ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Кострома. Церковь Иоанна Златоуста.


Церковь. Действует.  
Престолы:Иоанна Златоуста, Димитрия Солунского, Тихвинской иконы Божией Матери
Год постройки:1751.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
156013, г. Кострома, ул. Лавровская, 5

Координаты:57.772716, 40.932097


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Иоанна Златоуста - Кострома - г. Кострома - Костромская область
zoi4ik
14 августа 2014
Церковь Иоанна Златоуста - Кострома - г. Кострома - Костромская область
JuNe
4 февраля 2006
Церковь Иоанна Златоуста - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
4 октября 2005
Церковь Иоанна Златоуста - Кострома - г. Кострома - Костромская область
JuNe
15 сентября 2005
Церковь Иоанна Златоуста - Кострома - г. Кострома - Костромская область
JuNe
3 февраля 2005
Церковь Иоанна Златоуста - Кострома - г. Кострома - Костромская область
JuNe
3 февраля 2005
Церковь Иоанна Златоуста - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Церковь Иоанна Златоуста - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Наталия
31 августа 2012
Церковь Иоанна Златоуста - Кострома - г. Кострома - Костромская область
Наталия
31 августа 2012
Церковь Иоанна Златоуста - Кострома - г. Кострома - Костромская область
На западной стене храма размещены икона и памятная доска свмч. Никодима (Кроткова), служившего в кафедральном соборе в 1936-1938 г. и принявшему в августе 1938 г. мученическую смерть от богоборцев
Наталия
31 августа 2012
Церковь Иоанна Златоуста - Кострома - г. Кострома - Костромская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003803088/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1913




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): JuNe,  16 декабря 2005

Среди старой застройки на посаде сохранилась едва ли не чудом церковь Иоанна Златоуста, которая обычно датируется 1751 годом. Упоминается в дереве еще в 1628-м, построена на средства Михаила Федоровича. Тогда рядом существовала зимняя церковь Фрола и Лавра, а это уже интересно – обычно храмы такого посвящений ставили там, где ногаи и прочие кочевники имели право торговать своими конями. В советское время – центр Костромской епархии. Вероятно, в 1791 году к ней пристроили колокольню, уничтожив деревянный храм Фрола и Лавра, который все еще стоял рядом. Прежде рядом находилось кладбище, срытое лишь в конце 18-го столетия. По этому храму особенно хорошо видно, как запаздывали вкусы в провинции, и то славно: хоть что-то, якобы древнее, украсило эту безрадостную часть города.

По материалам сайта www.arheologia.narod.ru

Единственная церковь в Костроме, которая не закрывалась ни на один день даже в Советские времена.


Статью добавил(а): Алексей Груздев,  18 декабря 2005

Церковь во имя святителя Иоанна Златоуста 156013, г. Кострома, ул. Лавровская, 3 

В писцовой книге города Костромы за 1628 год "в Златоустовской улице в Кузнецах" упоминается "ружная деревянная с трапезою церковь святых мучеников Флора и Лавра, да место церковное Иоанна Златоуста". Улица, ведущая к храму, с давних времен получила наименование Лавровской. Здесь, недалеко от старой деревянной церкви, в 1751 году костромской купец Иван Семенович Аравин построил новый каменный храм во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1791 году известные костромские купцы Дурыгины - владельцы многих домов и практически всех земельных участков на близлежащей Павловской улице - устроили в Иоанно-Златоустовском храме приделы в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя святых мучеников Флора и Лавра и соименного одному из Дурыгиных великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого.

Иоанно-Златоустовский храм не закрывался даже в самые суровые годы гонений на веру и церковь в ХХ столетии. В тридцатых-пятидесятых годах ХХ века он являлся кафедральным собором Костромской епархии; здесь находилась главная святыня Костромской земли - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, сюда переносились многие иконы, богослужебные книги, церковная утварь и одеяния из закрытых в тридцатые годы церквей Костромы. В Иоанно-Златоустовском кафедральном храме 3 декабря 1936 года совершал свое последнее богослужение - всенощное бдение накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы - священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский; вернувшись после богослужения домой, он был арестован и помещен в ярославскую тюрьму, где и скончался 21 августа 1938 года.

