ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Дымково. Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского.


Архитектурный ансамбль. Действует.  
Престолы:Димитрия Солунского, Сергия Радонежского
Год постройки:приблизительно не ранее 1680.
Адрес:
Вологодская обл., Великоустюгский р-н, с. Дымково (Дымковская слобода)

Координаты:60.756649, 46.288812




Добавить фотографию
Сортировка:


Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
Дмитрий Гришечко
10 октября 2013
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
А.Токарев
9 мая 2013
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 июля 2009
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 июля 2009
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
9 декабря 2006
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
strusto
15 мая 1991
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
Вид от Великого Устюга
strusto
15 мая 1991
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
16 августа 2019
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
16 августа 2019
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
Матишо
5 сентября 2014
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
вид с Сухоны, с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 июля 2009
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
HD yozik
1 июля 2008
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 июля 2009
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Ансамбль церквей Димитрия Солунского и Сергия Радонежского - Дымково - Великоустюгский район - Вологодская область
Ворота ансамбля с видом на набережную Великого Усюга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  20 декабря 2018

Храмы Дымковской слободы расположены на другом берегу реки Сухоны, напротив Соборного дворища. Дымковский приход – один из древнейших в городе. Cчитается, что церкви Дымковской слободы являются памятниками похода устюжан на Куликово поле в 1380 году: первые храмы были выстроены и освящены в 1383 году. В настоящее время в архитектурный ансамбль Дымкова входят пятиглавый храм Дмитрия Солунского с колокольней, одноглавый зимний храм Сергия Радонежского, построенные в первой половине XVIII века, а также ворота, часть угловой башни и церковной ограды. Все памятники доступны только для внешнего осмотра.

Дошедшая до нашиих дней каменная церковь Дмитрия Солунского была выстроена в 1700-1708 гг. рядом со старой деревянной церковью. В 1709 г. после завершения внутренних работ состоялось освящение храма.

Хотя храм Дмитрия Солунского был построен в начале XVIII века, его архитектурный облик ближе к традициям века XVII. В целом его можно назвать памятником переходного типа от местных традиций XVII в. к формам новой эпохи. Традиционные шатровая колокольня (ранее на ней находилось 8 колоколов с общим весом 250 пудов), пятиглавие, крупный объем четверика, низкий трехапсидный алтарь как бы смешиваются с новыми элементами, такими, как два ряда кокошников «вперебежку», завершающих четверик (этот прием был применен впервые в Устюге и позднее повторен в декоре перестроенного Прокопьевского храма), отсутствие обходной галереи, трапезная (правда, еще низкая и небольшая по объему), соединяющая четверик и колокольню.

Общая строгая симметрия построения объемов сочетается здесь с богатым декоративным оформлением. Если северная сторона лишена декоративных украшений, то остальные 3 стороны очень нарядны: наличники окон четверика, трапезной и алтаря, отличающиеся друг от друга, создают впечатление гармонии и великолепия. Спаренные полуколонки, чудный портал в лучших традициях XVII в., пристроенное позднее южное крыльцо – все это придает церкви неповторимую оригинальность и праздничность.

На восточном фасаде, обращенном к Сухоне, под килевидным козырьком сохранился большой, пятиметровый, живописный Образ Спаса Вседержителя. Над Спасителем в облаках – Господь Саваоф и Святой Дух. Пред Его ликом – два Ангела, а к ногам в молении припали святые: слева – Прокопий Устюжский, Николай Чудотворец, Варлаам Хутынский, справа – Иоанн Устюжский, Дмитрий Солунский и Сергий Радонежский. Раньше перед иконой горела ведерная лампада. По мнению устюжского историка-краеведа, ученика Ключевского В.П. Шляпина, икона с лампадой существовала еще в XV в., правда, образ Спаса был написан на холсте. В 1450-1452 гг. в Устюге княжил претендент на Московский престол Дмитрий Шемяка. По его распоряжению на Дымкове находился военный пост, который должен был следить за дорогой из Тотьмы и вверх по Сухоне, – не приближаются ли великокняжеские полки Василия II Темного. В этом случае должны были зажигать лампаду и таким образом давать знак.

