ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Великий Устюг. Ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей.


Архитектурный ансамбль. Не действует.  
Год постройки:Между 1696 и 1739.
Адрес:
Вологодская обл., Великоустюжский р-н, г. Великий Устюг

Координаты:60.760829, 46.306633




Добавить фотографию
Ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 июля 2009
Ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
22 марта 2006
Ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Татьяна Минеева
7 января 2005
Ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
из книги Дунаева Б.И. Северо-русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. - Москва. 1915.
sergeizaharov
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): sergeizaharov,  7 декабря 2010

Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1422 году игуменьей Анисьей. Существовал 342 года, о чем свидетельствует надпись на западной стене Спасо-Преображенской церкви. В 1764 году был ликвидирован с переводом в Иоанно-Предтеченский монастырь, а Спасо-Преображенский собор превращен в приходскую церковь. 19 июля 1928 года Президиум Северо-Двинского губисполкома своим постановлением передал Спасо – Преображенскую церковь Северо-Двинскому губархиву под хранилище архивного имущества. В сентябре 1928 года состоялось последнее богослужение, а 12 ноября начали снимать колокола с колокольни Спасо-Преображенского храма.


Статью добавил(а): sergeizaharov,  24 декабря 2011

  Когда были построены первоначальные Преображенские церкви неизвестно, но они существовали до 1422 года, так как монастырь был образован уже при существующих церквях. Согласно Писцовой  книге 1676-1683 годов в 1679 году обе деревянные церкви и колокольня с 10 колоколами сгорели, на их месте была построена одна деревянная (сгорела в 1715 году). Лишь в 1689 году рядом с деревянной церковью начато строительство каменной холодной церкви во имя Преображения господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с пределами во имя Богоотца Иоакима и Анны, а так же колокольни. Каменный пятиглавый Спасо-Преображенский храм был построен в 1669 году. освящен архиепископом Великоустюжским и Тотемским Александром 6 августа 1697 года. По своей архитектуре напоминает Архангельский собор Михайло-Архангельского монастыря, вплоть до того, что встроенная колокольня находится на северо=западном углу. Отличие лишь в более скромных размерах и внешнем убранстве (В убранстве Спасо-преображенского храма использовано большое количество изразцов местного производства).    Сени и своды в алтаре Спасо-преображенского собора были украшены в 1756 году живописными изображениями. По западной стене  церкви под сводами были построены деревянные хоры, которые в старину составляли принадлежность соборных церквей. Предалтарный иконостас резной золоченый. Возведен в 1697 году, через год после постройки храма, по заказу архиепископа Александра. Иконостас поражал пышностью своего орнаментного убранства, сложными очертаниями профилированных арок, сильным выносом колонок с капетелями.    Сретенско-Преображенская церковь являлась теплым храмом Спасо-Преображенской церкви. Деревянная церковь упоминается в Сотной книге 1630 года. Сгорела в 1679 году. В 1725 году на месте сгоревшей в 1915 году деревянной церкви, начато строительство каменного здания по благословению епископа Великоустюжского и Тотемского Боголепа. Строительство длилось 14 лет, завершилось в 1739 году. Освящена 7 августа 1740 года во имя Сретения Господня с приделом во имя иконы Казанской Божией Матери. Оригинальной особенностью этого храма является размещение в его верхних ярусах звона, что превращает храм. в противоположность другим устюжским храмам, в церковь "под колоколы". Для этого вверху основного помещения над полусомкнутым сводом устроен проход к открытым друг в друга восьмирикам, образующим звонницу. В интерьере Сретенской церкви помещался небольшой двухярусный иконостас возведенный вероятно в самом конце 18 века или начале 19 века. Несмотря на малые размеры оформлен иконостас был помпезно.

Статью добавил(а): Т.,  22 января 2014

Устюжский Спасопреображенский женский монастырь

Назывался также Устюжский Спасский девичий монастырь, Устюжский Сретенский девичий монастырь, Устюжский Преображенский девичий монастырь. Находился в Великом Устюге. Основан в 1422 году при приходской церкви.

