ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Великий Устюг. Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище.


Собор. Действует.  
Престолы:Прокопия Устюжского, Тихона Задонского
Год постройки:1668.
Адрес:
Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Набережная, 57

Координаты:60.760358, 46.297822




Добавить фотографию
Сортировка:


Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Светлана Риццо
18 июля 2009
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
strusto
15 мая 1991
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
yozik
1 июля 2008
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Алексей Полудницын
19 августа 2007
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
9 декабря 2006
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
А.Токарев
21 июля 2005
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Татьяна Минеева
5 января 2005
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Татьяна Минеева
5 января 2005
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Матишо
4 сентября 2014
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
фреска на северо-западной стене
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
апсиды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
юго-восточный придел, вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 июля 2009
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Татьяна Минеева
5 января 2005
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
strusto
15 мая 1991
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
vertuniya
1 мая 2018
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
oldboy
26 июля 2016
Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище - Великий Устюг - Великоустюгский район - Вологодская область
Открытка начала XX века. с http://turvu.ru/sobor-prokopiya-pravednogo/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1902




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Наташа Кожухова,  17 августа 2006

Прокопий Праведный — особо чтимый святой на устюжской земле. Будучи купцом немецкого происхождения, он принял православие и избрал подвиг юродства. С тремя деревянными посохами в руках летом и зимой ходил он без обуви и в плохой одежде, ночуя часто на папертях или просто на земле. Блаженный имел дар прозорливости, не один раз своими молитвами спасал город от разрушения. В 1668 году над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Украшение собора святого Прокопия Праведного — великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века. В настоящее время храм передан Русской православной церкви, в нем ведутся регулярные богослужения.
http://www.mccme.ru/putevod/35/Ustyug/ustyug.html

Статью добавил(а): Наталия,  23 ноября 2007

Прокопий Устюжский, будучи купцом немецкого происхождения, принял православие и избрал подвиг юродства.
Документы описывают полулегендарные события: в 1471 году на берегу реки Сухоны, близ собора Успения Пресвятой Богородицы, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь по завету в благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в Нижний Новгород, но освятили храм во имя благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, и, словно в наказание за ослушание, это храм почти сразу сгорел. На его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия Устюжского.
В 1668 году над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Строительство Прокопьевского собора велось «по грамоте Ростовского митрополита Ионы» и «челобитью устюжского гостя торговаго Афанасия Гусельникава». Документы, что бывало редко, донесли до нас и имя строителя – устюжского мастера Петра Дмитриевича Котельникова. Описание храма содержится в писцовой книге 1676-1683 годов: "церковь холодная каменная о пяти главах, а кресты по меди красной позолочены листовым золотом, а главы обиты железом белым, а та церковь - святого Прокопия, Устюжского чудотворца".
Собор отличается стройностью композиции. По верху его идут два ряда закомар, позднее расписанных. Покрытие четырехскатное. Барабаны, увенчанные гранеными главами, отделены от крыши кокошниками. Алтарные полукружия разделяют полуколонны.
С южной стороны в 1867 г. был пристроен придел освященный во имя святителя Тихона, епископа Воронежского.
Украшение собора святого Прокопия Праведного — великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века.
В настоящее время храм передан Русской православной церкви, в нем ведутся регулярные богослужения.

Источники:
Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976
http://www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum

Статью добавил(а): sergeizaharov,  7 декабря 2010

Соборный храм во имя Святого и Праведного Прокопия, Устюжского чудотворца.
Вторым после Успенского собора по значению зданием соборного комплекса стала церковь во имя Святого и Праведного Прокопия Устюжского чудотворца (соборным храмом стала с 1683 года), который был похоронен на берегу реки в непосредственной близости к Успенскому собору. Блаженный Прокопий Устюжский чудотворец канонизирован на Соборе 26 февраля 1547 года, умер в 1303 году, день памяти 8 (21) июля. В 1458 году над гробом Прокопия была построена скромная деревянная часовня.
