ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Кострома. Церковь Иоанна Богослова.


Церковь. Действует.  
Престолы:Иоанна Богослова, Николая Чудотворца, Феодоровской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1681 и 1687.
Адрес:
Костромская область, Костромской район, г. Кострома, ул. писателя Е. Осетрова (Ипатьевская слобода), близ Ипатьевского монастыря

Координаты:57.779295, 40.891654


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
JuNe
14 мая 2006
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Илья Смирнов
25 февраля 2008
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Илья Смирнов
25 февраля 2008
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
JuNe
21 октября 2005
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
4 октября 2005
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
JuNe
3 февраля 2005
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Иоаннобогословская церковь при Ипатьевском монастыре
Андрей Фризюк
7 января 2005
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
7 мая 2003
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
7 мая 2003
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
7 мая 2003
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
JuNe
3 августа 2006
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
JuNe
14 мая 2006
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Dmitry N.
11 февраля 2017
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Внутренний вид церкви
JuNe
15 сентября 2005
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Внутренний вид церкви
JuNe
15 сентября 2005
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Внутренний вид
JuNe
15 сентября 2005
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Вид на Богословскую слободу и церкви Собора Богородицы (слева) и Иоанна Богослова (справа) с моста через Костромку
JuNe
21 октября 2005
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003803088/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1913
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Иоанна Богослова - Кострома - г. Кострома - Костромская область
"Известия ИАК", № 31, 1909г. Хранение:http://www.library.chersonesos.org
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел,  24 августа 2003

Церковь Иоанна Богослова каменная, с каменной колокольней была построена в 1681-1687 гг. вместо двух деревянных церквей, устроенных в 1562 г. по грамоте Московского митрополита Макария и сгоревших в 1681 г. Построена она по благословению патриарха Иоакима, попечением настоятеля Ипатьевского монастыря архимандрита Антония. Придельный храм с престолами во имя святого Николая и в честь Феодоровской иконы Божией Матери устроен в 1901 г. В приходе существовало с 16 сентября 1879г. попечительство Костромского Александровского братства.


Статью добавил(а): JuNe,  16 декабря 2005

Церковь расположена недалеко от Ипатиевского монастыря. Когда-то, эта территоря была "особой экономической зоной" (поселенцы освобождались от ряда налогов), созданная, чтобы было кому кормить монахов. Принадлежала монастырю с 15-го века. Когда в середине 17-го века монастырям запретили владеть слободами, монахам удалось обойти этот запрет, сославшись на то, что слобода отделена от монастыря рекой (на самом деле, жалким ручьем, ныне спрятанным в трубу). Застройка нынешней слободы без существенных искажений представляет ее облик по состоянию на 17-е столетие. Центром слободы служит прекрасно сохранившаяся церковь Иоанна Богослова. Она начата стройкой в 1681, закончена в 1687, однако, судя по названию слободы, деревянный храм в ней существовал еще века с 15-го. Росписи этого храма схожи с таковыми Троицкого собора, хотя выполнена лишь в 1735 году и дурно поновлена в конце 19-го столетия. В 1901 году облик сооружения был испорчен пристройкой теплого храма – «кричащей архитектуры», как говорили еще дореволюционные знатоки. По материалам сайта http://arheologia.narod.ru

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  29 марта 2010

Один из лучших храмовых комплексов города с замечательным памятником костромского культового зодчества последней четверти XVII в. и с оградой середины XVIII и начала XIX вв. в стиле барокко и классицизма. Расположен в центре слободы при Ипатьевском монастыре и играет важную градостроительную роль. В середине XVI в. здесь стояли две деревянные церкви — шатровая Иоанна Богослова и клетская Николая Чудотворца, которые сгорели в 1680 г. Вместо них на средства монастыря и прихожан в 1681-1687 гг. возведен каменный храм Иоанна Богослова. В XVIII в. сооружено его южное крыльцо (начало XVIII в.) и при трапезной устроено два придела — Никольский (1706-1709) и Федоровский (1780). В 1765-1766 гг. весь погост обнесен с трех сторон каменной оградой с двумя воротами, а в 1811 г. построена последняя, западная часть ограды с еще одними воротами. В 1902-1903 гг. гражданским инженером И.В. Брюхановым сооружена новая трапезная храма в псевдорусском стиле и сторожка в северо-западном углу ограды. В 1950-1960-х гг. при реставрации храма КСНРПМ воссоздана прежняя трапезная, восстановлены покрытие глав храма и южное крыльцо (арх. И.Ш. Шевелев, Л.С. Васильев). В 1970-х гг. проводилась реставрация ограды с воротами (арх. К.Г. Тороп).

