ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кострома. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Кафедральный собор Богоявления Господня и Анастасии Римляныни.


Кострома. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Кафедральный собор Богоявления Господня и Анастасии Римляныни
Собор. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Анастасии Римляныни, Сергия Радонежского, Никиты мученика
Год постройки:Между 1864 и 1869.
Адрес:
Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Богоявленская (Симановского), д. 26, на территории Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря

Координаты: 57.772813, 40.923953





Сортировка:

Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Кафедральный собор Богоявления Господня и Анастасии Римляныни, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
9 октября 2008
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Кафедральный собор Богоявления Господня и Анастасии Римляныни, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
27 декабря 2005
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Кафедральный собор Богоявления Господня и Анастасии Римляныни, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
28 сентября 2005
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Кафедральный собор Богоявления Господня и Анастасии Римляныни, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Кафедральный собор Богоявления Господня и Анастасии Римляныни, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Кафедральный собор Богоявления Господня и Анастасии Римляныни, Фото из журнала "Русский Паломник"<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото из журнала "Русский Паломник"
Андрей Агафонов
??
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Кафедральный собор Богоявления Господня и Анастасии Римляныни, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1910 гг.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1910 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Кафедральный собор Богоявления Господня и Анастасии Римляныни, Врата к Храму<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Врата к Храму
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Alex S.
19 июля 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  6 января 2018

Главным сооружением ансамбля является Богоявленский собор (№ 26 Е), состоящий из “старой” и “новой” частей. В 1982 г. в соборе произошел пожар, практически полностью уничтоживший сохранявшуюся в нем стенопись. В 1985-1991 гг. здание реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов).

“Старый” собор — прекрасный образец монастырского строительства середины XVI в., созданный руками ростовских мастеров и отличающийся монументальностью и внушительностью своих форм. Это характерное для того времени крестовокупольное здание, четырехстолпное, пятиглавое и трехапсидное, поставленное на высокий подклет. Его крупный двусветный четверик, первоначально с позакомарным покрытием, венчают луковичные главы на больших цилиндрических световых барабанах. Мощь форм собора особенно наглядно ощущается с востока, где выступают могучие полукружия апсид, разделенные прямоугольными колонками. Широкие лопатки членят фасады собора на три прясла, видимые из-за пристроек лишь в своей верхней части и завершенные килевидными закомарами. Антаблемент, раскрепованный на лопатках, отделяет закомары от стен. В их средних пряслах, внутри пристроек с юга и севера, сохранились перспективные порталы с белокаменными деталями; прежние окна заложены или растесаны. Барабаны глав украшены аркатурой на колонках и поясом городков под карнизом.

В интерьере собора мощные крестообразные столбы широко расставлены и поддерживают при помощи подпружных арок между ними и стенами коробовые своды рукавов креста. Паруса обеспечивают переход к барабанам над средней и угловыми ячейками с восемью окнами у среднего и четырьмя — у боковых; основные подпружные арки повышены по отношению к сводам. Полностью открытые в храм апсиды, в южной из которых помещался придел Успения, перекрыты коробовыми сводами с конхами. Внутристенная лестница в южной стене ведет на своды. В сводчатом подклете находилась усыпальница с надгробиями XVI-XVIII вв., в которой похоронены бояре Салтыковы, князь И. Хованский с семейством, боярин А. Кафтырев, игумены Исайя и Герасим и др.

До пожара 1982 г. в интерьере собора сохранялись росписи, выполненные в 1667-1672 гг. “радением и старанием игумена Герасима”. Это было одно из ранних произведений костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина. В 1865 г. росписи были полностью переписаны палехскими художниками артели Сафонова с использованием старой графьи. Стенописи собора до пожара были исследованы В.Г. Брюсовой, их иконографический состав подробно описан ею в монографии “Гурий Никитин”, в которой автор выдвигает предположение о том, что роспись верхних частей собора (барабанов, сводов, арок и т.д.) выполнена в XVI в. Однако полная идентичность штукатурного основания “верхов” и стен четверика, установленная в результате химического анализа, проведенного в процессе реставрации здания, не подтверждает справедливость этого предположения. После пожара в четверике оставались отдельные фрагменты штукатурного основания, просматривалась графья, но красочный слой выгорел и был смыт напором воды.

В ходе реставрации собора на местах утрат была подведена новая штукатурка и весь интерьер побелен. В подклете собора, где находилась усыпальница, несмотря на проникавшую воду частично сохранились росписи 1672 г.

Древнюю архитектуру собора сильно искажает “новый” собор — обширные пристройки 1864-1869 гг., выполненные в русском стиле. Они охватывают здание двумя крупными боковыми притворами с крыльцом с юга и огромной основной частью с запада. Последняя — четырехстолпная, с повышенным средним нефом и большой световой главой над центром в окружении четырех маленьких. Притвор ее соединен в 1870-х гг. длинным переходом башней-колокольней. Обильный кирпичный декор фасадов нового здания, стилизованный под формы XVI-XVII вв., выглядит довольно тяжеловесно: пучки полуколонок, различные ширинки, городчатые карнизы и всевозможные наличники с колонками, балясинами, кокошниками и пр.

В интерьере четыре столба сложного сечения, поставленные в центре, поддерживают крестовые своды над боковыми ячейками. Крупные подпружные арки с парусами выделяют более высокую среднюю часть, увенчанную барабаном с куполом. До пожара 1982 г. в соборе сохранялись фрагменты масляной росписи ХIХ в., лепные карнизы в верху стен и в основании светового барабана. В настоящее время в соборе установлен новый иконостас, выполненный по образцу иконостаса XVIII в. Состав икон — сборный. Храмовая икона “Богоявление” 1727 г. — письма известного царского изографа костромича Кирилла Уланова. Это одно из последних произведений, созданных им на родине.

http://www.enckostr.ru/showObject.do?object=1804531367



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.