ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Великий Устюг. Церковь Варвары великомученицы.

Варваринская церковь


Великий Устюг. Церковь Варвары великомученицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Варвары великомученицы
Год постройки:не ранее 1709.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Вологодская область, Великоустюгский район, г. Великий Устюг, ул. Набережная, 67

Координаты: 60.756057, 46.30588



Церковь Варвары великомученицы, фото из книги Дунаев,1915г. церковь св.Варвары слева.<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
фото из книги Дунаев,1915г. церковь св.Варвары слева.
Фриде
1 января 1915



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  21 ноября 2017

Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния.

Варваринская церковь в Устюге основана не позднее XV в. Летом 1503 г. церковь сгорела во время сильного пожара, случившегося в Устюге. В писцовых книгах 1623-1626 г.г. описаны две церкви, располагавшиеся за торгом у гостиного двора: церковь Живоначальной Троицы с приделом мчч. Фрола и Лавра и тёплая церковь вмц. Варвары с приделом Афанасия Александрйского, обе деревянные, клетские.

Варваринская церковь горела во время больших пожаров 1678 г. и 1698 г. ("Воздвиженского" пожара). В начале XVIII в. были построены каменные храмы - Троицкий (1705 г.) и Варваринский. Благословящая грамота на постройку тёплой каменной однопрестольной церкви во имя вмц. Варвары была дана преосвященным Иосифом, архиепископом Великоустюжским и Тотемским 11 марта 1709 г. Храм освящён в 1710 г. В 1788 г. в приходе числилось 280 человек, в 1868 г. - 186.

В мае 1929 г. начали разбирать на кирпич колокольню.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=493

Варваринская церковь каменная одноэтажная, построена в 1705 году на место деревянной сгоревшей церкви усердием и иждивением приходских людей. Другая при ней в особом здании во имя св. Живоначальныя Троицы, в связи с которою и колокольня. Священствует иерей Александр Коржавин.

Альманах "Великий Устюг, №1, 1995


sergeizaharov  13 декабря 2017

Когда были построены первые церкви во имя святой Живоначальной Троицы и во имя святой великомученицы Варвары точно не известно. У «Архангелогородского летописца» под 1503 годом среди сгоревших церквей упоминается Афанасьевская и Варваринские церкви.[1] Можно предположить, что церковь Живоначальной Троицы первоначально именовалась во имя Афанасия Александрийского. Следующее упоминание Троицкой и Варваринской церквей находим в «Сотной с писцовых книг» 1630 года. «За торгомъ у гостина двора церковъ Жив. Троицы, да въ пределе св. муч. Флора и Лавра, да теплая церковь св. вел-муч. Варвары, да въ пределе Афанасей Александрийской, обе древяны клетцки; а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье мирское».[2] В 1649 году оба деревянных храма сгорели. 1 июня 1649 года митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам дал благословящую грамоту на постройку нового теплого храма во имя святого Афанасия Александрийского. В 1650 году был построен храм во имя Афанасия Александрийского с приделом в честь Великомученицы Варвары. По грамоте митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама от 23 августа 1651 года к храму был пристроен придел во имя священномученика Антипы. По грамоте митрополита Ростовского и Ярославского Ионы от 25 июня 1654 года, над теплой Варваринской церковью была построена холодная церковь во имя Живоначальной Троицы с пределом во имя святого благоверного царя Константина. «1655 г. Построено двухъ-этажное здание Варваринской церкви въ Устюге; верхний храмъ освященъ во имя св. великомученицы Варвары, а нижний во имя Пресв. Троицы». [3]

Варваринская двухэтажная, пятипрестольная церковь сгорела в 1679 году. «В лето 7187, а от Рождества Христова 1679. Сентября в 1 день во 2-м часу дни в Устюге Великом в Афанасьевской улице загорелась баня у Степана Кошки близ таможни; и от того возгорения погорели церкви мученицы Варвары деревянная теплая, а на ней холодная…» [4] К 1683 году церкви были восстановлены, что подтверждают «Писцовые книги» 1683 года. «На площади близъ таможенныхъ избъ и гостина двора церковь Жив. Троицы холодная, да подъ нею церковь жъ теплая св. вел. муч. Варвары, церкви обе были древяные вверхъ шатровые и въ прошломъ во 187 году въ пожарное время те церкви сгорели и съ того пожару вынесли двери царские, столпцы и сень древяные резные писаны на золоте, да иконъ настоящихъ: образъ Жив. Троицы образъ Пресв. Б-цы межувратной, образъ св. вел.-муч. Варвары, образъ Афанасья Александр., образъ свящ. муч. Антипы… и вместо техъ погорелыхъ церквей поставлена ныне одна церковь теплая древяная клетцки…»[5] Данная церковь сгорела 13 сентября 1699 года.[6] После этого пожара церкви построили уже каменные. Точная дата постройки холодной Троицкой церкви неизвестна. 11 марта 1709 года преосвященный Иосиф, архиепископ Великоустюжский и Тотемский дал благословящую грамоту на постройку при Троицкой церкви - каменного теплого Варваринского храма который был освящен в 1710 году. Строился на средства приходских людей. Одновременно рядом с Варваринской церковью была построена палатка, а над ней колокольня.

