ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Великий Устюг. Иоанно-Предтеченский монастырь.


Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1262.
Адрес:
Красноармейская ул. 40. Великий Устюг, Вологодская область, 162394.

Координаты:60.7672, 46.3121
Проезд:Занимает южную часть Красной Горы, между домами по ул.Луначарского и ул.Красноармейская. Ныне территория щетинно-кисточной фабрики, вход строго по пропускам и с разрешения дирекции.


Добавить фотографию
Иоанно-Предтеченский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
вид от Покровской Красногорской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Иоанно-Предтеченский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Вид с востока на монастырскую гору. Часть монастырских зданий сохранилась в перестроенном виде и принадлежит щетинно-кисточной фабрике. Справа - здание женского епархиального училища с Покровской церковью.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Иоанно-Предтеченский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
вид с севера на бывшие монастырские постройки, перестроенные под производственные корпуса щетинно-щеточной фабрики.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Иоанно-Предтеченский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
вид через современные ворота на бывшие монастырские постройки, перестроенные под производственные корпуса щетинно-щеточной фабрики.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Иоанно-Предтеченский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
западный участок стены с историческими воротами
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Иоанно-Предтеченский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
западный монастырский корпус
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Иоанно-Предтеченский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
юго-западный монастырский корпус, перестроенный под производственные нужды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Иоанно-Предтеченский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Иоанно-Предтеченский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Ворота Иоанно-Предтеченского монастыря
Фриде
??
Иоанно-Предтеченский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
западные врата
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Иоанно-Предтеченский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
фото с сайта https://pastvu.com/p/280400
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1914
Иоанно-Предтеченский монастырь - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
фото с сайта https://pastvu.com/p/280402
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1914




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): sergeizaharov,  7 декабря 2010

Иоанно-Предтеченский монастырь был заложен в 1262 году. История возникновения и строительства монастыря связана с именем татарского баскака (сборщика податей в пользу хана) Багуя (Буга). Во времена татарского ига положение всего русского народа было самое бедственное. Вся русская земля была обложена данью. В Устюге проживал татарский баскак Багуй, который за неплатеж дани забрал в невольницы дочь одного почтенного жителя города Марию. Народ заволновался и стал говорить, о том, что в Ростове, Суздале и Владимире баскаков уже убили и сам великий князь Александр Невский велел изгонять и уничтожать их. Испугавшись народного гнева, Багуй пришел к своей наложнице Марии с просьбой спасти его. По совету Марии Багуй приял крещение и вступил в христианский брак с ней. После крещения Багуй был назван Иоанном. Следуя советам жены, друзей и знакомых Иоанн построил на Ивановской горе церковь во имя рождества Иоанна Предтечи, а потом и Иоанно – Предтеченский монастырь. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские были похоронены у Вознесенской церкви. При постройке новой Вознесенской церкви место их погребения вошло внутрь храма. По сведению вологодской епархии гробница Иоанна и Марии Устюжских до 1917 года находилась в приделе Воздвижения Креста с северной стороны Вознесенской церкви.

В 1764 году Иоанно-Предтеченский мужской монастырь обращен в женский, с переводом в него инокинь из Спасо-Преображенского монастыря. Лицом к городу, над святыми воротами, находилась трехъярусная колокольня со шпилем увенчанным яблоком и крестом (в настоящее время не существует). К святым воротам, по склону горы, была устроена каменная плиточная лестница. Под горой находилась небольшая деревянная часовня принадлежащая монастырю (сейчас не существует). В часовне была установлена чаша, выложенная мрамором, в которую стекала родниковая вода. Кроме того в монастыре имелись больница и богадельня для старушек, странноприимный дом для приходящих издалека богомольцев, своя хлебопекарня. Обитательницы монастыря занимались золотошвейным и белошвейным ремеслами. Для мастерских в юго-западном углу монастыря был построен большой корпус. 2 октября 1900 года он сгорел, но в 1904 году был восстановлен (проект архитектора В. Н. Курицина). В 1899–1913 годах, при настоятельнице монастыря игуменьи Паисии (в миру Пелагеи Ивановны Романовой, дочери устюжского мещанина), велись большие строительные и ремонтные работы, был заложен новый храм. Окончания строительства храма настоятельница не дождалась, она умерла в 1913 году в возрасте 83 лет. В 1888 году при монастыре открыто женское епархиальное училище (ныне совхозтехникум).