В 1623 году на территории Спасского девичьего монастыря стояли деревянные холодная церковь Преображения Господня и теплая Сретения Господня. Управляла монастырем игуменья Марфа, в 12 кельях жили 54 старицы, кормились подаянием.

После пожара 1679 года построены деревянная теплая и каменная холодная церкви. В 1693 году монахини проживали в 29 кельях.

Строительство первой каменной церкви начато в 1689 году, освящена церковь в 1697 году в честь Преображения Господня.

В 1715 году сгорела теплая деревянная церковь. После этого теплый придел устроили в трапезе Преображенской церкви, он освящен в 1718 году в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Строительство теплой каменной церкви начато в 1725 году, освящена церковь в 1740 году в честь Сретения Господня.

В 1764 году Спасопреображенский монастырь упразднен, монахини переведены в Устюжский Иоанно-Предтеченский монастырь, бывший до этого мужским. Церкви Спасопреображенского женского монастыря обращены в приходские.

Спасо-Преображенская приходская церковь в Устюге в 18-19 веках:
В 1794 году в теплой Сретенской церкви освящен Казанский придел. В 1797 году в холодной Преображенской церкви освящен придел святых Богоотец Иоакима и Анны вместо Казанского. Колокольня располагалась в северо-западном углу Преображенской церкви. В 1855 году на деньги благотворителя купца Ильи Яковлевича Грибанова построена каменная ограда вместо деревянной. В приходе Спасопреображенской церкви в 1788 году числилось 536 душ обоего пола, в 1868 году – 265 душ.

Спасо-Преображенская приходская церковь в 20 веке:
В 1915 году в приходе Спасопреображенской церкви насчитывалось 464 человека. Служил протоиерей Черняев Иларий Яковлевич, 1863 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии.

В 1928 году в Спасопреображенской церкви прошла последняя служба. Здания церквей переданы Северо-Двинскому губернскому архиву.
В 1931 году Черняев Иларий Яковлевич арестован, приговор – ссылка в Северный край на 3 года. В 1932 году ссылка в Северный край заменена ссылкой в Западную Сибирь. Дальнейшая судьба священника неизвестна.

В настоящее время в зданиях церквей по-прежнему располагается архив – Великоустюгский центральный архив.

Православные приходы и монастыри Севера


Статью добавил(а): sergeizaharov,  14 декабря 2017

Монастырь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Спасо-Преображенский женский монастырь)

Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1422 году игуменьей Анисьей. Существовал 342 года (ликвидирован в 1764 году), о чем свидетельствует следующее клеймо с надписью под хорами на западной стене Спасо-Преображенской церкви: „В лето от Рождества Христова 1422 года учрежден был при сем приходе девич монастырь, который, под управлением разных игумений, и существовал 342 лета; по учреждении же штатов в 1764 году декабря 31 дня переведен при игуменье Mapиaм в Ивановский монастырь на гору, а сей оставлен приходскою церковью". [1] Косвенным упоминанием Спасо-Преображенского монастыря служит и описание городских укреплений 1438 года: «… 5. А от Ивановские башни до Спасских ворот…»[2]

В «Летописи Великоустюжской» под 1493 годом описано чудо произошедшее в Спасо-Преображенском монастыре: «1493 г. Въ Устюге Великомъ, въ Спасо-преображенскомъ девичьемъ монастыре, отъ образа Преображения Господня текло муро изъ грудей спасителевыхъ и отъ святыхъ пророковъ Моусея и Илии».[3]

Упоминается монастырь и в «Сотной с писцовых книг» 1630 года: «За острогомъ же противъ Спаскихъ воротъ м-рь Спаской девичей, а въ немъ церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна вверхъ, да теплая церковь Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна клетцки, а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье монастырское приходныхъ людей; а на м-ре въ келье игуменья Марфа, да 12 келей, а въ них живут 54 старяцы, все кормятца въ миру Христовым именемъ».[4] Как видим, к 1630 году в монастыре имелось два храма – во имя Преображения Господня холодный и во имя Сретения Господня теплый, а так же кельи.