В 1471 году часовня была заменена первой деревянной церковью, в честь успешного похода устюжан под Нижний Новгород против казанских татар и освящена в честь покровителей русского воинства Бориса и Глеба, так как сам Прокопий в то время еще не был причислен к лику святых. Одновременно с функциями культового здания церковь выполняла роль исторического монумента. Это дополнительное мемориальное назначение обусловило и композицию храма, уже в первой своей редакции, очевидно, получившего величественную пятишатровую форму.
В 1495 году, после пожара, церковь была отстроена заново и освящена уже на имя Прокопия. Борису и Глебу, а затем и Георгию здесь были выделены специальные приделы. Прокопьевский храм неоднократно страдал от пожаров и разрушений, но каждое новое выстроенное на этом месте здание неизменно сохраняло свою первоначальную композицию "о пяти верхах", которая дошла вплоть до XVII в. и была описана авторами сотной книги 1630 года.
В 1649 г. после очередного пожара оба придела Прокопьевской церкви (Борисоглебский и Георгиевский) были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангелогородской дороге были основаны две отдельно стоящие церкви Борисоглебская и Георгиевская.
23 апреля 1668 года по грамоте Ростовского митрополита Ионы иждивением Афанасия Гусельникова начато строительство каменной Прокопьевской церкви. Строил устюжский мастер Петр Дмитриевич Котельников. Храм пятиглавый с колокольней на юго-западном углу. На колокольне 10 колоколов, самый большой весом 120 пудов. В 1695 году по приказу устюжского епископа Александра колокольня была разобрана, а стройматериал использован для строительства архиерейского двора. В 1720 - 1724 году были подняты своды Прокопьевского собора, убраны несущие столбы. В 1902 году пристроен придел во имя Тихона Задонского, ризница и трапезная.
В храме до сих пор находится гробница с мощами святого Прокопия устроенная в 1833 году. Единственная сохранившаяся после 1917 года гробница устюжского святого.
В основании храма заложен черный камень. По преданию один из камней выпавших из каменной тучи. Говорят, что на этом камне любил посидеть и поразмышлять Прокопий. Камень по завещанию Прокопия венчает его могилу.
Из достопримечательностей Прокопьевского собора следует отметить пятиярусный иконостас с иконами XVII – XVIII века, возведенный, вероятно, после перестройки 1720 – 1724 годов. В местном ряду иконостаса сохранилось несколько икон XVI – XVII веков, наиболее древней является «Прокопий Праведный в житие». Большой интерес представляет каменный крест с изображением распятия и бога Саваофа вставленный в икону XVII века.
21 марта 1940 года собор закрыт, в 1946 году вновь передан верующим. В 1964 году собор опять закрыт и передан в ведение краеведческого музея, в Прокопьевском соборе разместился филиал музея и планетарий. Рака с мощами святого Прокопия была перенесена в Стефана Пермского кладбищенскую церковь.
Через 30 лет в 1994 году прихожанам передан Тихоновский придел Прокопьевского собора. 31 октября 1995 года прихожанам передан весь Прокопьевский собор. Рака с мощами Прокопия Праведного вернулась на свое первоначальное место.
Святой Прокопий Устюжский в житии. 1602 год.
Происходит из местного ряда иконостаса Прокопьевского собора. Реставраторы М. В. Романова, Ю. В. Чернова 1987 – 1990 годы. Великоустюгский краеведческий музей.
На тыльной стороне иконы имеется надпись в две строки: «...та 7 110 Июн в 13 д поставил сий образ на Устюге Великом на посаде у целбоноснаго гроба у святаго праведнаг Прок... устюжскаго чюдотворца Никита Григорьев сын Строганов».
