ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Кострома. Церковь Спаса Преображения за Волгой.


Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Космы и Дамиана
Год постройки:Между 1685 и 1688.
Адрес:
Костромская область, г. Кострома, ул. Волгарей, 4

Координаты:57.75928, 40.903858


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Вид от стен Ипатьевского монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
12 сентября 2015
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Вид с Волги
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
18 августа 2015
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Вид из Центрального парка
Наталия
31 августа 2012
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Игорь Стрельников
19 августа 2012
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Вид на церковь с противоположного берега волги.
JuNe
25 июля 2005
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Игорь Стрельников
19 августа 2012
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Игорь Стрельников
19 августа 2012
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
JuNe
22 мая 2006
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
4 октября 2005
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Ворота, вид на колокольню
Павел и Елена Каллиниковы
8 июля 2005
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
JuNe
20 июня 2005
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
JuNe
20 июня 2005
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
5 мая 2003
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
5 мая 2003
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Борис Акулов
сентябрь 2000
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
JuNe
27 декабря 2005
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
JuNe
22 мая 2006
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."
Андрей Агафонов
1 января 1930
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Церковь Спаса Преображения за Волгой - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Алексей Кротов
14 марта 2015




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): JuNe,  16 декабря 2005

Преображенская церковь стоит в Спасо-Никольской слободе. Название слободы - частично от Преображения Спаса, и такой храм мы в самом деле видим, но вот никакого Никольского храма не наблюдаем. Вероятно, он не сохранился. Церковь поставлена, как гласит летописная доска на храме, в 1685 году на средства местных жителей. Храм никогда не исследовался архитектурно, тем не менее, его нужно посмотреть, чтобы составить представление о народном вкусе, который проявлялся тогда, когда у народа появлялись деньги. Стены его украшены изразцами. Фрески считаются выполненными в 17-м столетии, хотя о том не сохранилось никаких известий.

По материалам сайта http://arheologia.narod.ru

Ни на одной Костромской карте нет указания на эту церковь. Увидеть ее можно в бинокль с противоположного берега. Либо идти от Ильинской церкви в сторону Селища вдоль Волги через кварталы частных домов.

Примечание В. Шелемина: эта церковь есть на карте Костромы в конце 2-х километрового атласа Костромской области, (С)ВТУ ГШ, 1997.


Статью добавил(а): Жукова Елена,  30 января 2009

На месте церкви Преображения за Волгой действительно стояли две деревянные церкви - Спасская и Никольская. Это указано в костромских писцовых книгах за 1628 год. В советское время в храме располагалось заводское общежитие; именно тогда были утрачены старинные фрески. В 1968 году началась реставрация храма, были восстановлены снесенные главы и шатер колокольни. Сейчас храм передан РПСЦ.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  29 марта 2010

Яркий пример посадского культового строительства, характеризующий стиль костромской архитектурной школы XVII в. Небольшой кирпичный храм прекрасно сохранил нарядный фасадный декор и первоначальную роспись стен и сводов. Живописный по силуэту, стоящий на высоком месте в окружении малоэтажной жилой застройки бывшей Спасской слободы, он играет важную роль в формировании панорамы правобережной части города.

Храм возведен в 1685-1688 гг., о чем свидетельствовала каменная закладная плита на фасаде северной апсиды. В начале XVIII в. было пристроено крыльцо перед северным входом в церковь. На колокольне храма висело 6 колоколов, один из которых был отлит в 1761 г. на ярославском заводе Ивана Мартынова мастером Иваном Корниловым, другой — на костромском заводе И.Д. Поляковой. В первой четверти XIX в., по-видимому, во время одного из очередных ремонтов, полы на солее храма, а возможно, и во всем храме были выложены чугунными плитами, датированными 1821 г. (ныне ими замощена дорожка перед колокольней. В 1887 г. фасады церкви, первоначально покрытые известковой обмазкой с небольшими живописными вставками в тимпанах кокошников, были расписаны “в шашечку” артелью костромских художников во главе с Василием Кузьминым.

В 1937 г. церковь была приспособлена под жилой дом, в связи с чем было уничтожено пятиглавое венчание храма и шатер колокольни, а внутреннее пространство разделено на два этажа. Первоначальные формы памятнику возвращены реставрационными работами, проведенными в 1968-1978 гг. КСНРПМ по проекту архитектора Л. С. Васильева. К кубообразному двусветному четверику храма, увенчанному пятью маленькими компактно сгруппированными чешуйчатыми главками (центральная световая), примыкают пониженные объемы трехчастного алтаря и трапезной, объединенной с южным приделом, прикрывающим часть фасада основного четверика и отмеченного небольшим шатром. С запада объемную композицию замыкает приземистая колокольня, на четвериковом основании которой покоится восьмерик звона, завершенный шатром со слухами. Декор фасадов типичен для костромского культового зодчества этого времени: здание имеет низкий цоколь, отделенный от стены валиком, углы объемов подчеркнуты огибающими лопатками, над профилированным венчающим карнизом, дополненным полосами консолек-язычков и ширинок с каплевидными углублениями, в своеобразном аттиковом ярусе помещено четыре полуциркульных кокошника в профилированных архивольтах (внешний имеет килевидное подвышение). Небольшие окна с арочными трехцентровыми перемычками, окруженные профилированными прямоугольными рамками, заключены в пышные наличники: опирающиеся на профилированный подоконник полуколонки, наборные на фасадах четверика и гладкие в приделе, поддерживают широкий профилированный карниз, завершенный килевидным фронтоном-кокошником. Входы в храм (южный заложен) украшены перспективными колончатыми порталами с дыньками. Барабаны главок, декорированных аркатурой на полуколонках, перебитых бусинами, опираются на четырехгранные постаменты с килевидными кокошниками, полуциркульные кокошники помещены также и в основании шатра над приделом.