В 1679 году монастырь сильно пострадал от пожара: «В лето 7187, а от Рождества Христова 1679. Сентября в 1 день во 2-м часу дни в Устюге Великом в Афанасьевской улице загорелась баня у Степана Кошки близ таможни; и от того возгорания погорели …две церкви и у Спаса Преображенском монастыре, две церкви и с кельями».[5]

После пожара монастырь был восстановлен, о чем свидетельствуют «Писцовые книги» 1683 года: «Спасской девичь монастырь за острожною осыпью, что по конецъ улицы Гулынки, а въ немъ церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа холодная… Церковь теплая съ трапезою и съ папертью… колокольня древяная рубленная… И въ прошломъ во 187 г. въ пожарное время те обе церкви и колокольня сгорели; построена на техъ местехъ одна церковь теплая съ трапезою клетцки… А на монастыре 29 келей, а въ нихъ живутъ старицы…»[6]

В 1683 году вместо двух храмов в Спасо-Преображенском монастыре существовала одна теплая Сретенская церковь. В 1679-1696 годах строится каменная холодная Преображенская церковь. В 1715 году сгорела теплая деревянная Сретенская церковь. В 1725-1739 годах строится каменная теплая Преображенская церковь.

По штатам 1764 года монастырь закрыт, а Спасские церкви превращены в приходские. Женский Спасо-Преображенский монастырь переведен в Иоанно-Предтеченский, бывший мужской.

В 1855 году иждивением почетного гражданина города Ильи Яковлевича Грибанова вокруг храмов построена каменная ограда с железными решетками. В 1857 году им же обновлено внутреннее убранство и пристроено новое крыльцо Сретенской церкви.

19 июля 1928 года Президиум Северо-Двинского губисполкома своим постановлением передал Преображенскую церковь Северо-Двинскому губархиву под хранилище архивного имущества. В сентябре 1928 года состоялось последнее богослужение, а 12 ноября начали снимать колокола с колокольни Преображенского храма.

Храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Спасо-Преображенская церковь)

Когда была построена первоначальная холодная церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, точно не известно, но в 1422 году она уже существовала, так как монастырь был основан уже при существующей церкви. О чем свидетельствует запись в «Летописи Великоустюжской»: «1422. При Преображенской церкви въ городе Устюге открытъ девичий монастырь».[7] Деревянная Преображенская церковь существовала до пожара 1679 года, о чем свидетельствуют «Сотная с писцовых книг» 1630 года и «Писцовые книги» 1683 года. В частности в «Писцовых книгах» 1683 года дано подробное описание внутреннего убранства храма.[8]

Храм деревянный, шатровый с одним куполом. В алтаре за престолом образ Пресвятой Богородицы с Превечным младенцем украшенный серебром и жемчугом. Над жертвенником образ Спаса Нерукотворенного украшенный серебром золоченым в киоте. Царские двери обложены оловом золоченым и листовым золотом. Над вратами, над сенью: в отдельном киоте с пятью куполами, на двух столбцах образ Иисуса Христа Эммануила написанный на золоте. По сторонам Ангелы. В тяблах: вверху Деисус, написанный на золоте, внизу на пятнадцати деках святые. Во втором поясе – Двунадесятые праздники. В третьем поясе – Пророки стоящие. В четвертом – Праотцы поясные. Все образа написаны на золоте. Возле царских врат:

- образ Преображения Господня, украшенный жемчугом;

- образ Спаса Вседержателя, украшенный серебром сканым золоченым;

- образ Пресвятой Богородицы Одигитрии с Превечным младенцем, украшенный серебром резным золоченым и жемчугом;

- образ Воскресения Христова, украшенный золоченым серебром;

- образ Пресвятой Богородицы Одигитрии с праздниками, украшенный серебром золоченым и жемчугом в отдельном киоте межвратный;

- образ Сретения Господня в отдельном киоте;

- образ Преображения Господня, украшенный золоченым резным серебром и жемчугом в отдельном киоте.

