ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины.


Москва. Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины
Церковь. Не действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Неорусский стиль
Год постройки:Между 1910 и 1912.
Архитектор:И.Е. Бондаренко
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, г. Москва, ул. Малая Андроньевская, д. 15

Координаты: 55.743079, 37.673956
Проезд:станции метро "Римская" и "Площадь Ильича", выход № 3



Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
29 ноября 2013
Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
29 ноября 2013
Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
11 сентября 2014
Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
11 сентября 2014
Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1997
Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1989
Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1987
Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1985
Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
11 сентября 2014
Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины, со страницы http://sergij-german.livejournal.com/109616.html<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
со страницы http://sergij-german.livejournal.com/109616.html
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 сентября 2014

В гладко оштукатуренном здании на Малой Андроньевской улице поначалу невозможно разглядеть исторический объект. Внимание привлекает лишь его странная структура: почти кубический объём и башня рядом с ним. Но если обойти здание с другой стороны и посмотреть на него со двора, то станет понятно, что это искаженное перестройками здание храма, а башня – переделанная колокольня.

Никольско-Рогожская старообрядческая община во главе К.Г. Рубановым, окончательно сформировавшаяся после объявленной в 1905 году веротерпимости, подавала прошение о строительстве своего храма неподалеку от Рогожского кладбища. Оно было удовлетворено, и в 1910 году начались работы по возведению здания. Проект был поручен архитектору И.Е. Бондаренко (одновременно с этим он строил другой старообрядческий храм, в Малом Гавриковом переулке). В 1912 церковь освятили, и в ней начались богослужения.

Пятиглавый храм с хорами строился из новых для начала ХХ века материалов и по новым технологиям: его своды и купола выполнены в железобетоне, причем последние опирались не на свод, а на конструкцию железной фермы кровли. Церковь сочетала в себе черты новгородско-псковского и московского зодчества: с одной стороны, она была пятиглавой, что отдаленно напоминало Успенский собор в Кремле, а с другой – её покрытие было многогранным, а фасады отделаны в неорусском стиле. 

Бондаренко использовал свой особенный прием: «храм на храме», то есть изображение одного храма на фасаде другого. С южной стороны и сейчас можно увидеть, как это оказалось реализовано: в кирпичной кладке стены храма выложен силуэт трёхглавой церкви. Тот же мотив был применен и в оформлении крыльца с западной стороны: его венчали три маленьких декоративных шатра с луковичными главками и крестами. Шатровая колокольня со сплошным восьмигранным ярусом звона, в котором не было окошек-слухов, находилась с северо-западной стороны от храма и соединялась с ним двухуровневым переходом.

В 1920‑х годах богослужения в церкви еще продолжались, в 1924 году здесь прошел Всероссийский Собор Древлеправославной церкви (то есть беглопоповцев – старообрядцев, принимавших священников официальной церкви). Но уже в начале 1930‑х годов она оказалась закрыта. Прихожане смогли забрать с собой иконостас и перенести его в придел Никольского единоверческого храма на Рогожском кладбище. Здание же на Малой Андроньевской превратилось в клуб, переходивший от одного предприятия к другому. В процессе приспособления здания для новых целей были утрачены не только все церковные интерьеры, но и заштукатурен декор западного фасада, разобран шатер колокольни и сломаны главы церкви. Здание находится в искаженном состоянии и сегодня.

Автор статьи Никита Брусиловский, https://um.mos.ru/houses/tserkov_nikolaya_chudotvortsa_nikolsko_rogozhskoy_obshchiny/


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 июля 2019

История московского кафедрального собора иже во святых Отца нашего Николы Мирликийского. К столетию основания Древлеправославной Никольско-Рогожской общины.

Московский храм Николы Мирликийского Никольско-Рогожской общины древлеправославных христиан-старообрядцев, несмотря на то, что действовал всего семнадцать лет, имеет продолжительную предысторию и драматические последствия, продолжающиеся вплоть до наших дней. Первоначальная древлеправославная Никольская моленная находилась в доме Худяковых на Вороньей улице (при советской власти — Тулинская, т.е. Ленинская, ныне — ул. Сергия Радонежского), что близ Рогожской заставы. Ее ктитором был купец Михаил Федорович Ясашнов. Он-то и стал инициатором создания в Москве Никольско-Рогожской общины, которая была зарегистрирована ровно сто лет назад — в 1908 г.

