ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Великий Устюг. Храмовый комплекс. Церкви Жён-мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери.


Великий Устюг. Храмовый комплекс. Церкви Жён-мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Храмовый комплекс. Не действует.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Россия, Вологодская область, Великий Устюг, ул. Водников (Мироносицкая)

Координаты: 60.752737, 46.311087





Храмовый комплекс. Церкви Жён-мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
16 ноября 2019
Храмовый комплекс. Церкви Жён-мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 июля 2009
Храмовый комплекс. Церкви Жён-мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 июля 2009
Храмовый комплекс. Церкви Жён-мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Алексей Полудницын
13 августа 2008
Храмовый комплекс. Церкви Жён-мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Храмовый комплекс. Церкви Жён-мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери, вид с Сухоны, с юго-запада<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
вид с Сухоны, с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Храмовый комплекс. Церкви Жён-мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери, фрагмент северо-западного фасада, на заднем плане - Сретенско-Мироносицкая церковь<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент северо-западного фасада, на заднем плане - Сретенско-Мироносицкая церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Храмовый комплекс. Церкви Жён-мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Фото К.А. Мягги из собрания Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (с сайта goskatalog.ru)<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Фото К.А. Мягги из собрания Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (с сайта goskatalog.ru)
Сергей Меркулов
1 июня 1912
Храмовый комплекс. Церкви Жён-мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Почтовая открытка..<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Почтовая открытка..
Алексей Кротов
1 мая 1903
Храмовый комплекс. Церкви Жён-мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Церковь Сретенско – Мироносицкая, Жен Мироносиц и колокольня.  Фото начала  XX века.  (Дунаев Б. И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий  Устюг. – Москва. 1915.) <br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Церковь Сретенско – Мироносицкая, Жен Мироносиц и колокольня. Фото начала XX века. (Дунаев Б. И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. – Москва. 1915.)
sergeizaharov
??
Храмовый комплекс. Церкви Жён-мироносиц и Сретения Владимирской иконы Божией Матери, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
strusto
15 мая 1991



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


sergeizaharov  27 марта 2019

Точная дата возведения храма в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской не известна. Празднование установлено в 1395 году, следовательно храм не мог возникнуть ранее XV века. Протоиерей Устюжского Успенского собора Арсений Попов возникновение церкви связывает с событиями 1446 года.[1]

Вот как эти события описаны в «Архангелогородском летописце»: «В лето 6954. … Того же лета на весне на сам велик день приходили татарове казаньские ратью на Устюг; стояли под городом 3 дни; в сам велик день приступили к городу, несучи на головах насад, бити их нельзе. И зажгли город, и выгорело 2 городни у нижних ворот. И по божии милости огнь угасиша, а татар от города отбили. А тотарове взяли мир на том с устюжаны, что им в погоню за ними не ходити, а з города и с церквеи взяли откуп копеищину за 11000 денег и всякую рухлядью, а пришли на вести, полону не добыли, люди все по городком приходили мимо Галичь на Кичменгу, а пошли вверх по Югу да на Ветлугу, а по Ветлузе плыли на плотех да в полоех тогули. А было их 700 человек, а все царев двор, а в Казань вышло 40 человек, а иные истонули на Ветлузе реце». [2]

Нападение на Устюг татар, описанное выше, происходило как раз с того места где и был воздвигнут храм. Вероятней всего, следуя примеру Москвы, в честь избавления города от татар, устюжане и воздвигли храм Сретения иконы Владимирской Божией Матери в 1446 году.

Датой основания теплого храма во имя Жен Мироносиц Арсений Попов, ссылаясь на Карамзина, считает 6 августа 1566 года.[3] Подтверждением этого могут служит «Летопись семисотлетнего существования города Устюга Великого» В. Ардашева [4] и «Летопись Великоустюжская» А. А. Титова: 1566. Построена Мироносицкая деревянная церковь «въ Новомъ городе у Устюжскаго двора». [5]

Официальные сведения о Сретенско-Мироносицкой церкви появляются в «Сотной с писцовых книг» 1630 года. Упоминается двухэтажная деревянная церковь: холодная, пятиглавая во имя Сретения Пречистой Богородицы Владимирской и теплая – во имя Святых Жен Мироносиц. «За острогомъ же противъ старой городовой осыпи церковь Сретение Преч. Б-цы Владимирские холодная древяна о 5 верхахъ, да теплая церковь св. Женъ Мироносицъ древяна вверхъ, а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье мирское…». [6]

