ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Кострома. Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница.


Колокольня. Действует.  
Год постройки:Между 1604 и 1646. Галерея - 1852.
Архитектор:А.П. Попов (галерея)
Адрес:
Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1

Координаты:57.777, 40.894171
Проезд:в Костроме - автобус № 14 до остановки "Ипатьевская слобода"




Добавить фотографию
Сортировка:


Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
4 сентября 2019
Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Двухъярусная каменная галерея (пристроена к звоннице в 1852 г.). Автор: архитектор А.П. Попов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Печка Александр
12 августа 2017
Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Алексей Кротов
14 марта 2015
Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Евгений С
19 июля 2011
Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница - Кострома - Кострома, город - Костромская область
JuNe
15 сентября 2005
Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
4 мая 2003
Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Часовой колокол (отлит в период между 1596 и 1606 гг., мастер Фёдор Васильев). Вклад Д.И. Годунова в Ипатьевский монастырь. В настоящее время находится у стены звонницы.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1909
Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница - Кострома - Кострома, город - Костромская область
Фото с сайта: http://humus.livejournal.com/3195759.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  6 января 2018

Звонница — высотная доминанта монастырского комплекса. Оригинальное по своему облику сооружение, отражающее архитектурную стилистику двух эпох — рубежа XVI-XVII в. и середины XVII в. — в наибольшей степени сохранило черты раннего “годуновского” этапа строительства монастыря. В XVII в. на звоннице и колокольне было 19 колоколов, самый крупный из которых (вклад бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева), в 600 пудов, был отлит в 1647 г. государевым мастером Данилой Матвеевым. В 1649 г. в южном пролете звонницы были установлены часы. Композиция памятника строится из двух разновременных частей, каждая из которых имеет собственную ритмику и систему декоративного убранства фасадов. Звонница 1604 г. представляет собой продолговатый объем, вытянутый по оси север-юг. Он завершен уплощенной тесовой кровлей, сменившей первоначальное завершение тремя шатрами. Объем расчленен профилированными карнизами на три яруса, неравные по высоте (верхний более низкий). Стены двух верхних ярусов прорезаны тремя сквозными арками (южный пролет во втором ярусе был заложен во время ремонта в 1758-1760 гг.). Конструкция звонницы была приспособлена для звона с земли, а не с площадок на ярусах. О сквозных арочных проемах, существовавших и в нижнем ярусе и заложенных в те же годы, напоминают выявленные профилировкой полуциркульные архивольты и три горизонтальные прерывающиеся полочки, как бы определяющие местоположение опор.

С юга (со стороны собора) к звоннице примыкает двухъярусная арочная галерея в русском стиле с широкой лестницей посередине. Пристроенная в 1852 г. по проекту арх. Н.А. Попова, она сменила первоначальную деревянную площадку, на которой размещались звонари. Фасадные плоскости галереи декорированы кубышками (в нижнем ярусе), филенчатыми лопатками, валиковыми архивольтами и карнизами с поребриком (во втором ярусе); живописность силуэту придают килевидные кокошнички по оси лопаток и над аркой центрального входа. Южная торцовая стена звонницы укреплена контрфорсом. Внутри пространство нижнего яруса разделено на два этажа, в каждом из которых находятся по три небольших складских помещения, перекрытых коробовыми сводами.

Колокольня 1646 г., примыкающая к северному торцу звонницы, имеет вид четырехъярусной башни, на которую водружен восьмигранный шатер, крытый зеленой поливной черепицей и увенчанный маленькой главкой. Трапециевидная в плане, она значительно шире звонницы, что позволяет ей активно влиять на объемную композицию всего сооружения. Нижний ярус колокольни прорезан крупной проездной аркой, верхний — арками звона (по одной на грань), колокола помещены также в открытом арочном основании шатра. Высокий профилированный цоколь звонницы имеет значительное расширение книзу, зрительно утяжеляя основание сооружения. Границы ярусов фиксированы многообломными карнизами, между 3-м и 4-м (в основании арок звона) дополненными широким поясом, декорированным ширинками. Углы объема в нижнем ярусе подчеркнуты блоками руста, а в верхних — сдвоенными полуколоннами. Аналогичные полуколонны помещены также по центрам верхних ярусов. Глухие плоскости стен в средних ярусах прорезаны сближенными между собой окнами: в 3-м — обращенными в сторону собора и заключенными в нарядные колончатые наличники с килевидными фронтонами, во 2-м ярусе — небольшими арочными, без наличников, выходящими на противоположный фасад. Этими проемами освещаются небольшие помещения с выходами на звонницу, перекрытые коробовым сводом. Оригинальной конструктивной особенностью колокольни является наличие в толще стены вертикальной шахты с отдельным входом с запада — по разным версиям, это пространство предназначалось для часовых гирь или веревок, раскачивающих язык большого колокола.

http://www.enckostr.ru/showObject.do?object=1804750704


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  5 мая 2019

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь довольно хорошо изучен исследователями. О нём было издано множество статей и монографий. Значительная часть работ посвящена Троицкому собору (1650-1652 г.г.) – главному храму монастыря. О звоннице, находящейся к югу от храма, в публикациях приводятся разнящиеся друг от друга сведения. Еще более противоречивые и неполные данные можно найти о древнем колокольном подборе звонницы.