Само наименование общины «Никольско-Рогожской» не было случайным: в нем подчеркивалась ее преемственность с первой единой общиной всех московских поповцев (не разделенных на «белокриницких» и «беглопоповцев»), которые являлись прихожанами старейшего старообрядческого Никольского храма, построенного в 1776 г. на Рогожском кладбище. В 1855 г. при насильственном насаждении синодальным митрополитом Филаретом Дроздовым единоверия этот храм вместе со всем убранством, книгами, иконами, хоругвями, облачениями, священными сосудами и другим церковным имуществом был, как тогда выражались, «обращен в единоверческий», а попросту — конфискован у старообрядцев. Уже при советской власти верующие древлеправославной Никольско-Рогожской общины, лишившись храма на Малой Андроньевской, вновь оказались на Рогожском кладбище и более полувека (с начала 1930-х до 1990 г.г.) молились в северном приделе дорогого для всех поповцев Рогожского храма Николы Чудотворца. Но по грехам нашим Рогожская Никольская церковь в настоящее время принадлежит новообрядческому Московскому патриархату и пока еще не возвращена своим законным владельцам — древлеправославным христианам.

После дарования религиозных свобод по указу государя Николая II от 17 апреля (ст. ст.) 1905 г. по всей Российской империи началось грандиозное по размаху старообрядческое храмоздательство. Лишенные в первопрестольной своей церкви древлеправославные христиане-старообрядцы, приемлющие священство, переходящее от господствующей церкви, давно мечтали о собственном столичном кафедральном храме. Возревновав о его сооружении, они приобрели для этой цели участок земли на углу улиц Малой Андроньевской и 3-й Рогожской, участок № 13/20. (В 1919 г. большевики гордо назвали 3-ю Рогожскую улицу Вековой, будучи уверенными, что мировая революция упрочилась на земле на века. Малую Андроньевскую тоже переименовали в Красногвардейскую, коей она звалась с 1918 по 1922 г.г.). Земельный участок для будущей церкви был куплен при содействии почетного председателя общины, знаменитого старообрядческого благодетеля, нижегородского купца Николы Александровича Бугрова. За землю было заплачено 60 000 рублей. По завещанию московский купец Михаил Феодорович Ясашнов оставил общине свой дом, который был потом продан за 35 000 рублей. Это имение, приобретенное в рассрочку на льготных условиях, дало общине в течение первых трех лет около 25 000 рублей. Добровольных пожертвований за это время было собрано свыше 15 000 рублей. С этими капиталами и началось строительство церкви по проекту известного московского зодчего, архитектора нескольких старообрядческих храмов в Москве и Подмосковье Ильи Евграфовича Бондаренко (1870-1947).

Пятиглавый храм спроектирован по образцу русских церквей XVI XVII веков. Своды и купола у него были железобетонные. Причем главный купол и четыре угловых опирались не на свод, а на самостоятельную конструкцию железных ферм кровли. Отдельно стоящая колокольня завершалась железным восьмигранным шпилем. К вместительным хорам примыкала немалая ризница. По авторитетным свидетельствам искусствоведов, Бондаренко в проекте Никольского храма «стилизует по преимуществу формы новгородско-псковского зодчества, но трактует их очень вольно. Он вводит в употребление прием, который хотелось бы определить как „двойную стилизацию“. На реальном теле храма „рисуется“ еще один». Украшенный в такой манере арками, декоративными украшениями и выступами апсид, нарядный церковный фасад был призван вызывать сугубо торжественное и молитвенное настроение. Здание имеет в длину 30 метров, а в ширину 14 метров. Высокие узкие окна западного основного входа были забраны в затейливые решетки. Храм вмещал до 1000 человек. При его строительстве широко применялся столь модный в начале ХХ в. бетон. Стоимость строительства вчерне составила 70 000 рублей, окончательная превысила 120 000 рублей.

