитрий
22 марта 2012
Церковь Константина и Елены, Евдокимов И. В.  "Север в истории русского искусства" Вологда 1921<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Евдокимов И. В. "Север в истории русского искусства" Вологда 1921
Андрей Агафонов
1920
Церковь Константина и Елены, Фото церкви. Приблизительная датировка: 1900-е годы. <br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Фото церкви. Приблизительная датировка: 1900-е годы.
Алексей Кротов
1 июля 1901
Церковь Константина и Елены, Фото с сайта http://andcvet.narod.ru<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
Церковь Константина и Елены, Фотография кон. ХIХ в.<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Фотография кон. ХIХ в.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иванов Дмитрий  28 сентября 2011

Вологда, храм Свв. Равноапостольных царей Константина и Елены

Деревянный храм был построен в 1503 году на месте встречи вологжанами чудотворного образа прп. Димитрия Прилуцкого, который помог русскому войску во главе с Иоанном III одержать победу над татарами.

Существующая сегодня церковь была возведена в 1690 году. Верхний храм имел престол в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены и придел в честь святителя Филиппа Московского. Нижний храм имеет престолы в честь прп. Димитрия Прилуцкого и Семи отроков Эфесских.

Храм был закрыт 24 февраля 1930 года, и в нём были размещены учреждения культуры. В 1997 году началось восстановление храма, который является памятником культуры республиканского значения. 10 апреля 2008 года на колокольню были подняты восемь новых колоколов весом от 10 до 430 килограммов, привезённых из города Тутаева.

В 1998 году регулярные богослужения проходят в нижнем храме, а в 2008 году открыт верхний храм. В храме Успения Божьей Матери находятся мощи Киево-Печерских святых дальних и ближних пещер (более 80 частичек), частица ложа Пресвятой Богородицы, камня 1000 дневного моления прп. Серафима Саровского и другие. В Цареконстантиновском храме находится частичка мощей святой мученицы Татианы.

Источник: http://vologda-eparhia.ru/category/1/9/


Иванов Дмитрий  22 ноября 2012

Церковь Константина и Елены - один из лучших архитектурных памятников Вологды. Она находится между улицами, которые прежде назывались Константиновской (ныне - Проспект Победы) и Кобылкиной (ныне - К. Цеткин), близ Владимирской и Спасоболотской церквей.

Согласно писцовой книге, до 1600 года церковь была деревянной и уже к этому времени имела древнюю историю: она была построена в 1503 году на месте сретения (встречи) вологжанами местной святыни - иконы Чудотворца Дмитрия Прилуцкого, помогшей Ивану III одержать победу в казанском походе. Этот образ, взятый из Прилуцкого монастыря, после дарованной чудотворным образом победы был возвращен обратно, и на месте его встречи вологжане построили деревянную церковь. Отголоском этого события служит первоначальное название храма - в честь преподобного Дмитрия Прилуцкого, а позднее - одноименный придел. Как долго существовала деревянная Дмитриевская церковь и когда была построена каменная точно неизвестно. Судя по характеру архитектуры последней ее можно отнести к концу XVII века (впервые храм упоминается в 1691 году).

Каменная церковь Константина и Елены - великолепный образец того исключительно декоративного, узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое распространение во второй половине XVII века. Для показа эпохи расцвета московского зодчества и его влияния, эта церковь является одним из лучших примеров в Вологде.

Каменная Цареконстантиновская церковь двухэтажная, пятиглавая, трехпрестольная. Живописен силуэт храма со ступенчатым, нарастающим к центру ритмом масс. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-всходом, возвышается основной кубический объем храма. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников и прекрасное по рисунку пятиглавие. Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов. Особенно эффектен главный входной портал, расположенный внутри паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII века. Роскошно крыльцо, вход на которое снизу устроен на четырех толстых кувшинообразные столбах, на них - купол, увенчанный небольшой главой с крестом. Общую живописность церкви Константина и Елены еще более усиливает стройная, восьмигранная колокольня с шатровым верхом, примыкающая к северо-западному углу паперти храма. Она представляет собой блестящий образец подобного рода древнерусских сооружений Вологды.

В церкви Константина и Елены существовало три престола: в верхнем, холодном храме - во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, в нижнем - на южной стороне во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого, на северной стороне - во имя семи отроков Эфесских.
Церковь Константина и Елены издавна славилась старинными иконами и иконостасом, несмотря на бедность храма и причта.