Колокола звучали в обители примерно с середины XVI века. Во всяком случае, уже в 1559 г. над келарскими кельями в южной части монастыря возвышалась деревянная «колоколница». В 1586-1590 г.г. над уже каменными келарскими кельями была устроена «колоколница каменная с круглым верхом». Сведений о колокольном подборе первой монастырской звонницы пока не найдено, хотя просуществовала она довольно долго. В 1763-1764 г.г. её вместе с келарскими и братскими кельями перестроили, а в 1812 г. и вовсе разобрали.

Существующую сейчас звонницу возвели в 1603 г. (или 1604-1605 г.г.) примерно в десяти метрах (шести саженях) от Троицкого собора. К этому времени относится так называемая «годуновская» часть звонницы. Название это произошло от имени донаторов: знатного боярина Дмитрия Ивановича Годунова, дяди Бориса Федоровича Годунова, и самого Бориса Годунова – будущего царя, а в то время конюшенного боярина, на вклады которых велось строительство. Описание этой части звонницы практически одинаково у большинства исследователей. Размеры ее таковы: «колокольня одиннадцать саженей в длину, в ширину три с половиной сажени, а в вышину семнадцать саженей и полтора аршина». Если исходить из того, что по данным реставраторов высота звонницы немного более 30 м, то получается, что авторы XIX века имели в виду «маховую» или «народную» сажень – примерно 1,7 м. Таким образом, при высоте 32-33 м звонница имела около 19-20 м в длину и совсем небольшую ширину: 5-6 м.

По своей архитектуре звонница представляет собой трехъярусное сооружение «палатного» типа с арками для колоколов во втором и третьем ярусе. Первый ярус, по всей вероятности, использовался для хозяйственных нужд. Во втором ярусе находился часовой механизм, а третий был предназначен для звона. С одного яруса на другой можно было попасть по внутренним лестницам. Исследователи разного времени подбирали для звонницы разные аналоги. В работах называют два примера: звонница села Большие Вязёмы (1598 г.) как аналог многопролетной постройки; и, совсем уже неожиданно – звонница Успенского собора в Ростове Великом (1680-е г.г.), что более чем странно, т.к. «аналогом» для ипатьевской звонницы она быть никак не может, учитывая гораздо более позднее время возведения.

Большой временной промежуток между «аналогами» наводит на мысль, что звонница Ипатьевского монастыря имела не совсем обычный облик. Ее небольшая для такой высоты ширина, вероятно, побудила сравнить ее со звонницей-стеной годуновского времени, а прямоугольный план – с ростовской звонницей. Кроме этого, у нее существует и более близкий по времени и архитектуре аналог – звонница Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (конец XVI - начало XVII в.). При своей тоже небольшой ширине она имеет три арки, правда одного, яруса звона, соединенный с ним объем для часового механизма и довольно скупой декор. В обоих случаях можно говорить об архитектуре переходного типа. Напрашивается предположение, что ее появление в русском церковном зодчестве связано с постепенным отказом от очепного способа звона (раскачивания колоколов) и переходом к звону «в языки», для которого вытянутая конструкция звонницы была очень удобна.

http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page20.html


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  10 ноября 2019

Нынешняя монастырская колокольня существует уже более 300 лет. Но это не та звонница, которая была построена Захариею Четом при основании Ипатьевского монастыря и которая была первоначально деревянная, а потом уже, быть может, самим Четом или его потомками заменена каменною. Звонница, построенная Четом, находилась на юго-западе от прежней Богородицкой церкви, над каменными двуэтажными келарскими и братскими кельями. В 1763-1764 г.г. она вместе с указанными кельями преосвященным Дамаскиным была перестроена, а в 1821 г., вследствие оказавшихся в ней расселин, вместе с кельями была разобрана, а годный материал употреблен на строившийся тогда архиерейский дом.

Существующая ныне колокольня построена в 1603 г. вблизи прежде бывшей над келарскими кельями звонницы на средства Д.И. Годунова и имеет в длину 11 саж., в ширину 31/2 саж. и в вышину 17 саж. и 11/2 арш. Построена она по образцу соборной колокольни г. Ростова Ярославского, только меньших сравнительно размеров, в виде галлереи, с тремя сводами, из которых под нижними двумя находятся разные кладовые помещения, а под самым верхним, в четырех сводчатых пролетах (слухах), находящихся в параллельных стенах, помещены колокола. Над северным бо`льшим из пролетов, имеющим вид четыреугольной башни и возвышающимся над остальными частями здания, сделан высокий шатровый каменный верх, впоследствии увеличенный в высоту и покрытый жестию. В этой башне доселе сохранились некоторые части механизма старинных боевых часов, отличавшихся оригинальным устройством и принадлежавших, по-видимому, к тому типу часов, что на Новгородской Евфимиевской башне. Судя по надписи на сохранившемся от этих часов боевом колоколе, необходимо думать, что они устроены в 1659 г. на средства Д.И. Годунова. С западной стороны к колокольне приделана каменная терраса, крытая железом, на которую с земли устроена каменная же лестница с железными перилами.

