Братский двор, московский центр старообрядцев.
Московский центр старообрядцев Филипповского согласия находился в Дурном (ныне Товарищеский) пер., во дворе дома № 6. В 70-х гг. ХVIII в. в Рогожской (на Таганке) и Пятницкой (на Балчуге) частях Москвы сложились сообщества филипповцев, главным образом выходцев из с. Кимра Корчевского у. Тверской губ. (г. Кимры). Около 1790 г. на средства тверского купца Т.И. Долина в Дурном пер. (Рогожская часть) было начато сооружение филипповского молитвенного дома и богадельни, для которой построили 2 каменных флигеля. По желанию Долина первым наставником общины стал кимрский мон. Варлаам, имевший среди филипповцев славу подвижника. При следующем наставнике А. Яковлеве, плодовитом писателе-полемисте, на Братском дворе появились иконописная мастерская, где трудился талантливый художник П. Иванов, меднолитейная, книгописная и переплетная мастерские. В богадельне, где был принят строгий устав, предписывавший, обязательное безбрачие, жили около 30 человек. Постепенно число прихожан моленной увеличилось до 300, из разных регионов поступали многочисленные пожертвования. В 1809 г. наставником общины стал Иванов, при нем после 1812 г. была возведена каменная обширная моленная, посвященная Успению Пресвятой Богородицы, Преображению Господню, свт. Николаю Чудотворцу и преподобным Зосиме и Савватию Соловецким.
15-25-е годы XIX в. были временем расцвета филипповщины в Москве и Братского двора как центра согласия. В 1818 г., после смерти Иванова, наставниками на Братском дворе стали московский купец А. Кузмин и выходец из Кимр Г.Н. Шлюхин, по решению которых с Братского двора в российские губернии начали отправлять посланцев для усиления влияния московской общины. Первым в Орловскую губернию в имения кн. Кочубея поехал М. Григорьев, он устроил у местных филипповцев общественную моленную, избрал наставника; затем его путь лежал в Тамбовскую, Саратовскую и Рязанскую губернии. А. Семёнов был направлен в филипповские общины Тверской и Ярославской губерний. В результате этих поездок укрепились связи московских филипповцев с иногородними сообществами, в Москву переселились последователи согласия, в т.ч. дети А.Я. Молоткина, управляющего орловскими имениями кн. Кочубея, которые были главными ктиторами Братского двора в 30-х гг. Число прихожан моленной в эти годы достигло 600, в богадельне жили около 80 чел.
Начиная с 40-х гг. усилия московских филипповцев были направлены на конспирацию общины, сохранение моленной и богадельни от преследований властей, для чего постройки Братского двора несколько раз переписывались на разных владельцев. В дальнейшем все окрестные дома были приобретены купцами-филипповцами, в них жили последователи согласия, приезжавшие из других городов. Здания соединялись потайными ходами, ворота моленной были устроены таким образом, что в нее можно было войти только по одному.
Во 2-й пол. ХIХ в. на Братском дворе обсуждались все основные вопросы, связанные с внутренней жизнью филипповцев, а также с их отношением к разного рода «внешним». Особо активной была полемика по вопросу о возможности брака у беспоповцев, основные этапы этой полемики описаны в анонимном сочинении 1900 г. «Достопочтенный вопросителю! и друже Иван Михайлович!». В начале XX в. Братский двор пережил подъем, рядом с моленной была возведена колокольня (построена после 1905 г., уничтожена в 1926 г.). 15 января 1912 г. на Братском дворе состоялся собор, решения которого подтвердили строгие правила согласия. Моленная на Братском дворе была закрыта в 1933 г., снесена в 1982 г. В 1990 г. уничтожили последнее из зданий бывш. богадельни (д. № 6).
Вишняков А. Старообрядческая Покровская молельня и Филипповская часовня в Москве. - СПб., 1865; Сорок сороков. Т. 4. С. 396-398; Вургафт, Ушаков. Старообрядчество. С. 55-56; Козлов В. Ф. Московское старообрядчество в 1-й трети ХХ в. // Старообрядчество в России (ХVII-ХХ вв.). - М., 1999. С. 219.