ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе.

Мартина исповедника, папы Римского


Москва. Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе
Церковь. Действует.  
Престолы:Вознесения Господня, Грузинской иконы Божией Матери, Мартина Исповедника, Серафима Саровского, Александра, игумена обители Неусыпающих, Михаила Клопского
Архитектурные стили:Классицизм, Александровский классицизм
Год постройки:Между 1791 и 1806.
Архитектор:Р.Р. Казаков
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Страница на сайте епархии 
Адрес:
Россия, г. Москва, ул. Александра Солженицына (бывшая Большая Коммунистическая), дом 15.

Координаты: 55.743653, 37.660383
Проезд:Станции метро "Таганская", "Марксистская".



Сортировка:

Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вадим Павлов
22 января 2023
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вадим Павлов
22 января 2023
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 сентября 2016
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 сентября 2016
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 сентября 2016
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
19 февраля 2014
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
19 февраля 2014
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
evg.izmailov
23 ноября 2011
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
evg.izmailov
23 ноября 2011
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Основной объем храма, вид с юго-запада<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Основной объем храма, вид с юго-запада
Иванов Дмитрий
12 июня 2010
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
2 апреля 2008
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
2 апреля 2008
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1998
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1990
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1990
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 октября 2019
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Altaets
19 сентября 2019
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Flash rockin' man
13 июля 2019
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Алексей Кротов
1 августа 2015
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Нижний ярус колокольни церкви Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Нижний ярус колокольни церкви Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
12 апреля 2015
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Верхний ярус колокольни<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Верхний ярус колокольни
Иванов Дмитрий
12 июня 2010
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Фрагмент западного фасада<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фрагмент западного фасада
Иванов Дмитрий
12 июня 2010
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Апсида<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Апсида
Иванов Дмитрий
12 июня 2010
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Фрагмент западного фасада<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фрагмент западного фасада
Иванов Дмитрий
12 июня 2010
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
2 апреля 2008
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
2 апреля 2008
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Юрий Моченов
12 августа 2023
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Алексей Кротов
6 сентября 2018
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
12 апреля 2015
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
12 апреля 2015
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Икона Богоматери Грузинская, роспись на северной стене храма.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Икона Богоматери Грузинская, роспись на северной стене храма.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 сентября 2016
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Икона Мартина Исповедника над южным входом в трапезную церкви Мартина Исповедника, что в Алексеевской Новой слободе (Москва).<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Икона Мартина Исповедника над южным входом в трапезную церкви Мартина Исповедника, что в Алексеевской Новой слободе (Москва).
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
29 марта 2013
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
19 июня 2005
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, 1923 год с https://pastvu.com/p/12804<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
1923 год с https://pastvu.com/p/12804
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1923
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Издание Найденова. 1887-1888 год. с http://s58.radikal.ru/<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Издание Найденова. 1887-1888 год. с http://s58.radikal.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1887
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Альбом Найденова<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Альбом Найденова
Андрей Агафонов
??
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, фото с сайта pastvu.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Фото с сайта pastvu.ru  Фото 1920-30-х годов.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1920-30-х годов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Фото с сайта pastvu.ru  Фото 1922 г.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1922 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  7 декабря 2005
Первый деревянный храм на этом месте был выстроен в 1492 г. В 1502 г. Василий III стал княжить и, по преданию, это произошло на 14 апреля, в день Мартина, папы Римского, в честь чего и был якобы воздвигнут храм. В 1793 г. в честь посещения Москвы императором Священной Римской империи Иосифа II, по благословению митрополита Платона и на средства городского головы В.Я.Жигарева на месте ветхого храма по по проекту архитектора Р.Р.Казакова был построен новый каменный. Освящение приделов состоялось в 1800 г.: южный придел - Мартиновский, северный - Грузинской иконы Божьей Матери. Главный престол в честь Вознесения Господня освящен только в 1806 г. Храм был закрыт в 1930 г.

Marina  26 июля 2007

Летописная традиция связывает основание первого храма святителя Мартина Исповедника с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия III Иоанновича, данным в день памяти Святителя Мартина – 14 (27) апреля 1502 г. В 1709 году в нем был освящен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери.

