Богоявленский Анастасиин монастырь, 3 класса, общежительный, в Костроме. Он совмещает в себе три обители, существовавшие некогда отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женские монастыри. Основателем первого считается старец Никита (1425-1462 годы), ученик и сродник пр. Сергия, память его сохраняется и чтится доселе в обители. После пожара в 1847 году монастырь был упразднен и отдан в ведение женского (прежде мужского) Крестовоздвиженского монастыря. Анастасиин монастырь основан в XV веке первою супругою Иоанна Грозного Анастасиею Романовною; в 1764 году был упразднен, а инокини перемещены в Крестовоздвиженский женский монастырь; вскоре монастырь сгорел; через 10 лет Анастасиин монастырь восстановлен был на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. В 1863 году он переведен был на место упраздненного Богоявленского монастыря. В юго-западной башне монастырской ограды устроен храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Здесь во время пожара, бывшего в 1779 году и позднейшего в 1887 году, стены башни, на штукатурке которой изображен был лик Богоматери, охвачены были волнами пламени, однако святая икона и деревянный на ней киот чудесно остались совершенно невредимыми; с того времени святая икона особенно чтится жителями города. В часовне, на юго-восточной стороне, находится образ святителя Николая, написанный на древней стене и оставшийся целым во время пожара. Ежегодно 6 января и 9 мая бывает крестный ход вокруг обители.
При монастыре находятся: училище для девиц духовного звания, мастерские — живописная, златошвейная и другие, богадельня для престарелых монахинь, больница для престарелых лиц духовного звания. Кроме того, монастырю принадлежат санитарные учреждения, возникшие по мысли в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны: 1) в городе Костроме, в стенах упраздненного Крестовоздвиженского монастыря, приписанного к Богоявленской обители, 2) в Назаретской пустыни (см. о ней ниже), 3) в Покровской пустыни (см. о ней ниже) и 4) на монастырской мельнице, в 20 верстах от Костромы. Первый санитарный пункт состоит из лечебницы, носящей с Высочайшего соизволения наименование Александровской, амбулатории с аптекой при ней, для безвозмездного отпуска лекарств всем больным, и отделениями для приема больных с внутренними и наружными болезнями; здесь же находятся курсы сестер милосердия Красного Креста. Второй пункт, учрежденный одновременно с первым в июне 1873 года, состоит из лечебницы на 6 кроватей и амбулатории. Третий и четвертый — имеют по три кровати и помещение для приходящих больных. Все эти лечебницы содержатся на средства монастыря, при ежегодном пособии от главного управления Общества Красного Креста. Кроме подания помощи больным и ухода за ними, который возлагается на монастырских сестер и некоторых из светских лиц, на учреждениях, по мысли Государыни Императрицы, лежит обязанность распространения в народе нравственных начал в духе Православной Церкви. С этою целью обстановка приемного покоя в Александровской лечебнице такова, что глубоко действует на религиозно-нравственное чувство. На видном месте в амбулатории водружен большой крест с изображением распятого Спасителя; пред ним теплится лампада и стоит аналой, на котором полагается икона благословляющего Христа Спасителя, — дар покойной Августейшей Основательницы учреждения; на стене за крестом находятся иконы Божией Матери, а на боковых стенах — пожалованные портреты Высочайших особ. Для приходящих в приемные покои больных, ожидающих очереди докторского осмотра, совершается пред крестом чтение из Евангелия или акафистов и канонов. Необразованный, но сердечно верующий, простой народ с благоговением внимает этим душеполезным чтениям и называет Александровскую лечебницу духовною лечебницей. Здесь же в Высокоторжественные дни совершались и совершаются молитвенные возношения о здравии Государя и Государынь и Наследника престола, а также и молитвы об упокоении Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
АНАСТАСИИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Анастасиин Ризоположенский, Анастасиин Крестовоздвиженский, Анастасиин Богоявленский), в КОСТРОМЕ.
Точная дата основания его неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. Вел. кн. московским Василием I Димитриевичем, позволяют полагать, что монастырь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой женской обителью Костромского края. По предположению некоторых историков, его основательницей была княгиня Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра Вел. кн. Василия Димитриевича. Монастырь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским - по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В сер. XVI в. монастырю покровительствовала Царица Анастасия Романовна. Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском уезде, пожалованных, как сказано в грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В их числе были Гашеева слободка на окраине Костромы, сельцо Ильинское, 7 деревень, 2 починка и 2 пустоши в Сущёве стане, деревня в Андомском стане. В дек. 1608 г. Анастасиин монастырь был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели.