Преосвященный Дамаскин (1758-1769) предполагал было совсем разобрать эту колокольню в виду ее ветхости и вместо нее построить новую и с этою целию ходатайствовал пред Государственною Коллегиею Экономии о назначении для указанной нужды девяти тысяч рублей. Но его преемник, епископ Симон Лагов нашел возможным в данном случае ограничиться лишь небольшими исправлениями на монастырские средства (400 р.), что и исполнил, не прибегая к ломке здания, причем верх колокольни покрыл зеленою черепицею, главу построил каменную и покрыл ее белым железом. В это время число колоколов на колокольне было 18 и, кроме того, особый колокол при боевых часах. При этом нелишне заметить, что в 1699-1700 г.г. значительная часть монастырских колоколов вместе с медными котлами, ружьями и пищалями, по распоряжению правительства, была отправлена в Москву для ратного дела. В таком виде находилась колокольня до соединения ее каменными переходами в 1877 г. с соборами Рождественским и Троицким, а чрез последний и архиерейским домом, обращенным к р. Костроме.

В 1852 г. при преосвященном Леониде Зарецком конусообразный верх башни на колокольне сделан выше прежнего и покрыт белой жестью в коробку, с вызолоченными чрез огонь яблоком и высоким крестом.

В 1908 г. был произведен ремонт колокольни, при чем возобновлена на шатровой башне наружная роспись с трех сторон - восточной, северной и западной в клеймах по шести поясам. Но, в виду быстрой порчи этой стенописи, а главное - по причине несоответствия ее наружной отделке Троицкого соборного храма, при реставрации Ипатьевского монастыря в 1912 г., признано необходимым возвратить колокольне ее первоначальный вид. Ныне на монастырской звоннице имеется 10 колоколов. Из старинных колоколов сохранились: а) самый большой колокол, весом в 600 пудов. Этот колокол, как видно из надписи на нем, вылит 20 сентября 1648 года "при держав царствiя Россiйскаго благоврнаго Царя и Великаго Князя Алекся Михайловича всея Руси Самодержца, и по его царскому указу и по грамот въ домъ Живоначальной Троицы Выпатскоi монастырь апостола Фiлiппа i чудотворца Iпатия" , по стольнике Алексие Никитиче Годунове с тем, чтобы дядя его боярин Василий Иванович Стрешнев вотчину того Алексия Годунова - село Семеновское продал в Ипатьевский монастырь, а последний в платеж за эту вотчину на свои средства отлил этот колокол. Можно полагать, что настоящий колокол перелит из прежнего, тоже в 600 пудов, колокола, пожертвованного в монастырь матерью Бориса Феодоровича Стефанидой Ивановной Годуновой, в иночестве Сандулией. Второй по величине колокол, слитый первоначально весом в 172 пуда при "держав Царя и Великаго Князя Бориса Оеодоровича всея Русiи Самодержца" (1603 г.), как значится в надписи на нем, "по приказу Ивана Ивановича Годунова по отце государе своем по Иване Васильевиче иноке скимнике Иосифе вдом Живоначальнои Троицы и великого чудотворца Ипатия. После давно случившейся трещины перелит в 1894 году в царствование Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Александровича всея России при преосвященнейшем епископе Виссарионе" , с увеличением веса до 208 пудов 2 фун. Третий колокол в 104 пуд. 25 фун. перелит в 1812 году "по благословению и усердию преосвященного Сергия, епископа и кавалера". Четвертый, что от боевых часов, в 68 пуд., "дача боярина и конюшего Д.И. Годунова", как видно из надписи на нем, перелит в 1 день августа 1659 года "при держав Государя Царя и Великаго Князя Алекся Михайловича и при архимандрите Тихоне збратьею". Пятый колокол в 36 и шестой 26 пуд. перелиты тоже при ц. Алексие Михайловиче. На остальных колоколах нет дат относительно времени их происхождения.

При ремонте в 1912 г. шатровый верх колокольни вместо железа покрыт зеленой черепицей, и открытием некоторых окон и арки по возможности восстановлен прежний вид колокольни, значительно измененный разными позднейшими переделками этого здания и пристройкою к нему.

http://kostromka.ru/ipatievsky/50.php


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  14 января 2020

Исторический набор колоколов на звоннице Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря не сохранился. В петровское время большая часть из них была использована для переплавки и изготовления пушек для нужд Северной войны между Россией и Швецией. Находящиеся ныне на колокольне колокола относятся к разному времени. Последний колокол "Царь Михаил" отлит в 2006 году в честь юбилея - 400-летия призвания на российский престол царя Михаила Фёдоровича и является подарком Майкла, принца Кентского.

Из книги-путеводителя: С. В. Демидов "Ипатьевский монастырь". - Москва, издательство и. п. "Верхов С. И.", 2018

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.