Более подробное описание церквей дается в «Писцовых книгах» 1683 года. «За острожнею жъ осыпью противъ городовой стены у рву церковь Преч. Б-цы Владимирские древяная о 5 главахъ, въ той же церкви другая служба Николая чуд., да въ пределе служба Макария Желтоводского и Унжеского чуд., а въ ней двери царские, столпцы и сень древяные резные золочены листовымъ золотомъ…

Того жъ приходу церковь теплая св. Женъ Мироносицъ древянная верхъ шатровой, въ церкви царские двери, столпцы и сень писаны на золоте…техъ же церквей на площади колокольня древяная рубленая о осмии углахъ, а на ней колоколовъ большихъ и малыхъ 9…»[7]

Холодный храм во имя Сретения иконы Владимирской Божией Матери имел: выносной образ Пречистой Богородицы Владимирской с рукоятью; образ Спаса Нерукотворенного; образ Пречистой Богородицы Владимирской; образ Святых Жен Мироносиц; образ Сретения Пречистой Богородицы Владимирской; образ Пречистой Богородицы Одигитрии; образ Воскресения Христова.

Придел Николая Чудотворца имел: чудотворный образ Николая Чудотворца; местный образ Николая Чудотворца в отдельном киоте; образ Рождества Христова в отдельном киоте; образ Распятия Господня; образ Собор Архистратига Михаила; образ Семь Таинств; образ Гонения на церковь; образ Пречистой Богородицы Неопалимая Купина; образ Семи отроков; образ Собора Пречистой Богородицы; три хоругви с изображением Спаса Нерукотворенного.

Придел Макария Унженского Чудотворца имел: образ Макария Унжеского Чудотворца в молении перед Пречистой Богородицей; образ Пречистой Богородицы Неопалимая Купина; образ Пречистой Богородицы Одигитрии; образ Пречистой Богородицы Владимирской. Все образа были богато украшены.

Холодный храм во имя святых Жен Мироносиц имел: образ Живоначальной Троицы; образ святых Жен Мироносиц; образ Пречистой Богородицы Владимирской; образ Пречистой Богородицы Одигитрии; образ Макария Унжеского.

В трапезной храма находились: образ Пречистой Богородицы Неопалимая Купина; образ Воскресения Христова; образ Всемилостивого Спаса; образ Филиппа митрополита Московского; образ Антония Сийского; образ Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев; образ Введения Пресвятой Богородицы во храм; образ Николая Чудотворца.

В 1684 году при архиепископе Великоустюжском и Тотемском Геласии Сретенско-Мироносицкие храмы стали собором: «1684. …Въ томъ же году Сретенская-Мироносицкая церковь была учреждена соборною».[8]

14 мая 1685 года вместо деревянной холодной Сретенской церкви, по благословению архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра положено основание для каменного храма во имя Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской с двумя приделами: во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя Симеона Богоприимца. Об этом свидетельствует «Церковная опись» 1763 года: «Церковь, во имя Сретения иконы Пресвятыя Богородицы Владимирской, холодная, каменная, о двухъ приделахъ: съ южную сторону – Святого и Праведного Симеона Богоприимца, а съ левую Николая Миръ Ликийского Чудотворца, основана въ лето отъ Рождества Христова 1685 Майя въ 14-й день, въ память Святаго мученика Исидора, въ царство Благочестивейшихъ Государей, Царей и Великихъ Князей, Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя Белыя России Самодержцевъ, при Святейшемъ Иоакиме Патриархе Московскомъ и всея России, по указу Преосв. Александра, Архиепископа Великоустюжскаго и Тотемскаго, а освящена въ 1690 году Ноября 17 дня на память Св. Чудотворца Григория Епископа Неокесарийскаго. Церковь и съ колокольней строилъ гость Москвитянинъ Семенъ Хрисанфовъ Шиловцовъ своимъ иждивениемъ».[9]

Церковь во имя Сретения иконы Божией Матери Владимирской была освящена 17 ноября 1690 года архиепископом Великоустюжским и Тотемским Александром.