После Октябрьской революции в здании мастерских находилась ремесленная школа с общежитием, но ее скоро закрыли. 16 сентября 1918 года на заседании Особой комиссии губисполкома было принято решение о преобразовании монастырей в сельскохозяйственные коммуны. В сентябре – октябре 1918 года были обследованы Иоанно-Предтеченский и Яиковский монастыри. 4 ноября 1918 года настоятельницы этих монастырей были приглашены на заседание губернского земельного отдела. 9 ноября 1918 года газета «Советская новь» уже сообщает о создании коммун в Иоанно-Предтеченском и Яиковском монастырях. Кроме того, с декабря 1918 года по май 1919 года в помещении монастырских мастерских размещается штаб Северо-Двинской военной речной флотилии, затем казармы 55-го стрелкового полка. 23 ноября 1920 года решением Северо – Двинского исполкома Иоанно-Предтеченская коммуна выселяется за пределы города, а все помещения монастыря передаются под студенческий городок Северо-Двинского государственного университета (создан в октябре 1920 года). В декабре 1921 года университет закрывают, остается рабочий факультет, который занимает только часть зданий монастыря. В августе 1924 года в оставшихся помещениях открывается 4-я щетинная фабрика. С 1925 года – Великоустюгская щетино-щеточная фабрика Госторга. В 1927 году рабфак ликвидируют и вся территория Иоанно - Предтеченского монастыря переходит в распоряжение фабрики. В настоящее время от всего монастырского комплекса остались лишь перестроенные корпуса келий да фрагменты ворот монастырской ограды. По Вологодской епархии числится в списке утраченных.

Собор во имя святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (собор Иоанна Крестителя). Главный храм монастыря, к сожалению до наших дней не сохранился, являлся единственным храмом, построенным в Великом Устюге в начале XX века. Спроектировал здание сосланный в 1890 году из Санкт-Петербурга в Великий Устюг архитектор Владимир Николаевич Курицын. Проект храма был утвержден техническим строительным комитетом хозяйственного управления при Святейшем синоде 7 января 1908 года. Торжественная закладка нового храма состоялась 25 мая 1909 года. В плане здание представляло собой симметричный крест. В храм вели четыре входа, два основных (для прихожан) и два служебных. Над каждым входом имелось крыльцо с главкой. Центральный купол, в проекте имевший шлемовидное завершение, на самом деле построен был более вытянутым вверх. В средней части купола имелась широкая полоса, не покрытая железом. По этому случаю есть несколько версий: первая – подчеркивалась принадлежность храма Иоанну Предтечи, имелось в виду усекновение его главы; вторая – предполагалось иметь световую полосу, работающую на дальние расстояния; третья – купол не успели полностью покрыть железом, так как последнее было отобрано в 1919 году при Советской власти. Судьба храма оказалась довольно трагичной: 11 июля 1921 года начался пожар, в результате которого сгорели леса и рухнул купол вновь построенного храма. 10 марта 1927 года начали ломать остатки погоревшего собора. Так город лишился весьма оригинального сооружения, признававшегося специалистами как не имеющего аналога.

Церковь во имя Рождества святого и славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна (церковь Иоанна Предтечи). Первая деревянная церковь во имя рождества святого и славного пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна была построена в 1262 году, с нее начался монастырь. На месте старой церкви, значившейся в писцовой книге 1630 года, в 1672 году построена новая теплая деревянная церковь гостем Гусельниковым, о чем в монастырском синодике 1723 года сохранилась запись. Эта деревянная церковь существовала до 1695 года, а в 1695 году купец Александр Васильев Чалбышев своим иждивением построил каменную церковь. Церковь двухэтажная, о трех главах. Большая глава золоченая, с железным золоченым крестом, устроена над верхним холодным храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи, две главы поменьше над приделами крашенные с золоченными крестами. Наружные стены выбелены, на квадрате под крышей в круглых нишах изображены: на южной стороне - Спаситель, на восточной крест, копье и трость, на северной - Божия Матерь, на западной Иоанн Предтеча.