Над северными дверьми образ Димитрия Селунского, напротив левого клироса образ Николая Чудотворца с житием, напротив правого клироса образ Спаса Нерукотворенного, образ Алексия человека Божия.

В паперти Преображенского храма: над западными дверьми - Деисус и три иконы; на восточной стене – образ Христа Эммануила в киоте с Ангелами; над северными дверьми – Деисус и образ Преображения Господня.

В 1679 году обе деревянные Преображенская и Сретенская церкви вместе с колокольней сгорели, на их месте была построена одна деревянная теплая Сретенская церковь.

Спустя десять лет 25 июня 1689 года архиепископ Великоустюгский и Тотемский Александр совершил крестный ход из кафедрального Успенского собора к месту сгоревшей деревянной церкви и положил начало строительства каменного холодного храма во имя Преображения Господня с приделом во имя Богоотца Иоакима и Анны, а так же колокольни, при игуменье Анисии. Каменный пятиглавый Преображенский храм был построен в 1696 году, освящен преосвященным Александром, архиепископом Великоустюжским и Тотемским 6 августа 1697 года. Что так же подтверждено клеймом с надписью под хорами на западной стене Спасо-Преображенского храма: „В лето от Рождества Христова 1689 года Июня в 25 день, при державе благочестивейших государей царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея России самодержцев, основана сия церковь в девичье монастырь, во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа, при игуменье Анисии, преосвященным Александром архиепископом Великоустюжским и Тотемским с крестным ходом из собора; а совершена и освящена 1697 года августа в 6 день преосвященным Иосифом, архиепископом Великоустюжским и Тотемским". [9]

В 1715 году сгорел теплый деревянный Сретенский храм. В южной стороне трапезной Преображенской церкви была устроена теплая церковь. По грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Иосифа от 19 декабря 1718 года архимандрит Архангельского монастыря Варсофий и соборный протопоп Адриан освятили вновь созданный теплый храм во имя Божией Матери Казанской.

В 1764 году после ликвидации монастыря Преображенский храм превращен в приходскую церковь. 17 июня 1797 года теплый придел во имя Божией Матери Казанской переосвящен во имя Богоотца Иоакима и Анны.

Далее в описании внутреннего убранства Преображенского храма использована статья Арсения Попова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1875 году.[10]

По своей архитектуре Преображенский храм напоминает Архангельский собор Михайло-Архангельского монастыря, вплоть до того, что встроенная колокольня находится на северо-западном углу. Отличие лишь в более скромных размерах, да еще во внешнем убранстве Преображенской церкви использовано большое количество изразцов местного производства. На храме шесть куполов с золочеными крестами. Пять (один большой золоченый и четыре маленьких) над квадратом храма и один купол над алтарем придела Иоакима и Анны. Алтарь снаружи в виде трех полукружий. С южной стороны пристроен придел, с западной трапезная, а с северной палатки. Возможно, первоначально все эти пристройки были папертью.

Алтарь от церкви отделен толстой каменной стеной с тремя дверьми. Стены и свод алтаря украшен живописными изображениями Ветхозаветных событий. Роспись сделана в 1756 году и поновлена в 1829 году, о чем свидетельствовала надпись в алтаре: «украшенъ сей святый олтарь живописною работою 1756 года, поновленъ въ 1829 году».

В церкви стены оштукатурены белые, на своде около фонаря в девяти клеймах изображены блаженства Евангельские. По западной стене церкви под сводами построены деревянные хоры, которые в старину составляли принадлежность соборных церквей.

Предалтарный пятиярусный иконостас весь резной золоченый. Возведен он в 1697 году, через год после завершения строительства храма, по заказу архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра. Иконостас поражает пышностью своего орнаментального убранства, сложными очертаниями профилированных арок, сильным выносом колонок с капителями. Особенно великолепны окутанные листьями и гроздями винограда колонки-столбики, декорированные внизу различными розетками и завитками. Как и многие другие иконостасы церквей Великого Устюга, это сооружение имеет ясно выраженные горизонтали и вертикали с подчеркнутой царскими вратами центральной осью и ступенчатым расположением икон и арок обрамлений над ними. Завершает сооружение изображение распятого Христа.

