ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких на Братском дворе.


Москва. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких на Братском дворе
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:приблизительно 1800.
Год утраты:приблизительно 1982
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г. Москва, Товарищеский пер., двор д. 6

Координаты: 55.741939, 37.661549



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких на Братском дворе, Фото с сайта https://pastvu.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта https://pastvu.com
Андрей Агафонов
1 января 1980
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких на Братском дворе, Фото с сайта https://pastvu.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта https://pastvu.com
Андрей Агафонов
1914



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 ноября 2016

Братский двор, московский центр старообрядцев.

Московский центр старообрядцев Филипповского согласия находился в Дурном (ныне Товарищеский) пер., во дворе дома № 6. В 70-х гг. ХVIII в. в Рогожской (на Таганке) и Пятницкой (на Балчуге) частях Москвы сложились сообщества филипповцев, главным образом выходцев из с. Кимра Корчевского у. Тверской губ. (г. Кимры). Около 1790 г. на средства тверского купца Т.И. Долина в Дурном пер. (Рогожская часть) было начато сооружение филипповского молитвенного дома и богадельни, для которой построили 2 каменных флигеля. По желанию Долина первым наставником общины стал кимрский мон. Варлаам, имевший среди филипповцев славу подвижника. При следующем наставнике А. Яковлеве, плодовитом писателе-полемисте, на Братском дворе появились иконописная мастерская, где трудился талантливый художник П. Иванов, меднолитейная, книгописная и переплетная мастерские. В богадельне, где был принят строгий устав, предписывавший, обязательное безбрачие, жили около 30 человек. Постепенно число прихожан моленной увеличилось до 300, из разных регионов поступали многочисленные пожертвования. В 1809 г. наставником общины стал Иванов, при нем после 1812 г. была возведена каменная обширная моленная, посвященная Успению Пресвятой Богородицы, Преображению Господню, свт. Николаю Чудотворцу и преподобным Зосиме и Савватию Соловецким.

15-25-е годы XIX в. были временем расцвета филипповщины в Москве и Братского двора как центра согласия. В 1818 г., после смерти Иванова, наставниками на Братском дворе стали московский купец А. Кузмин и выходец из Кимр Г.Н. Шлюхин, по решению которых с Братского двора в российские губернии начали отправлять посланцев для усиления влияния московской общины. Первым в Орловскую губернию в имения кн. Кочубея поехал М. Григорьев, он устроил у местных филипповцев общественную моленную, избрал наставника; затем его путь лежал в Тамбовскую, Саратовскую и Рязанскую губернии. А. Семёнов был направлен в филипповские общины Тверской и Ярославской губерний. В результате этих поездок укрепились связи московских филипповцев с иногородними сообществами, в Москву переселились последователи согласия, в т.ч. дети А.Я. Молоткина, управляющего орловскими имениями кн. Кочубея, которые были главными ктиторами Братского двора в 30-х гг. Число прихожан моленной в эти годы достигло 600, в богадельне жили около 80 чел.

Начиная с 40-х гг. усилия московских филипповцев были направлены на конспирацию общины, сохранение моленной и богадельни от преследований властей, для чего постройки Братского двора  несколько раз переписывались на разных владельцев. В дальнейшем все окрестные дома были приобретены купцами-филипповцами, в них жили последователи согласия, приезжавшие из других городов. Здания соединялись потайными ходами, ворота моленной были устроены таким образом, что в нее можно было войти только по одному.

Во 2-й пол. ХIХ в. на Братском дворе обсуждались все основные вопросы, связанные с внутренней жизнью филипповцев, а также с их отношением к разного рода «внешним». Особо активной была полемика по вопросу о возможности брака у беспоповцев, основные этапы этой полемики описаны в анонимном сочинении 1900 г. «Достопочтенный вопросителю! и друже Иван Михайлович!». В начале XX в. Братский двор   пережил подъем, рядом с моленной была возведена колокольня (построена после 1905 г., уничтожена в 1926 г.). 15 января 1912 г. на Братском дворе состоялся собор, решения которого подтвердили строгие правила согласия. Моленная на Братском дворе была закрыта в 1933 г., снесена в 1982 г. В 1990 г. уничтожили последнее из зданий бывш. богадельни (д. № 6).

Вишняков А. Старообрядческая Покровская молельня и Филипповская часовня в Москве. - СПб., 1865; Сорок сороков. Т. 4. С. 396-398; Вургафт, Ушаков. Старообрядчество. С. 55-56; Козлов В. Ф. Московское старообрядчество в 1-й трети ХХ в. // Старообрядчество в России (ХVII-ХХ вв.). - М., 1999. С. 219.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.