Существует предание, повествующее о том, что в 1206 году князь Даниил Московский так "возлюби место сие", что "восхоте дом собе устроити". Но что якобы живший тут в хижине "человек римлянин имя ему Подон" воспрепятствовал ему следующим пророчеством: "Княже! не подобает тебе здесь вселиться, то место Дом Божий: здесь созиждут Храм Божий и пребудут архиреи Бога Вышняго служители". Как гласит предание, в скором времени сам же князь Даниил сам способствовал исполнению пророческого глагола: "На горах Подонских на хижине Подонове заложи церковь Всемилостиваго Спаса и устрои ю светолепну".
Действительно, храм Божий был выстроен на Крутицах, по всей видимости, князем Даниилом Московским - но несколько позднее и не из одних только благочестивых побуждений. Необходимость выстроить на Крутицах храм возникла вскоре после учреждения Сарайской епархии с кафедрой в Сарай-Бату, столице Золотой Орды. Тысячи русских людей находились у татар в плену, по многу месяцев проводили в Орде русские князья, и нельзя было оставить их без церковного окормления. Кафедра была основана митрополитом Киевским Кириллом III при великом князе Александре Невском, именно в год рождения у него сына Даниила. Ради нужд сарайских архиреев и появилось, очевидно, подворье на Крутицах - первоначально с храмом Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1454 году, с ослаблением Золотой Орды, Крутицы сделались не подворьем, а постоянной резиденцией Сарайских архиреев. Первым жителем Крутиц был епископ Вассиан, о котором, к сожалению, ничего более не известно. С этого времени речь идёт уже о Крутицкой епархии и об одноимённых епископах. Сарскими и Подонскими их продолжали называть - но уже "из почтения к древности", без действительной географической привязки. Что касается зоны ответственности крутицких владык - с учреждением в 1589 года Патриаршества возведённых в митрополичье достоинство, - то она была весьма обширной.
Историк И.М. Снегирёв отмечал: "К ней (епархии) в ХVII веке приписаны были соседственные монастыри Даниловский, Покровский на убогих домах, или скудельницах, и другие иногородние мужские и женские обители; в область её входило несколько городов: Можайск, Боровск, Козельск, Белёв, Серпейск, Мещовск, Воротынск, Перемышль, Лихвин, Ярославец Малый, Оболенск, Таруса, Медынь, Мосальск, Болхов, Одоев, Московского уезда Загорьевска десятина от Звенигородской на Боровскую дорогу". Успенский собор на Крутицах построил, по сообщению летописца, в 1516 году епископ Досифей: "Того же лета заложи церковь каменну Успения Святой Богородицы на Крутицех..." Как выглядел этот первоначальный Успенский храм, мы не знаем. При нашествии польско-литовских интервентов Крутицы сильно пострадали, о чём свидетельствовал Дмитрий Пожарский в письме к митрополиту Казанскому Ефрему (июль 1612 года), говоря об Успенском храме как о находящемся "в последнем оскудении и разорении". В 1619 году дыры в соборе подлатали, необходимый ремонт произвели, но тем дело и ограничилось. В лучшую свою эпоху Крутицы вступили полувеком позднее, при митрополите Павле III. Тогда же было начато и строительство нового Успенского собора. Освятили главный престол собора только в 1700 году. Десятью годами ранее состоялось освящение нижнего тёплого храма, унаследовавшего посвящение первой крутицкой церкви - Петропавловской. Сорок лет не просуществовал Успенский собор в порядке: московский пожар 1737 года (известный как Троицкий, поскольку приключился именно в Троицу) достиг Крутиц. До конца царствования Анны Иоановны собор простоял в разорении, и только при Елизавете Петровне, любившей и Москву, и церковное благолепие, был, по её особому повелению, исправлен.