В интерьере храма на своде и окнах – барочные лепные обрамления, выполненные в XVIII веке. В алтаре и четверике сохранились 18 живописных клейм. В четверике живопись посвящена жизни и чудесам великомученика Дмитрия Солунского. Сведений о том, когда она была выполнена, пока не найдено.

Украшение храма – золоченный резной иконостас XVIII века. Он имеет все основные членения – горизонтальные раскрепованные карнизы и вертикальные колонки. В пятом ряду все колонки соединяются между собой висячими арками с гирькой посередине, которая зрительно как бы отделяет одно изображение от другого, выполняя тем самым роль разделительной колонки. Венчает иконостас резное распятие Иисуса Христа на горе Голгофе с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. На стене около Распятия живопись, изображающая город Иерусалим, Бога Саваофа и четырех Ангелов с орудиями страданий: крестом, столпом, лестницей, копьем и тростью с губкой. Иконостас трапезной, выполненный в XIX веке, более скромен и не претендует на оригинальность: двухъярусный, столярный, крашеный, с колоннами, золочеными капителями и карнизами.

Храм святого великомученика Димитрия холодный (неотапливаемый), поэтому служили в нем только летом. А в холодное время переходили в теплую церковь Сергия Радонежского.

Строительство теплой двухэтажной каменной церкви Сергия Радонежского проходило в 2 этапа (скорее всего, это было связано с финансированием). Нижний храм был построен в 1739-1750 гг. Освятили его во имя одного из особо почитаемых святых на Руси – святителя Николая Мирликийского Чудотворца, покровителя мореплавателей и всех путешествующих, что было особо актуально для купеческого Устюга. Строительство верхнего храма было закончено в 1769 году. Освящен он был в честь преподобного Сергия Радонежского.

Архитектурой теплая церковь напоминает корабль – это храм трапезного типа. Двухэтажное здание сильно вытянуто в длину. Оно состоит из основного четверика, ступенчатого алтаря с пятигранными апсидами в каждом из ярусов и сильноразвитой трапезной. Подлинным украшением этой церкви является разнообразный декор фасадов. Нижний этаж декорирован рамочными наличниками окон с бровками, карнизом с зубчиками и угловыми пилястрами, украшенными крупными звездочками-розетками. Верхний этаж украшен многообразными карнизами, нарядными наличниками окон с витыми колонками и вычурными фронтонами с завитками-волютами. К сожалению, ни один из иконостасов храма Сергия Радонежского до настоящего времени не сохранился. В интерьере сохранились лишь четыре великолепные изразцовые печи, массивные, двухъярусные с профилированными карнизами и витыми полуколонками на углах, с крупными фигурными картушами и растительными мотивами в зеленовато-бирюзовом цвете. Рельефные полихромные изразцы современны постройке храма.

В 1859 году на пожертвования купцов Ильи Грибанова и Павла Жилина вокруг церквей построена каменная ограда с двумя небольшими башенками на углах.

В советское время, в 1930 г., постановлением Президиума горсовета «по просьбам трудящихся» церкви Дымкова закрыли. Позднее они были переданы Великоустюгскому музею.

В 1983-1986 гг. в церквях проводились реставрационные работы под руководством Э. Наседкина: перекрыта кровля, проведена починка стен, отмостка, побелка стен внутри и снаружи, расчистка изразцового пояса. Шатер колокольни из-за большой посадки одной грани был разобран и выложен вновь.

B течение последних десятилетий имелись большие проблемы с церквями Дымковского прихода. Из-за ледоходов, проходящих при большой воде, каждый год берег, осыпаясь, опасно приближался к воротам бывшей приходской ограды. В начале XXI века на федеральные средства проведены серьёзные берегоукрепительные работы. Сегодня мы можем любоваться на противоположный городу берег Сухоны, не опасаясь утратить этот замечательный ансамбль, живописно и органически вписывающийся в окружающий природный ландшафт.

Архитектурный комплекс Дымковских храмов ориентирован, главным образом, на реку и город. Удивительно красив этот ансамбль в утренние часы, когда розовеющие в лучах восходящего солнца его белоснежные окруженные зеленью храмы отражаются в реке; но не менее хорош он и вечером, на фоне алого закатного неба, на котором особенно эффектно вырисовывается его изысканный кружевной силуэт.