В середине первого яруса царские врата прорезные, золоченые с шестью клеймами – четыре евангелиста, Благовещение Пресвятой Богородицы и над ними Тайная вечерня.

Справа от царских врат:

- образ Преображения Господня древний, богато украшенный серебром золоченым (нельзя утвердительно сказать, чтобы этот образ был тот самый, из которого в 1493 году текло миро, но он действительно древний, поновлен в конце XVII столетия при построении храма);

- образ Сретения Господня;

- образ Воскресения Христова;

- образ Живоначальной Троицы;

- образ Архидьякона Евила на дъяческой двери.

Слева от царских врат:

- образ Божией Матери Страстная, украшенный серебром золоченым, жемчугом и алмазными вставками;

- образ Божией Матери Всех Скорбящих;

- образ Прокопия и Иоанна Устюжских;

- образ Святителя Николая;

- образ Архидьякона Лаврентия на пономарской двери.

Остальные иконы принадлежат к первой половине XVIII столетия. Некоторые имели серебряные венцы и ризы.

Второй ярус – по центру Воскресение Христово и два резных золоченых сидящих Ангела, а по сторонам на десяти деках двенадцать Господских и Богородичных праздников. Третий ярус – по центру Господь Вседержатель сидящий на престоле, а по сторонам на восьми деках Апостолы. Четвертый ярус – по центру Коронование Божией Матери, а по сторонам на восьми деках Пророки. Пятый ярус – по центру Отечество, а по сторонам на восьми деках Праотцы.

Поверх иконостаса одиннадцать резных золоченых клейм – по центру Распятие Христово с предстоящими, а по сторонам Страсти Христовы.

Церковь от трапезной отделена массивными стенами с двумя дверьми.

Придел во имя святых Иоакима и Анны находился с южной стороны Преображенского храма. Свод и стены алтаря украшены несколькими живописными клеймами. Стены и свод придела выбелены.

Предалтарный иконостас столярной работы, резной, карнизы и валики вызолочены по полименту. Царские врата решетчатые со стеклами по центру Благовещение Пресвятой Богородицы, по углам в золоченых клеймах четыре Евангелиста. Вместо местных образов в трех клеймах изображены: Спаситель, Божия Матерь и Богоотцы Иоаким и Анна. Над царскими вратами – Коронование Божией Матери, а по сторонам в резных золоченых клеймах: Василий Великий и мученица Евфимия. Образа принадлежат к XVIII веку.

От трапезы церковь отделена резным иконостасом одной архитектуры с иконостасом Преображенского храма и возможно бывшим предалтарным в этом пределе храма. В этом иконостасе находилась древняя икона мучениц Параскевы, Екатерины и Варвары.

К северо-западному углу трапезной примыкает шатровая каменная колокольня. Первый ярус четырехгранный, средний восьмигранный, верх шатровый с небольшой главкой. На колокольне 8 колоколов.

Церковь во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Сретенско-Преображенская церковь)

Теплый храм во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Деревянная церковь упоминается в «Сотной с писцовых книг» 1630 года. В «Писцовых книгах» 1683 года дано описание внутреннего убранства храма, который сгорел в 1679 году вместе с холодной Преображенской церковью. [11]

Сретенская церковь деревянная теплая с трапезной и папертью. В алтаре запрестольный образ Пресвятой Богородицы. Царские врата написаны красками. Возле царских врат:

- образ Сретения Господня украшенный серебром резным золоченым;

- образ Преображения Господня украшенный серебром золоченым;

- образ Преподобных отцов Зосима и Савватея Соловецких в киоте;

- образ Николая Чудотворца;

- образ мучениц Екатерины, Прасковеи, Варвары;

- образ Пречистой Богородицы в киоте украшенный серебром.