Закладка храма во имя святителя Николы Чудотворца состоялась 16 мая (ст. ст.) 1910 г. при громадном стечении молящихся. Чин совершали три священника: о. Александр Ковалевский, о. Никола Никулин и о. Василий Царев. На празднике присутствовали все члены совета общины во главе с его председателем и пожизненным почетным членом общины Иваном Ивановичем Карасевым, архитектор И.Е. Бондаренко и многочисленные гости. Однако первой в древней столице церковью христиан, приемлющих священство, переходящее от господствующей церкви, над котором воссиял животворящий крест Господень, был храм во имя святой великомученицы Екатерины в доме И.И. Карасева, находившийся в Девкином переулке (ныне — Бауманская ул., дом 18). 27 ноября (ст. ст.) 1910 г. состоялось перенесение из дома наследников М.Ф. Ясашнова, что по Ирининской улице (ныне — ул. Ф. Энгельса, дом 56) походной церкви и святого антиминса. На следующий день совершилось торжественное освящение древлеправославного храма, также принадлежавшего московской Никольско-Рогожской общине. Изящный в древнем стиле постоянный иконостас и внутренняя отделка храма были устроены усердием и иждивением И.И. Карасева и его сестры Наталии Ивановны Капыриной, которая пожертвовала много ценных и древних икон и была ближайшей блюстительницей этого храма. В 1915 г. по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского рядом с домом была возведена колокольня, сохранившаяся до наших дней. Распоряжением правительства г. Москвы от 16 мая 2007 г. колокольня взята под государственную охрану.

Торжество освящения главного столичного древлеправославного храма во имя святителя Николы Мирликийского Никольско-Рогожской общины состоялось 17 декабря (ст. ст.) 1912 г. Его совершал настоятель храма иерей Александр Ковалевский в сослужении пяти священников, прибывших из Ростова-на-Дону, Городца, Нижнего Новгорода и других мест. По окончании литургии отец Александр возгласил многолетие государю императору Николаю II и всему его августейшему семейству. Все присутствовавшие на торжестве особо отметили благолепное пение вновь организованного, при участии певчих Московской старообрядческой книгопечатни, смешанного хора.

Здание церкви состояло из собственно храмового пространства, алтаря, притвора, двух обязательно отдельных раздевален (мужской и женской), исповедальни и паперти. Великолепный иконостас был выполнен в древнерусском стиле, царские, южные и северные двери расписаны знаменитым мстёрским иконописцем Брагиным. Храм украшали тщательно подобранные редкие и древние иконы, среди которых было 20 икон XVII века. Храмовой святыней почиталась небольшая (25х25 см) икона Николы Чудотворца XVI века, находившаяся за правым клиросом и убранная в драгоценный оклад.

Четырехъярусная колокольня высотой 18 метров была пристроена к храму с северной стороны, оставляя открытым его великолепный фасад. В нижнем первом этаже колокольни размещалось помещение для заседания Совета общины, а затем и Главного церковного совета, во втором этаже — библиотека, на третьем — комната с русской печью для пономаря. На колокольне размещались 9 колоколов общим весом почти в 300 пудов. Кроме этого, Никольско-Рогожская община владела собственным недвижимым имуществом. Ей принадлежал доходный дом и большой участок земли по 3-й Рогожской улице, № 20, на котором располагались 22 лабаза, предназначенные для сдачи в аренду под товарные склады, а также 2 подвала, 2 погреба, 2 деревянные конюшни. Таким образом, община была обеспечена постоянным с этих владений доходом для содержания в должном благолепии как самой церкви, так и причта. Рядом с храмом находился жилой двухэтажный дом (в длину 27 метров, в ширину 17 метров), нижний этаж его был каменный, верхний — деревянный, крыт железом. Этот дом был выстроен Рогожской слободы ямщиком Василием Ширяевым в 1852 г. Его помещения предназначались для священников, диаконов, уставщиков, просвирни, он использовался также и как странноприимный дом. (Здание сохранился до настоящего времени и находится по адресу Вековая ул., дом 20). У ворот храма находилась небольшая сторожка в стиле старомосковского деревянного зодчества.