В начале 60-х годов власти предприняли попытку закрыть Иоанно-Златоустовский храм. Вот что пишет об этом в своей книге "Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям" (Кострома, 2001) архиепископ Костромской и Галичский Александр: "В начале шестидесятых годов, уже при Хрущеве, по Костромской епархии - как и по всей стране - прокатилась новая волна закрытия и разрушения церквей. Угроза нависла и над кафедральным Иоанно-Златоустовским храмом. Первым шагом к его закрытию стал перенос (по инициативе государственных властей) в марте 1964 года архиерейской кафедры в древнюю церковь Воскресения на Дебре, расположенную на берегу Волги. Власти полагали, что "сокращение на одну единицу количества действующих церквей в Костроме в значительной мере ослабит активность церковников" (Государственный архив Костромской области, ф. Р-2102, оп. 1, д. 64, л. 21). Однако в октябре 1964 года Н.С. Хрущев был смещен со своего поста, развернутая им антицерковная кампания постепенно утихла, и храм на Лавровской улице - хотя и лишившись статуса кафедрального собора - сохранился как действующая церковь…"

В шестидесятые-девяностые годы ХХ века недалеко от Иоанно-Златоустовского храма, на Лавровской улице, в небольшом одноэтажном деревянном доме располагались архиерейская резиденция и Костромское епархиальное управление (сейчас, с переносом резиденции и епархиального управления в новые здания, этот дом используется как служебное жилье епархии). В настоящее время церковь во имя святителя Иоанна Златоуста продолжает действовать как приходской храм, любимый многими православными костромичами. 


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  29 марта 2010

Архитектурный облик памятника сложился в два этапа, отразив довольно широкий спектр стилистических особенностей. Храм представляет характерное для Костромы середины XVIII в. сочетание барочных форм и допетровских приемов. Типологически он очень близок к несохранившейся костромской церкви Всех Святых (1756-1757 гг.) с высоким трехсветным четвериком, увенчанным пятиглавием. Трапезная и колокольня, а также апсиды выдержаны в стиле раннего классицизма, причем в архитектуре колокольни заметны и черты зрелого классицизма. Храм выстроен в 1751 г. на средства купца И.С. Аравина, трапезная и колокольня — в 1791 г. купцами братьями Дурыгиными. Очевидно, тогда же была заново сложена апсида (или переделаны ее фасады). Частичному изменению подверглись в конце XVIII в. и фасады четверика храма. Тамбуры перед южным и северным фасадами храма, а также боковые одноэтажные пристройки к колокольне относятся к советскому времени. Ограда с воротами сооружены во второй половине XIX в. Композиция кирпичной, оштукатуренной церкви построена по продольно-осевой схеме. Высокий трехскатный четверик храма завершен пятью главами с глухими цилиндрическими барабанами. С востока примыкает крупная, равная четверику по ширине апсида со скругленными углами, с запада — поперечно вытянутая трапезная. Скругленные апсиды боковых приделов частично заслоняют фасады храма. Над алтарями приделов поставлены глухие главы. Стройная трехъярусная колокольня увенчана шпилем.

Фасады храма и трапезной отличаются скупым, лаконичным декором. Четверик на всю высоту объема обработан на углах огибающими лопатками. Окна — прямоугольные второго света и арочные третьего — обрамлены профилированными наличниками с лучковыми подвышениями. На восточном фасаде на уровне верхних окон помещены восьмиугольные ниши с живописными изображениями святых — это один из традиционных элементов в архитектуре памятника. Антаблемент четверика обогащен триглифами во фризе и мутулами в карнизе. Барабаны глав отличаются развитой барочной формой. Они усложнены выпуклыми ризалитами, завершены профилированным, сильно раскрепованным карнизом. Фасады трапезной и апсиды расчленены мелкими прямоугольными нишами, в которые заглублены окна с рамочными наличниками. Антаблемент имеет многообломный карниз. Более развитым и пластически богатым декором обладают фасады колокольни с арочными проемами во всех ярусах. Два нижних яруса оформлены двухколонными портиками с треугольными фронтонами. Трехчетвертные колонны — тосканские, но антаблемент с триглифным фризом характерен для римско-дорического ордера. Верхний ярус обработан тосканскими пилястрами и завершен дробно профилированным антаблементом с сухариками в карнизе. Круглые люкарны под венчающей главой оформлены фигурными обрамлениями. Высокое пространство четверика перекрыто сомкнутым сводом. С апсидой, перекрытой полулотковым сводом, храм связан тремя проходами, с трапезной — одним широким арочным проемом. Двустолпная трапезная перекрыта в средней части крестовыми сводами, в боковых помещениях (приделах) — полулотковыми сводами с распалубками. Стенное письмо в храме позднее, живопись масляная, неоднократно промывавшаяся и правленая, но сохранившая иконографию и орнаментальный декор авторского варианта середины XIX века. В четверике росписи сохранились лишь на простенках и над аркой западной стены. В простенках — фигуры в рост святых Екатерины и Параскевы, Варвары и Нины, над ними в круглых медальонах погрудные изображения евангелистов. На западной стене композиция “Вознесение Господне”. Своды трапезной по склонам расписаны на сюжеты двунадесятых праздников. Центры сводов отмечены крупными орнаментальными розетками, от которых по ребрам сводов идут живописные рамы, имитирующие лепной декор классицистического стиля. Угловые композиции внизу сводов заполнены крупномасштабными орнаментальными вставками из круто завивающихся листьев аканта, розеток и с головками херувимов в круглых медальонах. Орнамент в стиле гризайли имитирует лепной декор классического стиля.

