ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких на Братском дворе.


Москва. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких на Братском дворе
Церковь. Утрачена.
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки: приблизительно 1800.
Год утраты: приблизительно 1982
Адрес:
г. Москва, Товарищеский пер., двор д. 6

Координаты: 55.741939, 37.661549
Ссылки: Ссылка на temples.ru 



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких на Братском дворе, Фото с сайта https://pastvu.com, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта https://pastvu.com
Андрей Агафонов
1980
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких на Братском дворе, Фото с сайта https://pastvu.com, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта https://pastvu.com
Андрей Агафонов
1914



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 17 февраля 2016

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, Николая Чудотворца, святых Зосимы и Савватия Соловецких. Дурной, ныне Товарищеский, пер., 6 (в глубине двора).

10 лет прошло с воцарения Екатерины II, и Москва стала резиденцией всевозможных сект. После отмены притеснений ожили и филипповцы. До этого главным местом филипповского раскола было село Кимры Кашинского уезда Тверской губернии. Отсюда и направлялась пропаганда на Москву. В 1780-х гг. в Москве образовались небольшие колонии в Рогожской и Пятницкой частях. В то время как старообрядцы других толков отбросили аскетизм, лишь только обрели материальные средства, у филипповцев аскетизм лег в основу их учения, по крайней мере на первых порах. Филипповцы слыли "крепкими христианами". Первое время они собирались на молитву и общественные рассуждения, когда в Москву наведывались кимрские монахи. В 1709 г. в Москве поселился тверской купец Т. И. Долин. Он предложил филипповцам пожертвовать значительную долю капитала на построение часовни в центре филипповства, в Дурном переулке. Фасады раскольничьих домов одинаковы: молельни не выставляются на вид, обычно они загорожены жилыми строениями. Так сделал и Долин: выстроил два жилых каменных флигеля для призреваемых, а потом во дворе - молельню, которая даже не значилась на плане.

Так как старообрядцы, по существовавшему положению, не имели права владеть общественной собственностью, то все постройки были записаны на купца Долина. Монах из Кимр освятил молельню. Наставником избрали Алексея Яковлева, писателя, пользовавшегося репутацией непобедимого полемиста в спорах с поморцами. Яковлев занялся благообразием часовни, завел иконописную мастерскую, отливание икон и крестов из меди довел до совершенства. Призреваемых было 30 человек, они должны были соблюдать строгий, аскетический устав, постничать, не брать в рот вина. Но безбрачие было только на бумаге. Хотя для мужчин и женщин были особые помещения, но сношения их скоро же обнаружились. Наставники старались этого не замечать и наблюдали только, чтобы в приюте не было детей: их по рождении отправляли в воспитательные дома или в приемыши. Мертвых детей хоронили здесь же во дворе. Покойников же взрослых клали на Рогожском кладбище, а на Преображенском не хотели.

Вскоре община разрослась до 300 человек. Федосеевец при вступлении в нее должен был отречься от своей прежней секты и выдержать 6-недельный пост; поморец, кроме того, оставить жену и детей и наблюсти 12-недельный пост; православные же перекрещивались.В 1809 г. Яковлев помешался и наставником избрали Петра Иванова. В 1812 г. молельня и приюты опустели, оставались только Иванов да помешанный Яковлев.

После освобождения Москвы от французов филипповцы опять собрались, возвели строения получше, молельню сделали обширную, каменную. В это же время купцы стали создавать домашние молельные: в Сущевской части - Зосима Афанасьев; в Пятницкой части - Кузьмин, Григорьев и Иванов. Богослужение в них отправляли сами хозяева или кимрские монахи, когда приходили на Москву. Число прихожан увеличивалось, призреваемых перевалило за 100. Наставники стали отправлять миссионеров в Орловскую губернию, в имение графа Кочубея, в гор. Моршу, а также в губернии Саратовскую, Тверскую, Ярославскую. Богатые купцы завели и еще новые домашние моленные: в Лефортовской части - у Акифьева, Никитина, Кириллова; в Пятницкой части - у Борисова; на Арбате - у Томилина.

В 1840-х гг. жизнь общины замкнулась, старания ее были направлены на то, чтобы укрыться от властей. Общинное имущество неоднократно переписывалось с одного лица на другое. В общественном дворе устроили лабиринт, чтобы легче было убежать от полиции. Соседние с двором дома скупили купцы-филипповцы. Капитал общины достиг 200 000 рублей.Таким образом, филипповская моленная в Дурном переулке появилась сначала в 1790-е гг. и была сперва деревянной, а после 1812 г. была вновь выстроена каменная. В 1908 г., согласно адресной книге, дом № 6 принадлежал Пелагее Потаповне Кокушкиной.

В 1967 г. М. Л. Богоявленский записал со слов старожила, что церковь филипповцев находилась в строении на дворе владения № 6, где с 1960-х гг. по 1982 г. располагалась Пролетарская межрайонная контора "Мосхлебторга". Колокольня была сломана в 1926 г., а сама моленная закрыта около 1930-го. Молиться сюда приезжали издалека и месяцами жили в доме № 6 по переулку, скрывавшем от чужих глаз моленное здание на дворе. Жили и в других домах, стоявших ранее кругом, а впоследствии снесенных. Приезжих тут кормили бесплатно.