Порядок клейм:
1. Пришествие св. Прокопия в Устюг; 2. Моление св. Прокопия пред иконой Одигитрии; 3. Св. Прокопий призывает устюжан к покаянию; 4. Устюжане не внемлют словам св. Прокопия; 5. Появление огненной тучи над Устюгом; 6. Моление устюжан в Успенском соборе; 7. От иконы Благовещение исходит миро; 8. Выпадение каменного дождя за городом; 9. Миро от иконы Благовещение подает исцеление; 10. Молитва св. Прокопия у стены Михайло-Архангельского монастыря перед кончиной; 11. Преставление св. Прокопия; 12. Отпевание св. Прокопия; 13. Ратные люди возводят малую церковь над гробом св. Прокопия; 14. Исцеление расслабленного у гроба св. Прокопия; 15. Исцеление бесноватого; 16. Погребение нечестивого слуги наместника; 17. Возведение гробницы на могиле слуги нечестивого; 18. Разрушение гробницы слуги нечестивого; 19. Удаление гроба слуги нечестивого от гроба св. Прокопия; 20. Моление наместника у гроба св. Прокопия; 21. Исцеление расслабленного отрока Пантелеймона; 22. Исцеление от глазной болезни отрока Феодора; 23. Соломония у гроба св. Прокопия; 24.Чудо о расслабленном иерее Доментияне.
(Рыбаков А. А.Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII - XVIII веков.- М.: «Галарт». 1995.)
Каменный крест с изображением распятия и бога Саваофа вставленный в икону XVII века. Фото 1950-х годов.
(Шильниковская В. П. Великий Устюг. Развитие архитектуры города до середины XIX века. – 2-е изд. – М.: Стройиздат. 1987. Стр. 246).
Святой Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый, устюжский чудотворец.
Самый почитаемый святой Великого Устюга. Когда и где он родился неизвестно. Впервые Прокопий появился в Новгороде в первой половине XIII века, в числе заморских торговых гостей. Тогда никто не мог подумать, что этот молодой купец, воспитанный в довольстве и роскоши и с младенчества напитанный враждебным Православию католическим учением, решится добровольно на всю жизнь подвергнуть себя всевоз¬можным лишениям и страданиям, что при видимом скудоумии он сохра¬нит мудрость и чистоту сердца, достигнет высоты нравственного совершенства, сделается украшением Православной Церкви, великим чудотворцем, защитником и покровителем своего нового отечества.
В Новгороде Прокопий был поражен множеством и красотой церквей и монастырей, звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам, а когда молодой человек по своей любознательности посетил храм Святой Софии и другие церкви и монастыри, услышал стройное пение ликов, увидел чинное и благоговейное служение, торжественность и благолепие обрядов Православной Церкви, то благодать Божия коснулась его сердца. Он умилился до глубины души, так что не захотел уже больше возвращаться на родину, решился принять Православие и стал искать человека, который бы мог научить его догматам веры и уставам Православной Церкви. Ему указали на Хутынский монастырь, незадолго (1192 г.) пред тем основанный и славившийся строгостью устава и святостью жизни своих иноков.
