Покровский мужской монастырь был основан в 1635 году царем Михаилом Феодоровичем Романовым в память об отце, Патриархе Филарете, скончавшемся в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Обитель располагалась на месте так называемых Убогих (Божиих) домов, где хоронили нищих и застигнутых внезапной смертью. Место это было печально известное. Здесь, среди рощ и садов, в начале ХVII века находились Таганские (Болвановские) ворота. Сюда со всей Москвы свозили тела нищих, воров, бродяг - словом, усопших без церковного покаяния. Их запрещалось хоронить на церковных погостах. Патриарх Филарет распорядился погребать, не отпевая, в этих местах тех, "которые вина не обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или купаючись, утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собою учинят". На таких общих могилах часто строили монастыри.
Убогие дома представляли собой сараи с ямами, куда складывались по сто-двести трупов. На Троицкую родительскую субботу и в праздник Покрова ежегодно совершался крестный ход к Убогим домам из окрестных соборов и обителей, где служилась общая панихида. Духовенство шло, сопровождаемое множеством людей, нёсших гробы. саваны и рубахи для погребения несчастных. При Убогих домах часто устраивались часовни, или молитвенные "хоромы", где после погребения убогих, плошка пенного вина заменяла "чашу утешения". Нищим раздавалась милостыня на помин погребённых. В Убогие дома нередко подкидывали незаконнорожденных младенцев, которые потом воспитывались сторожами этих своеобразных моргов - божедомами. В ХVIII веке все Убогие дома были постепенно ликвидированы. Тогда же запретили хоронить на церковных и монастырских погостах, исключение сделав лишь для Андроникова и Покровского монастырей. В первом погребали преимущественно дворян, а во втором - духовных лиц, купцов и мещан.
В начале ХIХ века могильные холмы при Покровском монастыре были срыты. Позднее, во время строительства жилых домов на бывшей Семёновской (теперь Таганской), прямо напротив монастыря обнаружили множество человеческих костей. Сведений о начальной истории Покровского монастыря сохранилось мало. Собранные отовсюду понемногу, зачастую они носят отрывочный характер. В 1635 году царь Михаил Феодорович пожаловал для строительства Покровского монастыря землю, как говорилось в его дарственной грамоте, за Земляным валом. По описанию воеводы Максима Лихарёва и головы Елизара Беседного, площадь земельного участка составляла 8 десятин (примерно 9 га). Покровский монастырь построили только через двадцать лет после его учреждения - на личные ("комнатные") средства царя Алексея Михайловича, - снабдив обитель всем необходимым, включая церковную утварь.
В 1655 году по просьбе первого настоятеля игумена Стефана царь пожаловал монастырю 6 десятин (примерно 6,5 га) сенных покосов под Симоновым монастырём и несколько лугов. Главным храмом монастыря стала деревянная Покровская церковь, рядом с которой находился пятиглавый храм во имя Всех Святых. Несколько раз в год, в Семик (седьмой четверг после Пасхи) и в праздник Покрова, сюда совершались соборные крестные ходы из московских храмов и монастырей, для отправления общей панихиды и погребения усопших. В Пасхальные дни царь Алексей Михайлович и его сын Феодор посещали Покровскую обитель, по обычаю христосовались с братией и оставляли пожертвования в пользу монастыря и окормляемых им бедняков.
С 1680 по 1731 год обитель числилась приписной к Заиконоспасскому монастырю. С 1751 по 1776 год здесь размещалась Духовная семинария. При Екатерине II монастырь был выведен за штат и испытывал большую нужду в средствах. В это время обитель получила существенную помощь от московских купцов. В конце XVIII столетия в монастыре началось большое строительство: на месте деревянной сооружена каменная церковь во имя Всех Святых с двумя приделами: в память обновления храма Воскресения Христова и в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведена каменная трехъярусная колокольня, каменные стены (деревянные были разобраны ещё в 1783 году). В 1799 году в северо-западном углу монастыря устроили каменную богадельню на 12 человек
В 1812 году обитель была разорена французами, все деревянные постройки сожжены, храмы осквернены. Стараниями настоятеля, архимандрита Ионы, в течение нескольких лет монастырь был восстановлен. Церковь во имя Всех Святых была повторно освящена в 1815 году, а двухэтажный Покровский храм – в 1825 году московским митрополитом Филаретом. Тогда же обитель неожиданно посетил император Александр I, заставший отца Иону в келье за молитвой, которую настоятель по обычаю творил в одной власянице. Старец промолвил: «Государь, в чем застал, в том и суди». На что император ответил: «Я желал бы всегда заставать монахов за таким занятием» – и долго затем беседовал с настоятелем и осмотрел монастырь.
