ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вологда. Храмовый комплекс Дмитриевского прихода на Наволоке.


Вологда. Храмовый комплекс Дмитриевского прихода на Наволоке
Храмовый комплекс. Действует.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Вологодская область, г. Вологда, наб. VI Армии, дд. 119-121

Координаты: 59.22425, 39.893742





Храмовый комплекс Дмитриевского прихода на Наволоке, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Матвеев Владимир
3 августа 2019
Храмовый комплекс Дмитриевского прихода на Наволоке, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
15 февраля 2013
Храмовый комплекс Дмитриевского прихода на Наволоке, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
25 сентября 2007
Храмовый комплекс Дмитриевского прихода на Наволоке, На переднем плане - церковь Успения Богородицы		      <br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
На переднем плане - церковь Успения Богородицы
Ярослав
1 января 2005
Храмовый комплекс Дмитриевского прихода на Наволоке, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Юрий Моченов
30 июля 2024
Храмовый комплекс Дмитриевского прихода на Наволоке, Вид с юго-запада<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
23 апреля 2024
Храмовый комплекс Дмитриевского прихода на Наволоке, Вид с юго-востока<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
23 апреля 2024
Храмовый комплекс Дмитриевского прихода на Наволоке, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
8 августа 2019
Храмовый комплекс Дмитриевского прихода на Наволоке, Вид с северо-востока. Слева - Димитриевский храм, справа - Успенский.<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Вид с северо-востока. Слева - Димитриевский храм, справа - Успенский.
Иванов Дмитрий
1 июля 2011
Храмовый комплекс Дмитриевского прихода на Наволоке, фотоснимок с дореволюционной фотографии<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
фотоснимок с дореволюционной фотографии
Алексей Кротов
1 июля 1916
Храмовый комплекс Дмитриевского прихода на Наволоке, Фото кон. ХIХ в. 1880-1899 гг.<br>, Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Фото кон. ХIХ в. 1880-1899 гг.
Алексей Кротов
1890
Храмовый комплекс Дмитриевского прихода на Наволоке, , Вологда, Вологда, город, Вологодская область
Алексей Кротов
27 сентября 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей и Маша Поповы
 
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 ноября 2012

Сооружение рядом двух храмов - более крупного холодного, предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, типично для русского Севера.

Церкви Дмитриевского прихода на Наволоке - холодная и теплая, - расположенные на низком левом берегу реки Вологды, ранее обычно затопляемом в половодье и потому издревле называвшемся "наволоком", образуют необычайно живописный храмовый ансамбль. Первоначально каменная теплая церковь во имя Святого Благоверного князя Феодора и его сыновей Давида и Константина, ярославских чудотворцев (1710-1711 годы), была пристроена к уже существовавшей холодной церкви Дмитрия Прилуцкого.

В 1750 году теплая Дмитриевская церковь была разобрана и построена вновь на средства вологодского купца А.А. Рыбникова, но уже отдельно от холодной. Эта небольшая теплая церковь была соединена с колокольней, построенной в первой четверти XVIII века. Обновленная теплая церковь была освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы. В таком виде храмовый комплекс сохранился до настоящего времени.

Комплекс церквей Дмитриевского прихода объект культурного наследия федерального значения.

Архитектура Вологды


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 декабря 2023

Церковь во имя преподобного Димитрия Прилуцкого входит в ансамбль церквей Димитриевского прихода на Наволоке. В «Житии Димитрия Прилуцкого» запечатлена красочная история основания церкви на Наволоке. Согласно преданию, в конце XIV века в Вологду прибыл преподобный Димитрий Прилуцкий. Некоторое время он жил в доме мастера кожевенных дел, затем переселился в село Выпрягово, где основал свою обитель (ныне Спасо-Прилуцкий монастырь). После смерти преподобного хозяин дома, где он останавливался, заложил в его память часовню. Когда же Димитрий был причислен к лику святых, на ее месте построили деревянный храм. В Вологодское разорение 1612 года церковь во имя преподобного Димитрия, Прилуцкого чудотворца, сгорела, о чем свидетельствует запись в писцовой книге Вологды 1627/28 года. Согласно переписной книге Вологды 1646 года, ко времени ее составления уже были отстроены два храма: «Церковь преподобного Димитрия, Прилуцкого чюдотворца, древяна на каменное дело о пяти верхах, другая церковь благоверных князей Фeдора и чад его Давыда и Констянтина, Смоленских и Ярославских чюдотворцев, древяна клетцки».