В то время в монастыре подвизался старец Варлаам Прокшинич, старавшийся во всем подражать преподобному Варлааму Хутынскому (память 6/19 ноября), основателю обители. К нему обратился Прокопий и просил научить его истинной вере. Сначала удивительным показалось старцу, что молодой и богатый иностранец, приехавший в Новгород для торговли, ищет Православия, но, убедившись в искренности желания Прокопия, принял его к себе и стал учить заповедям Божиим, уставам и чиноположениям Православной Церкви. Не напрасны были наставления и труды мудрого подвижника: Прокопий с охотой слушал примеры из отеческих писаний, житий святых и собственных наблюдений старца и старался запечатлеть в своем сердце. Особенно трогали его жития преподобных и Христа ради юро¬дивых, добровольно подвергавшихся различным лишениям и трудам и при этом еще старавшихся скрывать свои подвиги от людей. Прокопий раздал все свое богатство частью нищим, частью на сооружение храма в Хутынской обители и, ничего не оставив себе, стал жить в обители, ежедневно посещая все церковные службы и усердно служа братии. Новгородцы, узнавши о том, что Прокопий принял святую веру и раздал все свое имение, стали хвалить и превозносить его. Некоторые даже нарочно приходили на Хутынь, чтобы только видеть Прокопия. Тяжело было Прокопию слышать о себе такие разговоры. Людская слава, лишившая покоя его смиренное сердце, сделалась для него невыносимым бременем. Опасаясь из-за нее лишиться славы небесной, он открыл старцу Варлааму свою душевную скорбь и стал просить у него совета и благословения удалиться куда-либо, где бы его никто не знал. Старец сперва удерживал его, советуя лучше не выходить из обители и даже заключиться в затвор, но непреклонно было желание Прокопия, как будто что влекло его из обители. И сколько Варлаам ни старался, не мог остановить его, и, преподавши наставление, старец с молитвой и благословением отпустил своего ученика в путь.
Без всяких средств к жизни, не взявши ничего даже на дорогу, в бедной одежде Прокопий вышел из монастыря. Он спешил оставить Новгородские пределы и устремился в неизвестные ему восточные страны, тогда еще не густо населенные и покрытые дремучими лесами и болотами. Часто усталому страннику после длинного пути приходилось оставаться без пищи, спать на улице под дождем и ветром, если не встречалось сострадательного человека, который бы вызвался накормить и успокоить его, ибо Прокопий, сколько бы ни был голоден, никогда ничего не просил и представлял из себя глупого. Много насмешек и оскорблений, ругательств и побоев перенес он от грубых людей на пути, много привелось ему в своем ветхом рубище потерпеть и от летнего жара и насекомых и от зимних вьюг и трескучих морозов. Юродствуя днем, он и ночью не давал себе покоя, проводил ее в коленопреклонении и молитвах, и стараясь утешать себя тем, что все земные скорби, как бы они не казались нам велики и тяжки, ничто в сравнении с небесными за них наградами. Переходя таким образом из страны в страну, из города в город и все далее и далее углубляясь на восток, Прокопий дошел до Устюга.
Появление в городе неизвестного юродивого с кочергами в руках — ибо бла¬женный Прокопий носил в руках три кочерги или деревянных клюки — и едва прикрытого рубищем скоро обратило на него внимание жителей. Он и здесь скоро сделался предметом насмешек и поругания людей грубых, которые не стыдились даже и бить его без всякой с его стороны причины. Несмотря на это, город понравился блаженному и он решился навсегда остаться в нем. Так Устюг сделался местом, назначенным ему Промыслом, где он должен был проводить и кончить свой многотрудный подвиг. Представляясь безумным и юродствуя днем на улицах города, он каждую ночь обходил все городские церкви, припадал на колени и со слезами молился в открытых их папертях. Когда же изнуренное постом и бдением тело его отказывалось служить и требовало отдохновения, он на краткое время ложился где попало: в некрытом сарае, на куче навоза, на голой земле или на камне, несмотря ни на какую погоду: и летом, и зимой, хотя изодранное рубище едва прикрывало его тело и он был почти наг и бос. Если сострадательные и добрые люди подавали ему милостыню, он принимал с любовью и благодарностью, но не каждый день. А от богачей, нажившихся неправдою, никогда ничего не брал, хотя был голоден, а нередко и по несколько дней оставался совершенно без всякой пищи. Это был мученик, из любви к Богу добровольно обрекший себя на скорби и лишения всякого рода. И как он возлюбил Господа всей душой, для Него оставил все свое богатство и передал себя изумительным подвигам самоотвержения, так и Господь возлюбил его и, подобно древним святым пророкам, даровал Своему избраннику дар предвидения и пророчества. Долго скитаясь по городу, везде гонимый и оскорбляемый, праведный Прокопий избрал наконец местом постоянного своего жительства угол паперти огромного высокого соборного храма Успения Божией Матери, срубленного из дерева. Здесь стал он пребывать лето и зиму, не опуская ни одной церковной службы, ночи проводил в молитвах, а днем юродствовал по улицам города.