В церковном здании помещаются два храма: в верхнем этаже холодный во имя Рождества Иоанна Предтечи, с двумя холодными приделами: во имя святителя Димитрия Митрополита Ростовского и Льва епископа Катанского, в нижнем этаже теплый - во имя трех Святителей: Василия Великого, Гpигopия Богослова и Иоанна Златоуста, с двумя приделами: во имя Вилепской иконы Божией Матери и святой великомученицы Варвары. В храме Рождества Иоанна Предтечи (верхний этаж): алтарь трехгранный, за престолом - в двух деревянных, точеных тумбах образа с рукоятями. За жертвенником на откосе окна образ Ахтырской Божией Матери, в простенке между окнами - образ Знамение Божией Матери; иконы украшены серебряными венцами и жемчужными ризами, в другом простенке - Нерукотворный Образ Спасителя - с окладами, венцом и ризой. Иконостас столярный, большей частью гладкий, по местам убран резьбой. Из местных образов по правую сторону царских врат: - образ Спасителя в стоянии, на нем венец и риза серебряные с золочением, чеканные, с надписью Ис. Хс. Вседержитель; образ Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крылами, держащего в левой руке блюдо с главой (эмалевый храмовый образ), на нем венец с сиянием и стразами, риза серебряная с золочением, чеканная. На венце привешены: на серебряной цепи чеканный золоченый крест с частями мощей разных (по преданию, в храме хранились частицы мощей Иоанна Предтечи) на ленте - в сердце из лилового стекла с серебряной золоченой оправой часть мощей святой великомученицы Варвары; на другой ленте серебряная, золоченая панагия с черневым изображением Распятия с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. Вокруг образа изображено житие Иоанна Предтечи - образ Божией Матери Одигитрии, по письму и украшению принадлежит к XVII столетию.

В Трехсвятском храме (нижний этаж): за правым клиросом в особом киоте - образ Божией Матери Всех Скорбящих радости, довольно древний. В трапезе иконостас с образами: Спас Нерукотворный - со старинными венцами и ризой;Трех Святителей Вселенских - старинный, в углублении деки. В северной части трапезы придельный алтарь - во имя Вселенской иконы Божией Матери. С южной стороны алтарь от церкви отделяется иконостасом, между колоннами образ святого великомученика Федора Стратилата. На северной стороне паперти в пристройке - придел во имя святой великомученицы Варвары. В нем находились два замечательные образа: Живоначальной Троицы с житием праотца Авраама и Благовещения Божией Матери с житием написанные в конце в XVI – начале XVII века.

16 августа 1922 года прекратилась служба в Иоанно-Предтеченском монастыре. Храм не сохранился.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  18 января 2011

Велико-Устюжский Иоанно-Предтеческий, 3 класса, основанный в 1262 году, в городе Великом Устюге, на так называемой Ивановской (ранее Сокольничьей) горе, где в то время находился соколиный двор татарского сборища податей Багуя, который, приняв крещение с именем Иоанна, устроил здесь монастырь. Этот монастырь был прежде мужским, а в 1764 году, по перенесении в него Велико-Устюжского Преображенского женского монастыря, основанного около 1626 года, стал женским. Храм во имя Иоанна Предтечи построен в 1695 году. Ежегодно 24 июня бывает крестный ход в монастырь из городского Успенского собора с чудотворною иконой Божией Матери Одигитрии. При монастыре помещается епархиальное женское училище и имеется богадельня.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  23 ноября 2017

Иоанно-Предтечев девичий монастырь. Извлеч. из опис. А. Попова 1877 г. Вол. Еп. Вед.

Иоанно-Предтечев монастырь находится на северо-восточной окраине г. Устюга, на называемой ныне Ивановской, а прежде Сокольей горе. Монастырь сей основан в ХIII столетии, обратившимся в христианскую веру монгольским баскаком Бугой, во святом крещении нареченным Иоанном, поставившим по сказанию церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи.
На место деревянной церкви, значившейся в писцовой книге 1630 года, в 1672 году построена новая теплая деревянная же церковь гостем Гусельниковым, о чем в монастыр-ском синодике 1723 года сохранилась запись.
Cия деревянная церковь существовала до 1695 года, а в 1695 году купец Александр Васильев Чалбышев своим иждивением построил каменную двух-этажную церковь.
Мужеский Иоанно-Предтечев монастырь существовал до 1764 года, а в 1764 обращен в женский.

Нынешнее состояние монастыря.