В тяблах на пятнадцати деках Деисус.

В трапезной:

- возле церковной двери образ Сретения Господня;

- образ Спаса Нерукотворенного в киоте, на створках киота образ Прокопия и Иоанна Устюжских;

- образ Пречистой Богородицы в киоте, на створках – образ Иоанна Богослова и Андрея Первозванного.

Над церковными дверьми образ Спас Эммануил с Ангелами.

К 1863 году на месте сгоревших Преображенской и Сретенской церкви построен один деревянный теплый Сретенский храм. В 1689 – 1696 годах рядом строиться каменная Преображенская церковь. 24 июня 1715 года сгорела деревянная церковь и только спустя 10 лет в 1725 году на ее месте начинается строительство каменное здания, по благословению преосвященного Боголепа, епископа Великоустюжского и Тотемского. Строительство длилось 14 лет (построена в 1739 году). Освящена 7 августа 1740 года во имя Сретения Господня с приделом во имя иконы Казанской Божией Матери (освящен 10 декабря 1728 года).

Сретенский храм двухэтажный. Первый этаж первоначально предназначался под церковь, но позднее в нем разместили кладовые палатки. Во втором этаже размещена сама Сретенская церковь. Квадрат храма увенчан одной главкой с золоченым крестом на трехярусной шейке. Оригинальной особенностью этого здания является размещение в его верхних ярусах звона, что превращает храм, в противоположность другим устюжским храмам, в церковь «под колоколы». Для этого вверху основного помещения над полусомкнутым сводом устроен проход к открытым друг в друга восьмерикам, образующим звонницу. Такая малоудачная конструкция явно свидетельствует о недостаточной подготовленности местных зодчих к решению подобных сложных проблем. Алтарь храма полукруглый. С северной стороны над палатками придел во имя Божией Матери Казанской. С западной стороны пристроено каменное крыльцо с тремя входами.

Далее в описании внутреннего убранства храма использована статья Арсения Попова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1875 году.[12]

Алтарь от церкви отделен каменной стеной с тремя пролетами. Стены и свод оштукатурены. Предалтарный иконостас небольшой в два яруса. Возведен, вероятно, в самом конце XVIII или начале XIX века. Несмотря на свои малые размеры, он оформлен необычайно помпезно. Центральная ось выделена не только царскими вратами и большим размером средней иконы, но и значительным выносом вперед боковых частей с мощными карнизами на гладких парных колоннах. Царские врата столярной работы, резные отделанные серебром и золотом под металл, Евангелисты резные сделаны столь искусно, что похожи на отлитые из металла. В середине царских врат в клейме Благовещение Божией Матери.

Первый ярус:

- образ Преображения Господня;

- образ Сретения Господня;

- образ Пророка Ильи и мученицы Павлы;

- образ Божией Матери Казанской.

Второй ярус: в центре Господь Вседержатель сидящий на престоле, по бокам как бы в отдельных иконостасах, по два образа. Справа – Иоанн Предтеча и Апостол Павел, слева – Богоматерь и Апостол Петр. Так же в клеймах справа – Благоверный Князь Владимир, слева – Преподобный Сергий Радонежский.

Над образом Господа Вседержателя арка, под которой в клейме Господь Саваоф.

Местные образа (кроме Пророка Ильи и Мученицы Павлы) из старого иконостаса, написаны в первой половине XVIII века устюжскими живописцами, а остальные соответствуют времени создания иконостаса и принадлежат московской живописи.

Трапеза от церкви отделена каменной стеной с тремя решетчатыми крашеными дверями. Иконостас в два яруса, по качеству не уступает находящемуся в церкви. Иконы первого яруса устюжской живописи начала XVIII века, а второго - написаны вологодскими мастерами и соответствуют времени создания иконостаса.