Много опытов духовной мудрости и прозорливости показал блаженный Прокопий во время многолетнего своего юродствования в Устюге. Например, когда он бегал по городу и, размахивая своими кочергами, держал их головами кверху, то в тот год бывал хороший урожай на хлеб и плоды; если же оборачивал кочерги головами книзу, то бывал неурожай и во всем недостаток.
Важнейшим из многих пророческих предсказаний и чудес праведного Прокопия было избавление Устюга от истребления каменно-огненной тучи. Это было в 25 июня (3 июля по новому стилю) 1290 году, за 13 лет до его кончины.
В один воскресный день, когда было много народа за службой в соборе, юродивый вдруг обратился ко всем с таким увещанием: «Приближается гнев Божий, покайтесь, братия, во грехах ваших, умилостивляйте Бога постом и молитвой, иначе город погибнет от града огненного». Устюжане не обратили никакого внимания на слова праведника. Любвеобильному сердцу Прокопия тяжело было встретить в гражданах такую беспечность и легкомыслие в то время, когда страшная опасность, угрожавшая им, уже висела над городом. На третий день блаженный Прокопий пошел по всему городу проповедовать покаяние жителям, со слезами всем и каждому он говорил: «Плачьте, други, плачьте о грехах ваших, погибель близка, молитесь, чтобы избавил вас Господь от праведного Своего гнева и не погубил вас, как Содом и Гоморру, за беззакония ваши». Но и эта вторая проповедь осталась бесплодной. Устюжане не только не думали каяться, но еще смеялись и издевались над проповедником, как над безумным. Молитвенником за погибающий город остался один Прокопий, печально возвратившийся в свой угол на паперти. В следующее воскресенье в полдень явилось на небосклоне черное облако. Приближаясь к городу, оно стало расти более и более, так что наконец день превратился в темную ночь. Молнии бегали огненными полосами, и страшные грохоты грома раздавались в воздухе, не прерываясь ни на минуту. Тогда-то устюжане увидели, что городу грозит гибель, вспомнили о проповеди Прокопия и поверили ему. И стар, и млад, и нищие, и богатые — все бросились в храмы, особенно же в соборный храм Богородицы. Прокопий был уже там и, падши пред иконой Благовещения Богородицы, с горькими слезами молился, чтобы Матерь Божия была Ходатаицей за людей преступных. И весь народ с рыданием молился о спа¬сении от гнева Божия, все единогласно взывали: «Владычице, спаси нас!» Долго молился блаженный, не поднимая головы своей от пола и орошая его своими слезами, и вот от иконы Богородицы потекло ручейком миро и по храму разлилось благоухание. В то же время произошла перемена в воздухе: не стало более удушливого зноя, утихли молнии и громы, разошлись тучи. Скоро узнали, что за 20 верст от Устюга, в Котовальской волости, упали с градом раскаленные каменья. И долго был виден ломаный опаленный лес, над которым разразился гнев Божий, пощадивший город. Но никто не был поражен ни в городе, ни в окрестностях. Между тем мира от святой иконы истекло столько, что им наполнили церковные сосуды, мазавшиеся им получали исцеление от различных болезней, а две бесноватые женщины освободились от своего лютого мучителя. Общая радость заступила место печали и распространилась по всему городу. Это чудное избавление города от неминуемой и явной гибели обратило было внимание граждан на Про¬копия, но он приписал его милосердию и ходатайству Божией Матери и по-прежнему продолжал свой подвиг и юродством закрывал от людей обильную благодать, в нем обитавшую.
