Самым известным - после Успенского собора - элементом ансамбля Крутиц является Крутицкий терем. О нём писал ещё историк Н.М. Снегирёв в 1852 году. "Через терем, прежде Крутицкие Владыки ходили из своих палат в соборную церковь и, как говорит предание, летнею порою из окон они преподавали собравшемуся у ворот народу благословение, разделяли нищим милостыню и любовались ненаглядным величием и красою златоглавой Москвы". Снегирёв приписывает строительство терема митрополиту Павлу III, однако в действительности святые ворота с теремом над ними были возведены уже при митрополите Евфимии, в 1693-1695 годах.
Строили Крутицкий терем зодчий Осип Старов и каменных дел мастер Ларион Ковалёв. А знаменитый изразцовый декор внешней стороны ворот принадлежит, по-видимому Степану Иванову (Полубесу). Изразцы, которыми сплошь заткана обращённая во двор стена Крутицкого терема, делают его похожим на большую нарядную печь в боярской палате. К эпохе Снегирёва Крутицкий теремок подошёл в неприглядном виде. Он очень пострадал и в пожаре 1737 года, и в 1812 году. "Прежде над теремом, - писал историк, - была крутая черепичная кровля, которая соответствовала стилю ворот, но после Троицкого пожара... она сделана плоская железная. На внутренних стенах двух подъездов изображённые фресками лики разных святых в иконном стиле ХVII века недавно забелены известкою". Кроме того, из двух проездных арочных проёмов в середине ХIХ века остался один; второй был "закладен". В 1868 году городская управа обратила внимание на бедственное положение памятника и распорядилась реставрировать его "в первоначальном виде".
Повторная реставрация терема проводилась накануне Первой мировой войны, а в ХХ веке он чуть было не стал жертвой строительной халатности: близ него проложили канализацию, потревожившую фундаменты древней постройки, и она стала заваливаться набок. Угрожающий падением "хлам" хотели разобрать, и лишь вмешательство П.Д. Барановского спасло Крутицкий теремок от разрушения. Вот, кстати, свидетельство Барановского о системе переходов второго этажа (терем включён в неё), связывающего митрополичьи палаты и Успенский собор: "Интересным художественным архитектурным памятником в Крутицах являются и так называемые переходы второго этажа, состоящие из тридцати арок красивого рисунка, поддерживаемых круглыми короткими колоннами... Они проходят вдоль всего северного фасада митрополичьих палат и связывают их с Воскресенской церковью и Успенским собором, то есть объединяют основные здания всего комплекса в одно живописное целое".
Реставрация Крутицкого терема и переходов завершилась в целом к 1970-м годам. Тогда же реставрировались и архирейские палаты, строительство которых было предпринято митрополитом Павлом в 1665 году (не исключено, что на более ранних фундаментах). На протяжении существования митрополичьи палаты не раз перестраивались. Опись, составленная при передаче Крутицкой кафедры в Московское епархиальное ведомство, фиксирует, в частности, следующие черты здания: "покои каменные в два этажа", "покрыты тесом с красною краскою", "над домом... полукружный фронтон с балясами". Упоминаются также примыкавшие к основному зданию "архирейские покои летние зеленые двухэтажные, низ каменный, верх деревянный, на два отделения... одно соснового, другое липового дерева".
У П.Д. Барановского (статья "Крутицкий дворец в Москве и его реставрация" в альманахе "Памятники Отечества" за 1972 год) о "покоях летних зеленых" читаем следующее: "Набережные палаты Крутицкого комплекса, или Зеленые хоромы, по описанию ХVIII в., расположены у западной границы владения на крутом обрыве к Москве-реке. Их сооружение относится ко времени Петра I, когда в 1718 г. было запрещено каменное строительство в связи с обстройкой Петербурга. Как было установлено архивными исследованиями, раскопками и изучением остатков в натуре, здание состояло в надземной его части из трёх палат, средняя из них была сенями, а по бокам - две другие. Из сеней каменные лестницы вели в белокаменные подвалы, расположенные под двумя боковыми палатами. Палаты в соответствии с их назначением назывались Поваренными палатами. Над этими каменными частями сооружения в 1757 году бригадой плотников во главе с Евстафием Князевым были построены Зеленые хоромы - деревянные жилые помещения для архиреев. Эти хоромы соединялись деревянными переходами с основным зданием митрополичьего дома, а с другой стороны, по верху ограды, был переход в сад с беседкой и в березовую рощу".
В 1812 году бывшие архирейские покои горели, после чего их переоборудовали для нужд военного ведомства. Так в набережных палатах в 1834-1835 годах, когда Крутицкое подворье находилось уже на "казарменном положении", содержался под стражей А.И. Герцен. В митрополичьих палатах разместились "квартиры воинского начальника и других служащих при казармах" - при этом зданию словно нарочно придали самый скучный вид из возможных. Впрочем, пряничный декор ХVII века, наверное, действительно казармам был не нужен. Уже в 1970-1990-е годы наиболее значительные памятники реставраторы восстановили. Сейчас Крутицы выглядят вполне благоустроенно, причём не только центральная часть подворья с Успенским собором, переходами, теремом и митрополичьими палатами, но и тесно заставленные деревянными домами-старожилами ближайшие улочки. Время здесь как будто остановилось...
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам", Выпуск №272, 2017 г.