С северной стороны трапезной под аркой вход в придел во имя Божией Матери Казанской. В алтаре на своде несколько живописных клейм. Алтарь от церкви отделен иконостасом столярной работы, гладким, золоченым в два яруса. Царские врата с резьбой, золоченые. На них в пяти клеймах: Благовещение Божией Матери и четыре Евангелиста. Над царскими вратами под аркой в клейме Дух Святой.

Первый ярус иконостаса. Справа от царских врат:

- образ Господа Вседержателя;

- образ Покрова Божией Матери;

- образ Прокопия и Иоанна Устюжских.

Слева от царских врат:

- образ Божией Матери Казанской с чудесами украшенный серебром, стразами и камнями.

Второй ярус: в центре – Господь Вседержатель, по сторонам на четырех деках предстоящие Апостолы.

Трапеза от придела отделена решетчатым крашенным иконостасом. В нем: образ Спаса Нерукотворенного; образ Николая Чудотворца; образ Божией Матери Всех Скорбящих; образ Алексия человека Божия.

Все иконы написаны в XVIII веке. Кроме этого в разных местах храма и придела находилось около тридцати икон, украшенных серебром жемчугом и камнями, среди которых были и древние.

Из утвари храма можно отметить: крест серебряный золоченый с 60 частями мощей; крест серебряный золоченый со 120 частицами мощей разных Угодников, имена которых искусно вырезаны на задней стороне креста, пожертвован коммерческим советником Ильей Грибановым; крест серебряный золоченый с финифтью и мощами; сосуд священно-служебный золоченый с восемью клеймами, осыпанными разными камнями.

Литература:

1. Попов А. Спасопреображенская церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 1. № 11. 1875. Стр. 217.

2. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 133.

3. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. /Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 43.

4. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 41.

5. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 1.

6. Писцовая книга 1676-83 г.г. «Книги писцовые Устюга Великого посаду и Устюжского уезда и монастыремъ и разныхъ чиновъ владельцовъ селамъ и деревнямъ письма и меры писцовъ Алексея Ивановича Ладыженского, да подъячего Алексея Ерофеева 184 и 185 и 186 и 187 и 188 годовъ, да дописи писцовъ стольника Никифора Сергеевича Ефимьева, да поьячего его жъ Алексея Ерофеева того жъ 188 и 189 годовъ, а довершеная и справки того писцового дела стольника Иева Ивановича Пояркова, да дьяка Андрея Покрышкина того жъ 189 и 190 и 191 годов. - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 71-73.

7. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. /Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 27.

8. Писцовая книга 1676-83 г.г. «Книги писцовые Устюга Великого посаду и Устюжского уезда и монастыремъ и разныхъ чиновъ владельцовъ селамъ и деревнямъ письма и меры писцовъ Алексея Ивановича Ладыженского, да подъячего Алексея Ерофеева 184 и 185 и 186 и 187 и 188 годовъ, да дописи писцовъ стольника Никифора Сергеевича Ефимьева, да поьячего его жъ Алексея Ерофеева того жъ 188 и 189 годовъ, а довершеная и справки того писцового дела стольника Иева Ивановича Пояркова, да дьяка Андрея Покрышкина того жъ 189 и 190 и 191 годов. - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 71-72.

9. Попов А. Спасопреображенская церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 1. № 11. 1875. Стр. 217.

10. Там же. Стр. 216-220.

11. Писцовая книга 1676-83 г.г. «Книги писцовые Устюга Великого посаду и Устюжского уезда и монастыремъ и разныхъ чиновъ владельцовъ селамъ и деревнямъ письма и меры писцовъ Алексея Ивановича Ладыженского, да подъячего Алексея Ерофеева 184 и 185 и 186 и 187 и 188 годовъ, да дописи писцовъ стольника Никифора Сергеевича Ефимьева, да поьячего его жъ Алексея Ерофеева того жъ 188 и 189 годовъ, а довершеная и справки того писцового дела стольника Иева Ивановича Пояркова, да дьяка Андрея Покрышкина того жъ 189 и 190 и 191 годов. - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 72-73.

12. Попов А. Спасопреображенская церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 1. № 11. 1875. Стр. 220 - 222.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.