Любимым местом, где часто и долго сиживал блаженный Прокопий, был камень на берегу реки Сухоны, неподалеку от собора. Здесь, смотря на плавающих в лодках через реку, он молился, чтобы они не потонули, и убедительно просил проходивших мимо похоронить его тут. «Положите здесь мои кости, на этом месте, а камень сей, на котором сижу ныне, положите на моей могиле, и воздаст вам Господь благое в день праведного суда Своего», — говорил он устюжанам.
Когда Прокопий пришел в Устюг, были еще в живых престарелые супруги Иоанн и Мария, заслужившие от современников название праведных (память 29 мая/11 июня). Юродствуя по городу, он иногда заходил к ним в дом, беседовал с ними о пользе души, что доставляло старцам несказанное удовольствие, так как и он сам, и пра¬ведные супруги, хотя и различными путями, стремились к одной и той же цели. Но особенным другом и собеседником его был преподобный Киприан (память 29 сентября/12 октября), основатель Устюжского Архангельского монастыря. После их блаженной кончины ближе других к юродивому был благочестивый клирик соборной церкви Симеон, впоследствии родитель святого Стефана Пермского (память 26 апреля/9 мая). Но не ему открыл Прокопий радостную тайну, а той, которой еще в детстве было предназ¬начено стать супругой Симеона и родить великого Стефана. Марии, дочери посадского человека Великого Устюга было еще всего три года. Случилось ей однажды идти с родителями мимо соборной церкви Успения Бого¬матери во время вечернего пения, когда много народа стояло около церкви. Прокопий вышел из паперти и, как бы юродствуя пред людьми, поклонился до земли Марии и громко сказал: «Вот идет мать великого отца нашего Стефана, епископа и учителя Пермского». Подивились богомольцы, слыша слова юродивого, и едва ли кто из них принял их за пророчество и поверил им, ибо в то время не было еще в Перми ни одной христианской души. Ну а Мария, впоследствии вступившая в супружество с Симеоном, действительно стала матерью Стефана, апостола зырян.
Прибывши в Устюг еще в лучшей поре своего возраста, блаженный Прокопий достиг глубокой старости и давно уже был покрыт сединой, хотя по-прежнему бодрым духом. Однажды, когда праведник ночью молился на паперти, явился ему Ангел Божий и возвестил о скором окончании его подвига, об отшествии его к Богу, назначив и самый день его кончины. На 8 июля ночью вышел он из соборной паперти и направился к обители покойного друга своего преподобного Киприана. Там перед святыми вратами праведный Прокопий, встав на колени, последний раз вознес пламенную молитву к Богу, благодаря Его за все благодеяния, которыми Господь наградил его в жизни от первых дней юности до старости, призвав его от мрака заблуждения к свету истины и из страны далекой приведши в богоспасаемый град Устюг, под кров дома Пресвятой Богородицы. Отошедши от святых ворот на конец моста, Прокопий возлег тут и, оградив себя крестным знамением, сложил крестообразно руки на груди и с молитвой испустил дух.
Как бы для того, чтобы святое и многострадальное тело его не осталось без крова в ту же ночь, несмотря на летнюю пору, выпал снег и покрыл землю на две четверти, а над мощами блаженного Прокопия снежной бурей навеяло сугроб в две сажени вышины. Изумились устюжане, вставши поутру и видя дома и улицы, покрытые снегом. Погибли, думали они, весь хлеб и овощи, но настал жаркий солнечный день и к вечеру снег растаял, не повредив растительности. Между тем соборные священнослужители заметили, что против постоянного обычая, какого блаженный держался в течение многих десятков лет, его не было в церкви на утреннем пении, и начали о нем спрашивать горожан, но никто ничего не мог сказать. Тогда стали искать его по всему городу, обошли все церкви и опять нигде не могли его найти. Только на четвертый день нашли святое тело блаженного на конце моста к монастырю, лежащее на голой земле и покрытое сугробом снега, который служил ему покровом и все еще не растаял, тогда как в других местах везде было уже сухо. С благоговением и слезами священнослужители подняли тело блаженного Прокопия и всем со¬бором, с пением псалмов, свечами и фимиамом, на головах своих перенесли его в соборную церковь и оставили там до тех пор, пока все граждане не соберутся на погребение. На том месте, где было найдено тело, водрузили деревянный крест, а потом, заменили его каменным и построили часовню.