Церковь монастырская каменная, двухэтажная, о трех главах, из коих большая железная, золоченая, с железным золоченым крестом, устроена на гладкой шее над сквозным осмигранным фонарем, над верхним холодным храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи, a прочия две главы над приделами. Нижний и верхний алтари трехгранные, верхний отступлен против нижняго.
На приделах главы железныя крашеныя, а кресты золоченые.
Крыши на всем здании железныя, крашеныя зеленой краской.
Наружныя стены выбелены, карниз на квадрате под крышей с кружалами на четырех сторонах, состоит из нескольких валиков с провесами, под кружалами карниза в круглых нишах изображены: на южной стороне - Спаситель, на восточной крест, копье и трость, на северной - Божия Матерь, на западной Иоанн Предтеча.
На квадрате верхняго храма 12 мест - 4: больших, 8 малых, в значительном углублении, обрамленных валиками, для живописных изображений, но места эти в настоящее время забелены; по граням квадрата нижняго и верхняго этажей высечены полуколонны. Стенки фонаря над главным холодным храмом украшены карнизами с провесами, лопатками по граням, валиками и другими стенными орнаментами.
В церковном здании помещаются два храма: в верхнем этажи холодный во имя Рождества Иоанна Предтечи, с двумя холодными приделами: во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовскаго и Льва епископа Катанскаго, в нижнем этаже теплый - во имя трех Святителей Василия Великаго, Гpигopия Богослова и Иоанна Златоустаго, с двумя приделами: во имя Вилепской иконы Божией Матери и Св. Великомуч. Варвары.
В храме Рождества Иоанна Предтечи: алтарь трехгранный, за престолом - в двух деревянных, точеных, на подобие чернаго дерева отделанных, тумбах, два образа с рукоятями, новаго Московскаго письма. За жертвенником на откосе окна образ Ахтырский Божией Матери - от бед страждущих, да в простенке между окнами - образ Знамение Божией Матери; сии иконы украшены серебряными венцами и жемчужными ризами, а в другом простенке - Нерукотворенный Образ Спасителя - древняго письма, с окладами, венцом и ризой старинными басмяными.
Предалтарный иконостас столярный, большей частию гладкий, по местам убран резьбой.
Из местных образов по правую сторону царских врат: - образ Спасителя в стоянии, - на нем венец серебряный, золоченый, чеканный, риза серебряная же чеканная весом 13 фунт 40 зол. надписи Ис. Хс. Вседержитель - эмалевый Храмовый - Св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крылами, держащаго в левой руке блюдо с главой - в стоянии, кругом образа изображено житие Иоанна Предтечи; образ письма древняго - в вышину 9 четверт., в ширину 7 четверт., на нем венец с сиянием и стразами, а риза во всю деку - серебряные, чеканные, золочёные, весом 30 фунтов, на венце привешены: на серебряной цепи чеканный золоченый крест с частями мощей разных, на ленте - в сердце из лиловаго стекла с серебряной золоченой оправой часть мощей Св. Великомуч. Варвары; на другой ленте серебряная, золоченая панагия с черневым изображением Распятия с предстоящими Божией Матеря и Иоанном Богословым.
Божией Матери Одигитрии, - по письму и украшению принадлежит к XVII столетию. Под местными образами в клеймах приточныя изображения из ветхаго и новаго заветов, между ними особенно замечательно изображение, на правом клиросе подле дьяческой двери, клейма под иконою Трех Вселенских Святителей. В сем клейме изображен хор поющих по нотной партитуре, на латинском языке, первые два стиха первой главы книги: „Песнь Песней". Как редкий образчик древняго хороваго нотнаго пения, пиесa, изображенная в клейме, заслуживает внимания.