Источник: ustyug-museum.ru


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  27 марта 2019

Основные принципы общей объемно-пространственной композиции отдельно стоящего устюжского прихода ярче всего отображены в Дымковском комплексе, представляющем собой один из наиболее характерных примеров организации ансамбля этого типа.

Комплекс этот расположен на противоположном по отношению к городу правом берегу Сухоны, там, где к переправе через реку подходила с одной стороны Вологодско-Тотемская дорога, а с другой стороны - Никольский тракт. Здесь уже в глубокой древности возникла слобода Дымково. Дата основания этой слободы и связанного с нею прихода не известна, однако самое посвящение одной из дымковских церквей покровителю Дмитрия Донского - Дмитрию Селунскому, а другой - знаменитому современнику этого князя, основателю Троице-Сергиевского монастыря Сергию Радонежскому позволяет, с известной степенью достоверности, отнести дату возникновения этого ансамбля ко второй половине XIV в. В это время Дымковская слобода была, очевидно, одной из многочисленных удельных вотчин великого московского князя и перешла затем к его потомкам. Впервые Дымково упоминается в 1462 г. в грамоте внука Дмитрия Донского Василия II Темного, в которой великий князь завещает эту слободу своей супруге.

Одновременно со слободой, по-видимому, был основан и самый приход, состоявший уже в то время из двух церквей, первые сведения о которых содержит сотная книга 1630 г. На основании данных этой книги, Дымковский приход в первой половине XVII в. представляется свободно организованным, живописным ансамблем, в котором роль главного сооружения играла величественная шатровая церковь Дмитрия Селунского "рубленая вверх" и служившая холодным летним храмом этого прихода. Рядом с Дмитриевской церковью располагалась теплая зимняя церковь Сергия Радонежского, построенная по типу скромных клетских культовых сооружений. Общую композицию этого ансамбля венчала отдельно стоящая стройная шатровая колокольня "рубленая округло". Кроме того, при этих церквах находилось кладбище и размещенные периметрально различные вспомогательные и хозяйственные сооружения, а вся территория прихода была обнесена деревянной оградой.

Подобную структуру в XVI-XVII вв. имело большинство всех приходских ансамблей Великого Устюга, и в этом отношении дымковский комплекс является одним из наиболее типичных образцов.

Общая перестройка ансамбля началась с сооружения каменной Дмитриевской церкви, строительство которой было завершено в 1708 г. Роль теплой церкви при этом новом храме продолжала играть старая деревянная клетская церковь, и только в 1739 г. на ее месте был воздвигнут новый зимний Сергиевский храм. Окончательное оформление дымковского ансамбля относится ко второй половине XVIII в., когда вокруг всего прихода была сооружена каменная ограда с двумя обращенными к Сухоне декоративными угловыми башенками и двумя воротами, из которых одни вели к реке, а другие - на юго-запад к жилой застройке самой слободы.

Интересно, что и на этой стадии своего развития дымковский комплекс продолжал оставаться одним из наиболее характерных примеров организации приходского ансамбля Великого Устюга. Так, построенная раньше других Дмитриевская церковь, подобно большинству устюжских каменных летних церквей, представляла собой кубический объем, увенчанный традиционным пятиглавием, и по своим формам тяготела к XVII в. В связи с холодной церковью находилась колокольня, получившая типичную для подобных сооружений этого времени неизменную шатровую форму. Наконец, общий характер местных зимних храмов XVIII в. нашел свое отображение в церкви Сергия Радонежского с ее ярусным завершением центрального объема и с пристроенной с запада обширной трапезной. В результате свободной компоновки всех этих разнообразных сооружений был создан замечательный ансамбль, который и в этой новой редакции сохранил присущие древнерусскому зодчеству богатство силуэта, живописность и органическую связь с окружающим природным ландшафтом.

Основным аспектом этого комплекса всегда служил его восточный фасад, обращенный к реке и к городу, а самые интересные видовые точки открываются на Дымково с городской Набережной. Удивительно красив этот ансамбль в утренние часы, когда розовеющие в лучах восходящего солнца его белоснежные, окруженные зеленью храмы отражаются в спокойном зеркале реки. Не менее хорош он и вечером, на фоне алого закатного неба, на котором особенно эффектно вырисовывается его изысканный кружевной силуэт.

Шильниковская В.П. Великий Устюг. — М.: Стройиздат, 1987.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.