В первые годы советской власти московский храм Николы Мирликийского, как и все христианские церкви, пережив немало напастей, продолжал оставаться главным приходом древлеправославных христиан-старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от господствующей церкви. Юридически оформив взаимоотношения с новой властью, Никольско-Рогожская община 5 июля 1920 г. произвела полную инвентаризацию церковного имущества и составила его подробную опись на 178 священных предметов. Через два года храм Николы Мирликийского, как и все старообрядческие церкви, был подвергнут первому большевистскому ограблению (так называемое «изъятие церковных ценностей»). После 8 апреля 1922 г. в Никольском храме появились представители Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей и конфисковали из церкви драгоценных святынь общим весом в 1 пуд 35 фунтов 74 золотника (т.е. более 30 килограммов). По свидетельству самих экспроприаторов, «работа прошла спокойно», т.е. в отличие от некоторых приходов новообрядческой синодской церкви, древлеправославные христиане не вступили с власть предержащими в открытое противостояние. За столетия притеснений они уже привыкли к постоянным ограблениям со стороны светской власти.

Вскоре, а именно в 1923 г., домовую церковь по Девкиному переулку купца 2-й гильдии И.И. Карасева, существовавшую на втором этаже его собственного дома с 1872 г., закрыли. Никольско-Рогожской общине тогда удалось вывезти из нее принадлежавшие ей церковные ценности и святыни. Тогда же впервые посягнули и на закрытие домовой церкви Николы Чудотворца (угол Малой Андроньевской, дом 20 и 3-й Рогожской улицы, дом 11) в здании переданном 4-й фабрике Москвошвеи, а также соседнего храма Николы Мирликийского. Административный отдел убеждал Президиум Моссовета: «ликвидация вполне возможна, даже и при обостренном отношении к закрытию церквей, ибо это пройдет совершенно незаметно». Но Всемилостивый Господь не позволил свершиться беззаконию.

В течение быстротечных семнадцати лет московский храм Никольско-Рогожской общины являлся духовным центром Древлеправославной Церкви, как это и было задумано его устроителями. Именно этот храм предназначался для чиноприема архипастыря, которого молитвенно выпрашивали у Всемилостивого Господа нашего Исуса Христа древлеправославные христиане-старообрядцы. Однако свершиться сему великому событию выпало не в Москве, а в Саратове в 1923 г., когда в сущем сане в Древлеправославную Церковь был принят архиепископ Никола Позднев. После образования в мае 1924 г. на Всероссийском соборе, проходившем в Москве, высшего административного органа Древлеправославной церкви — Главного церковного совета — его заседания собирались именно в московском Никольском храме. Здесь же проходили и некоторые заседания Объединительной комиссии, созданной по решению «белокриницких» и «беглопоповских» Соборов в августе 1925 г. с целью совместного обсуждения практических путей воссоединения всех старообрядцев-поповцев в единую Церковь. Последнее заседание Объединительной комиссии также проходило в Никольском храме с 6 по 9 февраля 1928 г.

Но наступали новые времена: 8 апреля 1929 г. Президиум ВЦИК принял постановление «О религиозных объединениях», регламентирующий взаимоотношения государства и религиозных обществ. На этом заседании было принято также решение о создании при ВЦИК Постоянной комиссии по вопросам культов для рассмотрения всякого рода вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений. Кипучая деятельность нового административного органа большевиков вскоре привела к массовому закрытию христианских церквей. В 1929 г. была закрыта древлеправославная молельня Николы Чудотворца в бывшем доме М.И. Карасева на углу Малой Андроньевской и 3-й Рогожской улицы. Опасность вновь нависла и над соседним храмом Николы Мирликийского. Но именно в «год великого перелома» в стенах Никольского храма произошло великое событие — прием в древлеправославие единоверческого епископа Стефана Расторгуева. (Архимандрит Стефан хиротонисан по благословению архиепископа Андрея Уфимского и Уральского в епископа Иргинской области епископом Вениамином Бирским, временно управляющим Уфимской епархией, и Руфином Саткинским в храме Рожества Пресвятыя Богородицы г. Сатка Уральской обл. 4 (17) июля 1928 г.).  Чиноприем совершил архиепископ Никола 2-м чином через миропомазание в сослужении архимандрита Пансофия (духовного отца епископа Стефана) и в присутствии многочисленного духовенства и мирян. В этот же день в московском храме Николы Мирликийского состоялось заседание Главного церковного совета древлеправославных христиан-старообрядцев, на котором было решено выделить епископу Стефану следующие области: Бугурусланский округ, Уральскую обл., Уральский казачий район, с заведованием Иркутско-Забайкальской епархией и с наименованием его Бугурусланско-Уральским, на что ему был дан указ за № 1239, а также решено просить архимандрита Пансофия Иевлева принять сан епископа и рукоположить его двумя архиереями. Третий древлеправославный епископ Пансофий был хиротонисан архиепископом Николой и епископом Стефаном на следующий же день 5 (18) сентября в московском храме Николы Мирликийского. Последняя литургия здесь совершалась в день недельный — 27 октября 1929 г.