В прочих местах храма замечательны следующие образа: а) за левым клиросом образ Божией Матери Боголюбский - древняго письма, - на нем венец, свет и поля серебряные, чеканные, весом 15 фун. 57 зол., возглавие и ожерелье низаны жемчугом со ставками по фольге, а риза бусами со ставками; б) Архангела Михаила - с венцом серебряным золоченым и полями серебряными; в) Святителя и Чудотворца Николая - древний, венец и риза во всю деку серебряные, чеканные, весом 1 фунт. 70 золот. и г) Святителя и Чудотворца Николая, Льва епископа Катанскаго и преподобном. Евдокии, пятичный, с серебряной ризой.
Но южную сторону трапезы придел, во имя Димитрия Митрополита Ростовскаго.
Местные образа превосходной Устюжской живописи первой половины XVII столетия.
По стенам церкви есть иконостасы и иконы, между коими более замечательны в столярном крашеном иконостасе у южной стены: - а) образ Грузинский Божией Матери - с серебряной чеканной ризой, весом 2 фун. 25 золотн.; б) образ Св. Мучен. Андрея Стратилата - пятичный, с венцами, светом и окладами серебряными чеканными; в) образ Препод. Нила Сорскаго - с венцами и полями серебряными, золочеными; г) образ Божией Матери Всех Скорбящих, с венцом и ризой серебряными чеканными; д) образ четырех святых препод. Петра Афонскаго, Григория Декаполита, муч. Христофора и преп. Марии Египетской - пятичный, письма древняго, - муч. Христофор - с конской головой, венцы на образе, свет и поля серебряные чеканные - старинные. Есть и еще несколько пятичных образов, и все более или менее украшены венцами и полями серебряными. По северную сторону трапезы - придел во имя Льва епископа Катанскаго.
В разных местах несколько образов, между коими замечательны: а) образ Господа Саваофа, письма древняго, писан на левкасе, в углублении деки - не позже как в XVII столетии; б) Нерукотворенный образ Христов - с чудесами, письма древняго, писан на левкасе и в углублении. А прочие образа принадлежат к первой половине XVII столетия.
В нижнем этаже помещается теплый храм, во имя трех Святителей - Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго.
Между половыми плитами в трапезе, над могилой храмоздателя лежит надгробный плитяный памятник с высеченной над ней надписью: 1770 года.
За правым клиросом в особом киоте - образ Божией Матери Всех Скорбящих радости, довольно древний. В трапезе иконостас.
В нем образа: Нерукотворенный Спасителев - с старинными басмянными венцами и ризой; Трех Святителей Вселенских - старинный, в углублении деки.
В северной части трапезы, теплаго храма помещается придельный алтарь - во имя Вселенской иконы Божией Матери.
С южной стороны алтарь от церкви отделяется иконостасом, между колоннами образ Св. Великомуч. Федора Стратилата - старинный, писанный в углублении деки.
На северной стороне паперти в пристройке - придел во имя Св. Великомуч. Варвары. В сем приделе находятся два замечательные по древности образа: Живоначальныя Троицы, с житием праотца Авраама и Благовещения Божией Матери, с житием, - образа в длину по два аршина, а в ширину по полтора аршина, писаны в углублении деки на левкасе, ежели не в XVI, то в начал в XVII столетия; на них по сторо-нам иконописью изображены: истории Авраама - столпное письмо; жизнь Божией Матери, с апокрифическими событиями в ея жизни, - письмо пошиба греческаго.
Между утварью замечательна водосвятная чаша - медная, золоченая, кованая, приложенная в 7181 (1673) году, весом 7 фун., по краям чаши вычеканено старинной вязью: Лета 7181, Июня в 20 день, приложил сию чашу в монастырь Иоанна Предтечи, что на Устюге, гость Афанасий Федотов, - Скорая запись по родителях своих".