В середине XIX века Всехсвятский храм, ставший тесным, был перестроен по проекту архитектора М.Д. Быковского и приобрел вид величественного просторного пятикупольного храма с тремя престолами: в честь Воскресения Словущего, Тихвинской иконы Божией Матери и мученицы царицы Александры (последний ныне освящен в честь блаженной Матроны Московской). Таким образом, общее количество престолов в обители достигло 9, по числу 9 чинов Ангельских.
В 1870 году святитель Иннокентий, митрополит Московский придал монастырю статус миссионерского. Здесь готовили священнослужителей и монахов для несения проповеди о Христе в далекую Сибирь. Бывшие миссионеры проживали в Покровской обители на покое. Многие из них нашли последнее пристанище на обширном монастырском кладбище, где также покоились грузинские иерархи, священнослужители и монашествующие московских церквей и обителей, видные представители купеческих родов. К началу ХХ века некрополь кладбища Покровской обители насчитывал до трех тысяч надгробных памятников.
В 1893 году, по благословению Святейшего Синода, «по случаю исполнившагося 500-летия блаженныя кончины преподобного Сергия игумена Радонежского Чудотворца», при монастыре была открыта церковно-приходская школа для мальчиков на 30 человек. Тогда же, при настоятеле архимандрите Сергии, началось строительство монастырской гостиницы для миссионеров (восстановлена в 2015 году).
В конце XIX – начале ХХ века обитель достигла своего расцвета. К 1917 году здесь подвизалось 30 монахов и около 20 послушников. Действовал приют для мальчиков-певчих (25 человек) и женская богадельня на 80 человек, размещавшаяся за оградой монастыря. В зданиях обители проходили занятия Московских пастырских курсов, на которых к 1916 году обучалось 400 человек. Будущие священнослужители проходили богослужебную практику в монастырских храмах (по воскресным и праздничным дням совершалось 5–6 литургий).
В годы Первой мировой войны монастырь окормлял лазарет Мясной биржи, располагавшийся неподалеку, где одновременно находилось до 500 раненых воинов. К монастырю были приписаны 2 часовни: в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы у Варварских ворот, близ Кремля, и святителя Николая на Верхней Таганской площади, в которых братией регулярно служились молебны Божией Матери и святителю Николаю. В 1916 году в самом монастыре был устроен лазарет на триста человек для солдат русской армии, пострадавших на фронтах Первой мировой войны.
Удивительным образом перед самой революцией монастырь оказался связан с Афоном: в 1913–1915 годах по решению Святейшего Синода сюда были направлены около 30 афонских монахов-«имяславцев», бывших насельников Свято-Пантелеимонова монастыря, наблюдение за которыми было поручено настоятелю обители, викарию Московской епархии.
С приходом к власти в России коммунистов-богоборцев началась трагическая эпоха, полная невиданных доселе кощунств и надругательств над святынями, кровавых расправ над монашествующими и жестоких преследований всех верующих. Не обошли стороной богоборцы и Покровский монастырь. Первым был отобран у прихожан Покровский храм. Службы до последнего дня совершались только в Воскресенском храме, хотя власти еще с 1923 года предпринимали активные попытки полностью закрыть обитель и вытурить прихожан из бывшей Покровской обители. Благодаря поддержке активных и многочисленных прихожан, действующий храм работал до октября 1929 года. Во многом это была заслуга последнего настоятеля, архимандрита Вениамина (Милова), впоследствии епископа Саратовского.
Судьбы последних монастырских насельников сложились трагично: репрессии, ссылки, расстрелы... Ныне в лике святых прославлены шесть иноков и один прихожанин Покровской обители: иеромонахи Данакт (Калашников), Мефодий (Иванов), Иларион (Цуриков), Иоанн (Лаба), Сергий (Букашкин); воспитанник монастырского приюта послушник Сергий (Крестников) и прихожанин мученик Василий (Иванов). Четверо из них расстреляны на Бутовском полигоне, а трое входят в Собор Афонских святых.