В 1792 году по благословению Митрополита Московского Платона началось строительство новой церкви по проекту архитектора Р. Р. Казакова. Новый храм Вознесения Господня с двумя приделами Грузинской иконы Божией Матери и Мартина Исповедника был возведен на средства Московского купца и городского головы Василия Яковлевича Жигарева. В 1800-1801 годах храм был расписан в итальянском стиле итальянским живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились в наше время.

После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен.

В 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма – престол в честь преподобного Серафима Саровского. 1 сентября 1991 года в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. В 1999 году в левом предалтарии был освящен придел преподобного Александра монаха Первоначальника обители «Неусыпающих». В следующем году в крипте создан крестильный храм, освященный в честь преподобного Михаила Клопского. В нем был размещен баптистерий.

Святынями храма Свт. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе являются частицы мощей Свт. Мартина Исповедника, Митрополитов Московских Иннокентия и Филлипа, преподобного Серафима Саровского, преподобного Саввы Сторожевского, святого праведного Алексия Мечева, святой равноапостольной Нины и некоторых Киево-Печерских подвижников. После открытия мощей прп. Матроны Московской, в храм Свт. Мартина Исповедника были переданы для поклонения рубашечка (срачица), в которой она была похоронена и частица мощей.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 ноября 2016

Мартина Исповедника, папы Римского, святителя, в Алексеевской Новой слободе церковь (Большая Коммунистическая улица, дом № 15/2, строение 1).

Первый храм в этой местности был выстроен в 1492 г. Современное церковное здание создано по проекту RR Казакова в стилистике развитого классицизма в 1793–1806 гг. Это – монументальное двухярусное здание, основной объем которого завершает купольная световая ротонда. По углам основного четырехугольного объема поставлены четыре глухих невысоких барабана. На боковых фасадах храма помещены торжественные восьмиколонные тосканские портики; коллонады опоясывают притвор и апсиды; ротонду и верхний ярус колокольни украшают колонны с лепными композитными капителями. Ордерные обрамления венчают и большие окна нижнего яру

Трехъярусная колокольня (верхний ярус – цилиндрический) состоит из объемов, постепенно уменьшающихся к верху, и завершается цилиндром, увенчанным шпилем. Храм являлся одним из основных высотных ориентиров всего Заяузья, господствуя над окружающей застройкой и определяя градостроительный силуэт этой местности. В начале XIX в. церковь была расписана (фрески частично сохранились). Ограда относится к концу XIX столетия. Главный престол освящен в честь праздника Вознесения Господня, храм же называли и называют по приделу.

Храм закрыли в 1931 г. Вначале 1950-х гг. он ремонтировался. В 1980-е гг. здесь размещалось хранилище Всесоюзной книжной палаты. Богослужения возобновились в 1991 г. Среди святынь храма чудотворная Грузинская икона Божией Матери, частицы мощей святителя Мартина, святителя Филиппа, митрополита Московского, преподобного Серафима Саровского, погребальная срачица (рубашка) блаженной старицы Матроны.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 июня 2018

Этот храм, что стоит в самом центре современной Москвы, выглядит не таким уж и древним. Но история его, тем не менее, уходит в глубину столетий, ко временам правления Василия III. Первые упоминания о храме Мартина Исповедника относятся к 1625 году, но в источнике не указана дата строительства. В первом письменном источнике, где сказано о дате возникновения храма, - "Историческом известии о всех церквах столичного города Москвы" за 1796 год - читаем: "Мартына Исповедника, празднуемаго Апреля 14 числа, церковь, что в Алексеевской, первоначально построена в 7000 (1492)".

Сведений о том, каким было первоначальное строение храма - каменное или деревянное, на сегодняшний день не имеется. Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся лишь к 1708 году. Согласно исследованиям, проведённым журналистом и краеведом Таганки Натальей Леоновой, можно твёрдо сказать, что храм появился на главной дороге из Кремля к Спасо-Андроникову монастырю в марте-сентябре 1492 года. Храм был построен в Алексеевской Новой слободе. Новой она как раз стала в начале ХVIII столетия, а до того была так называемой чёрной; жили тут чёрные тяглецы, несшие государственные повинности (ремесленники, торговцы). А Алексеевской она звалась по имени одного из местных храмов, освящённого во имя святителя Алексия Митрополита Московского "что за Яузой". В старину это место носило ещё одно название - "Хлебники", вероятно, в честь хлебопеков или торговцев зерном, которые жили в этом месте.

