Церковь святителя Мартина Исповедника - один из старинных московских православных храмов, уцелевших в годы лихолетья, свидетельство и свидетель многовековой церковной истории. Летописная традиция связывает основание храма святителя Мартина Исповедника с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего великого князя Василия Иоанновича III, которое было дано в день памяти святителя Мартина – 14 (27) апреля 1502 г.
Первое архивное свидетельство о храме относится к 1625 г. Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале ХVII в. за Земляным городом вдоль дороги, которая соединяла Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, которая по преданию была построена на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря. Основное население слободы составляли «черные люди» - ремесленники и торговцы, которые несли повинности по городскому благоустройству. Во второй половине ХVII в. в слободе проживали булочники, торговцы хлебом - церковь святителя Мартина именовалась «в Хлебниках».
В 1791 г. богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Р.Р. Казаков являлся крупным, но незаслуженно забытым зодчим, стоящим в одном ряду с В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым. Начав свой творческий путь архитектурным учеником «Экспедиции Кремлевского Строения», он приобрел прекрасные теоретические знания и практические навыки у двух великих московских зодчих Баженова и Казакова. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков после ухода на пенсию М.Ф. Казакова возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма.
По благословению митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 г. приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 г. храм был выстроен, в ноябре того же года завершилось возведение еще одного здания рядом с Мартиновской церковью - частного народного училища. Оно также было построено на средства В.Я. Жигарева.
В 1800-1801 г.г. церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур.
В 1806 г. состоялось освящение нового храма Высокопреосвященным Платоном, митрополитом Московским. Главный престол нового храма был освящен в честь Вознесения Господня, а два придела – в честь Грузинской иконы Божией Матери и во имя святителя Мартина Исповедника.
Храм святителя Мартина Исповедника всегда занимал особое место среди памятников русского классицизма. Это связано с тем, что он стоял особняком в истории московской архитектуры и выделялся своей оригинальностью. Расположенный на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, храм был в свое время одной из наиболее мощных и значительных градостроительных доминант не только района Таганки и Рогожской улицы, но и всего Заяузья.
В 1812 г. во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 г., приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов «послепожарного» периода заложили открытый прежде переход между храмом и колокольней.
На протяжении всего XIX в. главный храм Вознесения Господня оставался холодным. Только в 1904 г. на средства старосты церкви, московского купца Сергея Андреевича Александрова в храме было устроено калориферное отопление. Одновременно с этими работами в церкви была обновлена живопись.
В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным.
После 1917 г. храм разделил судьбу многих московских храмов. По Декрету 1922 г. об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 г. был окончательно разграблен. В 1931 г. закрыт, помещения переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, разграблен интерьер. Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды.
Идея возвращения храма святителя Мартина Исповедника Русской Православной Церкви родилась в 1989 г. среди прихожан церкви Успения Божией Матери в Гончарах. На протяжении многих лет эта небольшая церковь была единственным действующим православным храмом в районе Таганки. В конце 1980-х г.г. в связи с увеличением количества верующих и большой теснотой во время богослужений встал вопрос об открытии одного из близлежащих храмов. Выбор пал на величественную церковь святителя Мартина Исповедника.
В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 г. освящен первый престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма назначен протоиерей Сергий Суздальцев. Усилиями протоиерея Сергия храму была передана колокольня, возобновились богослужения.
1 сентября 1991 г., ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Грузинской иконы, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Перед чудотворной иконой, память которой празднуется 4 сентября, молятся женщины, страдающие от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.
В 1992 г. настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 г. храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря, где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин.
28 мая 1998 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение храма. На молитвенную память Патриарх Алексий передал настоятелю и приходу храма Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью.
В 1999 г. в левом предалтарии благочинным храмов Центрального округа г. Москвы, заведующим Канцелярией Московской Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым был освящен придел в честь преподобного Александра, монаха первоначальника обители «Неусыпающих». В следующем году в крипте храма создана крестильная церковь, освященная в честь преподобного Михаила Клопского с купелью для крещения взрослых.
В 2019 г. реставрационные работы финансировались по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы. Производились следующие работы: реставрация фасадов, включая элементы архитектурно-лепного и белокаменного декора, ремонт металлических решеток ограждений, реставрация завершения, устройство водосточной системы.
http://www.fedmp.ru