Источник: http://www.cultinfo.ru/arts/architecture/vologda/000044/report.htm


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  24 августа 2017

В "Вологодском летописце", составленном из нескольких летописных источников и опубликованном в 1870-е годы, содержится следующая запись: "В лето 7011 (1503), июня в 3 день, сретение бысть на Вологде образу преподобнаго Димитрия Прилуцкаго, который привезён из Москвы и значится по старинным святцам, что оный образ встречен Стефаном епископом, и весь град изыде в сретение и на том месте церковь поставиша, и уставися ежелетное празднество... А о прежде упомянутом образе преподобного Димитрия, как слышно, что бран был в поход, и был при взятье Казани". Нам неизвестно, в каком именно походе Ивана III на Казань участвовал образ преподобного Димитрия. Походов было множество. Но в 1503 году великий князь, очевидно, решил, что Казань усмирена и не стоит более держать вдали от Вологды икону столь любимого им чудотворца. Есть и другая версия событий, представленная в рукописном Житии преподобного (ХVI век). Согласно ей, Ивану III во время казанского похода (неизвестно, опять-таки, во время которого) было "некое... преподобного явление". И вот, помянув его, он прислал "на Вологду в обитель его (т.е. в Прилуцкий монастырь) по видению своему новоизображённую и украшенную златом и сребром пр. отца нашего Димитрия св. икону". Но и это повествование завершается тем, что "на месте, идеже сретоша, тамо и церковь во имя преподобнаго создаша". Деревянный Димитриевский храм просуществовал чуть менее двухсот лет. Согласно окладным книгам ХVII века, он был "древян клетски" и именовался храмом "Встретения Чудотворца Димтрия, что в Кобылкине улице". Таким образом, он являлся одним из многих деревянных вологодских храмов, где только на Верхнем посаде, где и находилась Кобылкина улица их насчитывалось до четырёх десятков. Храм "Встретения Чудотворца Димитрия" относился к числу приходских. Ружных храмов, т.е. тех, чьё существование обеспечивалось определённым государственным жалованьем, на посадах почти не было.

Вместе со всею Вологдою Димитриевская церковь пережила множество испытаний. В 1525 году, как сообщает летописец, "погоре град Вологда, и посад погоре мало не весь, да и кремль сгоре, да 30 церквей сгорело, да множество людей...". Неизвестно, уцелел ли в этом пожаре храм прп. Димитрия, как неизвестна и его участь во время разорения 1613 года, когда "польские и литовские люди... град Вологду пожгли весь и многих людей побили и в полон с собою увозили многих людей". Тогда сгорели шестнадцать деревянных церквей, но "поименно" в доступных нам источниках они не перечисляются.

Год постройки каменной Константино-Еленинской церкви на месте старой Димитриевской неизвестен. Обыкновенно её датируют "приблизительно 1690 годом". Непонятно также, почему не было сохранено посвящение главного престола. Возможно, храм освящали в день, когда празднуется память равноапостольных царей, либо же эта дата была чем-то иным знаменательна для прихода. Приход Константино-Еленинской церкви считался в Вологде одним из самых бедных. Район был заселён главным образом ремесленниками и мелкими торговцами, богатых амбициозных благотворителей здесь не водилось. И вплоть до революции храм сохранял своё исконное убранство - просто потому, что не имел средств на поновления. С распространением в Вологде каменного строительства вологжане не отказались от привычных им пар "тёплая церковь-холодная церковь". Но Цареконстантиновская, будучи двухэтажной, вмещает в себе и тёплый, и холодный храм. Холодная церковь находится в верхнем этаже, и в ней изначально освятили только один престол - во имя святых равноапостольных царей Константины и Елены. В нижнем ярусе престолов имелось два - во имя прп. Димитрия Прилуцкого и Семи отроков Эфесских. Где уж были изысканы причтом и прихожанами средства на постройку каменного храма (тем более столь совершенного по композиции, что выдаёт руководство "дорогого" зодчего), о том нет известий. Но на протяжении своего дальнейшего бытования Цареконстантиновский приход был малочислен и беден.