В конце ХVIII века московский купец Василий Жигарёв, богатый чаеторговец, чувствуя скорую кончину, решил отдать все свои средства на строительство нового храма недалеко от своей усадьбы. Разрабатывал проект и осуществлял строительство архитектор Родион Казаков. Василий Яковлевич был известным человеком в Москве. Он имел собственную усадьбу с главным домом на нынешней улице А. Солженицына (дом №29), купленную и перестроенную впоследствии Владимиром Семёновичем Алексеевым, дедушкой К. С. Станиславского, родившегося в 1863 году в этом доме. Жигарёв был городским головой (председателем Московской городской думы) и многое сделал на своей должности для улучшения жизни Москвы и москвичей. На его долю выпали колоссальные приготовления города к коронации в ноябре 1796 года Павла I: он руководил работами по украшению Москвы, строительством деревянных триумфальных ворот, размещением иностранных делегаций, заказом драгоценных подарков императорской чете. Строительство нового храма благословил московский митрополит Платон (Левшин), и в 1792 году работы начались. Только в 1806 году, то есть через 14 лет, грандиозная стройка завершилась - огромный храм в стиле классицизма стал архитектурной доминантой всего Заяузья.

Как во времена своего появления, так и теперь церковь выделяется своей оригинальностью среди соседствующих построек. Теперь, конечно, её окружают более внушительные по своим габаритам здания, но когда-то она, стоящая на высоком берегу Яузы, на самой вершине Таганского холма, красовалась у всех на виду. Новое здание храма стали сравнивать с известными мировыми святынями: храмом Св. Петра в Риме и храмом Св. Павла в Лондоне. Однако в путеводителе по Москве 1913 года известный архитектор И. Е. Бондаренко подчёркивал, что "не Лондонский храм Святого Павла послужил ему моделью, как описывали раньше этот храм, а самостоятельным творчеством создал талантливый Родион Казаков эту красивую церковь". Кстати, существует предположение, что Родион Казаков, кроме этого храма выстроил для купца Жигарёва ещё и упоминаемый выше собственный дом на бывшей Большой Алексеевской улице. Расписывать новый храм взялся итальянский мастер-живописец Антонио Клаудо. Отметим, что ему же принадлежит роспись церкви Святой Мученицы Татианы, что на Моховой в здании МГУ, и большого собора Донского монастыря. До нас дошла только часть живописного наследия Клаудо. Так, например, мы можем видеть фрески его работы над святыми вратами главного иконостаса и пилонах купола храма.

В новом храме приделы освящались постепенно. В октябре 1800 года - Мартиновский и Грузинский (1 и 8 октября, соответственно). Главный престол в честь Вознесения Господня был освящён в 1806 году. Архитектор-реставратор Марина Иосифовна Домшлак писала об этом храме так: "... безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве". А журналист и москвовед Александр Александрович Шамаро восхищался в своей статье "Святой Мартин на Большой Коммунистической": "Перед нами - один из самых грандиозных, самых совершенных в архитектурно-стилевом отношении московских храмов". В 1806 году новый московский храм Святителя Мартина Исповедника был освящён самим митрополитом Платоном (Левшиным), благословившим его постройку.

Прошло совсем немного времени со дня освящения нового храма, как грянула Отечественная война 1812 года. Когда Москва была оккупирована наполеоновскими войсками, то внешний вид храма - такой европейский - спас его от разорения. Маршал Мюрат, расквартировавший свои войска неподалёку, не только приказал не трогать эту церковь, но и поставил для её охраны взвод солдат под командованием офицера. Однако большой московский пожар 1812 года, нанёсший городу серьёзный урон, храма не пощадил, и здание пострадало довольно сильно, что не помешало в том же году провести здесь первое благодарственное богослужение в честь бегства французов из Москвы. Более десяти лет - до 1823 года - продолжалась реставрация церкви, а особенно - пострадавшей облицовки храма. В 1904 году в летнем храме было установлено отопление. Средства пожертвовал староста храма, московский купец Сергей Андреевич Александров.

