ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кострома. Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец.


Кострома. Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Илии Пророка
Архитектурный стиль:Ярусные храмы
Год постройки:приблизительно 1701 - 1750.
Адрес:
Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1, Ипатьевский монастырь

Координаты: 57.775814, 40.891558





Сортировка:

Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Дмитрий Островский
26 октября 2010
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
KotelnikovR.
26 сентября 2020
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
4 сентября 2019
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, Западный фасад<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Западный фасад
Владимир Глазунов
16 октября 2018
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
11 ноября 2017
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
3 августа 2008
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Людмила Хлопкина
10 октября 2006
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
4 мая 2003
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, Фото В.В. Лелецкого<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
11 ноября 2017
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
11 ноября 2017
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
11 ноября 2017
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
11 ноября 2017
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
11 ноября 2017
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
11 ноября 2017
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
ZlobodneV
16 февраля 2017
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
ZlobodneV
16 февраля 2017
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
ZlobodneV
16 февраля 2017
Музей деревянного зодчества. Церковь Илии Пророка из с. Верхний Березовец, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
ZlobodneV
16 февраля 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 марта 2010

Одна из лучших сохранившихся деревянных церквей ярусного типа в Костромской области. Ряд исследователей датируют храм неопределенно широко (ХVI-ХVIII и даже сер. XIX вв.). Из документов известно, что в 1653 г. в с. Верхний Березовец (ныне Солигаличского района) существовали две деревянные церкви: холодная Никольская с приделом Ильи Пророка и теплая Покровская с приделом Параскевы Пятницы. В 1707 г. к Никольской церкви было пристроено два придела: Покрова (теплый) и Параскевы Пятницы. В 1822 г. в селе была выстроена каменная теплая Покровская церковь. По всей видимости, строительство деревянной Ильинской церкви относится к первой половине XVIII в. Не позднее середины XIX в. она подверглась перестройке, к этому же времени относится сохранившийся иконостас храма. В конце ХIХ в. вместо крыльца в западной части церкви сооружена двухэтажная паперть с лестницей и сделаны железные кровли, было изменено также внутреннее убранство храма. В 1970 г. церковь перевезена в музей и реставрирована по проекту арх. В.С. Шапошникова в 1970-1977 гг., при этом была воссозданы паперть и железные кровельные покрытия конца XIX в. Рубленная из сосны церковь поставлена на подклет. Ее продольно-осевая композиция включает храм типа “восьмерик на четверике” с пятигранной апсидой, равную ему по ширине почти квадратную трапезную и более узкую паперть. Храм отличается стройной ярусной структурой: четверик несет два убывающих по высоте восьмерика, а над “вспученной” кровлей возвышается металлическая луковичная глава. Сильно выступающие свесы кровли, напоминающие полицы, обогащают силуэт церкви. Четверик храма и трапезная рублены «в обло» из бревен, апсида, восьмерики в лапу из окантованных с наружной стороны бревен, а притвор — в лапу из пиленого бруса. К особенностям храма относятся “неправильности” его объемно-планировочной композиции: “косая” посадка верхнего восьмерика, неправильная форма апсиды и т.д. Окна церкви — косящатые (в нижнем восьмерике на южной и северной стенах — сдвоенные). Единственным элементом наружного декора служит резной подзор четверика.

Храм основного яруса имеет деревянное перекрытие, имитирующее сомкнутый восьмилотковый свод на тромпах. Свод оклеен узкими полотнищами холста домашнего ткачества и по грунтовке расписан на сюжеты “Страстей Христовых”. В центре свода — круглая икона с погрудным изображением Христа Вседержителя. Иконография росписи опирается на лубочную интерпретацию гравюр иллюстрированных Библий XVII в. Письмо отличается редким аскетизмом, практически это рисунок кистью, где только одежды переданы цветным контуром (синий, охра). Рисунок уверенный, свободный, белый фон естественно входит в структуру всех изображений и создает исключительную светозарность, воздушность росписи. Каждая грань свода имеет двойную орнаментальную рамку из крупных, предельно упрощенных листьев аканта. В вершинах семи граней изображены херувимы и серафимы, на восточной грани — “Всевидящее око”. На восточной грани свода размещено “Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом”. Это скульптурное навершие иконостаса входит в контекст страстного цикла, как его кульминация, а завершающая сцена “Разделение ризы Христа” по смыслу поставлена напротив “Распятия” на западном лотке свода. Роспись свода и центральное тондо относятся к последней реконструкции церкви в конце XIX — начале XX вв.