Сошелся весь народ Великого Устюга с женами и детьми в соборную церковь Божией Матери, и началось надгробное пение среди всеобщего плача и рыдания. Со слезами благодарности вспоминали граждане отеческие заботы юродивого о их спасении, его предсказания и проповедь пред нашествием гнева Божия, чудное избавление города от огненной тучи и многие другие знамения, бывшие от блаженного. Многие неутешно плакали и скорбели о том, что по своему невежеству и грубости считали его безумным, смеялись и оскорбляли его. По совершении надгробного пения тело блаженного с великой честью было отнесено на берег реки Сухоны на то место, где он любил сидеть на камне и молиться о плавающих по реке и где просил похоронить его. Там и предали тело его земле и камень положили на его могилу, начертав на нем год, месяц и число его кончины. Это было в 1303 году.
Устюжане, не умевшие понять и оценить человека Божия при жизни, не умели сохранить и передать потомству подробностей чудного его жития, хотя он прожил в их городе более полувека и был известен каждому. Много лет спустя после кончины праведника, когда множество полученных от него чудесных исцелений побудило устюжан построить над могилой его храм во имя его и установить день празднования его памяти, они собрали и записали о житии блаженного Прокопия то, что еще сохранилось в предании народа и рассказах отцов и дедов.
Прошло более 130 лет после кончины блаженного Прокопия, а место его погребения оставалось ничем не огражденным, кроме одного лежащего на нем камня. Поскорбел душой об этом один убогий человек, по имени Иоанн, который слышал о великих подвигах блаженного Прокопия. Стал он подражать его чудному житию и, написав священный лик его, поставил в часовню, которую соорудил своими руками над его гробом, ради памяти и поклонения благочестивых людей. Но помысел лукавый взошел в сердце священнослужителей; они изгнали благоговейного пришельца, вынесли образ и разметали часовню.
Протекло не более тринадцати лет после сего события, когда повелением великого князя Иоанна Васильевича со всех сторон собиралась рать на Казань, и с Великого Устюга пришли ратники в Нижний Новгород, где долгое время стояли на страже от нашествия казанских татар. В то время попущением Божиим за грехи людей повальная болезнь свирепствовала в Нижнем Новгороде. И это было началом прославления угодника Божия, ибо он начал являться в ночных видениях многим из своих горожан в том знакомом им образе, как они привыкли его видеть на иконе в своей часовне устюжской. Блаженный говорил им, чтобы они дали обещание поставить в Великом Устюге церковь в память Христа ради юродивого Прокопия, и минуется их болезнь. Те из них, которые дали обет сей, исцелились, те же, которые по жестокосердию своему не уверовали, умерли от болезни. Спасшиеся столь чудесно от неминуемой смерти ратники по возвращении в Устюг действительно построили церковь, но не во имя его, а в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба и великомученика Георгия. Но эта церковь, как бы в наказание за непослушание повеления праведного Прокопия, 1 августа 1490 года сгорела от молнии. Тогда устюжане, в другой раз ходившие для защиты Нижнего Новгорода от татар, при возвращении домой нарубили на берегу реки Сухоны лесу, приплыли на нем в Устюг и в 1495 году построили из него новую церковь уже во имя праведного Прокопия (на 192-м году после его преставления), так как к тому времени святость его была засвидетельствована многими чудесами. С этого времени чаще стали являться исцеления и чудеса от его гроба.
Московский Собор 1547 г. причислил праведного Прокопия к лику святых и установил совершать ему память 8/21 июля.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.