В 1922 году по Декрету об изъятии церковных ценностей храм был лишён части своего имущества. По описи, с 21 марта по 5 апреля было изъято 14 пудов 4 фунта и 91 золотник серебра. 23 марта 1923 года газета "Известия" писала: "Беспартийные рабочие Рогожско-Симоновского района постановили: просить Моссовет предоставить помещение ц. Мартина Исповедника на Б. Коммунистической улице под общие собрания трудящихся и для других культурно-просветительских целей. Исполком райсовета возбудил об этом ходатайство". В 1924 году храм Мартина Исповедника был вовсе разграблен. Главный иконостас храма был передан на хранение в Донской монастырь, святые врата - в музей архитектуры, иконостасы боковых приделов просто разобрали. В 1931 году в осиротевшем храме разместили "Востоккино" - киностудию документальных фильмов. Эта организация существовала в СССР в 1928-1934 годах. Она была создана на базе двух кинокомпаний: "Немкино" и "Чувашкино" - двух советских кинокомпаний, занимавшихся закупкой, производством кинопродукции, хранением и прокатом как документальных, так и художественных фильмов. Целью "Востоккино" было обслуживание областей РСФСР и национальных республик. Впрочем, кинопродукция этого кинообъединения была не слишком высокого качества, а более ориентировалась на пропагандистские цели. Поэтому в 1934 году "Востоккино" прекратил своё существование. После 1934 года в храме разместилась Всесоюзная книжная палата, которая просуществовала в здании храма до 1996 года. В здании церкви Мартина Исповедника палата зранила книжные фонды. Вероятно, именно то, что владельцем церкви стала книжная палата, спасло храмовые росписи начала ХIХ века от гибели, хотя в основном объёме были устроены перекрытия, образовывавшие четыре дополнительных этажа. Надпись на фронтоне "Храм святого Мартина Исповедника" также сохранилась. Вокруг церкви была установлена ограда.

В 1980 году обветшавшее к тому времени хдание храма было взято государством под охрану, о чём указано в книге "Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной", изданной в Москве в 1980 году. В конце 1989 года в районе Таганки существовала лишь одна действующая церковь - Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Именно здесь была создана первая община обновлённого храма Мартина Исповедника, которую возглавила Мария Зубова. Было принято решение начать хлопоты о возвращении храма Святителя Мартина Исповедника Православной Церкви. И с 1990 года храм постепенно начали возвращать верующим. 19 апреля 1991 года один из престолов храма был освящён во имя преподобного Серафима Саровского. Настоятелем стал протоирей Сергий Суздальцев. Поначалу службы велись в притворе, в нижнем ярусе колокольни. А затем постепенно в храм стали возвращаться святыни. В 1992 года настоятелем храма стал протоирей Александр Абрамов. Но только в 1996-м году из здания окончательно были вынесены фонды книжной палаты. Несколько этажей перекрытий и перегородок были разобраны, произведён капитальный ремонт: заменены система отопления, полы, кровля, оконные рамы, отреставрирована настенная живопись. На своё место из Донского монастыря вернулся иконостас главного престола.

28 мая 1998 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение храма, после которого передал настоятелю и приходу храма образ Феодоровской иконы Божией Матери. Исследователь московских церквей Пётр Паламарчук в своей книге "Сорок сороков" писал о храме Святителя Мартина Исповедника, что тот "доныне остаётся главной верикалью Таганского холма".

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №298, 2018 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 июня 2018

Родион Казаков соединил в архитектурном облике две тенденции: петербургскую школу русского классицизма, характеризующуюся величественностью и монументализмом и московскую классицистическую школу, отличающуюся наличием люкарнов (оконных проёмов в скате крыши или куполе), филёнок, системой двусветного освещения. Также архитектор использовал тут свою излюбленную форму - ротонду. Строящийся храм должен был по замыслу мастера вписаться в архитектуру Москвы Белокаменной. Высокий цоколь выполнен из белого камня, портики его тоже белокаменные. Храм гармонически монументален и увенчан золотыми главками.