Иконостас — четырехъярусный. Царские врата — резные, ажурные с шестью живописными клеймами (четыре евангелиста и архангел Гавриил с Богоматерью). Центральная часть иконостаса выделена по вертикали спаренными колонками, в навершии которых установлены фигуры предстоящих Распятию. Резьба иконостаса характерна для северного рококо, совмещавшего барочные витые колонки с гроздьями винограда, роккайльные завитки и классически ясную симметрию композиции. Под иконами местного ряда располагались панно с написанными на холсте сценами из Библии, но они, как и иконы праздничного ряда, не сохранились. Отдельные вставки, дополнения резьбы с орнаментом “модерн” свидетельствуют о перемонтаже иконостаса в конце XIX - начале XX вв. На заворотах иконостаса, в тяблах под сводом и на стенах трапезной размещались иконы XVII-XVIII вв. иконостасов предшествовавших церквей и приделов. Резьба сени над плащаницей отличается от главного иконостаса. Витые колонки с гирляндами цветов и ажурное навершие, как на темнице Спаса, имели прообразом резной декор иконостаса Рождественского собора г. Солигалича. Живопись и резьба в интерьере храма реставрированы художниками и резчиками КСНРПМ в 1983-1987 гг.. “Небо” было наклеено на фанерную основу, чтобы предохранить холсты от деформации по пазам тесовой обшивки свода.

Лит.: Материалы для истории Костромской епархии. Солигаличская и Унженская десятины. Вып. 2 Кострома, 1900. С. 12-13; ИАК. Вып. 31, СПб., 1909. С. 254-255; Б.И. Дунаев. Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии. М., 1915; С. Забелло. Костромская экспедиция // Архитектурное наследство. Вып. 5. М., 1955. С. 19, 26-32; Е. Кудряшов. Музей деревянного зодчества в Костроме. Ярославль, 1971. С. 39-41; А.А. Тиц. На земле древнего Галича. М., 1971. С. 127-131; Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1983. С. 168; А.Н. Мазерина, М.М. Орехова. Музей народной архитектуры и быта в Костроме. Путеводитель. Кострома, 1984. С. 35, 36, 39. С.С. Каткова. Церковь пророка Ильи из Верхнего Березовца. К проблеме атрибуции известного памятника. Рукопись. XVII-XVIII вв. http://enckostr.ru/start.do


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 июня 2022

Древняя Костромская земля, несмотря на ускоряющийся процесс мировой глобализации и постепенное угасание глубинки, еще сохраняет старинные села – настоящие заповедники, сохраняющие древнюю культуру. Подобно таким селам более полувека назад был создан Костромской музей деревянного зодчества. Древние сооружения, еще сохраняющие стук топора, запах сосновой древесины и тепло солнца, размещены в музее на своих традиционных местах. Высотными доминантами являются храмы. Легко отличимые от других сооружений благодаря своим размерам, сложному характерному силуэту, постановке на обозримых с разных сторон местах, храмы во многом определяют характер сельской застройки. Храм это древнейший тип общественного сооружения, дошедший до наших дней.

Красота и величие сельского храма составляли престиж церковного причта – населения села и тяготевших к нему деревень, объединенных церковью или храмовым ансамблем, поэтому и строили в старину «как мера и красота скажут», «со всем завидом» и «добрым мастерством». Именно так и писали в наказах на строительство церквей. Как известно, «древнерусские плотники XVI-XVIII веков работали в основном на заказ. Еще в XVI веке существовали артели, ходившие из города в город, подряжаясь на различные работы». Одна из таких артелей, очевидно, и построила храм Илии Пророка.

Интересно, что и основание уездного города Солигалича, ныне районного центра, связано с сооружением храма. Об основании Воскресенского монастыря, вокруг которого впоследствии вырос город Солигалич, сохранилось лаконичное летописное упоминание. По сообщению Воскресенского летописца, 5 мая 1334 года была заложена церковь, постройка которой продолжалась недолго, всего два с половиной месяца и была закончена на Ильин день. Церковь была «велми чудна, яко отовсюду бяше видение ея, а высота ея 35 сажен». Если перевести высоту храма в современные меры длины, мы увидим, что в высоту храм достигал 70-метровой отметки. Монастырский собор был в два раза выше Пожарной каланчи в Костроме, знаменитого двадцатидвухглавого Преображенского храма в Кижах и сравним по высоте с 23-этажным жилым домом. Создание такого крупного сооружения требовало от плотников особых знаний и умений, тем более, что деревянные здания в редких случаях живут столетиями – регулярные ремонты являются спутниками рубленых шедевров, часто страдающих от пожаров или биологических разрушений. Уже в 1372 году храм был утрачен в пожаре во время нападения на монастырь Ветлужского и Хлыновского князя Никиты Байбороды. Тем ценнее архитектурное наследство предков, дошедшее до наших дней.

Одним из редчайших памятников в архитектурной экспозиции Костромского музея деревянного зодчества по праву считается крупный ярусный храм – церковь Илии Пророка, перевезенная из села Верхний Березовец Солигаличского района. Наиболее подробно памятник был исследован выдающимся ученым Софьей Яковлевной Забелло в ходе экспедиции Института истории и теории архитектуры Академии архитектуры СССР в 1946 году. Материалы экспедиции были опубликованы в сборнике «Архитектурное наследство». В настоящее время храм находится на территории Костромского музея деревянного зодчества, являясь высотной доминантой северной части территории.