К концу ХVIII века число прихожан увеличилось до полутора сотен человек, мещан по большей части. Причт составляли всего один священник и один псаломщик. Обеспечивать повседневное существование храма и причта при таком составе прихожан ещё было возможно, но на "благоукрашения" средств уже не оставалось. И оно, быть может, к лучшему, поскольку благодаря бедности Константино-Еленинский храм долго сохранял нетронутым своё старинное убранство. Некоторые сравнительно постоянные источники дохода церковь, впрочем, имела. К ним принадлежали сенокосные угодья и огороды, отдававшиеся внаймы. А в ХIХ веке нашлись благотворители, пожертвовавшие храму определённый капитал (к 1880-м годам составивший чуть более 4000 рублей), с которого он получал проценты. Одна треть получаемой суммы шла на содержание собственно церкви, а две трети приходилось на долю причта.

До революции 1917 года, 3 июня по старому стилю, от церкви Димитрия Прилуцкого (а затем от Константино-Еленинской) всегда бывал крестный ход, совершавшийся "при громадном стечении народа". Как говорится в дореволюционных краеведческих изданиях, повелел установить этот ход сам великий князь Иван III. Этот крестный ход являлся одним из главных событий в религиозной жизни Вологды. Священник Сергей Нетеин писал: "В крестный ход обязательно берётся имеющийся в Цареконстантиновской церкви древний образ прп. Димитрия (утерянный после революции). После ранней литургии 3 июня здесь и в Кафедральном соборе начинается благовест в перебор. К Царевоконстантиновскому храму приходят с хоругвями и святыми иконами от ближайших храмов, и общий крестный ход направляется в собор, соединяясь по пути с другими крестными ходами. Отсюда уже с участием Преосвященного Владыки крестный ход направляется к водопроводу, на Архангельскую улицу и за город к Прилуцкому монастырю. Стройное шествие при участии городского общества хоругвеносцев в красивых костюмах, со множеством хоругвей, сопровождаемое толпами народа, очень красиво со стороны". Г.К. Лукомский в книге "Вологда в её старине" (1914) писал: "Цареконстантиновская церковь, находящаяся на краю города среди обширного прстранства, занятого капустными огородами и лужайками сочной травы, окружёнными серыми низенькими заборами, прелестно выделяется в свою очередь белым стройным силуэтом на фоне убогих низеньких домиков".

После революции Цареконстантиновская церковь оставалась действующей до 1930 года, когда её закрыли, передав иконы и ещё не конфискованные ценности в музей. Здание храма служило нуждам трикотажной фабрики, также в нём находился склад, что конечно, не пошло на пользу ни его интерьерам, ни состоянию в целом. Тем не менее он сохранился, тогда как другие его ровесники - Спасо-Всеградский собор, например - были уничтожены в годы воинствующего атеизма. Древних святынь в Константино-Еленинской церкви не сохранилось. Но когда-то здесь пребывало множество старинных икон, и некоторые из них были замечательны не только своей древностью, но и тем почитанием, которым они пользовались среди вологжан. Г.К. Лукомский отмечал: "Церковь Царей Константина и Елены издавна славилась старинными иконами и иконостасом". Особое место среди всех икон занимал образ преподобного Димитрия с житейными клеймами. Средник образа представлял собой точную копию иконы из Спасо-Прилуцкого монастыря, писанной, как гласит предание, преподобным Дионисием Глушицким. Этот образ помещался в местном ряду слева от царских врат и пропал после закрытия храма в 1930 году. Другие иконы из Царевоконстантиновской церкви имели более счастливую судьбу - они поступили в музей и сохранились по крайней мере как памятники искусства.

Бывший священник отец Сергий Непеин писал: "По внутреннему своему устройству Царе-Константиновский храм... замечателен. "Здесь всё веет духом нетронутой древности", как выразился бывший в Вологде в 1847 г. профессор Шевырёв. Это доныне вполне справедливо по отношению к верхнему храму. "Дух поновления" сюда, действительно, не проник. Уже поднявшись по лестнице в верхнюю паперть, невольно останавливаешься, поражённый видом прекрасной дверной арки. Таких арок по России сохранилось немного. Она замечательна по своей архитектурной узорочности и многоцветной замысловатой раскраске". Главная потеря храма - иконостас, который Лукомский называл "прелестным". Его "основа" и многие иконы были древнее Константино-Еленинской церкви. Но со временем он приобрёл новые декоративные детали - например, резные колонки с виноградными листьями и гроздьями. Характерным примером соседства старого и нового являлись царские врата - "из золоченой резьбы не древней работы, но древними на ней иконами Благовещения и четырёх евангелистов" ("Вологодские епархиальные ведомости" №8 за 1887 год). Убранство нижнего храма было осуществлено проще и функциональнее. Тёплые церкви, находившиеся в связке с холодными (это касается и отдельно стоящих храмов), всегда обустраивались с меньшими затратами. А всё тот же Лукомский прямо замечает: "В нижней церкви нет ничего особо выдающегося".