К 1628 г. в обители «на посаде... на Суле» находились деревянные шатровый холодный храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне с приделами во имя прп. Михаила Малеина и мц. Анастасии, а также теплая церковь в честь Входа Господня в Иерусалим с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы; в 31 келье жили 50 сестер. Во 2-й пол. XVII в. деревянный Ризоположенский храм был разобран и на его месте построен одноименный каменный. В 1712 г. в связи с разборкой обветшавшей теплой церкви с юж. стороны Ризоположенского храма был пристроен теплый придел в честь Входа Господня в Иерусалим.
В 1764 г. Анастасиин монастырь был упразднен, насельницы переведены в Крестовоздвиженский жен. мон-рь, находившийся в бывшем Костромском кремле, а в помещениях Ризоположенской обители устроено архиерейское подворье. Однако, поскольку в 1773 г. Крестовоздвиженский мон-рь был уничтожен пожаром, Анастасиин монастырь вновь был возобновлен на прежнем месте под названием Анастасиина Крестовоздвиженского. Вокруг обители взамен деревянной начали строить каменную ограду, включавшую в себя 3 небольшие угловые башни, Святые въезжие и скотопрогонные ворота. В 80-х гг. XVIII в. каменная стена была возведена с сев. стороны, в 1814-1816 гг.- с вост. и юж. сторон, в 1832-1833 гг.- с зап. стороны. В 1794 г. к А. м. была приписана находившаяся рядом одноглавая, бесстолпная, одноапсидная «малоприходная» ц. Сретения Господня с небольшой шатровой колокольней, построенная в 20-х гг. XVIII в. В 1802 г. была разобрана старая колокольня Ризоположенского храма, и к 1804 г. возведена новая трехъярусная в классицистическом стиле, ставшая главной архитектурной доминантой монастырского ансамбля.
Как и большинство женских обителей, Анастасиин монастырь с основания являлся особножительным. В 1817 г. по инициативе казначеи Софии (Лизуновой), в 1829 г. ставшей настоятельницей, в монастыре было введено общежитие. В период настоятельства игум. Софии (1829-1847) в обители велось активное строительство. В нач. 30-х гг. XIX в. были построены каменные двухэтажный корпус келий, трапезная с кухней, деревянные хлебные амбары, квасоварня, прачечная, красильня, ткацкая, к сев. стене ограды пристроен скотный двор с сеновалами и погребами. В 1831 г. был разобран тесный придел Ризоположенского храма в честь Входа Господня в Иерусалим и на его месте построены 2 новых теплых придела: с сев. стороны - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора арх. Михаила, с юж. стороны - в честь Входа Господня в Иерусалим и мц. Анастасии (оба придела освящены в 1832). С введением общежития число насельниц возросло: в 1835 г. их было менее 100, в кон. 40-х гг.- до 200, в 1862 г.- 250. В 1863 г. настоятельница А. м. (1863-1889) игум. Мария (Давыдова) обратилась к еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) с просьбой передать обители находившийся неподалеку сгоревший и упраздненный в 1847 г. Богоявленский муж. монастырь, основанный в нач. XV в. В дек. 1863 г. Святейший Синод разрешил объединение 2 обителей, с этого времени мон-рь стал называться Анастасииным Богоявленским. В ходе возрождения бывш. Богоявленского мон-ря большая часть инокинь была переведена в него, а бывш. А. м., к-рый после объединения стали называть «старый монастырь», игум. Мария предназначила «для учебно-благотворительных учреждений». В 1864 г. здесь было открыто уч-ще для девиц бедных родителей, преимущественно духовного звания (до открытия в Костроме в 1901 г. епархиального жен. Дух. Училища оно фактически выполняло его функции). Позже в старом мон-ре открылся ряд медицинских и благотворительных учреждений: в 1873 г.- лечебница для сельского населения на 9 коек, во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. - госпиталь для раненых на 60 коек, в 1878 г.- фельдшерские курсы (в 1886 преобразованные в курсы сестер милосердия Красного Креста), во время первой мировой войны, в 1914-1917 гг.,- лазарет для раненых на 60 коек. Здесь же размещалась и богадельня для престарелых монахинь на 25 чел.