На архитектурном плане двухъярусное здание представляет собой крест, боковые стороны которого оканчиваются порталами с коринфскими колоннами. Главный купол - световая ротонда диаметром 17 метров. По углам основного объёма поставлены четыре глухих барабана. Притвор и апсиды окружены колоннадой. С запада к основному зданию храма примыкает трёхъярусная колокольня. До 20-х годов ХIХ века колокольня стояла отдельно, после же была присоединена к зданию храма. Высота колокольни составляет 60 метров. Колокольня состоит из объёмов, которые постепенно уменьшаются кверху и завершаются цилиндром, на котором расположен шпиль, увенчанный крестом. Один из входов в церковь Святителя Мартина расположен как раз в колокольне. Верхний ярус колокольни и ротонду отличает наличие колонн с лепными капителями. Коринфские колонны украшают порталы боковых фасадов храма. Коринфский ордер более насыщен декором, чем ионический. Его характерная особенность - колокообразная капитель. На цилиндрическом навершии колокольни расположен довольно интересный увенчанный крестом шпиль. На боковых фасадах церкви размещены восьмиколонные тосканские портики, отличающиеся гладким фризом и колоннами без каннелюр (без вертикальных желобков на стволе колонны), и придающие всему зданию особую торжественность. Над одним из портиков здания расположена фреска с изображением святителя Мартина Исповедника. Это вполне традиционное иконописное изображение святого. В руках святой держит образ Спаса Нерукотворного. Лицевой фронтон украшен надписью: "Храм Святаго Мартина Исповедника". На фронтоне с обратной стороны расположена фреска, на которой изображено Преображение Господне.

При всём том, что церковь выдержана в строгом классическом стиле и выпадает из привычного нам облика православных церквей, построена она в строгом соответствии с основными требованиями русского церковного зодчества. То есть перед нами вполне традиционный пятиглавый храм с колокольней на западе и трапезной, которая соединяет колокольню с храмом. Как писал москвовед Александр Шамаро, пять глав на этом храме "как бы символизируют память о пяти лицах, пяти исторических персонажей, судьбы которых связаны с этой церковью, - от папы римского, жившего на далёких Апеннинах и умершего в Крыму свыше тринадцати столетий назад до богатого московского купца, жившего в приходе этого храма "всего лишь" около двух столетий назад. Внутренняя обстановка храма полностью соответствует эпохе его создания - началу ХIХ века. Всё говорит о стиле ампир, очень модном в то время. Этот имперский стиль сохранился до наших дней практически без поновлений. Особое внимание привлекает купол храма - это та самая ротонда, особенность архитектурного стиля Родиона Казакова. Свет льётся в храм сквозь многочисленные окна (люкарны), расположенные в ротонде.

Росписью храма занимался Антонио Клаудо. Стиль его работы характерен для конца ХVIII - начала ХIХ века, его невозможно спутать ни с чем другим. Здесь нет, пожалуй, той строгости и духовной сосредоточенности, которая была присуща иконописцам допетровской Руси и которая встречает нас в храмах построенных до ХVIII столетия. Под барабаном храма на парусах расположены весьма любопытные сюжеты: тут и пророк Моисей со скрижалями в окружении своего народа, и апостол Пётр. При возвращении храма верующим была открыта фреска "Вход Господень в Иерусалим" работы того же Клаудо. Она украшает апсиду храма с внутренней стороны. В 1930-х годах она была спрятана за листами фанеры и таким образом сохранилась до наших дней. Клаудо выполнил и большие овальные иконы главного иконостаса. Этот иконостас в советское время был вынесен из церкви и много лет пролежал в запасниках Музея архитектуры им. А. В. Щусева, но в 1994 году его вернули обратно в церковь. Позолоченная алтарная преграда в нём выполнена в форме триумфальной арки.

Основной объём храма освящён в честь Вознесения Господня. Южный придел - во имя святителя Мартина, а северный - в честь Грузинской иконы Божией Матери. Крестильня храма находится ниже нынешнего уровня земли. Она расположена в подклете первоначального храма и освящена во имя преподобного Михаила Клопского. В 1999 году в левом предалтарии был также освящён придел в честь преподобного Александра Монаха, первоначальника обители "Неусыпающих". К сожалению, историческая обстановка сохранилась в храме не полностью и утраты несомненны, слишком они бросаются в глаза в сравнении с тем, что удалось сохранить. Но всё же церковь Мартина Исповедника одна из тех, которым максимально удалось сохранить своё наследие при том, что в советское время она была закрыта и отдана в эксплуатацию светской организации. В храме находится несколько особо чтимых православными святынь. Но для церкви они являются своими, родными, особенными. И конечно, здесь можно поклониться частицам мощей святого Мартина Исповедника.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №298, 2018 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 октября 2020

Церковь святителя Мартина Исповедника - один из старинных московских православных храмов, уцелевших в годы лихолетья, свидетельство и свидетель многовековой церковной истории. Летописная традиция связывает основание храма святителя Мартина Исповедника с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего великого князя Василия Иоанновича III, которое было дано в день памяти святителя Мартина – 14 (27) апреля 1502 г.