В 1980 г. здание, где была моленная, производило впечатление весьма древнего, но однако же довольно крепкого. Вытянуто оно было по оси с запада на восток. Окна с годами осели низко, почти дойдя до земли. С юга и с севера были квадратные пристройки (быть может, северная представляла из себя первый ярус упраздненной колокольни). В южной пристройке в окнах все еще пребывали старинные кованые чугунные решетки. Стены были толщины весьма солидной. Внутри же все переоборудовано. Церковное здание было одноэтажным.Вероятно, именно эта, главная община и перебралась впоследствии на Преображенское кладбище в часовню. В 1980 г. в доме № 6 по переулку была еще жива последняя фипипповка, но она была тяжело больна и переговорить с нею не удалось.

Здание бывшей моленной на государственной охране не состояло, хотя было весьма любопытным. В 1982 г. его зазря снесли под корень, оставив на его месте пустырь, поросший бурьяном. Двухэтажное здание № 6 по переулку все еще стояло и было занято жилыми квартирами...

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. - М., 1995, с. 396-398


 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 22 ноября 2016

Братский двор, московский центр старообрядцев.

Московский центр старообрядцев Филипповского согласия находился в Дурном (ныне Товарищеский) пер., во дворе дома № 6. В 70-х гг. ХVIII в. в Рогожской (на Таганке) и Пятницкой (на Балчуге) частях Москвы сложились сообщества филипповцев, главным образом выходцев из с. Кимра Корчевского у. Тверской губ. (г. Кимры). Около 1790 г. на средства тверского купца Т.И. Долина в Дурном пер. (Рогожская часть) было начато сооружение филипповского молитвенного дома и богадельни, для которой построили 2 каменных флигеля. По желанию Долина первым наставником общины стал кимрский мон. Варлаам, имевший среди филипповцев славу подвижника. При следующем наставнике А. Яковлеве, плодовитом писателе-полемисте, на Братском дворе появились иконописная мастерская, где трудился талантливый художник П. Иванов, меднолитейная, книгописная и переплетная мастерские. В богадельне, где был принят строгий устав, предписывавший, обязательное безбрачие, жили около 30 человек. Постепенно число прихожан моленной увеличилось до 300, из разных регионов поступали многочисленные пожертвования. В 1809 г. наставником общины стал Иванов, при нем после 1812 г. была возведена каменная обширная моленная, посвященная Успению Пресвятой Богородицы, Преображению Господню, свт. Николаю Чудотворцу и преподобным Зосиме и Савватию Соловецким.

15-25-е годы XIX в. были временем расцвета филипповщины в Москве и Братского двора как центра согласия. В 1818 г., после смерти Иванова, наставниками на Братском дворе стали московский купец А. Кузмин и выходец из Кимр Г.Н. Шлюхин, по решению которых с Братского двора в российские губернии начали отправлять посланцев для усиления влияния московской общины. Первым в Орловскую губернию в имения кн. Кочубея поехал М. Григорьев, он устроил у местных филипповцев общественную моленную, избрал наставника; затем его путь лежал в Тамбовскую, Саратовскую и Рязанскую губернии. А. Семёнов был направлен в филипповские общины Тверской и Ярославской губерний. В результате этих поездок укрепились связи московских филипповцев с иногородними сообществами, в Москву переселились последователи согласия, в т.ч. дети А.Я. Молоткина, управляющего орловскими имениями кн. Кочубея, которые были главными ктиторами Братского двора в 30-х гг. Число прихожан моленной в эти годы достигло 600, в богадельне жили около 80 чел.

Начиная с 40-х гг. усилия московских филипповцев были направлены на конспирацию общины, сохранение моленной и богадельни от преследований властей, для чего постройки Братского двора  несколько раз переписывались на разных владельцев. В дальнейшем все окрестные дома были приобретены купцами-филипповцами, в них жили последователи согласия, приезжавшие из других городов. Здания соединялись потайными ходами, ворота моленной были устроены таким образом, что в нее можно было войти только по одному.

Во 2-й пол. ХIХ в. на Братском дворе обсуждались все основные вопросы, связанные с внутренней жизнью филипповцев, а также с их отношением к разного рода «внешним». Особо активной была полемика по вопросу о возможности брака у беспоповцев, основные этапы этой полемики описаны в анонимном сочинении 1900 г. «Достопочтенный вопросителю! и друже Иван Михайлович!». В начале XX в. Братский двор   пережил подъем, рядом с моленной была возведена колокольня (построена после 1905 г., уничтожена в 1926 г.). 15 января 1912 г. на Братском дворе состоялся собор, решения которого подтвердили строгие правила согласия. Моленная на Братском дворе была закрыта в 1933 г., снесена в 1982 г. В 1990 г. уничтожили последнее из зданий бывш. богадельни (д. № 6).

Вишняков А. Старообрядческая Покровская молельня и Филипповская часовня в Москве. - СПб., 1865; Сорок сороков. Т. 4. С. 396-398; Вургафт, Ушаков. Старообрядчество. С. 55-56; Козлов В. Ф. Московское старообрядчество в 1-й трети ХХ в. // Старообрядчество в России (ХVII-ХХ вв.). - М., 1999. С. 219.



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.