20 ноября 1693 года архиепископом Великоустюжский и Тотемский Александр освятил придел Макария Желтоводского и Унженского, но уже во имя Симеона Богоприимца. О чем свидетельствовала надпись на алтарном кресте. Возможно, придел был переосвящен в память создателя храма Семена Хрисанфовича Шиловцева, в честь его Ангела Симеона Богоприимца.

В 1694 году архиепископом Александром был освящен придел во имя Николая чудотворца. Тогда же на юго-западном углу над палаткой была построена двухъярусная восьмигранная шатровая колокольня.

16 мая 1714 года начато строительство каменного теплого храма во имя Жен Мироносиц, строительство закончено в 1722 году. Церковь строилась на средства купца Петра Родионовича Худякова.

12 июля 1724 года епископ Великоустюжский и Тотемский Боголеп освятил храм в честь Жен Мироносиц. Свидетельством тому служиь надпись в простенке на западной стене: „Начатокъ здания сея церкви 1710 году, а совершена, иконнымъ и стеннымъ писаниемъ украшена 1723, а строилъ Петръ Родионовъ Худяковъ, житель сего града Устюга, своею казною, а освящена 1724 года, месяца Июля 12 дня, Преосвященным Боголепомъ, Епископомъ Великоустюжскимъ и Тотемскимъ".[10]

В 1745 году по благословению архиепископа Великоустюжского и Тотемского Гавриила стены Сретенской церкви были расписаны, о чем была сделана соответствующая надпись на стене трапезы.

Согласно штатов 1764 года Указом Святейшего Синода Сретенский собор обращен в приходскую церковь.

В 1782 году разобрана колокольня, построенная в 1685 году. Строительство новой колокольни начато в 1805 году, как свидетельствует «Летопись Великоустюжская» А. А. Титова: «1805. …Октября 12 дня, положено основание каменной колокольни, что при церкви равноапостольныхъ Женъ Мироносицъ. Строение сие происходило на счетъ приходскихъ людей».[11] В 1808 году иждивением купца Алексея Воробьева и прихожан новая колокольня была построена.

В 1831 году иждивением купца Петра Молокова на церкви Жен Мироносиц, вместо глав построенных Худяковым, построены новые железные золоченые.

В 1842 году иждивением купцов Григория Медведева и Герасима Курбатова восстановлена стенная роспись в храме Жен Мироносиц. В простенке на западной стене имелась соответствующая надпись: «поновленъ сей храмъ святый стеннымъ писаниемъ 1767 года, Декабря; вновь поновленъ 1842 г. Октября 14 дня, иждивениемъ Великоустюжскихъ купцов Григория Медведкова и Герасима Курбатова».[12]

В 1855 году иждивением купеческой вдовы Марфы Курбатовой переделаны полы теплого Мироносецкого храма и 16 октября церковь была вновь освящена.

В мае 1925 года началась перестройка храма в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской под клуб водников (Клуб речников). Тяжба между прихожанами и властью длилась почти год. Директор музея Н.Г. Бекряшев, например, доказывал, что здание является уникальным памятником архитектуры и поэтому его следует сохранить. Больше всех настаивал на перестройке секретарь комиссии Л.Н. Тюкавин и проект перестройки был утвержден. С западной стороны сделали двухэтажную пристройку, где разместились фойе и ряд помещений. С южной стороны пристроили вестибюль. С восточной – аппаратную. 15 мая 1926 года в бывшей Сретенской церкви торжественно открылся Клуб водников (Клуб речников). 25 января 2002 года клуб сгорел, в настоящее время от Сретенского храма остался лишь обгоревший остов.

Храм во имя Жен Мироносиц закрыт в феврале 1930 года. В настоящее время в нем находится «Музей новогодней игрушки», филиал Великоустюжского музея-заповедника. В 1930 году с колокольни сняли колокола, а потом и сама колокольня была разрушена.

Далее в описании Сретенского и Мироносинского храмов использована статья А. Попова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1875 году. [13]

Сретенский собор состоит: холодная церковь во имя Сретения иконы Владимирской Божией Матери с приделами во имя Симеона Богоприимца и Николая чудотворца; теплая церковь во имя святых Равноапостольских Жен Мироносиц; отдельно стоящей колокольни.