Царевоконстантиновская церковь принадлежит к лучшим памятникам храмового зодчества, сохранившимся в Вологде. Её возведение относится к той эпохе, когда вологжане увлеклись русским узорочьем, перенятым ими из Москвы. По всему городу тогда начали строить двухъярусные храмы с тёплой церковью в нижнем ярусе и холодной в два света - в верхнем. Их декор отчётливо напоминает декор московских храмов ХVII века - с кокошниками, дыньками, а колокольни - с нарядно украшенными слуховыми окнами. Стоит полагать, что строили храм не местные мастера (как большинство других), а пришлые - возможно, из самой Москвы.

К настоящему времени церковь св. Константина и Елены осталась одним из немногих образцов московского влияния в вологодской архитектуре. Большинство других оказались разрушены или обезображены в советскую эпоху. "Формы церкви - примечательны, - пишет Г. К. Лукомский. - Для показанной эпохи расцвета московского зодчества эта церковь едва ли не лучший пример в Вологде. Стены церкви убраны колончатыми пилястрами, наличники окон богато украшены кокошниками, но особо примечательны два ряда кокошников, идущих по верху куба церкви. Первый ряд кокошников опирается на пилястры, а на него насажен второй ряд. К сожалению, эти кокошники перекрыты общею крышею, а не посводно, как в московских церквах; у основания барабанов глав тоже кокошники. Звонница прелестного силуэта и не испорчена переделками". Оригинальны тройные полуколонки, задающие вертикальное членение стен. Лукомский называет их "колончатыми пилястрами". "Алтарь нижнего этажа двумя полукружиями выдаётся значительно далее алтаря верхнего четвероугольного", - писал о. Сергий Непеин об устройстве восточного фасада храма. Стоит отметить, что две апсиды - характерная для вологодского зодчества особенность (и это может служить веским аргументом в споре о том, кто всё-таки строил храм - местные или пришлые мастера).

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №63, 2013 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 мая 2024

«Что сердце не увидит, то глаз не заметит», сказал мудрый Гете. Внутреннее зрение, «память сердца» (К. Батюшков) не раз понадобятся нам в путешествии по Вологде, чтобы отсечь взглядом и постараться не воспринимать мерзость запустения или представить на месте современных построек прежний архитектурный пейзаж. Представьте, что на перекрестке улицы Воровского и проспекта Победы, через который мы направляемся к храму Константина и Елены, стояла церковь Спаса на Болоте (снесена в 1937 году), протягивавшая ему руку-колокольню как эстафету от Софийской и Хутынской сестер. Сейчас эту цепочку одним взглядом не охватишь: ее разорвали две пятиэтажки.

На месте будущего храма 3 июня 1503 года вологжане встречали присланную великим московским князем Иваном III икону Димитрия Прилуцкого, приписываемую кисти Дионисия (хранится в Вологодском музее-заповеднике). По преданию, эту икону великий князь брал из Прилуцкого монастыря в поход на Казань. В честь сретения (встречи) образа жители выстроили здесь деревянную Димитриевскую церковь и затем более четырех веков совершали в память о событии ежегодный крестный ход к монастырю. Каменная церковь 1690 года постройки была освящена в честь равноапостольных Константина, римского императора, при котором христианство стало, по сути, официальной религией, и Елены, его матери, по преданию нашедшей голгофский крест.

В архитектуре церкви местные традиции и заимствованные формы тесно переплелись. Появившаяся практически в одно время с Ильинской, Цареконстантиновская церковь, главенствующая в этом районе города, отличается богатым декором в стиле «московского узорочья» и принципиально иной композицией. Проявившаяся в русском зодчестве этого периода тенденция к геометрической правильности построения выражается в симметричном расположении крыльца и трапезной с западной стороны и алтарей подклета и верхней церкви с восточной и нарастании высоты от краев к центру.