Древности монастыря.

1. Антиминс холстинный, в квадратную четверть аршина, без мощей. На нем в верху чернилами изображен осмиконечный крест, под крестом - Адамова глава, а по сторонам копие и трость с губою, над крестом надписано: „Царе Славы," под сими словами: „Ника". Под изображением креста чернилами же написано: „Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Ииcyca Христа во имя Святаго и Славнаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна честнаго и славнаго его рождества, Преосвященным Давидом Ростовским и Ярославским и Устюжским при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче всея России и при Митрополите Антонии Московском и всея России. В лето 7807..... (9751) месяца Июня 24, в день среду".
2. Антиминс холстинный, в квадратную четверть аршина, с мощами, зашитыми на верху; под мощами чернилами изображен осмиконечный крест с копием и тростию с губой по сторонам, как и на первом антиминсе. По сторонам мощей и креста чернилами же написано: „Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Ииcyca Христа в церкви Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славнаго Ея Одигитрия явления иконы Смоленския. Священа бысть церковь сия в лето 7150-го индикта десятаго месяца Ноемврия в 14 день на память Святаго Апостола Филиппа при благоверном царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России и при Преосвященном Варлааме Ростовском и Ярославском.
3. Антиминс холстинный, в квадратную четверть аршина, с мощами, зашитыми на верху; под мощами чернилом изображен шестиконечный крест с копием и тростию с губой по сторонам. По сторонам мощей и изображения креста чернилами же написано: „освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви иже во святых отец наших триех Вселенских великих учителей и Святителей Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго.
Священа бысть церковь сия в лето 7180 года индикта 10, месяца Июля 27 день на память святаго великомученика Пантелеймона при благоверном и благочостивом государе царе и великом князе Алексее Михайловиче всея великая и малыя и белыя России Самодержца и при верной государыне царице и великой княгине Наталье Кириловне и при благоверном государе цесаревиче и великом князе Феодоре Алексеевиче и при благоверном государе царевиче и великом князе Иоанне Алексеевиче и при благоверном государе царевиче и великом князе Петре Алексеевиче и при священном митрополите нашем Ионе Ростовском и Ярославском.
4. Антиминс холстинный, в квадратную четверть аршина, с мощами зашитыми на верху. Под мощами изображен чернилами шестиконечный крест, под ним Адамова голова, а по сторонам копие и трость с губою, над крестом надписано: „Царь Славы," под сими словами: „Иисус Христос" под вторым сверху поперечником: „НИ. КА." По сторонам мощей и изображения креста написано: „Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви святаго славнаго великомученика Феодора Стратилата. Священа бысть церковь cия в лето 7182 индикта 12, Октября в 5 день на память святыя мученицы Харитины. При благоверном государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче всея великия и малыя и белая Poccии самодержце и при его благоверной государыне нашей царице и великой княгине Наталии Кириловне и при благоверном государе царевиче и великом князе Феодоре Алексеевиче и при благоверном государе нашем царевиче и великом князе Иоанне Алексеевиче и при благоверном государе пашем царевиче и великом князе Петре Алексеевиче, и при благоверных царевнах и при митрополите Ионе Ростовском и Ярославском.
5. Антиминс полотняный, без мощей, величиной в поларшина печатный. На середине антиминса напечатана плащаница, а над ней изображены: Господь Саваоф и Дух Святый. На углах Евангелисты с животными, у Евангелистов надписано: „агиос. Матфе и „агиос. Иоанн," „агиос. Марко," „агиос. Лука". По сторонам и внизу изображений напечатано с рукописными вставками наименование храма и Преосвященнаго: „Жертвенник Божественный и священный совершися чрез самое Божественное священнодействие, освящен божественною благодатию всесвятаго и животворящаго Духа".
Имеет власть священнодействовати в храме Святых Святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Священнодействован Преосвященным Геласием Apxиeпископом Великоустюжским и Тотемским. Cиe же бысть при державе благочестивейшаго великаго государя царя и великаго князя Федора Алексеевича всея великая и малыя и белыя России Самодержца и при великом господине святейшем кире Иоакиме Патриархе Московском и всея России. Лета мироздания 7190, от Рождества же Христова 168..... индикта .... месяца .... в день. Не вписанные в семь антиминсе годы, индикт, месяц и день затрудняют верно определить время выдачи сего антиминса, но очевидно, что он выдан был еще в деревянный храм (до построеннаго каменнаго в 1695 году) в 1683 или в 1684 годах, потому что Преосвященный Геласий поступил на Устюжскую епархию в 1682 году и был на ней два года с половиной.
6. Антиминс атласный полуаршинный, без мощей рисунок одинаковый с Антиминсом № 5. На нем на верху, по сторонам плащаницы и в низу напечатано: „Жертвенник Божественный и священный совершися чрез самое Божественное священнодействие освящен божественною благодатию всесвятаго и животворящаго Духа. Имеет власть священнодействовати во храме Иоанна Предтечи освящен и положен на престол антиминс, священнодействован Преосвященным Александром Архиепископом Великоустюжским и Тотемским.
Cиe же бысть при державе Благочестивейших государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея велякая и малыя и белыя Poccии Самодержцев и при великом господине Святейшем Кир - Aдриан Apxиепископе Московском и всея России и всех северных стран Патриарх. Лета мироздании 7202, от Рождества Христова 1690...... индикта, месяца Июля в 10 день".
7. Антиминс атласный, с мощами, полуаршинный. Наверху напечатано: „Сей антиминс, cиe есть трапеза священная на приношение безкровныя жертвы в божественней литургии освятися благодатию пресвятаго и животворящаго Духа, сего ради имеет власть священнодействовати во храме Св. Иоанна Предтечи".
На средине напечатана плащаница, под плащаницей напечатано: „ Повелением же Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни нашея Императрицы Елизаветы Петровны всея России и благословение Святейшаго Правительствующаго Все-poccийскаго Синода священнодействован Преосвященным Варлаамом Епископом Великоустюжским 1748 Июля 17 день".
„Сей святый антиминс положен вместо ветхаго по благословению Преосвященнейшаго Варлаама Епископа Велико-Устюжскаго и Тотемскаго 1748 году месяца Июля в 19 день".
В монастырской библиотеке книг 171 № названий.

Вологодская старина. Историко-археологичческий сборник". Сост. И.К. Степановский. - Вологда, Типография Вологодского губернского правления, 1890.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.