О времени постройки каменного холодного храма Димитрия Прилуцкого мнения исследователей расходятся. В конце XIX века известный историк-краевед Н. И. Суворов датировал постройку холодного Димитриевского храма временем около 1710 года. В начале XX века искусствовед Г. К. Лукомский приводит сходные данные, видимо, извлеченные из клировых ведомостей. Вслед за ними 1710 годом уже в советское время датировали создание храма и составители учетно-охранной документации на этот памятник архитектуры. Искусствоведы Г. Н Бочаров и В. П Выголов, основываясь на данных А. Н. Сперанского, утверждали, что холодный храм возведен ярославскими зодчими Б. Назаровым и П. Тимофеевым около 1651 года, а в 1710–1711 годах была построена колокольня и сделан теплый придел. Однако в рапорте 1760 года протопопа Стефана Иоаннова, опиравшегося на материалы храмозданных грамот и опросы причта, имеются иные сведения: «Церковь каменная преподобнаго Димитрия, Прилуцкого чудотворца, зачата строить на место деревянной в 1687, а окончена и освящена в 1698 годех».

Архитектурные особенности (описание) объекта

Строгая архитектура холодной двухэтажной Димитриевской церкви носит черты школы, к которой принадлежали ее строители. Храм представляет собой приземистый монументальный куб, поставленный на подклет и увенчанный пятью маленькими, широко расставленными, усыпанными золочеными звездами луковичными главками на тонких барабанах. Фасадный декор схож с ярославскими памятниками XVII века и довольно лаконичен: лопатки на углах, окна без наличников, пояс с круглыми нишами в ширинках под карнизом, три кокошника в верхней части четверика с каждой стороны (в них, как и над входом в паперть, в XIX веке была сделана не сохранившаяся до наших дней роспись) и простая аркатура на барабанах. Позднее к четверику храма пристроили непропорциональную основному кубу закрытую паперть с лестницей, в южной части которой в 1781 году на средства купца Максима Ивановича Рыбникова был освящен престол во имя преподобного Максима Исповедника. Внутреннее убранство храма выполнено в духе барокко. В начале XVIII века его украсили фрески. Роспись во многом схожа с композициями церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Предполагают, что главой артели стенописцев мог быть один из знаменщиков, работавших в церкви Благовещения в Ярославле (Фёдор Игнатьев или Фёдор Фёдоров). В храме установили полностью золоченный пятиярусный иконостас, пышно украшенный изящной резьбой.

Главный иконостас храма (сохранившийся, как и фрески, до наших дней) Г. К. Лукомский описал так: «Иконостас этой верхней церкви барочный и притом очень чистых форм и богатейшего выполнения … Уже самый план его в виде изломанной прихотливой линии дает много выпуклости и рельефа этому образцу резного мастерства. Иконостас с прелестною легкою сенью. На створках Царских врат медальоны с живописью, обрамленною резьбой, из которой выглядывают головы амуров; под сенью – фигуры ангелов. Резьба иконостаса очень богатая, даже затейливая и драгоценная. Кроме крупной горельефной работы, даже гладкие плоскости дерева покрыты мелкою, плоскою прорезью прекрасного орнаментального рисунка. Но самый характер высокой резьбы также примечателен: с какой легкостью брошены все эти медальоны, как пышно и вместе с тем неназойливо усыпаны завитками, букетами роз рамы, овалы, с каким мастерством заполнены все эти квадраты, базы, капители. Но великолепие иконостаса дополняется еще тем, что даже самый тон позолоты иконостаса (позолота не обновлялась уже лет 70) полон прелестного, тусклого, как бы заглушенного блеска, полон совсем особой, бархатной звучности». Большую художественную ценность представляет и иконостас придела во имя преподобного Максима Исповедника, который в советское время был разобран и передан на хранение в Вологодский краеведческий музей.

Перестройки, утраты, реставрационные работы

К четверику храма пристроили непропорциональную основному кубу закрытую паперть с лестницей, в южной части которой в 1781 году на средства купца Максима Ивановича Рыбникова был освящен престол во имя преподобного Максима Исповедника.

События и лица, связанные с объектом

6 марта 1930 года храм был закрыт. В советское время здание церкви, признанное памятником архитектуры, не подвергалось разрушениям и перестройкам, были сохранены иконостас и фресковая роспись. В 1999 году церкви Димитрия Прилуцкого и Успения возвращены епархии, церковная жизнь в них возрождалась в форме подворья Спасо-Прилуцкого монастыря. Новое освящение церкви состоялось 13 июля 2001 года, а в 2014 году восстановлена самостоятельность Димитровского прихода. Ныне при храмах преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке, Успения Пресвятой Богородицы на Наволоке действует Архиерейское подворье храма преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке.