Главным зданием ансамбля является церковь Иоанна Богослова — прекрасный образец костромского посадского храма XVII в., двустолпного пятиглавого и трехапсидного, с трапезной и шатровой колокольней. Он сооружен из кирпича с известковой обмазкой Кубический двусветный четверик с четырехскатным покрытием и крыльцом с юга увенчан сдвинутыми к центру луковичными главами на цилиндрических барабанах (центральный световой). Низкая алтарная часть с полукружиями апсид и прямоугольная в плане трапезная слегка сужены. Вертикальной доминантой служит стройная колокольня из двух четвериков и восьмерика, который несет ярус звона с арками на круглых столбах и высокий шатер с маленькой главкой. Убранство фасадов построено на контрасте сравнительно скупо оформленных фасадов и отдельных трактованных подчеркнуто нарядно деталей. На углах куба — широкие лопатки, в завершении — простой карниз с поребриком и три ложных закомары с каждой из сторон. Однако наличники окон выдержаны в стиле пышного узорочья, с наборными колонками, мелким кирпичным орнаментом и килевидными кокошниками различной формы. Аналогичны и перспективные порталы с дыньками у колонок и прочим декором. Еще более нарядны ярусы колокольни с различными нишками, колонками с перехватами, вставками из зеленых сюжетных изразцов и четырьмя рядами слухов в шатре. Киот над проемом входа колокольни выделен живописной вставкой (композиция “Отечество”). Южное крыльцо сочетает формы XVII в. (пучки из трех колонок, карниз типа “пилы”, ширинки и тройная аркада на коротких столбиках) с подлинно барочными элементами (фигурный портал и криволинейная, сложного рисунка лестница). В интерьере два столба в центре с подпружными арками между ними и стенами несут три коробовых свода по линии восток-запад. В центре между столбами средний свод прорезан световым кольцом центрального барабана главы. Стенопись в интерьере храма выполнена в мае-августе 1735 г. артелью костромских иконописцев во главе с Федором Логиновым. Время создания стенописи и имена исполнителей указаны в летописи на северной стене храма: “Града (Костромы) трудившиеся изографы стефановский поп Федор Логинов с детьми Матфеем да Иваном, Яков Васильев, Егор Абрамов с сыном Семеном, Алексей Григорьев с братом Федором, покровский дьякон Федор Григорьев с сыном Иваном, Иван Алексеев, Василий Иванов, Трофим Андреев, Леонтий Федоров, Осип Данилов, Федор Михайлов, Семен Степанов. 1735”. В 1884-1885 гг. стенопись была поновлена, при этом авторская графья использована как рисунок, что сохранило программу росписи.