С 1788 года Успенский собор на Крутицах становится обычной приходской церковью. "Так кончилась, - эпически повествует "Историческое описание...", - слава древнейшего Крутицкого Собора, но не кончились ещё бедствия этого храма. Настал бедственный 1812 год". Нашествие французов Успенский собор встретил под настоятельством молодого тогда священника Алексия Румянцева. Прежде чем увезти семью из Москвы, следовало ещё позаботиться о церковном имуществе. Наиболее ценную утварь батюшка спрятал в нижнем Петропавловском храме, сложив её в печное углубление и засыпав мусором. Вернувшись в Москву в середине октября 1812 года, отец Алексий нашёл свой храм в самом печальном положении. Верхняя Успенская церковь выгорела полностью и осталась без кровли, нижнюю Петропавловскую огонь пощадил, но здесь зато "потрудились" оккупанты. Первой заботой настоятеля было возобновить богосужения. С помощью прихожан о. Алексий привёл в порядок нижнюю церковь и освятил её. Но на ремонт верхнего храма сил и средств не хватило. Больше десяти лет он стоял непокрытым и разорённым, будучи освящён лишь в 1823 году. Московский главнокомандующий А.П. Тормасов даже порывался разобрать его на кирпич и перестроить в конюшню, но, к счастью, отступился от своего неблагочестивого намерения. Впрочем, военные и так заполонили чуть ли не всё Крутицкое подворье: большинство его зданий было обращено в казармы. "В 1828 году, - рассказывается в "Историческом описании...", - иконостас верхней Успенской церкви был покрыт белым колером, и вся резьба во всех ярусах, а также и царские двери с сиянием были вызолочены. Внутри стены были украшены живописью из Евангельской истории. С тех пор до сего времени (1893) в этой церкви никаких существенных изменений не было". В нижнем храме ремонт производился в 1857 году, но к концу ХIХ века он пришёл "в такую ветхость и в такой упадок, каких не скоро встретишь и в самом бедном сельском храме". Что говорить: даже престол "подгнил в своём основании и покачивался". Лишь благодаря усилиям московского купца И.И. Герасимова, ставшего в начале 1890-х годов крутицким старостой, Петропавловскую церковь удалось возродить. Герасимов и сам много жертвовал на ремонтные работы, и сумел расположить к пожертвованиям других прихожан.
К 1917 году Успенский храм представлял собой образец "опрятной бедности". О былом его - соборном - значении напоминали лишь немногие уцелевшие реликвии да надгробия крутицких архиреев в Пеиропавловской церкви. Но, конечно, послереволюционная участь Крутиц была много горше, чем всё, что довелось пережить им до того. В 1918 году Крутицкая кафедра была восстановлена. Когда именно прекратились богослужения в Успенском храме, неизвестно, но, судя по всему, не раньше 1924 года. Во второй половине 1920-х годов Крутицы полностью заняли военные: жилые здания были казармами и раньше, а теперь под общежитие был передан Московскому военному округу и Успенский храм. Крутицкие казармы носили имя "товарища Алёшина", революционера, участвовавшего во время Октябрьской революции в захвате как раз этих самых казарм. К 1940-м годам подворье приобрело совсем запущенный вид. Футбольное поле на месте кладбища, ободранные купола Успенского собора, перестроенный в жилой корпус Воскресенский храм. В конце 1940-х годов был составлен проект реставрации Крутицкого двора; работы велись под руководством П.Д. Барановского. С 1964 года Успенский храм находился в ведении ВООПИиК, с 1968 года в нём находился филателистический отдел Главкниги, с начала 1980-х - реставрационные мастерские и склад экспонатов Государственного исторического музея.
Процесс передачи зданий подворья Церкви начался в 1991 году. Успенский собор возвращали в два этапа: к Пасхе 1993 года нижний храм, в 2004 году - верхний. В 1996 году Крутицы покинуло Министерство обороны (до последнего на подворье находилась гауптвахта Московского гарнизона - рассказывают, что здесь содержался перед расстрелом Лаврентий Берия). В 2007 году было совершено первое богослужение в верхнем храме Успенского собора. В наши дни Крутицы имеют статус Патриаршего подворья. Кроме того, здесь расположен Синодальный отдел по делам молодёжи.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №272, 2017 г.