С сайта: ОКН Вологды – Церковь во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, 1710 г. (vologda-okn.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 сентября 2024

«... Сразу же за мостом, на набережной, стоят две церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке — холодная и теплая (Набережная VI армии, 119а и 121). Расположенные на довольно низком наносном берегу реки, ранее обычно затопляемом в половодье, который издревле назывался «наволок», они образуют необычайно живописный храмовый ансамбль. Сооружение рядом двух храмов — более крупного холодного (летнего), предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, типично для русского Севера.

Предание связывает возникновение холодного храма с пребыванием в конце XIV в. в Вологде известного церковного деятеля Дмитрия Прилуцкого. После причисления Дмитрия к лику святых хозяин дома, в котором якобы он останавливался, основал неподалеку в честь него часовню, уступившую место сперва деревянному, а потом каменному храму. Этот холодный храм был построен, согласно документальным данным, около 1651 г. ярославскими зодчими, каменных дел подмастерьями Борисом Назаровым и Панкратом Тимофеевым. Вероятно, в 1710-1711 гг. с севера к зданию пристроили теплую придельную церковь, а с северо-запада от него возвели колокольню. В 1750-х гг. вместо разобранного придела «иждивением» вологодского купца А. Рыбникова построили маленькую отдельную теплую церковь, соединив ее с колокольней. В таком виде ансамбль дошел до настоящего времени.

Холодный храм Дмитрия Прилуцкого был одним из первых в каменном строительстве, возобновленном в середине XVII в. в Вологде после долгого, почти 80-летнего перерыва. Этот перерыв, очевидно, привел к оскудению собственных строительных кадров, и заказчики храма вынуждены были обратиться к широко известным тогда ярославским зодчим. Действительно, архитектура здания носит явные черты школы, к которой принадлежали его строители. Это — характерный для ярославского зодчества пятиглавый и четырехстолпный храм соборного типа, поставленный на традиционный подклет и по обыкновению лишенный трапезной. Его приземистый монументализированный объем, увенчанный непропорционально маленькими, широко расставленными главами, подчеркнуто строг. Фасадный декор, как это свойственно ярославским памятникам середины XVII в., еще довольно лаконичен: лопатки на углах, окна без наличников, пояс с круглыми нишками в ширинках под карнизом, три большие закомары с каждой стороны и простая аркатура на барабанах. Однако традиционные обходные галереи здесь отсутствуют; их место занимает пристроенная в 1781 г. с запада закрытая паперть с приделом, ризницей и лестницей-всходом в центре.

Внутри холодная церковь украшена настенной живописью. Сюжеты росписи, особенно на куполах и сводах, почти целиком повторяют фресковые композиции церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Однако такие сцены, как «Суд над Христом», «Сусанна и старцы», «Богоматерь — живоносный источник», в этой церкви появляются впервые и по сравнению с росписью Предтеченского храма являются иконографическим новшеством. Живопись Дмитриевского храма, вероятно, выполнена в 1721 г. (существует мнение, что дата ее — 1710 г.). Во главе артели стенописцев, по-видимому, стоял один из знаменщиков, работавших в церкви Благовещения в Ярославле, — либо Федор Игнатьев, либо Федор Федоров. Однако предпочтение надо отдать Федорову, поскольку фрески Дмитриевской церкви не только грубее предтеченской росписи, но и более экспрессивны, фигуры еще более изломаны, а пейзаж и архитектура еще более приближаются к «реальному», «живоподобному». К тому же эта стенопись уже целиком выдержана в духе барокко с его неудержимой фантазией, пренебрегающей законами тектоники и связью с архитектурой, что опять-таки более характерно для манеры Федорова.

Иной характер имеет архитектура теплой церкви, освященной во имя Успения. Ее низкий прямоугольный в плане объем, сильно вытянутый в длину, типичен для северных зимних храмов XVIII в. Здание сохранило свой изначальный вид со своеобразной двухъярусной главкой над восточной частью и характерным для местных памятников двухапсидным алтарем. Провинциальный барочный декор его фасадов состоит из простых пилястр и карнизов с зубчиками.

Наиболее выразительна среди этих сооружений колокольня, примыкающая к теплому храму с западной стороны. Над центром ее широкого нижнего яруса, который служит папертью, возвышается четверик и два поставленных друг на друга восьмерика, увенчанные главкой. И композиция, и барочное убранство колокольни в виде спаренных плоских пилястр, зубчатых карнизов и наличников окон с бровками характерны для первой трети XVIII в. и особенно близки декору надвратной церкви Горнего монастыря. Однако в ряде деталей — в перспективном портале и крупных ширинках под арками звона — еще чувствуется живая связь с зодчеством Древней Руси…»

Источник: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. - М., 1979.

РусАрх - Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск (rusarch.ru)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.