В куполе центральной главы помещена композиция “Христос Вседержитель”, в простенках барабана — праотцы, ниже — пять пророков. На восточном своде — “Троица Новозаветная” с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей; на западном — “Плоды страданий Христовых” (“Процветший крест”); на северном и южном — 12 апостолов в рост, рядом — сцены мучений каждого из них. На столбах со всех сторон четыре яруса росписи. В верхнем ярусе — богородичные иконы (на западной стороне южного столба — “Троица ветхозаветная”); во втором сверху — архангелы; в третьем — шесть композиций “Песни песней” (на восточных сторонах — Иоанн воин и Федор Стратилат, царь Константин и царица Елена); в четвертом ярусе с восточной стороны — изображения икон Богоматери Владимирской и Страстной, остальные стороны закрыты приставленными киотами с иконами. Росписи стен имеют четыре сюжетных ряда и орнаментальную панель внизу. Первый ярус сверху — “Страсти Христовы”; второй — христологический, начинается с призвания апостолов; третий — “Акафист Богоматери” и в конце ряда — избранные святые; четвертый — деяния апостола Иоанна Богослова, на северной стене — житие Николы Чудотворца (ему был посвящен один из приделов храма). В центральной части алтаря на стенах — шесть вселенских соборов, в конхе — “Достойно есть”; в дьяконнике на стенах — житие Алексея – человека Божия (соименного святого заказчика стенописи А. Сысина), на своде — “Иже херувимы” и часть композиции “Великий вход”; в жертвеннике на стенах — “Жертвоприношение Авраамово” и “Успение Богоматери”, на своде — “Се агнец Божий” с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей. Стенопись нуждается в реставрации, раскрытии от поздних записей, только после этого возможно в полной мере оценить авторский почерк, своеобразие таланта Федора Логинова и его товарищей. Исполнение такого большого объема живописных работ за три летних месяца предполагает большой профессионализм каждого изографа и их сработанность в артельном труде. Федор Логинов в молодости трудился под руководством Гурия Никитина в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, по всей вероятности его артелью были расписаны разные храмы, но известен только этот, и тем ценнее его росписи, в которых просматривается преемственность традиций костромской школы монументальной живописи. В южном крыльце росписи конца XIX в. продолжают тему посвящения храма Иоанну Богослову видением “Сидящего на престоле” и сюжетами Апокалипсиса. В интерьере храма сохранилось “тело” иконостаса “нового устройства” конца XIX в. В его структуру были включены иконы XVIII в. — в верхних ярусах и XVI-XVIII вв. — в местном ряду.

Иконный ансамбль сохранился не полностью. В 1959 г. из местного ряда было украдено несколько икон. В настоящее время большинство икон хранится в Костромском историко-архитектурном музее-заповеднике. Проведена реставрация икон местного ряда. Отреставрированная храмовая икона из местного ряда “Иоанн Богослов с Прохором на острове Патмос” с житием Иоанна содержит интереснейшую историю покровительства апостола мальчику-гусарю в освоении иконописного мастерства. Основная часть иконы написана в XVI в. и следует иконографии, разработанной в мастерской знаменитого Дионисия, но ее “горячий” колорит характерен для московской традиции середины XVI в., что вполне соответствует дате строительства двух деревянных храмов 1562 г., сгоревших в 1680 г. Дополнение иконы рядом клейм с историей гусаря относится ко времени завершения строительства каменного храма и установки первого иконостаса, иконы для которого, вероятно, писал Гурий Никитин “со товарищи”, к этому времени завершивший роспись Троицкого собора. Недавно раскрытая от записей (реставратор А.М. Малофеев) икона “Великий архиерей с припадающими Иоанном Богословом и Дмитрием Солунским” дает основание утверждать, что иконы местного ряда определенно писал сам великий мастер. Его кисти принадлежала часть икон в киотах при столбах. Иконостас дополняли резные царские врата с рельефными фигурами евангелистов, коленоприклоненных святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста; в навершии было резное распятие с предстоящими. Скульптурными изображениями ангелов и пророков были также увенчаны киоты при столбах, часть фигур удалось сохранить и реставрировать в музее-заповеднике. В храме сохранились также чугунные полы XVIII в. Оригинальное произведение барокко представляет церковная ограда, образующая в плане неправильный четырехугольник с воротами в восточном, северном и западном пряслах. Она состоит из кирпичного основания, украшенного различными филенчатыми нишками, и поставленных на него восьмигранных столбиков с красивыми по рисунку коваными решетками в виде пик с кружевным узором. Особенно интересны северные и восточные ворота в виде однопролетных арок с купольной кровлей и главкой на граненой шейке. Они декорированы пилястрами по краям и многоступенчатым карнизом. В киотах над проездами ворот помещались живописные сюжетные клейма. По сторонам восточных ворот устроены арочные калитки, увенчанные высокими фигурными “трибунами”. Лишь западные ворота выполнены в стиле классицизма. Это трехпролетная арка с парными колоннами на устоях проезда, луковичной главой на тонкой шейке над ним и круглыми главками над пилястрами по бокам калиток. Небольшая одноэтажная сторожка имеет в плане форму неправильного четырехугольника со срезанным углом и скромное фасадное убранство в виде зубчикового карниза в завершении стен, замковых выступов и подоконных полок у окон с уплощенными арочными перемычками.