К 1917 г. в Анастасиином монастыре проживали 53 монахини и 323 послушницы. В нач. 1919 г. обитель закрыли, на территории старого мон-ря был устроен рабочий пос. Советский. Последняя настоятельница - игум. Сусанна (Мельникова) эмигрировала в Польшу, сестры разошлись. Ризоположенский и Сретенский храмы монастыря действовали еще год как приходские, однако в февр. 1920 г. власти, несмотря на протесты верующих, жаловавшихся даже в Совнарком, закрыли храмы. В 1920 г. в Сретенской церкви разместился губернский музейный фонд, в 1926 г.- биологическая станция Костромского научного об-ва. В Ризоположенском храме в 1926 г. был устроен городской клуб строителей. В кон. 20-х гг. на территории старого мон-ря решили возвести первые в Костроме 5-этажные жилые дома для рабочих. В связи с этим в 1928 г. были разобраны юж. стена ограды с 2 угловыми башенками и Сретенская церковь, и на их месте на рубеже 20-30-х гг. построили жилые дома. В сер. 30-х гг., во время сооружения в Костроме льнокомбината им. И. Д. Зворыкина, была разрушена «на щебень» Ризоположенская церковь. В 40-50-х гг. XX в. территория Анастасиинского монастыря была застроена многоэтажными жилыми домами. От ансамбля обители до наших дней сохранились только 2 каменных корпуса келий, сооруженных в 1829 и 1847 годах.
Источник информации: статья Н.А.Зонтикова на сайте www.pravenc.ru
Крупнейший монастырский комплекс в центре города с замечательным собором XVI в., самым древним из сохранившихся ныне в Костроме памятников, и рядом интереснейших построек XVII и XIX вв. занимает целый квартал между улицами Симановского, Комсомольской, Козуева и Пятницкой. Основан в 1420-х гг. на посаде как мужская обитель старцем Никитою, учеником Сергия Радонежского.
До середины XVI в. все монастырские здания были деревянными. В 1559-1565 гг. построен каменный Богоявленский собор, среди ктиторов которого был князь В.А.. Старицкий. В период Смуты, в 1609 г., монастырь разграбили польско-литовские отряды, однако вскоре он был восстановлен и приступил к обширному каменному строительству, продолжавшемуся до конца столетия. В 1610-х гг. собор обстроен двухъярусными папертями-галереями с крыльцами и северным приделом Николы. В первой четверти XVII в. также сооружены церкви Трех Святителей и надвратная звонница с церковью Сергия Радонежского и трапезная палата. Пожары 1629 и 1646 гг. сильно повредили здания обители, но не приостановили строительство. В 1642-1648 гг. возвели окружавшие монастырь каменные стены с башнями, а затем настоятельский и братский корпуса келий, больничную и казенную палаты, гостиницу, хозяйственные постройки, погреба и пр.
В XVIII - первой половине XIX вв. наступает период упадка монастыря. Лишь в 1760 г. построена церковь Николая Чудотворца на средства Е.М. Салтыковой над могилой ее мужа, генерал-майора И.И. Салтыкова. В 1763 г. обитель упразднили и при учреждении в Костроме наместничества в 1778 г. все здания его (кроме собора) использованы под присутственные места, которые оставались здесь до 1809 г. В 1814 г. тут разместилась духовная семинария, при которой в 1824-1825 гг. сооружена Смоленская церковь при Больничных палатах. После сильного пожара в городе в 1847 г. многие здания обители XVII в. разобрали. Возобновили обитель уже в 1860-х гг. как женскую Богоявленско-Анастасиину после перевода сюда монахинь соседнего упраздненного монастыря, в связи с чем возобновилось и довольно интенсивное каменное строительство. В 1864-1869 гг. собор сильно перестроили, разобрав паперти с приделом и соорудив новые боковые пристройки и с запада обширное здание “нового” собора, которое фактически превратило прежнюю часть в его алтарь. Кроме того, в 1863-1865 гг. перестроили проездную башню ограды XVII в. в колокольню, а корпус братских келий того же времени — в 1863-1899 гг. в “трапезный” корпус. Кроме того, заново возвели целый ряд корпусов — “больничный” (1866-1868 гг.), “восточный” (1860-е гг.) и “рабочий” (около 1864 г.), надстроили Смоленскую церковь (1889-1892 гг.) и соорудили еще несколько зданий.