Автором проекта реставрации выступил архитектор КСНРиПМ Вадим Сергеевич Шапошников. Церковь отреставрирована с сохранением ряда поздних наслоений ремонтов XIX века. При постановке церкви на музейной территории была сохранена ориентация храма. Пятигранная алтарная апсида обращена на восток. Общая длина здания составляет около 30 м. Высота – чуть более 22 метров.

Реставрация храма, начавшаяся в 1970 году, позволила сохранить сооружение. Как отмечено в отчете Костромской реставрационной мастерской, «к началу перевозки памятника на территорию музея деревянного зодчества здание долгое время использовалось под склад облпотребсоюза. Убранство интерьера было нарушено, состояние росписи свода было под угрозой утраты». Реставрационные мероприятия заняли значительное время: «Памятник был перевезен в Кострому в январе 1970 года. Реставрация памятника по разным причинам организационного характера затянулась. Сборка срубов основных объемов церкви была начата в 1971 году и закончена в 1973 году. Были возведены стены основных объемов, кровли и завершение с установкой главки и дальнейшая работа приостановлена. В 1976 году произведены работы по антисептированию древесины памятника глубокой панельной пропиткой...».

Во второй половине XX века большинство архитекторов-реставраторов, работавших с памятниками деревянного зодчества, придерживались принципов Александра Викторовича Ополовникова, автора проекта реставрации объектов Кижского погоста. Согласно данной теории, реставратор при изучении памятника в первую очередь выявляет наслоения, которые памятник получил при реконструкциях, перестройках и ремонтах. Наслоения делятся на традиционные, нейтральные и чуждые. Последние, по мнению А.В. Ополовникова, должны быть удалены. Однако в случае с Ильинской церковью автор проекта реставрации Вадим Сергеевич Шапошников предпочел сохранить существовавшее «купольное» завершение и сам кровельный материал – листовой металл, выкрашенный в зеленый цвет. Такое решение противоречит общепринятой концепции, но в данном случае оправдано. Во-первых, данных для воссоздания иного завершения обнаружено не было, что увеличивало вероятность ошибки, а во-вторых, металлическое кровельное покрытие является более долговечным. С 1976 года кровля храма не дала ни одной протечки.

Главным документом для реставрации храма стал сам храм: «основные конструкции памятника не получили изменений – четверик, алтарь, трапезная и завершение восьмериков были воссозданы в том виде, в каком они сохранились к моменту перевозки. Некоторые изменения получил входной комплекс. Сохраняя прежний характер в деталях и материале, объем сеней был изменен: увеличено основное помещение, что позволило разместить лестницу для входа на основной этаж без дополнительной пристройки крыльца и сделать удобный вход в подклет». Как отмечают костромские реставраторы, «использование подклета как зимней церкви подтверждается также тем, что бревна в срубе подклета положены на мох». Данное решение сохранено при реставрации. В настоящее время первый этаж служит для размещения экспозиционного оборудования музея.

Как сообщает С.Я. Забелло, на историческом месте храм стоял без фундамента. Вследствие этого за время существования храма несколько нижних венцов постепенно подгнили, храм ушел в землю практически до половины высоты окон первого этажа. Однако такая оценка фундаментов не вполне верна. Костромские реставраторы отмечают следующее: «Здание было поставлено на деревянные тупики, полностью сгнившие к моменту перевозки памятника. Шурфы, сделанные перед разборкой, позволили установить, что под северо-западный и юго-западный углы четверика в XIX веке были подведены кирпичные столбы из красного кирпича». Несмотря на наличие фундаментов, нижние венцы к середине XX века оказались разрушены. Именно поэтому в ходе реставрационных работ «все здание поставлено на буто-бетонный столбчатый фундамент с кирпичным цоколем. Подведены утраченные нижние венцы сруба».

В 1982 году специалисты Костромской реставрационной мастерской приступили к установке и воссозданию резьбы иконостаса. В это же время были окончены работы по устройству входного комплекса. В 1984 году начинается реставрация росписи неба, однако к настоящему моменту реставрационные работы не завершены.

Ильинская церковь, редкая для нашего региона деревянная церковь, один из памятников Костромского музея деревянного зодчества, составляет славу и культурное богатство Костромской области. Исследователь Алексей Тиц совершенно справедливо называет Ильинскую церковь подлинной жемчужиной древнерусского искусства.

Развитие музея-заповедника «Костромская слобода» в значительной степени заключается в расширении доступных для показа объектов культурного наследия и обновлении экспозиций. Насыщение их подлинными артефактами позволяет соединить прошлое и настоящее, и в итоге ощутить эту связь времен, чтобы помнить историю, и, опираясь на неё, создавать будущее богохранимого Костромского края.

Летом 2015 года вновь открыт для посещения туристов и гостей города уникальный памятник культовой народной архитектуры Костромского края.

С.А. Пиляк, заместитель директора по развитию Костромского музея-заповедника «Костромская слобода», «Церковь Илии Пророка из села Верхний Березовец».



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.