Столь же нарядны и фасады колокольни. Четверик основания разделен карнизом на два яруса. Основным декоративным мотивом в нижнем являются ширинки, помещенные по обе стороны входной арки на западном фасаде и над профилированным цоколем — на боковых. В одной из ширинок на северной грани сохранился рельефный изразец с изображением “Чуда Георгия о змие”. Главным украшением верхнего служат рамочные наличники небольших окон в центре каждой грани, оригинальные по форме — с перехватами по бокам и со ступенчатым завершением. Углы этого яруса закреплены огибающими лопатками, в завершении — карниз с бегунцом. Восьмигранный ярус звона имеет развитую цокольную часть, оформленную горизонтальными тягами и ширинками. Килевидные архивольты, обрамляющие арки звона, опираются на пучки полуколонок с кубоватыми капителями. Ребра шатра подчеркнуты гуртами, над миниатюрными проемами слухов — треугольные фронтончики, поддерживаемые полуколонками. В пространственной композиции интерьера доминирует основной четверик храма, четырехлотковый свод которого прорезан световым кольцом главы. Тремя арочными проемами он соединен с алтарем, жертвенником и ризницей, перекрытыми коробовыми сводами с конхами. В широкой трапезной два низких коробовых свода с распалубками опираются на четырехгранный столб, смещенный к южной стене и отделяющий пространство придела. Пол в храме и трапезной выстлан чугунными плитами с рисунком в виде розеток, перенесенными из другой церкви. В интерьере сохранилось стенное письмо. Есть предположение, что его исполнила артель костромских изографов под руководством ученика Гурия Никитина Василия Козмина.

Сохранившиеся без записи фрагменты росписей на сводах подтверждают высокий профессиональный уровень мастерства знаменщика и его “дружины”. Вместе с росписями церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе это последний памятник стенного письма, напрямую продолжающий традиции искусства костромских изографов. Небольшое пространство четверика как бы приближает росписи к зрителю, что определило уменьшение масштаба ярусов, а многолюдье персонажей в композициях привело к миниатюрности в их трактовке. В программе росписи появились новые темы из “Пролога”, получивший развитие в XVIII в. сюжет “Плоды страданий Христовых” (Процветший крест). Уничтожение центральной главы, устройство междуэтажного перекрытия, многократные покраски и вычинки штукатурки в приспособленном под жилье здании нанесли значительный ущерб живописи. Иконографическая программа начинается со свода, так как центральная глава воссоздана при реставрации. На своде — “Вертоград заключенный” в видении Иоанна Богослова, к его вратам идут апостолы с Петром впереди (сюжет, обычно венчающий развитую композицию иконы “Воскресение Христово”). Верхний ряд росписей под сводом представляют 16 композиций праздничного цикла: на восточной стене — “Троица ветхозаветная”, “Введение во храм”, “Благовещение”, “Рождество Христово”; на южной — “Собор Богородицы”, “Сретение”, “Крещение”, “Вход в Иерусалим”; на западной — “Преображение”, “Сошествие во ад”, “Вознесение Христово”, “Вознесение Богоматери”; на северной — “Успение Богоматери”, “Покров”, “Всех скорбящих радости”, “Преполовение”. Начиная со второго яруса композиции находятся под набелом. Во втором ярусе — сцены из жизни Христа до Страстей; в третьем ярусе — “Страсти Христовы”; в четвертом — “Деяния апостолов”; в нижнем — сцены из “Пролога” (видение Кузьмы Игумена), “Плоды страданий Христовых” и др. В притворе на северной стене и в распалубке свода — “Страшный суд”. В алтарной части: стенопись забелена, хотя еще возможна ее расчистка.v Иконостас не сохранился. Существующий устроен в процессе освоения храма старообрядческой общиной и включает разные иконы. Стенопись свода и верхнего ряда реставрирована в 1996 году художником Г.Б. Губочкиным.

Лит.: ИАК. Вып. 31. СПб., 1909. С. 95; Н.В. Покровский. Памятники церковной старины в Костроме. СПб., 1909. С. 41; Г.К. Лукомский. Кострома. СПб., 1913. С. 251-255; В.Н. Иванов, М.В. Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 52; К.Г. Тороп. Кострома. М., 1974. С. 7, 135; Ф. Кудрявцев. Золотое кольцо. Л., 1974. С. 107; Е.В. Кудряшов. Костромское каменное зодчество XVII в. Его особенности и пути развития. Автореферат канд. диссерт. М., 1975. С. 15; В. Иванов. Кострома. М., 1978. С. 143; И.М. Разумовская. Кострома. Л., 1989. С. 39-40. Информация с сайта - http://enckostr.ru/start.do

Комментарии и обсуждение

Церковь Преображения Спаса за Волгой построена в 1685-1688 гг.

19 марта 2003, Борис Акулов.

Я родился в Заволжье 19.08.1943г. Примерно с 1950 по 1955 годы, в здании церкви находился избирательный участок по каким-то выборам. Мы, мальчишки и девчонки, ходили в эту церковь и смотрели кинофильмы в день выборов. В здании располагался какой-то клуб.
1 марта 2009, Александр Вишнёв.

Из заволжских храмов Спасский храм упразднили первым - 15 августа 1933 года, за несколько дней до престольного праздника, причём соответствующее постановление было вынесено спустя полгода после самого закрытия. В 1934 году храм приспособили под общежитие завода "Рабочий металлист": сбили пятиглавие, разрушили верхнюю часть колокольни, внутреннее пространство разделили межэтажными перегородками. Старинное кладбище, существовавшее при церкви, уничтожили. Сейчас Преображенский храм передан старообрядцам.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №119, 2014 г.

7 апреля 2018, Алексей Кротов.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.