В 1918 г. монастырь был закрыт. В культовых зданиях разместился областной архив, жилые — переоборудованы под многоквартирные дома. В 1930-х гг. были снесены церковь Николая (Салтыковская) и ограда с башнями, а на монастырской территории в течение нескольких десятилетий был возведен ряд жилых и общественных зданий. В 1972-1991 гг. часть монастырских зданий реставрирована. В 1991 г. монастырь возобновлен. В 1995 г. частично воссоздана ограда с западной стороны монастыря (арх. Л.С. Васильев).
Главным сооружением ансамбля является Богоявленский собор (№ 26 Е), состоящий из “старой” и “новой” частей. В 1982 г. в соборе произошел пожар, практически полностью уничтоживший сохранявшуюся в нем стенопись. В 1985-1991 гг. здание реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов). “Старый” собор — прекрасный образец монастырского строительства середины XVI в., созданный руками ростовских мастеров и отличающийся монументальностью и внушительностью своих форм. Это характерное для того времени крестовокупольное здание, четырехстолпное, пятиглавое и трехапсидное, поставленное на высокий подклет. Его крупный двусветный четверик, первоначально с позакомарным покрытием, венчают луковичные главы на больших цилиндрических световых барабанах. Мощь форм собора особенно наглядно ощущается с востока, где выступают могучие полукружия апсид, разделенные прямоугольными колонками. Широкие лопатки членят фасады собора на три прясла, видимые из-за пристроек лишь в своей верхней части и завершенные килевидными закомарами. Антаблемент, раскрепованный на лопатках, отделяет закомары от стен. В их средних пряслах, внутри пристроек с юга и севера, сохранились перспективные порталы с белокаменными деталями; прежние окна заложены или растесаны. Барабаны глав украшены аркатурой на колонках и поясом городков под карнизом. В интерьере собора мощные крестообразные столбы широко расставлены и поддерживают при помощи подпружных арок между ними и стенами коробовые своды рукавов креста. Паруса обеспечивают переход к барабанам над средней и угловыми ячейками с восемью окнами у среднего и четырьмя — у боковых; основные подпружные арки повышены по отношению к сводам. Полностью открытые в храм апсиды, в южной из которых помещался придел Успения, перекрыты коробовыми сводами с конхами. Внутристенная лестница в южной стене ведет на своды. В сводчатом подклете находилась усыпальница с надгробиями XVI-XVIII вв., в которой похоронены бояре Салтыковы, князь И. Хованский с семейством, боярин А. Кафтырев, игумены Исайя и Герасим и др. До пожара 1982 г. в интерьере собора сохранялись росписи, выполненные в 1667-1672 гг. “радением и старанием игумена Герасима”. Это было одно из ранних произведений костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина. В 1865 г. росписи были полностью переписаны палехскими художниками артели Сафонова с использованием старой графьи. Стенописи собора до пожара были исследованы В.Г. Брюсовой, их иконографический состав подробно описан ею в монографии “Гурий Никитин”, в которой автор выдвигает предположение о том, что роспись верхних частей собора (барабанов, сводов, арок и т.д.) выполнена в XVI в. Однако полная идентичность штукатурного основания “верхов” и стен четверика, установленная в результате химического анализа, проведенного в процессе реставрации здания, не подтверждает справедливость этого предположения. После пожара в четверике оставались отдельные фрагменты штукатурного основания, просматривалась графья, но красочный слой выгорел и был смыт напором воды. В ходе реставрации собора на местах утрат была подведена новая штукатурка и весь интерьер побелен. В подклете собора, где находилась усыпальница, несмотря на проникавшую воду частично сохранились росписи 1672 г.
Древнюю архитектуру собора сильно искажает “новый” собор — обширные пристройки 1864-1869 гг., выполненные в русском стиле. Они охватывают здание двумя крупными боковыми притворами с крыльцом с юга и огромной основной частью с запада. Последняя — четырехстолпная, с повышенным средним нефом и большой световой главой над центром в окружении четырех маленьких. Притвор ее соединен в 1870-х гг. длинным переходом башней-колокольней. Обильный кирпичный декор фасадов нового здания, стилизованный под формы XVI-XVII вв., выглядит довольно тяжеловесно: пучки полуколонок, различные ширинки, городчатые карнизы и всевозможные наличники с колонками, балясинами, кокошниками и пр. В интерьере четыре столба сложного сечения, поставленные в центре, поддерживают крестовые своды над боковыми ячейками. Крупные подпружные арки с парусами выделяют более высокую среднюю часть, увенчанную барабаном с куполом. До пожара 1982 г. в соборе сохранялись фрагменты масляной росписи ХIХ в., лепные карнизы в верху стен и в основании светового барабана. В настоящее время в соборе установлен новый иконостас, выполненный по образцу иконостаса XVIII в. Состав икон — сборный. Храмовая икона “Богоявление” 1727 г. — письма известного царского изографа костромича Кирилла Уланова. Это одно из последних произведений, созданных им на родине.