В 1710 году Варваринская церковь состояла из трех зданий: холодный Троицкий храм, теплый Варваринский храм и колокольня. Данные каменные храмы тоже неоднократно горели. 24 июня 1715 года в Ивановском пожар [7] церкви сгорели, но были восстановлены. 14 мая 1772 году во время пожара оба храма полностью выгорели изнутри. [8] Вскоре церкви были восстановлены, так по благословению епископа Великоустюжского и Тотемского Иоанна, протоиереем Успенского собора был освящен теплый Варваринский храм, о чем свидетельствовала надпись на запрестольном кресте (к сожалению, дата стерлась). Холодный Троицкий храм восстановлен в 1782 году, тогда же был построен иконостас, сохранившийся до начала XX века. В 1830 году из-за повреждений фундамента был перестроен алтарь Троицкого храма. В 1902 году для алтаря Варваринской церкви два образа были написаны приезжим иконописцем Николаем Алексеевичем Дофином.

В мае 1929 года Троицкую церковь начали разбирать на кирпич. В 1930 году Великоустюжский горсовет ходатайствует о сносе Варваринской церкви, Главнаука не возражает. В настоящее время оба храма не существуют, находились на берегу реки Сухоны между церковью Николая Чудотворца и храмом Вознесения Господня. Что утрачено? Далее в описании внутреннего убранства храмов использована статья А. Попова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1892 году. [9] К началу XX века Варваринский храм состоял: из теплой Варваринской церкви и холодной Троицкой церкви соединенной с колокольней. Обе церкви одноглавые, главы железные увенчаны золочеными крестами, шпиль колокольни железный с золоченым крестом.

Теплый храм во имя святой великомученицы Варвары разделен каменным простенком на саму церковь и трапезную. Алтарь от церкви отделен иконостасом. Стены и своды алтаря и церкви по краске украшены живописными клеймами с изображениями страданий великомученицы Варвары. Предалтарный иконостас одноярусный крашеный, колонны и резьба золоченые. Царские врата решетчатые с золоченой резьбой, в центре в клейме Благовещение Пресвятой Богородицы, а по углам четыре Евангелиста. Справа от царских врат: образ Христа Спасителя во весь рост в медной посеребренной ризе; образ Святой Великомученицы Варвары, украшенный серебром золоченым, жемчугом и дорогими камнями; образ Священномученика Антипы украшенный серебряной ризой и венцами. Слева от царских врат: образ Божией Матери Всех Скорбящих Радости, украшенный жемчугом, стразами, серебряной позолоченной ризой. Образ вставлен в середину большой иконной деки, по краям которой написаны разные священные изображения; образ Афанасия патриарха Александрийского в медной посеребренной ризе с серебряным венцом. На пономарских дверях изображение архистратига Гавриила. Над срединой иконостаса фронтон и резное золоченое сияние. В середине сияния резное изображение Воскресения Христова. Над иконой великомученицы Варвары в клеймах образ Рождества Христова, а над пономарскими дверьми, так же в клеймах, образ Благовещения Пресвятой Богородицы. За правым клиросом киот с иконой Господа Вседержателя в медной посеребренной ризе. За левым клиросом киот с иконой Святой Великомученицы Екатерины.

Трапеза. Трапезный иконостас в два яруса крашенный с золочеными колоннами и резьбой. Первый ярус: образ Святой Великомученицы Варвары в медной отбеленной ризе; образ Святителей Петра и Алексея, митрополитов Московских с Николаем Чудотворцем; образ Спиридона Тримифунтского чудотворца; образ Божией Матери «Утоли моя печали»; образ Святых Мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии; образ Святого Александра Невского. Второй ярус: образ Распятия Господня; образ Иоанна Предтечи; образ Святого Великомученика Пантелеймона; образ Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев;- образ Святого Александра Невского; образ Преподобного Феодосия Тотемского; образ Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. В трапезе на потолке написан Покров Пресвятой Богородицы, а над входными дверьми написан образ Знамения Божией Матери.