В конце 1926-м году была взорвана колокольня, начисто снесены северная и восточная ограды. Кощунники, после закрытия церквей, обезобразили храмы до неузнаваемости: кресты и купола были демонтированы, а монастырские корпуса подверглись кардинальной переделки: появились перегородки, в них разместились мастерские, различные конторы, жилые комнаты... Также были снесены часовни на кладбище и могильные надгробия, которые были частью вывезены для хозяйственных нужд, частью расколоты и закопаны в землю. Позднее московские власти на месте погоста открыли "парк культуры и отдых трудящихся", установив там эстраду и аттракционы. В западной части кладбища оборудовали футбольное поле детской спортивной школы, а по всей территории разбили аллеи для прогулок. В Воскресенском соборе разместили спортивные залы, а в Покровской церкви - редакция журнала и типография Моссовета. В монастырских корпусах поначалу находились жилые комнаты для работников трамвайного депо, позже их сменили различные конторы. Там даже располался банк, спортзал и бильярдная.
Первые попытки возродить обитель относятся к концу 1970-х - началу 1980-х годов, когда Русская Православная Церковь получила разрешение на проведение восстановительных работ и открытие в Москве мужского монастыря. Выбор Патриарха Пимена пал на Покровский монастырь у Покровской заставы. Однако переговоры ни к чему не привели: представители Церкви натолкнулись на упорное сопротивление многочисленных организаций, занимавших монастырские помещения. Тогда решили возрождать Данилов монастырь - детскую трудовую колонию "выселить" оказалось проще. И лишь в новейшее время, когда РПЦ одну за другой стали возвращать поруганные обители, дошла очередь и до Покровского монастыря.
В 1994 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 ноября обитель была возрождена как женская. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назначил настоятельницей насельницу Серафимо-Дивеевского монастыря инокиню Ольгу (Мискину), принявшую монашеский постриг с именем Феофания. В конце марта 1995 года был зарегистрирован юридический устав монастыря. В октябре 1995 года, в полуразрушенных стенах монастырского храма впервые отслужили Божественную литургию. Между тем в 1996 году почти все монастырские здания оставались занятыми арендаторами, а на территории монастыря (включая кладбище!) по-прежнему находился Таганский парк с развлекательными и спортивными сооружениями. Но вскоре обители передали в бессрочное и безвозмезное пользование и землю. В 1998 году вновь были освящены престолы Покровского храма обители, а настоятельница возведена в сан игумении. В 2002 году великим чином освящены три придела Воскресенского храма, на прежнем фундаменте воссоздана колокольня.
С весны 1998 года в обители находятся мощи святой праведной блаженной Матроны Московской. Исповедница и подвижница ХХ века, она была прославлена в лике местночтимых святых 2 мая 1999 года. На Архиерейском Соборе 2004 года было установлено общецерковное почитание блаженной Матронушки. И сегодня нескончаемым потоком идут в Покровскую обитель люди, чтобы приложиться к мощам святой старицы, просят – и получают просимое. В монастыре также находятся чтимые святыни: иконы с частицами мощей преподобного Нила Столобенского, святителя Иннокентия Московского, десница блаженной царицы Феофании, частицы мощей Киево-Печерских святых, святителя Луки Крымского, а также других подвижников. В Покровском храме находится икона Богородицы «Взыскание погибших» – келейный образ блаженной Матроны Московской.
С 1998 года действует монастырское подворье при храме Казанской иконы Божией Матери в селе Марково Раменского района Московской области. В 2004 году открыт приют для девочек, где воспитывается 40 детей. В 2010 году на пересечении Варшавского шоссе и МКАД освящен первый в Москве храм блаженной Матроны Московской, который также является подворьем обители.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2013 году монастырю в качестве подворья передан приход Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове, где также действует православная гимназия на 100 учащихся.
23 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение воссозданной монастырской гостиницы для паломников. В единый комплекс с гостиницей входит храм святых Петра и Февронии Муромских. Как и на всех подворьях обители, здесь совершаются Таинства Крещения и Браковенчания.
Главные престольные праздники монастыря – Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) и дни памяти блаженной Матроны Московской (8 марта, 2 мая, 22 ноября).
С сайта: https://monasterium.ru/Монастыри/Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской Заставы в Москве и из журнала: "Православные монастыри. Путешествие по свтым местам", №88, 2010 г. (24.09.2010 г. - дата выхода журнала)