Оригинальным памятником костромского крепостного зодчества XVII в. является башня-колокольня (№ 26 Е). Возведена она в системе монастырских стен в 1642-1648 гг. как проездная со святыми воротами. На низком четверике с арочным проездом по линии запад-восток водружен восьмерик с венчающим поясом машикулей. Скромный декор фасадов состоит из лопаток на углах четверика и круглых бойниц с обрамлением под машикулями. Верхняя часть башни — собственно колокольня — надстроена в 1865 г. и после пожара восстановлена в 1887 г. Все здание в 1977-1980 гг. реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов). Надстройка, выполненная в русском стиле, включает восьмерик звона с парными арками и шатер с фигурными кокошниками у основания, слухами и главкой в завершении. Убранство надстройки выполнено в духе XVII в. (ширинки, кокошники, пояса кирпичного декора и т.д.).
К северу от собора расположен “трапезный” корпус (№ 26 А), частично сохранивший в своем составе прежние братские кельи монастыря, интересный памятник жилой архитектуры середины XVII в. В 1850-х гг. большую часть двухэтажных прежних келий разобрали, построив в 1863-1867 гг. новое здание с подвалами и мансардой, предположительно по проекту петербургского архитектора В. Садовникова. После пожара 1887 г. оно надстроено третьим этажом и расширено в 1898-1899 гг. губернским архитектором Н.И. Горлицыным. В 1978-1985 гг. здание реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов).
Длинный кирпичный корпус в три этажа, сильно вытянутый по оси восток-запад, выполнен в русском стиле. Его главный южный фасад имеет в центре ризалит с крупным фронтоном чердачного окна; у северного фасада ризалиты устроены по краям и в середине. Восточное крыло корпуса включает в себя древние братские кельи, состоящие из нескольких палат в первом и втором этажах, нижние из которых сохранили даже коробовые своды с распалубками. На главном фасаде частично можно видеть и характерный для XVII в. декор келий: лопатки против внутренних стен, карнизы этажей с поребриком, киоты и нишки с обрамлением и наличники второго этажа с наборными колонками и кокошниками, а также более простые, рамочные, с фронтонами. Убранство более поздних частей корпуса во многом стремится подражать древним формам убранства.
В юго-западном углу монастыря находится Смоленская церковь (№ 26 Г), оригинальный памятник культового костромского зодчества XIX в. в русско-византийском стиле, включивший в свой объем фрагмент прежней монастырской ограды XVII в. — угловую крепостную башню. После пожара монастыря 1773 г. к этой башне пристроили деревянную часовню. В 1824-1825 гг. вместо нее на средства костромского купца Ф.М. Обрядчикова, вероятно, по проекту губернского архитектора П.И. Фурсова, возвели Смоленскую церковь, основу объемной композиции которой составила башня. В 1827 г. церковь расширена с севера и востока апсидиальными пристройками. После пожаров 1840 и 1847 гг. она соединена в 1860-х гг. с больничным корпусом, а после пожара 1887 г. восстановлена в 1888-1891гг. с новой отделкой фасадов и интерьеров. Внутри церкви купол был “украшен живописью, а стены — искусственным мрамором”, полы и лестницы — “мозаичною из портландского цемента с мраморною крошкою работою”. В 1972-1978 гг. здание реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов).