Холодная церковь во имя Сретения иконы Божией Матери Владимирской. Имела семь куполов украшенных просечными золочеными крестами: пять над основным храмом и по одному над приделами во имя Николая чудотворца и во имя Симеона Богоприимца. Приделы, палатки и трапеза окружали главный храм в виде пристроек. Алтарь от церкви отделен каменной стеной. Стены и своды алтаря, храма и трапезы были расписаны.

В алтаре изображениями Отечества, Тайной Вечерни, шести блаженств Евангельских и семи Ангелов, роспись поновлена в 1841 году иждивением Герасима Курбатова. На стенах церкви по штукатурке в шести ярусах изображены: В первом ярусе – Страшный Суд и Евангельские события; Второй и третий ярусы – Вселенские и Российские святители; В четвертом ярусе – притчи Евангельские; В пятом ярусе – чудеса Христовы; В шестом ярусе – страдания Христовы. На своде – господь Саваоф окруженный Херувимами. Живопись относится к 1745 году.

В алтаре: образ Божией Матери Цесарской стоящий за престолом в резной золоченой тумбе, украшенный серебром золоченым и жемчугом; образ Божией Матери Иверской древний, подарок купца Стрельникова в той же тумбе, украшенный резным золоченым серебром; образ Божией Матери Владимирской в отдельной тумбе с рукоятием, образ был в деревянной церкви запрестольным. Предалтарный иконостас резной золоченый в пять ярусов, современен времени построения храма.

Царские врата с двойной резьбой золоченые с шестью клеймами: Благовещение Божией Матери и четыре Евангелиста. Над вратами в полукружии Тайная Вечерня.

Местные образа по правую сторону царских врат: образ Вседержателя в 1827 году украшен чеканной серебряной золоченой ризой купцом Г. Медведковым; образ Божией Матери Владимирской украшен на подобии подлинной Владимирской иконы. Вокруг образа на особой деке изображен акафист Божией Матери, в трех клеймах избавление Москвы Божией Матерью от Тамираксака, внизу подпись: «писаны кондаки и икосы 1725 года»; образ Сретения Божией Матери Владимирской с историей перенесения образа Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году; образ Знамения Божией Матери; образ Иоанна Предтечи; образ Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев.

Слева от царских врат: образ Божией Матери Казанской в 1829 году богато украшенный купцом Адрианом Саблиным; образ Воскресения Христова украшен в 1852 году прихожанами; образ Пресвятой Троицы с надписью: «писанъ сей образъ 1726 года W.T.”; образ Жен Мироносиц с надписью: «писанъ сей образъ 1724 года, писалъ Стефанъ Соколовъ»; образ Святого Николая Чудотворца с надписью: «1717 года написанъ сей образъ»; образ Трех Вселенских Святителей.

Второй ярус: по центру над царскими вратами два Ангела, резные, держащие над вратами корону, а по сторонам на двенадцати деках Господские и Богородичные праздники. Над пономарской дверью - образ Божией Матери Неопалимая Купина с надписью: «1672 года, Марта въ 1-й день, писанъ сей образъ тщаниемъ и иждивениемъ Григорья, Федора и Петра Сусловыхъ, и отдана съ паю (съ обща) въ церковь къ Сретению Богородицы в казну». Третий ярус: по центру Господь Вседержатель, по сторонам на десяти деках предстоящие Божия Матерь и Иоанн Предтеча, два Ангела и четырнадцать Апостолов. Четвертый ярус: по центру Божия Матерь, сидящая на престоле, по сторонам на десяти деках Пророки. Пятый ярус: по центру Господь Саваоф, по сторонам на десяти деках Праотцы.

Над иконостасом Распятие Христово с предстоящими и два клейма: снятие Спасителя с креста; положение Спасителя во гроб. Образа иконостаса большей частью древние, украшавшие еще деревянный храм.

Придел во имя Симеона Богоприимца. Находился с южной стороны Сретенского храма и имел отдельный вход с крыльцом, железными створчатыми дверьми (за правым клиросом) соединялся со Сретенской церковью. В приделе алтарь, трапеза и в юго-западном углу кладовые.

В алтаре антиминс древний на холсте освящен в 1748 году епископом Великоустюжским и Тотемским Варлаамом. Алтарь от придела отделен иконостасом. Предалтарный иконостас столярный, золоченый, в четыре яруса. Царские врата прорезные.