В то же время церковь, по северной традиции, стоит на подклете, завершенном карнизом. Алтарь подклетной части имеет две полукруглые апсиды, что является особенностью церквей Вологды. Обычно число апсид нечетное: одна, три, пять. Алтарная часть верхней церкви в плане прямоугольная. Стены украшены строенными полуколонками, а окна - фигурными наличниками со стрельчатым верхом. По периметру верх куба храма опоясан двумя рядами кокошников. Такими же кокошниками украшены и основания барабанов глав.

Главы предельно просты по форме, но за счет точно найденного соотношения частей и целого они производят неотразимое впечатление на ценителя: «Самую горячую, кажется, любовь мастер-строитель отдал куполам. Они очаровательны, прекрасны и пленительны из сотен куполов всего города. Редкая купольная композиция бросается в глаза и ласкает их же издали, приковывая к себе» (И. Евдокимов). Французский теоретик артектуры Франсуа Блондель высказался по тому не поводу сухо, но точно. Он считал, что чувство удовольствия обусловливается только пропорциями. Если они нарушены, то никакими внешними украшениями нельзя добиться красоты и привлекательности, которых строениям не хватает по существу.

Церковь имеет роскошное крыльцо, несколько испорченное позднейшим куполом, и перспективный портал при входе в верхнюю церковь, не уступающий московским храмам.

Живописность храму придает стройная нарядная колокольня, восьмигранный столп которой идет от земли по типу «ярославской свечи» - колокольни известного ансамбля в Коровниках. Невысокий шатер опоясан рядом открытых окон-слухов и завершен маленькой главкой…»

По книге Сазонова А.И. «Вологда. Каменная летопись», Издательство: Вологда «Древности Севера», 2011 г., стр. 65-69.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 сентября 2024

«... От Горнего Успенского монастыря по Пролетарской улице пройдем до ее пересечения с проспектом Победы. Невдалеке расположен один из лучших архитектурных памятников Вологды — церковь Константина и Елены (проспект Победы, 85).

Основание храма относится к началу XVI в. Он был поставлен в 1503 г. на месте «сретенья» (встречи) вологжанами местной святыни — иконы Дмитрия Прилуцкого, которую якобы брали в поход на Казань, а затем возвратили городу с благодарностью за дарованную чудотворным образом победу. Почти в течение двух столетий храм оставался деревянным. Около 1690 г. на его месте была построена существующая сейчас каменная церковь с приделом Дмитрия в подклетном этаже.

Эта церковь — великолепный образец того исключительно декоративного, узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое развитие во второй половине XVII в. Живописен силуэт храма со ступенчатым, нарастающим к центру ритмом масс. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-всходом, возвышается основной кубический объем здания. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников и прекрасное по рисунку пятиглавие.

Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов — членящие стены пучки из трех полуколонок-"дудочек", фигурные оконные наличники с килевидным верхом и перспективные, выполненные из различных штучных деталей порталы. Особенно эффектен главный входной портал, расположенный внутри паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII в. Роскошно и крыльцо со столбами-кубышками и висячими гирьками в двойных арках (покрытие позднее).

Более скромен подклет: он украшен лишь широкими лопатками и упрощенным карнизом. Его далеко выдающаяся вперед алтарная часть с двумя полукруглыми апсидами несколько необычна для Древней Руси. Подобная форма алтаря, объясняемая наличием в подклете двух приделов, встречается тем не менее в архитектуре Вологды довольно часто и является особенностью местных храмов. Алтарная часть верхней церкви, наоборот, имеет прямоугольную форму и почти одинакова по размерам с папертью, симметрично примыкающей с запада к храму. Такое решение объемов связано с нарастанием к концу XVII в. в древнерусском зодчестве тенденций к геометрической правильности построения зданий, стремления к уравновешенности их композиции.

Общую живописность церкви Константина и Елены еще более усиливает стройная, нарядная шатровая колокольня, примыкающая к северо-западному углу паперти храма. Состоящая из восьмигранного невысокого, в три яруса, столпа с открытыми арками звона и легкого шатра с окнами-слухами и маленькой главкой, она представляет собой блестящий образец подобного рода древнерусских сооружений Вологды…»

Источник: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. - М., 1979.

РусАрх - Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск (rusarch.ru)



Комментарии и обсуждение


Нижний храм здесь такой высокий, что рундук крыльца, ведущего в верхнюю церковь, является не площадкой, а "маскирует" нижние марши лестницы. Чрезвычайную торжественность входу в верхнюю церковь из паперти придает сохранившийся перспективный портал - один из лучших образцов подобного рода декора.

23 июля 2018.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.