Двухэтажный бесстолпный и одноглавый храм, кирпичный и оштукатуренный, представляет собой высокий четверик, с трех сторон (кроме западной) окруженный слегка пониженными пристройками с апсидами в центре. Основу четверика образует угловая башня ограды, мощные стены которой хорошо читаются в плане здания. Завершают каждую стену по три ложных закомары. Над купольной кровлей поставлен граненый барабан с позолоченой главой и крестом. Византийский характер архитектуре придают “полосатые” фасады с широкой рустовкой, руст архивольтов арочных окон и закомар и рельефные греческие кресты в тимпанах нижних окон и вверху апсид. Выразительны железные двустворчатые решетки входов с растительно-геометрическим орнаментом. Внутри верхний этаж храма перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом с угловыми тромпами и отверстием барабана в шелыге. От убранства интерьера храма до настоящего времени сохранилась лишь почитавшаяся чудотворной Смоленская (Костромская) икона Богоматери. Она была написана не ранее середины XVII в. по штукатурному основанию в киоте, специально сделанном в кладке стены угловой башни монастырской ограды. Открытая дождям и ветру, горевшая в пожарах, она неоднократно подновлялась. В XVIII в. пристроенная к башне часовня изолировала икону от внешних воздействий. Обследование показало, что живопись иконы сильно утрачена, до санкирной подготовки.
“Больничный” корпус (№ 26 Г), примыкающий к церкви с севера, гораздо менее интересен по своей архитектуре. Построен он в 1866-1868 гг. на средства жертвователей, особенно действительного статского советника А.Н. Григорова. Имеются основания предполагать, что в состав средней и южной частей корпуса вошли остатки крепостной монастырской стены XVII в. В 1887 г. корпус сгорел и возобновлен в 1890 г. Кирпичное неоштукатуренное здание состоит из двух прямоугольных в плане объемов, примыкающих торцами друг к другу с отступом внутрь и вытянутых вдоль улицы Симановского. Ближайший к церкви объем одноэтажный, удаленный — двухэтажный, оба — с подвалами. Выполненные в русском стиле, они имеют более парадные дворовые фасады с несколько тяжеловесным декором у первого и необычными псевдоготическими стрельчатыми окнами в нижнем этаже второго.
Прямо против апсид собора расположен самый крупный “восточный” корпус (№ 26 Б), также выполненный в русском стиле. Построен он между 1863 и 1867 гг. предположительно архитектором В. Садовниковым и использовался для монашеских и настоятельских келий. Г-образное в плане здание с полуподвалами, одноэтажное на главных фасадах и двухэтажное в северной половине западного фасада и со двора. Угловые и средние части главных фасадов выделены также повышением до двух этажей и ризалитами со щипцовыми фронтонами в центре. Развитый кирпичный декор здания во многом тяжеловесен. Внутри коридорная планировка с кельями по обе стороны коридора, имеющими в цокольном этаже иногда коробовые своды.
В восточной части монастыря расположен оригинальный “рабочий” корпус (№ 26 В), созданный в 1864 г. для участников обширного строительства с использованием фрагмента монастырской стены XVII в. Двухэтажное прямоугольное в плане здание имеет кирпичные нижние и две стены верхнего этажа, деревянные и оштукатуренные остальные стены верхнего. Своей толщиной выделяются восточная и северная кирпичные стены, которые и являются остатками древней монастырской ограды. Их материал — большемерный кирпич со включенными в кладку крупными булыжниками, хорошо заметными снаружи восточной стены. Сохранились также щелевидные бойницы среднего боя, валиковые тяги над ними и заложенные двурогие зубцы. Декор корпуса состоит из широких рустованных лопаток, карниза с аркатурой и зубчиками и штукатурных наличников окон.
К нижнему ярусу башни-колокольни вдоль улицы примыкают поставленные друг за другом сторожка, ворота и “западный” корпус. Сооружены они в 1860-е гг., причем корпус сначала был одноэтажным, а позднее надстроен еще одним этажом. Все постройки кирпичные и выдержаны в русском стиле. Выделяются ворота с рустованными устоями и широким архивольтом над двойной аркой с висячей гирькой. Интерес представляли сохранявшиеся до недавнего времени деревянные двухстворчатые полотнища ворот середины XIX в. с крупными накладными греческими крестами и растительными завитками в филенках. В настоящее время они заменены металлическими. У сторожки — килевидный портал (заложен) и пояс различных кокошников в завершении — полукруглых, в виде арочных ниш с килевидным верхом и треугольных.
В фасаде “западного” корпуса (№ 26 Д) оригинален нижний этаж с лопатками на углах и центре, вертикальными прямоугольными филенками и поясом щипцовых фронтонов, над которыми в кладке второго этажа видны контуры кокошников.
http://www.enckostr.ru/showObject.do?object=1804531367
Комментарии и обсуждение