А уже в понедельник Никольский храм был закрыт на основании решения № 14 Президиума Моссовета от 28 октября 1929 г. (дело № 7972). В постановлении говорилось: «Вследствие острой необходимости у рабочих фабрики № 4 Москвошвей в клубном помещении и возможности использования для этой цели культового здания старообрядцев беглопоповцев во владении № 20/13 по Мал. Андроньевской ул., группа верующих которого немногочисленна и может быть переведена в здание культа старообрядцев белокриницкой общины во владении № 18 по Факельному пер. и принимая во внимание, что в случае разногласий между этими общинами, группа верующих старообрядцев белокриницкой общины может объединиться с общиной того же толка, имеющего культовое здание на Рогожском кладбище, — руководствуясь Постановлением ВЦИК и СНК от 8/IV 1929 г. „О религиозных объединениях“ молитвенное домовладение № 20/13 по Мал. Андроньевской ул. закрыть и здание его передать рабочим фабрики № 4 Москвошвей под клуб». Данное решение было объявлено последнему председателю совета Никольско-Рогожской общины Коноплеву 1 ноября 1929 г. Окончательно храм был закрыт 3 ноября 1929 г., 10 декабря с колокольни сбросили все колокола, 11 декабря в Музейный фонд забрали все церковные сокровища: иконы, складни, кресты, платы, облачения, 13 декабря — мебель и несгораемый шкаф, 14 декабря из храма были изъяты серебряные венцы, кадила, лампады, оклады, лжицы, звездицы общим весом в 10 кг, а напоследок экспроприаторы захватили с собой даже неисправную пишущую машинку фирмы «Смис», что аккуратно отразили в протоколе.

Так закончилась семнадцатилетняя деятельность храма Николы Мирликийского Никольско-Рогожской общины древлеправославных христиан-старообрядцев. При советской власти здесь размещался клуб швейного объединения «Пионер». Храм неоднократно подвергался варварским разрушениям и переделкам: уничтожена колокольня, главы и барабаны сломаны, внутренняя и внешняя отделка полностью истреблена. В 1993 г. здание храма было признано постановлением правительства Москвы аварийным. Дом молитвы стал одним из первых, но не последним в г. Москве старообрядческим храмом, построенным в свое время на народные деньги, который после самоликвидации советской власти был незаконно приватизирован при попустительстве новых «демократических» властей столицы. Корпорации недвижимости «Рескор», которая почему-то стала его собственником, именует отнятую церковь «проектом коммерческой недвижимости» под названием «офисный центр на Малой Андроньевской площадью в 2500 кв. м».

После неоднократных изуверских «евроремонтов» здесь за плотным и высоким забором из бетонных плит и железных листов находилась штаб-квартира политической партии «Союз правых сил» и еще целая масса ее дочерних фирм, фактически и юридически числящихся по адресу отобранного древлеправославного храма — Малая Андроньевская улица, дом 15. Даже после многочисленных переделок в здании легко просматриваются церковные очертания. Руководству СПС неоднократно ставился вопрос, как оно себя чувствует в храмовом здании старообрядцев. На что пресс-служба СПС заученно отвечала, что здание было построено накануне революции и не успело стать старообрядческим храмом, потому что жестокие большевики его сразу же отобрали. По сообщению газеты «Коммерсант» в конце 2007 г., «особняк» был продан крупной финансовой компании, которую партийное руководство СПС не открывает общественности. Недавно Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры внесло здание в свой «Перечень вновь выявленных памятников истории и культуры, предложенных к постановке под охрану государства».

Материал по истории храма подготовлен А.В. Знатновым, историком старообрядчества. https://rodnaya-starina.livejournal.com/9632.html



Комментарии и обсуждение


Церковь Введения Пресвятой Богородицы в доме Спиридонова Москва, ул. Малая Андроньевская, 24 (не сохранилась). Сейчас тут - трансформаторная будка.