Пятиярусный иконостас четверика конца XIX века имеет классицистическую композицию с фронтоном, карнизами. “Тело” иконостаса выкрашено в зеленый цвет, накладная резьба и колонны позолочены. Современные иконостасу колонки установлены в двух верхних ярусах, ниже использованы витые барочные колонки иконостаса XVIII века, ему же принадлежали царские врата и кронштейны под колоннами. Детали накладной резьбы, плоско-рельефные, ажурные, современны “телу” и иконам, т.е. XIX в. Живопись икон — объемная, светлая, напоминающая олеографии. Центральная икона “Богоматерь Неопалимая купина” сохраняет иконописные приемы конца XVIII - начала XIX вв. (реставратор Г.Б. Губочкин). Храмовый образ “Иоанна Златоуста” (реставратор А.М. Малафеев) является редким образцом костромской иконописи конца XVII — начала XVIII вв. с ее любовью к декоративным, орнаментальным мотивам. По позему иконы написаны пышно цветущие побеги, близкие по стилю к орнаментальным гравюрам “Требника” Петра Могилы 1644 г. Иконостасы приделов — двухъярусные, с высокой горельефной резьбой картушей, консолей, колонн и царских врат. В навершии между картушами — диагональная трельяжная решетка. Все элементы декора характерны для барочных иконостасов второй половины XVIII в. В четверике и трапезной перед иконостасами установлены киоты с иконами. Резьба их, геометрическая, псевдорусского стиля, позолочена по полименту, вероятно, они все принадлежали другому храму и принесены в период массовых закрытий храмов, так же как иконы с цированными орнаментами на позолоте начала XX в. Вдоль красной линии улицы установлена кирпичная ограда с металлической решеткой простого рисунка на цоколе, между столбами. Квадратные столбы обработаны вертикальными филенками и завершены вазонами. Ворота в средней части ограды образованы прямоугольными пилонами с арочными нишами. Пилоны увенчаны разорванными треугольными фронтонами.

Лит.: И. Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 19; ИАК. Вып. 31, СПб., 1909. С. 101; Б.И. Дунаев. Кострома в ее прошлом и настоящем по памятникам искусства. М., 1913. С. 57; В.Н. Иванов и М.В. Фехнер. Кострома. М., 1955. С.56. ГАКО, ф. Р-513 (Е.В. Кудряшов), оп. 1, д. 68, л. 1-5, 7. Информация с сайта - http://enckostr.ru/start.do


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  6 марта 2014

Златоустовская церковь каменная, с колокольней каменной, построена в 1791 г. на средства Аравина и Дурыгина. Ограда по Лавровской улице каменная, с железными решетками. Престолов в церкви три: во имя св. Иоанна Златоуста, Тихвинской иконы Божией Матери и св. муч. Флора и Лавра.

Средства церкви постоянные: капитал в пользу церкви 4610 руб., проценты с него 200 руб., церковная лавка, дающая доходу 280 руб. Церковная земля 1500 кв. сажень, план на церковную землю и межевые книги есть.

Причт: священник и псаломщик. Средства причта постоянные: причтовый капитал 3595 руб., аренда церковной лавки, дающая дохода 280 руб.

Прихожан муж. пола 152, жен. пола 169, по характеру занятий приход смешанный: чиновники, мещане, крестьяне, работающие на фабриках, кузнецы и мелкие торговцы. Прихожане живут в разных частях города.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г.

Комментарии и обсуждение

Официальный сайт прихода http://www.zlatoust.orthodoxy.ru
29 марта 2006.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.