Информация с сайта - http://enckostr.ru/start.do


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  3 мая 2017

Каменный храм во имя апостола Иоанна Богослова, что расположен в костромской Ипатьевской слободе, начали строить в 1681 году на месте двух церквей практически одновременно с расцветом каменного строительства в Ипатьевском монастыря, давшем название и поселению. И с тех пор у слободы появилось второе название - Богословская. Ипатьевская слобода принадлежала монастырю. В ней традиционно селились монастырские работники различных специальностей - кузнецы, каменщики, иконописцы... В середине ХVI века по распоряжению митрополита Московского Макария в слободе построили два деревянных храма. Один из них был посвящён апостолу Иоанну Богослову, а второй - свт. Николаю Чудотворцу. Но в 1681 году они сгорели во время пожара, а на их месте по благословению патриарха Иоакима началось строительство каменной Богословской церкви с колокольней. Руководил работами архимандрит Ипатьевского монастыря Антоний, в прошлом - настоятель переславского Данилова монастыря. Заканчивал строительство уже другой архимндрит - Феодосий, в 1687 году. При нём у храма появилась трапезная, а также была пристроена колокольня. По статистике, в те годы в слободе насчитывалось 250 дворов, а проживало в ней 640 человек. Практически все эти люди были прихожанами этого храма.

В начале ХVIII века при храмовой трапезной устроили два придела, которые освятили в честь Феодоровской иконы Божией Матери, а также в честь Николая Чудотворца - в память о сгоревшей деревянной церкви. В 1735 году Богословскую церковь решено было украсить росписями. Мастеров для их выполнения далеко искать не стали - обратились к своим, костромским. Что это была за артель? Известно, что Фёдор Логинов в своё время был учеником знаменитого изографа Гурия Никитина. Да и все мастера его команды, скорее всего, давно трудились вместе, поскольку им удалось выполнить весь колоссальный объём работ всего за три месяца. Во второй половине ХVIII века кровлю храма перекрыли чёрным железом, а её главы - белым. Тогда же храм обнесли оградой. На первый взгляд ограда Богословской церкви - обычная. Каменные столбы да металлическая решётка, ковали которую кузнецы - костромичи. Однако, если приглядеться, то можно заметить: у ограды не четыре стены - стороны, как бывает обычно, а три. Просто одна из сторон закруглена и, таким образом, является одновременно северной и восточной частью ограды. Там расположены две входные башни. Ещё одна входная арка сделана в западной стене. Что же касается южного фрагмента стены, то там лишь маленькая калитка. Она ведёт от амбулатории, которая в своё время принадлежала Александровскому Православному братству, бывшему при храме, непосредственно на церковную территорию. В нач. ХХ века осуществляется ряд серьёзных переделок церковного здания. Так, вместо маленьких приделов - Никольского и Фёдоровского, устроили два больших (в 1960-е годы во время реставрации их разобрали). Одновременно трапезную, соединявшую четверик с колокольней, решили снести, а на её месте возвести зимнюю церковь. Тогда же перестроили и вход на колокольню, пробили дымоход, что к сожалению, уничтожило наличники на западной стене четверика. Переделки коснулись и южного крыльца. Там появилась новая пристройка, а вместо фронтона - аттик. Интересно, что зимнюю церковь решили возводить без согласования с Императорской археологической комиссией. Чиновников поставили в известность лишь в 1912 году. Тогда архитектор Д. Милеев так написал о ней: "В недалёком прошлом церковь была обезображена возмутительной кирпичной пристройкой, для чего разрушена первоначальная трапезная и её главка".