Первый ярус: образ Спаса Нерукотворенного с подписью: «писанъ дьячкомъ сего собора Максимомъ Шаламовымъ 1818 года»; образ Сретения Господня, вклад Семена Шиловцева, современен построению храма; образ Божией Матери Неопалимая Купина, старинного письма, похожего на суздальское; образ Божией Матери Одигитрии; образ Святителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Московских чудотворцев. Второй ярус: в центре коронование Божией Матери, по сторонам на десяти деках двунадесятые праздники. Третий ярус: в центре Господь Вседержатель, по сторонам Божия Матерь, Иоанн Предтеча и святители. Четвертый ярус: в центре Распятие Христово, по сторонам предстоящие и на шести деках страдания Христа. Образа иконостаса не отличаются богатством украшения, некоторые лишь имеют серебряные с золочением венцы и большей частью собраны из бывших в деревянных церквях.

Придел во имя Святителя Николая Чудотворца. Находился с северной стороны Сретенского храма, имел отдельный вход с крыльцом, стеклянными дверьми (за левым клиросом) соединялся со Сретенской церковью. В приделе алтарь, трапеза и кладовые. В алтаре антиминс древний на холсте освящен в 1748 году епископом Великоустюжским и Тотемским Варлаамом, такой же как и в приделе Симеона Богоприимца. Иконостас столярный, крашеный в три яруса, старинной работы, возможно, существовавший еще в деревянной церкви.

Первый ярус: образ Вседержателя; образ Святителя Николай с подписью: „поновлен 1794 году"; образ Благовещения Божией Матери; образ Жен Мироносиц; образ Знамения Божией Матери; образ Рождества Божией Матери с Рождеством Христовым и четырьмя святыми. На пономарской двери изображен Архидьякон Стефан. Второй ярус: двунадесятые праздники. Третий ярус: Апостолы. Все образа в иконостасе старинные, вероятно бывшие украшением деревянных храмов. В притворе поставлен образ Преподобного Макария Желтоводского, вероятно, бывший местным в одноименном приделе.

Теплая церковь во имя Равноапостольских Жен Мироносиц. Каменный пятиглавый храм с золочеными крестами в два этажа, весь первый этаж занимали кладовые, а на втором этаже находилась церковь Жен Мироносиц. С западной стороны церкви пристроено каменное крытое крыльцо, ведущее на второй этаж в храм.

Каменными простенками церковь разделена на алтарь, церковь и трапезу. Стены и своды всех помещений расписаны. В церкви на своде изображено Коронование Божией Матери, на стенах Евангельские события, в простенках и откосах окон разные Святители. Предалтарный иконостас столярный, выкрашенный белой краской, в четыре яруса, современен построению храма, украшен золоченой резьбой. Царские врата прорезные, наборные, золоченые с шестью стандартными клеймами Благовещения и четырех Евангелистов.

Первый ярус, справа от царских врат: образ Воскресения Христова с ризой и венцами серебряными золочеными; образ Святых Жен Мироносиц с ризой и венцами серебряными; образ Трех вселенских Святителей с венцами и ризой серебряными. Слева от царских врат: образ Божией Матери Тихвинской украшенный серебром, жемчугом, разноцветными камнями среди которых был алмаз; образ Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с ризой и венцом серебряным; образ Святителя Димитрия Митрополита Ростовского. Второй ярус: по сторонам свода на восьми деках двунадесятые праздники. Третий ярус: по центру Господь Вседержатель с предстоящими Ангелами, Божией Матерью и Иоанном Предтечей; по сторонам на восьми деках двенадцать Апостолов, а так же Зосим и Савватий Соловецкие и Прокопий и Иоанн Устюжские. Четвертый ярус: по центру Божия Матерь, а по сторонам на шести деках Пророки.

Кроме этого в отдельных иконостасах имелись: У северной стены за левым клиросом в двух ярусном иконостасе: образ Преподобного Петра и Марфы, вклад Худяковых; образ Божией Матери Всех Скорбящих, украшенный золоченой серебряной ризой и надписью на обороте «180 год». У южной стены на правом клиросе в особом иконостасе: древний образ Жен Мироносиц двухсторонний, на обороте Божия Матерь Владимирская украшенная ризой из крупного жемчуга и разных дорогих камней в том числе и бриллиантовые вставки (древнего письма); образ Божией Матери Всех Скорбящих; образ Божией Матери Владимирской.