Первое архивное свидетельство о храме относится к 1625 г. Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале ХVII в. за Земляным городом вдоль дороги, которая соединяла Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, которая по преданию была построена на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря. Основное население слободы составляли «черные люди» - ремесленники и торговцы, которые несли повинности по городскому благоустройству. Во второй половине ХVII в. в слободе проживали булочники, торговцы хлебом - церковь святителя Мартина именовалась «в Хлебниках».

В 1791 г. богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Р.Р. Казаков являлся крупным, но незаслуженно забытым зодчим, стоящим в одном ряду с В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым. Начав свой творческий путь архитектурным учеником «Экспедиции Кремлевского Строения», он приобрел прекрасные теоретические знания и практические навыки у двух великих московских зодчих Баженова и Казакова. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков после ухода на пенсию М.Ф. Казакова возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма.

По благословению митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 г. приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 г. храм был выстроен, в ноябре того же года завершилось возведение еще одного здания рядом с Мартиновской церковью - частного народного училища. Оно также было построено на средства В.Я. Жигарева.

В 1800-1801 г.г. церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур.

В 1806 г. состоялось освящение нового храма Высокопреосвященным Платоном, митрополитом Московским. Главный престол нового храма был освящен в честь Вознесения Господня, а два придела – в честь Грузинской иконы Божией Матери и во имя святителя Мартина Исповедника.

Храм святителя Мартина Исповедника всегда занимал особое место среди памятников русского классицизма. Это связано с тем, что он стоял особняком в истории московской архитектуры и выделялся своей оригинальностью. Расположенный на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, храм был в свое время одной из наиболее мощных и значительных градостроительных доминант не только района Таганки и Рогожской улицы, но и всего Заяузья.

В 1812 г. во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 г., приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов «послепожарного» периода заложили открытый прежде переход между храмом и колокольней.

На протяжении всего XIX в. главный храм Вознесения Господня оставался холодным. Только в 1904 г. на средства старосты церкви, московского купца Сергея Андреевича Александрова в храме было устроено калориферное отопление. Одновременно с этими работами в церкви была обновлена живопись.

В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным.

После 1917 г. храм разделил судьбу многих московских храмов. По Декрету 1922 г. об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 г. был окончательно разграблен. В 1931 г. закрыт, помещения переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, разграблен интерьер. Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды.

Идея возвращения храма святителя Мартина Исповедника Русской Православной Церкви родилась в 1989 г. среди прихожан церкви Успения Божией Матери в Гончарах. На протяжении многих лет эта небольшая церковь была единственным действующим православным храмом в районе Таганки. В конце 1980-х г.г. в связи с увеличением количества верующих и большой теснотой во время богослужений встал вопрос об открытии одного из близлежащих храмов. Выбор пал на величественную церковь святителя Мартина Исповедника.

В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 г. освящен первый престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма назначен протоиерей Сергий Суздальцев. Усилиями протоиерея Сергия храму была передана колокольня, возобновились богослужения.

1 сентября 1991 г., ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Грузинской иконы, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Перед чудотворной иконой, память которой празднуется 4 сентября, молятся женщины, страдающие от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.

В 1992 г. настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 г. храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря, где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин.

28 мая 1998 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение храма. На молитвенную память Патриарх Алексий передал настоятелю и приходу храма Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью.

В 1999 г. в левом предалтарии благочинным храмов Центрального округа г. Москвы, заведующим Канцелярией Московской Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым был освящен придел в честь преподобного Александра, монаха первоначальника обители «Неусыпающих». В следующем году в крипте храма создана крестильная церковь, освященная в честь преподобного Михаила Клопского с купелью для крещения взрослых.

В 2019 г. реставрационные работы финансировались по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы. Производились следующие работы: реставрация фасадов, включая элементы архитектурно-лепного и белокаменного декора, ремонт металлических решеток ограждений, реставрация завершения, устройство водосточной системы.

http://www.fedmp.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.