Холодный храм во имя Святой Живоначальной Троицы каменными простенками разделен на три части: алтарь, сама церковь и трапеза. Своды и стены церкви и алтаря оштукатурены и местами украшены живописью. Предалтарный иконостас в два яруса посеребренный, клейма и раковины в нем резные золоченые. Царские врата резные золоченые с пятью клеймами – Благовещения и четырех Евангелистов. С правой стороны от царских врат: образ Триипостасного Божества с посеребренными венцами; образ Сошествия Святого Духа на Апостолов; образ Живоначальной Троицы украшенный серебром позолоченным с надписью: «7201 (1693) году, Мая 29 дня, поновлена сия икона Святыя Троицы». С левой стороны от царских врат: образ Божией Матери с Превечным Младенцем и двумя серебряными венцами; образ Священномучеников Антипы и Артемона с двумя серебряными венцами; образ Святой Великомученицы Варвары с чудесами, венцы и поля серебряные позолоченные. На дьяческих дверях - образ Святого архидьякона Стефана; на пономарских – архидьякона Лаврентия. Над местными иконами в два ряда 12 клейм с изображением двунадесятых праздников. Второй ярус: по центру Господь Вседержатель с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей, по сторонам на шести деках изображение десяти Апостолов. Верх иконостаса увенчан Распятием, окруженным золоченой резьбой на подобии гирлянды. Все иконы, кроме двух, написаны в 1782 году устюжским иконописцем Козьмой Волковым. Иконы великомученицы Варвары и Пресвятой Троицы принадлежать более позднему периоду и упоминаются в числе спасенных во время пожара 1679 года.

Трапеза. Иконостас посеребренный с золочеными колоннами и резьбой. В иконостасе имелись: образ Господа Вседержателя с припадающими к нему разными святыми угодниками; образ Божией Матери Всех Скорбящих Радости. Кроме этого на западной стене имелся древний большой образ Спаса Нерукотворенного. Колокольня с железным шпилем примыкала к северо-западному углу паперти и имела шесть колоколов. Обе церкви были обнесены вокруг каменной оградой с двумя воротами с восточной и западной стороны. Среди утвари можно отметить три напрестольных креста: первый с чернением по серебру клеймами устюжской работы и надписью: «Устюга Великаго Варваринской церкви, делань 1787 года, Сентября 20»; второй – также украшен клеймами с чернением по серебру; третий деревянный с серебряными клеймами, тот самый, что упоминается среди спасенных в пожаре 1679 года.

Среди настоятелей церкви известны следующие священнослужители: Феодор Попов упоминается до 1768 года; Иаков Иоаннович Субботин до 1782 года; Иоанн Феодорович Попов 1787 год; Андрей Иоаннович Орлов с 1803 года; Григорий Стефанович Левитский 1816-1819 годы; Василий Алексеевич Чудинов 1819-1834 годы; Александр Иоаннович Коржавин 1834-1847 годы; Алексей Ильич Попов 1847-1848 годы и 1860-1863 годы; Павел Георгиевич Соколов 1840-1860 годы; Николай Иоаннович Федоровский 1863-1867 годы; Иоанн Арсениевич Попов 1867-1876 годы; Константин Михайлович Куклин 1876-1878 годы; Павел Владимирович Чернавский 1878-1879 годы; Виссарион Василиевич Мудров 1879-1887 годы; Алексей Александрович Чижов с 1887 года.

Литература:

1. Архангелогородский летописец. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 99.

2. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 9.

3. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. /Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 65.

4. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 141.

5. Писцовая книга 1676 – 83 г.г. «Книги писцовые Устюга Великого посаду и Устюжского уезда и монастыремъ и разныхъ чиновъ владельцовъ селамъ и деревнямъ письма и меры писцовъ Алексея Ивановича Ладыженского, да подъячего Алексея Ерофеева 184 и 185 и 186 и 187 и 188 годовъ, да дописи писцовъ стольника Никифора Сергеевича Ефимьева, да поьячего его жъ Алексея Ерофеева того жъ 188 и 189 годовъ, а довершеная и справки того писцового дела стольника Иева Ивановича Пояркова, да дьяка Андрея Покрышкина того жъ 189 и 190 и 191 годов. - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 57.

6. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 142.

7. Там же. Стр. 142.

8. Там же. Стр. 150.

9. Попов А. Церковь Св. Великомученицы Варвары въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Мая 1. № 9. 1892. Стр. 91-103.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.