После Октябрьской революции храм ещё долго не закрывался. В самые тяжёлые для страны годы в нём продолжались службы. Так продолжалось вплоть до 1949 года. Тогда Богословскую церковь всё же закрыли, а в помещении бывшего храма устроили склад. Лишь когда в 1958 году Ипатьевский монастырь превратили в музей, музейные работники обратили внимание и на Богословскую церковь. Её решили тоже сделать экспонатом и разработали проект реставрации. Правда, в самой реставрации не сильно преуспели - до середины 1990-х годов храм простоял в лесах. Очевидцы вспоминают, что весь четверик был загромождён бревенчатыми лесами, возведёнными под самые купола. Запланированное восстановление фресок так и не началось. Более того, рабочие загромоздили второй вход в храм, разместив около него электрокотлы и электрический шкаф. Там же проложили часть коммуникаций. Намереваясь утеплить в храме пол, специалисты через весь четверик прорыли траншеи глубиной по пояс - в них поместили отопительные трубы... Иконостас зиял пустыми рамами - часть образов (а также уникальные царские врата) забрали в музейные фонды, а часть попросту растащили. Резьба иконостаса и опорных колонн была разломана и разбита. Все стёкла выбиты, а решётки срезаны. В таком плачевном состоянии храм законсервировался почти на три десятилетия. Здание ни кем не охранялось. Жители вспоминают, что проникнуть внутрь не составляло никакого труда, чем пользовалась, в частности, местная ребятня: дети лазили по строительным лесам, забираясь под купола и оставляя там всевозможные надписи. Лишь в начале 1990-х годов храм Иоанна Богослова вернули Церкви. Возрождать приходскую жизнь взялись монахи общины Ипатьевского мужского монастыря под началом архимандрита Иеронима (Тестина). Первым делом они установили временный иконостас, провели электрическое отопление, отремонтировали пол. Следующий наместник - Павел (Фокин) тоже немало сил отдал восстановлению церкви Иоанна Богослова. Всего за несколько лет удалось укрепить старые фрески, восстановить иконостас, заменить электрическое отопление на газовое (там теперь установлены котлы), привести в порядок некогда осквернённый алтарь, организовать крестильную комнату... В 2017 году Богословской церкви исполняется 330 лет. И хотя восстановительные работы ещё не завершены, прихожане не сомневаются, что храм будет скоро восстановлен в своём великолепии.

Церковь Иоанна Богослова - замечательный образец традиционного русского зодчества в его костромской локальной интерпретации. Двухстолпный пятиглавый трёхапсидный храм "кораблём" с трапезной и шатровой колокольней - квинтэссенция архитектурной "русскости", воплощение простой красоты форм, без избыточности и излишеств. Церковь кирпичная. Двухстолпный четверик имеет форму правильного куба с четырёхскатным покрытием, закомары ложные. К югу, квадратному в плане объёму придаёт ассиметрию небольшое крылечко. Внешнее убранство относительно лаконично. Углы четверика акцентированы простыми лопатками, карниз под ложными закомарами - столь же простым поребриком. Луковичные главы довольно крупные, но всё же уступающие ярославским, водружены на сдвинутые к центру гладкие, без традиционного аркатурно-колончатого пояса цилиндрические барабаны. Боковые являются глухими, центральный - световой; оконные проёмы барабаны - простые щели. С другой стороны, этой простоте пртивопоставлены изысканные наличники. Можно с уверенностью предположить, что зодчие ставили Богословскую церковь под общим влиянием главного храма Ипатьевской слободы - Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Не копируя полностью этот храм, они создавали как бы "вариацию на тему" - явление, характерное для русских региональных архитектурных школ. В той же эстетике возводились многие другие храмы того времени в Костроме и её окрестностях, вне зависимости от конструктивных особенностей стремившиеся к тому же иконографическому типу. Четыре боковых барабана глухие, центральный - световой, и все очень лаконично оформлены. Наличников на оконных проёмах светового барабана нет, карниз - простой и традиционный для костромской архитектурной школы. Главы - практически идеальные "луковицы", лишь слегка "приплюснутые" сверху по примеру куполов собора Ипатьевского монастыря; покрытие - крупный металлический лемех, также характерный для времени и места строительства церкви. Одна из особых характерных деталей ХVII века, расположенная на первом ярусе колокольни, при входе в храм - это "гирька". Архитектурная деталь в виде опрокинутой пирамидки визуально превращает одиночный арочный проём входа в двойной. Конструтивно гирьки крепятся на включённом в кладку металлическом стержне, который заодно служит опорой декоративных арок. Последние, в данном случае, оформлены как перспективный портал. Над входом - кирпичный киот для иконы "Отечество".

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №238, 2017 г.

Комментарии и обсуждение

Заблудились и случайно оказались тут. Такой чудесный батюшка - не знаю, как зовут- невысокий, седой, в очках - всех согрел своей любовью. Дай Бог ему помощи во всех его делах!
15 октября 2013.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.