Трапезная. Имела резной крашенный иконостас в котором находились: образ Вседержателя в облаках с Иоанном Предтечей и с восьмьюдесятью Российскими Святыми в молении; образ Святого Николая Чудотворца с серебряными чеканными венцами; образ Божией Матери сидящей на Престоле в облаках, со стоящим под ней Ангелом Хранителем, а по сторонам сорок шесть Печорских угодников; образ Священномученика Харлампия. Все эти образа древнее иконостаса, находящегося в трапезе.

Колокольня. Находилась на одинаковом расстоянии между зданиями Сретенской и Мироносицкой церкви. Имела вид четырехугольной трехярусной колонны со шпилем и крестом и была самой высокой в Устюге, поэтому на ней стали размещать караул, следивший за возникновением пожаров. Колокольня имела десять колоколов. На одном, отлитом в Голландии, была латинская надпись: Laudate Deum in timpani et choro, Iaudate Eum in organo et chordis, 1558 года”.

Из церковной утвари Сретенских храмов достойны внимания:

- наперсный крест с 12-ю частицами мощей святых: „апостола Андрея Первозваннаго, архидиакона Стефана, Василия Великаго, Иоанна Милостиваго, велико-мученика Феодора Стратилата, мученика Пантелеймона, мученика Евстафия Плакиды, мученика Прокопия, мученика Анастасия Перскаго, мученика Mepкуpия, мученика Лукиана, и муч. Феодосии". (Наименования всех мощей были написаны внутри креста). Так же внутри креста имелась надпись: „лета 7193 в сей святый крестъ положены сии святыя мощи въ царствующемъ граде Москве, Благовещенскаго собора, что у ветхихъ вратъ на сеняхъ, Иереемъ Иоанномъ, во славу Святыя Троицы и Пречистыя Богородицы". На задней стороне креста было написано: „лета 7193 сей Святый крестъ Господень состроенъ тщаниемъ гостя Семена Хрисанфова сына Шиловцова, жены ого Марфы Терентьевы дщери, в градъ Великий Устюгъ, на посадъ въ церковь Владимирския Богородицы и Святыхъ Женъ Мироносицъ».

- напрестольное Евангелие, обложенное чеканным золоченым серебром, весом более 32 килограмм (из них большая часть веса – серебро). На верхней крышке в финифтяных клеймах по центру страдания Христовы, а по углам Евангелисты. Над средником Сошествие Святого Духа на Апостолов, по сторонам: Григорий Нисский, священномученик Анисией, Святые Жены Мироносицы. Под средником в четырех клеймах страдания Христовы, а под ними Прокопий и Иоанн Устюжские. На нижней крышке 20 клейм черневой работы с изображением сорока Праотцов. Евангелие это было приложено в 1775 году прихожанином Григорием Захаровым.

- пять подвесных лампад весящих под местными образами в Сретенском храме изготовленных устюжскими мастерами в 1759 году по Указу епископа Великоустюжского и Тотемского Варлаама.

Литература: 1. Попов А. Сретенско-Мироносицкая церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Января 1. № 1. 1875. Стр. 10. 2. Архангелогородский летописец. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 87-88. 3. Попов А. Сретенско-Мироносицкая церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Января 1. № 1. 1875. Стр. 11. 4. Ардашев В. Летописъ семисотлетниго существования города Устюга – Великаго. – Вологодскихъ губернскихъ ведомостей. Октября 19. № 42. 1857. Стр. 301. 5. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. /Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 48. 6. Сотная книга 1630 года. В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 20-21. 7. Писцовая книга 1676-83 г.г. В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М.Н. Лаврова. 1888. Стр. 75-78. 8. Ардашев В. Летописъ семисотлетниго существования города Устюга-Великаго. – Вологодскихъ губернскихъ ведомостей. Ноября 9. № 45. 1857. Стр. 325. 9. Попов А. Сретенско-Мироносицкая церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Января 1. № 1. 1875. Стр. 12. 10. Попов А. Сретенско-Мироносицкая церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Января 15. № 2. 1875. Стр. 34. 11. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. /Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 120. 12. Попов А. Сретенско-Мироносицкая церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Января 15. № 2. 1875. Стр. 34. 13. Попов А. Сретенско-Мироносицкая церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Января 1. № 1. 1875. Стр. 10-18. Января 15. № 2. 1875. Стр. 31-39.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.